В психологии восприятие — это… Ощущение и восприятие

Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый — с огнем и т. д.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 13 Июля 2013 г. 01:08 + в цитатник
Тема 4-5. Ощущение и восприятиеНет ничего в сознании, чего бы раньше не было в ощущении.
Эрнст Хайне Приходила ли вам когда-нибудь в голову мысль посчитать весь запас знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что вас окружает? Даже если бы нашелся такой желающий и сделал подсчет, то удивился бы, что запас знаний такой огромный. 
Как мы получаем знания об окружающем мире?
Самые первые знания об окружающем нас мире человек получает с помощью особых психических процессов – ощущения и восприятия. Ощущения и восприятия – это основной поставщик знаний. Благодаря им человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, температуре, гладкости, величине, объему и другим признакам. Ощущения и восприятия лежат в основе более сложных психических процессов – мышления, памяти, воображения. Благодаря накопленным представлениям, полученным через ощущения и восприятия, мы учимся приспо­сабливаться и ориентироваться в окружающем мире. Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да­ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот­ветствующую обувь. Ощущения и восприятия схожи, но между ними есть существенные различия.
^ Что такое ощущения?
Ощущения возникают при непосредственном контакте с пред­метом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым. Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали разные сорта, наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.
^ Ощущение – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается в отражении (познании) отдельных свойств этих предметов и явлений.
Слово «отдельных» подчеркните. Все окружающие предметы обладают множеством свойств. Дотроньтесь до парты. Что вы чувствуете? Дотронувшись мы получаем знания не о всей парте, а только о ее отдельных свойствах – она твердая, сухая, шероховатая. А теперь посмотрите на парту. Какая она? Через зрение мы можем сказать, что парта определенного цвета, формы (серая, грязная, исписанная, прямоугольная и т.д.). Постучите по парте. Что чувствуете? Через слух определяем, что парта деревянная и издает глухой звук. Всё это примеры отдельных ощущений, через которые мы познаем окружающий мир. Запомните:
через ощущения мы получаем информацию не обо всем предмете, а только об его отдельных свойствах.^ Механизмы возникновения ощущений.
Чтобы было еще понятнее, что такое ощущения, рассмотрим, как же происходит этот процесс. Слышали такое понятие «
анализаторы
»? Это
сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, т.е. выделяет его отдельные элементы и свойства.
Каждый анализатор приспособлен для выделения и анализа определенной информации. Самые известные анализаторы у человека: зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, тактильный – по пяти основным чувствам. Каждый анализатор имеет определенное строение: 1)
рецепторы
– органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа, мышцы); 2)
проводник
– нервные волокна от рецепторов к головному мозгу; 3)
центральные отделы
в коре головного мозга. Как происходит ощущение? Например, мы прикоснулись к парте. Рецепторы на коже пальцев получили сигнал, они передают его по проводникам в кору головного мозга, где идет сложная обработка полученной информации (собственно и происходит ощущение) и человек получает знание, что стол холодный, шероховатый и т.д. Или горячий утюг… В коре головного мозга происходит обработка информации и мгновенный вывод: горячо и больно. Тут же идет обратный сигнал: отдернуть руку. Все отделы анализаторов работают как единое целое. Если поврежден один отдел – ощущение не возникает. Например, слепорожденные никогда не узнают цветового ощущения. Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо­димся, что происходит вокруг нас и т.д. Задумайтесь, как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это неполный ответ. Человек слы­шит с помощью органа слуха, который устроен сложно. Ухо лишь его часть. Ушная раковина, или наружное ухо, — это во­ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду­ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан­ную перепонку. Колебания перепонки передаются слухо­вым косточкам и доходят до внутреннего уха. Далее по нервам импульсы достигают слухового центра, находящегося в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать звуковые сигналы. Именно так возникают ощущения. Недаром в определении отмечено, что ощущения возникают при воздействии окружающих предметов и явлений на анализаторы (органы чувств).
^ Виды ощущений.
Ощущения, как вы уже поняли, бывают разные. Выделяют основные ощущения, связанные с пятью чувствами человека.
1. Зрительные ощущения
.
Через них здоровый человек получает около 80% информации об окружающем мире – ощущения цвета и света
.
Что, благодаря зрительным ощущениям, мы можем сказать об окружающем мире?
Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве. Цвета по-разному воздействуют на человека.
^ Красный
– возбуждает, активизирует;
Оранжевый
– веселый и жизнерадостный, общительный;
Желтый
– теплый, бодрящий, кокетливый, лукавый;
^ Зеленый
– спокойный, уютное настроение;
Синий
– спокойный, серьезный, печальный, настраивает на умственную работу, если его много – вызывает холод;
Фиолетовый
– таинственный, соединение красного и синего: притягивает и отталкивает, возбуждает и грустит.
2. Слуховые ощущения.
Занимают второе место по значимости у здорового человека. Главное назначение у человека –
распознание речи и других звуковых сигналов
