Метод свободных ассоциаций широко используется в психологии уже довольно продолжительное время. Его автором является один из самых известных и скандальных психоаналитиков в истории Зигмунд Фрейд. Именно он предложил данный метод и использовал его на протяжении всей карьеры, передавал его своим ученикам и включил его в так называемый психоанализ, благодаря которому он и обрел свою известность. Если вы хотите узнать больше про метод свободных ассоциаций, что он собой представляет и для чего используется, то эта статья для вас.
Зигмунд Фрейд
Если рассказывать про метод свободных ассоциаций, то необходимо упомянуть и того, кто ввел этот метод, а именно Зигмунда Фрейда. Он жил и трудился во второй половине девятнадцатого и в первой половине двадцатого века. Он родился в Австрийской империи в городе Фрайберге, который на данный момент территориально относится к Чехии. Он внес огромный вклад в психологию, и его труды до сих пор используются и ценятся, изучаются в университетах и применяются на практике, хотя уже не так активно, как ранее. Он основал трехкомпонентную структуру психики, введя понятия «я», «оно» и «сверх-я». Именно Фрейд рассказал миру о психосексуальных фазах развития человека, он описал защитные механизмы психики человека и многое другое, что в результате сложилось в полноценное психологическое и психиатрическое направление, которое получило название «фрейдизм». И именно в рамках фрейдизма и существует так называемый психоанализ, который потряс мир психологии и психиатрии в свое время. Его ключевой составляющей является метод свободных ассоциаций, поэтому нельзя говорить о нем, не рассказав непосредственно о психоанализе в целом.
Теория психоанализа Фрейда: кратко
Согласно теории Фрейда, психику человека можно «поделить» на такие составляющие: Эго, Ид и Суперэго.
Определение терминов:
- Ид – главный источник влечения и желания. В качестве аналогии можно привести обычную уличную собаку, где все ее действия, вроде спаривания, сна и прочего, являются результатом инстинктов, заложенных природой.
- Эго – посредник, делящий социальные рамки и животные инстинкты. Часть личности, удовлетворяющий потребности Ид, беря во внимание ограничения внешнего мира.
- Суперэго подразумевает под собой все социальные рамки, начинающиеся с периода родительского воспитания, когда закладываются основы того, что можно делать, а что недопустимо. Во взрослой жизни отображается во всех жизненных аспектах, вроде, нравственности, религии, закона.
Топическая модель психического аппарата включает в себя два элемента: бессознательное и сознательное.
Что они подразумевают:
- Бессознательное – психические силы, находящиеся за чертой сознания. Они определяют то, как человек себя ведет.
- Сознательное – психический аспект, который индивид способен осознать. Сознательное оказывает непосредственное влияние на то, как индивид позиционирует себя в обществе. Психика автоматически поддается коррекции принципом удовольствия. Если баланс нарушается, то происходит сброс через бессознательную сферу.
Защитные механизмы реализуют конфликт Суперэго и Ид. Фрейд описал многие из них: изоляция, проекция, вытеснение, отрицание, замещение, регрессия и так далее.
Что такое психоанализ?
Итак, какое место занимает в психоанализе метод свободных ассоциаций? Фрейд основывал свою деятельность именно на этом методе. Поэтому можно смело сказать, что он является основополагающим для психоанализа.
Психоанализ – это направление психологии, основателем которого и является Зигмунд Фрейд. Он считал, что у каждого человека психика разделяется на сознательное и бессознательное. И психоанализ, в отличие от всех других направлений, был сосредоточен на работе именно с бессознательным. Это означало, что изучение ситуации пациента, помощь ему, его лечение проводились с использованием не самых традиционных методов, которые включали в себя даже толкование сновидений. Со временем, естественно, эти методы стали общепринятыми, а метод свободных ассоциаций, примеры которого будут рассмотрены далее, вообще стал одним из ведущих в психологии и психиатрии.
Что это за метод?
