Классификация восприятия по видам анализаторов
По типам основных анализаторов выделяют следующие осноные виды восприятия:
- кинестетическое,
- зрительное,
- тактильное,
- обонятельное,
- слуховое,
- вкусовое.
Процесс восприятия реализуется посредством анализаторов, тесно взаимодействующих между собой. Например, осязательное восприятие, в котором задействованы кинестетический и тактильный анализаторы. В процессе зрительного восприятия, при котором зрительный анализатор играет ведущую роль, требуется участие двигательного для осуществления движения глаз. При слуховом восприятии слуховой анализатор является основным, но огромное значение при этом обретает кинестетический анализатор. Разные виды восприятия достаточно редко присутствуют в чистом виде, чаще они комбинируются между собой.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Деление по характеру активности
Рассматривая основные классификации восприятия, данный вариант деления нельзя оставить без должного внимания. Предполагается выделение непреднамеренного (непроизвольного) и преднамеренного (произвольного) восприятия.
Первый вид не связан с какой-то целью, он выступает в виде компонента иной деятельности.
Произвольное восприятие считается высшей психической функцией, которая присуща только человеку. Оно предполагает четкую постановку цели, задачи, обладает систематичностью и плановостью, выступает в роли познавательной перцептивной деятельности (наблюдения).
Классификация восприятия по формам материи
По формам представления материи выделяют следующие виды восприятия:
- восприятие времени;
- восприятие пространства;
- восприятие движения.
Восприятие пространства
Определение 1
Во взаимном действии человека с окружающим миром восприятие пространства относится к обязательным условиям для возможности ориентировки в данной среде. В восприятии пространства различают восприятие удаленности, формы, величины и объемности предметов.
Взаимодействие индивида с окружающим миром включает и само человеческое тело с присущей ему системой координат. Человек, чувствующий мир, является сам материальным телом, занимающим определенное место в пространстве и, соответственно, наделенным пространственными признаками: размерами тела, величиной, формой, направлением движений в пространстве.
Научно доказано, что основой форм пространственного восприятия является функционирование комплекса анализаторов, взаимодействующих между собой. Особая роль в пространственном ориентировании принадлежит двигательному анализатору, при помощи которого непосредственно устанавливается данное взаимодействие. К специальным механизмам ориентации в пространстве относятся нервные связи между левым и правым полушариями в анализаторной деятельности: бинауральный слух, бинокулярное зрение, бимануальная ощупь и другие. В отражении качеств предметов пространственного характера важным фактором является функциональная асимметрия, характерная для парных анализаторов. Функциональная асимметрия выражается в том, что одна сторона анализатора является доминантной, т.е. ведущей.
Основные подходы к изучению восприятия
В психологии существуют два основных подхода к изучению восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Рассмотрим несколько теорий в каждом из них.
Объектно-ориентированный подход
Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:
- Структурализм. В. Вундт и Э. Титченер полагали, что восприятие – это комбинация отдельных образов и ощущений. Чтобы объяснить какое-то состояние человека, нужно разложить это состояние на части. Восприятие основано на двух законах: суммации (общий эффект от ощущений равен эффекту от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность, аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве).
- Гештальт-психология. М. Вейтгеймер, К. Коффка, В. Келер полагали, что образы можно воспринимать только целостно – недопустимо рассматривать составные элементы отдельно или в сумме их свойств. Например, если из слова убрать одну букву, то большинство людей не заметят этого. А если и заметят, то все равно поймут, какое это слово. То есть если человек уже однажды что-то воспринял, то в похожих условиях похожую фигуру он будет воспринимать точно так же. При этом фигура всегда воспринимается четче, чем фон.
Субъектно-ориентированный подход
Рассмотрим две теории в рамках этого подхода:
- Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Психолог полагал, что человек не просто пассивно «поглощает» мир, а настраивает свои органы чувств для лучшего восприятия. Само же восприятие – это результат того, что идет из внешнего мира и того, что уже заложено в человеке. Гельмгольц первым заговорил о том, что один рецептор отвечает только за одно ощущение. Испытать сразу несколько ощущений человек может только в том случае, если что-то из внешней среды воздействовало сразу на несколько рецепторов. Таким образом, психолог продвигал идею чувственного восприятия.
- Теория перцептивного цикла У. Найсерра. Психолог первым заговорил о когнитивной схеме (накопленный опыт в структурах и стереотипах). Он полагал, что внутри человека уже есть что-то, что определяет специфику восприятия. Например, если человек часто сталкивался с иронией и насмешками, то любой комплимент он будет воспринимать как иронию.
