Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.
Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.
Что такое эпатажный
Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.
Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок, которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:
- скандальность;
- асоциальность;
- безнравственность;
- шокирование;
- аморальность;
- выходка и т. д.
В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.
Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Оригинальным внешним видом повседневный эпатаж не ограничивается: экстравагантные вызывающие поступки и провоцирующее поведение снимается на видео и загружается на сервер.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Намеренное нарушение установленных правил поведения в общественных местах – самый простой пример эпатирования окружающих в повседневной жизни.
Что такое эпатажность
Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.
Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.
Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.
Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.
Примеры
Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.
Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.
Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.
Эпатажный человек в современном обществе
Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.
В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
- в моде;
- в кино;
- в рекламе;
- в публичных выступлениях.
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Признаки человеческой эпатажности
Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностью
Зная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:
- склонность к скандальным действиям;
- умышленное провоцирование общественного мнения;
- поведение, вызывающее шок у окружающих;
- противопоставление себя нравственным устоям.
За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.
Часто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.
Определение
Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.
Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.
Примеры эпатажных личностей
В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:
- Сальвадор Дали. Каждая картина гениального мастера – это удар по традиционному искусству.
- Российский футурист Д.Д. Бурлюк сложил строки, которые у многих вызвали неоднозначные чувства. Достаточно одной строки «Мне нравится беременный мужчина», чтобы понять, что творение выходит за принятые рамки.
- Советский архитектор Мельников. Дом-улей, сооружённый в Москве, выбивается за рамки привычной для глаз архитектуры.
- Всемирно известный певец Элтон Джон и в стиле исполнения, и в одежде, и в поведении противостоит тому, к чему привыкла общественность.
Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
Без эпатажных поступков либо провокационных высказываний сегодня не обходится ни один крупный общественный деятель или бизнесмен.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.
Эпатажное поведение
Иногда люди говорят, что этот скандал близок к эпатажу. Для большинства людей эпатажное
поведение — это нестандартное и умыщленное
поведение
со скандалом.
Эпатажный человек
–
это
тот, который не побоялся быть непохожим, не стыдящийся своей неординарности.
Эпатажное поведение
— ошеломительное, поразительное и скандальное поведение человека, нарушающее общепринятые нормы и правила. Эпотировать (от французкого epater) — сознательно ошеломлять окружающих людей скандалом. нарушающим моральные или этические нормы принятые в обществе. вызывая у них ответные действия или отрицательные эмоции. ***
Эпатаж
— умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществеправовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как
предосудительное, недостойное или недопустимое
. Термин «
эпатаж
» происходит от глагола
e’pater
— ошеломлять, приводить в изумление. Буквальное значение — «отколоть ножку рюмки, лишить ноги», что значит выбить землю из-под ног, перевернуть всё с ног на голову. Эпатаж может проявляться не столько в поведении человека, сколько в его творчестве или общественной деятельности, которые радикально нарушают существующие обычаи, каноны, нормы. С приходом модернизма эпатаж вошел в искусство как неотъемлемый элемент. Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа широко используется в рекламе и маркетинге. [www.psychologos.ru]. *** Материал Википедии Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента. Роль эпатажа в искусстве Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху. Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко: Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение». Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании». И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики». Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями». Коммерческое использование Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге. В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы. Примеры эпатажа В искусстве] Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!» Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм». Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы. Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков». Критика Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет: «Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».