Лекция №4 Эмоциональные процессы и состояния для дисциплины ОП.02 Психология


Введение

Учебник, который вы сейчас держите в руках, адресован всем тем, чья деятельность (в будущем или настоящем) связана с об­щением, всем, кто по роду своего занятия должен эффективно и грамотно общаться с людьми, кто стремится совершенствовать межличностные отношения.

Содержание учебника соответствует требованиям Государствен­ного стандарта профессионального образования.

Основной целью учебной дисциплины, которую вам предсто­ит изучить, является формирование профессионала с определен­ными психологическими и нравственными качествами, необхо­димыми в повседневной деятельности.

Немецкий филолог, философ, языковед Вильгельм Гумбольдт (1767—1835) отметил, что для человека нет ничего более инте­ресного, чем люди. Мы ежедневно общаемся с людьми (дома, на работе, в транспорте, магазине), взаимодействуем с ними и пы­таемся сделать выводы о поведении окружающих. Так, например, мы умеем «читать» по внешним проявлениям — мимике, голосу и пытаемся определить эмоциональное состояние другого человека. С раннего детства малыши очень по-разному ведут себя и разгова­ривают с бабушкой, с папой, с мамой. Они рано начинают пони­мать, в какой момент можно подойти с просьбой (потребовать), а когда нужно промолчать или отложить просьбу до лучших вре­мен. Как видите, повседневный опыт подсказывает нам разные тактики поведения, и в этом смысле мы можем смело назвать себя психологами.

Умение различать настроение других людей, особенности их характера и поведения в общении относится к области житейской психологии. Официальная наука опирается на житейскую психо­логию и появилась лишь в последней четверти XIX века (в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт основал в г. Лейпциге первую лабо­раторию экспериментальной психологии).

Слово «психология» происходит от греческих слов: psyhe

(душа) и
loqia
(наука, понимание) — и означает «наука о душе». Древняя и молодая, полная тайн и загадок, она приковывает внимание мыслящих людей.

В настоящее время психология

— то наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология представляет собой разветвленную систему наук, в ней выделяются относительно самостоятельные подотрасли: возрастная психология, педагогическая, медицинс­кая, военная, социальная, психология управления и другие.

В учебнике рассматривается социальная психология, изучаю­щая закономерности общения, межличностного познания и груп­пового поведения, а также раскрывается значение этики и дело­вой культуры при установлении контактов. Знание психологии, этики общения и культуры поведения всегда востребованы и прак­тически необходимы.

К началу XXI века было сделано множество замечательных от­крытий в различных областях науки: физике, химии, генетике, медицине, но человек до сих пор остается самой сложной и не­познанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа — потем­ки» еще долго останется актуальной. Ведь даже интерес к себе у человека имеет две стороны. С одной стороны, его интересует он сам. Вспомните, как на общегрупповой фотографии мы ищем свое лицо: «Как получился?» С другой стороны, не всегда хотим (не всегда стремимся, опасаемся) получить представление о себе, увидеть негативные стороны, узнать «горькую» правду. Мы охотно замечаем недостатки другого, объясняем плохое поведение парт­нера его изъянами и в то же время неохотно обсуждаем свои не­достатки, а недостойное поведение (конечно, не характерное для нас) объясняем (оправдываем) внешними обстоятельствами: «так звезды легли», «жизнь заставила»… Исследования, проводимые психологами и социологами, показывают, что мы в большей сте­пени озадачены тем, как изменить других людей. Причины своих личных неудач и неблагополучия ищем в других людях, в сложив­шихся ситуациях и обстоятельствах, но не в себе.

Каждый человек уникален, неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых усло­виях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека — вот основные задачи

изучаемой дисциплины. Эти задачи могут быть легко решены при грамотном построении деловых отношений.

Деловые отношения

относятся к типу общественных отноше­ний и рассматриваются как взаимосвязи между партнерами, кол­легами, возникающие в процессе совместной деятельности и в коллективе. При деловых отношениях работники должны ориен­тироваться на партнера, на потребителя, что, в свою очередь, повышает интерес к профессиональной деятельности. Деловые от­ношения тесно связаны с общением.

