Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Суть концепции потребностей по Маслоу
  2. Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
  3. Высшие потребности человека
  4. Практическое применение теории потребностей по Маслоу
  5. Критика концепции потребностей по Маслоу

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Потребность в удовлетворении физиологических нужд

Первый уровень пирамиды Маслоу – уровень физиологических потребностей. Человек, лишенный пищи и воды, элементарных средств к существованию и обделенный плотскими удовольствиями всецело поглощен заботой об удовлетворении своих насущных потребностей. Ему некогда задумываться о том, что существуют уровни потребностей более высокого порядка – самоактуализации, познания, эстетики или признания. Испытывая чувство голода, он забывает даже собственной безопасности. Все его мысли и действия в этом случае целиком и полностью определяют инстинкт самосохранения – физический голод, а не эмоциональный.

Первый уровень в пирамиде человеческих ценностей Маслоу отражает закономерность. Это отнюдь не прихоть и не проявление полного отсутствия волевого контроля и потворство желаниям. Так проявляет себя насущная физиологическая потребность или «физиологический позыв». Здоровый организм человека самостоятельно регулирует гомеостаз, температуру и состав крови – водно-солевой, кислотно-щелочной и белковый баланс, содержание сахара, жиров, кальция и кислорода и др. Если каких-либо питательных веществ, необходимых для поддержания гомеостаза не достает, человек ощущает «парциальный голод по недостающему элементу», проявляющийся как специфический аппетит. В такой ситуации «… все свои возможности организм направляет на утоление голода, его эффекторы и рецепторы, память, ум и привычки становятся инструментами по утолению голода. … Тогда страсть к желтым ботинкам и интерес к родной истории блекнут или пропадают вовсе».

Человек ест, чтобы избавиться от ощущения пустоты в желудке. Но, соглашается Маслоу, – это основная, но не единственная причина. Он ест еще и потому, что ощущение сытости позволяет косвенно удовлетворить его потребности в комфорте и безопасности. Также и заниматься любовью человека может побуждать не только желание освободиться от сексуальной неудовлетворенности, но и стремление удовлетворить свою потребность в тепле, сочувствии или власти, мотив почувствовать себя увереннее, значимее, сильнее.

Потребность в пище, уверен Маслоу, изменяет личную философию будущего. Для человека, измученного голодом, раем становится место, где еда доступна без ограничений. В такие моменты он искренне верит, что в этом и состоит человеческое счастье. Свобода, любовь, уважение, братство превращаются для голодающего в пустой звук ибо он «жив хлебом единым». С другой стороны, регулярное удовлетворение физиологических потребностей открывают для человека возможности для удовлетворения потребностей социального уровня. Но лишь до тех пор, пока удовлетворяются первые.

Секрет фирмы

Информационная безопасность обычно связывается с некоей секретной информацией, которая может сделать богаче конкурента. Я думаю, что в нашей действительности вообще не может быть ни одного секрета, который действительно представлял бы информационное сокровище. В большинстве случаев сакральная информация является обычным компроматом. То есть, нет больше секретов. Особенно в России.

Другой подход, рассматривающий безопасность-от-собственных-сотрудников — вот основной на сегодняшний день способ развития в коммерческом варианте оказания услуг. Единственно пристойный и адекватный: если я недоволен, я не покупаю.

И, наконец — безопасность от госструктур. История отношения берущего и дающего уходит вглубь веков. И прозрачными или одинаковыми для всех, законными до последней копейки такие отношения не были никогда. В нашей экономике безопасность бизнеса, я говорю о реальном бизнесе производства товаров и услуг, не гарантирована ничем: страна сыта нефтью и газом, пока сыта — никакого развития реального производственного процесса без волевого решения не будет, как не будет и места для применения созидательного разума многих («утечка мозгов»).

