С термином «ресурсное состояние» часто сталкиваются те, кто интересуется психологией и НЛП. Но узнать о нем нужно каждому человеку. Также стоит научиться входить в ресурсное состояние, жить в нем. Это поможет использовать внутренние энергии для решения простых и сложных задач.
Особенно важно научиться технике ресурсного состояния людям, утратившим мотивацию. Вам наверняка тоже знакома такая ситуация. И вроде бы все хорошо, но сил двигаться вперед не осталось. Да и желания уже нет. Кажется, что достичь успеха не получится. Что делать в таком случае? Как восполнить ресурсы?
Что значит ресурсное состояние: коротко и понятно
Ресурс (ресурсное состояние) – наличие духовных, эмоциональных, физических, душевных сил и энергии для решения текущих задач. По сути, это способность «свернуть горы» – ощущение внутреннего баланса и уверенности. Кто-то ассоциирует подобное потоковое состояние с абсолютным счастьем. Возможно, так оно и есть.
Поддержание ресурсного состояния требует определенного баланса – урегулирования 5 факторов. Это:
- физическое здоровье;
- внутренняя мотивация;
- эмоциональный комфорт;
- фокус на задаче;
- время.
Работа с ресурсными состояниями требует знания определенных методик и техник, а также понимания, какой именно ресурс нуждается в проработке.
Научитесь заботиться о себе
Это касается даже мелочей. У каждого человека такая забота будет выражаться по-разному. «Научитесь не только прислушиваться к собственному организму, но и предугадывать свои желания и создавать себе комфортную обстановку, — говорит Ольга Туровцева. — Например, занять удобную позу, поставить рядом с собой стакан воды, проветрить помещение, давать себе возможность отвлечься во время напряженной работы на несколько минут, чтобы размяться».
Виды ресурсных состояний
Человеческому организму важен баланс. Именно поэтому ресурс рассматривают комплексно. Список ресурсных состояний включает:
- Физическое самочувствие – бодрость, наполненность силами.
- Психологический настрой– уверенность в себе, способность браться и выполнять поставленные задачи.
Многое спорят о том, является ли отдых важной составляющей подобного потокового самочувствия. С одной стороны в «потоке» можно работать почти круглосуточно – дела иногда горят в руках, и нет желания останавливаться. С другой стороны, отдых – необходимость. Без него управление ресурсными состояниями постепенно становится проблемой, так как энергия банально заканчивается.
Поймать нужный рабочий поток, вернуть позитив и энтузиазм получается не всегда. Более того, на общее самочувствие отрицательно влияют внешние факторы – недостаток денег, бытовая усталость, нервные перегрузки. Что же делать в этом случае? Есть специальные практики и упражнения – с ними достичь ресурсного состояния можно просто и быстро.
Выберите ближайший к вам город
Москва
Санкт-Петербург
Аахен Абакан Абан Авимор Алма-Ата Алматы Алушта Амстердам Анапа Анталия Апшеронск Армавир Архангельск Астана Астрахань Афины Баку Балаково Балашиха Балашов Бангкок Барановичи Барнаул Барселона Белгород Беломбр Бердск Бийск Благовещенск Благовещенск (Амурская обл.) Борисоглебск Братск Брно Брянск Будапешт Буденновск Бургас Буштына Варна Вена Видное Витебск Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда Волчиха Воронеж Воскресенск Воткинск Геленджик Георгиевск Гомель Горячий Ключ Денвер Джексонвилль Динская Дмитров Днепропетровск Долгопрудный Домодедово Донецк Дорогобуж Дрезден Екатеринбург Ессентуки Железногорск Железнодорожный Житомир Жуковский Запорожье Звенигородка Зеленоград Зимовники Иваново Иерусалим Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калач-на-Дону Калининград Калуга Каменск-Уральский Кандалакша Кемерово Керчь Киев Кинешма Киров Кировоград Кишинев Климовск Ковров Коломна Комсомольск-на-Амуре Королев Костанай Котка Красноармейск Красногорск Краснодар Красноярск Кременчуг Кривой Рог Кузнецк Курган Курск Лазаревское