Каждому из нас прекрасно знакомо понятие толпы. Говоря простым языком, это большое скопление людей. Хаотичное, хотя и не лишённое некоторой организации, которая возникает по причине общего объекта внимания, события, традиции, обстоятельств.
Но не только это объединяет людей, оказавшихся в толпе. Их сплачивают эмоции, некое напряжение, общее психологическое состояние. Это сложное понятие и явление, поэтому обо всём, что его касается, стоит рассказать чуть более подробно.
Общая характеристика
Перед тем как перейти к видам толпы, следует разобраться с определением. Есть два варианта, и оба правильные, просто каждый из них подходит под тот или иной случай. Итак, толпа это:
- Изначально неорганизованное скопление людей, которое не имеет общей осознанной цели.
- Скопление людей, потерявшее свою организованность и утратившее общую цель.
В обоих случаях все находящиеся в толпе пребывают в состоянии максимального эмоционального возбуждения. Такие скопления формируются в условиях стихийных бедствий, к которым относятся техногенные катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения. Ещё при военных учениях, массовых зрелищах, празднованиях, протестах (демонстрации, шествия, митинги, забастовки). Имеют место и транспортные толпы.
Виды их определяются с учётом факторов, к которым относят эмоциональную возбуждённость людей и степень проявляемой ими активности. И вот сейчас можно перейти к типологии.
Понятие толпы. Механизмы поведения толпы
В обиходе «толпа» — это большое количество людей, находящихся в одном месте в одно время. Хотя, даже интуитивно, мы не стали бы использовать это слово для описания марширующего воинского подразделения или солдат, штурмующих (или обороняющих) укрепленный пост, толпы, собравшейся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающей на большой стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т.д. и т.п.
Терминологически не совсем правильно называть толпой и прохожих на оживленной городской улице. Но здесь, на улице, произошло нечто необычное. Вдруг появляются жонглеры или артисты с представлением. Или, как в добрые советские времена, дефицитный товар «выбрасывали» на уличный стол. Или человек выпал из окна и разбился. Или прошел сильный дождь. Или — не дай Бог — происходит разборка между бандами с перестрелкой, происходит огромный взрыв….. Когда ситуация разворачивается по такому сценарию, захватывающему, драматическому и даже катастрофическому, может возникнуть особый социально-психологический феномен, который при всем разнообразии своих форм имеет общие характеристики, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.
Исходя из этих предварительных соображений, давайте примем первое предварительное определение. Толпа — это собрание людей, которые не объединены общими целями и единой организационно-ролевой структурой, но связаны общим фокусом внимания и эмоциональным состоянием.
Здесь общая цель рассматривается как цель, достижение которой каждым участником взаимодействия положительно зависит от ее достижения другими участниками; наличие такой цели создает предпосылки для сотрудничества. Если цель каждого достигнута, независимо от того, достигнута она другими или нет, взаимодействие отсутствует или минимально (если есть вторичная общая цель: например, получить больше удовольствия во время ожидания). Наконец, если зависимость достижения субъектами одной и той же цели отрицательная, формируется условие для конфликта.
В толпе цели людей всегда совпадают, но обычно они неосознанно являются общими, а когда они пересекаются, происходит резкое негативное взаимодействие. Например, в массовой панике все страстно желают спастись; в корыстной толпе все хотят что-то приобрести, и все друг другу досаждают.
Таким образом, используя социологические категории совокупности (неструктурированная совокупность индивидов) и группы (единый субъект деятельности), совокупность следует отнести к первой категории. Но, конечно, различие между ними не является дискретным. При определенных условиях люди, отличающиеся от остальных по определенным признакам (этнос, класс и т.д.), могут осознать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; и наоборот, согласованно действующий социальный субъект может раствориться в более крупном обществе.
В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) может стать структурированной и приобрести групповое качество, в то время как организованная группа может (чаще всего) выродиться в толпу. Иногда ситуационная общность сочетает в себе настолько разнородные характеристики, что не может быть четко отнесена к какой-либо категории и занимает промежуточное положение на шкале «группа — совокупность». Например, хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские фестивальные шествия на Красной площади) содержит признаки как группы, так и толпы. Групповые превращения в толпу и обратно также входят в сферу нашего интереса…..
От соотношения системных и стайных свойств (от греч. gregus — стая) во многом зависит разрешение старого спора социальных психологов о том, кто — группа или индивид — склонен принимать более экстремальные решения. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она умеряет экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; но когда свойства толпы начинают преобладать, мышление становится радикализованным.
По словам С. Московичи, древнегреческий политик Солон утверждал, что каждый афинянин — это хитрая лиса, а народное собрание в Пниксе — стадо баранов. Это было подтверждено римлянами: Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia (все сенаторы — достойные люди, а римский сенат — злобный зверь). Г. Лебон отметил, что парламенты часто превращаются в толпы, и мы до сих пор видим это по телевидению. Русская пословица: «Человек мудр, а мир глуп» передает ту же мысль о потере здравого смысла человека в толпе.
Активная толпа
Характеризуется повышенной агрессивностью, склонностью к жестокости, насилию, разрушительным действиям. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические.
Это обобщённое определение. Ещё активной толпой считается любое скопление людей, проявляющее себя в действии. Например, футбольные фанаты, которые устраивают погром после матча. Случай с защитой Белого дома в 1993 году тоже можно считать показательным – тогда люди собрались в активную толпу не для того, чтобы выразить свои чувства или понаблюдать за событием, а ради принятия участия в самом действии.
Виды толп
Автором концепции, известной как «психология толпы», является Гюстав Лебон. Впервые понятие «коллективного бессознательного» предложил Карл Юнг, а после него изучением явления занялись и другие ученые: Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти, Габриэль Тард.
Книга о психологии толпы написана Лебоном в 1984 году, но информация в ней по сей день остается актуальной.
Виды толпы в социальной психологии рассматриваются с разных точек зрения. Существует несколько основных разновидностей, рассмотрим их далее.
По степени активности
Масса людей, характеризующаяся степенью активности, может быть активной и пассивной:
- активная толпа – это группа эмоционально возбужденных индивидуумов, которые готовы к действиям;
- пассивная толпа – это менее эмоциональные участники группы, которые не проявляют рвения к поступкам и дальнейшим серьезным шагам.
Пассивной толпой легко управлять, поскольку люди в ней не проявляют активности, хотя в то же время могут испытывать яркие эмоции.
По характеру эмоциональности
Каждое скопление людей характеризуется общими эмоциями. Среди них:
- восторг (концерт, праздник, ярмарка);
- паника (авария, пожар, землетрясение);
- агрессия (митинг, пикет).
Восторженная публика менее опасна, чем агрессивная, но наибольшую угрозу представляет паническое скопление людей. В таком случае люди без разбора бегут в разные стороны, спасаясь от опасности. В этой группе часто получают травмы и увечья.
По степени стихийности
Толпа – само по себе стихийное явление, однако оно отличается и делится на организованную и ведомую группу.
Организованная масса людей часто действует в рамках плана. Например, праздничное шествие на праздник Весны и Труда 1-го мая или «Бессмертный полк» в День победы. Такой группой легко управлять, поскольку она собралась для определенных целей.
Ведомое скопление народа образуется в результате зачинщиков, которым впоследствии и подчиняются участники. Если лидер прекратит действия, возбуждающие толпу, зрителям и зевакам придется просто уйти, так как смотреть будет уже не на что.
Действующая толпа
Данный тип является самым важным в социально-политическом отношении. Соответственно, из всех видов толпы он наиболее глубоко и пристально изучаемый. Важно отметить, что данный тип имеет так называемые ответвления. Он подразделяется на агрессивную, паническую, стяжательскую и мятежную толпы. О первых двух будет сказано отдельно, так что сейчас вниманием стоит отметить другие 2 типа.
