Правильная критика: алгоритм конструктивной критики


Умение давать обратную связь является одним из компонентов эффективной коммуникации. Часто необходимо доступно объяснить, почему та или иная идея не подходит, или же определить недостатки в работе коллеги. Однако критика может стать деструктивной и, как следствие, ухудшить взаимоотношения с собеседником и демотивировать его. Вместе с директором Центра корпоративного обучения и развития Т&Р Александрой Жирновской, рассказываем о принципах конструктивной критики и о том, как ее воспринимать.

Если критикуют вас

Что же делать, когда вы слышите обвинения, осуждения и претензии в свой адрес? Если это уже стало нормой вашей жизни и окружающие постоянно позволяют себе высказывать негативные оценки в ваш адрес, то первое что вам следует выяснить — не сами ли вы даете им карт-бланш в этом. Статья «Как перестать быть жертвой» поможет вам изменить линию своего поведения.

Кроме того, вам нужно научиться отстаивать свои действия, решения и выбор. Запомните, многие люди критикуют не потому, что действительно хотят вам помочь, а просто высказывают свое отрицательное мнение, завидуют, хотят за что-то отомстить или сделать больно. Статья «Как отстаивать свое мнение» расскажет вам, как не тушеваться и смело действовать по своему усмотрению.

Важно научиться отличать реальную обратную связь и критиканство. Когда человек действительно хочет вам помочь, то он обязательно похвалит и укажет на ваши сильные стороны, подскажет несколько вариантов, как можно в будущем исправить ситуацию и не допустить подобных промахов

Как часто вы позволяете себе оценивать других людей? Как часто вы слышите осуждение в свой адрес?

Необходимые условия для грамотного общения

Давайте вместе рассмотрим обязательные принципы конструктивного диалога, которые помогут вам прийти к нужному решению, позволят не тратить время впустую, научать слышать партнера и приведут к успеху.

Временные рамки. Самое важное в решение проблемы — это ее своевременность. Часто люди прибегают к разговорам о прошлом: ты вчера не сделал уроки; почему ты на прошлой неделе не позвонил мне; это должно было быть готово еще позавчера

Такие запросы не ведут к решению проблемы, они призывают человека к оправданиям, заставляют врать и выкручиваться.

Запомните — прошлое изменить нельзя. Совершенный поступок вчера навсегда там и останется. Вы можете влиять на настоящее и будущее. Поэтому и запросы должны относиться к этим временам.

Разговор о прошлом будет актуален в том случае, если вы разбираете ошибки для их устранения в будущем. Чтобы ваш ребенок делал уроки вовремя, необходимо понять с какой он столкнулся проблемой. Он не понимает задание, у него не осталось времени из-за других занятий, он просто забыл про задание. И здесь вы вместе решаете, как помочь чаду избежать подобной истории на будущее.

Неправильный выбор собеседника.

Жена жалуется мужу, что их ребенок опять разбил горшок с цветком. Муж молча слушает, но не предлагает никаких вариантов, потому что его, мягко говоря, этот вопрос вообще не волнует. В таком случае женщина поступает деструктивно.

Ей следовало бы обратиться к самому ребенку, который является непосредственным участником ее жалобы. Именно с ребенком она может найти решение для проблемы.

Подчиненные постоянно обсуждают между собой решения руководства. Нет кухонного уголка, чтобы пообедать; зарплату могли бы поделить на две части; неудобные кресла в офисе и так далее. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться именно к руководству, с конкретным предложением.

Использование фактов.

Как часто в разговоре мы слышим подобные фразы: потому что я так сказала; так будет правильно; ты ничего не смыслишь в этом вопросе. Это лишь пустые фразы, не несущие под собой никакой аргументации. Человек не всегда умеет правильно использовать имеющиеся факты.

Почему лучше ребенка отдать в этот садик, а не в эту группу? Потому что я так считаю, отвечает жена. А что она под этим подразумевает совершенно непонятно. Садик находится ближе к дому и мы не будет тратить много времени на дорогу? В этом учреждение более квалифицированные воспитатели? Лучшее питание?

Решаем проблему, а не меняем собеседника.

