Аномия — Теория о девиации? Примеры современной аномии

Есть разные ситуации, когда нарушается равновесие в нормативной системе культуры. Одна из таких форм называется аномией (в переводе с французского ‘беззаконие’). Есть несколько определений этого понятия. Наиболее полно суть этого явления отражено в следующем определении.

Определение 1

Под аномией понимается такое состояние общества, которое отличается разрушением системы культурных ценностей, что обусловлено общественным кризисом, распадом его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В такое время в обществе большая часть его членов намеренно не исполняет принятые нормы, хотя и прекрасно знает их.

Аномией, ее причинами и последствиями занимались многие ученые, наиболее интересные теории высказаны Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Теория социальной аномии

Аномия (социология) – это потеря общности культуры, отсутствие общей системы норм. Из-за этого жизнь людей, их мысли, поступки, действия перестают соответствовать нормам общества.

Теория аномии Дюркгейма (кратко)

Автор описал свою теорию в книге «Самоубийство». По мнению Э. Дюркгейма, это противоречие механической и органической солидарности. Согласно теории аномии Дюркгейма, спусковым механизмом к развитию аномии как таковой стал переход от индустриального общества к обществу индивидуалистов. Э. Дюркгейм считал, что самодисциплина, человеческая солидарность на основе морали так и не смогли сформироваться. На моральном, этическом уровне переход общества не был завершен.

Дюркгейм подробно рассмотрел одну из форм девиации, связанной с аномией – самоубийство. Автор выделил три типа суицида:

  1. Эгоистический. Это индивидуальный протест человека, который не смог войти в общество.
  2. Альтруистический (эндемический). Человек жертвует собой ради целей общества, ради других людей. Например, когда старики убивают себя, если становятся обузой для других. В индуизме жены сжигают себя на похоронах мужа. Такой суицид основан на давлении группы и социальном одобрении.
  3. Аномический. Пребывая некоторое время в социальной неопределенности, нестабильности человек принимает решение уйти из жизни. Старые нормы разрушены, новые еще не созданы. Человек не понимает, не знает, что ему делать, куда идти, каким быть.

В период экономических, политических, социальных, духовных кризисов число суицидов возрастает. Как отмечает Дюркгейм, в это же время возрастает число разводов, соответственно, аномия ударяет не только по отдельным людям, но и по институту семьи. Разводы могут быть причиной суицидов. К разводам, в свою очередь, приводит потеря работы, разгульный образ жизни, зависимости, то есть девиации, которые возникают из-за разрушения морали общества.

Аномия Мертон

Р. Мертон – последователь Э. Дюркгейма. Социолог продолжил изучать феномен и понятие аномии. В итоге в определение деструкции ценностей Р. Мертон включил следующие опорные пункты:

  • противоречие целей, желаний, нужд большинства представителей общества и средств достижения, которые им предлагают (общество не приемлет их), то есть цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им;
  • воздействие социальных норм стремится к нулю (люди выходят из-под контроля, нормы не регулируют их поведение).

Таким образом, согласно теории аномии по Мертону, феномен вызван противоречием целей (норм) общества и средств, которые доступны индивиду. Например, человек принимает идею богатства, успеха, благосостояния, но он не может получить хорошее образование и найти престижную работу, потому что изначально родился в бедной семье, и у него нет средств на это. Тогда он выбирает другой путь достижения той же цели – преступность (грабежи, мошенничество, обман, вымогательство, попрошайничество и т.д.). Неравенство – одна из причин аномии по Мертону.

Однако не всегда это приводит к девиациям. Мертон выделит 5 реакций на противоречие «цели –средства» в рамках концепции аномии, 4 из них приводят к девиациям:

  • конформизм – приспособление к целям и средствам, предложенным нормам (не вызывает девиаций);
  • инновация – поиск новых средств достижения предложенных целей (проституция, мошенничество, шантаж, кражи, торговля наркотиками и т.д.);
  • ритуализм – отрицание и принижение целей, использование предложенных методов (средства становятся самоцелью);
  • ретризм – отрицание целей и средств, отсутствие своих предложений (наркоманы, алкоголики, бродяги);
  • бунт – отрицание целей и средств, предложение их альтернатив (политические и революционные движения, субкультуры, секты, общественные движения).

