Что такое Душа человека и в чем ее суть, ищут многие, как философы, так и ученые. Но, наиболее предпочтительны в этом вопросе − эзотерические знания, которые отличаются от традиционных методов научного исследования.
Каждая религия признает существование Души, однако, у каждой из них свое понятие о ней.
Люди много знают о Душе и даже придали ей совершенно конкретные характеристики: широкой Души человек или наоборот, слабая она или сильная, она болит и её можно врачевать, можно к ней прикоснуться, а можно разрушить. Она может умереть и возродиться. В народе существует такое понятие: «загадочная русская Душа» или например, − у него «добрая Душа», эти понятия иногда подсознательно вырываются из уст человека.
Три силы души
В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).
Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
История изучения жизненной энергии
Интерес к бессмертному началу, как жизненной энергии, отдельной от организма, впервые появился у ученых античности. У каждого философа была личная версия ее появления. Сократ разграничил физическое тело, душу, назвав последнюю нематериальной. Платон предположил наличие 3 начал:
- неразумное — обладают все живые существ;
- разумное — противопоставлено первому, управляет желаниями;
- яростный дух — движущая сила.
Аристотель создал трактат, в котором разделил объекты на одушевленные (люди, животные, растения), неодушевленные (предметы). У человеческой особи дух обладает сложной формой, дает возможность мыслить, имеет божественную сущность. После смерти физической оболочки бессмертная энергия возвращается в невесомое пространство, остается там навечно.
Душа и тело человека
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
душ виши, восходящий душ, дождевой душ, душ шарко, кафедра водолечебная
С давних времен водные процедуры пользуются огромной популярностью. На сегодняшний день, комплекс оздоровительно-профилактических процедур не обходится без лечебного душа. Это не удивительно, ведь он имеет множество преимуществ с косметологической и медицинской стороны:
-оказывает омолаживающий эффект на кожу, за счет стимуляции внутриклеточных процессов;
-ускоряет выработку коллагена, что придает коже упругости и эластичности;
-оказывает укрепляющее действие на сосудистую систему, укрепляет стенки капилляров, ускоряет кровообращение;
-усиливает обмен веществ, в результате чего уменьшается количество подкожного жира, образующего «апельсиновую корку».
Водные процедуры оказывают общее укрепляющее действие на организм в целом и системы отдельно. Такие массажи стимулируют регенерацию костно-хрящевых тканей, кровообращение, препятствуют развитию сердечных заболеваний, корректируют фигуру, укрепляют нервную систему.
Душ ШаркоСуть процедуры в том, что поток воды под сильным давлением направляется на тело пациента, при этом контраст колеблется от 20 до 50 градусов. В результате этого усиливается кровообращение и активизируют внутриклеточные процессы. Это приводит к улучшению и ускорению обмена веществ, благодаря чему выводятся шлаки, холестерин, расщепляются сложные жиры, уменьшается целлюлит и уходит лишний вес. Показания к применению Шарко:
— ожирение, нарушение обмена веществ;
— патологии опорно-двигательного аппарата;
— суставные заболевания, отложение солей;
— профилактика от мышечного напряжения после чрезмерных силовых нагрузок (для спортсменов).
Кроме этого, существует ряд противопоказаний для приема душа Шарко. Первое – это варикозное расширение вен, сердечно-сосудистые заболевания, кожные повреждения – ссадины, раны, псориаз, грибковые заболевания и прочие.
Душ ВишиЭто процедура, при которой все тело больного накрывает большое количество тонких водяных струй. В зависимости от их толщины и давления достигается разный эффект: струи либо колют «иголочками», либо падают теплыми капельками дождя, либо окутывают пациента водяным туманом. Этот душ часто применяют комплексно – в сочетании с различными масками для тела, обертываниями и подобными процедурами.