В психологии существует такой феномен, как попытка изменить окружающих под себя. От этого необходимо стараться избавиться как можно раньше. Если вы однажды поймете, что изменить другого человека вам не под силу, то вы моментально избавитесь от огромного количества проблем.

Перед вами стоит конкретная задача. Ребенок не выполняет домашнюю работу. Вам надо не ребенка ломать и перевоспитывать, а добиться решения проблемы. Если ему самому тяжело, значит, надо помочь. Если у него не хватает времени, значит, переделать его расписание дополнительных занятий. Решайте проблему, а не меняйте собеседника.

Предлагаю вам список современных книг , которые отлично помогут расширить ваши познания в области конструктивного общения.

Как часто вы сталкиваетесь с деструктивным поведением собеседника? Почему люди не слышать друг друга? Как этого можно избежать? К каким способам прибегаете вы, чтобы перевести разговор в конструктивное русло?

Учитесь разговаривать правильно!

Общение с людьми занимает важное место в нашей жизни. Без него не были бы возможны любовные и семейные отношения, дружба, работа, бизнес

Как правило, люди, которые владеют мастерством конструктивного общения, добиваются больших успехов в личной и профессиональной жизни. Но как научиться конструктивно общаться? Что вообще означает понятие «конструктивный разговор»? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в нашей статье.

Критика, к которой мы привыкли

Сегодня со всех сторон можно услышать: ты не так это делаешь; опять ты сломал это; откуда у тебя руки растут; ты слишком много ему позволяешь и так далее. Все это может говориться людьми с добрыми намерениями, но не достигает своей цели «помочь человеку», потому что не имеет никакого отношения к конструктивной критике и доброму совету.

Мы привыкли к осуждению, высказыванию резкого и негативного мнения. В связи с этим я хочу предложить вашему вниманию отличную книгу Татьяны Кузьминой «Психологическая защита при критике», которая поможет вам бороться с такими вот «добрыми советчиками».

Деструктивная критика сегодня встречается не только в личных отношениях, но и в деловом общении. А это значит, что люди умеют искать только минусы в работе или поступках других, рассказывают об их ошибках и проблемах, но не предлагают никакого решения.

Происходит это по нескольким причинам.

  • Человек просто любит критиковать других, делает это с удовольствием и наслаждением.
  • Иногда так говорят, чтобы сделать больно или отомстить другому.
  • Порой к подобной критике прибегают чтобы защитить себя от чрезмерных требований.
  • И последний вариант, чтобы доказать себе свою значимость за счет другого человека.

Конечно, с таким подходом у нас складывается отрицательное отношение к самому понятию «критики». Ведь родители постоянно осуждают, потом в школе учителя, преподаватели в институте, начальник на работе, да еще и супруг сыпет упреками. Как в таких условиях можно положительно относиться к критике?

И мы в ответ начинаем поступать схожим образом. Оцениваем поступки окружающих, осуждаем и высказываем свое нелестное мнение. Давайте посмотрим, какие необходимо соблюдать правила, чтобы ваша критика была конструктивной и помогала человеку.

Принципы конструктивной критики

Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное. Конкретность

Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом. Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение. Опыт и практика

Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их. Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом. Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту. Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Рубрики

  • Авторский раздел (110) Мысли вслух (17)
  • Послания (57)
  • Стихи и рассказы (32)
  • Аудиокниги (1)
  • Без рубрики (7)
  • Вебинары-Медитации (16)
  • Видео (11)
  • Дети и их воспитание (101)
  • Духовные практики (2 189)
    • Женские практики
      На каждый день (12)

      (312)

    • Медитации (33)

  • Мужские практики (169)
  • О сновидении (39)
  • Практики Н. Пейчева (192)
  • Работникам света
    Наши видео работы (38)

    (93)

  • Развитие осознаности (321)
  • Разные Религии И Философия (367) Адвайта (10)
  • Буддизм (44)
  • Ведическая культура (92)
  • Дзен Буддизм (10)
  • Индуизм (8)
  • Православие (196)
  • Суфизм (5)
  • Раскрытие сердца (63)
  • Рейки (146)
      Круг Рейки (13)
  • Медитации Рейки (26)
  • Обучение Кундалини Рейки
    1-Я Ступень (1)