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс считал, что аномия вызвана не противоречием цели и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать какую-то одну группу, ограничиваться ей. Очень часто группы меняются. В итоге человек оказывается в нестабильном состоянии, у него нет устойчивого восприятия действительности в целом, нет стабильных связей с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к девиациям.

Аномия Сроул

Психолог Л. Сроул первым изучил аномию с точки зрения психологи, до этого ее рассматривали только как аномию социальную. Сроул исследовал феномен на уровне личности. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к разрушению сплоченности с обществом, возникновении тяги к саморазрушению при помощи аддикций (физических, моральных).

Что такое аномия

Название образовано от французского слова anomie, что значит беззаконие, безнормность. Понятие аномии в социологии ввел французский социолог Э. Дюркгейм, позже его идеи развивал американский социолог Р. Мертон. Согласно определению аномии из Википедии, социальная аномия – это состояние общества, при котором наблюдается разрушение социальных норм и институтов, нестабильность и неопределенность человеческих поступков, разрозненность социальных систем, противоречие общественных целей и имеющихся у людей средств для их достижения.

Понятие аномии на индивидуальном уровне (психология) несколько отличается. Это психологическое состояние индивида, при котором наблюдается деморализация ценностей, потеря связи с обществом, ощущение отчужденности, ненужности, бессмысленности жизни. Человеку кажется, что в мире нет для него места. Мир не понимает его, а он не понимает мир. Аномия становится причиной депрессий, самоубийств и девиантного поведения. Подробнее об этом поговорим в конце этой статьи.

Нормы и аномия

Социальные нормы – рычаг, которые регулирует поведение людей. В эту категорию входят официальные законы, негласные правила и предписания, ожидаемое поведение, одобряемое обществом. Нормы – это своего рода шаблоны, которые подсказывают, что человеку говорить, думать, чувствовать, делать в отдельных ситуациях и условиях. Выполнение социальных норм – обязанность, долг одного индивида перед всеми остальными.

Что такое аномия в обществе? Аномия – это отрицание и (или) игнорирование общественных норм поведения. Это приводит к разрушению общества. Чем дольше сохраняется аномия, тем сложнее будет восстановить структуру общества. Старые традиции, связи разрываются, новые не создаются. Люди становятся асоциальными, страдают от десоциализации. Они озабочены личной жизнью, руководствуются своими интересами.

Примеры

В состоянии аномии человек страдает от противоречия ожиданий и реальности, от невозможности достичь поставленной цели общепризнанными средствами. Индивид оказывается в состоянии социального кризиса.

Примеры аномии:

  • стремление к богатству, беззаботной жизни и попытки достичь этого мошенничеством в реальной жизни и интернете;
  • стремление к славе и попытки получить ее через провокационные видео в интернете.

Частные примеры аномии мы видим и слышим ежедневно: нападения, ограбления, избиение с запечатлением этого на видео и трансляцией в интернет, публичное совокупление, равнодушие прохожих и многое другое. На индивидуальном уровне аномия ощущается как неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла в жизни, ориентация на выживание, отбывание отведенных дней; на общественном уровне – общественные беспорядки.

История понятия[править]

Аномия по Дюркгейму

Социальная адаптация
Понятие аномии (франц. anomie) ввёл в научный оборот Эмиль Дюркгейм в книге «Самоубийство» (1897). Он определил её как противоречие между быстро адаптирующимися к ситуации естественными индивидуальными или групповыми нормами (органической солидарностью

) и более инерционными нормами общества в целом, порождёнными индустриализацией (механической солидарностью

).

Дюркгейм считал, что аномия — состояние, складывающееся в формирующемся капиталистическом обществе, когда более не адекватные нормы предшествовавшей традиционной страты перестали действовать, а новые, буржуазные, ещё не сложились.

