Для чего человеку требуется уметь быть смешным? Ответить на этот вопрос можно по-разному. Но, так или иначе, любой из ответов приведет нас к тому, что юмор важен в любой области нашей жизни, а также высоко ценится окружающими. Если человек обладает чувством юмора и остроумием, жить ему намного легче, чем тому, у кого этого нет.
Люди с плохо развитым чувством юмора зачастую отличаются рациональностью и прямолинейностью, из-за чего у них нередко возникают трудности с социальной адаптацией и коммуникацией. Для таких людей и незначительные передряги заканчиваются стрессом. Но если чувство юмора есть, то психологические защитные механизмы выполняют свои функции намного эффективнее. Согласитесь: ведь как хорошо было бы, если мы всегда могли с легкостью воспринимать происходящее и находить в любой ситуации нечто забавное? Именно это и является одной из причин, по которым многие желают развить чувство юмора.
Как вы сами считаете, кому проще общаться: застенчивому, неуверенному в себе и робкому малому или тому, кто умеет забавно сострить в компании, посмеяться над собой, развеселить, привлечь внимание противоположного пола классной шуткой? На наш взгляд ответ очевиден.
Преимущества развитого чувства юмора можно перечислять еще очень долго, но мы думаем, что двух рассмотренных вполне достаточно, чтобы сделать определенные выводы, хотя о пользе юмора мы еще побеседуем. А пока давайте подумаем: а можно ли вообще чувство юмора и остроумие развивать? Есть ли у человека, который никогда не умел шутить или вовсе отличался угрюмостью и отсутствием жизнерадостности, шанс измениться и впустить в сознание позитив? У нас есть плохая новость для вас – в одночасье сделать этого не получится. Но у нас есть и хорошая новость – при желании сделать это можно, причем сворачивать горы не придется!
Безусловно, в том, что чувство юмора передается в генах, нет никакого сомнения. Однако это совсем не повод ставить на себе крест, если предок не был Михаилом Задорновым или Чарли Чаплином. После рождения человека развитие чувства юмора уже зависит от особенностей среды, где он растет, тонкостей воспитания и других условий. Но мы не ставим перед собой задачу забраться в самые дебри влияний, оказываемых действительность на человеческое сознание.
Мы хотим сказать о том, что развить чувство юмора и научиться быть смешным может любой человек и практически в любом возрасте. Все, что для этого потребуется – это узнать основные закономерности комического как такового, и изучить практическую информацию, включающую в себя приемы, методы и способы развития чувства юмора. И эта информация находится прямо перед вами – в курсе, введение к которому вы сейчас читаете.
Наш онлайн-курс по развитию чувства юмора состоит из шести уроков с массой теоретической и практической информации, интересными примерами и упражнениями, доступными для применения на практике уже с первых минут изучения. Плюс к этому мы подобрали немало примеров шуток, что позволит вам наглядно увидеть, как вообще нужно шутить, что следует учитывать и на что обращать внимание на своем пути овладения мастерством комика. Так что не теряйте времени даром, и продолжайте читать дальше.
Что такое чувство юмора
Чувством юмора
называют психологическую особенность человека, которая состоит в выявлении всевозможных противоречий в окружающем мире и их последующей оценке с комической точки зрения. Оно начинает проявлять себя и развиваться уже в раннем детстве под воздействием окружающей среды, комических проявлений других людей, забавных ситуаций и других предпосылок. Если же таких предпосылок нет, у человека формируется прямолинейный характер, что может повлечь за собой немало социальных и психологических трудностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что чувство юмора позволяет человеку:
- Легче справляться с трудностями, проблемами и сложными жизненными обстоятельствами
- Быстрее находить общий язык с окружающими
- Находить в обществе людей близких по духу
- Не быть чересчур серьезным человеком
Интересно то, что чувству юмора посвящены целые исследования. Во многих из них ученые пытались измерить чувство юмора разных людей, а также связать его с прочими характеристиками личности.
Оценки производились (и продолжают производиться) с позиции психологии, социологии, лингвистики, антропологии и других научных дисциплин. А среди сотен теорий юмора есть те, где говорится о том, что задача чувства юмора состоит в разряжении напряженности и стресса, а также побуждении к поиску новых интерпретаций жизненных ситуаций. Исходя из этих теорий, все шутки сопровождаются повышающимся вниманием по мере их изложения и следующей за этим разрядкой, когда шутка оканчивается. Причиной возникновения новых интерпретаций служит то, что шутки влекут за собой неожиданные ассоциации не связанных друг с другом и даже конфликтующих обстоятельств.