    (4)

  • Православие (41)
  • Самонастройки КР (59)
  • Что такое Рейки (2)
  • Трансерфинг реальности (44)
  • Учение вайшнавов (43)
  • Хо’опонопоно (28)
  • Цигун (111)
  • Ченнелинги (132)
  • Что Такое Кр (5)
  • Шаманские практики (91)
  • Здоровье (1 078)
      Аюрведа (194)
  • Восточная медицина (138)
  • Восточная медицина (28)
  • Здоровое питание (127)
  • Массаж (74)
  • Практики и системы оздоровления (292)
  • Рецепты красоты и здоровья (225)
  • История славян (27)
  • Йога (1 104)
      Аштанга йога (19)
  • Бхакти йога (14)
  • Бхакти йога (1)
  • Бьюти Йога (16)
  • Гималайская йога (17)
  • Джнана йога (30)
  • Ишвара йога (9)
  • Йога 23 (10)
  • Йога Айенгара (19)
  • Йога для беременных (16)
  • Йога для беременных (4)
  • Йога для детей (17)
  • Йога для начинающих (46)
  • Йога для начинающих (20)
  • Йога КПП (4)
  • Йога теней (17)
  • Карма йога (15)
  • Крийя йога (21)
  • Кундалини йога (20)
  • Лайя йога (72)
  • Мантра йога (97)
  • Нада йога (17)
  • Нидра йога (31)
  • О Йоге (263) Асаны (91)
  • Мудры (38)
  • Пранаямы (31)
  • Шаткармы (7)
  • Основы йоги (240)
      Асаны (49)
  • Мудры (49)
  • Пранаямы (24)
  • Шаткармы (12)
  • Парная йога (13)
  • Раджа йога (22)
  • Сахаджа йога (12)
  • Сахаджа йога (1)
  • Хатха йога (18)
  • Хатха йога (2)
  • Кундалини Рейки и кристаллы (1)
  • Магия славян (27)
  • Медитации Кундалини Рейки (3)
  • Непознаное (2)
  • Новости сайта (16)
  • Обереги и талисманы (19)
  • Обучение Рейки (5)
  • Основы жизни (126)
  • Помощь Рейки (6)
  • Психология (149)
  • Развитие осознанности (70)
  • Развитие семьи (74)
  • Рейки Внутренняя улыбка (2)
  • Рейки деньги (1)
  • Самонастройки (4)
  • Световая работа (25)
  • Сеансы Кундалини Рейки (1)
  • Сила рода (51)
  • Символы и руны (22)
  • Славянские практики (27)
  • Статьи (312)
  • Статьи (91)
  • Статьи о славянах (45)
  • Стихи и рассказы (15)
  • Транспсихология (75)
  • Фен-шуй (185)
  • Форум (178)
      Ангельские миры (8)
  • Астрология (5)
  • Аффирмации (11)
  • Вопросы и ответы (8)
  • Лунный гороскоп (6)
  • Магия камней (7)
  • Мифы и легенды (7)
  • Молитвы (9)
  • Молитвы нового врем… (7)
  • Нумерология (5)
  • Православный календ… (8)
  • Притчи (7)
  • Руническая магия (8)
  • Сверхъестественное (8)
  • Сила рода (20)
  • Сказки (8)
  • Славяне (7)
  • Техники и ритуалы (13)
  • Философия (7)
  • Хроники акаши (9)
  • Это интересно (10)
  • Цигун (67)
  • Как отличить конструктивную критику от зависти и деструктивной критики

    Анастасия Тетерук, психолог, специалист по персоналу. Фото: из личного архива

    За завистью скрывается отсутствие у критикующего человека чего-то, что есть у критикуемого. Негативной оценкой человек пытается перенаправить свои отрицательные эмоции, возникающие в результате зависти. Этим он пытается хоть как-то снизить внутреннее напряжение. В деструктивной критике присутствует намерение унизить человека, обесценить его работу. Мотивы разные: конкуренция, самоутверждение, эгоизм человека.