Аномия по Мёртону

Необходимой предпосылкой аномии, по развившему теорию Мёртону, является невозможность удовлетворить претензии и интересы значительной части общества приемлемым для него способом (например, когда поощряется чрезмерное статусное потребление): нормы, касающиеся общественно-приемлемых целей и средств их достижения вступают в противоречие; а степень, в которой общественные нормы действительно влияют на поведение отдельных людей становится незначительной.

Люди приспосабливаются к отсутствию общественно-приемлемых средств достижения общественно-приемлемых целей с помощью следующих жизненных стратегий:

Средства
Цели
ПринимаютсяОтвергаются
Принимаютсяконформизминновация, реформизм
Отвергаютсяритуализм
  • ретритизм,
  • мятеж

Аномия по Сроулу

Лео Сроул ввёл понятие аномии в психологии (англ. anomia), на уровне отдельной личности, обозначив так состояние сознания, в котором чувство социальной сплочённости ослаблено или разрушено. Возникающая опустошённость и безысходная тоска толкают к саморазрушению: алкоголизму, наркомании, преступному поведению или прямому самоубийству.

Аномия: что это в психологии, психиатрии, социологии – Подавлен

26.11.2019

Аномия — это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как «отсутствие закона и/или организации».

Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей.

Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием «Самоубийство».

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала «отсутствие, отрицание и т. п», а νομία, соответственно, «закон».

Аномия — это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие «аномия» немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под «аномией» Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Что это значит?

Органическая солидарность — это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия — это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

  • Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.
  • Во-первых, что аномия — это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.
  • Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.
  • В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются.

И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

По Сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии.

Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет».

Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок.

Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Источник:

Социальная аномия

Социальная ответственность

Наука социология также изучает аномию.

Одним из основных представителей теории о социальной аномии был социолог и философ, француз Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Он рассуждал о явлении в своих работах «Самоубийство» (1897 г.) и «О разделении общественного труда» (1893 г.).

Согласно Дюркгейму социальная аномия появляется тогда, когда в обществе отсутствуют социальные и моральные нормы, которые служат кодексом поведения для людей.

Такой «разлом» в обществе и сбой в социальных правилах стали более отчётливыми с развитием общества. Его модернизация стала причиной больших изменений в образе жизни людей и мышлении.

Потеря веры (например, утрата власти католической церковью в Средние века) и культурных традиций (в результате глобализации и появления мегаполисов) — лишь один из немногих примеров таких социальных преобразований.

Дюркгейм утверждал, что социальная аномия будет активной только в период социальных изменений, когда одни правила отменяются, а другие ещё не приняты. Чувство недовольства, неуверенности и разочарования возникает у людей, которые стремятся найти солидарность среди других членов общества и не находят её. Под солидарностью понимается сочувствие и единый образ мышления.

По мнению Дюркгейма, ослабление связей между людьми в обществе и снижение удовлетворённости жизнью могут приводить к таким печальным последствиям, как самоубийство.

Аномическое самоубийство, как объяснил французский социолог, происходит, когда человек чувствует неуверенность своего общественного положения. Когда он считает, что правила, которые устанавливают такие понятия, как «хорошо» и «плохо» и отграничивают правду от лжи, не способны его защитить.

Аномия Сроул

Психолог Л. Смолл первым изучил аномию с психологической точки зрения, так как до этого он рассматривал ее только как социальную аномию. Строул изучал это явление на индивидуальном уровне. Согласно теории аномии в психологии, разрушение моральных норм и ценностей приводит к нарушению сплоченности с обществом и возникновению стремления к саморазрушению через зависимости (физические и моральные).


