Теория эмоций Джеймса Ланге: история, критика и примеры

гипотеза о происхождении и природе эмоций

Теория Джеймса – Ланге

— это гипотеза о происхождении и природе эмоций и одна из самых ранних теорий эмоций в современной психологии. Он был разработан независимо двумя учеными XIX века, Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге . Основная предпосылка теории состоит в том, что физиологическое возбуждение вызывает переживание эмоций. [1]Вместо того, чтобы ощущать эмоцию и последующую физиологическую (телесную) реакцию, теория предполагает, что физиологическое изменение является первичным, и эмоции затем переживаются, когда мозг реагирует на информацию, полученную через нервную систему тела. Он предполагает, что каждая конкретная эмоция связана с уникальным и различным паттерном физиологического возбуждения и эмоционального поведения в ответ на возбуждающий стимул.

Со временем эта теория подвергалась критике и видоизменялась как одна из нескольких конкурирующих теорий эмоций. Современные теоретики основываются на его идеях, предполагая, что переживание эмоции модулируется как физиологической обратной связью, так и другой информацией, а не состоит исключительно из телесных изменений, как предположил Джеймс. Психолог Тим Далглиш утверждает, что большинство современных аффективных нейробиологов поддержали бы такую ​​точку зрения. [2] В 2002 году в исследовании вегетативной нервной системы говорилось, что эту теорию «трудно опровергнуть». [3]

Происхождение

Вильям Джеймс – американец. Он занимался философией и психологией.

Карл Ланге – датский анатом и медик. Два ученых независимо друг от друга, в одно и то же время, пришли к одинаковым выводам в сфере эмоций человека.

В итоге была сформирована теория эмоций Джеймса Ланге, завоевавшая умы многих последователей. В 1884 году журнал Mind опубликовал статью Джеймса с названием «Что такое эмоция?», где автор показывает, что, отсекая от эмоции ее внешние проявления, от нее ничего не остается. Стоит отметить, что эта гипотеза была достаточно неожиданной и парадоксальной для этой сферы научных знаний. Вильям Джеймс предположил, что те признаки, которые мы наблюдаем и относим к следствиям от эмоции, являются ее причиной.

Наш организм реагирует на изменение окружающей среды, ее условий и, как следствие, в нем безотчетно возникают рефлекторные физиологические реакции.

К ним относится повышение секреции желез, сокращение определенных групп мышц и подобные проявления. Об этих всех изменениях в организм поступает сигнал. Он направлен непосредственно в ЦНС (центральную нервную систему). Как следствие, рождаются эмоциональные переживания. А значит, как говорит нам теория эмоций Джеймса Ланге, человек плачет не от печали, а наоборот, он впадает в грусть, как только заплачет или всего нахмурится.

Теория [ править ]

Эмоции часто считаются суждениями о ситуации, которые вызывают чувства и физиологические изменения. В 1884 году психолог и философ Уильям Джеймс предположил, что физиологические изменения на самом деле предшествуют эмоциям, которые эквивалентны нашему субъективному опыту физиологических изменений и переживаются как чувства. По его словам, «наше ощущение тех же изменений, которые происходят, и есть

эмоция». [4] Джеймс утверждал: [5]

Если мы воображаем какую-то сильную эмоцию, а затем пытаемся абстрагироваться от нашего сознания ее всех ощущений, присущих ее характерным телесным симптомам, мы обнаруживаем, что у нас ничего не осталось позади, никакого «умственного вещества», из которого может быть составлена ​​эмоция, и что все, что осталось — это холодное и нейтральное состояние интеллектуального восприятия. … Какого рода эмоция страха осталась бы, если бы не присутствовали чувства ни учащенного сердцебиения, ни поверхностного дыхания, ни дрожащих губ, ни ослабленных конечностей, ни гусиной кожи, ни внутреннего шевеления, — это совершенно невозможно думать. Можно ли представить себе состояние гнева и представить себе, что оно не закипает в груди, не приливает к лицу покраснение, не расширяются ноздри, не стискиваются зубы, не возникает стремления к энергичным действиям, а вместо них — расслабленные мускулы, спокойное дыхание. ,и безмятежное лицо? С одной стороны, автор данной статьи определенно не может. Ярость полностью испарилась, как и ощущение ее так называемых проявлений.