    В конструктивной критике конкретно указывается ошибка, подкрепленная очевидными аргументами: «Ваш отчет поверхностный и неполный. В первом и втором разделах недостаточно цифр и примеров, дополните. Можете для образца взять отчет вашего коллеги». Кроме того, часто человеку дается какой-то совет или рекомендация «как надо» или «как не надо».

    В зависти и деструктивной критике, наоборот, все очень расплывчато, обобщенно и субъективно: «Ваш отчет поверхностный и неполный. Мне он не нравится. Вот коллеги ваши — молодцы. Всегда отчеты делают хорошо в отличие от вас».

    В конструктивной критике — акцент на работе: оценивается или ее процесс, или результат. Например, «отчет составляете не так, как нужно, вы неверно оформляете таблицы» или «отчет составлен неверно, не хватает цифр».

    В зависти и деструктивной критике — акцент на личности критикуемого. Например, «вы не умеете делать отчеты. Это все из-за вашей рассеянности и безответственности».

    На практике

    Проверить, по делу вы критикуете или нет, довольно просто. Спросите себя: мой комментарий поможет человеку стать лучше?

    Бесполезная и обидная критика:

    — Это самый ужасный шрифт. Не понимаю, как ты вообще его выбрал

    — Я же говорил, что логотип надо увеличить.

    — Текст скучный. Одна вода

    Попробуем помочь человеку решить задачу и вырасти над собой:

    — Этот шрифт не подходит для сайта — он красивый, но читать его сложно. А нам надо, чтобы вчитывались в текст.

    — Я вижу, ты увеличил логотип. Смотрится гармонично, но я уверен, что клиент попросит увеличить еще больше.

    — Текст по делу, много хороших идей. Но не хватает примеров, поэтому читателю будет сложно примерить его на свою ситуацию.

    Как реагировать на критику?

    Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

    Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить — описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

    1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

    2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть «спрятаны» действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей

    А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях — наоборот, заостряйте внимание

    3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно — если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа — взять паузу для обдумывания.

    4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи — воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

    5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

    6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше — тем более правильное решение вы сможете принять.

    7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

    8. Если разные люди критикуют одно и то же — это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди — следует задуматься.

    И, наконец, очень важное правило:

    К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна — то отреагировать на нее.

    На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

    Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на Финансовом гении!

    В каких случаях не стоит критиковать?

    Итак, теперь вы знаете, как правильно критиковать человека, следующий шаг – нужно разобраться, когда можно это делать. Для начала, проанализируйте свое поведение, а не поступаете ли вы также в обычной жизни. Согласитесь, странно следовать совету курящего, бросить эту вредную привычку, который сам ежедневно выкуривает полпачки сигарет.

    Имейте в виду, что если вы не являетесь начальником человека, которого собираетесь критиковать, то и он не обязан принимать вашу критику и наоборот. Критика – это субъективное мнение критикующего человека, она может быть несправедливой. Кроме того, всегда стоит оценивать ситуацию правильно, насколько дело, вообще, вас касается. Вы можете раскритиковать человека, дать правильный совет, но он не обязан принимать эту информацию к сведению. Например, если ваш знакомый собирается делать в своей квартире ремонт и делится с вами планами, вы считаете, что он в чем-то неправ и рекомендуете ему поступить по-другому. В этом случае стоит иметь в виду, что у вас с другом могут быть разные вкусы, он может не прислушаться к вашему мнению.

    Только на работе от своих подчиненных вы вправе требовать исполнения ваших замечаний, ведь от них зависит результат вашей работы

    Однако и здесь важно уважительно общаться с собеседниками. Такое отношение будет залогом здоровой атмосферы в коллективе

    Не забывайте, что они тоже люди со своим мнением и хотят, чтобы их тоже слышали.

    Что касается ваших детей, конструктивная критика, конечно же, должна быть по отношению к ним, однако, стоит иметь в виду, им необходимо формировать собственный жизненный опыт. Поэтому, если вы заранее знаете, что негативный результат будет минимальным, не стоит их критиковать, дайте им возможность «наступить на свои грабли». Вы всегда должны мысленно продумывать ситуацию, главное, чтобы был положительный результат – это и есть смысл конструктивной критики.