Метод свободных ассоциаций в психоанализе, как вы уже поняли, занимает ведущее место и играет важнейшую роль. Но что же он собой представляет? Как уже было сказано ранее, психоанализ Фрейда направлен на бессознательное в человеческой психике, и именно на основании этого работает данный метод. Суть его заключается в том, что психоаналитик не пытается работать с рациональными мыслями и идеями пациента, он пытается добраться до самых глубин, до того, что сознание человека пытается утаить от всех окружающих и даже от него самого. Но как именно это работает? Как добраться до того сокровенного места в психике человека? Метод свободных словесных ассоциаций является идеальным инструментом, позволяющим получить именно то, что необходимо психоаналитику.
Немного об истории метода
Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.
Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.
Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.
Как проводится этот метод?
Итак, суть метода заключается в том, что психоаналитик позволяет своему пациенту говорить абсолютно все, что приходит ему на ум. Он не задает наводящих вопросов и не пытается узнать что-то конкретное. Он не просит сдерживать какие-либо эмоции – пациент может и должен рассказывать все, что приходит ему в голову, даже самые неприличные и пошлые вещи. Работа психоаналитика – выслушивать пациента, записывать все, что в потоке сознания выливается из уст пациента, а затем оправдывать название своей профессии, то есть анализировать полученную информацию. На первый взгляд это может показаться немного абсурдным – что можно извлечь из словесного потока, не ограниченного ничем? Однако на самом деле все не так просто, как может показаться. Фрейд не стал бы столь известен, если бы это был обычный поток сознания, а не что-то большее.
Метод ассоциаций
Метод ассоциаций — это первый и основной метод развития памяти
, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и
является составной частью большинства методов эффективного запоминания.
Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.
Что же такое ассоциация? Ассоциирование
— это в широком смысле
связывание чего-то с чем-то
. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой
актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово «красный» (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется
у него слово «красный»), можно получить такие ответы: «мак», «флаг», «помидор», «черный» и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).
На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: «Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…». И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.
Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.
Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.
И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее.
Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.
Создание ассоциаций всегда индивидуально
, а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.
Попробуем, например, связать несколькими способами слово «апельсин» и слово «мыло». Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: «Я купил апельсин и мыло». Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: «Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла».
Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи — ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: «Я рисую апельсин куском мыла». Связь может быть и такой: «Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло». Теперь придумайте еще 2—3 оригинальные связи (ассоциации) между словами «апельсин» и «мыло» сами.
Попробуем связать между собой слова «дерево» и «телевизор». Естественно, связь «дерево показывают по телевизору» нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. «Телевизор висит на дереве» — уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).
«Телевизор вмонтирован в ствол дерева» — тоже неплохо. А вот связь: «При включении телевизора, из него начинает расти дерево», — на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.
Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами «телевизор» и «дерево». Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.
Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не «дерево вылезло сверху…», «дерево вылезло сбоку… или снизу») связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.
*** Упражнение 1.
Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:
СТАКАН и ТУФЛИ КАРАНДАШ и ШЛЯПА ТЕЛЕФОН и АРБУЗ
Для каждой пары придумайте по 3—4 связи, не забывая про Правило №1.
В Приложении вы найдете
еще несколько пар слов для самостоятельной тренировки. Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи.
Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.
Например, между словами «трава-цветок», «кошка-мышка» сами по себе напрашиваются такие связи: «в траве растет цветок» и, соответственно, «кошка поймала мышку». Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.
Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов «подушка» и «одеяло». Это сложнее, чем для слов «апельсин» и «мыло», не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами
«Подушка пришита (прилипла) к Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло». «Подушка лопнула и превратилась в одеяло». «Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись».
*** Упражнение 2.
Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:
ВОДА и ЦВЕТОК КОТ и МОЛОКО КОНВЕРТ и РУЧКА
Придумайте по 3—4 оригинальных связи между словами каждой пары.
Конечно, логичнее всего было бы связать «кот» и «молоко» так: «Кот пьет молоко», но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: «Кот плавает в молоке». Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении
.
Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, «оживить» сюжет, который придумали. Иначе это правило называется
МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ
. Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.
Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово «масло», представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово «свет», то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.
Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.
Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола «был», используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.