В нашей жизни можно встретить множество примеров девиантного поведения

Социальная аномия

Формы поведения в психологии человека и их социальная предрасположенность

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Этимология

Термин « аномия

» — « переосмысление французского написания
аномии
» — происходит от греческого :
anomía
( ἀνομία , «беззаконие»), а именно префикс привативной альфы (
a-
, «без»), и
nomos
( νόμος , «закон»). . Греки различия между
номосом
и
Arche
( ἀρχή , «начиная правило, аксиому, принцип»). Например, монарх является единоличным правителем, но он все же может подчиняться действующим законам, то есть
номосу
, а не освобождаться от
них
. В оригинальной городской государственной демократии , то правило большинства является одним из аспектов
Arche
, потому что это было на основе правил, обычная система, которая может или не может принимать законы, т.е.
номос
. Таким образом, первоначальное значение
аномии
определяло что-либо или кого-либо против или вне закона, или условие, при котором действующие законы не применялись, что приводило к состоянию незаконности или беззакония.

Современное английское понимание слова « аномия»

допускает большую гибкость в слове « норма », и некоторые использовали идею отсутствия норм, чтобы отразить ситуацию, аналогичную идее анархии . Однако, как используется Эмиля Дюркгейма и более поздних теоретиков,
аномия
является реакцией против или отступление от нормативных социального контроля в обществе , и это совершенно отдельное понятие от анархии, которая состоит в отсутствии роли правителей и представил.

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на общество и отдельных людей в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру к «ничто». Диссоциальность, которая является одной из характеристик аномии, приводит к потере способности регулировать членов общества с помощью норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения, условия существования общества, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его безоговорочному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь, становится все труднее восстановить ее структуру.

Проявления этого процесса в современной России тесно связаны с психологическим настроем населения и его социальным состоянием: нестабильность и неопределенность будущего делают ситуацию шаткой, а попеременное доминирование установок очень ярко характеризует сегодняшнюю аномию. Неустойчивое расхождение усугубляется неспособностью властей разобраться в социальных связях происхождения.


Аномия — это естественный процесс для общества на любой стадии его развития

Теория аномии Мертона

Роберт Мертон написал одну из самых известных статей во всей социологии в 1940-х годах, в которой он анализирует понятие «девиантность» и причины ее возникновения в различных обществах…

По его мнению, девиация — это нарушение индивидом социальных норм; это нарушение может быть как хорошим, так и плохим.

Мертон использует свою концепцию аномии, чтобы объяснить, почему в западных обществах больше случаев девиантного поведения, чем в других, и изучить различия в количестве девиаций в зависимости от расы, этнической принадлежности или социального класса.

Мертон указывает на Соединенные Штаты своего времени как на пример культуры, в которой больше девиаций из-за ситуации аномии

В этом обществе большое внимание уделяется достижению материального успеха, но нет четких моральных правил, как его достичь

Например, Мертон утверждает, что так же, как великие инвесторы или предприниматели вызывают восхищение, в американской культуре также вызывают восхищение преступники, которые нарушают закон и наживают состояние путем кражи или грабежа. По его словам, в Соединенных Штатах его времени успех гораздо важнее добродетели.

С другой стороны, не всем людям в этом обществе было одинаково легко достичь материального успеха. Например, человек, родившийся в скромной семье, не будет иметь доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы стать великим предпринимателем. Поэтому он будет страдать от последствий несоответствия между целями, навязанными обществом, и его повседневной реальностью.

Чтобы противостоять этой реальности, люди могут использовать различные стратегии — от конформизма до бунтарства.

Разные ученые рассматривали аномии с разных сторон

Нонконформистское отклонение

И цели, и социальные нормы отвергаются, но предлагается альтернатива. Иногда речь идет о реформировании всей системы.

Согласно Мертону, три типа девиантности возникают, когда социальные цели не могут быть достигнуты средствами, которые общество считает легитимными. Это может произойти в ситуации аномии, поэтому такая ситуация будет непосредственной причиной социальной девиации.

Преодоление аномии

Если вернуться в прошлое, то можно сказать, что преодоление аномии невозможно. Во все времена люди пытались создать общество, которое гармонично способствовало бы счастью и здоровью людей. Однако пока такой системы нет, аномия не может быть преодолена.