Потребность в безопасности

Потребность в защите, стабильности, упорядоченности существования и безопасности Маслоу расположил на второй снизу ступеньке иерархии. Все эти потребности, которые он объединил в категорию «потребность в безопасности» начинают заботить человека после того, как он удовлетворил свои физиологические потребности. Все то, что верно для физиологических позывов верно и для этой категории потребностей. Как и первые, в определенных условиях они могут доминировать, определять поведение, направлять все ресурсы организма на создание зоны комфорта и безопасности. В этом случае, считает Маслоу, организм для человека – есть инструмент, обеспечивающий его безопасность.

Как и в случае с голодным человеком, человек, чувствующий и живущий в ожидании опасности меняет свою философию ценностей и философию будущего, рассматривает все происходящее с ним через призму потребности в безопасности. В экстремальных случаях, когда стремление к безопасности приобретает навязчивый хронический характер, человек не помышляет более ни о чем другом.

Потребность в безопасности у удачливого и здорового представителя культурного общества, в целом, удовлетворена. Психологически здоровый человек, живущий в стабильном обществе, где работают законы чувствует себя относительно защищенным. Он не опасается жары и морозов, непредсказуемых политиков и преступников, хаоса и хищников, бродящих по улицам. В условиях стабильного общества, отмечает Маслоу, потребность человека в безопасности существенно не влияет на мотивацию или же проявляется в мягких формах – поиске работы с достойными социальными гарантиями, работы, дающей возможность отложить на черный день, пользовании страховкой, etc.

Напротив, потребность в безопасности обретает реальные формы в стране, где существует угроза свержения власти, в условиях анархии и беззакония. В такие моменты истории угроза социального хаоса может спровоцировать реверсию потребностей, наделив особым приоритетом критерий безопасности.

  • 2.1. Физиологические потребности
  • 2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем
  • 2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)
  • 2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)
  • 2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)
  • 2.6. Оценка самоактуализации
  • Глава 2. Иерархия потребностей человека. Модель Маслоу

    Ни одна из существующих теорий мотивации не оказывает такого влияния на мышление руководителей, как теория потребностей, разработанная крупным специалистом по мотивации Абрахамом Маслоу.

    Теория Маслоу позволяет управленцам более полно понять стремления и мотивы поведения работника. Маслоу доказал, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Если раньше руководители мотивировали подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось в основном их потребностями низших уровней, то благодаря теории Маслоу стало очевидно, что существуют еще и нематериальные стимулы, заставляющие делать работников то, что нужно организации.

    Маслоу выделил пять основных групп потребностей человека, которые находятся в динамической взаимосвязи и образуют иерархию (схема 1). Это можно изобразить в виде восходящих ступеней.

    Схема 1. Иерархия потребностей в мотивации человека в порядке их очередности

    В основу теории иерархии потребностей человека положена закономерность: при удовлетворении потребности одного уровня возникает потребность следующего, более высокого уровня. Удовлетворенная потребность перестает мотивировать.

    Людям необходимо удовлетворять потребности в определенном порядке – когда удовлетворяется одна группа, на первый план поступает другая.

    Человек редко достигает состояния полного удовлетворения, на протяжении всей жизни он чего-то желает.

    Необходимо более подробно рассмотреть мотивационные группы.

    2.1. Физиологические потребности

    Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому подобном, необходимые для выживания организма, поддержания и продолжения жизни. Применительно к рабочей среде они проявляются как потребность·в заработной плате, благоприятных условиях труда, отпуске и т. п.

    Высокий заработок обеспечивает достойное существование, например возможность жить в комфортабельной квартире, хорошо питаться, носить необходимую, удобную и модную одежду и т. д.

    Для оплаты основных жизненных потребностей сотрудников необходимо мотивировать их долговременными выгодами, обеспечив ощутимым высоким доходом и достаточным вознаграждением, предоставлять им перерывы в работе, выходные и праздничные дни для восстановления сил.

    Если у человека доминируют только эти потребности, вытеснив все остальное, то он мало интересуется смыслом и содержанием труда, а заботится в основном об увеличении своих доходов и улучшении условий труда.

    Если человека лишить всего, то он будет в первую очередь стремиться удовлетворить свои физиологические потребности. В результате этого могут претерпеть изменения его взгляды на будущее.

    Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.