Это лишь некоторые из теорий восприятия в психологии. На самом деле их намного больше. Например, существуют еще такие теории: категоризационная (Д. Брунер), конструктивистская (Ж. Пиазже), деятельностная (А.Н. Леонтьев), экологическая (Д. Гибсон), информационная (Д. Марр).
Подведем итоги
Среди основных свойств восприятия, которые представляют интерес, психологи выделяют структурность, целостность, активность, осмысленность, постоянность, предметность. Именно они характеризуют восприятие. Классификация, свойства позволяют создавать некое представление о человеке, устанавливать связи между тактильными и зрительными действиями. Для анализа состояния определенного пациента психологу важно сначала выявить все виды восприятия, на основе отдельных сведений составить полную картину, и только после этого давать какие-либо советы.
Обоняние и вкус
Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:
- сладкий,
- соленый,
- кислый,
- горький,
- пряный.
Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.
Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?
Третий способ
Классификация по способу восприятия: продолжительности, характеру предполагает выделение двух видов:
- симультанного;
- сукцессивного.
Первый вариант восприятия — это действие одномоментное, развернутое в пространстве. Оно отличается целостностью и обобщенностью. К примеру, на первой лекции преподаватель воспринимает аудиторию суммарно, ему сложно выделить каждого студента.
Сукцессивное восприятие предполагает поэтапность, оно развернуто во времени. Например, оно проявляется при проверке ошибок в диктанте.
Особенности восприятия времени
Среди самых простых форм оценки времени называют восприятие длительности. Их базу составляют «биологические часы» человеческого организма. К подобным процессам причисляют смену торможения и возбуждения, которые протекают в нейронах коры головного мозга. Подобные явления гарантируют такие циклические фазы, как ритм дыхания, биение сердца, появление голода. Люди воспринимают время исполнения какого-то задания, когда осуществляются какие-то нервные процессы, обеспечивающие эту деятельность.
В зависимости от продолжительности торможения и возбуждения, человек получает некое представление о временных отрезках.
Также на данный параметр влияют и эмоциональные переживания. Если определенные события вызывают у человека позитивную реакцию, в таком случае время кажется слишком коротким. При негативных эмоциях, напротив, временной промежуток удлиняется. Существенно искажает восприятие времени болезнь. Из-за чувства тревоги, постоянного напряжения, на протяжении длительного времени человек не может расслабиться, он ощущает «замедление хода времени».
Что такое модальность?
Модальность — это (лат. modus – наклонение, способ, мера) – способ действия или отношение, выраженное к действию. Модальность — термин, изначально использовался в лингвистической среде Шарлем Балли и обозначал субъективную оценку (модус) по отношению к диктуму (излагаемому материалу, тексту, выражению). В дальнейшем, понятие модальности стали использовать в психологии для объяснения категорий сенсорной системы человека и в философии – как отражение способов бытия, явлений. Модальность используется и в таких сферах, как:
- Компьютерные системы – многооконный интерфейс программы, где одно из окон является центральным, на нем происходит фокусирование пользователя.
- Музыка – использует модальный звукоряд, от которого строятся другие лады.
- Социология. В социологической типологии людей — модальный человек или модальная личность это — реально преобладающий тип в данном обществе.
Осязание
Тактильные ощущения – самый древний вид сенсорной чувствительности, возникший у живых организмов значительно раньше не только зрения и слуха, но и обоняния. Осязание тоже чаще относят к ощущениям, чем к полноценному восприятию, в нем слишком много от физиологического и рефлекторного. Однако роль осязания в жизни становится понятна в сложной ситуации, когда человек утрачивает зрение. Вот тогда тактильные ощущения становятся осознанными и могут ему частично компенсировать невозможность видеть, так как дают информацию о форме предметов.
Наибольшей чувствительностью у человека обладают кончики пальцев и ладони. Они огромным количеством нервных волокон связаны с различными участками головного мозга. Поэтому можно сказать, что уровень умственного развития человека во многом зависит от его пальцев. Недаром же детские психологи такое большое внимание уделяют мелкой моторике рук детей.
Теории восприятия движения
Их принято делить на две группы:
- те, которые выводят восприятие движения из простейших, последовательно возникающих зрительных ощущений отдельных точек, через которые осуществляется движение;
- согласно теории утверждается, что восприятие движения обладает специфическим качеством, которое нельзя свести к элементарным зрительным ощущениям.
Каждая из этих точек зрения представляет интерес в психологии и используется для анализа психомоторных реакций пациента.