Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Каждый день каждого человека засыпают огромным количеством информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Некоторые люди плавно проходят через этот поток знаний и успешно используют его в своих интересах. Другим сложно что-то вспомнить. Такая ситуация во многом связана с принадлежностью человека к определенному типу с точки зрения восприятия информации. Если его подать в неудобном для человека виде, то его обработка будет крайне затруднена.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латыни это слово означает «разъяснение», «изложение», «знание». Чаще всего под термином «информация» понимают новые факты, которые воспринимаются и понимаются человеком, а также признаются полезными. В процессе обработки этой впервые полученной информации люди приобретают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это познание явлений и объектов через их влияние на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, человек получает определенное представление. Следовательно, в основе процесса восприятия информации лежат наши пять чувств. При этом активно используются прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Ссылаясь на них, полученную информацию можно отнести к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации основаны на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, задумываясь, осознает, с чем он столкнулся);
  • воля (способность человека организовать процесс восприятия).
  • чувства (различные типы реакций на объекты восприятия);
  • речь (умение назвать объект восприятия);

Представление информации

С помощью этого параметра информацию можно разделить на следующие типы:

  • Текст. Он представлен в виде всевозможных символов, которые в сочетании друг с другом позволяют получать слова, фразы, предложения на любом языке.
  • Графика. Включает диаграммы, графики, рисунки и другие изображения.
  • Звук. Это непосредственно устная речь, благодаря которой информация от одного человека передается другому и различные аудиозаписи.
  • Числовой. Это информация, представленная числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны. Каждый человек старается выбрать именно тот вариант представления данных, который обеспечит их лучшее понимание.

Способы восприятия информации человеком

Человеку доступно множество таких методов. Они определяются пятью чувствами: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальный;
  • обонятельный.
  • вкусовые;
  • тактильный;
  • звук;

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, полученной в виде звуков (речь, шум, музыка, сигналы). Органы осязания отвечают за способность воспринимать тактильную информацию. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности и его форму. Информация о вкусе поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, что это за продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам познать окружающий мир, позволяя различать и идентифицировать все типы запахов. Зрение играет основную роль в восприятии информации. Это около 90% полученных знаний. Здоровый способ восприятия информации (например, радиопередача) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают только за 1%.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет: дополните контент соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

  • Почему стереотипныe лендинги и сайты конвертируют лучше?

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная определенным образом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то через минуту прочтения одной из страниц книги легко сможет рассказать содержание, а другой практически ничего не вспомнит. Но если такой человек прочитает этот же текст вслух, он легко воспроизведет услышанное в своей памяти. Такие различия определяют особенности восприятия людьми информации, каждая из которых присуща определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуальные эффекты.
  • Дискретный.
  • Кинестетика.
  • Аудиал.

Часто очень важно знать, какое восприятие информации является доминирующим для человека и чем оно характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, позволяет быстро и полно донести необходимую информацию до собеседника.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают: аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
  2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  • Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).
    Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).
  • Визуалы

    Это люди, для которых зрение — главный орган чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации. Они отлично запоминают новый материал, когда видят его в виде текста, изображений, диаграмм и графиков. В дискурсе образов часто встречаются слова, которые так или иначе связаны с характеристиками предметов своими внешними характеристиками, самой функцией зрения («мы видим», «свет», «яркий», «мы увидим» , «мне кажется»). Эти люди обычно говорят громко, быстро и одновременно активно жестикулируют. Изображения уделяют большое внимание своему внешнему виду и окружению.

    Как их беречь

    Гигиена органов чувств очень сильно влияет на их развитие и здоровье. Существует перечень основных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы беречь свои рецепторы и анализаторы. Давайте рассмотрим их для каждого органа.

    Зрение

    Для того, чтобы поддерживать нормальное состояние своих глаз, вам следует:

    • использовать хорошее освещение для чтения;
    • не курить;
    • правильно питаться;
    • посещать окулиста минимум раз в год;
    • если врач порекомендовал вам носить очки или линзы, не игнорируйте данные рекомендации;
    • линзам или очкам требуется соответствующий уход и своевременная замена;
    • умеренная коммуникация с гаджетами — не больше 5 часов в сутки;
    • ежедневная гимнастика для глаз.