    2.2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем

    Если человек имеет достаточные физиологические потребности, то у него сразу же появляются другие потребности, имеющие отношение к безопасности организма.

    Эта группа ? одна из основных жизненных мотиваторов, она включает в себя и физическую (технику безопасности, охрану труда, улучшение условий труда и т. п.), и экономическую (социальная гарантированная занятость, социальное страхование в случае заболевания и по старости) безопасность. Удовлетворение потребностей данной группы обеспечивает человеку уверенность в будущем, отражает желание защитить себя от страданий, опасностей, болезней, травм, потерь или лишений. Уверенность в будущем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, пенсионного обеспечения, возможности хранения денег в банках, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

    Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.

    Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:

    1) создать работникам безопасные условия труда;

    2) снабдить работников защитной одеждой;

    3) установить специальное оборудование на рабочих местах;

    4) обеспечить работников безопасными инструментами и приборами.

    2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)

    После того как будут удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности, на передний план выходят социальные потребности.

    В этой группе ? потребности в дружбе, любви, общении и эмоциональных связях друг с другом:

    1) иметь друзей и коллег, общаться с людьми, которые оказывают внимание нам, разделяют наши радости и заботы;

    2) быть членом коллектива и ощущать поддержку и сплоченность группы.

    Все это выражается в стремлении к теплым отношениям с людьми, участии в совместных мероприятиях, создании формальных и неформальных групп. Если человек удовлетворен социальными потребностями, то он рассматривает свой труд как часть совместной деятельности. Работа является цементирующей средой для дружбы и товарищества.

    Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.

    Для решения социальных потребностей работников руководство должно:

    1) вдохновлять работников на создание групп и команд;

    2) создавать условия и позволять одной и той же группе людей работать и отдыхать вместе, чтобы укрепить и облегчить их взаимоотношения;

    3) позволять всем группам отличаться от других групп;

    4) проводить встречи, совещания для обмена профессиональными вопросами, обсуждать интересующие всех дела и вносить вклад в решение профессиональных проблем.

    2.4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении)

    Когда будут удовлетворены потребности трех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении личностных потребностей. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.

    Каждому человеку приятно ощущать свою незаменимость. Искусство управлять людьми – это умение дать понять каждому работнику, что его труд очень важен для общего успеха. Хорошая работа без признания приводит работника к разочарованию.

    В команде человек испытывает удовольствие от своей собственной роли, чувствует себя комфортно, если ему предоставляются и адресуются заслуженные привилегии, отличающиеся от общей системы поощрений, за его личный вклад и достижения.

    Наиболее объективное и стабильное самоуважение основывается на заслуженном уважении других, а не на внешней славе, известности или незаслуженной лести.

    2.5. Потребность в самореализации (самовыражении)

    Это духовные потребности. Проявление этих потребностей опирается на удовлетворении всех предшествующих потребностей. Появляется новое неудовлетворение и новое беспокойство, пока человек не займется тем, что ему по душе, иначе он не обретет душевного равновесия. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, самореализацию личности.

    Человек должен стать тем, кем он может быть. Каждый человек удивительно богат идеями, но его нужно в этом убедить.

    Стремление человека к наиболее полному раскрытию себя, использованию своих знаний и умений, осуществлению собственных замыслов, реализации индивидуальных талантов и способностей, достижению всего желаемого, быть лучшим и чувствовать удовлетворенность своим положением в настоящее время бесспорно и признается всеми. Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.

    В этой группе проявляются самые лучшие, более индивидуальные, чем другие, стороны и способности людей.

    Для эффективного управления людьми необходимо:

    1) возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;

    2) дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.

    Люди, которые испытывают потребность во власти и влиянии на других и даже равных по положению, мотивируются возможностью:

    1) управлять и контролировать;

    2) убеждать и влиять;

    3) конкурировать;

    4) лидировать;

    5) достигать целей и задач.

    Все это необходимо поддерживать похвалой за хорошую работу. Людям важно осознавать, что они работают хорошо и по-своему индивидуальны.

