- 10 Октября, 2018
- Психологические термины
- Сергей КостюченкоЖелязков
Перцептивность – это отображение ситуаций действительности, при котором многое зависит от индивида. Такое отображение необходимо, чтобы формировать образ предметов. Что касается психологии, подобное явление позволяет понять, как человек видит проблему и какие выводы он делает в результате общения с окружающими людьми.
Основные понятия
Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.
Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.
Общие характеристики и физиологические основы восприятия
Восприятие — это сложная система процессов получения и преобразования информации, обеспечивающая организму образ объективной реальности и ориентацию в окружающем мире. Он является отправной точкой познавательного процесса вместе с ощущением, которое обеспечивает его исходным сенсорным материалом. Физиологической основой восприятия являются процессы в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием стимулов в нервных окончаниях, присутствующих в органах чувства, происходят нервные возбуждения, которые передаются по проводящим путям к нервным центрам и, наконец, к коре головного мозга. Здесь он идет к проекции (сенсорные) области коры головного мозга, которые, как центральная проекция нервных окончаний, присутствующих в органах смысле.
Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Действительно, ощущения формируются на уровне предлагаемой схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия вовлечены в процесс формирования целостного образа на дальнейших этапах, когда возбуждение из проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира. Поэтому зоны интегрирования коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, можно назвать зонами восприятия. Их функции существенно отличаются от функций проекционных зон. Это различие становится очевидным, когда нарушается та или иная зона. При нарушении функции зрительной зоны проекции возникает так называемая центральная слепота, т.е. когда периферия — органы чувств — полностью лишена зрительных ощущений, человек ничего не видит.
Когда интегративная зона повреждена или нарушена, человек видит отдельные точки света, некоторые контуры, но он не распознает то, что видит. Он больше не понимает, что на него влияет, и не распознает даже знакомые предметы. Когда нарушаются зоны слуховой интеграции, люди больше не понимают человеческую речь. Такие расстройства называются агнозиями (расстройствами, приводящими к невозможности познания) или агнозиями. Физиологическая основа познания еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной функцией, с эмоциональным переживанием, с разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, нервные возбуждения, вызванные внешними стимулами, начавшись в органах чувств, передаются на нейроны узнавания соответствующих центров мозга, где они покрывают различные зоны коры и языковых центров и взаимодействуют с другими нервными возбуждениями. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической активности мозга. Значимое восприятие без анализа невозможно.
Разновидности перцепции
Психологи классифицируют перцепцию в зависимости от задействованного органа восприятия следующим образом:
- Зрительная перцептивность – это вид перцепции, при которой глаза совершают скачкообразное движение – таким образом люди обрабатывают информацию, которую они получили. Когда движение глаз останавливается, начинается зрительное восприятие. На подобный тип перцепции влияют ранее выработанные стереотипы. К примеру, когда человек привык бегло просматривать текст, ему будет трудно полноценно прорабатывать изучаемый материал. Он может не замечать большие абзацы, а если его спросят, говорит, что в книге их не было.
- Слуховая перцептивность в психологии – это способ восприятия, при котором важную роль играет мелодическая и фонематическая система. При этом задействуются моторные компоненты (они выделены в отдельную полноценную систему – к примеру, пропевание мелодии позволяет развить музыкальный слух).
Также существуют следующие виды перцепции, в которых отражение информации происходит за счет понимания, а не органов чувств. Это перцепция направления и расстояния предметов, которые располагаются на расстоянии, и перцепция времени, то есть последовательность и скорость событий.
Суть перцепции времени заключается в том, что у всех людей внутренние часы разные. Нередко они не совпадают с суточными ритмами. Чтобы воспринимать подобные ритмы, человек пользуется дополнительными анализаторами.
Понятие сенсорно-перцептивного процесса
Определение 1
Сенсорно-перцептивные процессы – это те процессы, которые посредством органов чувств человека обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира.
Жизнь человека – это сплошные действия, которые сопровождают его с момента рождения и до конца жизни. Среди них есть такие, которые получили название перцептивные.
Определение 2
Перцепция – это восприятие или способность человека отражать окружающие предметы и ситуации.
Восприятие позволяет познавать окружающую действительность и способствует формированию индивидуального её понимания. Каждый человек окружающую действительность воспринимает по-своему. Тем не менее, несмотря на разное восприятие, люди в своем развитии проходят определенные стадии, сопровождающиеся конкретными, т.е. перцептивными действиями. Они являются составными частями структуры процесса восприятия и деятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Восприятие и деятельность неразрывно связаны между собой. Формирование и развитие перцептивных действий осуществляется в процессе обучения и делится на три этапа:
- первый этап связан с детским возрастом, когда ребенок начинает выполнять действия с незнакомыми предметами происходит формирование адекватного образа предмета и в дальнейшем становится сенсорным эталоном;
- второй этап связан с перестройкой сенсорных процессов и под влиянием практической деятельности они становятся перцептивными действиями, идет знакомство с пространственными свойствами предметов;
- третий этап характеризуется сокращением и сворачиванием внешних действий, которые становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания.
