Жизнь человека и его трудовую деятельность невозможно представить без общения с другими людьми. Те связи, которые имеют место практически ежедневно, представлены разнообразными общностями или группами. Самые небольшие из них являются начальными ячейками общества и составляют первооснову всех прочих составляющих его элементов. В малой группе можно увидеть проявление реалий жизни, взаимоотношений и деятельности большинства людей. В ней имеют место и различные социально-психологические процессы. Они и являются для каждого из ее членов частью духовной атмосферы, в которой им приходится жить и работать.
Психология группы или коллектива формирует у людей некоторые общие потребности, идеалы, интересы и т. д. Они-то, прежде всего, и являются теми регуляторами поведения деятельности, которые обуславливают активность человека общественного характера. Малые группы (коллективы) постоянно находятся в непрерывной динамике. Происходящие в них изменения выражены такими социально-психологическими процессами, как развитие и образование, принятие решений и руководство, конфликты, сплочение и т. д.
Определение понятия
Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:
- стоящие перед группой людей задачи;
- те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
- уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.
Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.
Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.
Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.
С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.
Социальные роли в коллективе
В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:
- координатор, который обладает развитыми организаторскими способностями, подбирает и направляет активность людей для выполнения цели;
- генератор идей, или теоретик, который составляет множественные альтернативы решения ситуаций, но не задействован на практике;
- контролер, который не обладает развитым творческим началом, но отличается эрудицией и широким кругозором; критикует и помогает совершенствовать идеи;
- шлифовальщик связывает идею решения одной проблемы с остальными целями и задачами;
- энтузиаст подвигает других на воплощение идеи;
- искатель выгод обеспечивает заинтересованность каждого участника в выполнении идеи;
- исполнитель сам реализует идею, но с подачи энтузиаста;
- помощник, который сам согласен на роли второго плана.
В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.
По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.
Теория Макаренко
Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.
Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.
- Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
- Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
- Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
- Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.
Методы и этапы формирования
Коллектив – это в психологии всегда группа людей, которой управляет организатор. Как описывалось выше, Макаренко утверждал, что любая группу проходит этапы становления. Его методы до сих применяются в разных видах коллективов.
Общение
Для того, чтобы наладить внутренние связи в коллективах любого размера, на руководителя ложится ответственность по сплочению людей. Это важный этап, который поможет избежать напряженной обстановки, снизит риск конфликтов. Сплоченный коллектив больше склонен к самоуправлению, распределению ролей, выбору лидера.
Как наладить общение внутри коллектива:
- Совместные мероприятия для сплочения, чтобы люди выстаивали связи вне рабочей деятельности.
- Формирование общей цели.
- Поощрение групповой работы.
Управления
К психологическим способам управления коллектива можно отнести следующие пункты:
- Убеждение подразумевает под собой аргументирование и логическое объяснение. Оно применяется для того, чтобы снять психологические барьеры, устранить конфликты, установить цели.
- Подражание. Еще Макаренко говорил, что нужно показывать участникам коллектива свой личный успешный пример. За таким руководителем пойдут люди, они будут верить в достижении поставленных целей. Образец поведения лидера или организатора становится источником для подражания.
- Вовлечение. Психологический метод, который также использовался Макаренко. Каждый участник привлекается к поиску решений, происходит совместный выбор лидеров путем голосования или обсуждения. Каждый участник чувствует, что его мнение ценное.
- Побуждение. Позитивный способ психологического воздействия. Он активно применялся в советское время. Сюда можно отнести такие формы побуждения, как внесение участника на Доску почета, вручение грамот. Это повышает моральную значимость участника коллектива.
- Принуждение. Психологический негативный прием, которых применяется в критических ситуациях, когда бездействие участника может привести к ущербу для всего коллектива. Участника вынуждают выполнять определенную работу.
- Требования. Такой способ может применяться только авторитетным руководителем, которого уважают в коллективе. В другом случае такой метод не будет работать.
- Похвала. Один из методов позитивного психологического воздействия. Он побуждает участника выполнять работу еще лучше, способ прекрасно мотивирует. Негативный противоположным способом является осуждение.
Коллектив, который находится на этапе становления, хорошо принимает советы. Это такой психологический метод, когда более опытный участник, лидер или руководитель рекомендует неопытному товарищу, как поступить в ситуации. Если совет приходит в ответ на просьбу, то вызывает уважение у неопытного участника. Непрошенные советы могут обидеть.
Традиции
Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.
Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.
Цели
Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.
Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.
В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.
Связь с другими словами
Слова начинающиеся на коллектив-:
- коллективизация
- коллективизм
- коллективная
- коллективное
- коллективноорганизованная
- коллективноорганизованное
- коллективноорганизованной
- коллективность
- коллективный
Слова заканчивающиеся на -коллектив:
- подколлектив
Гипо-гиперонимические отношения
совокупность группа коллектив компашка
Каким бывает коллектив (прилагательные)?
Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.