Врач Карл Ланге независимо разработал аналогичные идеи в 1885 году. [2] Оба теоретика определили эмоцию как ощущение физиологических изменений, вызванных стимулом, но теоретики сосредоточились на различных аспектах эмоций. [1] Хотя Джеймс действительно говорил о физиологии, связанной с эмоцией, он был больше сосредоточен на сознательных эмоциях и сознательном переживании эмоций. Например, плачущий человек считает, что ему грустно. Ланге переосмыслил теорию Джеймса, применив ее. Он сделал теорию Джеймса более проверенной и применимой к примерам из реальной жизни. [6]Однако оба согласились, что если бы физиологические ощущения можно было устранить, не было бы никаких эмоциональных переживаний. Другими словами, физиологическое возбуждение вызывает эмоции. [1]

По словам Джеймса, когда человек осознает физиологическое возбуждение своего тела и эмоциональное поведение, его эмоции проявляются. Он не считал, что реакция здравого смысла реальна, но что каждая эмоция вызывает определенную физиологическую реакцию. Например, когда кто-то слышит бьющееся стекло и думает, что кто-то ломается, его сердце начинает колотиться и они дрожат, Джеймс будет утверждать, что они испытывают эту физиологическую реакцию, потому что испытывают страх или могут стать грабителем. Или, если бы человек услышал бьющееся стекло и подумал, что это его сосед по комнате неосторожно и неуклюже, у него бы сильно колотилось сердце и поднялось бы кровяное давление из-за гнева объекта, согласно Джеймсу.

Джеймс утверждает, что последовательность событий при переживании эмоций такова:

Эмоциональный стимул → Паттерн физиологической реакции → Аффективный опыт.

Сама теория подчеркивает, что физиологическое возбуждение, за исключением эмоционального поведения, является определяющим фактором эмоциональных чувств. Он также подчеркивает, что каждое эмоциональное чувство связано с определенным уникальным паттерном физиологических реакций. Он должен соответствовать двум критериям, которые включают (а) должны быть вызваны как минимум две эмоции и (б) наличие любой эмоции должно быть проверено с помощью других мер, таких как мимика или устные отчеты. Примером может служить проведение эксперимента по измерению счастья и гнева. Одно исследование измеряет уровень счастья, но время от времени дает вознаграждение на протяжении всего эксперимента, в то время как другое исследование измеряет гнев, предлагая участникам разгадывать очень сложные кроссворды. Будут измерены их физиологические реакции — артериальное давление и электродермальные реакции.Также будут изучены словесные выражения и выражения лица, чтобы определить счастье или гнев. По словам Джеймса, результаты покажут, что физиологические модели, кровяное давление и электродермальные реакции будут демонстрировать разные модели для разных эмоций.

Дальнейшие исследователи также обнаружили, что между отдельными эмоциями существует несколько конкретных физиологических различий. Например, исследования показали, что частота сердечных сокращений всегда выше у людей, испытывающих гнев и страх, а не у тех, кто испытывает счастье или даже грусть. Это также показывает, что кровяное давление также выше у тех, кто испытывает гнев, чем у тех, кто испытывает страх, печаль и счастье. Он также показал, что электродермальные реакции были выше у людей, испытывающих страх, а не во время печали. Но были также случаи, когда физиологические паттерны не различались, из чего следует, что эта теория не на 100% точна и что не было уникального паттерна для каждой основной и отдельной эмоции.Это заставило их винить вегетативную нервную систему, потому что вегетативная нервная система реагирует глобально, а не демонстрирует эти отдельные реакции в вызывающей эмоции ситуации, и люди также обычно замечают только изменения в своей вегетативной нервной системе, а не какие-либо конкретные физиологические изменения. Что, в конце концов, приходит к выводу, что наше собственное восприятие физиологических реакций нашего тела не дает достаточных доказательств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.t предоставить достаточно свидетельств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.t предоставить достаточно свидетельств и доказательств, чтобы определить предметную природу эмоционального переживания.[7]

Конкретный путь, связанный с переживанием эмоций, также был описан Джеймсом. Он заявил, что объект воздействует на орган чувств , который передает информацию, которую он получает, к коре головного мозга . Затем мозг отправляет эту информацию мышцам и внутренностям , что заставляет их реагировать. Наконец, импульсы от мышц и внутренних органов отправляются обратно в кору, превращая объект из «объекта, просто воспринимаемого», в «объект, который ощущается эмоционально». [1]

Джеймс объяснил, что его теория противоречит здравому смыслу. Например, в то время как большинство могло бы подумать, что порядок эмоциональных переживаний будет таков, что человек видит медведя, пугается и убегает, Джеймс думал, что сначала у человека появляется физиологическая реакция на медведя, такая как дрожь, а затем он начинает бояться. и бежит. По словам Джеймса, сначала идет физиологическая реакция, которая воспринимается как эмоция, а затем следует реакция. [8]

Применение знаний

Если человек желает, чтобы у него были приятные переживания, ему необходимо вести себя так, будто это уже состоялось. Если случается плохое настроение – значит нужно начать улыбаться! Необходимо приучить себя улыбаться. Только таким образом человек начнет себя чувствовать жизнерадостной личностью.

Смысл, который вкладывает теория эмоций Джеймса Ланге в такие действия, заключается в том, что своими внешними выражениями (улыбкой, хмуростью) человек формирует свое окружение. Только уже после этого само окружение оказывает определенное влияние на человека.

Нетрудно заметить, что люди бессознательно сторонятся нахмуренных лиц. И это понятно. У каждого человека достаточно своих проблем. Ему не очень хочется сталкиваться с чужими. Если же у кого-то мы видим улыбку на лице, которое выражает оптимизм, то он нас располагает и вызывает отклик в душе.