    Важное значение для руководителей имеет факт, что все человеческие потребности располагаются в иерархическом порядке.

    Потребности низшего уровня.

    1. Физиологические потребности.

    2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.

    3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности).

    4. Потребность в уважении (признании и самоутверждении).

    Потребности высшего уровня.

    5. Потребность в самореализации (самовыражении).

    Во-первых, потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь, и только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

    Другими словами, человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Сытого человека уже не привлечешь хлебом, хлеб интересует только тех, у кого его нет.

    Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

    Только после того как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменится, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Например, в какой то момент работник может пожертвовать физиологической потребностью ради потребности в безопасности.

    Когда работник, чьи потребности низшего уровня были удовлетворены, вдруг сталкивается с угрозой потери работы, его внимание немедленно переключается на нижайший уровень потребностей. Если руководитель пытается мотивировать работников, чьи потребности в безопасности (второй уровень) еще не удовлетворены, предлагая социальную награду (третий уровень), он не добьется желаемых целенаправленных результатов.

    Если в данный момент сотрудника мотивируют в основном возможностью удовлетворения потребностей в безопасности, руководитель может быть уверен, что как только эти потребности будут удовлетворены, человек будет искать возможность удовлетворения своих социальных потребностей.

    Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей.

    Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там не до тех пор, когда эти потребности будут полностью удовлетворены, а когда эти потребности будут достаточно удовлетворены.

    Надо учитывать, что потребности низшего уровня формируют тот фундамент, на котором сроятся потребности высшего уровня. Только в том случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворенными, у руководителя имеется шанс добиться успеха, мотивируя работников через удовлетворение потребностей высшего уровня. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

    Ключевым моментом в концепции, иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей.

    Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

    1) физиологические – 85 %;

    2) безопасность и защита – 70 %;

    3) любовь и принадлежность – 50 %;

    4) самоуважение – 40 %;

    5) самоактуализация – 10 %.

    Однако эта иерархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок, на самом деле эта иерархия далеко не такая „жесткая“. Правда, что для большинства людей их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как представлено. Однако есть и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь.

    С точки зрения Маслоу мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность труда.

    Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы.

    К первой относятся те, кто стремиться к власти ради властвования.

    Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Придается особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому считается, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой – давать возможность им удовлетворять ее.

    Люди, в которых сильно развита потребность достижений, чаще других становятся предпринимателями. Им нравится делать что-то лучше, чем конкуренты, они готовы к принятию на себя ответственности и довольно большого риска.

    Развитая потребность во власти часто ассоциируется с достижением высоких уровней в организационной иерархии. Те, кто обладает этой потребностью, имеют больше шансов сделать карьеру, постепенно поднимаясь вверх по должностной лестнице.

    2.6. Оценка самоактуализации

    Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации» (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

    РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал.

    Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода – зависимость, потребность в одобрении и приятии).

    Вторая основная шкала называется «компетентность во времени». Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем.

    Десять дополнительных субшкал предназначены для измерения важных элементов самоактуализации: ценности самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о своих интересах, самоприятия, приятия агрессии, способности к близким отношениям.

    POI также имеет встроенную шкалу определения лжи.

    Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI доказанной.

    Единственным серьезным ограничением для использования РОI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крендалл (Jones, Crandall, 1986) разработали краткий индекс самоактулизации. Шкала состоит из 15 пунктов.

    1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций.

    2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N).

    3. Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять.

    4. Я могу сердиться на тех, кого люблю.

    5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N).

    6. Я не принимаю свои слабости (N).

    7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять.

    8. Я боюсь неудач (N).

    9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N).

    10. Лучше быть самим собой, чем популярным.

    11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N).

    12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным последствиям.

    13. Я не обязан помогать другим (N).

    14. Я устал от неадекватности (N).

    15. Меня любят, потому что я люблю.

    Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-х значную шкалу:

    1) не согласен;

    2) не согласен отчасти;

    3) согласен отчасти;

    4) согласен.

    Значок (N), следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений оценка по этому пункту будет инверсной (1 = 4, 2 = 3, 3 = 2, 4 = 1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.