Преодолевая аномию, люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жизнь была хорошей». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если люди понимают, что предложенные им механизмы не помогут устранить внутренний конфликт между желаемым и достижимым.

До тех пор, пока общество не предоставит всем людям социально приемлемые способы достижения целей, которые оно само пропагандирует, люди будут совершать аморальные поступки. Они будут мотивированы желанием изменить окружающую среду, в которой желание или цель в конечном итоге будут реализованы, но будут характеризоваться обществом как аморальные.

До тех пор, пока существует конфликт между целями (ценностями) и средствами их достижения (средствами), будет существовать аномия. Следовательно, единственный способ преодолеть ее — это соотнести цели с имеющимися ресурсами для их достижения. Однако при этом не учитывается желание «я хочу большего», которое присуще человеку, стремящемуся к прогрессу. Это означает, что цели всегда будут опережать средства, т.е. они не будут соответствовать им и вызовут аномию.

Теория аномии Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897). Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм.

Анализируя статистические данные, Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство. Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность». К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме — самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной. Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.

Примеры аномии

Традиционно примеры аномии можно разделить на масштабные (национальные) и коллективные, иногда индивидуальные. Примерами масштабной аномии могут быть войны, революции и отсоединение малых государств. Коллективные аномии проявляются в попытках повлиять на общественное мнение: бунты, восстания, новые тенденции в общественных целях (например, движение «бездетных»). Индивидуальные аномии можно определить как аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т.д.

Касается ли это отдельного человека или общества в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе индивид принимает новую идею, которая создает иллюзию, что только через незаконные действия он может достичь своих целей. Однако нередки случаи распада группы после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность достижения целей незаконными средствами.

Следует обратить внимание на влияние средств массовой информации и родительских примеров, которые провоцируют деструктивное поведение человека. Все больше и больше говорят о том, что плохо, а не о том, что хорошо. Люди начали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и быть коварным.

Безбожие также относится к аномии. Это явление отчетливо проявилось во времена господства веры и религии. Давайте вспомним, как сжигали на кострах женщин, подозреваемых в колдовстве. Любой, кто не соответствовал определенным социальным нормам, должен был умереть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что нечестивцы научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормах, важно понимать, что многие люди вынуждены им следовать. Более хитрые из них научились избегать наказания, которое является следствием совершения преступного деяния. Аномия — это попытка приспособиться к условиям жизни.

Раскрытие понятия в рамках психиатрии и нейропсихологии

Термин аномия в медицинских дисциплинах рассматривается немного с иной точки зрения, нежели в психологии. Особенное распространение аномия как определение получила в формате нейропсихологии, нейрофизиологии и психиатрии, в том числе и судебной.

Что обозначает понятие аномия в подобном контексте? Аномия – это патологическое состояние, при котором пациент ввиду различных оснований не способен запоминать и давать конкретные названия, имена отдельно взятым предметам, явлениям. При этом речь человека остается сохранной и вполне адекватной. Он может правильно складывать слова в предложения, в определенной степени ясно мыслить. И в психиатрии, и в нейропсихологии рассматривается аномия в контексте номинальной афазии, а также может фигурировать в формате отдельно взятых амнестических синдромов. Иными словами, в медицинских кругах понимается феномен аномии как состояние патологической забывчивости. Но чем отличается восприятие термина в зависимости от конкретной дисциплины?

Проявления аномии

Социальная аномия имеет три проявления:

  1. Неопределенность, нестабильность, противоречивость норм и ценностей. Правительство говорит ориентироваться на одно, а создает условия для ориентации людей на другое.
  2. Неэффективность норм и правил. На человека не действуют законы, они не оказывают влияния на его поведение.
  3. Отсутствие или частичное отсутствие норм в тот момент, когда старая система ценностей разрушена, а новая еще не построена. Яркий пример в России – период распада СССР.

Аномия проявляется на всех уровнях, затрагивает все институты. В последнее время она особенно заметна в политике, религии, институте семьи, экономике. Люди не понимают, чего ждет от них общество, им сложно координировать свои действия, согласно неясным нормам.