- Стяжательская толпа. Она образуется людьми, которые одержимы идеей вернуть себе какие-то ценности или добыть их. Толпы данного типа крайне разнородны. Они могут образовываться погромщиками, вкладчиками обанкротившихся банков, мародёрами. В любом случае все участники борются за обладание ценностями.
- Мятежная толпа людей. Её ещё называют повстанческой. В том случае если действия толпы оказываются успешными, она становится «революционной». Вместо удачи приходит поражение? Тогда толпа перестаёт считаться даже мятежной. Она становится «сбором путчистов» или «случайным сбродом».
Образование толпы
Всегда существует причина возникновения масс, хотя она и считается стихийной группой. Есть одна или несколько личностей, которые становятся лидерами. Но часто толпа выходит из-под их контроля и начинает собственную активную «жизнь».
Организовать и разогреть скопление несложно, но управлять им нелегко. Группа людей состоит из нескольких основных слоев:
- зачинщики;
- внушаемые личности;
- случайные люди;
- хулиганы.
Зачинщики или лидеры — ядро толпы, именно они ее собрали ради достижения собственных целей. Второй слой — люди, которым легко что-то внушить. Они быстро разогреваются и теряют контроль и поддаются коллективному настроению. Это экзальтированные личности, которые создают определенную атмосферу масс.
Случайные прохожие равнодушно или негативно относятся к скоплению. Это окказиональные толпы, но и они попадают под влияние, хотя даже не замечают это. Хулиганы считаются самой опасной частью. Это асоциальные и агрессивные личности, настроенные на удовлетворение своей жестокости.
Агрессивный тип
Об этом виде толпы нужно поговорить отдельно. В агрессивной толпе постоянно нарастает уровень эмоционального возбуждения, а также внешней и внутренней активности. Постепенно проявляется психическое напряжение, которое основывается на чувствах гнева, отчаяния, фрустрации, непонимания. Из активного состояния толпа переходит в агрессивное в связи с появлением так называемого возбуждающего стимула. Именно он провоцирует возникновение общего негодования и возмущения.
Но главным образом отличает агрессивную толпу её деструктивное поведение. Скопления людей, которые объединены чувством страха, что вызывается обычно опасностью для жизни, делятся на панические и спасающиеся. Их поведение становится разрушительным – уровень осознания совершаемых действий падает, пропадает критичное отношение к обстановке, переживание страха становится острее.
И панические толпы опаснее спасающихся. Потому что их поведение представляет бо́льшую угрозу для людей. В панической толпе напрочь теряется организация, а её участники начинают вести себя неосознанно, механически, неадекватно. Их полностью поглощает страх. Спасающуюся толпу, являющуюся более предсказуемой, можно подчинить организации, так как у её участников какое-то время сохраняется способность регулировать своё поведение и осознавать происходящее.
Типы толпы и модели поведения
Основными механизмами спонтанного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу. Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «возбуждение», которое приводит субъекта в состояние, в котором он теряет способность контролировать себя и оказывается во власти сильных иррациональных импульсов.
Согласно закону Г. Лебона о «духовном единстве толпы», человек, независимо от его образа жизни и рода занятий, находясь в толпе, будет думать, чувствовать и действовать совершенно иначе. В толпе человек способен на такую жестокость и насилие, которые он никогда бы не совершил в одиночку. Теперь он думает и действует так, как диктует состояние «коллективной души» толпы. Так, история Дикого Запада знаменита «линчеваниями», когда разъяренная толпа вешала пойманного преступника. Часто это был не настоящий преступник, а невиновный человек. Но он попал под «горячую руку» мафии и совершил неподобающие действия, которые не были подражанием мафии. Когда тем, кто линчевал этого человека, предложили совершить аналогичные действия, но самостоятельно, они категорически отказались, не представляя, что могут это сделать.
По той же причине психологических особенностей человеческого поведения, для казни осужденных приводили с оружием 6 и более человек. Когда они стреляли, каждый из них втайне надеялся, что это была не его пуля, а пуля другого стрелка (поэтому не я убил, а другой), что воспринималось нервной системой более спокойно и не откладывалось в ящик «угрызения совести».
Происходит деиндивидуализация.
Деиндивидуализация — это потеря самосознания и страх перед оценкой. Деиндивидуализация происходит в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не фокусируются на личности.
Когда высокий уровень социального возбуждения сопровождается размыванием ответственности, люди могут отодвинуть привычные границы и потерять чувство индивидуальности. Результатом могут быть действия, варьирующиеся от легких запретов (ругань на судью, крики во время рок-концерта) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм, оргии, кражи) и разрушительных социальных взрывов (полицейское насилие, уличный вандализм, линчевание).
По уровню активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.
Пассивная толпа . Характерной особенностью является отсутствие (сокрытие) эмоционального возбуждения. В таких условиях люди лишь слабо связаны между собой информацией и поэтому не могут действовать сообща. Они спокойно ждут чего-то и двигаются относительно независимо друг от друга (толпа на вокзале).
Вот пример особой характеристики пассивного поведения аудитории.
Молодого человека ударили ножом в живот, когда он возвращался домой. После того, как нападавшие покинули машину, остальные 11 пассажиров молча наблюдали, как молодой человек умирает от потери крови.
Женщина случайно упала в магазине и сломала ногу. Она страдала и просила о помощи. Потоки покупателей проходили мимо нее в течение 40 минут, пока, наконец, один человек не помог ей добраться до больницы. Шокирует то, что в вышеупомянутых случаях ни один человек не попытался помочь.
Экспериментально установлено, что присутствие других людей значительно снижает возможность вмешательства. До 1980 года было проведено около 50 экспериментов, и было установлено, что в 90% случаев свидетели были склонны помогать, когда они были одни. Феномен социального торможения при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях проявляется в группе в виде трех социально-психологических процессов. 1) Общественная ингибиция. Человек старается избегать действий, которые могут заставить его чувствовать себя неловко в присутствии других людей. 2) Информационное социальное влияние — перенимание поведения других людей. В толпе часто сразу видно, что нужна помощь. Наблюдая за действиями других присутствующих, человек может решить, что вмешательство нежелательно. 3) Диффузия ответственности. Если субъект наблюдает за событием в одиночку, он несет полную ответственность за жертву. С другой стороны, присутствие рядом других людей ослабляет чувство ответственности.
Активная толпа. Это толпа людей, находящихся в состоянии эмоционального возбуждения, которое создает психологическую готовность людей к совместным действиям. Они формируют схожие социальные установки по отношению к определенным видам поведения. В активной толпе связи между людьми становятся более прочными, обмен информацией — более интенсивным. В состоянии внутренней активности толпа психологически готова к совместным действиям, но еще не активна.
Агрессивная толпа. Этот тип толпы характеризуется высоким уровнем эмоционального возбуждения, внутренней и внешней активностью. Со временем у этой толпы развивается новое состояние, связанное с накоплением психологического напряжения, чувства отчаяния, гнева и так далее. Основной характеристикой агрессивной толпы является деструктивное, разрушительное поведение по отношению к объектам или людям. Примером могут служить спортивные болельщики — фанаты.
В зависимости от типа поведения, существуют обычные, конвенциональные, актерские и экспрессивные типы толпы.
Экспрессивный тип
Само название определяет характеристику данного вида толпа. Экспрессия – это яркое проявление мыслей, настроений и чувств. А ещё темперамента. Что представляет собой экспрессивная толпа? Скопление людей, которое ритмически выражает определённую эмоцию. Это может быть что угодно – возмущение, радость, гнев, энтузиазм.
Яркий пример – люди, скандирующие на митинге лозунг. Или футбольные фанаты, всей своей толпой поддерживающие кричалкой любимую команду. В некоторых случаях ритмическое выражение эмоций принимает интенсивную форму, в связи с чем появляется феномен массового экстаза.