Вода рассеивается по всему телу, оказывая следующий эффект:
— нормализует работу нервную системы
— укрепляет стенки сосудов, улучшает кровообращение
— активизирует внутриклеточный обмен веществ, в результате чего выводятся токсины и шлаки
— минералы и антиоксиданты связывают свободные радикалы, которые тормозят возобновление клеток
Также Душ Виши оказывает расслабляющий эффект на организм, способствует регенерации кожи на клеточном уровне, укрепляет иммунитет и нервную систему.
Циркулярный душ
При циркулярном душе на тело воздействует несколько потоков воды со всех сторон одновременно. Это оказывает следующее лечебное действие:
— укрепляет сосуды
— увеличивает циркуляцию крови
— способствует успокоению нервной системы
Специалисты назначают циркулярный душ при следующих причинах:
✓ожирение, целлюлит
✓нарушение работы нервной системы – бессонница, головные боли, нервозность, частые стрессы, хроническая усталость
✓патологии опорно-двигательного аппарата
Под воздействием воды в циркулярном душе все внутриклеточные процессы ускоряются. Благодаря этому скорее обновляются клетки кожи, что оказывает омолаживающий эффект на организм. Также усиливается кровообращение и снабжение всех органов, в результате чего их работа налаживается.
Подводный душ (гидромассаж)Гидромассаж от других водных процедур отличается тем, что массажная струя воздействует на тело, находящееся в воде. Благодаря этому мускулатура полностью расслаблена, поры открыты, и массаж действует быстрее и эффективнее. Во-первых, устраняются застои в обмене веществ, ускоряется кровоток, восстанавливаются функции двигательного аппарата, укрепляются стенки сосудов, что в результате положительно влияет на работу сердца. Благодаря активизации метаболизма, ускоряется обмен веществ, очищаются сосуды, выводится излишек холестерина и шлаки. За счет этого улучшается самочувствие, снижается количество подкожного жира. Именно поэтому подводный душ – это неотъемлемая часть курса коррекции фигуры. При этом виде лечебного душа, на организм одновременно оказывается механическое, химическое и физическое воздействие воды.
Такие процедуры назначают при следующих случаях:
— понижение функций иммунной системы
— травмы, переломы или патологии костно-хрящевых тканей
— неврозы, стрессы, бессонница
— заболевания ЖКТ – колиты, язвы, гастрит
— варикозное расширение вен, тромбоз, сосудистая недостаточность
— нарушение обмена веществ – ожирение, целлюлит, атеросклероз
— восстановление организма после заболеваний
— послеоперационная реабилитация
— похудение, коррекция фигуры
Если нет никаких противопоказания для принятия лечебного душа – это лучшее средство для расслабления, отдыха, лечения и восстановления организма практически после любого заболевания.
Восходящий душ.
Этот лечебный душ – местная гидротерапевтическая процедура воздействия водяными струями на область промежности пациента. Температура воды и продолжительность сеанса определяется врачебными показаниями.
Применяется при: гинекологических, проктологических и урологических заболеваниях, импотенции, болезнях малого таза.
Противопоказания к лечебному душу К каждому виду лечебного душа есть ряд показаний и противопоказаний, которые ни в коем случае нельзя игнорировать, чтобы не усугубить ситуацию. При наличии некоторых факторов принимать лечебный душ категорически запрещено:
— беременность и период лактации. При беременности запрещены любые виды душа, а в период лактации врач может разрешить гидромассаж, если нет других противопоказаний
— сердечный патологии – это одна из основных причин запретить пациенту принимать струйные водные процедуры
— при кожных заболеваниях – экземах, псориазе, лишаях, грибках нельзя принимать водные процедуры. В отдельных случаях доктор позволит веерный душ, при условии, что поток не будет попадать на проблемные участки эпидермиса
— при онкологических заболеваниях можно принимать только щадящий лечебный душ, например Виши или подводный
— хронические заболевания дыхательной системы женщинам в период критических дней не рекомендуется лечебные водные процедуры наличие на теле новообразований, до выяснения причины их появлений В любом случае, перед началом курса процедур с помощью лечебного душа нужно посетить врача, чтобы получить разрешение и рекомендации.