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отдаление от общества приводит к девиациям:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • преступность,
  • разводы,
  • изнасилования,
  • ранняя беременность,
  • неполные семьи,
  • самоубийства,
  • ксенофобия,
  • фашизм,
  • экстремизм,
  • сексуальная распущенность,
  • бродяжничество,
  • прочее.

Кризис может затронуть каждого человека, но особую группу риска составляют подростки. Это период формирования ценностей, в это время происходит слом и построение новой системы моральных норм, то есть на внутреннем индивидуальном уровне подростки итак нестабильны. Если на это накладывается нестабильность и деструкция морали всего общества, риск развития девиаций увеличивается в два раза.

Мы уже говорили, что одна из характеристик обесценивания – отрицание отдельными категориями граждан тех средств достижения целей, которые предлагает общество. Вместо этого они предлагают свои средства, как правило, преступные, противоправные. Человек не считает, что он что-то должен обществу. Он ориентируется только на свои потребности и желания.

Дюркгейм полагал, что общество не может существовать без преступности. Девианты были всегда. Не нужно пытаться совсем искоренить преступность, необходимо поддерживать ее на минимальном допустимом уровне. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, единство и сплоченность общества позволяет сохранять приемлемый уровень девиаций. Если общность разрушена, то преступность возрастает. Это опасно для общества, приводит к регрессу.

История

В 1893 году Дюркгейм представил концепцию аномия

описать несовпадение коллективных гильдия труд на меняющиеся потребности общества, когда гильдия была однородный в своем округе. Он приравнял однородные (избыточные) навыки к
механическая солидарность
инерция которого препятствовала адаптации. Он противопоставил это саморегулирующееся поведение из разделение труда на основе различий в избирательных округах, приравненных к
органическая солидарность
, отсутствие инерции которого сделало его чувствительным к необходимым изменениям.

Дюркгейм заметил, что конфликт между развитым органическим разделением труда и однородным механическим типом таков, что одно не может существовать в присутствии другого.:182–3 Когда солидарность органична, аномия невозможна, поскольку чувствительность к взаимным потребностям способствует эволюции разделения труда::368–9

Дюркгейм противопоставил состояние аномии как результат нарушения работы органической солидарности после перехода к механической солидарности::368–9

Использование Дюркгеймом аномия

был в отношении феномена индустриализация—Масс-регламентация который не мог адаптироваться из-за собственной инерции. В частности, его сопротивление изменениям вызывает разрушительные циклы коллективное поведение (например, экономика) из-за необходимости длительного накопления достаточной силы или количества движения для преодоления инерции.

Позже, в 1897 году, в своих исследованиях самоубийств Дюркгейм связал аномия

к влиянию отсутствия нормы или слишком жесткие нормы. Однако такая ненормированность или нормальная жесткость была
симптом
аномии, вызванной отсутствием дифференциальной адаптации, которая позволила бы нормам развиваться естественным образом из-за саморегулированиелибо для разработки норм там, где их не было, либо для изменения норм, которые стали жесткими и устаревшими.

В 1938 г. Роберт К. Мертон связаны аномия

с участием , утверждая, что разрыв между культура и структура имеют дисфункциональные последствия, приводящие к отклонениям в обществе. Он описал 5 типов отклонений с точки зрения принятия или отклонения социальные цели и институционализированный средства их достижения.

В культуре

В экзистенциалистском романе Альбера Камю « Незнакомец»

Мерсо — скучающий и отчужденный главный герой — пытается построить индивидуальную систему ценностей, отвечая на исчезновение старого. Он существует в основном в состоянии аномии, что видно из апатии, проявляющейся в первых строках: «
Aujourd’hui, maman est morte. Ou peut-être hier, je ne sais pas
» («Сегодня умерла мама. Или, может быть, вчера, Я не знаю»).