    Сферы применения конструктивной критики

    Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

    Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

    Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

    Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

    Деструктивное поведение: что это такое в психологии

    В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

    Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

    Примеры и виды

    Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

    Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

    Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

    Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

    Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

    Причины

    Причины развития склонности к разрушениям:

    Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

    Коррекция поведения

    Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

    Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

    Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

    Почему мы так болезненно относимся к критикованию

    Множество проведенных исследований пришли к выводу, что похвала положительно влияет на результат, а вот разного рода замечания – негативно. На упреки мы реагирует острее и запоминаем их быстрее, чем комплименты. Одна из причин такого явления – эволюция. В эволюционный период мы научились оперативно давать реакцию на негативные раздражители. В дикой среде такие сигналы предвещают о смертельной опасности, поэтому необходимо резко откликаться на них, чтобы выжить. Сейчас все изменилось, но на неприятности мы реагируем также – эмоционально и сильно.

    Психолог Дарья Милай

    Записаться на прием

    Следующая причина, почему нас переполняют эмоции, когда нас кто-то критикует, – новый опыт. Мы отрицательно относимся к непривычным для нас раздражителям.

    Как преодолеть деструктивность

    Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

    В качестве самопомощи можно сделать следующее:

    Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

    Источник

    Как нельзя реагировать на критику

    «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение

    Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации. «Меня критикуют. Надо срочно ответить»

    Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку — это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

    Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

    А как же выглядит правильная обратная связь?

    Во-первых, она конкретна. Если вы делитесь своей идеей, а человек в ответ начинает рассказывать, что у вас ничего не выйдет — это по определению не конструктивно. Другое дело, если вы попросили дать обратную связь: не слишком ли оптимистичен ваш план, не понадобится ли больше денег или времени, что еще можно улучшить, как привлечь людей?

    Второй признак «хорошей» обратной связи — она направлена на доработку и улучшение вашей идеи. То есть не имеет скрытой цели напугать вас и заставить от всего отказаться, потому что это слишком долго, слишком сложно и вообще — вчерашний день и никому не интересно.

    Еще один признак: грамотная обратная связь, даже если содержит элемент критики, скорее вдохновляет. Вы чувствуете, что вас и вашу идею приняли всерьез. Собеседник уважает ваше видение и вашу цель и готов помочь. С таким подходом критика не ранит, она превращается из негативного отзыва в помощь. Все, что заставляет вас чувствовать себя бессильным и неумелым, не заслуживает внимания.

    Есть один случай, когда грамотная обратная связь может быть болезненна: в том случае, если вы допустили серьезную ошибку

    В работе с людьми это связано с тем, что вы намеренно или случайно кого-то обидели или обошли вниманием, человек почувствовал себя плохо. В текстах это может быть дискриминация некой группы людей, неудачное слово или выражение, которое является принижающим, или невольное раскрытие личной истории, которого человек не хотел и не ждал от вас, и так далее

    В таком случае отзыв может быть достаточно резким, но его стоит принять к сведению.

    Отличие этой ситуации от обесценивания: даже если обиженный сильно уязвлен, он будет писать о конкретной ситуации и о своих чувствах в этот момент, а не о вашей затее в целом. Если вы сомневаетесь, действительно ли обидели кого-то или человек, как говорят, пришел «обидеться об вас» — можно пересказать ситуацию одному или двум близким людям, мнению которых вы доверяете. Такой отзыв стоит принять всерьез и учесть на будущее. Но разрушать ваше чувство самоценности он не должен. Ошибки делаются для того, чтобы учиться на них в дальнейшем, но не для того, чтобы отчаиваться и все бросать.

    Яна Филимонова

    Матроны.Ru — 15.12.2017.

    Правила конструктивной критики: Как грамотно давать советы. Часть 2

    В прошлой рассылке мы познакомились с первыми тремя правилами грамотных советов:

    • давать советы в дружеской атмосфере (если не умеете ее создавать – то учитесь),
    • сделать так, чтобы в первую очередь оратор сам себя покритиковал (советы от себя запоминаются лучше),
    • вначале похвалить – сказать, что у оратора уже получается хорошо (чтобы оратор опирался на свои сильные стороны)!