Ленинск-Кузнецкий Лесной Лиман Липецк Лисичанск Лиски Лобня Лондон Луганск Луцк Львов Люберцы Магнитогорск Манчестер Марганец Марокко Марсель Махачкала Мегион Мелитополь Мензелинск Миасс Миллерово Минеральные Воды Минск Минусинск Могилев Можайск Москва Мурманск Мценск Мытищи Набережные Челны Назарово Нальчик Нахабино Находка Не указано Нефтеюганск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Николаев Ницца Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоузенск Новочеркасск Новошахтинск Ногинск Нью-Йорк Обнинск Одесса Одинцово Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Павлоград Париж Пенза Пермь Петрозаводск Подольск Полоцк Прага Протвино Псков Пушкин Пушкино Пятигорск Раменское Ревда Реутов Рига Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салават Сальск Самара Сан-Матео Санкт-Петербург Саранск Саратов Сватово Севастополь Северодвинск Семипалатинск Сергиев Посад Серпухов Симферополь Смела Смоленск Солигорск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Ступино Сумы Сыктывкар Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Тель-Авив Тимашевск Тирасполь Тихвин Тихорецк Тольятти Томск Торонто Туапсе Туймазы Тула Тюмень Ужгород Улан-Удэ Ульяновск Усолье-Сибирское Уссурийск Усть-Кут Уфа Ухта Франкфурт-на-Майне Фролово Хабаровск Хайфа Харьков Хельсинки Херсон Химки Хмельницкий Цюрих Чара Чебоксары Челябинск Череповец Чита Шахты Шымкент Щелково Электросталь Энгельс Ялта ЯНАО Правохеттинский Ярославль Ярцево Ясиноватая
Как войти в ресурсное состояние: 5 методик для женщин и мужчин
Многие специалисты – психологи, коучи, практики НЛП – не нуждаются в советах, как вернуть ресурсное состояние. Они просто в нем живут. А также владеют секретами создания ресурсного состояния за секунды. Настраиваются на нужную волну и продуктивно решают поставленные задачи.
Этому может научиться каждый.
- Якорирование – быстрое восстановление ресурсного состояния, основанное на фиксированных эмоциях и событиях. Разговор о якорях уже был, поэтому сделать положительный слепок необходимых ощущений может каждый.
- Моделирование — использование энергии ресурсного состояния авансом. Живите так, как будто уже успешны, богаты и эффективны. Не жалуйтесь. Двигайтесь вперед. Улыбайтесь. Создайте лучшую модель себя самого и черпайте силы оттуда.
- Отдых как способ восстановить и восполнить ресурсное состояние. Физическое здоровье – это полноценная перезагрузка. Поездки, прогулки, хобби, двигательная активность и достаточное количество сна. Любой план должен включать выходные и разгрузочные дни. Не забывайте об этом.
- Постановка целей. Ресурсное состояние на карантине тает на глазах. Поэтому ставим цели – долговременные, а главное, кратковременные. Конкретные выполненные задачи вселяют уверенность и закладывают основу для движения вперед.
- Маленькие шаги. Схожий с предыдущим метод обеспечения ресурсного состояния. Движение к любым целям должно осуществляться маленькими шагами – мини-действиями. Видимый результат вдохновляет, что и нужно для восполнения ресурса.
- Медитации. Помогают всегда. Музыкальные треки и специальные упражнения направлены на очищение головы от разных мыслей, создают настрой на позитивную волну.
Как найти ресурсное состояние – разобрались, но как сохранить его надолго?
Примечания
- ↑
- Ананьев Б.Г.
О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. — 288 с. - Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 4. — 288 с. - Аристотель.
Метафизика. О душе. // Соч. в 4-х т. — М.: Мысль, 1976. — 552 с. - Ганзен В. А., Головей Л. А.
Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1982. - Рыбалко Е. Ф., Головей Л. А.
Потенциалы возрастного развития // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — С. 239-240. — 584 с. — ISBN 5-7896-0050-6. - Грищенко Н. А.
Интеллектуальный потенциал // Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. — С. 186-188. - Маклаков А. Г.
Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. — Автореф. дисс. докт. психол. наук. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1996. — 37 с. - Кондаков А. М.
Образование как ресурс развития личности, общества и государства / Дисс. докт пед. наук. — М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2005. — 322 с. - Дружилов С.А.
Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 260 с. — ISBN 978-5-98222-702-7. - Толочек В. А.
Cтили деятельности: ресурсный подход. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 366 с. — ISBN 978-5-9270-0299-3.
Техники: как обрести и сохранить ресурсное состояние
Как вернуться и остаться в ресурсном состоянии – простые и действенные методики, не требующие специальных знаний:
- Заготовки будущих дел. Тут все просто: заранее создаем настрой для активной или умственной деятельности. Это может быть предварительно созданный бланк отчета, которые откроется сразу после загрузки компьютера утром. Спортивная одежда, подготовленная с вечера для утренней пробежки. Почищенные овощи для будущего обеда.
- 100 достижений и успехов. Когда настроение стремительно падает к нулю, вернуть себя в тонус можно списком успеха. Просто напишите 100 достижений за любой период – даже самые мелкие. Выработка гормона радости серотонина вернет ресурсное состояние в норму.
- Чередуйте любимые и нужные дела. Приятные задачи придадут бодрости и вернут настрой на работу. Проверено!
- Избегайте авралов. Планирование с учетом квадратов Кови поможет распределить дела по важности и срочности и успеть все без излишней суеты и нервов.
- Держите фокус. Сохраняйте осознанность и избегайте отвлечений. Немного тренировки и получится!
Про ресурсное состояние можно говорить долго. Но можно ограничиться и простым советом: поймайте чувство «потока» хотя бы раз. Зафиксируйте его любым якорем (запахом, музыкой, действием) и испытывайте положительные ощущения энергичной силы в любой момент времени, когда это нужно.
Интересно почитать:
Планирование целей и задач на год – 3 способа и несколько лайфхаков
Как и сколько надо спать: чтобы выспаться
Эмоциональное выгорание: признаки и симптомы – как бороться и меры профилактики
Тренинг по психологии на тему Ресурсы
Занятие №21: Мои ресурсы.
Цель:
Знакомство с ресурсными возможностями в трудных ситуациях.
Задачи:
План:
Программа занятия:
1. Приветствие «Мои действия — мои выражения настроений».
Цель: создать рабочую атмосферу путем высказывания о своем состоянии.
Ведущий предлагает участникам настроится на работу. Для этого просит представить каждого участника, с каким движением он бы себя проассоциировал.
Инструкция: Выразите свое настроение или состояние в действии. Это может быть любой жесть или комплекс движений, которые могут быть похожи на движения животных или каких-либо механизмов. А затем объясните, что и как, по-вашему, отражено в действии. Например: «Я изобразила движение, похожее на передвижение черепахи, потому как чувствую себя сегодня именно так: вяло, медленно и сонно».
2. Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?»
Цель: путем совместной дискуссии выявить определение личностного ресурса, конкретизировать понятие.
Ведущий начинает занятие с выяснения понятия «ресурс». Варианты ответов он может записывать на доску.
Инструкция: Как и в предыдущих занятиях, сегодня мы начнем с выяснения того, что же такое это таинственное понятие «ресурс». В конце концов здесь мы занимаемся не географическими поисками природных ископаемых. Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.
Пояснение.
Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Когда мы выносим суждение о другом человеке, мы учитываем не только его актуальную ситуацию, но и потенциальные возможности и ресурсы, поскольку резервы и ресурсы – в определенном смысле значимый капитал каждой личности [2].
Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.
Внешние ресурсы
– это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.
Внутренние ресурсы
– это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.
Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.
На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.
Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.
Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.
3. Упражнение «Что я нового для себя открою».
Цель: выявление и конкретизация способов восполнения внутренних ресурсов.
Ведущий предлагает участникам разделиться на команды, каждая из которых будет на листе А3 схематично изображать свои способы восполнения внутренних сил.