Назад
На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?
Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.
В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).
Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).
О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).
С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.
***
О психологическом питании
Чем же надо «кормить» душу? Хорошими и добрыми эмоциями. Но большинство, к сожалению, питается лишь больными. Не путать с негативными! Не все они больные. Сильную душу можно взрастить на здоровых эмоциях, а к ним относятся как положительные, так и негативные. Добро и зло. Без одного невозможно было бы оценить второго. Все дело в балансе.
Люди со слабой душой питаются только больными эмоциями. Они тоже могут быть положительными и отрицательными. Например: коллега, который всегда был более успешным и жил богатой жизнью, внезапно очутился на самом дне. Человек с больной душой порадуется, потому что всегда ему завидовал, а сам ничего не делал. Но теперь они на одном уровне! Это больные положительные эмоции.
А если у этого коллеги, наоборот, бы дела пошли в гору еще активнее, то человек с больной душой расстроился бы. Потому что у кого-то «все хорошо, ему-то повезло», а у него по-прежнему все плохо. Это больные негативные эмоции. Такой принцип их жизни: радоваться, когда кому-то плохо, и грустить, когда кому-то хорошо.
Понятие души
Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).
Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.
Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.
Шея и плечи
Подсознательно эти части тела ассоциируются у нас с работой. Люди, первым делом намыливающие шею — обязательные, трудолюбивые, но нередко склонны к перфекционизму. Словно мифический Атлант, они частенько взваливают на плечи непомерный вес. А еще подобное поведение говорит о немалом упорстве: пока другие тормозят перед препятствиями, ты готов идти вперед, чтобы добиться своей цели!
© Depositphotos
Об оккультных технологиях, связанных с управлением человеческим телом
Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.
Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.
Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.
священник Даниил Сысоев
***
Грудь
С груди помывку начинают люди открытые и лишенные лишнего стеснения. Если ты первым делом намыливаешь грудную клетку, то ты скорее всего практичен и весьма независим. Чужое мнение тебя вряд ли тяготит: принять его во внимание можно, но только когда это действительно важно. Такая привычка не всегда говорит о лидерских качествах, но подобные люди частенько пользуются всеобщим уважением.
© Freepik
О душе Богочеловека Иисуса Христа
По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18-19).
Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».
***
Рубрики
- Авторский раздел (110) Мысли вслух (17)
- Послания (57)
- Стихи и рассказы (32)
- Женские практики
На каждый день (12)(312)
Медитации (33)
Наши видео работы (38)
(93)
- Круг Рейки (13)
1-Я Ступень (1)
(4)
- Аюрведа (194)
- Аштанга йога (19)
- Асаны (49)
- Ангельские миры (8)
Существуют ли неприкаянные души, которые вынуждены скитаться по земле, не находя покоя?
Святая Церковь верует, «что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно (!) переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными» (Посл. восточ. патриархов, чл. 18). Местопребыванием праведных является рай, грешников – ад, (см. Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 67, 68) или, согласно словам Иова, страна «вечной тьмы, где нет света и нельзя видеть жизни человеческой» (Иов.10:22).
По этому поводу хорошо говорил вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст: «Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что “праведных души в руке Божией” (Прем. Сол. 3:1) <�…> Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: “Сегодня душу твою возьмут у тебя” (Лк.12:20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. <�…> А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня» (Беседы на Евангелие от Матфея, 28).
Случаи видений блуждающих духов святитель объясняет демоническим действием: «Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами» (Толкование на пророка Исаию, гл. 8).