    Проведя исследования с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крендалл обнаружили, что значения индекса самоактулизации положительно коррелируют со всеми значениями гораздо более длинного POI (r = + 0, 67) и с измеренными величинами самоуважения и «рационального поведения и убеждений». Шкала имеет определенную надежность и не восприимчива к выбору ответов «социальной желательности». Также было показано, что студенты колледжа, принимавшие участие в тренировках уверенности в себе, значительно повысили степень самоактуализации, измеряемую по шкале.

    Характеристики самоактуализирующихся людей.

    1. Более эффективное восприятие реальности.

    2. Приятие себя, других и природы (принять себя такими, какими они есть).

    3. Непосредственность, простота и естественность.

    4. Центрированность на проблеме.

    5. Независимость: потребность в уединении.

    6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

    7. Свежесть восприятия.

    8. Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия).

    9. Общественный интерес.

    10. Глубокие межличностные отношения.

    11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений).

    12. Разграничение средств и целей.

    13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор).

    14. Креативность (способность к творчеству).

    15. Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).

    С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильности выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

    Оглавление

Потребность в принадлежности и любви

Насытившись и защитившись от возможных угроз, хаоса и нестабильности, человеку, согласно Маслоу, впору подумать о любви и признании, привязанностях и принадлежности. «Мотивационная спираль начинает новый виток», на котором он осознает, насколько важны друзья, любимый человек, семья, дети. Он ищет тепла и дружеских отношений, семью, которой он был бы нужен, социальную группу «по интересам». Те времена, когда он претерпевал нужду и реагировал на слово любовь ироничной усмешкой остались в прошлом. Будучи сыт, материально независим и социально защищен, человек осознает свое одиночество тяготиться своей отверженностью, пытается отыскать свои корни, друзей, родственную душу. Человеку, оказывается, крайне важно осознавать и чувствовать, что он живет с близкими и понятными ему людьми, в окружении «своих», принадлежит определенной социальной группе, коллективу, классу.

Тяга человека к единению с себе подобными имеет древнюю и глубокую животную природу, то самое стадное чувство, которое испытывали наши далекие предки. Разрыв родственных связей, разводы, рост мобильности современной нации, углубление пропасти между поколениями, урбанизация и технологизация общества, девальвация традиционных ценностей рождают тот вакуум, в котором человек испытывает острейшую потребность в любви и общении. Ее неудовлетворение приводит к дезадаптации, а в долгосрочной перспективе – к серьезным психологическим патологиям.

Дополнительной преградой на пути реализации своей потребности в любви и принадлежности становится амбивалентное отношение к ним в современном обществе. Искреннее и открытое проявление своих чувств зачастую не приветствуется и загоняется в искусственные рамки. Так формируется «запрет на нежность», разграничение понятий любви и сексуального влечения, секса и привязанности.

Потребность в признании, уважении и почитании

Любой человек, не будучи постоянным клиентом психотерапевта, нуждается в признании и устойчивой, чаще высокой оценке достоинств, которыми он располагает. Потребности в уважении окружающих и самого себя Маслоу делит на два класса. К первому он относит стремления и желания, связанные с достижениями. Они проявляют себя в жажде признания за человеком его адекватности, компетентности, интеллекта, дающих ощущение уверенности, свободы и независимости. Ко второму классу Маслоу относит потребность в репутации и престиже, проявляющейся в уважении окружающих, потребность в статусе, внимании, признании, славе – все того, о чем упоминал в своих трудах автор концепции индивидуальной психологии Альфред Адлер. Удовлетворение потребностей этого уровня рождает ощущение собственной значимости, уверенности в том, что он нужен этому миру.

Напротив, неудовлетворенная потребность в признании становится постоянным источником слабости, неуверенности, беспомощности и уныния. Прогрессируя, такое состояние запускает тектонические невротические процессы. Чрезмерный акцент на мнении окружающих, в комплексе с недооценкой реальных способностей, возможностей и навыков – верный путь к глубокой депрессии и серьезным соматическим сбоям. Здесь Маслоу приходит к выводу: здоровой и адекватной можно считать только самооценку, основывающуюся на заслуженном признании и уважении, а не на лести окружающих, единичном успехе или достижении.