Есть также теории, в которых юмор служит средством разрядки агрессии и отрицательных эмоций. Хотя в определенных кругах, например, среди военнослужащих, медиков, чиновников, уголовников и т.д. имеется свой собственный, особый юмор, из чего следует вывод, что чувство юмора в той или иной мере субъективно.
В общем и целом же, чувство юмора следует понимать как способность видеть смешное в ситуациях, людях, окружении, рассказах и т.д. Защитная же функция юмора выделяется практически всеми исследователями.
Но давайте подытожим: один из авторитетных исследователей юмора Богдан Дземидок в своей работе «О комическом», фокусируясь на социальной роли юмора, определяет несколько основных его функций:
✔ | Познавательная функция. Юмор трактуется как средство познания мира и усвоения представлений о нем. Юмористика, которой предписывается наибольшая познавательная ценность, показывает реальность в истинном свете, не деформируя ее явления и не пытаясь ее видоизменить. Познавательная составляющая юмора делает знания человека о мире и других людях глубже, научает определять различия между содержанием явлений и их формой, а также предостерегает от поспешных выводов. |
✔ | Развлекательная функция. Здесь все просто – юмор обладает способностью поднимать настроение и вызывать смех и положительные эмоции. |
✔ | Терапевтическая функция. Состоит в способности юмора быть утешением человека в его личных разочарованиях и неудачах. Самоирония представляет собой форму защиты и от влияния извне, и от самого себя, т.е. от своего же пессимизма, уныния, страхов, сомнений и т.п. |
Но не будет лишним сказать и еще об одной функции юмора, о которой в свое время говорил известный немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг:
✔ | Воспитательная функция. Здоровый юмор служит мерой развития нравственности, а потому посредством него можно наставлять, учить и воспитывать детей. |
Все это лишь базовая информация о чувстве юмора, и если вдаваться в эту тему более подробно, можно собрать превеликое количество данных, рассматривающих его со всех сторон и ракурсов. Если вам интересная эта тема – к вашим услугам интернет и библиотеки с десятками энциклопедий. Мы же продолжим разговор о практической стороне применения чувства юмора.
Шутка шутке рознь, или нужно ли следить за своими словами?
Несомненно, нужно! Ведь шутки иногда касаются действий и характеристик другого человека. Здесь важно не задеть больное место, не обидеть. Не все поймут шутку о себе, даже если она высказана в положительном ключе. Сначала можно практиковаться на себе, подмечать свои комичные моменты и на их почве хохмить. Это поможет практиковать добрый смех, воспринимать действия – свои и других людей – иронично, а также придаст уверенности в процессе формулирования качественных шуток.
Но не нужно перегибать палку в контроле своих изречений, ведь юмористические шедевры рождаются в расслабленном и уверенном состоянии, поэтому иногда нужно давать волю словам.
Чувство юмора на практике
После всего, сказанного выше, вы наверняка не станете спорить с тем, что чувство юмора относится к главнейшим качествам, которыми должен обладать человек. Но все же есть смысл сказать еще несколько слов о его практическом применении.
В первую очередь хотелось бы указать на то, что оно позволяет очень быстро расположить к себе собеседника, и не важно: понравившаяся это девушка или парень, потенциальный партнер по бизнесу, коллега по работе или простой сантехник, недовольно зашедший в дом, чтобы поменять унитаз.
Человек, способный умело и красочно пошутить, всегда будет отличаться остроумием и обращать на себя внимание, заводить компанию, привносить в общество положительный настрой. Помимо прочего, чувство юмора можно отнести и к качествам лидера и того, к кому часто, если уж не всегда, будут прислушиваться и считаться с его мнением.
Но обладать чувством юмора – это значит не только уметь шутить и острить, но и понимать юмор других людей, быть восприимчивым к шуткам в свой адрес, обладать способностью вести себя комично, парировать колкие замечания и сохранять лицо в любой каверзной ситуации. Также желательно владеть навыком выражения юмора на письме и даже в рисунках – это ощутимые бонусы в копилку тому, у кого хорошо подвешен язык.
Практическое чувство юмора – это еще и умение отличать одну форму комического от другой. Вы, например, можете отличить иронию от сарказма, прикол от стеба, стендап от миниатюры? Опытный юморист знаком со многими комическими формами, жанрами и приемами.