Общение

— это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений и культу­рой речи для того, чтобы кратко и точно, выразительно и доход­чиво передать собеседнику свою мысль. В нем раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание и понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с
культурой
поведения, т.е. с такими поступками и формами общения людей, которые основаны на нравственности, эстетическом вкусе, а так­же соблюдении определенных норм и правил.

Вопросы для самопроверки

1. Народные поговорки, пословицы, сказки и мифы, притчи служат истоками психологических теорий и отраслей психологии.

Приведите примеры метких пословиц и поговорок, в которых отра­жаются знания житейской психологии.

2. Меняется ли ваше поведение в зависимости от того, с кем вы об­щаетесь?

3. Умеете ли вы принять замечание с достоинством и должным об­разом отреагировать на него?

Не спешите с ответами, задумайтесь над своим поведением и постарайтесь критически (как бы со стороны) оценить его. Учеб­ник поможет вам разобраться в хитросплетениях межличностного общения, в котором необходимо не только знать свои сильные и слабые стороны, но и научиться переводить слабые стороны в сильные.

Список всех эмоций (самые частые)

Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:

  1. Гнев. Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам не делать то, что вы хотите? Как вы себя чувствуете? Ваша кровь начинает кипеть, ваша температура поднимается? Обычно так описывают гнев. Ваше тело реагирует на то, что происходит не по-вашему, и это попытка исправить данную ситуацию;
  2. Грусть. Если вы пропустите крайний срок, получите плохую оценку или не выполните работу, вы, вероятно, расстроитесь. Грусть случается, когда мы недовольны собой, нашими достижениями или поведением кого-то еще вокруг нас. Грусть может быть полезна для переживания, поскольку указывает на то, что мы увлечены чем-то. Она может быть отличным катализатором для достижения изменений;
  3. Радость — чувство восторга, счастья и, возможно, даже эйфории, часто воспринимаемое как внезапный всплеск из-за чего-то хорошего;
  4. Надежда — это чувство оптимизма и предвкушение позитивного будущего;
  5. Гордость — чувство одобрения себя и удовольствия в достижении, навыке.

Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.

Список эмоций и чувств человека, поможет разобраться в своем внутреннем состоянии. При помощи этой таблицы можно разделить наши эмоции на определенные группы, чтобы понимать глубже свой внутренний мир и вовремя остановиться если ситуация выходит из-под контроля

Глава 1. ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Проще что-то сделать сразу хорошо,

чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

Лонгфелло (1807—1882), американский поэт

В настоящее время уделяется пристальное внимание изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры этих отношений. Этика охватывает широкий круг вопросов, ее необходимо учитывать в отношениях внутри одной организации и между организациями. Без соблюдения деловой этики и культуры поведения большинство людей в коллективе чувствуют себя дис­комфортно, незащищенно.

Важнейшей стороной профессионального поведения является деловой этикет, который приписывает нормы поведения на рабо­те, на улице, в гостях, в транспорте и т.д. Речевой этикет, искус­ство ведения телефонных разговоров, правила переписки и вне­шний вид служат признаками вашей воспитанности, респекта­бельности и уверенности в себе.

Помните, что в деловых отношениях мелочей не бывает.

1.1. Общие сведения об этической культуре

Как известно, человек в течение жизни вступает в деловые от­ношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отноше­ний является мораль, в которой выражены наши представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет и к чему надо стремиться. Че­ловек может сделать общение эффективным, достичь определен­ных целей, если он правильно понимает моральные нормы и опи­рается на них в деловых отношениях. Если же он не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

Кто же создал правила человеческого поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое — осуждается? На эти вопросы отвечает этика.

Этика

— это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» происходит от гречес­кого слова
«ethos»
(«этос») — обычай, нрав. Термин «этика» был введен Аристотелем (384—-322 гг. до н.э.) для обозначения уче­ния о нравственности, причем этика считалась «практической философией», которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?»

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали. Но поз­же, с развитием науки и общественного сознания, за ними за­крепилось различное содержание.

