Упражнения и техники гештальт-терапии «Интеграция полярностей»

Психотерапия гештальт-терапия основана в середине двадцатого века немецким психологом Фридрихом Перлзом, но наибольшую популярность она получила в последнее время.

Название это направление происходит от немецкого понятия Gestalt — «законченное», «нечто целое», «образ». Именно это определяет главный принцип вышеупомянутого направления: целое не может восприниматься суммой его частей. Проще говоря: восприятие лица человека не сводится к суммарному восприятию отдельно его глаз, носа, рта и т.д.

«Дух Гештальта» не приемлет норму, ведь каждый человек особый, он имеет право быть непохожим на других и совершенно уникальным.

Гештальт, не вдаваясь в профессиональную специфику психологической науки, это образ ситуации в целом. Если же быть ближе к академическому определению, это — целостная структура взаимодействия человека с окружающей средой, включающая дистанцию между возникновением и удовлетворением потребности.

Упражнения и техники гештальт-терапии «Интеграция полярностей»

Техника «Интеграция полярностей». Упражнения для гештальт-терапии в группе и индивидуально.

Упражнение «Разыгрывание ролей»

Участники группы по предложению терапевта по очереди проигрывают свои внутриличностные конфликты, которые ими до конца не осознаются, но очевидны для окружающих. Например, если участник, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит тихим голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. При этом его просят несколько утрировать именно те черты характера, которые у него особенно выражены.

Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера, например Хлестакова или Начальника, который разговаривает с подчиненными только в тоне приказания и нравоучений.

Для разыгрывания роли каждому участнику дается по 5–10 минут. Остальное время нужно оставить для обмена впечатлениями.

Упражнение 2. «Борьба противоположностей»

Психотерапевт определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль Нападающего, другому – Защищающегося. Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискуссию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым авторитарным голосом. Защищающийся – извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняются ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападающего и чувство робости, унижения, незащищенности Защищающегося. Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в реальной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.

Упражнение 3. «Антикварный магазин»

Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что вы находитесь в магазине, где продают антикварные вещи. Мысленно выберите себе любой предмет и вообразите себя этим предметом. Рассказывайте от имени этого предмета о себе: как вы себя чувствуете; почему оказались в магазине; кто и где ваш прежний хозяин и т. д. Откройте глаза и поделитесь своими ощущениями с группой.

Точно так же можно идентифицироваться с цветком, деревом, животным, вообразив себя в соответствующих условиях. Не стесняйтесь своих ощущений. Старайтесь, чтобы у вас не осталось незавершенных переживаний.

Упражнение 4 «Два стула»

Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в конфликте этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами.

С каждой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».

Исполняемая роль может быть ролью человека, каков он сейчас; ролью ребенка, матери, отца, супруги или начальника. Роль может быть физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением. Она может быть предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. д.

Подробнее о технике «Пустого стула»

Упражнение 5 «Работа с именем»

Ощущение идентичности развивается под влиянием окружения. Это реакция на воздействия и влияния, адресованные человеку. Даже имя или имена, которые записаны в документах, влияют на судьбу. Они отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме официального имени, человек несет детские имена, клички и прозвища – те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.

Предлагается несколько вариантов упражнений, которые могут активизировать чувства, связанные с именем, и ассоциированные с именем отношения в семье детства.

Разные упражнения, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, но стоит выбрать подходящие для данной сессии.

Вспомните имена и прозвища, которыми вас называли в детстве. Кто дал вам эти имена, в каких обстоятельствах вас называли тем или иным именем? Кто называл? Какие чувства вы испытываете сейчас, когда думаете об этих именах?

Выберите наиболее яркие детские имена. Какие чувства они вызывали? Соединитесь с проекцией. Поэкспериментируйте прямо сейчас. Какие чувства выражало это имя? Как к вам относились те, кто давал это имя или прозвище? Проиграйте сценки с вашим партнером.

Какие у вас прозвища или ласкательные имена сейчас? Откуда они взялись? Какие области жизни они затрагивают?

