Ид, Эго и Супер-Эго, защитные механизмы или теория Фрейда

Представления о том, что внутренний мир человека имеет сложную структуру, существуют давно. Еще философы эпохи Античности и раннего христианства выделяли три сферы: дух, душу и ум или разум. В настоящее время самой популярной и одновременно самой разработанной структурой психики является модель З. Фрейда. Она включает в себя три уровня – сознание, бессознательное и сверхсознание – и является основой теории и практики психоанализа.

Структурная модель психики З. Фрейда

Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее. И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»). Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.

Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г. Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной. Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.

Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума. Это «сверх-Я» или сверхсознание. В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.

Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным. Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Источники: psyhology.about.com Carducci, B. The psychology of personality: Viewpoints, research, and applications. John Wiley & Sons; 2009. Engler, B. Personality theories. Boston: Houghton Mifflin Harcourt Publishing; 2009.

Теги: , личность, поведение, суперэго, теория, эго

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Бессознательное, или «оно»

З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.

Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.

Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:

  • инстинкты;
  • естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
  • вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
  • агрессивные побуждения и стремления доминировать;
  • психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.

С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности — Суперэго. Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет. Суперэго составляют:

  • Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

«Эго» — «Я»

Для обозначения уровня сознания в психоанализе используется латинское понятие ego – «Я». Если «ид» — животное начало, то «эго» — разумная часть психики. Это все то, что мы осознаем, чем можем управлять и осмысленно регулировать. Как это ни странно покажется на первый взгляд, объем «эго» не слишком велик по сравнению с «ид», сфера осознанного значительно меньше области бессознательного.

Хоть анализу этого уровня сам З. Фрейд уделял меньше внимания, его функции определить несложно. К ним относятся следующие:

  • оценка реальной ситуации;
  • анализ осмысленной информации, полученной сознанием из внешних и внутренних источников;
  • принятие решений;
  • контроль за их исполнением;
  • частичное осмысление желаний и преобразование их в действия или перемещение на уровень бессознательного (вымещение);
  • рационализация (объяснение) действий и поступков.

По сути дела, «Я» является посредником в борьбе «оно» и «сверх-Я». Этот уровень психики постоянно ищет компромисс между естественными потребностями и требованиями общества.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

«Сверх-Я», или «супер-эго»

Superego – это своеобразная надстройка над сознанием, которая формируется при жизни человека под влиянием социальных норм, требований, запретов – табу. С одной стороны, «супер-эго» позволяет нам различать добро и зло, хорошее и плохое, осознавать нравственные принципы и идеалы. Но с другой стороны, по мнению Фрейда, «сверх-Я» ограничивает свободу человека, загоняя его в рамки общепринятых норм. Моральные запреты препятствуют удовлетворению естественных потребностей и проявлению столь же естественной агрессивности. Это приводит к различным проблемам психического характера, например, неврозам.

Чтобы избежать критической ситуации, сознание человека, его «Я» изобретает различные способы компенсации или сублимации – преобразования энергии запретных желаний во что-то более приемлемое для социума.

Ид

Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия — из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены. Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта — как способ удовлетворения потребности.

Современный

Современная теория конфликта

Чарльз Бреннер (1982) попытался возродить психологию эго, кратко и четко сформулировав фундаментальную направленность психоанализа: внутрипсихический конфликт и возникающие в результате компромиссы. Со временем Бреннер (2002) попытался разработать более клинически обоснованную теорию, получившую название «современной теории конфликта». Он дистанцировался от формальных компонентов структурной теории и ее метапсихологических допущений и полностью сосредоточился на компромиссных формациях.