*** Упражнение 3.
Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:
ПИДЖАК и УХО ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР МЯЧ и КОТЛЕТА САЛЮТ и ГРИБ КРАСКА и СТЮАРДЕССА БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА РАДИО и АНТЕННА ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ
Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше — к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.
Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.
Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название — «бином фантазии». В его книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.
Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?
На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.
Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:
Лампочка — Пиджак — Котлета — Велосипед —
Гриб — Бинокль — Краска — Антенна —
На предыдущую | Содержание | На следующую
Работа с бессознательным
Так каков же секрет, делающий столь популярным и эффективным метод свободных ассоциаций? Интерпретация информации, полученной от пациента, не является поисками зерна здравого смысла в потоке бреда, как кажется многим. На самом деле Зигмунд Фрейд считал, что разделение психики на сознательное и бессознательное имеется у каждого человека, и психоаналитики до того времени обращались только к сознательному. Это значит, что они задавали своим пациентам логичные вопросы, на которые они сознательно давали логичные ответы. Однако при этом сознание не допускало того, чтобы самые глубокие проблемы выходили наружу – никто сознательно не хотел в них признаваться, а зачастую даже не мог, потому что не подозревал об их существовании, так как сознание надежно берегло их. Чем же отличается метод свободных ассоциаций? Все дело в том, что этот метод снимал все ограничения сознания – пациенту запрещалось думать о том, что он говорит, пытаться взвешивать слова, фильтровать идеи. Он должен был говорить абсолютно все, что приходило ему в голову. Именно за счет этого и проделывался путь к самым скрытым в глубинах подсознания проблемам, которые пациент не хотел или даже не мог рассказать своему психоаналитику, когда его спрашивали напрямую или косвенно, то есть обращаясь к его сознательному, а не бессознательному.
Процедура и основные этапы
1. Сформулировать и записать на доске проблему. Можно выделить ключевое слово, выражающее суть проблемы. Слово совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта. 2. Определить список, облако, цепь ассоциативных слов и записывает все ассоциации в блокноте или на доске. При этом каждый участник группы создает: А) Группу слов, связанных с ключевым словом-стимулом (3 мин). б) Цепочку слов, в которой каждое слово является ассоциацией к предыдущему (3 мин). 3. Последовательно объединять ключевое слово, со всеми словами, начиная с отдаленных по смыслу и стоящих в конце ряда. 4. На основе аналогий, созданных каждой связкой и последующим переносом свойств, форм и принципов работы с ассоциативного объекта на ключевой, генерировать новые идеи и решения. 5. Систематизировать и оценить полученные идеи и решения и выбрать наилучшие из них.
Несвободные ассоциации
Несмотря на то, что этот метод называется именно так, сам Фрейд не считал ассоциации конкретно «свободными». Он придерживался мнения о том, что все они управляются подсознательным процессом. И благодаря этому методу сознание пациента больше не может сдерживать все то, что скрывалось в его глубинах. Оно пропускает данную информацию, так как зачастую она идет не в прямой, а в символической форме – именно здесь вступает в дело опытный психоаналитик, который должен полученные символы расшифровать.
Интерпретация
Интерпретация является не менее важным инструментом психоанализа, чем свободные ассоциации. Без нее данный метод не будет работать, так как психоаналитик останется просто с записанным на бумаге потоком сознания. Интерпретация – это процесс психоанализа, с помощью которого словесные ассоциации расшифровываются и приобретают форму сути проблемы, которую пациент бессознательно пытался передать. И именно тогда уже можно работать над ее решением. Как видите, психоанализ Фрейда оказался настоящим прорывом в психологии и психиатрии, позволив людям добираться до самых сокровенных проблем, которые они не могли высказать сознательно. Только с помощью бессознательного удавалось добраться до сути, и именно поэтому психоанализ Фрейда стал столь популярным и вошел во все учебники по психологии, психоаналитике и даже психолингвистике.