    Кстати, эти принципы применимы везде (а не только в ораторском искусстве) – когда советуете что-то жене/мужу, ребенку что-то втолковываете, на работе коллегам что-то объясняете… Так что – мотайте на ус и запоминайте следующие подсказки о грамотных советах:

    Что добавить, в позитивной форме

    Обычно советы говорят о том, что делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе…».

    Такие советы работают плохо, так как часто непонятно, а что делать взамен. Если не держать руки в карманах, то может быть их скрестить на груди, или встать в позу футбольного защитника перед пробитием штрафного? Если не стоять в такой позе… то в какой стоять??? Непонятно!!!

    Или критика идет в форме простой констатации факта: «Ты говорил тихо, у тебя не было жестов, твоя энергетика была на уровне 15 баллов…»

    И что? То, что я говорил тихо – это хорошо или плохо? Энергетику нужно поднимать или опускать? Непонятно, что делать взамен!

    Был у нас как-то эпизод на семинаре. Девушка дает обратную связь – «Тебя совершенно не было слышно». Мы как тренеры просим ее переформулировать позитивно – «что нужно сделать оратору, чтобы все было ОК?» И конечно ожидаем, что сейчас она скажет – «говорить громче»… Каково же было наше удивление, когда она сказала – «подойти ближе»!!!

    Согласитесь, «подойти ближе» и «говорить громче» – две большие разницы!

    Также для советов используйте формулировку «Что улучшить/добавить!…». Т.е. вместо фразы: «Не хватало жестов/уверенности/громкости…», говорить «Добавить жестов/уверенности/громкости». Такая формулировка, во-первых, приятнее на слух и соответственно не так сильно задевает самооценку. А во-вторых, с ней сложно поспорить, ибо даже хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому совет в такой форме воспринимается более полно!

    Будьте конкретны

    Это, наверное, самый важный принцип грамотных советов.

    Ваш совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить

    Т.е. должен быть предельно конкретным. Если вы говорите человеку: «Будь увереннее» — то ему непонятно, чего от него хотят. Ибо слово «увереннее» очень расплывчато.

    Быть увереннее в жестах, позе, взгляде, руках, ногах??? Чего хотят – непонятно!

    Если вы говорите: «Распрями плечи, подбородок на 2 см вверх, дыхание сделай более глубоким, дыши низом живота, руки опусти…» — то это уже четкое и понятное описание того, что нужно сделать.

    Точно так же:

    • «Говори погромче» — непонятно что делать, то ли увеличить громкость в 2 раза, то ли на 2%.
    • «Жесты пошире» — опять неясно… Здесь лучше встать рядом с оратором и показать, каких именно жестов вы хотели бы от него добиться!

    Краткость

    Человек способен запомнить максимум 7±2 единицы информации. А обычный человек 3±2 единицы… Поэтому если вы заметили 20 параметров, которые нуждаются в улучшении – бесполезно заливаться соловьем и вываливать всё это на голову оратора. Решите, какие два-три пункта самые важные, и именно на них сделайте упор. Чтобы оратор понял, что ему нужно исправлять в первую очередь.

    Подведите итоги

    «Что ты в следующий раз попробуешь изменить в своём выступлении?» Задав этот вопрос в конце беседы, вы поймете, какая часть ваших слов, ваших советов, дошла до другого человека, а какая потерялась по пути.

    И если в ответ доносится «ни бе, ни ме», то где-то в вашем общении произошел сбой и нужно возвращаться на предыдущие этапы. Если же человек четко формулирует, какие ваши советы он принял к сведению, как и когда он будет их воплощать – то можете себя поздравить! Ваши советы дошли до адресата!

    Подведение итогов также помогает и самому оратору лучше запомнить, что же ему нужно изменить в своих выступлениях.

    Грамотная обратная связь творит чудеса. Тренируйтесь быть мудрым советчиком! Особенно по отношению к себе!

    В любом своем выступлении в первую очередь найдите, за что себя можно похвалить! Что вам стоит и в дальнейшем использовать! Найдите 2-3 момента, которые точно нужно изменить. Конкретно сформулируйте для себя, как это должно выглядеть в следующий раз…

    Анализируйте так каждое свое выступление – и вы сами удивитесь, как стремительно растут ваши ораторские навыки!