. Выделяют речевые, музыкальные и шумовые ощущения. Сильный шум негативно сказывается на человеке (на умственной деятельности и сердечнососудистой системе). Зачем нам два уха? Может хватило бы одного? Два уха позволяют определить направление источника звука. Если закрыть одно ухо, то чтобы определить, откуда исходит звук, придется поворачивать голову во всех направления. Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой. Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слова, а потом овладевает речью.
Задние 1.
С помощью простого опыта проверьте, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа­ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».
3. Вкусовые ощущения.
У человека на языке есть вкусовые сосочки, которые отвечают за
четыре вкусовых ощущения
. Кончик языка – распознает сладкие ощущения, задняя поверхность языка – горькие, боковины языка – соленые и кислые. По мере насыщения человека роль вкусовых ощущений возрастает, голодный же человек съест и менее вкусную еду. Пища состоит из разных компонентов и вызыва­ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер­ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо­вые ощущения не воспринимаются в чистом виде, они связаны с обонятельными. Час­то то, что мы считаем «вкусом», на самом деле является запа­хом. Например, кофе, чай, табак, лимоны стимулирует орган обоняния больше, чем орган вкуса.
4. Обонятельные ощущения.
Отвечают за
распознавание запахов.
У современного человека они играют незначительную роль в познании мира, но оказывают влияние на эмоциональный фон и самочувствие человека. При поражении зрения и слуха обонятельные ощущения приобретают важное значение. Многие животные, например, собака, живут исключительно за счет нюха. В нашем носу мембрана из чувствительных клеток, ответственная за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки, если ее расправить – закроет больше половины ее тела. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким раз­витием других органов чувств. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо­дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что­бы почувствовать запах. Существует пять основных типов запаха, которые мы можем уловить: 1. цветочный; 2. пряный (лимон, яблоко), 3. гнилостный (тухлые яйца, сыр), 4. жженый (кофе, какао), 5. эфирный (алкоголь, камфара). 
Зачем человеку вкусовые и обонятельные ощущения?5. Осязательные ощущения – комбинация кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов.
С их помощью маленький ребенок познает мир. У людей, лишенных зрений, это одно из важных средств ориентирования и познания. Например, при чтении используется шрифт Брайля. Глухие, чтобы понять, что говорит им собеседник, могут распознавать речь по движению голосовых связок (прикладывая руку тыльной стороной кисти к шее говорящего). Слепоглухонемая Елена Келлер через осязательно-двигательную систему обучения смогла полноценно существовать в обществе. Она получила образование, окончила институт, защитила диссертацию, в правительстве занимала должность по трудоустройству инвалидов. С осязанием связаны ощущения температуры, боли, давления, влажности и т.д. Это основные виды ощущений. ^ Выделяют и другие.
6. Органические – ощущения голода, жажды, сытости, удушья, боли в животе и т.д.
Рецепторы данных ощущений находятся в соответствующих стенках внутренних органов: пищевод, желудок, кишечник. Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чув­ствуем голод? Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как дума­ют многие. Ведь больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть. Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти­визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча­ние своего желудка. Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви­дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у легковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо­дания претендовала женщина в Южной Африке, которая, по ее утверждению, прожила только на воде це­лых 102 дня!
^ 7. Кинестетические (двигательные) ощущения – ощущения движения и положения частей тела
. Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка­кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга­нов чувств вы повторили движение? Это было двигательное ощущение
,
вы­званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставах. При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме­нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. 8
^ . Вибрационные ощущения – возникают при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или колеблющимися телам��.
Важную роль играют у глухих и слепых. Слепоглухие с помощью этих ощущений узнают о приближении транспорта, человека, прикасаясь к губам говорящего человека и ощущая их вибрацию, могут изучать алфавит и в дальнейшем говорить. Отдельно выделяют
субсенсорные (допороговые) ощущения.
Существуют данные, что человек с помощью обычных органов чувств может воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности, т.е. человек реагирует не только на те сигналы, которые осознает, но и на те, которые не осознает. На этом построены предчувствие, предвидение. ^ Примеры из жизни: 1. Пшоник в 1952 году проводил опыт с дочерью. На кухне во время завтрака дочь держала палец на кнопке, к которой был подведен ток. Когда загоралась лампочка, ток поступал, нужно было успеть оторвать палец от кнопки. Со временем девочка уже без лампочки отдергивала палец, реагируя на допороговые ощущения. Вместе с лампочкой Пшоник включал генератор звуков высокой частоты, не слышимые ухом, девочка реагировала на эти звуки. 2. «25 кадр». Человеческий глаз осознанно воспринимает 24 кадра в секунду, на этом построено видео. Проводился эксперимент: во время просмотра фильма в кинотеатре включали 25-й кадр с рекламой: «Купите подтяжки». Осознанно человеческий глаз не может прочитать эту надпись, но картинка кадра оставляет образ на сетчатке. Никто из зрителей не скажет, что видел эту надпись, но 15-20% зрителей шли покупать подтяжки. Этот прием запрещен.
^ Важность развития ощущений.