Теория эмоций П. К. Анохина

Советский физиолог П.К. Анохин в разработке своей теории делал упор на теорию эволюции Чарльза Дарвина. Данная теория получила название «Биологическая теория эмоций». Согласно утверждению Анохина, получается, что эмоциональные ощущения, в процессе эволюции, фундировались как некий инструмент, который удерживает процесс в приемлемых границах.

Таким образом эмоции предупреждают характер разрушения, связанный с недостатком и избыточной информацией о некоторых факторах жизни организма.

В рассматриваемой теории, эмоциям отводятся роли, направленные на достижение целей:

  • Мобилизация
  • Стимул

Выделяются две стадии:

  • Формирование потребностей
  • Удовлетворение потребностей


Фото автора Kindel Media: Pexels
Согласно биологической теории Анохина, потребности порождают отрицательные эмоции, как инструмент мобилизации, таким образом способствуя удовлетворению потребности наиболее оптимальным способом. Положительные эмоции возникают в тех случаях, когда достигается нужный результат.

Неудовлетворенная потребность будет фонить чувством дискомфорта.

Суть биологической теории Анохина

Отрицательные эмоции указывают на отклонения во внутренней среде, и запускают определенную программу действий. После того, когда достигнут желаемый результат, возникает положительная эмоция. Она выступает в качестве конечного закрепляющего фактора. Но следует отметить, что положительная эмоция возникнет лишь в том случае, когда информация от результатов совершенного действия совпадет с ожидаемым результатом.

Положительная эмоция, закрепляясь в памяти, в дальнейшем будет принимать участие в процессе мотивации и иметь влияние на принятие решений о способе удовлетворения потребности.

Запрограммированные отрицательные эмоции, возникшие вследствие того, когда результат не совпал с ожидаемым, ведут к торможению неэффективных действий, и поиску новых оптимально успешных направленных на достижение цели.


Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

Какие сильные стороны показала теория эмоций Джеймса Ланге из экспериментов?

Люди, которые участвовали в испытательном процессе, должны были оценить предложенные карикатуры и анекдоты. Во рту они держали карандаш. Смысл был в том, что одни держали его зубами, а другие губами. Те, у кого карандаш был в зубах, невольно изображали улыбку, а другие наоборот – хмурость и напряженность. Так вот, те, у кого была улыбка, сочли предложенные карикатуры и анекдоты более смешными, чем вторая группа.

Выходит, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге имеет под собой почву. Она говорит нам о том, что эмоциональные состояния – это вторичное явление. Оно проявляется, как осознание приходящих в мозг сигналов, которые производит изменение во внутренних органах, мышцах и сосудах. В свою очередь эти изменения возникают в момент реализации поведенческого акта, как последствия эмоциогенного раздражителя.

Теория эмоций П.В. Симонова

Достаточно интересная, но в то же время очень простая теория от отечественного психофизиолога, биофизика и психолога П. В. Симонова. Называется «Информационная теория эмоций». По мнению Симонова информационная теория предполагает уточнения в части биологической теории П.К. Анохина.

Различие между информационной и биологической теориями заключается в том, что важно не только располагать информацией о результате в контексте достижимость/ не достижимость, но и знать степень вероятности.

Основополагающая формула теории Симонова

Её идея заключается в следующем:

Э = П * (Ис-Ин), где:

  • Э — эмоция.
  • П — актуальная потребность (её сила и качество).
  • Ис — информация о тех средствах, которыми обладает индивид в данный момент.
  • Ин — информация о тех средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности.
  • Ис-Ин — вероятность удовлетворения потребности, учитывающая приобретенный или генетический опыт.

Выводы по формуле:

  • Эмоции не будет, если есть потребность, но при этом человек обладает всей необходимой информацией для её удовлетворения.

Допустим, потребность скушать что-то сладенькое, побудила тебя пойти на кухню. Ты знаешь, что там тебя ждет вкусный тортик. Понятное дело, в данном случае никаких эмоций не будет. Ты просто удовлетворишь свою потребность.

  • Эмоция возникнет при наличии потребности


Giphy
Но, если, прейдя на кухню, ты увидишь, что кто-то из домашних съел твой тортик, или наоборот, купил еще один — появится эмоция.

Роль эмоций в теории Симонова

Симонов говорил о том, что, как бы не звучало парадоксально, но благодаря эмоциям обеспечивается оценка меры незнания. Данная формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают вследствие недостаточного количества информации. Положительные же, когда информация в избытке.

Как пример: негативный осадок от отпуска вследствие того, что ожидание не совпало с реальностью. То есть были завышены ожидания, а в реальности всплыло много «подводных камней», которые изначально не учитывались.