музыкальным трудовым дружным творческим целым авторским женским научным педагогическим маленьким новым мужским рабочим большим небольшим театральным человеческим единым любым детским танцевальным другим спаянным хорошим здоровым родным боевым слаженным никаким огромным многочисленным воинским учительским художественным джазовым многим замечательным прекрасным самодеятельным сильным производственным офицерским преподавательским профессиональным поэтическим журналистским хоровым большим славным многотысячным деловым драматическим редакционным народным армейским спортивным работящим бандитским школьным родоплеменным организованным настоящим отличным советским
Что может коллектив? Что можно сделать с коллективом (глаголы)?
Подбор глаголов к слову на основе русского языка.
проходить состоять подобраться решить работать распасться остаться представлять хотеть стремиться начаться попросить выпустить появиться вписаться оказаться проводиться сделать получить пройти вступать предпринять записать присоединиться отвернуться иметь собраться продолжать сложиться составлять действовать молчать заниматься выбрать принять вздохнуть меняться пользоваться играть поддержать успеть придти готовиться уполномочить оторвать держаться отправиться окружить влиться трудиться участвовать взбудоражить отмалчиваться выступать считать решать воздействовать выполнять поручить получиться обрести рисковать проявить оказываться
Ассоциации к слову коллектив
целома руководство алфавит качество цель список жанр выполнение данное управление мир частность работа стиль индивид помощь молдавия состояние рубеж отдых лицо малый москва школа результат место сторона сотня интерес клуб миллион состав название опаска поиск время устранение ход пресс право решение плечо процесс уровень история условие приход месяц зарплата греция сбор рабочий течение редакция киев машина пьянка повод постоянная коллектив конец глаз закон почта
Гиперонимы слова коллектив
- группа множество
Гипонимы слова коллектив
- компания экипаж штат компашка коммуна хор труппа артель оркестр бригада семейство дуэт триумвират партия децемвират
- собрание редакция болото дуумвират шестерка
- школа джаз квартет квинтет секстет септет
- балет
- команда
Сфера употребления слова коллектив
Общая лексика Реклама Деловая лексика Экономика Юридический термин
Признаки развитого коллектива
Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:
- Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
- Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
- Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
- Дружеское единение.
- Сдержанность в словах и эмоциях.
«Дворцовые перевороты»
И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.
Психологический климат
Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.
В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:
- Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
- Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
- Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.
Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.
Условия формирования сплоченной команды
Сплоченная команда может быть построена при следующих условиях:
- все члены имеют общие взгляды, ценности, мировоззрение;
- коллектив однороден по возрасту;
- в команде создана атмосфера общей психологической безопасности и принятия;
- руководитель является эффективным сотрудником и способен принять меры по сплочению;
- все работники охвачены активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая имеет значение для каждого.
Команда сплачивается также в процессе борьбы с соперниками (другим коллективом) за лучшие достижения.
Мотивация
Руководитель должен знать, как организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый работник был активен, заинтересован в достижении общего результата. Каждый сотрудник будет мотивирован и вовлечен в совместную деятельность, если осознает свою причастность. От мотивации зависит желание и увлечение совместной работой в команде. Определить уровень заинтересованности можно по показателю активности работника.
Целенаправленность
Целенаправленность предполагает общность интересов и стремление к общим результатам. Она зависит от того, насколько личные цели каждого сотрудника сопряжены с командными, дополняют ли они друг друга или, наоборот, противоречат. Уровень целенаправленности определяется степенью заинтересованности каждого члена команды в достижении общих целей. При этом каждый сотрудник должен быть направлен в своей деятельности на результат.
Структурированность
Структурированный коллектив – это команда, в которой каждый член четко знает свои обязанности, функции и ответственность. При решении сложных задач сотрудников можно легко разбить на группы. Также без труда решаются вопросы подстраховки, дублирования.
Целостность
То, насколько сотрудники взаимозависимы друг от друга, влияет на их общность и совместимость. Чтобы определить целостность коллектива, выясните, в каком соотношении находится индивидуальная и групповая деятельность.
Организованность
Коллектив, объединенный общей целью, собран и организован. Он легко организует свою деятельность в соответствии с планом. Такой командой легко управлять, так как каждый ее член пунктуален, исполнителен и самоорганизован.
При условии качественных управленческих решений, совместная работа на местах выполняется по установленному плану. Каждый работник отвечает за свой участок работы, беря на себя делегируемую степень ответственности.
Согласованность
Сплоченный дружный коллектив работает быстрее и эффективнее. Согласованность – это значит, что все действия гармоничны, и члены команды взаимодействуют между собой. Степень конфликтности низкая, так как управленческие решения устраняют противоречия и разобщенность.
Результативность
Только если каждый сотрудник заинтересован в деле, и весь коллектив работает слажено, можно достигнуть высоких результатов. В дружной команде каждый работник знает, что от результативности его деятельности зависит эффективность работы всего предприятия, поэтому будет качественно выполнять обязанности, беря ответственность за свой участок. В коллективе единомышленников все не просто ходят на работу, а работают на результат.