По характеристике и по образованию экспрессивная толпа людей похожа на действующую. Её участники тоже утрачивают самосознание, они также начинают контактировать с неосмысленной и быстродействующей отзывчивостью.
Но есть принципиальное различие. Дело в том, что участники экспрессивной толпы не вырабатывают образа той или иной цели. Соответственно, внушение не приводит к созданию плана действия и к его осуществлению непосредственно. Можно выразить и простым языком. Экспрессивная толпа не действует – она просто поддаётся возбуждённым движениям. В таких случаях внешнее выражение чувств и является самоцелью.
Аспекты психологии толпы
Что представляет собой человек толпы? Совершенно очевидно, что ему приходится перестраивать своё сознание под общие ценности. В людском сборище отдельный человек теряет индивидуальность, перестаёт быть личностью. «Все побежали – и я побежал!». Нередко человек, «возвращающийся» в нормальное окружение, не может внятно ответить на вопрос, почему он производил те или иные действия; действительно, в большой людской массе отдельный человек часто не осознаёт свои действия, подчиняясь некоему коллективному разуму.
Такое коллективное сознание, впрочем, досталось людям от природы. В животном мире коллективное поведение представлено весьма широко. Так, птицы в одной стае одновременно взлетают вверх, как по команде. Муравьи всю свою жизнь руководствуются «единым сверхразумом», который при этом не имеет единого носителя. Смысл такой психической организованности понятен. Ведь муравей по отдельности абсолютно беспомощен; но даже небольшой муравейник может вмещать несколько миллионов особей, которые превращаются в почти непобедимый сверхорганизм. В составе сплоченного коллектива (точнее, сборища) животные могут защитить себя от врагов и конкурирующих сообществ, приготовить долгосрочные запасы пищи, построить мощные жилые и защитные сооружения. В таких условиях автоматически срабатывает побуждение «держаться вместе», даже если оно противоречит индивидуальным интересам членов сообщества.
Первобытные люди, жившие стадами, наверняка вели себя так же. Руководимые инстинктами, эмоциями и коллективным разумом, они не знали о сложных философских понятиях, с которыми постоянно сталкиваемся мы. В наше время критерием разумности считается самостоятельность, способность действовать в одиночку или же свободно объединяться в небольшие группы по конкретным, тщательно сформулированным причинам. Поэтому человек толпы сегодня кажется нам неразумным, сошедшим с ума, диким придурком. В самом деле, в огромном стихийном сборище в человеческом существе умирает человек как таковой (мыслящая, сознающая, созидающая сущность) и пробуждается дикий зверь, биологическое начало (сущность, ведомая простейшими физиологическими побуждениями, по «биологической логике» призванными сохранить сообщество).
При этом человек толпы всецело руководствуется эмоциями,, а не рассудком. И чем более бурными и неистовыми являются общие эмоции, тем сложнее отдельному человеку не попасть под их влияние. Чем же можно объяснить то, что человек искренне удивляется безумию толпы, когда смотрит на неё с далёкого расстояния, а затем подключается к всеобщему безумию, оказываясь в таком же сборище? По-видимому, глубинным мотивом этого является ощущение свободы и вседозволенности. Это очень важно – не сами свобода и вседозволенность (которые в стихийном людском сборище, по большому счёту, отсутствуют), а их ощущение.
Дело в том, что современный человек является воспитанником цивилизации. По своей физиологической сущности он является обычным животным, имеющим определённые звериные побуждения (хоть в процессе эволюции его инстинкты и подавлены). Но цивилизация накладывает на человека узду, запрещая ему следовать этим побуждениям и навязывая воздержание. В большинстве стран мира современный человек даже не имеет права на физическую самооборону, либо это право сильно ограничено: монополией на насилие всецело владеет государство. Человек невольно чувствует себя подавленным – ведь даже если он избежал нападения злоумышленников, то лишь потому, что его, как маленького ребёнка, заслонило мощное государство.
Психология толпы такова, что она освобождает человека от подобных условностей и даёт ему возможность «раскрепоститься». Здесь можно дать выход скопившимся негативным эмоциям, растерзать врага (действительного или воображаемого), почувствовать себя полноправным хозяином своей жизни. Человек возвращается к своему «естественному состоянию» и может вести себя в соответствии со своими «глубинными побуждениями», которые долгое время приходилось скрывать и подавлять. Это и есть ощущение безграничной свободы, которое в условиях стихийного сборища действует как наркотик.
Бывает, что действие этого наркотика столь сильно, что человек теряет остатки рассудка. И тогда возникает то, что психология толпы именует массовой истерией. В такие минуты, по выражению Бехтерева, сборище ведёт себя «глупее, чем индивидуал, и перестаёт быть совокупностью разумных существ».
Конвенциональная толпа
Она состоит из людей, которые собрались в определённом месте в конкретное время не просто так, а с заранее поставленной целью. Примеры данного явления окружают нас повсеместно. Взять, к примеру, зрителей театрального спектакля, слушателей симфонического концерта или же футбольных болельщиков.
Особенность данного типа скопления заключается в том, что его участники соблюдают правила и общепринятые нормы, регулирующие их поведение. Это делает толпу предсказуемой и упорядоченной. Можно даже сказать, что такое скопление людей близко к публике. Под этим понятием также подразумевается совокупность лиц, являющихся объектом воздействия чего-либо – просвещения, литературы, мероприятия, рекламы, искусства, действий (выступлений) и т. д.
Как управлять толпой
Политики, религиозные деятели и другие активные и амбициозные люди, используя своё знание психологии толпы, пытаются ею управлять. Это, конечно, абсолютно аморальное и бесчестное дело, однако, с другой стороны, наличие у сборища лидера в определённой степени снижает его опасность. Управлять людской стихией как будто бы просто, ведь она, подобно любому стаду, готова послушно следовать за вожаком. Однако здесь же кроется и сложность: потенциальный лидер должен суметь привлечь к себе внимание участников стихии, а это в условиях шквала эмоций сделать очень непросто.
Психологи и политтехнологи используют несколько методов, чтобы привлечь внимание людей в сборище
:
- Демонстрация силы и власти
. Это использование всё той же животной модели: члены стихийного сообщества стремятся опираться на самого сильного и смелого своего представителя и следовать за ним, ибо это подсознательно внушает безопасность. Поскольку людская стихия – явление примитивное, то и действия лидера могут быть простыми: достаточно быть выше всех остальных людей, иметь более яркую одежду, кричать громче и т. д. - Экспрессивность выступления
. Речь лидера должна быть громкой, эмоциональной, этим он задаёт тон всему сборищу, формирует «коллективный разум». Поэтому ни один политический или любой другой митинг сегодня не обходится без технических средств усиления звука (мегафон, микрофон и др.). - «Заводное» выступление
. Люди в стихийном собрании не готовы слушать длинные, пространные монологи с разъяснением всех фактов и соображений; они требуют коротких и ёмких фраз, которые несут не столько информацию, сколько побуждение к действиям. Поэтому главной частью выступления лидера становятся лозунги, программирующие сообщество.
Характерно, что потенциальный лидер должен выглядеть «своим» для сообщества. Если это человек со стороны, то ему совладать со сборищем будет куда сложнее. Поэтому провокаторы и подстрекатели вначале незаметно внедряются в бушующее сообщество и следуют общему настрою, ничем себя не проявляя, и лишь по прошествии некоторого времени начинают выделяться: громче кричат, выкрикивают более агрессивные лозунги, используют особые звуковые и визуальные эффекты, заставляющие людей невольно обратить на них внимание (выстрелы в воздух, флаги, развёрнутые плакаты и др.). Такое поведение позволяет также надёжно подчинить себе людей в сборище: к тому моменту, как провокатор выйдет из своего «укрытия», народ уже потерял остатки рассудка и подчиняется лишь стихийным рефлексам. Такую толпу провокатор может повести куда угодно, вплоть до того, что её поведение будет противоречить изначальным планам. Так, умелый лидер может заставить людей, пришедших на площадь свергать правительство, танцевать весёлый танец, молиться богу, хлопать в ладоши. Когда вся энергия сборища израсходуется, оно самоликвидируется: уставшие люди разойдутся по домам.