Напрашивается вывод:

  • отрицательные эмоции являются следствием недостаточного количества информации, или неприятной информации (например человек боится летать. Для него неприятной информацией будут случаи авиакатастроф);
  • положительные эмоции возникнут в том случае, когда информации было достаточно, или когда она оказалась выше ожидаемой (например, поездка в отпуск. В данном случае неожиданные бонусы в виде улучшенного номера в отеле или дополнительных услуг, бесплатно предоставленые отелем).

Суть теории Симонова заключается в том, что в нормальных ситуациях, когда поведение человека ориентировано на те события, которые уже происходили, с учетом четко обозначенной цели и плана действий, он может достигнуть желаемого без помощи эмоций.

Но тогда, когда в ситуации много пробелов или человек столкнулся с чем-то впервые, возникает другая тактика относительно удовлетворения потребности. Эмоции будут как подсказки. Например, эмоция страха возникает в случае отсутствия сведений, необходимых для защиты. Эмоции помогают в поиске новой информации.

Разбор эмоций по формуле Симонова

П — чего Я хочу?

Ин — как Я могу этого достичь?

Ис — что Я могу для этого сделать?


Фото Vanessa Bucceri on Unsplash

Главное учитывать, что нужно не просто знать, но и стараться увеличивать свои возможности (Ис). Обрезать всю ту лишнюю информацию о допустимых препятствиях, которые могут возникнуть на пути удовлетворения потребности (Ин).

Подтверждение

Вера Биркенбил, немецкий психолог, предлагала людям, принимавшим участие в экспериментах, при наступлении огорчения или озабоченности, на некоторое время уединяться и попытаться придать радостное выражение своему лицу. Для этого можно было приложить усилие и заставить уголки губ приподняться, а затем удержать их в этом положении от 10 до 20 секунд. Психолог утверждает, что не было случая, чтобы эта натянутая улыбка не переросла в настоящую.

Таким образом, практическое применение периферической теории эмоций Джеймса Ланге показывает, что кинестетические ключи, запускающие эмоции, действуют.

Критика[ | ]

Ранняя критика[ | ]

С момента создания теории учёные нашли доказательства того, что не все аспекты этой теории релевантны и истинны[4]. Эта теория была оспорена в 1920-х годах психологами по имени Уолтер Кеннон и Филипп Бард, которые разработали альтернативную теорию эмоций, известную как теория Кеннона — Барда, в которой физиологические изменения следуют в результате чувств и эмоций. Уолтер Кеннон отметил, что эмоциональные изменения в организме человека происходят не после физических реакций, а до них.[5] Кеннон также подчеркивал, что висцеральные реакции возникают как при ощущении множества различных эмоций, так и в отсутствие их. Например, одни и те же висцеральные реакции, такие как увеличение частоты сердечных сокращений, потливость, расширение зрачков, а также выброса адреналина могут быть связаны с чувством страха или гнева. Тем не менее, они также связаны с такими состояниями, как лихорадка, чувство холода и затруднение дыхания. Кеннон утверждал, что висцеральные реакции являются медленными и недостаточно чувствительными, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, то есть происходит большая задержка между стимуляцией внутренностей и физиологической реакцией.

Современная критика[ | ]

Лиза Фельдман Барретт указывает на то, что при тестировании этой теории электрической стимуляцией, нет ответа и взаимнооднозначного соответствия между поведением и категорией эмоций. «Стимулирование одного и того же участка в результате даёт различные психические реакции в зависимости от предшествующего состояния человека, а также непосредственного контекста».[6] Она приходит к выводу, что происходит большая реакция, когда человек чувствует эмоции, чем просто физиологически имитирует их: должна произойти некоторая обработка между физиологической реакцией и восприятием эмоций.

Барретт также говорит, что испытание эмоций носит субъективный характер. Нет никакого способа для того, чтобы распознать, чувствует человек грусть, гнев или нечто иное, не полагаясь на восприятие эмоций. Кроме того, люди не всегда проявляют эмоции, используя одни и те же модели поведения. Она говорит, что эмоции являются более сложным явлением, чем просто физические ощущения.

Какие слабые стороны у теории?

Спектр реакций тела у человека более скудный, чем набор эмоциональных переживаний. Одна органическая реакция способна сочетаться с очень различными чувствами. Известно, что при выбросе гормона адреналина в кровь, человек возбуждается. Однако это возбуждение способно получить разную эмоциональную окраску. Оно зависит от внешних обстоятельств.

Но, в соответствии с теорией эмоций Джеймса Ланге, это не совсем правильно, когда эмоциональное состояние зависит от внешних обстоятельств. Значит теория имеет все-таки и слабые стороны.

Участникам одного эксперимента, помимо их ведома, повышали искусственным путем, адреналин в крови. В этом испытании людей разделили на две группы: первая находилась в непринужденной веселой обстановке, а вторая – в тревожной и угнетающей атмосфере. В итоге, их эмоциональное состояние проявлялось по-разному: радость и гнев соответственно.

Получается, что теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, показывает, что человек начинает бояться, потому что дрожит. Однако известно, что дрожь в теле возникает и от гнева, сексуального возбуждения и некоторых других факторов. Или возьмем, к примеру, слезы – это символ печали, злости, горя и, одновременно, радости.

