Почему разные люди по-разному переживают трудности и невзгоды? Что такое жизнестойкость и как ее можно развить? Как эмпатия может помочь в развитии жизнестойкости? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в статье.
src=»https://econet.ru/uploads/pictures/545430/content_%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D1%81_%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B5%D0%BD_.jpg» alt=»Иммунитет к проблемам: от чего зависит жизненная стойкость» />
Многие проблемы в отношении человека к сложной ситуации начинаются с восприятия того, что с вами происходит. Есть огромная разница между понятиями что происходит с ВАМИ и тем, что это просто происходит. Именно уверенность в том, что проблемы или трудности происходят именно с «вами» в большинстве случаев и являются основной причиной катастрофических последствий: повышенной тревожности, беспричинного беспокойства, тревоги или развития чувства вины. Ваша свобода всегда зависит от выбора пути, помогая осознать уровень личной ответственности.
От чего зависит жизнестойкость?
Когда вы стоите в очереди в кассу, отвечая на телефонный звонок, большинство скажут: «Я застрял в очереди», мало кто скажет: «Стою в очереди». Казалось бы – мелочь. Но именно акцентирование на местоимении «Я», дает начало крупным психологическим проблемам. Уверенность в том, что событие происходит именно с вами, а не просто происходит, гиперболизирует наше «эго». Словно вселенная развивалась именно для того, чтобы спустя миллиарды лет что-то произошло именно с вами. Когда случается то или иное событие, вы «плывете» по течению, чувствуя, что выбор вам навязали. Именно в таких моментах и проявляется жизнестойкость.
В одной из своих статей Мария Конникова описывает жизнь ребенка, который брал с собой в качестве перекуса просто хлеб, колбасные деликатесы, для него – были недоступны. Этот ребенок являлся членом группы Н. Гамерзи, который занимался анализом поведения жизнестойких детей.
Многие стойко переносят удары судьбы. Переживая катастрофы, стихийные бедствия, войны – многим удается выйти из таких передряг без каких-либо потерь и стать сильнее. А кого-то выбивает из колеи сломанный каблук или спустившее колесо автомобиля. Зачастую проявляя предельную жизнестойкость в критических ситуациях, некоторые люди раскисают от серой и пресной повседневной жизни. А другие, наоборот, в случае серьезных жизненных катаклизмов впадают в ступор и оказываются неспособными к действиям.
Жизнестойкость
Жизнестойкость В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. … В отечественной литературе принято переводить «hardiness» как «стойкость» или «жизнестойкость» (Д. А. Леонтьев), но, в связи с многоплановостью этого понятия и с целью максимального сохранения смысла, в дальнейшем в тексте мы будем использовать авторский термин «hardiness». Согласно Большому англо-русскому словарю, «hardiness» — выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, отвага, неустрашимость, дерзкость, наглость.
Люди абсолютно не способны оценивать риск в ситуациях, когда риск носит эмоциональный характер, то есть когда последствия имеют эмоциональную окраску.
Что помогает выжить одному:
1. Жить без внутренних конфликтов;
2. Обрести товарища по судьбе;
3. Уметь ориентироваться в текущей реальности;
4. Создать возможности для своего выживания и близкому человеку;
5. Найти человека, который поможет тебе самому выжить.
Жизнь полна трудностей, и преодолеть эти трудности легче двоим, то есть с человеком, который любит тебя вместе с твоими трудностями.
Главное помнить, что страх это то, что нас пугает и мешает нам выжить.
ВИДЫ СТРАХОВ
1. Страх смерти. Нас никогда не покидает мысль о том, что нас можно уничтожить в одно мгновение.
2. Страх увечья.Физическая травма, увечье или потеря части тела кажется нам устрашающей перспективой. Эту тревогу мы проецируем на инвалидов, или обезображенных, или потерявших какие-то части тела.
3. Страх потерять независимость.
4. Страх быть брошенным. Бойкот (предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом) может разрушить чувство собственного достоинства.
5. Страх разрушения личности (Разрушение Эго). Он имеет очень много форм: Страх неудачи, страх попасть в неловкое положение, быть осмеянным, страх стыда, страх вины, страх зависимости, страх близких отношений.
** Источник vikent.ru
Жизненная стойкость представителей различных социальных групп по Бруно Беттельгейму
Комментарии Максимова М.
По наблюдениям Бруно Беттельгейма всех заключенных в концентрационном лагере можно было условно разделить на три группы – по тому, как они реагировали на внешние обстоятельства: «В первую группу поместить тех, кто лучше всего мог сопротивляться лагерю, во вторую — тех, кто похуже, в третьих ещё хуже […] вот ответ, данный жизнью.