    Если вы будете следовать данной не сложной инструкции, вы сможете сохранять свое хорошее зрение или даже улучшить его. Также следует учитывать, что зрение может ухудшиться за счет естественной травмы. Следовательно, не игнорируйте защитные приспособления, такие как, очки или маску, если вы работаете на заводе со сварочным или станочным аппаратом и так далее, а также старайтесь избегать контактов с ярким светом.

    Вкус

    Язык является очень эластичной мышцей и одной из самых сильных в организме. Оболочка языка очень шершавая, по причине того, что на нем расположено множество маленьких сосочков, которые служат в роли рецепторов, распознающих вкус еды. Данные рецепторы разделены на несколько типов, каждый из которых выполняет свою функцию:

    • грибовидные;
    • нитевидные;
    • желобовидные;
    • конические;
    • листовидные.

    Вот перечень правил, как беречь каждый из них:

    • мыть руки перед приемом пищи;
    • запрещено употребление горячей пищи или жидкости;
    • не разговаривать во время приема пищи, чтобы случайно не повредить рецепторы;
    • перед употреблением пищи удостоверится, что в ней не содержится опасных составляющих, например, мелких косточек.

    Обоняние

    С помощью носа мы можем не только ощущать приятные запахи. Данный орган также предупреждает нас о различных угрозах, таких как, утечка газа или пожар. Поэтому не следует пренебрегать уходом за данным органом. Вот перечень рекомендаций:

    • курение или пассивное восприятие подобного раздражителя способствует ухудшению обоняния;
    • для носа очень вредна пыль, поэтому следует проводить влажную уборку и проветривание помещений, в которых вы ежедневно находитесь;
    • избегайте контактов с резкими запахами, особенно из маленьких емкостей (чем емкость меньше, тем больше частиц в ней скапливается).

    Слух

    Для того, чтобы беречь орган слуха, вам необходимо соблюдать 3 правила:

    • не следует слушать громкую музыку;
    • старайтесь ежедневно чистить уши, используя ватные палочки, а также промывать их водой;
    • не используйте острые предметы для чистки ушей, в противном случае есть риск порвать перепонку.

    Осязание

    Кожа несет в себе главную функцию — защита большинства внутренних органов от внешних раздражителей. Благодаря коже мы различаем тепло и холод, а также чувствуем боль. Как же ее беречь?

    • старайтесь мыться каждый день;
    • следите за тем, чтобы ваша одежда была чистой;
    • также не следует покупать одежду низкого качества;
    • запрещено прикасаться к незнакомым растениям и уличным животным.

    Соблюдая данные правила, вы сможете поддерживать все ваши органы чувств в хорошем состоянии.

    Аудиалы

    людям гораздо легче усвоить то, что они услышали один раз, чем увидеть это сто раз. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их способности хорошо слушать и запоминать сказанное, будь то в разговоре с коллегами или родственниками, или на уроке в институте или мастерской. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убедить собеседника в разговоре с ним. Активному времяпрепровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

    Дискреты

    Способы восприятия информации напрямую связаны с человеческими чувствами. Большинство людей приобретают знания через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Однако к типам восприятия информации относится то, что в первую очередь связано с мышлением. Людей, которые так воспринимают окружающий мир, называют дискретными. Их довольно много, и встречаются они только у взрослых, так как у детей недостаточно развита логика. В молодом возрасте основными способами незаметного восприятия информации являются зрительный и слуховой. И только с возрастом они начинают активно размышлять над увиденным и услышанным, открывая для себя новые знания.

    Тип восприятия и обучаемость

    То, как люди воспринимают информацию, во многом определяет, какая форма обучения будет для них наиболее эффективной. Конечно, нет людей, которые получали бы новые знания исключительно с помощью органа чувств или их группы, например осязания и обоняния. Все они действуют как средство восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются доминирующими у конкретного человека, позволяет другим быстро донести ему необходимую информацию, а сам человек позволяет ему эффективно организовать процесс самообразования.

    Например, изображения должны представлять всю новую информацию в удобочитаемой форме, в виде изображений и диаграмм. В этом случае они запоминают намного лучше. Картины обычно превосходят точные науки. Еще в детстве они отлично складывают головоломки, знают множество геометрических фигур, хорошо рисуют, рисуют, строят из кубиков или строителя.

    Аудиалы, с другой стороны, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть беседа с кем-то, лекция или аудиозапись. При обучении иностранному языку для широкой публики аудиокурсы предпочтительнее печатного руководства-самоучки. Если вам все же нужно запомнить написанный текст, лучше сказать его вслух.