    Руководитель и ведущий тренер

    «Университета Риторики и
    Ораторского Мастерства»

    В чём польза критики?

    Вопреки распространённому мнению, критика — важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Конструктивная критика — обязательный элемент рабочих отношений; важна она и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.

    Спокойное отношение к критике помогает нам принимать более смелые и неочевидные решения и учит тому, что наши действия и наша работа необязательно будут нравиться всем без исключения. Мы не можем оценить результат своего труда или свою идею со стороны. Конструктивная критика помогает определить слабые места в работе и понять, что может сделать её лучше. Очевидно, что если у проекта или идеи есть серьёзный недостаток, лучше услышать замечание (пусть и не очень приятное, главное — конструктивное), которое поможет его исправить, чем ложное заверение в том, что всё идеально.

    Учет психологических особенностей партнеров в оценочных высказываниях

    Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают.

    Это правило можно свести к следующим установкам:

    — Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.

    — Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.

    — Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

    — Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

    — Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

    — Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

    — Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».

    — Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

    — Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум — как исправить положение.

    — Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

    — Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.

    — Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

    — Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

    — Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

    — Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

    — У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

    — Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.

    — Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

    — Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.

    — Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

    — Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

    — Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

    — Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

    Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.

    Когда уместно критикование

    Высказывать свое мнение по поводу работы или действий человека стоит, если вы желаете помочь ему, а не оскорбить или обидеть. Если личность размещает в сеть результат своей деятельности или представляет ее перед коллегами, ей следует заранее подготовиться к замечаниям, внимательно их выслушать и поблагодарить за оказанную помощь. Критикующему при оценивании какого-либо предмета или деятельности необходимо определить, является ли он целевой аудиторией, имеет ли он право оценивать эту работу, так как есть вероятность, что выявленные им недостатки вовсе будут незначительными и ни на что не повлияют.

    Очная консультация

    Каковы особенности и преимущества очной консультации?

    Консультация по скайпу

    Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

    Критиковать допускается тем людям, которые впоследствии станут взаимодействовать с оппонентом и иметь дело с его недоработанными ошибками.

    Главная черта всех суждений – уместность мнения и понимание того, что оно принесет критикуемому пользу, а не обидит его. Такого поведения следует придерживаться, комментируя внешность личности. Глупо предполагать, что она сразу же запишется к стилисту, только потому, что про это ей сказали. Критика должна быть там, где без нее может случиться полный провал.

    Что такое деструктивность

    Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

    Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

    Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

    Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика

    Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

    1. Конструктивная критика — это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

    Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

    • Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;
    • Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;
    • Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;
    • Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;
    • Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);
    • Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;
    • Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

    2. Деструктивная критика — это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

    Выделим основные причины деструктивной критики:

    Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям.

    Зависть

    Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать.

    Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения

    Это тоже деструктивная критика в чистом виде.

    Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

    Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

    • Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит — безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;
    • Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: «все плохо», «все ужасно», «это неправильно», «это бесперспективно», «ну кто же так делает» и т.д.;
    • Голословность. Деструктивная критика никак не аргументируется, критик не приводит никаких примеров, просто критикует и все;
    • Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;
    • Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;
    • Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

    Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

    С чего стоит начать, если вы хотите конструктивно покритиковать оппонента

    Прежде чем строить диалог, досчитайте до 10 и определите свои мотивы, если они направлены на пользу и помощь – высказывайте свою точку зрения и обязательно обосновывайте ее аргументами, если же они возникли ради вашего самоутверждения – то лучше промолчать.

    Ваши замечания не должны выглядеть, как обвинение – вы не в суде, и ваш коллега – не обвиняемый. Рассуждайте, говорите о недостатках, но делайте это с уважением и дружелюбием. Существует «правило бутерброда», которое гласит – при обсуждении похвалите своего собеседника, затем укажите на недочеты, а после опять скажите несколько комплиментов.