Что будет, если человека с рождения лишить многих ощущений?
Этот человек будет медленнее и хуже развиваться. Недаром, слепые дети позже начинают ходить, говорить. Ощущения формируются и развиваются в результате практических действий и упражнений. Поэтому
необходимо, чтобы ребенок получал максимальное количество разнообразных ощущений
(через игры, игрушки, общение). Примерами важности раннего развития ребенка служат дети-маугли. Так, в 1825 году в германском городе был найден юноша примерно двадцати двух лет. Он сторонился людей, натыкался на предметы, не реагировал на речь. Постепенно он научился говорить и рассказал, что жил в погребе и помнил руки, которые иногда появлялись и давали хлеб и воду. Раз в неделю просыпался с чувством помытости и в новом белье. Потом его вывезли на окраину и оставили. Есть люди, которые видят только два цвета или видят 40 цветов. Отчего зависит такое различие? От опыта человека. Например, 5 тыс. л.н. египтяне видели только 6 цветов. Объяснялось это особенностью расцветки ландшафта, где они жили.
^ Ощущения зависят от упражнений.
Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся многообразнее. Но для этого их необходимо развивать. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче­редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на­стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей. У слепых прекрасно развит слух, у глухих – зрение. Немцы часто своих охотничьих собак ослепляли на один глаз и одно ухо, что увеличивало их нюх и зрение. Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать.