Мораль

(от лат.
moralis~
нравственный) — это система этичес­ких ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

Важнейшими категориями этики

являются: «добро», «зло», «от­ветственность», «справедливость», «долг».

«Добро» и «зло» — показатели нравственного поведения, именно через их призму происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Этика рассматривает «добро» как объективное мо­ральное значение поступка. Оно объединяет совокупность поло­жительных норм и требований нравственности и выступает как идеал, образец для подражания. «Добро» может выступать как доб­родетель, т.е. являться моральным качеством личности. «Добру» противостоит «зло», между этими категориями с основания мира идет борьба. Часто мораль отождествляется с добром, с положи­тельным поведением, а зло рассматривается как аморальность и безнравственность. Добро и зло — противоположности, которые не могут существовать друг без друга, как свет не может суще­ствовать без тьмы, верх без низа, день без ночи, но они тем не менее не равнозначны.

Действовать в соответствии с моралью — значит выбирать между добром и злом. Человек стремится построить свою жизнь таким образом, чтобы уменьшить зло и умножить добро. Другие важней­шие категории морали — долг и ответственность — не могут быть правильно поняты и тем более не могут стать важными принци­пами в поведении человека, если он не осознал сложность и труд­ность борьбы за добро.

Нормы морали получают свое идейное выражение в заповедях и принципах о том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел бы, чтобы они посту­пали по отношению к тебе». Это правило появилось в VI—V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных куль­турных регионах — Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придава­лось большое значение, В наши дни оно также остается актуаль­ным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других и составляет основу морали и нрав­ственности.

В Евангелии от Матфея сказано: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (гл. 7 ст. 12).

Нравственная жизнь человека и общества разделяется на два уровня: с одной стороны, то, что есть: сущее, нравы, фактичес­кое повседневное поведение; с другой стороны, то, что должно быть: должное, идеальный образец поведения.

Нередко в деловых отношениях мы сталкиваемся с противо­речиями между сущим и должным. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, как говорят, должным об­разом, с другой — желает удовлетворить свои потребности, ре­ализация которых часто связана с нарушением нравственных норм. Эта борьба между идеальным и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который острее всего про­является в этике деловых отношений, в деловом общении. По­скольку этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, то под этикой делового общения

понимается совокупность нравствен­ных норм и правил, регулирующих поведение и отношения лю­дей в профессиональной деятельности. Поэтому при изучении курса «Деловая культура и психология общения» мы будем гово­рить о том, как должно поступать в деловых отношениях, для того чтобы вы об этом знали, постарались принять и действова­ли соответственно.

Нормы и правила поведения, действующие в обществе, пред­писывают человеку служить обществу, согласовывать личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на тради­ции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом.

Одним из основных элементов культуры делового общения является нравственное поведение людей. Оно опирается на обще­человеческие моральные принципы и нормы — уважение человеческого достоинства, честь, благородство, совесть, чувство долга и другие.

Совесть — это моральное осознание человеком своих действий, благодаря чему мы контролируем свои поступки и даем оценку своим действиям. Совесть самым тесным образом связана с долгом. Долг

— это осознание добросовестного исполнения своих обя­занностей (гражданских и служебных). Например, при наруше­нии долга, благодаря совести, человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой.

Для морального облика человека огромное значение имеет честь,

которая выражается в признании моральных заслуг человека, в репутации. Честь офицера, честь бизнесмена, рыцарская честь — именно она требует от человека поддерживать репутацию соци­альной или профессиональной группы, к которой он принадле­жит. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, быть прав­дивым, справедливым, признавать свои ошибки, быть требова­тельным к себе.

Достоинство

выражается в самоуважении, в осознании значи­мости своей личности; оно не позволяет человеку унижаться, льстить и угодничать ради своей выгоды. Однако чрезмерное чувство собственного достоинства не очень украшает человека. Спо­собность личности быть сдержанной в обнаружении своих досто­инств называется
скромностью.
Человеку, который чего-то стоит, нет нужды выставлять напоказ свои достоинства, набивать себе цену, внушать окружающим представление о собственной неза­менимости.