У ребенка к этому времени система сенсорных эталонов уже сформирована, например, система геометрических фигур. Благодаря эталонам сенсорно-перцептивные действия меняются и их процесс построения образа превращаются в процесс опознания.
Социальная перцепция
Развитие и зарождение взаимодействия людей возможно при условии взаимопонимания. Важно, чтобы люди понимали не только окружающих, но и свою личность. Это возможно за счет процессов коммуникации и отношений, формирующихся между людьми в процессе беседы. Также важно учитывать методы, используемые для реализации совместной деятельности.
Обязательной составляющей общения считается процесс познания. Подобная составляющая является перцептивным аспектом общения. Ученые считают социальную перцепцию важным и серьезным явлением психологии. Впервые подобное определение ввел Д. Брунер (он сформировал другой взгляд на восприятие человеком различных субъектов).
Закон перцепции
Восприятие — это чувственное отображение предмета или явления. Общение как перцепция — это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом. А процесс восприятия, согласно закономерности социальной перцепции, строится в форме суждения об объекте. Известный психолог Н.Н Ланге разработал специальный закон перцепции, согласно которому восприятие – это быстрая смена определенного обобщенного восприятия предмета более конкретным.
Механизмы перцепции
Социальная перцептивность – это определение чувств собеседника. Механизм прост: человек вступает во взаимодействие с собеседником как личность (именно так его воспринимают собеседники).
Общение – важный механизм. Суть его в том, что собеседники пытаются понять друг друга. Общение опосредуется не только наличием системы понимания информации, но и особенностями восприятия собеседника.
Общение подразумевает присутствие межличностного восприятия, то есть выработку первых впечатлений о собеседнике. Поэтому психологи выделяют несколько механизмов перцепции, являющиеся специфическими методами, которые подразумевают оценивание и анализ поведения собеседника. Наиболее распространенными механизмами считаются идентификация, казуальная атрибуция и социальная рефлексия.
Что касается казуальной атрибуции, то ее суть в анализе реакции на поведение собеседника, то есть человек строит предположения, почему его собеседник ведет себя так, а не иначе. При этом человек основывается на схожести поведения собеседника с людьми, с которыми он общался раньше, или использует собственный опыт.
При казуальной атрибуции используется принцип аналогии. Она зависит от того, как человек, оценивающий поведение собеседника, воспринимает сам себя. Суть идентификации заключается в том, что человек пытается понять собеседника, строя предположение о том, каково его душевное состояние, пытаясь поставить себя на место того, с кем он общается.
Идентификация позволяет понять ценности собеседника, его поведение и привычки. Она имеет особый смысл в подростковом возрасте и юношестве, потому что в этот период создаются взаимоотношения между подростком (юношей) и обществом.
Под социальной рефлексией понимается процесс и результат самовосприятия человека. Основной инструмент социальной рефлексии – осмысление человеком своих личностных характеристик. Он пытается понять, как они выражаются в реакции на поведение собеседника, и как их воспринимают окружающие.
Суть эмпатии в том, что человек сопереживает собеседнику и пытается понять его внутреннее состояние. Эмпатия основана на понимании переживаний собеседника, а также понимании того, каким образом он оценивает происходящее. Эмпатийность – важная профессиональная черта педагога или психолога.
Понятие о восприятии. Перцептивные действия.
Восприятие (перцептивный процесс) – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в единый образ, но и осмысливаем этот образ, привлекая прошлый опыт, т.е. восприятие неразрывно связано с памятью и мышлением. Таким образом, восприятие участвует в приеме информации и вместе с ощущениями обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире.
Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).
Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки.
Выделяются 4уровня перцептивного действия:
1) обнаружение (есть ли стимул?);
2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным;
3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти;
4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.
Перцептивные действия – это основные структурные единицы процесса восприятия у человека. Они связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.
Перцептивные действия, служащие для построения одного и того же образа перцептивного, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.
Общие свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция.
Свойства восприятия. Наиболее важные свойства восприятия – предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира.
Другая особенность восприятия – его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Константность восприятия. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность восприятия – необходимое условие жизни и деятельности человека. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.
Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, его прошлого опыта, от особенностей его личности носит название апперцепции. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий.