Встречаются случаи, когда сборище слишком пассивно и с помощью обычных выстрелов в воздух его не «раскачать». Тогда провокатор начинает стрелять не в воздух. Созерцание свежей крови и поверженных товарищей придаёт сборищу нужную степень агрессии, приводит его в неистовство.
Именно безрассудство, эмоциональность, однообразие поведения, бессознательность отличают толпу от коллектива – сознательного собрания людей. В коллектив человек вступает, руководствуясь какими-то личными соображениями, которые он стремится в нём отстаивать. Коллектив способен самоорганизоваться, в нём тоже появляется лидер, являющийся членом данного коллектива, однако здесь лидер не имеет столь безграничной власти над рядовыми участниками. Если решения лидера не удовлетворяют желанию остальных участников, коллектив распадается; если кто-то не согласен с общим решением, он волен выйти из коллектива без особых последствий для себя. В организованном коллективе каждый участник играет отведённую для него роль и действует во многом самостоятельно, но при этом сопоставляет свои действия с общей целью и действиями других. В стихийном же сборище задача лидера – подавлять пробуждающуюся индивидуальность, блокировать разум участников и держать всех «в едином русле». Он может запустить схему наподобие «ведра с крабами», когда стихийное сборище будет само себя очищать от «пробудившихся выскочек». Известно, как ведут себя крабы, посаженные в ведро. Каждый из них мог бы самостоятельно выбраться из него, однако когда он достигает вершины, другие крабы своими клешнями сбивают его вниз. Таким образом, в стихийном сборище участники вытесняют или физически уничтожают тех, кто мог бы повести всю массу в изначальном направлении, а обманувший людей провокатор, наоборот, получает всеобщее признание.
Умелый провокатор может не только внедриться в уже готовое сборище, но и создать своё. Всё может начаться с одиночного пикета: случайных прохожих привлекает человек, держащий плакат или выкрикивающий в мегафон определённую речь. Для того, чтобы собрать свою стихийную «армию», потенциальный лидер должен разбираться в политической и экономической ситуации на данный момент, определять настроения общества. Вот пример того, как можно создать такую «армию» чуть ли не из воздуха.
Как создавался культ православной «святой» Матроны Московской? В самом начале «лихих девяностых» активизировавшаяся Русская православная церковь ещё не ударилась в «чудоверие», пытаясь проповедовать преимущественно этическую сторону религии. Однако внимания к себе Русская православная церковь привлекала мало, поскольку у неё была масса сильных конкурентов – наводнившие страну разнообразные секты, целители, экстрасенсы. Они предлагали миллионам отчаявшихся людей то, чего они так долго ждали, — чудеса, точнее – веру в чудеса. Колдовство, магия, проникновение на «запретные территории», общение с всемогущими сверхъестественными существами – всё это было куда интересней, чем скучные православные проповеди о любви, милосердии и воздержании, тем более что православное учение, казалось бы, категорически отвергает колдовские практики. От РПЦ отворачивались даже те, кто в суровые годы «научного атеизма» сохранял ей верность: ведь церковь давала верующим надежду, и наступление «лихих девяностых» после краха Советского Союза воспринималось ими как крах надежд: после исчезновения «империи зла» наступило ещё большее «зло», по сравнению с которым прежний советский режим казался едва ли не раем на Земле. И в этих условиях Русская православная церковь приняла решение действовать по-новому. Она санкционировала появление в церковной среде такой же «целительницы» и «чудотворицы», какими были все эти экстрасенсы и забугорные духовные лидеры. Были сочинены разнообразные мифы о «чудесах», которые Матрона совершала как при жизни, так и после своей смерти. По утверждению церкви, чудодейственными свойствами обладали «святая» вода с её могилы, цветы – опять-таки с могилы. Верующим предлагалось нарезать эти цветы и добавлять в салаты, использовать их для приготовления целебных настоев. Эта масштабная акция, в которой принимали участие сотни священников, монахов и инициативных мирян, сделала своё дело: жаждавший всевозможных чудес народ потянулся в храмы. Доходы Русской православной церкви и её престиж резко поползли вверх. Религиозное сборище не обратило внимания даже на то, что в этом деле Русская православная церковь грубо нарушила свои же принципы, совершила массу смертных грехов, напропалую занималась шарлатанством и грубо и примитивно обманывала людей. Верующие не вдавались в эти подробности и даже не пытались проверять состряпанные наскоро легенды и мифы.
Ещё один пример – история о том, как демократическая Чехословакия внезапно, абсолютно мирным путём, стала самой коммунистической страной в мире. В конце сороковых годов в Чехословакии местная коммунистическая партия не пользовалась особой популярностью – страна развивалась в общем русле с западноевропейскими государствами. Люди могли наблюдать, как в соседнем Советском Союзе творится нечто ужасное: массовый искусственный голод, репрессии, тоталитарный режим. И тогда чехословацкие коммунисты начали выступать с речами, в которых они заявляли: мол, в СССР строят «неправильный» коммунизм, а мы построим свой, чехословацкий и «правильный». Пропагандисты подстроились под общий фон и вместе с народом стали осуждать «советский строй». Людям это понравилось, и на следующих выборах убедительную победу одержали коммунисты. На следующий же день лидер коммунистов Клемент Готвальд стал строить «чехословацкий коммунизм», старательно копируя сталинскую модель: репрессии, преследование инакомыслящих, милитаризация, издевательства, вездесущая пропаганда и цензура. Жители страны были в шоке: они не понимали, как они могли в едином и дружном порыве проголосовать за «это». Но и в последующие годы Чехословакия была по «коммунизации» впереди планеты всей: количество членов компартии на сто тысяч жителей здесь было наибольшим в мире. Этому способствовало и умение политических лидеров «договориться» с народом.
В настоящее время политические технологии достигли своего пика. По мере того, как насилие и открытая диктатура осуждаются и запрещаются мировым сообществом, политики прибегают к тонким методам управления большими массами людей, чтобы создавать видимость демократии. Сегодня бывает трудно отличить действительное волеизъявление народа от действий по указке провокаторов. Ужаснее всего то, что «народ» и сам подчас не осознаёт, что он уже давно перестал быть народом и превратился в безумствующее сборище, исполняющее команды харизматичного лидера.
Окказиональный тип
В данном случае название тоже определяет характеристику толпы. Слово «occasion» от английского означает «случайность». То есть окказиональная толпа – это скопление людей, которые собрались посмотреть на неожиданно приключившееся происшествие. Абсолютно обыденная ситуация из социальной сферы, свидетелем которой хоть раз в жизни становился каждый из нас.
Если на площадь какого-нибудь города приземлится НЛО, то наверняка через каких-нибудь 15 минут к нему будет не протолкнуться. Вокруг него моментально сформируется целая туча зевак. А что они собой представляют? Это отдельные индивиды, которые волей случая оказались связаны одним центром внимания.
То, насколько быстро формируется толпа, а также её размеры, зависит от информационной ценности и необычности случившегося. Допустим, на дереве застрял котёнок – вряд ли соберётся хотя бы сотня человек, чтобы посмотреть, как его будут оттуда доставать. А если внезапно кто-то посреди улицы поставит чемодан с миллионом рублей и скажет, что через 10 минут отдаст его тому, кто ему больше всех понравится? Люди, наверное, и с работы убегут ради такого.
