Как и в первом типе, им необходимо ставить перед собой специальную задачу, чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет. Рассказы таких людей, как правило, наполнены большими подробностями, за которыми часто теряется смысл целого.
Эти два типа восприятия характерны для крайних полюсов, чаще всего они дополняют друг друга. Их крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому что они определяют то своеобразие восприятия, которое дает человеку возможность быть неординарной личностью.
Индивидуальные различия в восприятии и его развитие
Восприятие во многом зависит от характеристик человека. Знания, интересы, привычные установки и эмоциональное отношение к тому, что волнует человека, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются по своим интересам и взглядам, а также по ряду других характеристик, можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.
Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее, мы можем выделить определенные типы этих различий, характерные не для конкретного человека, а для целой группы людей. Среди их числа, прежде всего, различия между целостным и детальным или синтетическим и аналитическим восприятием.
Целостный или синтетический тип восприятия характеризуется тем, что люди, склонные к нему, имеют наиболее яркое общее впечатление от объекта, общее перцептивное содержание, общие черты того, что воспринимается. Люди с таким типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и мелочи. Они не особенно подчеркивают их, а когда и ухватывают, то делают это не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются для них незамеченными. Они улавливают смысл целого больше, чем детальное содержание и особенно его отдельных частей. Для того чтобы увидеть детали, они должны поставить перед собой специальную задачу, что иногда бывает для них непросто.
Люди с другим типом восприятия, детальным или аналитическим, напротив, склонны замечать детали и особенности. На этом сосредоточено их восприятие. Объект или явление в целом, общий смысл того, что воспринимается, отходит на второй план, а иногда и вовсе не воспринимается. Чтобы понять суть явления или адекватно воспринять объект, они должны поставить перед собой конкретную задачу, что им не всегда удается сделать. Их рассказы всегда полны деталей и описаний отдельных подробностей, за которыми очень часто теряется смысл целого.
Приведенные выше особенности двух режимов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку восприятие, основанное на положительных чертах обоих типов, является наиболее продуктивным. Однако крайние варианты также не следует считать негативными, поскольку они очень часто определяют ту специфику восприятия, которая делает человека исключительной личностью.
Существуют и другие виды восприятия, например, описательное и объяснительное. Люди описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что они видят и слышат, и не пытаются объяснить себе природу воспринимаемого ими явления. Мотивационные силы, стоящие за действиями людей, событиями или явлениями, находятся за пределами их внимания. В отличие от них, люди объяснительного типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано восприятием. Они всегда пытаются объяснить то, что видят или слышат. Этот тип поведения чаще всего сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия.
Существует также различие между объективным и субъективным способами восприятия. Объективный тип восприятия характеризуется строгим соответствием происходящему в реальности. Люди с субъективным типом восприятия выходят за рамки того, что им дано в действительности, и добавляют много от себя. Их восприятие подвержено субъективному отношению к тому, что они воспринимают, повышенной предвзятости оценок и уже существующим предубеждениям. Такие люди, рассказывая о чем-то, стремятся передать не то, что они воспринимают, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или о чем думали в момент описываемых событий.
Большое значение в индивидуальных различиях в восприятии имеют различия в наблюдении.
Что такое тип восприятия?
Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено.
Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.
В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».
Закономерности и свойства восприятий
Более сложной формой психического отражения по сравнению с ощущениями является восприятие, которое формирует в сознании человека целостную картину предмета, явления и т.д., когда отдельные ощущения сливаются и весь процесс восприятия переходит от отражения отдельных признаков предмета к его отражению в целом.
Таким образом, восприятие — это психический процесс целостного отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и признаков при непосредственном действии этих предметов на органы чувств.
Знание закономерностей процесса восприятия в судопроизводстве помогает лучше понять механизм формирования показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых и т.д., оценить достоверность их показаний как доказательств по делу.
Типы и характеристики восприятия. В зависимости от ведущей роли того или иного анализатора, существуют различные виды восприятия: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, кинестетическое. В связи с организацией процесса восприятия различают добровольное (намеренное) и непроизвольное восприятие.
