Все самые известные теории эмоций в психологии рассматривают эмоциональные состояния совместно с теми физиологическими процессами, которые происходят в организме. Они не только их сопровождают, но и объясняют, почему эти эмоции возникают. Исследователи связывают с эмоциональными выражениями физиологические перемены организма и доказывают, что для различных эмоций характерен определенный набор признаков. Для того чтобы классифицировать или определить параметры эмоциональных состояний, потребуется обратиться к соответствующим физиологическим процессам.
С помощью эмоций человек может оказывать непосредственное влияние на собеседников и окружающих. Они сопровождаются мимикой, пантомимикой и жестами, которые отражают его внутреннее состояние и вполне понятны другим людям.
Статьи по теме
- Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
- Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
- От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021
Теория Джеймса — Ланге
Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса — Ланге можно разбить на следующую последовательность:
При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции. Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать. По теории Джеймса — Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.
Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса — Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства. Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация. Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.
Что такое эмоции и на что они похожи
Фото Charles Deluvio on Unsplash
В переводе с латинского — эмоция «потрясаю, волную». Эмоции можно сравнить с палитрой цветов. Без эмоций, жизнь будет тусклой. Это все равно, что жить в сумерках. Некоторые люди говорят: «Я не хочу больше испытывать эмоции! Хочу быть безэмоциональным». Таким образом, ошибочно пологая, — если они перестанут испытывать эмоции, их жизнь станет лучше, легче.
На самом деле, есть люди, которые не испытывают эмоции. Эмоциональные нарушения могут быть связаны с аутизмом, психопатией или алекситимией — термин, означающий трудности, связанные со словесным описанием своего состояния.
Эмоции! Их ещё можно сравнить с приправой. Без них жизнь станет пресной. И в качестве доказательства, можно привести следующий пример: в эмоционально-чувственную сферу заложены телесные ощущения. Когда мы видим любимого человека, ощущаем бабочки в животе, или когда испытываем гнев, можем ощущать желудочный спазм.
Наш мозг приписывает каждому ощущению определенную ценность. Таким образом мы с тобой понимаем положительное оно или отрицательное, слабое или ярко выраженное.
Теории эмоций Анохина, Симонова и Фестингера.
От эмоций не нужно бежать или закрываться. Их важно понимать. В части эмоций, нет аксиомы. Но существуют авторитетные теории. В этой статье как раз о них и пойдет речь. Они приоткроют тебе завесу в мир эмоций.
Теория эмоций Кэннона — Барда
В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.
Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.
На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.
Теория когнитивного диссонанса
Л. Фестингер предложил данную теорию на основе изучения восприятия человеком его ожиданий и реальности, а также того, как они соотносятся между собой. Он утверждал, что, если ожидания человека воплощаются в реальность в полной мере, индивид остается доволен и тогда у него возникают положительные эмоции. Если же реальность не соответствует его ожиданиям, возникает дискомфортное состояние и отрицательные эмоции. В таком случае человек начинает искать иной выход и тут возможно два варианта. Либо человек меняет когнитивный аспект в сложившейся ситуации, то есть меняет свои ожидания и отношение к реальности так, чтобы негативная эмоция нивелировалась, или же ищет способ изменить тот нежелательный результат, который он наблюдает в реальности и с ним не согласен.
Теория эмоций Шехтера — Сингера
Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие. Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию. Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.
Теория адаптационного синдрома
Понятие адаптационного синдрома ввел Х. Селье, рассматривая его, как стресс, благодаря которому организм приспосабливается к сложным условиям окружающей среды.
Он проводил исследования на животных, изучая влияние различных факторов на их поведение и пришел к выводу, что процесс адаптации включает в себя три стадии:
Стадия тревоги
На этой стадии человек, как правило ощущает тревожность и беспокойство. А иногда и душевный подъем, в тех случаях, если чувствует в себе особую уверенность и готовность справиться с предстоящей задачей.
Стадия сопротивления
В крови повышается уровень кортизола, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение. Происходит мобилизация организма, он находится в тонусе и в таком состоянии способен на свершения.
Стадия истощения
Когда взаимодействие со стрессовым раздражителем затягивается и человеку становится сложно противостоять ему, внутренние силы и энергия иссякает. Работа всех внутренних систем замедляется. Ухудшается общее самочувствие. И если организм слишком ослабевает, человек может весьма серьезно заболеть.
Теория эмоций Лазаруса
Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической
активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.
Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает — например, что ее преследует грабитель, — и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию — страх.
Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.
Потребностно-информационная теория
Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения. Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.
При анализе учитывается:
- насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
- что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
- достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.
Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется. Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения. А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.
Теория мимической обратной связи
Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.
Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.
Исследование Карни Ландиса
В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?
Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.
Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.
Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты
Структуры мозга, участвующие в эмоциях
Многие структуры, ответственные за гомеостаз и физиологические ритмы (см. гл. 4 и 5), причастны также к эмоциям. И это неудивительно. Для того чтобы удовлетворить потребности своих внутренних систем, голодный хищник подкрадывается к животному меньшей величины и нападает на него (агрессия). В то же время он сам должен быть постоянно настороже, чтобы избегнуть нападения более крупного; хищника (страх). Наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к эмоциям, в совокупности называют лимбической системой
. Это важнейший «альянс» в нашей географической схеме. Система эта известна также как «
животный мозг
», поскольку ее части и функции, по-видимому, в основе своей сходны у всех млекопитающих. Лимбическая система находится выше ствола мозга, но ниже коры. Ряд структур ствола и некоторые части коры тоже участвуют в порождении эмоций. Все они связаны друг с другом нервными путями.
Рис. 102. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему. Можно видеть, что они располагаются вдоль краев больших полушарий, как бы «окаймляют» их.
Лимбическая система
Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований (рис. 102). К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса
, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга —
гипоталамус
. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы (и тем самым — на ритм сердца, дыхания и т.д.), по-видимому, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса, а именно эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит
миндалина
(миндалевидное ядро) — клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты на животных показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп. Роль его в создании эмоций все еще не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Многие ученые полагают, что он играет определенную роль в интеграции различных форм сенсорной информации.
Повреждение гиппокампа
приводит к нарушению памяти — к
неспособности запоминать новую информацию
(см. гл. 7).
Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина
. Около нее расположен
свод
— система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и
соединяет гиппокамп с гипоталамусом
. Еще одна структура —
перегородка
— получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в гипоталамус. Проследив ход нервных путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с окружающей средой имеют ту или иную эмоциональную окраску.
Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств
, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору,
проходят через одну или несколько лимбических структур
— миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.