Инструкция: Сейчас мы поделимся на команды, каждая из которых получит по большому листу бумаги и по набору изобразительных средств. Задача каждой команды в течении 15 минут изобразить способы, которые вам помогают восполнить свои внутренние силы. После каждая команда будет иметь возможность представить свои варианты.
Ведущий может записывать варианты на доску (флипчарт).
4. Разминка «Варианты выражения мыслей».
Цель: переключение внимания с целью предотвращения усталости, взбодрить двигательным занятием.
Участники садятся в круг. У одного есть мяч, задается несложная фраза, которая затем последовательно дополняется логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое(-ые) предложение (слова).
Инструкция: Немного отвлечем внимание и поиграет в игру с мячом. Сейчас в круг я дам одному человеку мяч, который он может передать любому участнику, но при этом озвучивая начало какого-то предложения, которое должен закончить участник, словивший мяч. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно. Может быть так, что в какой-то то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы.
5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие».
Цель: релаксационная процедура, в процессе которой участники обращаются к своим внутренним ресурсам; снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, повышение уверенности в себе.
Ведущий предлагает участникам прослушать текст для релаксации. В процессе, если позволяют технические возможности, можно включить спокойную музыку, которая больше всего подходит к представлению данной картины. Зачитывать текст надо тихим и спокойным голосом, делая периодические паузы для лучшего представления.
Инструкция: Выберите самое комфортное положение тела. Закройте глаза и несколько раз глубоко вдохните, приступая к релаксации (пауза 20 секунд). Позвольте дыханию протекать естественно, в спокойном, расслабленном ритме. Ваш живот поднимается как можно выше, когда вы вдыхаете, и опускается как можно ниже, когда вы выдыхаете. Кажется, что вы дышите животом, а не грудью (пауза 15 секунд). Сейчас ваше дыхание станет медленным и регулярным (пауза 30 секунд). Теперь сосредоточьтесь на тех частях тела, которые я буду упоминать, и сбросьте любое напряжение, которое вы в них почувствуете. Сначала голова, лицо и шея (пауза 20 секунд). Расслабьте плечи и руки (пауза 20 секунд). Торс (пауза 15 секунд). Верхние части ног (пауза 15 секунд). Теперь нижние части ног и стопы (пауза 15 секунд). Теперь вы чувствуете в своем теле комфорт и замечательную расслабленность (пауза 15 секунд).
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.
Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…».
После прочтения можно предложить два варианта работы.
Вариант 1.
Ведущий предлагает участникам высказаться по поводу своих ощущений и своего состояния. Кто-то также может рассказать, что он увидел.
Вариант 2.
Ведущий может предложить группе взять листы бумаги и изобразительные средства, и изобразить то, что они увидели, пока «летели». Это может быть абстрактный рисунок, который выражает эмоции. Участники после этого могут рассказать о своем рисунке и впечатлениях.
В приложении №3 можно найти другие варианты визуализации.
6. Упражнение «Я могу все».
Цель: поиск имеющихся внутренних и внешних ресурсов.
Ведущий предлагает участникам на листке обозначить 10 своих качеств, которые помогают им справляться с трудностями, а также 10 внешних ресурсов.
Инструкция: Поговорив о ресурсах, хотелось бы понять, как вы самостоятельно оцениваете свой ресурсный багаж. Что бы определить его содержимое, необходимо для самого себя выяснить, чем я могу наполнить этот багаж. Для этого предлагаю участникам на листках написать 10 своих качеств, которые помогают мне справляться с трудностями, и 10 внешних ресурсов, куда можно включить не только каких-то людей, но и сферы деятельности.
7. Завершение.
Цель: закрытие группы, выражение благодарности участников друг другу.
Ведущий закрывает работу группы.
Инструкция: Вот и подошли наши занятия к концу. Думаю, что многое, из того, что мы с вами выяснили, проработали и открыли сами для себя – было для вас полезным и пригодится в будущем. Хочу всех поблагодарить за активное участие и включенность в деятельность, так как именно благодаря вашей активной позиции мы смогли расширить горизонты репертуара поведения.
Литература:
- Комиссарова М. https://evo-lutio.livejournal.com/41294.html
- Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: https:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2018).