Утрата контроля
Потеря контроля напрямую связана с психическим заражением. Повышенная эмоциональность является тем, что блокирует сознание человека. Свое поведение личность уже не контролирует. Такой эффект психологи называют помутнением сознания. Человек перестает быть индивидуумом, он превращается в стихийный организм. А управляют им коллективные эмоции, которые умело использует лидер.
Примером подобного поведения может стать состояние аффекта. Но в таком случае человек проявляет небывалую силу и способен спасти окружающих, пожертвовать собой. А всплеск эмоций, которые порождает толпа, приводят к опасным последствиям. Ведь в массовом скоплении контроль над разумом теряет не один человек, а десятки или сотни людей.
Экстатический тип
Нельзя не упомянуть и его. Экстатическая толпа – это скопление людей, которые доводят себя до исступления посредством совместных ритуальных или молитвенных действий. Произошло данное понятие от слова «экстаз».
Истории известен поразительный пример. Речь идёт о танцах святого Витта – празднике, возникшем в эпоху средневековой чумы. Люди устали от происходящего и так хотели забыть этот кошмар, что обезумели и танцевали до смерти. Причём в прямом смысле слова.
Эта статья основана на трудах российского культурного антрополога и эксперта в области психологии массового поведения Назаретяна Акопа Погосовича и представляет собой конспект, отражённый на моих наблюдениях и опыте. Вкратце и на бытовом языке рассмотрим основные понятия, причины и устройство толпы. А также опасности, которая она в себе таит и методики, к которым прибегают организаторы/провокаторы/спецслужбы/социальные психологи для манипулирования ею. Что такое толпа? Толпою ошибочно называют большое скопление людей.Это не так. Студенты, сидящие в аудитории, трудовой коллектив на собрании, рота солдат – это всё скопление людей в одном месте в одно время, но это не толпа, а группа. Что их отличает? Ученики, рабочие, солдаты объедены одной организационной структурой. В этой структуре каждому указаны его место и обязанности. Каждый – винтик в системе. Толпа – это скопление людей, не связанных общей организацией и не имеющей общей цели, но объединённые одним центром внимания и одним эмоциональным состоянием. Каждый – капля в человеческой реке. Пример: каждый из рыцарей – великолепный воин, способный легко побороть десятки крестьян. Но когда рыцарей попытались объединить в одно войско — они превратились в толпу. Никто из них не умел (не хотел) стоять в строю – каждый был сам за себя. В то время как простые необразованные крестьяне одерживали победы простыми тактическими манёврами. В этом грубом примере рыцари – толпа, крестьяне – организованная структура. Один философ рассказывал, что в человеке есть частица от Бога и частица от зверя. Когда человек наедине с равным [в данном контексте – вне большого скопления людей] его небесное и земное начала уравновешивают друг друга и он видит действительность [то есть здраво размышлять с разных позиций, сравнивать точки зрения, опираться на знания и личный опыт]. А когда людей вокруг слишком много – животные частички резонируют друг с другом и объединяют всех в один организм. В стадо. Исследования Назаретяна показали, что у человека в толпе пропадают признаки индивидуальности. Он перестаёт мыслить и оценивать ситуацию/поступки от первого лица. Пропадает «Я», и заменяется на «МЫ». Исчезает чувство ответственности, страха, стираются рамки морали и правил. Известны случаи, когда разозлённая толпа устраивала погромы и публичные казни даже невиновных/случайных прохожих которые выделялись из этого организма или как-то привлекших к себе внимание. Разум застилают примитивные эмоции и инстинкты. В таком эмоциональном окружении не сюрприз увидеть и уважаемого интеллигента, вытаскивающего из развороченного супермаркета новый пылесос. Он больше не личность, он – элемент возбуждённого слепого роя. Толпа опасна стиранием личности, в первую очередь. Что такое эмоциональное заражение? Представьте: день не заладился с самого начала: проспали, облились горячим кофе, сломалась машина, отругал начальник, нагрубили в метро… С настроением придушить первого, кто осмелится взглянуть к вам в глаза вы входите домой и видите мило улыбающуюся супругу. На столе приготовленное специально к вашему приходу любимое блюдо… Легче? Это удивительный механизм, задуманный самой природой. Во время общения всего треть передаваемой информации – это слова. Оставшиеся две – эмоции. Мы перенимаем духовное состояние собеседника/окружающих для более тонкого понимания их. В какой-то мере – мы все эмпаты. Но эта же способность может играть и против нас. Толпа (особенно заведённая или подогреваемая лидером/провокатором) представляет из себя мощный психоэмоциональный источник. Любого пассивно настроенного зеваку сразу засасывает в эту «духовную воронку». Попробуйте провести над собой эксперимент: на оживлённом концерте/представлении в миг всеобщего ликования, когда зал взрывается аплодисментами, тихо сидеть и никак не выражать своих эмоций. Даже если и удастся сдержать первый импульс ладоней друг к другу, чувствовать себя вы будете прескверно. Все внимание будет уходить на поддержание «щитов» и убеждение организма: «я не выделяюсь, на меня никто не смотрит, я не подозрительный…» и т.п. Если вы не ведёте себя также, как и окружающие, значит вы уже не часть стада. Быть «не частью стада» в стаде потенциально опасно для животного И звериная частичка это прекрасно понимает. Вывод: попадая в эмоционально заряженное окружение вы на подсознательном уровне будете заражены теми же чувствами, что и остальные. Избегайте толпы! Толпа уничтожит ваше «Я» и вы перестанете принадлежать себе! Виды толпы. 1. Окказиональная (случайная) толпа. «Ой, смотрите, лось на дереве!» — вокруг моментально формируется туча зевак. Случайная толпа – это по- сути случайные люди, случайно связанные одним центром внимания. Скорость формирования и размер зависят от нравственных и информационных параметров конкретного народа – готовы они это увидеть или нет. Если на хуторе пройдёт лось – «ну лось, тай лось. И чё такого?», а в центре Москвы будет ажиотаж. Сейчас увидеть на улице голограмму — фантастика, но ожидаемая. Во времена Советского Союза – люд бы за три месяца сформировал очередь, чтобы прикоснуться к чуду… Ясно? Как правило, легко формируется, легко распадается, но зависит от масштаба события, любопытства и беспардонности народа. Инопланетяне могут и панику вызвать, а пудель на велосипеде, как максимум, – съёмки на телефон. 2. Конвенциональная (условная) толпа. Это толпа, собранная по какому-то случаю (условности). Например, концерт, представление, шоу, мероприятие, митинг… Делится на два типа: потенциально безопасные ипотенциально опасные. Это, например, симфония, опера, спектакль, дельфинарий против петушиные бои, футбольные матчи, бокс, рок-концерт и т.д. От первой группы следует ожидать беспокойства только в случае какого-нибудь происшествия (пожар, теракт, катаклизм). Вторая группа уже сама по себе несёт потенциальную угрозу. Условная толпа удерживается направленным интересом (слушать песню, досмотреть матч и т.д.), ради которого её члены готовы придерживаться установленных организаторами правил до тех пор, пока на толпу ничего не влияет – шоу продолжается, здание не горит, метеорит не падает, деньги (автографы) не раздают. После таких перемен толпа из «условной» может превратиться в «агрессивную», «паническую», «жадную» и т.п.