Текст книги «Эмоции и чувства»

Глава 5 Теории, объясняющие сущность и механизмы возникновения эмоций

В. К. Вилюнас справедливо о (1984, с. 6). Каждый из них акцентируется на каком-то одном аспекте проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. Да и может ли быть в принципе единая теория для хотя и связанных друг с другом, но все же таких различных эмоциональных явлений, как эмоциональный тон ощущений, эмоции и чувства.
С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции.

– Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную Гербартом (1824—1825), утверждали, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция – это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения.

– Представители другой позиции – сенсуалисты, – наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (Dufour, 1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей» (с. 388).

Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций Джемса–Ланге. Однако начало теоретическому рассмотрению эмоций положил Ч. Дарвин.

5.1. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. В то же время он признавал, что для экспрессии чисто человеческих эмоций (смущения, стыда, печали, возмущения) ему не удалось обнаружить аналогов у животных. Так, в отношении выражения стыда он писал, что не представляется возможным, что любое животное с недостаточным психическим развитием могло бы присматриваться к своей внешности и быть чувствительным к своему наружному виду. Поэтому, писал Дарвин, стыдливый румянец возник в очень поздний период, в длинном ряду поколений.

Ценным является положение Дарвина о том, что имеется прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и привычки. Другими словами, эмоции, по Дарвину, возникают рефлекторно.

Идеи, высказанные Дарвином, впоследствии получили подтверждение. Показано, что младенцы без предварительного научения реагируют на громкие звуки страхом или затрудненным дыханием (С. Томкинс[11]11

S. Tomkins, 1962, 1981

[Закрыть]). Кроме того, некоторые эмоции проявляются у детей, принадлежащих к разным культурам, одинаково. Взгляды Дарвина послужили толчком для создания других теорий эмоций, в частности периферической теории Джемса–Ланге.

5.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта

Представления В. Вундта (1880) о причинах появления эмоций довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на возникновение чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

5.3. Периферическая теория Джемса–Ланге

Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, о которых говорилось ранее. Он писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим. (…) Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной теплоты. Мы в таком случае могли бы увидеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования» (1991, с. 275).

Независимо от У. Джемса датский патологоанатом Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для первого органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Радость, с его точки зрения, есть совокупность двух явлений: усиления моторной иннервации и расширения кровеносных сосудов. Отсюда происходит и экспрессивное выражение этой эмоции: быстрые, сильные движения, громкая речь, смех. Печаль, наоборот, является следствием ослабления двигательной иннервации и сужения кровеносных сосудов. Отсюда вялые, замедленные движения, слабость и беззвучность голоса, расслабленность и молчаливость. Свою теорию Ланге свел к следующей схеме.

Ослабление двигательной иннервации – ···················разочарование

Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов·········печаль

Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов + судороги органических мускулов····················страх

Ослабление двигательной иннервации + расстройство координации ·····································смущение

Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов·········································нетерпение

Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов········· ·радость

Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство координации·························гнев

С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом:

раздражитель =>

возникновение физиологических изменений
=>
=>

сигналы об этих изменениях в мозг
=>
=>

эмоция (эмоциональное переживание).

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев – и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее проявление эмоции, и она исчезнет.[12]12

Сходные мысли в отношении механизма появления эмоций высказал еще Аристотель.

[Закрыть]

У. Джемс приводил не всегда бесспорные доказательства своей гипотезы. Например, он описывает рассказ знакомого, испытывавшего страх при припадках, связанных с затруднением глубокого вдоха, и считает это доказательством того, что эмоция здесь есть просто ощущение телесного состояния и причиной ее является чисто физиологический процесс. Однако появление страха в описываемом случае может быть объяснено и по-другому: человек при возникновении затруднения при вдохе опасался,

что он задохнется, и именно сознание этого и вызывало у него переживание страха.

Мне можно возразить: если я говорю, что человек опасался, то это означает, что он уже боялся, т. е. испытывал страх. Но опасение – это чаще всего лишь вероятностное прогнозирование, оценка человеком будущего события. И именно по поводу этого неблагоприятного прогноза для жизни субъекта, т. е. психического процесса, а не физиологического, у него и возникает эмоция (притом не обязательно страха, ею может быть и тревога), приводящая не только к переживанию опасности, но и к физиологическому на нее реагированию. Таким образом, между опасением как прогнозом и страхом как эмоцией нет тождества.