Основными характеристиками и законами восприятия являются:
(а) объективность, целостность, структура восприятия. Различные явления, предметы, наделенные различными свойствами, окружают человека в повседневной жизни. Воспринимая их, мы рассматриваем их как единое целое. Это восприятие оказывает регулирующее влияние на познавательную деятельность человека, развитие его перцептивных способностей.
В отличие от ощущений, в результате такого осмысленного восприятия формируется целостная картина предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности, при отсутствии информации человек обычно пытается самостоятельно восполнить недостающие элементы воспринимаемого явления, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей, потерпевших и т.д. необходимо выяснить не только то, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных признаках воспринимаемого объекта, явления. В противном случае показания свидетеля (потерпевшего), «основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своего сознания», признаются недопустимыми доказательствами;
b) перцептивная деятельность. Как правило, процесс выделения, синтеза признаков объекта носит избирательный, целенаправленный поисковый характер. В этом процессе присутствует активный, организующий принцип, который подчиняет себе весь процесс познания. Проникая в исследуемое явление, мы по-разному группируем его признаки, выделяем необходимые связи, что придает восприятию осознанный, активный характер. Активность восприятия выражается в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов: движение зрачков глаз, рук при осязании, перемещение тела в пространстве относительно исследуемого объекта. При восприятии знакомых объектов перцептивный процесс может быть в определенной степени ограничен;
в) Чувство восприятия. Это одна из его важнейших особенностей, которая показывает синтез перцептивных и мыслительных компонентов. Поскольку восприятие тесно связано с мышлением, оно почти всегда осмысленно (Л. С. Выготский), поэтому перцептивная деятельность часто близка к «наглядному мышлению» (А. Р. Лурия). Мы не только воспринимаем, но и одновременно изучаем объект познания, пытаемся понять его, найти объяснение его сущности, отнести воспринимаемый объект к определенной группе, классу объектов, обобщить его, одним словом.
Восприятие как деятельность
Рассмотрение восприятия и его свойств с точки зрения теории деятельности приводит к выводу, что восприятие — это активный процесс. Его субъективный образ строится и корректируется в процессе активного взаимодействия с объективно существующей средой. По сути, образ — это продукт восприятия как познания. Ведь в образах, чувственных и мысленных, проявляется результат восприятия. «Это можно сформулировать так: знание, мысль не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, будучи добавлены к чувственности».
A. Н. Леонтьев о. Этот объективный мир раскрывается в изображении как реально существующий, т.е. независимый от самого субъекта. Но в то же время «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательному образу мира, как он открывается субъекту. Иными словами, через сенсорное содержание сознания мир представляется субъекту существующим не в сознании, а вне сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».
Восприятие проявляет жизненный процесс, происходящий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс — от объекта к субъекту. Существует также обратная связь, создаваемая деятельностью, сознанием и волей. Процесс восприятия и его продукт заключены в деятельности в объективном окружающем мире. И восприятие так же субъективно, как и воспринимаемый мир. Одним из важнейших свойств восприятия является его субъективность. Объективность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть отнесении к этому миру информации, полученной из внешнего мира. Без этой атрибуции восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Объективность восприятия не является врожденным свойством. Существует определенная система действий, которая позволяет субъекту обнаружить субъективность мира. Решающую роль в этом процессе играют прикосновения и движения. «И.М. Сеченов подчеркивал, что субъективность формируется на основе процессов, которые в конечном счете всегда являются внешними двигательными и устанавливают контакт с самим объектом. Без движения наши восприятия не обладали бы свойством быть объективированными, то есть связанными с объектами внешнего мира. Эксперименты Страттона с очками, которые поворачивают мир на 180 градусов, показали, что когда испытуемый самостоятельно перемещается в «перевернутом мире», он довольно быстро адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающей среде, а его зрение начинает «функционировать» должным образом. А для тех испытуемых, которых катали в «перевернутом мире», что лишало их самостоятельной деятельности, правильное видение мира не восстанавливалось. «Все испытуемые показали значительную степень адаптации в серии с активным движением. В отличие от этого, в серии с пассивным движением адаптация не была обнаружена». Субъективность также играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов. Когда возникает несоответствие между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, которые обеспечивают более правильный образ.