Федор Достоевский выражает аналогичную озабоченность аномией в своем романе «Братья Карамазовы»

. Великий инквизитор отмечает, что в отсутствие Бога и бессмертной жизни все было бы законным. Другими словами, любое действие становится мыслимым, что нет морального компаса, что ведет к апатии и отстраненности.

Социальная аномия

Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.

Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.

Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.

Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.

На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.

перейти наверх

Причины аномии

Причина – резкое изменение морали, ценностей, идеалов, этических норм в обществе. Источник изменений – социально-политическая деятельность государства. Некоторые члены общества не успевают принять новые ценности и новые средства достижения прежних целей, а потому отдельным социальным группам кажется, что общество отвергло их. Новые ценности не воспринимаются как общественные и полезные для всех людей, их воспринимают как опасные, полезные только отдельным представителям.

Говоря простыми словами, аномия в обществе – это разрушение общественного порядка. К этому приводит ряд негативных факторов:

  • социально-экономические и политические изменения, из-за которых физическое выживание стало приоритетным для большинства людей;
  • критика прежних ценностей, изменение границ между понятием добра и зла.

Развращение ценностей происходит во времена смут, перестроек, революций, кризисов общества. В это время люди теряют доверие к социальным институтам, правительству и тем нормам, ориентирам, что они предлагают. Сплоченный и стабильный социум – лучшая профилактика аномии.

Социальная норма и социальная аномия

Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

  • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
  • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

перейти наверх

Тотальная и очаговая аномия

В зависимости от площади социального пространства, охваченного деструктивными процессами, аномия может быть очаговой или тотальной. После того, как силы хаоса оставили свой след в прошлом, в любой социальной системе всегда сохраняются остаточные, периферийные формы аномии. Они по-прежнему присутствуют в многочисленных социальных «нишах» социальной системы.

Очаговая аномия, в отличие от полной аномии, была неотъемлемой частью каждой социальной системы на протяжении всей ее истории.

Очаговые вспышки беспорядка необходимы системе для поддержания ее жизнеспособности. Это связано с тем, что тотальная, полная однородность и абсолютная упорядоченность делают систему хрупкой и снижают ее устойчивость к внешним разрушительным воздействиям. Наличие анклавов аномии с характерной для них множественностью различных девиаций создает широкое пространство социальной свободы для активного действия и энергичного самоутверждения социальных субъектов. Именно эти очаги оказываются местами, где рождаются нестандартные модели жизни, различные свежие открытия и социальные инновации.

Не потому ли государство, его институты, власть всегда с недоверием относятся к свободе и ее различным проявлениям? Ответ заключается в том, что они чувствуют прямую связь между свободой и аномией. Они считают, что свобода — одна из ипостасей хаоса, что она может привести к дезинтеграции социальных структур, что она всегда несет в себе возможность перехода к вседозволенности.

Очаговая аномия — это форма сохранения «ниш» свободы даже в самых «закрытых» системах, где блоки социальных институтов тесно связаны друг с другом. Чем жестче и тотальнее социальный контроль, тем интенсивнее процессы в этих «нишах».

Гражданское общество играет важную роль в сохранении таких ниш. Одна из его задач — поддерживать существование таких словарей и защищать их от разрушения государственной машиной. Разумеется, это относится к тем центрам, где культивируются формы аномии, которые не являются криминальными и не угрожают жизни, здоровью или достоинству граждан.

Аномия в современном обществе

Современное российское общество также находится в состоянии нестабильности, где происходит разрушение ценностей. Люди не чувствуют себя уверенно в будущем, у них нет времени на адаптацию к быстро меняющимся ориентирам и доминирующим ценностям, они испытывают финансовые трудности. Происходит та же переориентация с моральных ценностей на физическое выживание. Разрушение ценностей приводит к профессиональной деградации людей, разочарованию в себе и жизни, в своей работе и потере чувства собственного достоинства.