В итоге, чтобы смело считать себя остроумным человеком с хорошим чувством юмора, нужно обладать рядом определенных качеств.
Для кого-то чувство юмора является даром, но для людей, работающих над собой, это просто очередной навык, которым они в состоянии овладеть. Но вот делать это нужно не абы как, не спонтанно, не хаотично, а регулярно, осознанно и систематизированно. Если и вы твердо решили для себя, что хотите научиться шутить и повысить качество своего чувства юмора, то вы на верном пути – мы расскажем обо всем, что нужно делать.
Интеллект
Люди, которым постоянно нужно объяснять, «где смеяться», не понаслышке знают, как тяжело осмысливать юмор. Обработка юмора дается далеко не каждому и требует сложного мышления и умения смотреть на вещи под разным углом. Кроме того, для понимания юмора просто необходима склонность к абстрактному мышлению, воображение, жизненный опыт, а следовательно и интеллект.
Более того, антропологи утверждают, что чем чернее юмор, тем выше интеллект его обладателя.
Мало кто знает, что черный юмор используется в психологии. С его помощью пациентам помогают пережить трагические события, такие как болезнь, смерть близкого человека или дискриминация.
Как этому научиться
Бесспорно: умение развивать чувство юмора и пользоваться им на благо себе и окружающим не приходит из ниоткуда. Конечно, кто-то классно юморит и развлекает других и себя уже с малых лет, ведь наследственность есть наследственность. Такие люди, кстати, очень часто посвящают юмору свою жизнь и становятся профессиональными комиками, да и учиться быть смешными им не обязательно (хотя даже они оттачивают свое мастерство и повышают скилл, как сейчас говорят). Остальным же требуется трудиться, чтобы «выловить рыбку из пруда», стараться, заниматься и развиваться. Но и воспринимать этот процесс, как непроходимую преграду, не нужно – научиться можно всему, причем своими силами – было бы желание.
Как и в любой другой теме, в развитии чувства юмора существуют две стороны:
1 | Теоретическая сторона – включает в себя информацию теоретического характера, требующуюся для создания базы для практики. |
2 | Практическая сторона – использование теоретической информации в практической деятельности. |
Сложность, правда, нередко состоит в том, что многие люди, освоив теорию, бросают начатое на полпути, и так и не переходят к практике. И причина здесь кроется не только в индивидуальных особенностях каждого человека. Дело в том, что любой обучающий курс, любой тренинг, любой теоретический материал должен создаваться с основой на последующую практику. В противном случае знания просто запылятся на полках памяти, покроются паутиной, задвинутся в дальние углы и не принесут никакой пользы.
Руководствуясь этой идеей, мы и разработали представленный курс по развитию чувства юмора. Мы преследуем две цели: первая – это снабдить вас качественным материалом для прочтения и изучения, а вторая – научить использовать его в жизни. Поэтому и каждый из уроков курса отличается двусторонней направленностью: в них есть и теория, без которой практика просто невозможна, и практика – советы, рекомендации, упражнения и приемы – инструменты для перехода от слов к делу.
Использование опыта авторитетов
Для того чтобы научиться качественно шутить, можно выбрать авторитетного весельчака на телевидении и повторять его шутки. Если вы считаете, что пахнет плагиатом, фразу можно видоизменить, не трогая при этом смысл. При таком подражании вы можете произвести впечатление на окружающих без проблем, ведь мало кто будет знать, что это не ваш экспромт. Повторяя шутливые фразы, вы развиваете ассоциативное мышление, которое является основой формирования чувства юмора. Кроме этого, формируется ироничное отношение к окружающим людям, событиям или явлениям, а это путь к качественным шуткам.
Уроки юмора
В нашем арсенале уже немало курсов и тренингов, за своими плечами мы имеем хороший опыт в разработке и составлении обучающих методик. Для команды 4Brain уже стало традицией проводить тематические исследования, систематизировать материал, выбирать из огромного количества источников самое важное и интересное, адаптировать полученные данные для легкого восприятия и быстрого применения и придавать всему этому прекрасную форму. Точно так же мы поступили и сейчас.