Маслоу Абрахам Гарольд (1908 — 1970). Краткая биография

Абрахам Маслоу родился в США в 1908 году в семье бедных еврейских эмигрантов. Детство Абрахама было нелегким из-за непростых отношений с родителями и сверстниками. По его собственным словам сказанным впоследствии, такая личная история должна была непременно завершится психическими проблемами или еще более серьезными последствиями. Мальчик рос несчастным, покинутым и одиноким, а общение со сверстниками и понимание родителей ему заменяли библиотечные коридоры и книги.

Изначально образование планировалось отцом, поэтому молодой Маслоу поступает учиться на юриста в колледж, но довольно быстро понимает, что быть адвокатом не его призвание. Вскоре молодой человек поступает в университет в Висконсине, где получает степень бакалавра по психологии, а через несколько лет и доктора. Во время обучения Маслоу знакомится с Гарри Харлоу, известным американским психологом, в лаборатории которого он занимается исследованием доминантного поведения у обезьян.

Получив степень доктора, Маслоу возвращается в Нью-Йорк и остается там уже надолго, работая в Бруклинском колледже. Во время второй мировой войны, в США из Германии и Европы от нацистов бежит большое количество европейской ученой элиты, в том числе известнейшие психологи того времени, такие как Эрих Фромм, Альфред Адлер, Рут Бенедикт и другие, а Нью Йорк того времени становится психологической меккой всего мира, в таких условиях формируются научные взгляды ученого.

С 1951 года Маслоу руководит кафедрой психологии в Университете Брандейс и читает лекции. К этому периоду относится наиболее плодотворный этап его деятельности, именно в это время и происходит зарождение нового направления гуманистической психологии при существенном его вкладе.

В 1969 году Маслоу неожиданно уходит из университета и посвящает все время занятиями философией и экономикой, а в 1970 внезапно умирает от инфаркта.

Потребность узнавать и осваивать новое, развиваться

Всех психологически здоровых людей, по мнению Маслоу, влечет к непознанному, таинственному, необъясненному. Эти характеристики объектов и событий составляют основу их привлекательности. Напротив, то, что разложено по полочкам, доподлинно известно и истолковано неизбежно вызывает скуку. С другой стороны, навязчивая тяга к привычному и знакомому, неприятие и страх неизвестного и незнакомого, неструктурированного и необычного – один из признаков компульсивно-осбессивного симптома и других психических нарушений.

Складывается впечатление, и это подтверждает ряд клинических наблюдений, отмечает Маслоу, что фрустрация когнитивных способностей – одна из причин серьезной психопатологии. Люди с развитым интеллектом, лишенные возможности проявить свои способности и навыки на скучной и примитивной работе очень часто становятся жертвами патологической симптоматики – апатии, утраты смысла жизни, неудовлетворенности собой, соматической депрессии, сопровождающихся интеллектуальной и ценностной деградацией. Удовлетворение когнитивных потребностей на новом месте работы или другими способами в таких случаях достаточно быстро приводит человека в адекватное состояние.

Потребность знать и понимать – пишет Маслоу – проявляется уже в позднем младенчестве. И у детей она выражена, пожалуй более зримо, чем у взрослых. Причем развивается она, судя по всему независимо от внешнего воздействия, не вследствие обучения, а более сама по себе в результате естественного взросления и получения опыта. Любопытство – качество, которому детей учить не нужно. И, к сожалению, именно это качество, подаренное природой с рождения так упорно и последовательно нивелируется в садах и школах.

Процесс удовлетворения когнитивных потребностей, сопровождаемый познанием нового, озарением, инсайтом – источник высших, предельных переживаний. Именно эти мгновения сопричастности к высшей истине, по мнению Маслоу, можно считать лучшими мгновениями нашей жизни.