В последней группе
— чиновники всех видов и мастей. Для них главное в жизни — это мундир, регалии, чины, отношение начальства. То есть все жизненные ценности — внешние. Попав в лагерь, они моментально всего этого лишаются и оказываются голыми. Основное достоинство чиновника — умение слушаться — здесь оборачивается против него. И в результате быстрый распад личности.
На втором месте
— глубоко верующие люди. Это понятно — в нормальной жизни они занимались совершенствованием своей души. У них есть вера, и её можно взять с собой в лагерь. И там она может даже укрепиться. Верующие в лагере стараются держаться вместе, помогают друг другу и поддерживают других заключённых.
На первом месте
— люди, для которых честь намного важнее жизни. В старину это были аристократы, теперь — затрудняюсь найти нужное слово, пусть будет «аристократы духа».
Комментраии Эриха Фромма
Эримх Фромм, «Анатомия человеческой деструктивности», М., «Аст», 2006 г., с. 94-95.
«Поведение этих людей показало, насколько неспособно было среднее сословие немцев противопоставить себя национал-социализму. У них не было никаких идейных принципов (ни нравственных, ни политических, ни социальных), чтобы оказать хотя бы внутреннее сопротивление этой машине. И у них оказался совсем маленький запас прочности, чтобы пережить внезапный шок от ареста. Их самосознание покоилось на уверенности в своём социальном статусе, на престижности профессии, надёжности семьи и некоторых других факторах… Почти все эти люди после ареста утратили важные для своего класса ценности и типичные черты, например самоуважение, понимание того, что «прилично», а что нет, и т.д. Они вдруг стали совершенно беспомощными — и тогда вылезли наружу все отрицательные черты, характерные для этого класса: мелочность, склочность, самовлюбленность. Многие из них страдали от депрессии и отсутствия отдыха и без конца хныкали. Другие превратились в жуликов и обкрадывали своих товарищей по камере (обмануть эсэсовца было делом почётным, а вот обокрасть своего считалось позором). Казалось, они утратили способность жить по своему собственному образу и подобию, а старались ориентироваться на заключённых из других групп. Некоторые стали подражать уголовникам. […] Беттельхайм даёт здесь очень тонкий анализ чувства собственного достоинства типичных представителей среднего класса и их потребности в идентификации: их самосознание питалось престижностью их социального положения, а также правом отдавать приказы. Когда же эти опоры у них были отняты, они сразу утратили весь свой моральный дух (как воздух, выпущенный из воздушного шарика). Беттельхайм показывает, почему эти люди были так деморализованы и почему многие из них стали покорными рабами и даже шпионами на службе у СС. Но необходимо назвать ещё одну важную причину такого превращения: эти неполитические заключенные не могли уловить, полностью понять и оценить ситуацию; они не могли понять, за что они оказались в концентрационном лагере, они не были преступниками, а в правоверном сознании умещается лишь одна мысль: только «преступники» заслуживают наказания. И это непонимание ситуации приводило их в полное смятение и как следствие — к душевному надлому. Политические и религиозные заключенные реагировали на те же самые условия совершенно иначе.
Для политических, которые подвергались преследованиям СС, арест не был громом среди ясного неба, они были к нему психологически готовы. Они проклинали свою судьбу, но при этом принимали её как нечто соответствующее самому ходу вещей. Они, естественно, были озабочены тем, что их ждёт, и, конечно, судьбой своих близких, однако они, без сомнения, не чувствовали себя униженными, хотя, как и другие, страдали от ужасных условий лагеря.
Свидетели Иеговы все оказались в концлагере за отказ служить в армии. Они держались едва ли не ещё более стойко, чем политические. Благодаря сильным религиозным убеждениям, они не утратили своей личности, поскольку единственная их вина в глазах СС состояла в нежелании служить с оружием в руках, им часто предлагали свободу, если они все-таки согласятся служить вопреки своим убеждениям, но они стойко отвергали такие предложения.
Иеговисты, как правило, были людьми достаточно ограниченными и стремились только к одному — обратить других в свою веру. В остальном же они были хорошими товарищами, надёжными, воспитанными и всегда готовыми прийти на помощь. Они почти не вступали в споры и ссоры, были примерными работниками, и потому из них нередко выбирали надзирателей, и тогда они добросовестно подгоняли заключённых и настаивали, чтобы те выполняли работу качественно и в срок. Они никогда не оскорбляли других заключённых, всегда были вежливы, и всё равно эсэсовцы предпочитали их в качестве старших за трудолюбие, ловкость и сдержанность»
Аналогичное расслоение наблюдалось и в сталинских лагерях, где часто наиболее стойкими оказывались потомственные аристократы, кадровые военные и служители культа. ***
Жизнестойкость
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жизнестойкость (от англ. hardiness
— «выносливость», «устойчивость», «закалённость») — способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности.