Задание 2.
Можно проверить у вас тактильный порог различия ощущений, т.е. минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее заметное различие ощущений. Работа проводится в парах. Возьмите скрепку, распрямите ее. Один из вас закрывает глаза и протягивает руку, второй прикладывает две острые ножки скрепки к тыльной стороне руки. Сначала расстояние между ножками около 6 см, постепенно это расстояние уменьшайте до тех пор, пока у участника не появится ощущение одного прикосновения (хотя по прежнему прикасаются двумя концами скрепки). Измерьте расстояние между концами скрепки. Это ваш порог тактильной чувствительности. Чем ниже этот показатель, тем выше тактильная чувствительность.
^ Что такое восприятие?
Второй психический процесс, который отвечает за первичное познание нами окружающего мира и тесно связанный с ощущением, — это восприятие.
^ Восприятие – это психический процесс, возникающий у человека при воздействии на органы чувств предметов и явлений, который заключается вцелостном отражении (познании) этих предметов и явлений.
Слово «целостном» подчеркните. Как вы уже поняли, ощущения позволяют отражать и познавать только отдельные свойства предметов: цвета, форму, размер, гладкость, звуки, температуру и т.д. Но через ощущения полного образа предметы мы не получим. Так, если через ощущения описать лимон, то это будет что-то желтое, кислое, продолговатое, шероховатое и только. «Увидеть» целостные образ предмета нам позволяет восприятие. В ходе восприятия происходит объединение отдельных свойств предметов в единый образ. Мы видим предметы не только глазами, но и умом. В мозгу постепенно накапливается информа­ция об окружающем мире — у нас появляется опыт, которые участвует в процессе восприятия.
^ В основе восприятия лежат ощущения и прошлый опыт человека.
Посмотрите на тетрадь и опишите ее. Из чего у вас сложится ее образ? Из ощущений цвета, формы, объема, шероховатости. Почему вы уверены, что это именно тетрадь, а не мяч, рубашка? Только благодаря прошлому опыту. При восприятии знакомых предметов узнавание их происходит сразу, человеку достаточно объединить 2-3 признака. Например, у вас дома есть герань, вы знаете, как она выглядит. Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, вы узна­ете ее мгновенно. А рядом стоящее растение вы видите впервые и интересуетесь, как оно называется.
^ Виды восприятий.
По действию преобладающего анализатора существуют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное восприятие. Выделяют и более сложные виды восприятия, возникающие в результате работы нескольких анализаторов.
1. Восприятие предметов.
В восприятии предметов действуют все виды ощущений. При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо­вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос­новные признаки предмета, отбрасываем несущест­венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов узнавание происходит быстро. Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Поэтому восприятие тесно связанно с речью. Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде­ляем главный признак — указание времени. 
Все ли, что окружает человека попадает в поле его восприятия? Как происходит выбор объекта восприятия?2. Восприятие пространства,
т.е.
удаленности предметов от нас и друг от друга, их формы и величины
. Эти восприятия строятся на основе соединения зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Только накопленный опыт дает нам правильное представление о размере предме­тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска­жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы говорим: один человек близко, а другой далеко от нас. По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания с закрытыми глазами можем определить форму предмета. Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле­ние о перспективе. Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят­ся. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там?
3. Восприятие времени.
Происходит
отражение длительности и последовательности событий,
происходящих в мире. Это очень субъективный процесс. Восприятие длительности времени зависит от того, чем заполнено это время. Отрезки времени, заполненные чем-то приятным, воспринимаются как более короткие. Так по ощущениям перемена всегда пролетает мгновенно, а скучный урок длиться очень долго. Зависит от возраста: дети воспринимают время как долго тянущееся, у взрослых дни и месяца пролетают очень быстро. 
Почему, когда нам хорошо, время воспринимается как быстро пролетающее, а когда плохо или скучно – как медленно тянущееся?
Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час. У таких людей хорошо развито чувство времени. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накапливающегося опыта.
Задание 3
. Проверьте, у кого хорошо развито чувство времени. Периодически, не смотря на часы, проговаривайте, которой сейчас час, тот, кто чаще правильно угадывал (или был ближе к правильному времени), обладает прекрасным чувством времени.
4. Восприятие движения.
Происходит
отражение изменения пространственных отношений среды и самого наблюдателя
. В нем участвуют зрительные, слуховые, мышечные и другие ощущения. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит их поля наилучшего видения и заставляет передвигать глаза или голову. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на­пряжению у нас формируется представление о расстоянии. По внутренним ощущениям мы воспринимаем движения собственного тела. Воспринимая мир, человек что-то в нем выделяет, а что-то совершенно не замечает. Например, на уроке вы можете с увлечением наблюдать за происходящем за окном и абсолютно не замечать, что же там говорит преподаватель. То, что человек выделяет – это
предмет
восприятия, а все остальное – это
фон
. Иногда они могут меняться местами.
Задание 4
. Взгляните на изображение полуотвернувшейся молодой женщины. А можете заметить тут же старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник? Индивидуальное своеобразие восприятия зависит от психического состояния человека в данный момент. Если он бод­рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес­ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ­тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу­щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.
^ Иллюзии восприятия.
Иногда наши органы чувств и наше восприятие подводят нас, как бы обманывают. Такие
«обманы» органов чувств называют – иллюзиями.

^ Какой квадрат больше?

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Недаром говорят: «не верь глазам своим», «обман зрения».  Светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров. Тем­ный предмет кажется меньше светлого той же величины. Эти иллюзии объясняются тем, что каждый светлый контур предме­та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива­ет размеры изображения. Вообще, все светлые предметы кажутся нам крупнее, чем темные.
В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.

^ Какой из горизонтальных отрезков длиннее?
^ Какие из линий длиннее?

 Сравнивая две фигуры, из которых одна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими. Это хорошо видно на рисунке: верхний отрезок на нем кажется больше длиннее нижнего, хотя на самом деле они равны.  Посмотрите на рисунок, где изображены ли­нии — горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де­лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче.  О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски были горизонтальными, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «проложить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще.  Перевёртыш — вид оптической иллюзии, когда от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

^ Сколько брусков?
Можно создать такую фигуру?

 Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций: Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу – за зверя.)

^ Что видите на рисунке?

 Существует иллюзия несуществующих предметов, чаще всего основанная на ложной перспективе, неоднозначных соединениях.  Есть иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др. Порой нас обманывают и другие органы чувств.  Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.  Интересный феномен испытывают космонавты. При наступлении невесомости они переживают иллюзию переворачивания. То есть им кажется, они перевернуты головой вниз и ногами вверх, хотя на самом деле их тело располагается правильно.  Существуют целые иллюзорные произведения искусства. Они — триумф изобразительного искусства над действительностью. Пример: рисунок «Водопад» Мориса Эшера. Вода здесь циркулирует бесконечно, после вращения колеса она течет дальше и попадает обратно в исходную точку. Если бы такую конструкцию можно было бы построить, то был бы вечный двигатель! Но при более внимательном рассмотрении картины видим, что художник обманывает нас, и любая попытка построить эту конструкцию обречена на неудачу. Задание 5.
Иллюзии восприятия бывают у всех людей. Попросите друзей посмотреть на эти рисунки, и у них они вызовут те же иллюзии, что и у вас.