В русле теории Джемса–Ланге понимал механизм возникновения эмоций и Г. Мюнстерберг. Рассматривая роль учителя в воспитании детей и, в частности, в управлении их эмоциональной сферой, он решительно выступал против позиции учителя как пассивного наблюдателя за эмоциональной жизнью детей, бессильного вмешаться в процесс, запрограммированный природой. «Если бы чувствования действительно представляли собой то, что вульгарная психология склонна в них видеть, тогда неизбежно казались бы безнадежной задачей попытки упражнять и воспитывать их. Искусственно придавать им ту или иную форму. Учитель был бы вынужден играть роль пассивного зрителя и дожидаться естественного развития, – пишет Мюнстерберг. – Что мог бы он сделать для того, чтобы изменить отклики, рождающиеся в душе, раз благодаря данному природой устройству именно такая-то или иная волна органического возбуждения распространяется по нервной системе? Он так же мало мог бы сделать, чтобы вкус сахара не был приятен, а вкус рыбьего жира вызывал удовольствие, как не мог бы достигнуть, чтобы трава не имела зеленого цвета, а небо – голубого. В таком случае не было бы никакой возможности, никакого средства для того, чтобы овладеть чувствованием. (…) Учитель должен был бы сознаться, что он хотя и может заставить или убедить ребенка проглотить отвратительный рыбий жир, несмотря на неприятность этого действия, но все же не в состоянии превратить неудовольствие в наслаждение. Обычный взгляд на чувствования заставляет учителя, если он размышляет об этом, впадать в обескураживающий пессимизм. Самый важный фактор внутренней жизни как будто находится вне его власти. Он должен просто дожидаться изменений. (…) Ему остается лишь ожидать, сложа руки. И как же меняется перспектива, если учитель признает наличность двигательного элемента во всяком чувствовании и поймет, что само чувствование является следствием реакции! (…) Убедите ребенка, чтобы он принял неприятное лекарство со смеющимся лицом и с широким растяжением всего тела, чтобы он широко открыл глаза и вытянул руки, – словом, попытайтесь искусственно воссоздать все те движения, которыми выражалось бы большое удовольствие. Если ребенок таким образом широко откроет пути для выполнения тех движений, которые противоположны непроизвольной реакции, и если он будет повторять этот опыт с некоторой настойчивостью и энергией – неприятное лекарство очень скоро потеряет свою отвратительность и станет безразличным» (1997, с. 202—203).

Итак, по мысли Мюнстерберга, чувствования (эмоциональный тон ощущений, о котором шла речь в его высказывании, приведенном ранее) – это реакция личности на получаемое впечатление (ощущение), которое продлевается или прерывается посредством движений. Но из этого правильного постулата следует совершенно алогичный вывод: «Таким образом, группа мускульных ощущений, которыми сопровождается общее расширение, представляется в нашем самосознании удовольствием, а ощущения от сокращения – неудовольствием» (там же, с. 199). Отсюда простое решение вопроса: хотите, чтобы объект был приятен, приближайтесь к нему, а если хотите, чтобы он был неприятным, – удаляйтесь от него, так как «стимул приятен, поскольку, воспринимая его, мы замечаем, что приближаемся» (с. 197). «Когда же ощущения, которые получаются от этих действий приближения и удаления, мы используем для того, чтобы уловить движущий нами стимул, тогда они представляются нам просто выражениями “приятности” и “неприятности”» (с. 196).

Вообще следует отметить, что до конца понять воззрения Мюнстерберга на эмоции трудно. Придавая гипертрофированное значение двигательным реакциям, он в то же время высказывает мысли, противоречащие «периферической» теории Джемса–Ланге: «Еще менее должны мы рисовать себе карикатуру на изложенный взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование» (с. 205) или: «Мы можем испытывать эмоцию печали, даже если улыбаемся для того, чтобы скрыть ее…» (с. 205). «…В таких случаях внешняя улыбка может даже обострять чувствование контраста с внутренним неудовольствием. Если же мы искусственно изменяем эти внутренние реакции, то мы действительно влияем на самую эмоцию» (там же, с. 206). Трудно понять, о каких «внутренних реакциях» или двигательных элементах чувствований идет речь. Если Мюнстерберг имеет в виду «двигательные разряды» – это одно, если экспрессию (мимику, пантомимику) – это другое, а если двигательные действия приближения к эмоциогенному объекту или удаления от него – это третье. Все же создается впечатление, что чаще всего под двигательными эмоциональными реакциями он имеет в виду «расположение к действованию», т. е. то, что принято называть побуждением

к действию.

Дж. Уотсон (Watson, 1930), основной представитель бихевиоризма, для которого все поведение строилось по принципу «стимул – реакция» и поэтому всякая интроспекция являлась «психологизированием», критикуя теорию Джемса–Ланге, писал, что в соответствии с ней самым лучшим способом изучения эмоций было бы застыть в момент их появления и начать интроспекцию. Однако в своей критике, думается, он зашел слишком далеко, считая, что научно исследовать эмоции нельзя.

Отечественный психолог Н. Н. Ланге (1914) полагал, что в этой теории смешиваются сенсорные ощущения и собственно эмоции.