Есть ли у вас разные имена дома и на работе? Если да, с чем это связано? Вспомните ваши имена (определения, характеристики) в разные периоды жизни. Как они влияли или влияют на ваше представление о себе сейчас?

Представьтесь в круге тремя разными именами, сопровождая каждое соответствующей интонацией и пантомимой. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось? Гордились ли вы им, любили ли свое имя – или были периоды негативного отношения? Какие у вас сейчас варианты имен? В каких ситуациях вас так называют, когда вы таким образом представляетесь, кому, где? Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами? Какие отношения с называющими вас так людьми?

Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу или насмешливым? Как выбирали ваше имя родители? В честь кого? Их ожидания – что вы об этом знаете? Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для вас в разные периоды жизни.

Как вы себя чувствуете с вашим именем среди других? Как относитесь к тем, у кого такие же имена: чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с таким же именем? Если ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя?

Если бы вы выбирали себе имя заново – какое бы вы выбрали имя и почему, что оно могло бы символизировать? Какие есть доводы для сохранения старого имени? Какие резоны для выбора нового?

Осознайте, как вы представляетесь – например, в данной группе; как вас называют – так, как вы представились или иначе. Как вы на это реагируете? Как вы предпочитаете, чтобы вас называли, кто и когда? Какие варианты своего имени вы не любите?

(Для замужних женщин.) Как повлияла на вашу идентичность смена или оставление девичьей фамилии после свадьбы, в случаях развода или вдовства? То, чью фамилию носите и почему – что это значит для вас? Если ваша фамилия отличается от фамилии мужа, то, как на это реагируют люди?

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)

Похожее

Обучение

Гештальт-терапия сложное направление в психологии, с философским и гуманистическим уклоном и для того, что бы изучить ее практически необходимо обучиться у профессионалов.
В наши дни учебные курсы можно пройти в образовательных учреждениях: очно, заочно и даже онлайн.

В Москве лекции и мастер классы от профессоров, доцентов и ведущих специалистов предлагает институт гештальт терапии и центры по повышению квалификации в области психологии. Желающие могут познакомиться как с базовыми понятиями гештальт-метода, так и с его тонкостями.

Обучение организуется так, что теория и практикум чередуются, что позволяет участникам группы закрепить знания через личный опыт участия в психотерапевтических занятиях.

Изучение гештальт-терапии необходимо:

  • для специалистов, которые планируют использовать этот метод в своей практике;
  • для психотерапевтов, желающих поработать над собственными проблемами;
  • для практикующих психологов и психиатров, которые хотят расширить свои знания по профессии.

Продолжительность обучения от 3-х до шести месяцев. Стоимость от десяти до сорока тысяч рублей, в зависимости от продолжительности и содержания программ обучения.

Видео:

Прием у гешталь-терапевта

Ключевым моментом посещения специалиста по методу гештальт – непосредственная беседа врача с клиентом.

Правила приема у специалиста:

  • необходимо внимательно прослушать все, что хочет рассказать пациент;
  • характер беседы должен не противопоставлять психолога и клиента;
  • общение необходимо вести на равных, как обычным собеседникам, со своим багажом практических знаний, восприятием;
  • заранее следует оговорить время визита, длительность посещения;
  • помещение следует выбирать без посторонних людей;
  • лучше проводить терапию при закрытых дверях.

Основная цель психотерапии – обучить своего клиента выражать правдиво свои желания, чувства. Он должен научиться правильно давать оценку событиям, окружению, избавиться от депрессии.

Обучение можно сравнить с преподаванием, вначале повторение пройденных навыков, затем – новый материал.

Клиент должен найти ответ на вопрос: «Каким образом я должен поступить, чтобы произошли изменения?». Проблема состоит в том, что именно наши ощущения и чувства выражают наши реальные возможности.

Мы часто чего-то боимся, или чувствуем себя неуверенно, или обижены на кого-либо. Многим мешает невысказанность, подавление со стороны руководства, и т.п. Все это только мешает сделать шаг к выполнению поступка для того, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психолог обязан определить причину, по которой клиент не может избавиться от своих многочисленных фобий и страхов. Это приведет к пониманию, как развиваться, и что необходимо поменять в характере, окружении.

