Приоритетные каналы восприятия и тип модальности партнера


Каналы восприятия

Каналы восприятия — это определённый спектр воспринимаемой информации. У каждого человека каналы восприятия развиты по-своему.
В психологии и НЛП эти каналы ещё называют модальностями. Хотя в НЛП понятие «модальность» несколько шире, чем в психологии.

Примечание: НЛП — нейро-лингвистическое программирование.

В этой статье информация по предмету рассмотрения будет дана в общем виде, ознакомительно. Просто данная информация будет полезна для понимания некоторых процессов, происходящих в организме человека при выполнении упражнений йоги (асан).

Речь пойдёт именно о способах получения информации. Способы обработки полученной информации относится к репрезентативной системе.

У человека есть пять органов чувств, которыми он воспринимает окружающий материальный мир: глаза, уши, нос, рот, кожа. (Некоторые считают, что существует шестой орган чувств — вестибулярный аппарат, который отвечает за чувство равновесия и положения тела в пространстве).

Сигналы от органов чувств вызывают соответствующие ощущения. Всего внешних ощущений — шесть. Пять из них соответствуют органам чувств, это: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильные ощущения) и, дополнительно, кинестетические ощущения. (Моторика вызывает ощущения, хотя не имеет отдельного органа чувств).

Органы чувств и моторика являются каналами восприятия информации. Как уже упоминалось, у каждого человека эти каналы развиты по-своему. Имеют разную степень развития. А поскольку все процессы в организме взаимосвязаны, то способ восприятия информации влияет на поведенческие и соматические реакции человека. (Примечание: сома — тело).

Существует и обратное влияние поведения и соматики на каналы восприятия. Эта особенность человеческого организма и используется в йоге для развития органов чувств и способности воспринимать и отображать информацию.

Рассмотрим некоторые каналы восприятия и особенности их проявления на уровне соматики и поведенческих реакций.

Ребенок-аудиал

Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио. Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.

Визуальный (зрительный) канал

Если у человека доминирует визуальный (зрительный) канал (или в данный момент он настроен на восприятие видеоинформации), то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут смотреть вверх, выше линии горизонта. Что вполне объяснимо: вверху небо, солнце — там больше света;

2. Дыхание верхнее, грудное;

3. Голос высокий;

4. Речь быстрая, иногда взахлёб. Часто заметное повышение интонации к концу предложения. Что тоже объяснимо: верхнее дыхание самое неэффективное — вдыхается малый объём воздуха и за время выдоха надо успеть высказать мысль, закончить предложение;

5. Вся жестикуляция сверху — на уровне плечевого пояса и выше;

6. Такой человек любит одеваться ярко;

7. Внешность: лицо бледное. Тело, чаще всего, стройное, худощавое. Плечи относительно широкие и, обычно приподняты. Голова запрокинута;

8. Предикаты: светло, темно, ярко, красиво, вижу, посмотри,… Т. е. слова, которые относятся к характеристикам света, цвета и визуального восприятия.

Примечание: предикаты — это слова, которые человек использует для описания своих восприятий.

Визуальный канал связан с чакрой аджной (третьим глазом), а также с ментальным телом.

Ребенок-визуал

Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.

Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

Аудиальный (слуховой) канал

Если у человека доминирует аудиальный (слуховой) канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут двигаться примерно в горизонтальной плоскости, по линии горизонта. Это связано с тем, что человек-аудиальщик настроен на восприятие звуков. В природе звуки, заслуживающие внимания, обычно возникают на уровне земли, или на небольшом расстоянии от неё;

2. Дыхание среднее, реберное;

3. Голос средний — не высокий и не низкий;

4. Речь выразительная, ровная, без повышения и понижения интонации;

5. Жестикуляция на среднем уровне, примерно на уровне груди. Это уровень стола или трибуны;

6. В одежде такой человек предпочитает официальный стиль или хотя бы не слишком яркий;

7. Внешность: лицо ровной окраски, телосложение может быть разным;

8. Предикаты: тихо, громко, послушай, шумно, слышал и т.д. — слова относящиеся к характеристикам звука;

Аудиальный канал в некоторой степени связан с чакрами: манипурой, анахатой и вишудхой. А также с астральным телом.