Само восприятие можно рассматривать как деятельность, то есть как процесс, вызванный и направляемый тем или иным объектом, мотивом, конкретизирующим потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Он наделен необходимыми способностями, нормальным функционированием психофизиологических функций. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность восприятия раскрывается в «восприятии». Оно само определяется смыслом и имеет смысл. «Переходя к человеку, к человеческому сознанию, я должен ввести еще одно понятие — понятие пятого квазиизмерения, в котором объективный мир открывается человеку. Это поле смыслов, система смыслов»[8] . Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия и доказывает его активный характер.
Основные качества восприятия
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, но между ними существуют фундаментальные различия. Сущность сенсорных процессов заключается в отражении только отдельных свойств предметов и явлений окружающего нас мира. Однако человек живет не в мире изолированных пятен света или цвета, звука или прикосновения, а в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов.
Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Но ошибочно полагать, что это просто сумма индивидуальных восприятий. Этот процесс гораздо сложнее. Оно включает в себя предшествующий опыт, процессы мышления о том, что воспринимается, память и мышление. Именно поэтому ее часто называют перцептивной системой человека.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей под непосредственным воздействием органов.
Восприятие зависит от психических особенностей человека. Что-то для него сейчас главное, а что-то — второстепенное. То, что находится в центре внимания, называется объектом (субъектом) восприятия, все остальное — фоном. Эти элементы динамичны; они могут меняться местами.
К свойствам восприятия относятся апперцепция, постоянство, целостность, объективность, структура, осмысленность, активность.
Восприятие зависит от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека. Это свойство называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний.
Например, котята, выращенные в клетке, прутья которой были ориентированы вертикально, позже оказались неспособными распознавать горизонтальные линии. Алеутам, жившим в круглых жилищах, было трудно ориентироваться в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных линий.
Следующее свойство восприятия — постоянство. Это относительное постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия.
Например, мы по-прежнему воспринимаем удаленный движущийся грузовик как большой объект, даже если его изображение на сетчатке глаза намного меньше, чем его изображение, когда мы стоим рядом с ним.
Наибольшее постоянство наблюдается в зрительном восприятии цвета, размера и формы предметов.
Например, кусок угля в солнечный летний полдень примерно в 8-9 раз легче, чем мел в сумерках. Но мы воспринимаем его цвет как черный, а не белый. В то же время цвет мела будет для нас белым даже в сумерках.
В отличие от восприятия, при ощущении формируется целостная картина объекта. Целостность выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта мысленно выстраивается целостная картина конкретного объекта.
Структурированность заключается в том, что в большинстве случаев восприятие не является проекцией сиюминутных ощущений. Скорее, мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется с течением времени.
Например, когда человек слышит мелодию, ранее услышанные ноты все еще присутствуют в его сознании, когда приходит информация для звучания новой ноты. Слушатель обычно понимает мелодию, то есть воспринимает ее структуру как единое целое.
Наблюдательность
Под наблюдательностью понимается умение в предметах и явлениях подмечать то, что в них мало заметно и не бросается в глаза само собой. Признаком наблюдательности является быстрота восприятия чего-либо малозаметного. Умение это характерно далеко не для всех людей и в разной степени.
В основном различия в наблюдательности зависят от индивидуальных способностей человека. Именно она является тем фактором, который способствует её же развитию.
Существуют различия восприятия по степени преднамеренности:
- Преднамеренное – произвольное восприятие. С самого начала оно регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-то деятельность и осуществляться по ходу её выполнения, но может выступать и как самостоятельная деятельность;
- Непреднамеренное или непроизвольное восприятие. При данном восприятии человек не руководствуется заранее поставленной целью воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.
Как и восприятие, наблюдательность не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не может воспринимать окружающий мир в виде целой предметной картины. Эта способность появляется значительно позже.