Можно согласиться, что теория Джемса–Ланге имеет много слабостей и не объясняет все случаи эмоционального реагирования. Существенным ее недостатком, на мой взгляд, является противоестественность появления эмоций. В самом деле, зачем мне ни с того ни с сего плакать и тем самым вызывать у себя грустное настроение? Или зачем мне без всякой причины смеяться, чтобы стать веселым? Короче говоря, зачем мне все время надо играть, как артисту, какую-то роль? Возникновение эмоций биологически целесообразно: происходит разрядка возникшего напряжения, мобилизация энергоресурсов организма и т. д. Вот эту-то целесообразность теория Джемса–Ланге и не объясняет. Более того, она ее просто игнорирует.

Примирить «классическую» теорию (восприятие – эмоция – переживание эмоции – органические реакции) с «периферической» теорией попытался Э. Клапаред (Claparede, 1928). Для этого он между восприятием опасной ситуации и эмоцией страха ввел «чувство опасности», являющееся отражением предшествующей ему моторной установки. В результате вся цепь развертывающихся событий приобретает такой вид:

восприятие => установка на бегство => чувство опасности =>

=> органические реакции => эмоция (страх).

Свою схему он подкрепляет следующим доводом: жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что эмоция страха следует за чувством опасности, когда человек не в состоянии убежать или защитить себя. Здесь надо добавить, что страх возникает и тогда, когда опасная ситуация благодаря случаю или действиям человека закончилась благополучно, но человек начинает осознавать, чем все это могло кончиться.

Э. Клапаред считает, что в случаях, когда эмоция возникает внезапно, например, когда мы пугаемся неожиданного и громкого звука, теория Джемса–Ланге сохраняет полное значение в своей обычной форме. Как мне представляется, он высказал разумную мысль: только из-за предвзятой и ничем не оправданной унифицированной интерпретации эмоций кажутся непримиримыми классические и «периферическая» теории эмоций. Достаточно отказаться от отношения к эмоциям как процессам, протекающим по некоторому единому образцу, и тогда один класс эмоций можно объяснить с позиций классических теорий, а другой класс – с позиции «периферической» теории.

Действительно, довольно странно, что критики «периферической» теории эмоций почему-то не замечают, что она реалистично объясняет возникновение эмоционального тона ощущений

. Ведь нельзя же всерьез полагать, что переживание приятного или неприятного появляется раньше, чем возникнет реакция рецепторов на тот или иной раздражитель, или раньше, чем появится затрудненное дыхание, скованность в мышцах, т. е. прежде, чем проявится физиологическая реакция[13]
13
Надо отметить, что имеются сторонники и такой точки зрения. Г. Когхилл (Koghill, 1929) и К. Херрик (Herrick, 1956) развивают взгляды, согласно которым эмоции фило– и онтогенетически являются более ранней формой отражения, чем ощущения. Такие примитивные эмоции тесно связаны с движениями, направленными на увеличение контакта с полезным объектом или на снижение контакта с вредным объектом. Среди отечественных психологов этой концепции придерживается К. К. Платонов (1972); он пишет, что элементарные анализаторы у простейших животных вначале давали только два субъективно улавливаемых качественных сигнала: «жизненно полезно» и «жизненно вредно». Они являлись двумя элементарными переживаниями, в дальнейшем принявшими форму удовольствия и неудовольствия. В такой элементарной форме эмоции почти не отличаются от простейшей потребности как отражения нужды в чем-либо. Переживание потребности становится эффективным пусковым механизмом биологически целесообразной двигательной реакции. В то же время эмоции явились той основой, на которой развились ощущения как более высокий вид отражения, дающий субъективный образ объективного мира. С развитием ощущений эмоции также совершенствовались, но до сих пор продолжают оставаться полярными безобразным переживаниям.

[Закрыть]. Например, ощущение дискомфорта (отрицательного эмоционального тона) при длительной задержке дыхания возникает вследствие резкого падения содержания кислорода в крови. Другой отрицательный эмоциональный тон – неприятное, тягостное ощущение усталости (дискомфорта) при физической работе – является следствием физико-химических изменений в мышцах, учащения дыхания и т. п., а не физиологических изменений вследствие появления чувства усталости. Среди отечественных психологов идею о том, что органические изменения играют роль в развитии определенных эмоциональных состояний, защищал С. Л. Рубинштейн.

Другой факт, на который критики У. Джемса не обращают никакого внимания, состоит в том, что под физиологическими изменениями он понимал и психомоторные изменения (экспрессию), в частности – мимику (отсюда – грустно, потому что плачем).

Результатом дискуссий явились взаимные уступки. Противники этой теории признали, что телесные проявления эмоций влияют на саму эмоцию, давая ей новую силу, интенсивность, а У. Джемс в позднейших изложениях своей теории признал, что чувства страдания и удовольствия могут вызывать телесные изменения, т. е. предшествуют им. Кроме того, Джемс изменил свой взгляд на механизм появления телесных изменений. Если раньше он полагал, что они появляются как простая безусловно-рефлекторная реакция организма на внешний раздражитель, то впоследствии он отнес эти изменения к более сложным формам двигательных реакций. Эти реакции предполагают осознание того значения, которое имеет для человека внешнее впечатление. Последнее «понимается» человеком, является для него «предметом» эмоционального переживания, т. е. исходит из высших центров управления поведением.