Пример использования метода
Итак, сеанс психоанализа с использованием метода свободных ассоциаций происходит следующим образом: пациент ложится на кушетку, а психоаналитик садится на стул около его головы. В большинстве случаев пациент не может видеть психоаналитика или же видит только малую его часть. Это делается для того, чтобы ничто не отвлекало его от своеобразного рандеву с бессознательным. Психоаналитик не задает прямых вопросов, как на стандартном сеансе — он лишь помогает пациенту погрузиться в поток бессознательного, чтобы добраться до сути проблемы, которая скрыта из-за защитного механизма сознания. В итоге психоаналитик получает информацию, которая чаще всего поступает не в виде прямого текста, а символически. Тогда он как профессионал психоанализа использует свои навыки, чтобы прочесть в полученных образах суть проблемы и помочь пациенту ее решить.
Методологические и теоретические основания метода
Фундаментальные принципы 1. Принцип всеобщей связи, общности и единства всех объектов и явлений мира. Все связано со всем. Ассоциативные связи носят глобальный характер и возникают между любыми объектами, имеющими любые общие признаки. Любое слово способно порождать в сознании безграничную систему связей и отношений. 2. Принцип универсальности основных закономерностей и структур творчества. Творческие механизмы и принципы работы одной сферы деятельности переносятся на другую. 3. Принцип неисчерпаемости и бесконечного богатства мира. Мир более широкий, богатый и разнообразный, чем мы видим и чем он нам кажется. Слово – стимул порождает в нашем сознании безграничную систему связей, пробуждает самые разнообразные и неожиданные образы. 4. Принцип прагматичности. Весь мир предстает как ресурс: все может быть полезно, у нас в распоряжении весь Универсум. 5. Принцип единства сознательного с бессознательным, подсознательной творческой активности. Ассоциации являются способами спонтанного порождения содержания бессознательного, мостиками, зонами перехода между сознательными и подсознательными процессами. Ассоциативное мышление осуществляется при отключенном или отсроченном логическом анализе.
Теоретические основания Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между объектами действительности и психическими представлениями, понятиям, ощущениями, восприятиями, переживаниями, двигательными актами, при которых одно представление об объекте порождает другое, сходное с ним. Объектом-стимулом для генерирования ассоциаций могут быть любые объекты окружающего мира: случайно выбранные слова, символы, рисунки, мелодии. На внутреннем, психическом уровне ассоциации понимаются как связи между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое, а на психофизиологическом – как условный рефлекс. Ассоциации появляются без активного восприятия, спонтанно и без логической оценки. Сила, оригинальность и яркость ассоциаций зависит от богатства внутреннего мира человека, опыта, направленности и его индивидуальных особенностей. Открытие и установление новых ассоциативных связей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между совершенствуемым объектом или решаемой проблемой и случайно выбранными элементами внешнего мира и внутреннего мира, включающего содержания ОПЫТА. При открытии или создании новых ассоциативных связей, сознание и подсознание человека, начинает генерировать новые идеи. Сам процесс открытия и рождения новых ассоциативных связей и нахождение новых аналогий ведет к созданию оригинальных идей и творческих решений проблемы. Таким образом создается следующая творческая цепочка: проблема или совершенствуемый объект – найденное с помощью свободных ассоциаций слово – открытие связи между проблемой и этим словом – создание аналогии –рождение оригинальной идеи. Творчество понимается как связывание отдаленных феноменов, понятий и смыслов, видов деятельности, различных миров и сфер реальности При этом хождение на основе созданных связей полезных функциональных аналогий, позволяет переносить принципы работы, успешные способы действия и способы решения проблем из знакомых миров во вновь открытые.
Другие виды метода свободных ассоциаций
Однако не только Фрейд использовал данный метод, другие ученые также применяли его в своей практике. Одним из самых известных среди них являлся Карл Густав Юнг. У него также был свой психоанализ – сейчас даже принято разделять психоанализ на фрейдовский и юнгианский. Однако Юнг метод свободных ассоциаций использовал немного иначе – он делал больший акцент именно на том, что ассоциации являются свободными, в то время как Фрейд сам признавал их несвободность, подчиненность общему процессу, а сам концентрировался непосредственно на ассоциациях. Но оба эти подхода оказались невероятно успешными и в итоге стали всемирно известными.