Проявление первого впечатления
Психологи выделяют следующие факторы, от которых зависит, какое впечатление сложится о человеке:
- Превосходство обычно наблюдается, если человек, превосходящий своего собеседника, высоко оценивается и по другим характеристикам. В результате происходит пересмотр оцениваемого человека. Этот фактор в первую очередь зависит от неуверенного поведения наблюдателя. Так что в экстремальных ситуациях многие люди доверяют тем, к кому до этого не решились бы подойти.
- Привлекательностью объясняются свойства перцепции для собеседника, внешние данные которого привлекательны. Основная ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что психологические свойства человека, который выглядит привлекательно, люди нередко переоценивают.
- Фактор «отношение» подразумевает, что человек воспринимает собеседника в зависимости от того, как тот к нему относится. Основная ошибка здесь заключается в склонности переоценивать собеседника, который соглашается с мнением или настроен дружелюбно.
Физиологические механизмы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является сложная аналитическая и синтетическая активность анализаторов. Поскольку отношения между частями и свойствами объекта устанавливаются в процессе восприятия, одним из физиологических механизмов восприятия является формирование условных рефлексов к отношениям. Когда на анализатор постоянно воздействует система стимулов, действующая в определенной последовательности, реакция начинает зависеть не от одного стимула, а от специфики отношений стимулов, их соотношений. И.П. Павлов открыл рефлексивные основы восприятия. Он показал, что восприятие основано на условных рефлексах, то есть на временных нервных связях, образующихся в коре головного мозга больших полушарий под воздействием рецепторов объектов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве сложных стимулов, поскольку сложные процессы анализа и синтеза происходят в ядрах корковых секций анализаторов во время обработки вызванного ими возбуждения. С практической точки зрения, основной функцией восприятия является распознавание объектов, т.е. их отнесение к той или иной категории: это машина, это собака, это ягоды и т.д. Аналогично с признанием. Так что же такое признание и каковы его механизмы? Распознав объекты, можно сделать вывод о многих скрытых свойствах объекта. Если это автомобиль, то он сделан из железа и может управляться. Если это собака, она может выполнять функции безопасности. Поэтому, если оно делает что-то не так и т.д., оно может преследовать людей. Поэтому распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы сенсорного представления свойств объектов.
Сегодня принято различать несколько этапов в процессе распознавания объектов, одни из которых являются предварительными, другие — окончательными. На предварительных этапах система восприятия использует информацию, поступающую от сетчатки глаза, и описывает объект на языке элементарных компонентов, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описанием форм различных типов объектов, хранящихся в зрительной памяти, и подбирает наиболее подходящее для него. В процессе распознавания большая часть информации недоступна для сознания как на предварительной, так и на завершающей стадиях распознавания. Результатом восприятия является ощущение (например, ощущение яркости, громкости, солености, высоты звука, равновесия и т.д.), в то время как результатом восприятия является образ, который включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием объекту, явлению или процессу.
Для того чтобы объект был воспринят, необходимо провести в отношении этого объекта ответную деятельность, направленную на его исследование, построение и уточнение изображения. Одним из важнейших физиологических механизмов восприятия является формирование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлексивных связей между анализаторами. Образ, формируемый в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, согласованную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, кто из них работает более активно, обрабатывает больше информации, получает важнейшие признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, существуют различные типы восприятия. Человеческое восприятие всегда связано с активностью второй сигнальной системы (речи). Человек не просто смотрит на объекты и пассивно реагирует на них. Определяя и комбинируя наиболее значимые из них, он всегда обозначает воспринимаемые объекты словом и таким образом получает более глубокое знание их свойств. С помощью слов воспринимаемые объекты обретают смысл.
Развитие перцептивных навыков
По мнению психологов, для дружеского общения и взаимной симпатии достаточно простой улыбки. Чтобы развивать перцептивные навыки, психологи рекомендуют научиться улыбаться. Мимика позволяет получить информацию о чувствах человека, поэтому если научиться ее контролировать, можно улучшить навыки перцепции.
Методика Экмана позволит научиться отличать проявления эмоций и совершенствовать навыки восприятия. Суть ее в том, что на лице можно выделить три зоны (лоб и глаза, рот и подбородок, а также нос). Именно в этих зонах отмечается проявление основных эмоций (грусть, радость, страх и так далее).
Несколько слов о ролевых принципах поведения
Отдельно стоит сказать о ролевых принципах поведения. Так, ролевой принцип перцептивности состоит в том, что роль человека должна позитивно восприниматься его собеседниками, а он, в свою очередь, должен позитивно воспринимать их интересы.
Принцип интерактивности заключается в том, что исполнение человеком определенной роли в обществе должно упрощать регуляцию поведения его собеседников за счет воздействия на его цели и мотивы. Так же, как и ролевой принцип перцептивности, он подразумевает, что надо учитывать интересы собеседника.