3. Экспрессивная (выражающая) толпа. Это толпа, которая ритмично выражает эмоции. Любые. От восхищения и радости до гнева и ярости. Главным признаком выступает ритмичность. Скандирующая лозунг (кричалку) толпа сама себя подогревает, что может привести к массовому экстазу и следующей форме: 3.1. Экстатическая (от слова «экстаз») толпа. В этом состоянии люди впадают в ещё более глубокое состояние изменённого сознания, в котором способны наносить сами себе раны, жертвовать собой, совершать бессмысленные ритуальные действия и т.п. Например, «танцы святого Витта»: во времена страшнейшей средневековой чумы наступил большой праздник – День святого Витта. Люди настолько устали, и настолько хотели отключиться от всего этого кошмара, что обезумели и плясали до смерти. В прямом смысле. 4. Действующая (активная) толпа. Самая «решающая» толпа. Последствия её действий несут наибольшие изменения/повреждения. В зависимости от мотива, формы и эмоционального настроя делится на: 4.1.Агрессивная толпа. Это толпа, двигателем которой является злоба, ярость, агрессия. Существует за счёт врага. Пока есть простой и очевидный негодяй, которого необходимо растерзать – эта форма будет сама себя поддерживать и нагнетать. Как только желаемого удаётся добиться (враг пал/сбежал/победил), сразу превращается в иной вид. Начинают грабить («жадная толпа»), или паниковать в случае провала. 4.2. Паническая толпа. Неизвестно ни одного случая, когда опасность оправдывала панику. Термин «паника», как принято считать, произошёл от греческого бога-пастуха Пана. Где связь? Представляем: ночь… Тишина. В хлеву тихо ворочаясь посапывают круглые овечки. Надвигается непогода и зверьки жмутся друг к другу сохраняя тепло… Бабах!!! Небо разламывает молния. Овцы начинают орать, пихать друг- друга, бежать в разные стороны, спотыкаясь и падая. В слепом ужасе, часть прыгает с обрыва, часть расшибает лбы о стены хлева и рядом растущие деревья, часть замирает на месте и в ступоре стоит под дождём до рассвета… Паника, одним словом. В заповедных зонах запрещено фотографировать со вспышкой и шуметь. Почему? Да потому, что от сердечного приступа погибает больше оленей, чем от зубов хищников. Как оказалось, звериная частичка человека ничуть не отличается от звериной частички овечки. Различают индивидуальную и коллективную панику. Оба вида абсолютно заразительны и абсолютно опасны. Во время панического приступа человек становится в разы сильнее (организм считает, что это его последние минуты и выбрасывает в кровь все «боевые» гормоны, которые у него есть), напрочь не чувствует боли (бегут даже с переломанными ногами) и абсолютно не соображают. На анализ ситуации нет времени (как кажется организму) и работают только автоматические системы «беги», «спасайся», «беги быстрее». К сожалению, эта система включается не только когда шансов не осталось, но и во время надуманной/вымышленной/преувеличенной угрозы. Даже если вы и выберетесь из опасности благодаря панике, ваш организм потеряет несколько лет своей жизни из за износа мышц (сердца в т.ч.), сосудов и нервной системы (она пострадает в первую очередь и сильнее всех). Лучше сознательно шагнуть с крыши горящей пятиэтажки на клумбу, чем в паническом бреду сигануть со второго на забор. 4.3. Стяжательная (жадная) толпа. Массовые погромы магазинов во время уличных беспорядков, дефицитный товар на прилавке (сюда же очередь в булочную при голодоморе и новый крутой гаджет), давка в метро (здесь драгоценность – попасть на работу), супер-пупер звезда, раздающая автографы… Тут всё понятно, да? Этим животным свойством, сражаться за обладание чем-то, успешно пользуются в сфере продаж. Искусственно создавая ажиотаж/дефицит (или внушая покупателям, что именно с их товаром они «приобщатся к великим») можно безмерно увеличивать продажи, заставлять забирать из банков депозиты, заправлять полный бак (ведь бензина больше не будет!!) и т.д. и т.п. 4.4. Повстанческая толпа. По ряду признаков неотличима от обычной агрессивной толпы. Однако, это совсем другой тип. Интересно, что справедливо возмущённые люди ведут себя иначе. И если у агрессивной толпы ближайшая метаморфоза – это «жадная» или «паническая», то у повстанческой – это группа. У людей, объединённых идеей (а не яростью, злобой) быстро появляются признаки организационной структуры. Появляются лидеры и ответственные лица (за поставку продовольствия, связь, медицину, например).
Управление и манипуляция толпой. Очень интересно по этому поводу отозвался сам Акоп Погосович. Он вспоминает, как после каждого погрома, чиновники разводят руками, дескать, «толпа неуправляемая». Затем съезжают на провокаторов. Это всё провокаторы, это они завели толпу. А нам необходимо ужесточить законы, поставить людей с оружием, и… вот тут вот натянуть колючей проволоки. Побольше. Чтоб неповадно было… А провокаторам – то удалось управлять толпой. Какая ж она тогда «неуправляемая»? Более пяти сотен лет назад, европейские институты на государственном уровне разработали приёмы манипулирования толпой. Ни приёмы, ни люди (как ни странно) с тех пор ничуть не изменились. Зная типы толпы и методики, к которым могут прибегнуть те, кто это затеял (или те, кому это расхлёбывать) вы сможете спрогнозировать поведение людей и продумывать на этой основе план своего отхода. Главное, никому не мешайте, не идите против течения, не теряйте самообладания, и ради ваших богов, не берите на себя обязанности спецслужб! Им тоже чем-то нужно заниматься. Искусство управления толпой (если так можно выразиться) основано на принципе превращения одной её формы в другую. Сразу оговоримся, что если уже дошло до собрания агрессивных людей, то жертвы в любом случае будут. Вопрос только в том, какие, сколько, чьи и человеческие или материальные. Толпа состоит из эмоционально заряженного ядра – пара десятков самых «обезбашенных» (не редкость под алкогольным или наркотическим опьянением) окружённая плотной тучей единомышленников-поддакивал. Они ничего не делают, а только кричат «Давай! Красава! Так их!!! Мы с вами» и т.д. Затем, позади ядра, более-менее свободно скапливаются зеваки. Далее на нескольких примерах рассмотрим варианты воздействия на агрессивную толпу.