Реклама-под-угрозой

Законом о рекламе запрещено «продавать под угрозой», и поэтому сообщения об угрозе и рекламные сообщения в СМИ разделены во времени. Рекламный ролик, продающий угрозу, мы видели лишь от МНС. Видимо, закон здесь не властен.

Ну а содержание новостных и событийных передач, продающих безопасность (читай — напоминающих об угрозе), разбивают все мыслимые барьеры и уничтожают ощущение безопасности. После этого начинается рекламный блок, который внедряется в уже ничем не защищенное сознание. Ежу понятно, что содержание новостного блока в жанре совковых репортажей с полей и заводов, космодромов и школ воздействует гораздо слабее, и размещенная после такого «безопасного» блока реклама дала бы гораздо более слабый результат.

Потребность в удовлетворении эстетического начала

Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей проявляется сильнее чем у других. Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в буквальном смысле слова заболевают. Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки. Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.

Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них. Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии, законченности, структурированности, системности.

В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».

ГосСТРАХ

Никто так не преуспел в безопасности, как страховые агентства. Будь sure, уж они точно вроде бы щит. Но на поверку, их услуги на реальном рынке довольно часто навязаны (автогражданка, обязательное страхование взятых в аренду помещений, ОМС). Это вызывает протест, и даже создание партии Похмелкина, защищающей нас от явно преждевременной и неэффективной системы, сужающей поле личной ответственности в угоду демонстративной отеческой заботе страховых компаний.

Я врезался — я виноват — я плачу! И не хочу я содержать страховщиков!

Обязательное Медицинское Страхование стало безусловным тормозом в развитии медицины: для больниц, клиник и так мало средств, а мы вынуждены кормить еще и страховщиков. Нельзя полностью соответствовать зарубежным шаблонам, если нет объективных, складывающихся со временем отношений.

Потребность в самоактуализации

Даже если все вышеперечисленные уровни пирамиды Маслоу пройдены и все уровни потребностей удовлетворены, существует большая вероятность, что человек через какой-то время вновь почувствует неудовлетворенность. Вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного. Он остро ощущает потребность заняться тем, к чему лежит душа. Художник ощущает потребность писать картины, композитор – запечатлеть гармонию в звуках, поэт – в стихах, скульптор – в своем изваянии, изобретатель – в экспериментировании и создании новых полезных людям изобретений. Так проявляет себя потребность в самоактуализации – склонность человека соответствовать собственной природе.

Таким образом, самоактуализация – это стремление человека к самобытности, самотождественности, воплощению в реальности потенциальных возможностей, лучший мотив для личностного роста. Согласно Маслоу, стремление к самоактуализации – гуманистическая потребность, направленная на создание «продукта», который может быть полезен обществу, улучшить жизнь людей. С другой стороны, самоактуализация – это своего рода обязательство человека перед самим собой стать тем, кем он может быть.

Потребность в самоактуализации является врожденной, но проявляет себя только после того, как все уровни потребностей пирамиды Маслоу, расположенные ниже пройдены. Вместе с тем, таланты, гении – люди, с ярко выраженными способностями и потребностью в самоактуализации ощущают эту потребность и на нижних уровнях пирамиды. Для людей с ярко выраженным творческим потенциалом, потребность в самовыражении доминирует в их мире ценностей над любой другой. Здесь Маслоу вынужден согласиться с тем, что такие люди творят «… вопреки неудовлетворенным базовым потребностям».

Пирамида Маслоу: схематическое изображение

Пирамида Маслоу везде изображена в виде некоей диаграммы, где в порядке возрастания-убывания расположены человеческие потребности. Но при всем ее распространении необходимо уточнить, что сам Маслоу ни в одной публикации не рисовал пирамид и треугольников. Ученый считал, что порядок распределения нужд весьма условен и индивидуален, поэтому может быть выстроен по-разному в зависимости от предпочтений личности.

Таким образом, Абрахам Маслоу не создавал как таковую пирамиду потребностей, он просто определил схожие черты в их формировании у людей, ставших успешными. Само изображение пирамиды с надписями было создано его приверженцами для лучшего визуального восприятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]