Личность и коллектив
Между каждым индивидом и группой могут складываться определенные отношения, развитие которых чаще всего осуществляется по одному из трех сценариев:
- Личность подчиняется коллективу. Подобное происходит либо формально, либо имеет место на практике.
- Коллектив подчиняется личности. В этом случае возможно изменение структуры группы, а также ее социального опыта. Под сомнением оказываются формальные лидеры и авторитеты.
- Возникает гармония между коллективом и личностью. Этот вариант является оптимальным. Личность и коллектив в психологии считаются пришедшими к гармонии, если каждый из участников группы в действительности, а не формально разделяет общие ценности и убеждения, соблюдая их постоянно. Порой гармонию путают с сосуществованием. Однако при последнем варианте коллектив считается таковым лишь формально.
Нередко в трудовых или иных сообществах наблюдается возникновение неформальных групп. Основаны они на симпатии людей, их интересах и дружбе. Такие группы, в свою очередь, оказывают влияние на ценности коллектива. Порой они меняют и его воспитательные направления. В этом случае коллектив может превратиться как в конструктивную систему, так и в деструктивную.
Диагностика отношений в коллективе
Успешность развития коллектива исследуется с помощью социограммы. Она основана на выделении референтных (значимых) людей и групп, которые в свою очередь складываются из предпочтений, а предпочтения из симпатий.
Каждому участнику коллектива предлагается выделить двух приятных людей и двух неприятных (с кем бы он хотел работать и с кем не хотел). Все результаты записываются в форме круга (инициалы участников коллектива). Между инициалами расставляются стрелки (связи). Такая социограмма позволяет:
- выявить потенциальный актив;
- потенциального руководителя;
- изгоев.
Налаживание отношений
Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:
- Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
- Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
- Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
- Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
- Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.
Развитие личности
Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:
- Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
- Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
- Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.
Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.
Факторы
Чтобы понимать, как сплотить коллектив, нужно понять, какие нюансы приводят к разобщенности. Более того, на начальном уровне необходимо помнить, что формирование команды происходит поэтапно. Любой тимбилдинг — это коллективная работа и она требует погружения. Ниже приведены определения основных условий/критерий формирования сплоченного коллектива:
- совпадение интересов;
- в коллективе работают люди одной возрастной категории;
- доброжелательность;
- общая психологическая безопасность;
- желание рассмотреть и принять мнение другого человека;
- активная деятельность;
- работа на результат;
- положительный пример в лице руководителя.
Разобщенность может быть вызвана даже не внутренними конфликтами, а тем обстоятельством, что в компании работают люди разного возраста.
Факторы
Функции коллектива
В отношении личности организованное сообщество:
- дает защиту и поддержку;
- удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
- позволяет человеку самореализоваться.
Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.
Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.
Инструменты сплочения
Если развить в сотрудника желание помогать друг другу, то появится взаимопонимание. Ведь сплоченность коллектива это совокупность человеческих качеств, которые развиты в положительном ключе. Основные инструменты:
- Создание корпоративных традиций.
- Совместное времяпровождение вне работы: активный отдых, тренинги, празднования.
- Систематические собрания, на которых будут обсуждаться не только рабочие моменты.
- Геймификация и общение.
- Творческий и интеллектуальный тимбилдинг.
Требуется проводить анализ индивидуальных/психологических особенностями каждого члена команды. Разобщенность может возникать даже в том случае, когда людей объединяет одна цель.
Инструменты создания сплоченности
Управление персоналом
Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:
- комфорта пребывания на рабочем месте;
- удобного оборудования;
- хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
- подходящей заработной платы;
- возможности личностного и карьерного роста.
Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.
Рекомендации руководителям
Слаженный коллектив — это заслуга руководителя предприятия. Он должен подходить к организации рабочего процесса с точки зрения психологии. Разрешение конфликтных ситуаций, дельные советы среднему звену — это правильный путь. У «правильного подхода» к сотрудникам есть множество синонимов, который должен знать каждый начальник:
- Обоснованность распоряжений и претензий.
- Выбор системы методов и приемов.
- Правильное распределение полномочий.
- Внимательное отношение к подчиненным.
- Участие в деятельности коллектива.
Равноправие и адекватная оценка работы сотрудников должны быть на первом месте. Сложно найти общий язык двадцатилетнему парню с дамой бальзаковского возраста, но если молодой человек посмотрит на коллегу, как на наставника, а тот, в свою очередь, увидит в молодом сотруднике ученика, сплоченность произойдет, невзирая на возрастную пропасть.
Даже если коллектив — единое целое, требуется постоянная работа, которая позволит поддерживать это состояние. Его может нарушить любой фактор извне: появления нового члена команды, конфликтная ситуация или несовпадение во взглядах. Успех будет зависеть от ряда факторов и иногда одних тренингов недостаточно.
Особенности педагогического коллектива
По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.
В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.
Преимущества коллективного труда
- Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
- Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
- Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
- В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
- Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
- Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.