Неотъемлемой частью культуры делового общения является благородство.

Благородный человек верен своему слову, если даже оно дано врагу. Он не позволит грубость по отношению к малоприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсут­ствии. Благородство не требует огласки и благодарности за по­мощь и сочувствие.

Вопросы для самопроверки

1. Как возникли и что выражают термины «этика» и «мораль»?

2. Что такое «добро» и «зло»?

3. Сформулируйте «золотое правило нравственности».

4. Какие основные элементы входят в понятие «культура делового общения»?

1.2. Профессиональная этика

На Востоке и в Западной Европе с древних времен большое значение придавали необходимости учитывать этические нормы и ценности в деловом общении. Особенно подчеркивалось их вли­яние на эффективность ведения дел.

Профессиональными моральными нормами

были и остаются веж­ливость, предупредительность, тактичность, трудолюбие.

Вежливость

— это выражение уважительного отношения к дру­гим людям, их достоинству. В основе вежливости лежит доброже­лательность, которая проявляется в приветствиях и пожеланиях. Например, мы желаем доброй ночи, доброго утра, успехов, здо­ровья и т.п. Широко известны слова испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) о том, что ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Вежливый че­ловек — это
предупредительный
человек, он стремится первым оказать любезность, первым уступит место в транспорте, подер­жит дверь.

Сродни вежливости нравственная норма — корректность,

ко­торая означает умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и особенно в конфликтных. Корректное поведение проявляется в умении выслушать партнера, в стремлении понять его точку зрения. Вежливость обусловливается
тактом
и
чувством меры.
Быть тактичным — значит умело сделать замечание, не унижая достоинство человека, предоставить ему возможность выйти из затруднения с честью.

Совокупность моральных норм, определяющих отношение че­ловека к своему профессиональному долгу, входит в понятие про­фессиональная этика.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные тре­бования, требует высокой квалификации работников при ис­полнении своих профессиональных обязанностей. Это относит­ся к работающим в сфере услуг, на транспорте, в здравоохра­нении, в области управления, воспитания и им подобных, так как объектами деятельности этих профессиональных групп являются люди.

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобра­зием профессиональной деятельности и имеет свои специфичес­кие требования в области морали. Например, профессиональная этика воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Своеобразие медицинской этики ориентировано на здоровье че­ловека, его улучшение и сохранение. Однако любая специфика профессиональной этики невозможна без учета общечеловечес­ких ценностей и этических норм. Рассмотрим профессиональную этику на примере.

Независимо от социального положения и возраста мы все яв­ляемся покупателями. Чего хочет покупатель от продавцов? Во-первых, приобретения качественного, модного, удобного това­ра по приемлемой цене. Во-вторых, компетентности, вниматель­ного и вежливого отношения к себе при выборе покупки. Следо­вательно, задача продавца состоит в удовлетворении запросов и

желаний потребителя. Поэтому важнейшими требованиями про­фессиональной этики работника торговли по отношению к по­купателю являются внимательность, вежливость, доброжелательность.

Деловое отношение продавца и покупателя начинается с при­ветствия, которое обязательно должно сопровождаться улыбкой. За приветствиями следуют слова: «Пожалуйста, что вас интересу­ет?» или «Я вас слушаю». Если продавец уже обслуживает клиен­та, он должен извиниться и попросить подождать, а не говорить: «Вы что, не видите, что я занята». Освободившись, продавец вы­ясняет, какой товар нас интересует и по какой цене, после чего сообщает характеристики имеющихся товаров.

Продавец-профессионал должен учитывать пол, возраст поку­пателя и стремиться определить его психологические особеннос­ти (агрессивность, уравновешенность, решительность — нерешительность, доверчивость — недоверчивость). Установлено, что в магазине различается поведение молодых и пожилых людей, муж­чин и женщин. Например, мужчины посещают магазин целенап­равленно, они знают, что им нужно купить, и при наличии това­ра покупают его. Они в большей степени, чем женщины, подвер­жены влиянию продавца и часто ожидают от него совета, ориен­тируются на его мнение. Женщины в своем выборе полагаются на себя; они долго рассматривают изделие и поэтому не рекоменду­ется их торопить.