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Кинестетический канал

Если у человека доминирует кинестетический канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут опущены вниз;

2. Дыхание нижнее, животом (брюшное или диафрагменное);

3. Голос низкий;

4. Речь медленная, часто с понижением интонации к концу предложения;

5. Жестикуляция внизу, как правило ниже уровня груди;

6. Одежду предпочитает удобную, внешний вид не имеет особого значения;

7. Лицо румяное, телосложение может быть разным, чаще средним или тяжеловатым;

8. Предикаты: лёгкий, удобно, тяжелое, почувствуй,… Т.е. слова, которые описывают сферу ощущений.

Кинестетический канал связан с физическим и эфирным телом и с чакрами муладхарой и свадхистаной.

Полезная информация

Выше описаны три основных канала восприятия и внешние признаки их проявления у человека. Эти каналы используются на первых этапах освоения йоги. Данная информация также полезна для применения в быту и при деловом общении.

Безусловно, взаимопонимание возможно только между теми людьми, которые общаются на одном и том же канале восприятия.

Конечно, встречаются люди, у которых развиты все каналы. Хотя, как правило, один канал доминирует или они предпочитают общаться на каком-то одном.

Для того чтоб установить контакт с человеком (установить раппорт, как говорят психологи) необходимо настроиться на его канал восприятия.

Дополнительная информация

Конечно, кроме перечисленных выше, существуют и другие каналы восприятия.

Дигитальный (или логический) канал. Заслуживает особого внимания. Создаёт много проблем для обладателя. Такой человек всё осмысливает. И может ничего не воспринимать. Он живёт представлениями.

Он знает, что бывает боль утраты, переживания или любовь, только не ощущает этого. Он смотрит на прекрасное и не может восхититься. Слушает музыку и не слышит гармонию звуков.

Такой человек живет во внутреннем мире. Однажды сложившимися впечатлениями.

Такой тип восприятия, как правило, складывается в результате сильных драматических переживаний. Как способ уйти от этих самых переживаний.

Человек такого типа восприятия держится отстранённо, чаще всего скрытен, застенчив, скован в движениях.

Дигитальный канал связан с ментальным телом.

Вкусовой и обонятельный каналы в НЛП относят к кинестетическому, хотя они имеют вполне самостоятельное значение. Энергетически связаны с аджной чакрой (третьим глазом). И в этом смысле ближе к видеоканалу.

На уровне соматики проявляются сложно.

Так на обонятельном канале дыхание, скорее всего, будет верхним (видеоканал), а движение глаз и жестикуляция будут соответствовать аудиальному и кинестетическому каналам восприятия.

Вкусовой канал – дыхание и жестикуляция, скорее всего, будут средними и верхними, а глаза будут смотреть вниз.

Кроме того существуют ещё: интуитивный канал, каналы сверхчувственного восприятия, сновидческие каналы.

Перечисленные в этой главе каналы восприятия, кроме дигитального, рассматриваются и отрабатываются уже на ступенях Раджа йоги.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Дигитальная репрезентативная система

Эту систему восприятия ученые выделили не так давно. Для человека с такой реперезентативной системой на первом месте, при восприятии окружающего мира, оказываются символы – слова и числа. Их тип восприятия направлен на логическое обоснование всего, что происходит вокруг. Дигиталы превосходные стратеги. Они превосходно планируют и оперируют деталями. Решение сложных задач – их конек. Информацию обрабатывают и запоминают пошагово, последовательно, методично, логично, все раскладывая по полочкам. На обработку информации им нужно определенное время. Поэтому, новые идею, ситуации, людей воспринимают не сразу. Им нужно время, чтобы обдумать и осмыслить.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]