Превращение «агрессивная – зеваки» через ядро. Пример самого ненадёжного и опасного (с точки зрения тех, кто хочет их успокоить) но самого гуманного метода. В толпе каждый чувствует свою силу и безнаказанность из за анонимности. В толпу подселяют операторов, людей с телефонами (с камерой), на зданиях устанавливают приметные камеры слежения. Человек собирался разбить витрину (или кинуть зажигательную смесь, прокричать что-нибудь и т.п.), а тут раз, и он в кадре: «А я что? Я просто стою. В бутылке сок. Персиковый.». Опытные учителя, например, редко говорят «класс, тихо!» — толку не будет, так как каждый уверен, что его это не касается. Они говорят: «Сергей, та сколько ты будешь разговаривать?!» — тут уже не важно, виноват он или нет, все видят, что «пошли по именам» и отвечать за свои поступки придётся индивидуально. Если толпа успела достаточно сильно разогреться, то такой метод не только не сработает, так еще и жизни операторов грозит большая опасность. «Агрессивная — зеваки» через периферию. Снова фантазируем: злая толпа готова ломиться в здание правительства (ну, или куда там они обычно ломятся) вот-вот случиться необратимое… И тут — БАБАХ!!! Где-то в пяти ста метрах авария. Причём, чем зрелищней — тем лучше (как народ любит): лесовоз столкнулся с цистерной с пивом. Народ в слёзы (сколько леса пропало). Периферии уже интересней собираться вокруг аварии, чем пытаться вслушиваться в ругань у ядра. Центр без поддержки задних рядов быстро ослабевает и либо сам распадается, либо легко устраняется силовыми структурами обороны. Гуманно (без аварии) можно добиться результата устроив сзади концерт с мега-звёздами. Задача перехватить внимание. Любыми способами. После того, как «отвлекалка» исчерпает себя, народ вспомнит, зачем пришёл, но настроение уже не то. Теперь конфликт можно решать переговорами, а не оружием. «Агрессивная – паническая». Довольно экстремальный и жестокий метод. Но если у сил обороны не останется выбора – могут прибегнуть и к нему. Опасности в следующем: 1. толпа может не убегать, а наоборот пойти в атаку (маловероятно, но тоже учитываем) 2. во время паники будет очень много пострадавших (затоптанных, задушенных, раненых). Эти жертвы на совести спровоцировавших. Снова представляем: та же ситуация – злая толпа, готовая к штурму. Подселяем в ядро несколько человек, которые по команде изображают нечеловеческий испуг и, брызжа слюной, кричат что- то классическое типа: «Они будут стрелять!!! О, Боже, мы все умрём! Я не хочу умирать!!», затем пара-тройка хлопков петард (или настоящие выстрелы) … Как и в случае с овечками, все дружно побегут прочь, даже не задумываясь о том, есть ли у противника оружие. «Агрессивная – жадная» Грубая и бесчестная методика. Однако, всегда работает безупречно. Фишка в том, чтобы переключить ярость толпы на какой-нибудь нейтральный объект. Например, через агента в толпе направить их на усадьбу рядового чиновника, или супермаркет, или банк… Объяснять, что всё это добро награблено у народа и по праву принадлежит вам,- даже не придётся. Достаточно первого кирпича, который проделает в витрине достаточное отверстие для Xbox, и толпа тут же ринется грабить. Революция-революцией, а слабость перед «халявой» никто не отменял. Подобную роль – роль буфера для недовольной толпы, иногда играют памятники провинившихся вождей: пока пригонят кран, пока накинут троса, пока скинут, пока это дело отметят… Уже и пыл спал, и негодяй скрылся. «Агрессивная – выражающая». Выражающая толпа – ритмична. Агрессивная – нет. Удивительно, но если агрессивной толпе навязать ритм – она станет выражающей. То есть: яростная толпа мчится устраивать самосуд и бесчинства. Вдруг, включается громкая и заводная музыка (рок-н-ролл, рок, металл…) и толпа быстро втягивается в ритм и начинает плясать. Музыкой можно удерживать столько долго, сколько этого нужно. Вплоть до полной потери сил. Военные инженеры не могли пройти стороной и изобрели музыкальный танк (не путать с звуковой пушкой).
«Агрессивная – агрессивная». Снимаю шляпу перед хладнокровием и решительностью персонажа А.Н. Толстого, Сорокина, в романе «Хождение по мукам». Этот удачный пример также рассмотрен в работах Назаретяна. Крайне недовольная командованием своего офицера толпа была в секунде от того, чтобы лишить его жизни. Отступать или защищаться возможности нет. В миг последнего решения Сорокин ткнул пальцем на самого яростного члена надвигающейся толпы со словами «Вот ваш враг!». Указанный тут же был растерзан. А командир из потенциального мертвеца превратился в лидера повстания. Зерно идеи этого метода лежит в том, что люди в состоянии изменённого сознания очень гипнабельны. Это означает, что когда у человека пропадает самосознание и рациональное мышление (а именно это происходит с личностью в толпе), он становится внушаемым. Стадо нуждается в вожаке. Оно не может само принимать решение, поэтому очень зависит от лидеров, провокаторов, командиров. Отдав приказ, герой примера взял на себя роль вожака. Стадо послушалось. Этот способ очень опасен и требует от исполнителя большого мастерства в области психологии, а также чувство такта. Его довольно часто и эффективно применяют во время массовых беспорядков, когда возможности предотвратить погромы/убийства мирно не удаётся. Толпе указывают то на одного врага, то на другого. Подставляя под удар менее важные объекты до тех пор, пока она не перейдёт в другую форму, или не истощится. Заключение.Миф о неуправляемости и спонтанности действий толпы основан на ошибочном понимании её психологии. В зависимости от типа и уровня изменяются и способы влияния. Необходимо понимать, что ТОЛПА находится ниже по интеллектуальной лестнице чем, например, ГРУППА, и взвешенные аргументы здесь уже не помогут. Психология толпы основана на животных инстинктах, а значит, рычаги воздействия нужно подбирать соответствующие. Эта информация представлена для того, чтобы вы понимали, какое губительное действие способна оказать толпа на личность и как после этого ей легко управлять. Если вы оказались среди большого скопления людей и имеете основания предполагать, что ситуация выходит/вышла из под контроля организаторов (властей, представителей охраны правопорядка) – немедленно покидайте опасную территорию. Двигайтесь быстро и решительно, но не бегом, чтобы не спровоцировать неожиданную панику или просто не упасть. И ни в коем случае не пытайтесь манипулировать толпой самостоятельно! Это работа опытных психологов. Пытаясь подчинить себе людей (или уже чьих-то марионеток) вы не только можете спровоцировать их, но и получить обвинение от властей за подстрекательство. Самый лучший способ защититься от агрессивной толпы – это: 1. Сохранять хладнокровие и самообладание в любой ситуации. 2. Не идти против течения, не пытаться остановить (переубедить) толпу. Не привлекать внимания. 3. Избегать большого скопления людей. Даже самый мирный митинг на честь мира во всём мире и пушистых котят может превратиться в смертельную давку. А необдуманные действия какого-нибудь умалишённого (пьяного) и вовсе вызвать панику.
Это основные понятия, раскрываемые в работах Акопа Назаретяна Погосовича по теме агрессивной толпы. Для более глубокого понимания принципов формирования и поведения агрессивной толпы рекомендую ознакомиться с книгой «Агрессивная толпа» и другими его трудами. Сайт temnyjles.narod.ru/Akop.htm
Митинг овец (видео с https://videopoleta.ru/)
__________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________
Литература
Рассматриваемый феномен отлично обрисован великим поэтом М.Ю. Лермонтовым в его стихотворении под названием «Как часто пёстрою толпою окружен…». В данном произведении литератор умело изобразил презираемое им общество, обличив жизненный «маскарад» и холодную бездушность светского общества.
Ему удалось как нельзя лучше передать нагромождение образов, а такие речевые фигуры, как «приличье стянутых масок», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки» и «дикий шёпот затверженных речей» будто бы переносят читателя в ту атмосферу – да что там, в тот зал, где и происходил бал. Про стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» на самом деле можно рассказать больше, провести намного более подробный и глубокий анализ. Впрочем, каждый и так найдёт в нём нечто цепляющее, берущее за душу. Обязательно стоит его прочитать хоть раз.
Методы управления
Религиозные и политические деятели во все времена старались направить действия толп себе во благо. Хотя такое желание можно назвать аморальным, лидер способен утихомирить народ. Существует несколько методов управления:
- демонстрация власти и силы;
- экспрессивные выступления;
- заводные речи.
Люди теряют в толпе свою личность и стараются найти вождя, за которым можно пойти. Человек, который берет власть в свои руки, становится лидером. Для удержания внимания ему нужно обращаться к массам, выступать громко и эмоционально. Но толпа не будет слушать пустые речи, необходимо дополнить их аргументами, короткими лозунгами. Именно они настраивают народ на конкретные действия.
Толпа как феномен изучается уже несколько столетий. Хотя и сегодня психологи признаются в своей некомпетентности. Пока неизвестны надежные методы управления массами, ведь и они не стоят на месте — толпы эволюционируют, иногда становятся все более стихийными.
Признаки толпы
Их тоже нелишне отметить вниманием. Виды толп отличаются по условиям и обстоятельствам, но признаки у них одинаковые. Вот какие считаются основными:
- Многочисленность. В малых группах не возникают психологические феномены, являющиеся типичными для толпы.
- Бесцельность.
- Повышенная контактность. Все люди находятся на минимальном расстоянии друг от друга. Иногда его и вовсе нет. Так что каждый индивид входит в персональное пространство своего «соседа».
- Эмоциональная возбуждённость. Как уже было сказано ранее, неуравновешенные динамические состояния и волнения – это типичные психологические состояния толпы.