    Правила конструктивной критики

    Для того чтобы ваши суждения выглядели объективными, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

    • Тщательно подготовьтесь к разговору, продумайте все его детали наперед.
    • Подберите подходящий момент. Вам необходимо создать все условия для комфортного общения, должна быть спокойная обстановка, чтобы никакие внешние раздражители вам не мешали, а также не присутствовали лишние люди.
    • Определите, хочет ли собеседник с вами контактировать. Не навязывайтесь, спросите его, чем он занимается, есть ли у него свободная минутка, вдруг он сильно занят.
    • Похвалите его в начале разговора. И оппонент не так болезненно воспримет замечания.
    • Говорите искренне от сердца, будьте мягким. Например: «Мне неприятно, что ты вчера ушел, не попрощавшись, я волновался, не делай так больше».
    • Если вас переполняют радостные или негативные эмоции, постарайтесь их сдержать. Высказывать суждения лучше ровным и спокойным голосом.
    • Никогда не критикуйте человека. Вы должны оценивать не его, а его труд, действия.
    • Мотивируйте, расскажите ему про свои ошибки, неудачный опыт в каком-либо деле.
    • Больше конкретизируйте, четко формулируйте свои мысли: «Я хочу, чтобы ты прекратил плохо себя вести на уроке, это нарушение правил, ты мешаешь проводить занятия».
    • Подготовьте себя, ведь собеседник может вспылить, возражать или агрессивно себя вести. В такой ситуации вам необходимо сохранить спокойствие, уйти от разговора, а затем продолжить, когда успокоится оппонент.
    • Если общение удалось, закончите его на позитивной ноте. Скажите: «Вы проделали такой долгий путь, чтобы добиться своей цели, это нелегко, вам не стоит опускать руки, вы же такой умный и способный человек».

    Вы должны понимать, что перед вами живая личность, у которой есть свои достоинства и недостатки, ваши необдуманные слова могут ее ранить и обидеть, поэтому, если вы ей желаете добра, старайтесь объективно излагать свою точку зрения.

    Алгоритм конструктивной критики: основные шаги

    Я перечислю пошаговую инструкцию, что следует сделать, чтобы ваше мнение адекватно воспринималось другой стороной. Если это диалог начальника и подчиненного, руководитель должен придерживаться следующего алгоритма.

    1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вы поставили перед собеседником.
    2. Далее, обоснованно и подробно объясните ему, в чем он неправ и что сделал неверно.
    3. Скажите ему, что вы на его стороне, всячески дайте ему это понять.
    4. Поддержите коллегу, успокойте его, скажите несколько комплиментов и отправьте исправлять недочеты.

    Необходимо с пониманием относится к своим подчиненным, ведь чем больше мотивация, тем выше продуктивность. Из-за криков и оскорблений ни один работник не станет работать усерднее и внимательнее.

    Основные различия этих двух разновидностей

    Конструктивные суждения способствуют саморазвитию, а деструктивные – разрушают стремления и наносят душевные раны. Главная черта обоснованной критики – предоставление ценных советов для исправления ошибок и улучшения деятельности.

    Негативные упреки строятся на оскорблениях, агрессии, такие оценщики не несут ответственность за свои слова, которые ранят и снижают самооценку. Если вы столкнулись с таким индивидом, постарайтесь избежать общения с ним, так вы сохраните свое спокойствие, и ваша уверенность не пострадает.

    Действия, которые не относятся к объективному суждению:

    • Запугивание. Не допускается: «Если ты не уберешься в комнате, то останешься голодным». Разрешается: «Приберись дома, а я пока приготовлю ужин».
    • Оскорбления. Нельзя: «Ты выглядишь очень плохо, опять не помыла голову?» Вообще не следует оценивать внешние данные.
    • Субъективность. Не критикуйте подругу за ее вкус, мечты и цели.

    Деструктивный – что это значит

    Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

    Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

    Деструктивные отношения

    Признаки токсичных отношений:

    Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

    Деструктивная критика и общение

    Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

    Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

    Деструктивный конфликт

    Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

    Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

    Признаки токсичного конфликтного поведения:

    Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

    Деструктивные чувства и эмоции

    Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

    Деструктивные мысли и разговоры

    Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

    Деструктивный характер

    Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

    Деструктивная личность

    Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

    Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

    Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

    Деструктивное влияние

    Деструктивная деятельность

    Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]