5.4. Теория Кеннона–Барда

Проведенные физиологами в конце ХIХ века эксперименты с разрушением структур, проводящих в мозг соматосенсорную и висцеросенсорную информацию, дали повод Ч. Шеррингтону (Sherrington, 1900) заключить, что вегетативные проявления эмоций вторичны по отношению к их мозговому компоненту, выражающемуся психическим состоянием. Теорию Джемса–Ланге резко критиковал и физиолог У. Кеннон (Cannon, 1927), и для этого у него тоже были основания. Так, при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений (при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга) субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе, или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.

Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, т. е. предшествуют физиологической реакции.

Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения (инъекция адреналина), характерные для определенных сильных эмоций (предстартовое волнение), не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. С точки зрения Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности, таламуса.

Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:

раздражитель => возбуждение таламуса => эмоция => физиологические изменения.

В более поздних исследованиях П. Барда (Bard, 1934 а, б) было показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Таким образом, схема получает несколько иной вид:

Взгляды Кеннона и Барда были объединены в теорию эмоций Кеннона–Барда, согласно которой рождающий эмоцию раздражитель одновременно вызывает две реакции – пробуждение и переживание эмоций, которые не являются причиной друг друга. Таким образом, эта теория говорит о независимости физиологических и психических эмоциональных реакций. Однако современные теории эмоций отвергают такую независимость.

Традиции стран

Часто эмоциональные проявления определяются нормами культуры. Если взять к рассмотрению такую страну, как Япония, то можно увидеть, что проявление боли, печали в присутствии лиц более высокого положения – это проявление непочтительности. В связи с этим, японец при вынесении ему выговора вышестоящим лицом, должен слушать его с улыбкой. В славянских странах, такое поведение подчиненного сочтется за дерзость.

В Китае тоже не принято беспокоить своим горем вышестоящих, почетных лиц. Там издавна принято сообщать старшему по возрасту и положению человеку о своей беде с улыбкой, чтобы преуменьшить значение горя. А вот жители Андаманских островов, согласно своим традициям, плачут после долгой разлуки, когда состоится встреча. Так же они реагируют и на примирение после ссор.

Примечания[ | ]

  1. Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124.
  2. У.Джеймс «Что такое эмоция»
  3. Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  4. Cannon, Walter (December 1927). «The James-Lange Theory of Emotions: A Critical Examination and an Alternative Theory». The American Journal of Psychology. 39: 106—124
  5. Dalgleish, T. (2004). «The emotional brain» (PDF). Nature Reviews Neuroscience. 5 (7): 583—589.
  6. Feldman Barrett, Lisa (2012). «Emotions are Real». American Psychological Association.

Критика

Получается, что периферическая теория эмоций Джеймса Ланге, кратко говоря, не совсем работает. Хотя, безусловно, психологи применяют ее в своей практике. Результат, как правило, чаще всего положительный. Однако им всегда приходится учитывать происхождение человека, культурное наследие и его место обитания.

Эта теория показывает возможность управления эмоциями и внутренними чувствами. Человек действительно способен при определенном настрое совершать действия, характерные для того или иного внутреннего чувства. Таким способом он вызывает и сами чувства.

Эту теорию критиковали физиологи: Шеррингтон Ч. С., Кеннон У. и другие. Они основывались на данные, полученные в экспериментах с животными, которые свидетельствовали, что одни и те же периферические изменения, происходят при разных эмоциях и состояниях, не связанных с эмоциями. Выготский Л. С. тоже подверг эту теорию критике из-за противопоставления элементарных (низших) эмоций истинным переживаниям человека (высшим, эстетическим, интеллектуальным, нравственным).

Теория эмоций К. Изарда

Она называется «Теория дифференциальных эмоций». Разработана американским психологом и специалистом в области психологии эмоций Кэрроллом Изардом. Данная теория получила свое название путем центрации на тех эмоциях, которые рассматриваются как разнящиеся переживательно-мотивационные процессы.


Фото Kelvin Yan on Unsplash

Данная теория наделяет эмоции функциями детерминант поведения с обширным диапазоном: от насилия и непреднамеренного убийства до самопожертвования.

По мнению Изарда, возникновение эмоций произошло в результате биологической эволюции, различающихся по трем центральным основаниям:

  • биологические факторы в выполнении психической деятельности;
  • пантомимика и мимика;
  • специфика тех переживаний, которые испытываются человеком.

На основании перечисленного, Изард выделил десять базовых эмоций, которые есть фундаментом мотивационной системы человека. Они включают в себя:

  • Радость
  • Печаль
  • Удивление
  • Интерес
  • Вина
  • Презрение
  • Отвращение
  • Гнев
  • Страх
  • Стыд

Связь и всевозможные процессы сочетаний данных базовых эмоций генерируют все остальные эмоции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]