Следует заметить, что обсуждают «правильные» желания. Для их осуществления нет необходимости нарушать законы, ущемлять свободу других. Нередко на прием приходят с серьезными проблемами близких, родных людей. На это специалист не способен повлиять (горе, тяжелая болезнь).

2.1. Попробуйте хоть раз в день сосредоточиться на еде

Откажитесь от привычной социализации (по сути — отвлечении) во время еды — чтения, смотрения телевизора, общения.
Собака, ухватившая кость, старается с ней уединиться. В этот момент для нее нет ничего важнее, чем грызть, жевать, глотать.

Ради эксперимента — станьте на эти полчаса собакой.

Обратите внимание — как вы это делаете. Поучитесь есть. Предупреждаем: сразу не научитесь — потребуется месяца два, не меньше.

Следите за своими ощущениями, запретами и сопротивлениями.

Как скоро вы перестаете различать вкус того, что вы едите? Совпадает ли потеря вкуса с приступами думанья и внутреннего говорения?

Способны ли вы откусывать (отрываете зубами кусок, например, булки или сжимаете зубы и отрываете рукой булку от сжатого зубами куска?)

Что вы испытываете, когда едите — нетерпение, жадность, отвращение, стремление поскорее все это прекратить?

Если еда вам не нравится — пресна, безвкусна — вы отказываетесь есть или глотаете впопыхах, не обращая внимание на вкус и запах?

В ответах на эти вопросы — ответы, как вы могли бы есть по своей природе, а также возможность вернуться к активной переработке и усвоению пищи, к тому способу и действию, который был в свое время прерван и подавлен.

Отзывы

Пациентка Мария:

Я посещала групповые занятия около месяца. На них я познакомилась с людьми у которых схожие со мной проблемы. Вначале было странно давать ход чувствам, но постепенно я поняла, что с эмоциями уходит и негатив. Я стала позволять себе в реальной жизни намного больше, научилась радоваться как ребенок и жить в согласии с собой.

Пациентка Ольга:

Не совсем верила, что практическая психология способна избавить меня от зажатости и скованности. Но именно благодаря гештальт-терапии я смогла полюбить себя и сделать то, что давно хотела. Я поняла разницу между своими желаниями и навязанными мне стандартами поведения. Это такая свобода — поступать согласно своим чувствам и не прятать их!

Пациентка Алена:

Я стала «уютной» для самой себя, тревожность и скованность ушли. Я спокойна как никогда, весела и ценю себя.

Пациент Владимир:

Это был очень странный для меня опыт. Я понял, что те чувства, что внутри меня, гораздо «объемнее» и богаче, чем их внешние проявления. Я перестал их стеснятся и стал говорить о них своей жене. Мы стали намного ближе, оказывается ей всегда очень хотелось, чтобы я говорил ей о любви. Моя жизнь действительно изменилась — она стала ярче!

Пациентка Марина:

Я рада, что прошла терапию. Только тут поняла, что окружающие своими манипуляциями чуть не сделали из меня невротика. Осознание того, что я могу жить своей жизнью и эмоциями пришло не сразу, но этот путь вернул мне здоровье и психическое и физическое.

Техника «Отождествление с внешними объектами»

Позволяет установить скрытые психические конфликты.

Бывает так, что, когда человек чем-то или кем-то возмущается, как правило, он говорит о себе, а не о другом.

Расслабься. Отпусти свое сознание. Выдели все то, на что обращаешь внимание. Может быть, ты к чему-то возвращаешься? Сфокусируйся на этом. Что оно представляет? Какие у него основные признаки? Выдели детали. Теперь отождествись с этим. Уподобься ему. Ты — это оно.

Какая ты теперь? Какие у тебя свойства, черты, особенности? Опиши себя. Произнеси в слух —Я… Что ты делаешь? Каково твоё предназначение? В чём именно заключаете твой опыт отождествления с этим объектом? Осознай этот опыт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]