История В 1975 году С. Мадди со своей исследовательской командой начали изучать менеджеров в телефонной компании Illinois Bell. В это время компания в корне меняла принцип работы, из-за этого сотрудники испытывали сильный стресс. В 1981 и 1982 гг. там было уволено приблизительно 40 тысяч работников.
Исследуя выборку порядка 450 менеджеров компании по различным медицинским и психологическим параметрам, С. Мадди обнаружил, что две трети испытуемых в ситуации резких перемен подтверждали концепцию стресса Г. Селье: их здоровье ухудшалось, показатели успешности работы падали, портились отношения с близкими людьми. Были зафиксированы случаи повышенного артериального давления, мигреней, депрессий, разводов, попыток суицида. Но с другой частью выборки всё было иначе. Треть испытуемых под влиянием длительной неопределённой стрессовой ситуации, напротив, преуспевали. Они чувствовали себя здоровее, чем когда либо, укрепляли отношения с близкими, а в работе они выдвигали ценные идеи, работали лучше, эффективнее, а если и уходили из компании, то преуспевали в других местах, а порой открывали собственное дело.
Заинтересовавшись, в чём разница между «пострадавшими» и «преуспевшими», С. Мадди начал искать различия между этими двумя группами. Оказалось, что различия между «преуспевшими», названными жизнестойкими, и «пострадавшими», нежизнестойкими, заключались в наличии или отсутствии трех установок: по отношению к стрессовым ситуациям, в особом отношении к окружающим людям и в применении особого трансформационного копинга или регрессионного.
В настоящее время термин «hardiness» имеет наиболее устоявшийся в современной научной терминологии перевод «жизнестойкость», предложенный Д. А. Леонтьевым.
Компоненты жизнестойкости
С. Мадди выделил три сравнительно автономных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.
- Вовлечённость («commitment»), означающая включённость личности в события своей жизни и свою деятельность, получение удовольствия от этого
- Контроль («control») мотивирует субъекта к поиску путей и средств влияния и воздействия на ситуацию, с целью ее трансформации в менее или не стрессогенную, избегая попадания в состояние беспомощности, убеждённости в наличии причинно-следственной связи между его действиями, поступками, усилиями и результатами, отношениями, событиями и т. п.
- Принятие риска («challenge») позволяет личности понимать неизбежность риска и оставаться открытой окружающему миру, принимать происходящее событие как вызов и испытание, даёт возможность приобрести новый опыт извлечь для себя определённые уроки.
Помимо этих компонентов жизнестойкость включает в себя такие базовые ценности, как кооперацию (сотрудничество), доверие и креативность.
Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее с помощью тренингов. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребёнком. В частности, для развития компонента вовлечённости принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребёнка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Механизмы жизнестойкости
В своих исследованиях С. Мадди описывает пять основных механизмов,
благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и стресса:
- оценка жизненных изменений
как менее стрессовых - создание мотивации
к трансформационному совладанию - усиление иммунной реакции
- усиление ответственности
по отношению к практикам здоровья (здоровому образу жизни) - поиск активной социальной поддержки,
способствующей трансформационному совладанию
Характеристика жизнестойкого человека
Согласно С. А. Богомазу жизнестойкий человек
- высоко осмысливает собственную жизнь, удовлетворён прошлой и настоящей жизнью, которая воспринимается им как интересная и эмоционально насыщенная
- склонен искажать реальность, создавая идеальную картину мира
- демонстрирует высокий уровень активности и целеустремлённости, благодаря которым он с интересом включается в жизненные события, стремится владеть ситуацией и управлять собственным здоровьем
- свойственен высокий эмоциональный интеллект и способность адекватно управлять своими и чужими эмоциями.
Исследователями подтверждена связь жизнестойкости с гибкостью мышления, креативностью, высокой социально-психологической адаптированностью и общим психологическим благополучием личности.
Таким образом, жизнестойкий человек не только способен сохранять «веру в себя и свои силы», в положительный исход любой ситуации, но также умеет эффективно перестраивать собственные установки, навыки и способности в соответствие с трансформацией полученного опыта. Жизнестойкий человек способен избирательно подходить к выбору копинг-стратегий в той или иной ситуации. Использует проблемноориентированный стиль совладания в ситуациях, требующих и имеющих возможность разрешения, и эмоционально-ориентированный стиль в ситуациях, не имеющих возможность разрешения, при длительных стрессовых воздействиях.
Понятие жизнестойкости в различных подходах
- В теориях экзистенциалистов жизнестойкость связана с индивидуальностью, активностью, направленностью субъекта на творческую деятельность, целеустремленностью проектирования будущего саморазвития, осознания смысла существования в социальном обществе.
- Философы-иррационалисты объясняют жизнестойкость через стремление человека к самоутверждению силой духа, преуспевания в жизни.
- Герменевтика интерпретирует смысл жизни субъекта через самосознание, активное «вчувствование», личностное «сопереживание» и связывает эти понятия с жизнестойкостью.