В то же время история знает много случаев явлений душ умерших живым. Поскольку «продолжение существования души по разлучении её с телом и её бессмертие есть несомненная истина, так как сам Спаситель утвердил её против непризнававших её саддукеев, то уже, по этому одному возвращение отшедших душ и явление их живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога, вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У иудеев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление была всеобщею верою. Иисус Христос предполагал её уже как несомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно было заключать, что он не одобрял или осуждал эту веру. <�…> Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не по своей собственной воле, а только по повелению и допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только для каких-нибудь особенных, достойных Его, целей. Если бы они могли являться по своему собственному произволу, в таком случае их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких, которые бы не стали являться на землю по разным личным побуждениям, из побуждения, например, родственного чувства и желания свидания со своими близкими и пр. Такое мнение высказывает блаженный Августин, говоря о своей матери, св. Монике, которая его так нежно любила. Евангельский богач непременно бы посетил своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчастной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по своему милосердию и всемогуществу дозволяет являться душам усопших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что говорят и пишут о явлениях усопших, должно относиться с большою осторожностью и осмотрительностью» (прот. Григорий Дьяченко. Тайная жизнь души после телесной смерти. М., 2010. С. 93, 97).
Что это такое
Душевность представляет собой редкостное качество людей, которое включает в себя сердечность, милосердие, способность сочувствовать и воспринимать неприятности других субъектов как свои.
Того, кто добросердечно относится к окружающим, пробует себя ставить на место других индивидов нарекают душевным человеком.
Внутреннюю черту человека, базирующуюся на доброте и чуткости в отношении окружающих субъектов принято именовать душевностью. Поэтому и душевным именуется тот, кто может понять другого человека, кто обладает такими нравственными качествами, как милосердие, самопожертвование, жалостливость.
Способностью сопереживать, сострадать и выказывать эмпатию наделены далеко не все. Это нравственное качество считается редким и именно поэтому добросердечие очень ценится в социуме.
Значение слова душевность подразумевает искренность, подлинную заинтересованность, открытость, способность к эмпатии. Это тепло души и сердечная внимательность к другим индивидам. Выражается она в искренней признательности, доброжелательности, отсутствии корыстолюбивых помыслов.
Описываемая черта просто переполнена мягкостью и теплотой, пониманием и заботой, неподдельной проникновенностью. Душевный человек доброжелательно, участливо входит и понимает состояние другого субъекта. Данная черта характера сравнима с материнской любовью своей искренностью, безусловностью и добротой. Душевность сторонится жёстких сценариев взаимодействия, таких как привередливость, суровость и требовательность.
Душевность считается женской чертой личности. При этом и многие мужчины также обладают этим качеством, однако всё же считается, что сильной половине она не характерна. Это связано с тем, что мужчинам приходится взаимодействовать в конкурентных, жёстких условиях, где превалируют деловые и формальные взаимоотношения. В подобном окружении душевность не просто не уместна, она воспринимается в качестве слабости. Комфортная среда для душевности – это межличностные отношения.
Многие ошибочно отождествляют душевность с добротой. В действительности это два разных понятия. Добротой называют способность глядеть на мир через естественное состояние души, которая исконно добрая. Это стремление выражать сочувствие и проявлять непритязательность в отношении к окружению, делать добро им.
При этом человек может обладать добротой и быть готовым к содействию, поддержке и взаимопомощи, пожертвовать последним ломтем хлеба в пользу нуждающегося, но душевностью не отличаться.
Суровый мужчина, совершая благой поступок, одновременно может проявлять чёрствость, сухость, молчаливость и хмурость. Когда лицо выражает угрюмость и мрачность, то говорить о душевности не приходится.
Итак, что такое душевность человека определение? Она является музыкой сердца. Душевность в качестве личностного качества является умением себя поставить на место другого, с внутренней щедростью, пониманием, незлобивостью, нежностью и чуткостью воспринимать окружение, доброжелательно, с отзывчивостью реагировать на нужды ума, потребности чувств окружающих. Качества душевности являются отличительной чертой великодушных лиц.