Какой из центральных кругов больше?Какой из вертикальныхотрезков длиннее?
^ Параллельны ли линии?Сколько ног у слона?

Новые понятия
:
восприятие, ощущение, кинестетические, органические, вибрационные ощущения, иллюзии восприятия. Проверочные вопросы.

  1. Что такое ощущение и восприятие?
  2. В чем сходство и различие этих процессов?
  3. Каковы физиологические механизмы возникновения ощущений?
  4. Какие виды ощущений и восприятия вы знаете? Что они означают?
  1. Какую роль играют ощущения и восприятия в нашей жизни?
  2. Что представляют собой иллюзии восприятия? Приведите примеры иллюзий.
  3. Опишите, из каких ощущений складывается образ восприятия сосны.
  4. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо?
  5. Выберите верный ответ.

9.1. При тренировке чувствительность органов чувств:
а) не изменяется; б) улучшается до определенного предела; в) улучшается без предела; г) ухудшается.
9.2. Восприятие предметов больше всего зависит:
а) от качества ощущений и опыта человека; б) от темперамента и характера человека; в) от движения или покоя этих предметов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания. Проверочные задания.Литература
1. Рогов Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001. 2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999. 3. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: Мир книги, 2007. 4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущение 6. https://www.effecton.ru/185.html 7. https://www.e-psy.ru/html/publish/st6.html 8. https://works.tarefer.ru/70/100071/index.html 9. https://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id=8872 10. https://psi.webzone.ru/tema/tema8.htm 11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие 12. https://net22.ru/category/vospriyatie/ 13. https://azps.ru/articles/proc/indexvo.html
Иллюзии восприятия
1. https://www.psy.msu.ru/illusion/ 2. https://vadim-andreev.narod.ru/ufo/iluzia.htm 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Оптические_иллюзии 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия
Развитие ощущений и восприятия
1. https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_13b.shtml 2. https://psyvision.ru/help/psy-psy-psy/5-psyhology/263-popsnsferalich
Диагностика ощущения и восприятия
1. https://pro-psixology.ru/psixologiya-metodicheskie-…perceptivnyx-sposobnostej.html Это интересно знать
^ Можно ли совершенствовать свое восприятие?
Свое восприятие вы можете улучшить. Чтобы стать наблюдательным, сделайте следующее.

  1. Внимательно послушайте, как отвечает на уроке ваш товарищ, который учится лучше вас и всегда получает отличные оценки. Постарайтесь подражать ему и только после этого выработайте свою манеру ответов на вопросы учителя.
  2. При подготовке к урокам учитесь выделять в материале главное и акцентируйте на нем свое внимание.
  3. Подбирайте свои примеры для иллюстрации правил и законов, которые вы изучаете.
  4. Научитесь анализировать свою активность на уроке и в общественных мероприятиях и отмечать особенности своего восприятия, сравнивая его с восприятием своих одноклассников.

5. Для тренировки наблюдательности предлагаем вам простое упражнение. а) вспомните, кто отвечал на уроке сегодня? А вчера? б) на какие вопросы отвечали ученики? в) какие действия совершал учитель? г) какую они имели цель? д) знаете ли вы, сколько в вашем классе блондинов и брюнетов? Старайтесь систематически тренировать и развивать свою на­блюдательность, уделяя этому хотя бы несколько минут каждый день.[/td]

Рубрики:Психология. Тренинг воображения, головоломки, шахматы Познание мира и себя

Метки:
восприятие

Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Механизм ощущений

Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

↑ Интуиция

Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция.
Интуиция

— непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.

Интуиции в познании большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

  1. Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
  2. Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
  3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Разновидности умозаключений:

  1. Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
  2. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
  3. То, которое получается по аналогии.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Так, например, фразы типа: «соленая шутка», «горький упрек», «жалящая речь», «сладкая ложь» и тому подобные — обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

↑ Понятие «познание».

Познание —
это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении. Изучением теории познания занимается
гносеология
— это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.

По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Гностицизм

— философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).

Оптимизм —

философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм

— философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Релятивизм

— философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм

— направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Определение

Ощущение — это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.

Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания

– познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания

– то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания

— приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания

— знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического

. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание

является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]