В последующих шести уроках мы рассмотрим наиболее значимые на наш взгляд темы, касающиеся развития чувства юмора, самые эффективные приемы, советы от профессиональных юмористов и простые в применении упражнения:
Урок 1. Теории юмора и природа комического
Если есть задача подойти к развитию чувства юмора грамотно и полноценно, в обязательном порядке нужно узнать о том, какова природа комического, какие есть теории юмора, как он трактуется исследователями и учеными. Такие знания формируют правильное понимание смешного и его адекватное восприятие, а также служат замечательной пищей для ума.
В первом уроке мы расскажем вам об идеях психологов и философов, таких как Род Мартин, Томас Гоббс, Теодюль Рибо, Чарльз Грунер, Француа Рабле и других. Вы узнаете о психоаналитической теории юмора, теории возбуждения и утешения, теории превосходства и унижения, теории несоответствия и прочих теориях. В заключение мы подведем краткий итог всему материалу урока.
Урок 2. Позитивное мышление как основа чувства юмора
Человека, который привык мыслить в негативном ключе, сложно назвать тем, кто обладает хорошим чувством юмора. Из-за особенностей своего восприятия он склонен видеть в происходящих с ним событиях и окружающем мире преимущественно то, что вызывает в нем страх, гнев, обиду, ненависть, чувство несправедливости и т.д. Все это говорит о том, что первым шагом на пути к развитию чувства юмора будет формирование позитивного мышления.
Из второго урока вы узнаете, в чем состоит суть позитивного мышления, и познакомитесь с различными техниками его формирования: замещением, ликвидацией, силой мысли, самоиронией. Также мы предложим комплекс практических рекомендаций и правил позитивного мышления на каждый день.
Урок 3. Виды и приемы комического
Уметь закинуть парочку шуток может любой человек. Однако истинный юморист – это тот человек, который способен «жонглировать» своим чувством юмора, преподнося его в разных формах; тот, кто умеет видеть и определять разные ситуации и подстраиваться под них; тот, кто понимает, как пошутить так, чтобы был достигнут максимальный результат. И научиться всему этому можно, только зная о видах и приемах комического.
Пройдя третий урок, вы узнаете, чем отличаются друг от друга шутка, анекдот, ирония, оксюморон, сатира и пародия, и увидите наглядные примеры каждого из этих видов. Во второй части речь пойдет о базовых приемах, а в заключении вам будет предложено несколько упражнений и рекомендаций на отработку навыков на основе полученной информации.
Урок 4. Развитие остроумия
Остроумие можно охарактеризовать как «мышцу» чувства юмора. Если она неразвита или вообще атрофирована, чувство юмора обязательно будет хромать, но если она сильна и жива – даже пара ваших слов сможет вызвать взрыв хохота и расположить к вам десятки людей. Чувство юмора и остроумие – две грани одного целого, и одно невозможно без другого.
Четвертый урок разделен на три части. В первой мы представим более десятка рекомендаций по развитию остроумия. Во второй – познакомим с пятью отличными приемами, каждый из которых сопровождается примерами. И в третьей – вооружим вас восьмью классными упражнениями, благодаря которым вы сможете стать настоящим остряком.
Урок 5. О чем нельзя шутить и от чего зависит успех шутки
Успех шутки далеко не всегда обусловлен техникой исполнения, оригинальностью, неожиданностью или своевременностью. Немаловажный фактор – это тема, на которую шутит человек, ведь если пошутить о том, о чем шутить не принято, шутка окажется неудачной, а сам шутник с большой долей вероятности окажется в очень невыгодном и незавидном положении.
В пятом уроке мы раскроем основные темы, которых избегают профессиональные комики и юмористы, и объясним, почему они являются таковыми. Помимо этого, вы узнаете, на что следует обращать внимание при составлении шуток и в самом процессе шутки. А в качестве дополнения будут приведены отличные рекомендации, предназначенные для начинающих шутников.
Урок 6. Формы комического
Кроме того, что есть разные виды и приемы комического, существует также и множество форм, в которых вообще преподносятся шутки публике. Проще говоря, выступая на сцене с юмористическим номером, не удастся выплыть на одном анекдоте, в то время как небольшая история вполне прокатит в дружеской компании. Аналогично этому и интересную сценку вряд ли уместно показывать на остановке другу, зато она отлично сгодится для выступления на публике.
Шестой урок посвящен формам комического. В нем мы, конечно, не будем рассматривать всего их многообразия, а коснемся только наиболее популярных в наше время форм. Говоря конкретнее, мы представим вам скетч, стендап, миниатюру, юмористические игры и one man show. А перейдя по дополнительным ссылкам, вы сможете посмотреть примеры выступлений артистов в этих формах.
