Восприятие в психологии — его виды, свойства, ошибки (иллюзии) и особенности восприятия человека человеком

Обновлено 24 июля 2022 810 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

Уровни

В психологии выделяются 4 основных уровня восприятия:

  • сенсорный — он основан на органах чувств, считается как бы низшим уровнем восприятия, на котором находятся все живые организмы, однако и он зависит от уровня сознания, поскольку человек, скажем, осознанно, может совершать те или иные сенсорные действия;
  • перцептивный — объект классифицируется на начальном этапе;
  • исследование — осмотр какой-то отдельной функции, стороны объекта или явления;
  • деятельностный — взаимодействие с исследуемым объектом, как с целью определённой деятельности.

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.
    Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.
  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.
    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т.д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.
    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:
  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.
    Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.
  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.
    Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.
  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Роль установки в перцептивных процессах

Установка влияет на людей. Когда человек неосознанно привычным образом реагирует на информацию или людей, не анализируя ее.

Установки делятся на 3 измерения:

  1. Когнитивное измерение – определенные мнения, мысли, убеждения относительно чего-либо или кого-либо.
  2. Аффективное измерение – наличие негативных или позитивных эмоций к человеку или информации.
  3. Поведенческое измерение – подготовленность к реакциям поведения, которые соответствуют убеждениям человека.

Установки формируются:

  • под воздействием окружающих. Это могут быть родители, желтая пресса, знакомые и друзья;
  • основываясь на прожитом опыте в многократно повторяющихся ситуациях.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия: кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
  2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
  3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».

Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.

  • Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  • Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.
  • По способу актуализации:

    Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

    Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

    Физиологическая основа

    Какова психофизиология восприятия? Процессы, которые происходят во время познания окружающего мира человеком (это процесс практически непрерывный), можно зафиксировать на уровне органов чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе, их называют физиологической основой восприятия.

    Механизм их действия можно наглядно объяснить так:

    • раздражители на окончаниях нервов органов чувств передают полученную информацию в кору головного мозга;
    • потом оно поступает в проекционные зоны мозга, которые называют сенсорными;
    • создаётся ощущение полученных сведений и их осмысление.

    Любая «неисправность» этой цепочки может нарушить целостность восприятия.

    Например, потеря зрения, как свойства органа чувств, ограничивает получаемый образ в плане его цвета, объёмности, формы и пр, а сбой на сенсорном уровне приведёт к тому, что увиденное человек будет воспринимать лишь, как набор световых и цветовых пятен.

    Нервные связи, с помощью которых и работает процесс восприятия, бывают 2 направлений:

    • образующиеся после воздействия одного анализатора, — например, шум воды в реке, которую мы ещё не видим, воздействует пока только на наш слуховой аппарат;
    • межанализаторные, — образно говоря, они возникают, когда мы к реке подходим, здесь вступает в силу целый комплекс ощущений, в том числе, ассоциативных.

    Ошибки в восприятии (иллюзии)

    В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

    Такие нарушения бывают двух видов:

    1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  • Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).
    Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
  • Модальность

    Выделяют 4 сенсорных систем восприятия информации, (моделей — отсюда и название) которыми пользуется человек:

    • визуальная система предполагает восприятие цвета и формы, то есть, того, что мы видим;
    • слуховая система использует звуки, их громкость, тембр, ритм, частоту;
    • кинестетическая система воспринимает вкус, запах, температуру;
    • дигитальная использует логические построения.

    Восприятие человека человеком

    Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

    Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

    Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

    Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

    1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
    2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
    3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
    4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

    Роль мотивации в перцептивных процессах

    Мотивация
    Причина, побуждающая к действию.

    Она может руководствоваться примитивными факторами. Например, голодом, холодом. Или психологическими потребностями в любви, уважении, признании. Мотивация играет роль в желании самореализации.

    Например, испытывая чувство голода, человек может прочитать вместо слова «обувь» – «обед». Увлеченный амбициями – неправильно расслышать фразу. Можно привести старый пример: человек долгое время находится в пустыне, его мучает жажда. Спустя какое-то время он видит вдали оазис с чистейшей и прохладной водой.

    Типы людей

    Есть и несколько типов восприятия:

    • зрительное: оно происходит с доминированием увиденного;
    • аудиальное — оно, в основном, основывается на звуках;
    • дискретное основывается на числах и символах;
    • есть и более сложное восприятие, основанное и ещё на остальных чувствах.

    Равномерно распределяться в нашем сознании эти типы не могут, у кого-то развиты лучше одни, у кого-то — другие.

    Соответственно, и люди подразделяются на индивидуумов, обладающих различными доминирующими типами восприятия:

    • визуал быстрее что-то замечает, в его речи преобладают слова: я увидел, посмотел, мнепревиделось;
    • аудиал чаще говорит о том, что он услышал и опирается, прежде всего, на звуковые ощущения;
    • кинестет эмоционален, постоянно говорит об ощущениях;
    • дигитал опирается на логические построения.

    Примеры

    Конечно, людей, которые пользуются только одной формой восприятия, нет, как нет и чисто выраженных типов, они часто смешиваются. Однако примеры восприятия людей с одним доминирующим определить несложно.

    Визуалы ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, хаотичное расположение вещей, не любят, когда в помещении грязно.

    Визуал строит много планов, часто несбыточных, поскольку воспринимают действительность не всегда реалистично. Однако люди такого типа могут быть и генераторами прекрасных идей.

    Аудиалы любят звуки и, соответственно, в первую очередь, музыку, часто сами её неплохо сочиняют.

    Обладают хорошо развитой слуховой памятью. Могут имитировать речь другого человека, звуки, издаваемые животными и даже механизмами.

    Наблюдения показывают, что именно из аудиалов вырастают хорошие ораторы и педагоги.

    Кинестеты эмоциональны, чувствительны, переменчивы в настроении. В межличностном общении тонко чувствуют состояние собеседника. При исследовании незнакомой местности и помещения большое значение придают прикосновениям и ощупыванию.

    Даже прикосновение к руке собеседника для них — важный элемент общения.

    Дигиталы они во всём увиденном и услышанном пытаются выявить какую-то связь и закономерность. Склонны к длительному и очень тщательному анализу воспринимаемых явлений.

    Психологи отмечают, что именно люди этого типа в стрессовых ситуациях лучше окружающих сохранят самообладание и находят выход из сложившегося положения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]