Мысли, которые беспокоят современных граждан, особенно молодых людей:

  • «Надежды на лучшую жизнь рухнули, улучшения ее качества и уровня не будет»;
  • «Ментальное здоровье практически на нуле, я становлюсь психом»;
  • «Мое будущее и будущее страны неясно, не стоит сейчас заводить детей»;
  • «Я боюсь жить, я не чувствую стабильности, безопасности»;
  • «Я чувствую себя уязвимой, я не знаю, что делать и куда идти»;
  • «Я не знаю, кем я должен быть, что я должен делать, я не знаю, чего я хочу»;
  • «Я знаю, чего хочу, но не знаю, как этого добиться»; «Я не знаю, как это получить»;
  • «Все настолько непонятно, что простому человеку вроде меня трудно понять, что происходит в стране»;
  • «Сейчас все обесценилось, важны только деньги, связи, личный успех»;
  • «Все живут одним днем, они не думают о будущем»;
  • «Я ни в чем не уверен и никому не могу доверять, сейчас никому нельзя доверять».

Хаос, апатия, дезориентация, рыночные и потребительские настроения, социальный инфантилизм, отсутствие направления и бесполезность — так в двух словах можно описать состояние современного общества и каждого отдельного человека. В результате мы уже имеем три так называемых потерянных поколения. Одному из них около 50 лет, но он до сих пор не понимает, как жить в этом мире. Самое молодое поколение характеризуется революционными, экстремистскими тенденциями. Некоторые из них четко понимают, чего они хотят добиться в жизни, но их не волнуют интересы страны, всего общества. Среднее поколение ориентировано на потребление и рыночные отношения. Но большинство из них поглощены алкоголем и наркотиками, то есть там, где они не нужны обществу.

Как бороться с аномией? Поиск причины и вызвавшего ее конфликта с целью его устранения. Выберите одну из актуальных на тот момент систем, либо создайте что-то совершенно новое, либо позаимствуйте чью-то готовую систему, например, обратившись к прошлому.

Аномия Парсонс

Американский психолог Т. Парсонс утверждал, что аномия вызвана не противоречием целей и средств, а свободой выбора. Нормы отдельных институтов настолько противоречивы, что люди начинают выбирать одну группу и ограничиваться ею. Очень часто группы меняются. В результате люди находятся в нестабильном состоянии, у них нет стабильного восприятия действительности в целом, у них нет стабильных отношений с другими институтами, группами, государством и обществом. Это приводит к отклонениям.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками. Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

  • социальную морфологию, изучающую строение общества;
  • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
  • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

  • морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
  • психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках. Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

  • использование косвенного наблюдения;
  • проведение сравнения по аналогии;
  • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • установление источников исторического развития.

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Аномия — отсутствие закона, организации, норм поведения. Э

Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения

Старые ценности отброшены, а новые — не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы — любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 531
  2. Плетнев А. В. Развитие аномии среди представителей различных профессиональных групп российского общества на рубеже XX-XXI вв. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, 2013, № 30, С 291-294.
  3. Плетнев А. В. Развитие аномии в религиозной сфере жизни постсоветского общества // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 4(24).
  4. Плетнев А. В. Религиозная аномия как катализатор девиации в современном обществе // Современные исследования социальных проблем. (электронный научный журнал). №9(53), 2022.

[править] Литература

  • Радлов Э.
    , Принципы философии Гюйо. «Журнал Министерства народного просвещения», 1894, № 5;
  • Гюйо Ж.
    , Собрание сочинений, т. 1—5. СПб., 1898—1901;
  • Дюркгейм Э.
    , Самоубийство: социологический этюд. СПб., 1912;
  • Рубинштейн С. Л.
    , Проблема индивидуального и общественного сознания человека: Психологическая концепция французской социологической школы. В кн.: Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959;
  • Беккер Г.
    ,
    Босков А.
    , Современная социологическая теория. М., 1961;
  • Мертон Р.
    , Социальная структура и аномия. «Социологические исследования», 1992, № 3—4;
  • Раймон А.
    , Этапы развития социологической мысли. М., 1993;
  • Дюркгейм Э.
    , Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995;
  • Дюркгейм Э.
    , О разделении общественного труда. М., 1996.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]