Авторы курса:
Кирилл Ногалес и Евгений Буянов
Формула построения шуток в стендапе
Стендап-комедия – это шоу или представление, в котором комик разыгрывает оригинальные шутки на сцене, чтобы рассмешить публику.
Комедийные номера проходят по сценарию. Современная стендап-комедия возникла из водевилей в 19-м веке и сегодня остается популярной формой развлечения.
Шутки обычно имеют структуру и следуют определенной формуле. Юмористы называют набор (блок) шуток на одну тему «битом».
Большинство смешных шуток заканчиваются неожиданно для зрителей. Это связано с тем, что они лучше всего воздействуют на аудиторию, создавая предположение и разрушая это предположение именно тогда, когда слушатели меньше всего этого ожидают.
Шутка содержит такие элементы повествования, как сюжетная арка (начало, середина, конец), персонажи (тема), конфликт (ситуация или проблема, с которой сталкиваются персонажи), разрешение конфликта (кульминация).Стендап-шутка состоит из следующих трех основных частей.
Сетап (завязка)
Сетап (завязка) – информационная, несмешная часть шутки. Это начало выступления, где обычно подробно описаны персонажи, место, ситуация, на которых построен сюжет.
Завязка обычно констатирует некоторый факт, задает тон истории и знакомит с аудиторией. Во вступлении комики обычно создают предвкушение, за которым следует кульминация.
Панчлайн (кульминация)
Панчлайн (кульминация) – раскрытие сюжета, развязка, самые смешные части шутки.
Панчлайн обычно содержит элемент иронии или неожиданный поворот событий, заставляющий людей смеяться. Панчлайн должен быть коротким, иметь элемент неожиданности и вызывать наибольший смех.
В широком смысле кульминация также может означать неожиданное смешное завершение любого выступления, ситуации или истории. Оставить лучшие моменты напоследок – стратегия, гарантирующая, что выступление закончится на позитивной ноте.
В заключительной части допускаются отсылки к более ранним фрагментам шоу. У более длинных смешных историй могут быть и другие пики юмора. «Строки джеба» – острые юмористические реплики, создающие комедийное напряжение.
Тег (связующее звено)
Тег (связующее звено) – дополнительные реплики, произносимые после шутки. Тег связывает фрагменты в бите, обеспечивая плавные переходы между шутками и создавая целостное выступление.
В конце комедийного номера тег служит заключением, которое так же важно, как и начало выступления. Удачный тег обычно отсылает к более ранним фрагментам шоу и помогает оставить у аудитории положительное впечатление.
Большое значение в стендапе имеет стиль подачи и тон речи – жесты, выразительность, интонации голоса, которые определяют комедийный ритм и позволяют аудитории визуализировать историю для большей реакции.
Как проходить занятия
Как уже было сказано, наши уроки юмора полностью адаптированы для практических действий, а также подходят любому человеку, желающему развить чувство юмора. Однако наша задача – дать вам базу, а за то, что вы будете с ней делать, ответственность несете только вы. Мы говорим о том, что можно пройти хоть сотню курсов и набить свою голову кучей информации, но так и не сделать ничего стоящего в своей жизни. Поэтому старайтесь проецировать все из области знаний в область действий.
Чтобы проходить курс вам было удобнее, разбейте этот процесс на несколько стадий. Можете сделать так – изучайте по два урока в течение недели:
- Один день – изучение первого урока.
- Два дня – применение знаний на практике.
- Один день – отдых.
- Далее – по этой же схеме.
Конечно, это лишь пример, и вы имеете полное право придумать свою систему, более подходящую под вашу занятость. Единственное, на что мы хотим еще раз указать, – это то, что проходить уроки важно очень внимательно и с пониманием того, для чего вы это делаете.
А что касается практической составляющей курса (упражнений, приемов, советов, рекомендаций и т.д.), то они подразумевают не единичное, а многократное повторение – только так вы сможете усвоить материал полноценного, закрепить и отточить приобретенные навыки.
Постарайтесь выработать у себя полезную привычку напоминать себе, что вы развиваете чувство юмора и учитесь шутить, тогда и в реальной жизни с экспериментами на эту тему у вас не будет никаких проблем. С практикой применение знаний доведется до автоматизма, и надобность в тщательном самоконтроле отпадет сама собой.