- Философия позитивизма поддерживает необходимость актуализации в юношеском возрасте жизнестойкости — «созидательных импульсов вживания» в социум при условии личностной развитости мышления.
- Гуманистическое направление считает, что жизнестойкость проявляется в стремлении человека к совершенству, самодетерминированности поведения, самоактуализации, теории «самости», социального взаимодействия и др.
А. Ф. Замалеев и другие российские философы дополняют иностранных авторов и говорят о необходимости познавательной активности индивида, ведущей к саморазвитию, мотивированности на достижение поставленной цели, обращаются к воле, сознанию, индивидуализации, что открывает новые направления изучения феномена жизнестойкости человека.
Ресурс является понятием полидисциплинарным. По словам В. П. Зинченко, ресурсный подход дает возможность в терминах одного языка описать как требования, накладываемые внешней средой на систему, так и внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям. Жизнестойкость личности рассматривается некоторыми исследователями, как личностный ресурс, а также способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами.
Адаптация также понятие полидисциплинарное. Психологическая адаптация — процесс установления оптимального соответствия личности окружающей среде в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
Психологическую стойкость личности связывают, как с проявлением способности сохранять постоянный уровень активности, хорошее настроение, так и с проявлением таких личностных качеств, как отзывчивость, наличие разносторонних интересов, избегание упрощенности в ценностях, целях и стремлениях.
Устойчивость личности, по А. Н. Леонтьеву, определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности.
Термин жизнеспособность был впервые введён Б. Г. Ананьевым, который подразумевал под жизнеспособностью общую трудоспособность человека. Главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, по мнению Б. Г. Ананьева, — тренируемость интеллектуальных функций. В настоящее время акценты в определении жизнеспособности несколько смещены в сторону выживаемости человека и его личностного самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие). В англоязычной психологической литературе жизнестойкость (hardiness) рассматривается как фактор психологической резилентности («resilience»). Жизнестойкость, в отличие от резилентности, определяется как личностная черта, амортизирующая воздействие сильного стресса. Жизнеспособность включает в себя более широкий спектр феноменов психики человека, которая развивается по определенным генетическим, психологическим и социально-психологическим закономерностям. Она является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного стресса и напряжения. Наличие этого качества присуще человеку в качестве индивида, личности и субъекта.
Личностный потенциал — интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития.
Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут — внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала. Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными понятиями, однако оно обозначает отдельно значимый феномен психики человека, который развивается по определённым генетическим закономерностям, является многокомпонентным личностным образованием
,
влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения.
Жизненная стойкость и психическое здоровье статья на тему
Жизненная стойкость и психическое здоровье детей
Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.
Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.
Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начмнают уже в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент ребенка, особенности его личности, индивидуальный опыт. Могут сформироваться конструктивные способы поведения (активное осознанное преодоление трудностей; активизация развития): умение извиниться, первым подойти для примирения и неконструктивные (не приводят к решению проблемы, могут вызвать отклонения и деформации в развитии): возникновение различных вредных привычек, таких как обгрызание ногтей, онанизм; уход в себя; отказ от общения; агрессивность.
Трудные ситуации могут быть переходящие, быстротечные (упал, не приняли в игру);кратковременные, но очень острые и значимые (потеря близкого человека, разлука с матерью, переезд на новое место); длительные, хронические (развод родителей, противоречивое воспитание, неуспеваемость в школе). Самые травмирующие – кратковременные, но острые и длительные.
Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:
- враждебная, жестокая семья;
- эмоционально отвергающая семья;
- семья, не обеспечивающая уход и надзор;
- распадающаяся или распавшаяся семья;
- чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
- появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);
- отрыв от семьи (госпитализация, направление в детский сад)
Для детей школьного возраста помимо перечисленных выше, травмирующими являются ситуации, связанные со снижением ценности Я:
- невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, уметь хорошо читать);
- отстраненность от других членов семьи;
- непринятие детским коллективом, педагогом;
- неспособность справиться с учебной нагрузкой.
Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям.
Влияние родителей на становление у ребенка способов поведения в трудных ситуациях велико:
- Стиль семейного воспитания:авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;снисходительные родители (попустительский тип воспитания) – импульсивные, агрессивные дети.
- Поведение родителей в трудных ситуациях, которое ребенок (часто бессознательно) принимает в качестве примера для подражания.
- Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.
Что могут сделать родители?
- Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.
- Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться. С дошкольником можно обыграть эти ситуации, со школьником достаточно разговора.
- Обратиться к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оценить эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.
- Обучить ребенка элементам аутотренинга (умение расслабляться, досчитав до десяти, например); см. статью «Как помочь ребенку и себе преодолевать негативные эмоции».
Эти простые действия со стороны родителей могут оказаться стартом для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций, выработке конструктивных способов поведения.