- Неорганизованность. Толпы образуются стихийно. В них нет организованности, а если она появляется, то теряется очень быстро.
Психическое заражение
Толпа относится к стихийным большим группам, ее деятельность основана на эмоциях. У людей нет общей цели, их всего лишь привлекает зрелище или объект поклонения (отторжения). Для скопления характерно несколько свойств: экзальтированность и эмоциональность. А они приводят к двум важным эффектам — психическому заражению и утрате контроля.
К первому относится действие, позволяющее избежать опасности. В примитивных сообществах толпа считала, что коллективный разум сильнее индивидуального. Хотя человек давно стал самостоятельным, под влиянием эмоций он может подвергаться влиянию социума.
Вместе с другими личность становится агрессивнее, смелее, безрассуднее. Она может совершить поступки, на которые сама никогда бы не решилась. А если народом руководит чувство страха, то масса сметает все на своем пути.
Поведение человека в толпе
Оно тоже представляет собой определённый интерес. Поведение человека, находящегося в толпе, меняется из-за окружающих его обстоятельств. И вот что наблюдается в подавляющем большинстве случаев:
- Снижение интернальности. Пропадает самоконтроль – у индивида усиливается зависимость от толпы, он бессознательно подчиняется влиянию толпы. Способность регулировать собственное поведение пропадает.
- Утрата индивидуальности. Все участники толпы постепенно приходят к одинаковому уровню психолого-поведенческих проявлений. Какими бы разными они ни были – каждый в итоге становится похож друг на друга.
- Неспособность концентрироваться на одном объекте. Проявляется некритичность мышления, внимание легко переключается.
- Быстрое усвоение и последующее распространение полученной информации. При этом человек может ещё и непроизвольно исказить, преувеличить услышанное. Так в толпе появляются слухи.
- Внушаемость. Под влиянием внешних обстоятельств человек легко верит в то, что при другом раскладе счёл бы бредом. Сюда относится ложь, дезинформация, заведомо невыполнимые обещания, абсурдные лозунги, призывы и т. д.
- Повышенная активация. Когда человек находится в толпе, все его ресурсы мобилизуются. Именно поэтому нередко люди в таких условиях проявляют такие физические и психологические качества, которые казались ему недоступными. Иными словами говоря, человек сам удивляется тому, на что он, оказывается, способен.
- Нетипичность поведения. Иногда человек, находясь в толпе, может начать делать то, чего никогда бы ни совершил. А потом, вспоминая случившееся, будет отказываться в него верить.
И это – лишь некоторые причины, по которым феномен толпы представляет интерес для изучения специалистами. Ведь это не просто скопление людей. Толпа представляет реальную опасность – причём как для окружающих, так и для тех, кто находится внутри неё.
Признаки и особенности толпы
Для толпы характерна высокая степень конформизма лиц, которые ее составляют. На них толпа способна оказывать сильное психологическое воздействие.
В состав социально-психологических особенностей толпы можно включить:
- Подавленное чувство ответственности за свое поведение;
- Рост групповой внушаемости и уменьшение эффективности действия механизмов внушения;
- Рост эмоциональности восприятия действительности;
- Формирование чувства силы и осознания анонимности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В качестве механизмов формирования толпы выступают слухи и циркулярная реакция (нарастающее взаимно направленное эмоциональное заражение). Механизмы воздействия на толпу представлены заражением, внушением, убеждением и подражанием.
Основное значение в развитии перечисленных механизмов имеет массовое общение, которое обладает свойством психологического воздействия на поведение и действия участников толпы, сознательно используемое организаторами эксцессов.
Основные средства, которые используются при формировании толпы, представлены экспрессивными словами (например, призывами, лозунгами), силой шума и его частотой.
Правила поведения
В случае если Вы идете на официально не разрешенный митинг, то знайте, что это является правонарушением. Основные принципы: не брать с собой детей, так как велика вероятность, что в толпе Вы их просто потеряете и не идти туда одному. Близкие люди или друзья в случае опасной ситуации смогут Вам помочь.
Безопасность в толпе
Как обезопасить себя, если Вы планируете посетить массовое мероприятие?
- Для начала выберете правильную одежду. Не одевайте предметы одежды, за которые легко можно будет схватить: шарф, галстук. Длинные, висячие украшения также оставьте дома (бусы, браслеты, пирсинг, серьги). Одежда должна быть обтягивающая без шнуровок и завязок. Обувь удобная, лучше спортивная. Однако внимательно отнеситесь к шнуркам. Они не должны болтаться или быть слишком длинными.
- Колющие и режущие предметы будут лишними. Стеклянная бутылка также может случайно нанести травмы. Снимите с себя любую символику.
- Документ, удостоверяющий личность должен быть во внутреннем кармане, а не в сумке.
- Держите руки расслабленными и вдоль тела, вытащите их из карманов.
- Длинные волосы заколите или спрячьте под головной убор.
Движение в толпе
Что делать, если Вы оказались внутри толпы?
- В толпе старайтесь держаться подальше от тучных и (или) высоких людей.
- Попав в толпу, старайтесь идти в одном с ней направлении, даже если Вас несет совершенно в противоположную сторону. Потихоньку толпа начнет рассеиваться, сила потока ослабнет, и Вы сможете из нее выйти. Старайтесь не попасть в ее центр, а также опасно находиться на ее окраине.
- Всегда пытайтесь найти выход из толпы. Иногда возникают пустующие коридоры, не пропустите их.
- Не старайтесь ухватиться за что-то руками, так как вероятность получение перелома конечностей очень большая. Застегните верхнюю одежду,
- Держитесь на ногах. Не пытайтесь поднять упавшие вещи!!!
- В случае падения, не кричите – Вас не услышат. Сгруппируйтесь, подтяните ноги к животу и закройте руками голову и шею. В такой позе Вы защитите наиболее важные части тела. Постарайтесь хоть немного опереться носками об землю и рывком вставайте.
- Не давайте слишком плотно Вас окружить. Для этого держите руки согнутыми в локтях и немного раздвиньте их в стороны. Освободитесь от любой ноши и предметов в карманах (ключи, зажигалка). Они будут при усилении людского потока впиваться Вам в тело.
- В случае если Вы все-таки оказались в сильной давке, Вам нужно защитить себя с боков. Согните руки в локтях и прижмите их к себе. Напрягите все мышцы и в такой позе продвигайтесь.
- Сохраняйте спокойствие, даже если стали возникать панические настроения. Не идите с опущенным взглядом. Это соответствует жертве. Лучше используйте боковое зрение.
Инфографика МЧС: Толпа и правила безопасности
Лайфхак от МЧС России
Фото: vk.com/mchsgov
В первую очередь при давке страдают дети, так как они маленького роста и их трудно заметить в толпе.
При обеспечении безопасности в толпе с ребенком, следует придерживаться следующих правил:
- Лучшим вариантом будет посадить его себе на шею, и крепко держать за ноги.
- Если взрослых несколько, то они могут встать вокруг ребенка лицом друг к другу и так продвигаться. Ребенок будет, как в защитной капсуле.
- Ребенок должен всегда находиться перед Вами, а не сзади, идущим за руку.
Однако подобную ситуацию можно и избежать. Не нужно примыкать к митингующим ради любопытства. Старайтесь держать подальше от крупного скопления народа, даже на праздниках. Помните, что в толпе Вы можете попасть под действия правоохранительных органов. Не сопротивляйтесь, доказывая свою непричастность. Выполняйте все их требования. В такой ситуации, у полиции совершенно нет времени разбираться и выяснять, кто есть кто.
Самым главным врагом в экстремальных условиях является паника. Иногда хватает несколько секунд трезвого взгляда на возникшую ситуацию, чтобы найти выход и спастись.