Хайнц Кохут развитый самопсихология, теоретическая и терапевтическая модель, связанная с психологией эго, в конце 1960-х годов.[11] Психология «я» фокусируется на ментальной модели «я», которая важна при патологиях.[а]

Анализ конфликтов, защиты и сопротивления

Согласно структурной теории Фрейда, либидинозные и агрессивные импульсы человека постоянно находятся в конфликте с его или ее собственной совестью, а также с ограничениями, налагаемыми реальностью. В определенных обстоятельствах эти конфликты могут привести к невротическим симптомам. Таким образом, цель психоаналитического лечения — установить баланс между телесными потребностями, психологическими желаниями, собственной совестью и социальными ограничениями. Эго-психологи утверждают, что конфликт лучше всего разрешается психологическим агентом, имеющим самое близкое отношение к сознанию, бессознательному и реальностью: эго.

Клиническая техника, наиболее часто связанная с психологией эго, — анализ защиты

. Через разъяснение, сопоставление и интерпретацию типичных Защитные механизмы Эго-психологи надеются помочь пациенту обрести контроль над этими механизмами.[14]

Содержание

  • 1 История 1.1 Ранние концепции эго
  • 1.2 Психология эго Фрейда
  • 1.3 Систематизация 1.3.1 Анна Фрейд
  • 1.3.2 Хайнц Хартманн
  • 1.3.3 Дэвид Рапапорт
  • 1.3.4 Другие участники
  • 1.4 Отклонить
  • 2 Современный
      2.1 Современная теория конфликта
  • 3 Функции эго
  • 4 Анализ конфликтов, защиты и сопротивления
  • 5 Культурные влияния
  • 6 Критика
  • 7 Смотрите также
  • 8 Рекомендации
  • 9 дальнейшее чтение
  • Проявление

    Итак, Супер-Эго – это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык – Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

    То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

    Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

    Рекомендации

    1. Джон Хантер Падель, «Фрейдизм: более поздние разработки», в издании Ричарда Грегори, Оксфордский компаньон разума
      (Оксфорд, 1987) стр. 270-1
    2. Филлипс, Адам (2014). Стать Фрейдом
      . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Йельского университета. С. Введение. ISBN 978-0-300-15866-3 .
    3. Джанет Малкольм, Психоанализ: невозможная профессия
      (1988) стр. 29–36
    4. В. В. Мейснер, Фрейд и психоанализ
      (nd) п. 159
    5. ^ абc
      Валлерстайн, Роберт С. (февраль 2002 г.). «Рост и трансформация американской психологии эго».
      Журнал Американской психоаналитической ассоциации
      .
      50
      (1): 135–168. Дои:10.1177/00030651020500011401. PMID 12018862. S2CID 37488805.
    6. Малькольм, стр. 36
    7. О. Л. Зангвилл, «Фрейд, Анна» в издании Грегори, с. 268
    8. Рапапорт, Д. (1960). Структура психоаналитической теории: систематическая попытка
      . International Universities Press, Inc.
    9. Малькольм, стр. 4
    10. Эрик Х. Эриксон, Детство и общество
      (Пингвин 1973), стр. 13 и стр. 58-9
    11. Уилсон, Арнольд; Робинсон, Надежда М. (2002). «Самопсихология». Энциклопедия психотерапии
      . С. 615–620. Дои:10.1016 / B0-12-343010-0 / 00195-1. ISBN 978-0-12-343010-6 .
    12. Gabbard, G.O .; Рахал, Ф. (2012). «Психодинамическая психотерапия: теория и практика». Энциклопедия человеческого поведения
      . С. 187–194. Дои:10.1016 / B978-0-12-375000-6.00236-6. ISBN 978-0-08-096180-4 .
    13. Berzoff, J; Flanagan, L.M .; Герц, П (2012). Внутри и снаружи: психодинамическая клиническая теория и психопатология в современном мультикультурном контексте
      (3-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд: Rowman & Littlefield Publishers.
    14. Падель, стр. 270-1
    15. Падель, стр. 271
    16. М. Соломон, Эссе Бетховена
      (1988) стр. 149
    17. Элизабет Рудинеско, Жак Лакан
      (2005) стр. 193
    18. Дэвид Мейси, ‘Вступление’. Жак Лакан Четыре фундаментальных концепции психоанализа
      (Penguin 1994) стр. XXI-II
    19. Жак Лакан, Écrits
      (1997) стр. 231
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]