    Кинестетики очень подвижны. Им сложно сосредоточиться на чем-либо надолго. Этим людям сложно усвоить материал, полученный на конференции или из учебника. Процесс запоминания пойдет быстрее, если кинестетики научатся соединять теорию и практику. Им легче изучать такие науки, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон могут быть представлены как результат лабораторного эксперимента.

    Сдержанным людям требуется немного больше времени, чем другим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они должны сначала понять это, связать со своим прошлым опытом. Эти люди могут, например, записать урок учителя на диктофон, чтобы послушать его во второй раз позже. Среди дискретных людей много ученых, поскольку рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе обучения они будут ближе к тем предметам, от точности которых зависит восприятие информации, например, информатике.

    Феномен бинокулярного соперничества

    Бинокулярное соперничество возникает, когда мы видим два разных изображения в одном месте. Одно из них доминирует, а второе — подавляется. Доминирование чередуется через определенные промежутки времени. Так, вместо того, чтобы видеть комбинацию двух картинок одновременно, мы воспринимаем их по очереди, как два конкурирующих за доминирование изображения.

    В 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher) в ходе эксперимента сделали вывод о том, что если смотреть одновременно на два разных изображения, возникает эффект бинокулярного соперничества.

    В эксперименте участвовали четыре подготовленных человека. В качестве стимулов через очки с красным и зеленым фильтрами им показывали изображения лица и дома. В процессе восприятия происходило нерегулярное чередование сигналов от двух глаз. Стимул-специфичные реакции испытуемых контролировались с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

    Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно эксперименту Тонга?

    1. По данным МРТ, у всех испытуемых наблюдалось активное бинокулярное соперничество, когда им показывали разнородные картинки.
    2. В нашей зрительной системе эффект бинокулярного соперничества происходит во время процесса обработки визуальной информации. Иначе говоря, в течение короткого промежутка времени, когда глаза смотрят на два разнородных изображения, расположенных близко друг к другу, мы не в состоянии определить, что на самом деле видим.

    Дэвид Кармель (David Carmel), Михаэль Аркаро (Michael Arcaro), Сабин Кастнер (Sabine Kastner) и Ури Хассон (Uri Hasson) провели отдельный эксперимент и выяснили, что бинокулярным соперничеством можно манипулировать с помощью таких параметров стимула, как цвет, яркость, контрастность, форма, размер, пространственная частота или скорость.

    Манипулирование контрастом в примере ниже приводит к тому, что левый глаз воспринимает доминирующее изображение, в то время как правый – подавленное:

    Как контрастность влияет на наше визуальное восприятие по данным эксперимента?

    1. Манипулирование контрастом приводит к тому, что сильный стимул оказывается доминантным большее количество времени.
    2. Мы будем видеть слияние доминирующего образа и части подавленного, пока не возникнет эффект бинокулярного соперничества.

    Совет №3: не перегружайте контент; используйте тематические иконки; выделяйте ключевые моменты.

    • Все, что вам нужно знать, о принципах и типах дизайна

    Роль в общении

    Типы восприятия информации также влияют на то, как лучше всего общаться с человеком, чтобы он вас слушал. Для изображений очень важна внешность собеседника. Малейшая небрежность в одежде может отогнать его, после чего совершенно неважно, что он скажет. При разговоре с визуалом нужно обращать внимание на выражения лица, быстро говорить с помощью жестов и подкреплять разговор схематическими рисунками.

    В разговоре с одитором должны быть близкие ему слова («послушай меня», «выглядит заманчиво», «много говорит»). Восприятие информации аудитором-человеком во многом зависит от того, как говорит собеседник. Тембр голоса должен быть спокойным и приятным. Если вы сильно простудились, лучше отложить важный разговор с одитором. Эти люди также не терпят резких нот в голосе.

    Переговоры с кинестетическим средством следует проводить в помещении с комфортной температурой воздуха и приятным запахом. Этим людям иногда необходимо прикоснуться к собеседнику, чтобы они лучше понимали то, что слышат или видят. Не ждите, что кинестетик быстро примет решение сразу после разговора. Ему нужно время, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

    Диалог с сдержанным должен строиться по принципу рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для сдержанных понятнее язык цифр.

    Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

    Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

    Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

    В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

    Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

    В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

    После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

    Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

    1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
    2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
    3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

    Хорошая типографика влияет на настроение пользователей и их способность принимать решения

    Твитнуть цитату

    Совет: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

    • Анатомия шрифта: визуальный гайд по типографике
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]