Профессионализм продавца усиливается его этической воспи­танностью, которая проявляется в речи, мимике, жестах; гру­бость, вульгарность и раздражительность недопустимы. Прода­вец обязан быть сдержанным в различных ситуациях, например когда покупатель долго рассматривает товар, расспрашивает и интересуется подробностями, хотя покупать данный товар не со­бирается. Он должен быть сдержан даже с невоспитанным и аг­рессивным покупателем, поскольку ответ грубостью на грубость не дает положительного эффекта. Наоборот, атмосфера стано­вится напряженной, назревает конфликт, который нередко вле­чет вмешательство администрации. Окончанием общения про­давцов с нами, покупателями, является прием оплаты за выб­ранный товар и его упаковка, после чего продавец должен по­благодарить за покупку.

В свою очередь нам, покупателям, не надо забывать о вежливо­сти, о сдержанности своих негативных эмоций и плохого настро­ения.

Особое место в этике торговли занимает требование к внешне­му виду и одежде. Безвкусная и неопрятная одежда, непричесан­ные волосы и грязные руки могут отвратить покупателя от покупки и посещения магазина. Кроме того, работникам торговли не­обходимо следить за своей речью при общении не только с поку­пателями, но и между собой!

Итак, если сферой вашей деятельности являются люди, то, несмотря на специфику профессии, всегда нужно обращать вни­мание на правила и нормы поведения, на обязанности по отно­шению к клиенту, к коллегам; уметь владеть собой, быть терпели­вым, внимательно выслушивать посетителя, а также иметь надле­жащий внешний вид и владеть культурой речи.

Эмоции и чувства – взаимодействие с точки зрения психологии

Озвучу еще одну составляющую связи эмоции и чувства. Эмоция может быть использована, как искра зажигания для возникновения чувства, но здесь все зависит от воли человека. Вспыхнувшая эмоция быстро затухает, но если ее использовать для возбуждения чувства, то эмоция переходит в состояние души, быстро и безболезненно.

Например, любовь с первого взгляда. Это еще не чувство, это эмоция, как реакция на человека противоположного пола, но без задействования рассудка. Когда рассудок молчит, начинает работать разум, который открывает чувство, питая его через воспоминание того самого первого взгляда.

Мысль и чувство при действии воображения и воли обладают космическими качествами, то есть связаны непосредственно с высшим сознанием Сущего.

Таким образом при правильном взаимодействии человеческих качеств, рассудка и мысли, эмоции и чувства, человек видит то, что есть и может использовать космические энергии в повседневной жизни, минуя то, что ему предоставляет мир иллюзии (догм и стереотипов сознания).

Эмоциональные свойства

Настроения, чувства и эмоции у разных людей проявляются неодинаково и с разной интенсивностью. Это обусловлено эмоциональными свойствами. Вот о чем идет речь:

  • Эмоциональная возбудимость — готовность человека реагировать на разного рода раздражители. На данную характеристику существенное влияние оказывает гормон адреналин.
  • Эмоциональная глубина — степень интенсивности чувственных проявлений.
  • Эмоциональная ригидность — стабильность («вязкость») эмоций, чувств, отношения к чему-либо, вызванная фиксацией внимания на значимых событиях.
  • Эмоциональная устойчивость — устойчивость нервной системы человека к условиям, стимулирующим генерацию чувств.
  • Экспрессивность — степень проявления эмоций.

Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека

Жизнь без эмоций, какая она? Скучная и однообразная или жизни не существовало бы в принципе? Изначально эмоции появились как инструмент развития и сохранения человеческого вида: заставляют избегать опасность, предупреждают о появлении врага, сигнализируют о потребностях и регулируют поведение. Благодаря им человек постоянно стремится к совершенству, получает мотивацию и заряд бодрости, заботится о себе и окружающих. Эмоции наполняют жизнь смыслом, подталкивают к продолжению рода и заботе о потомстве. Это инструмент общения с внешним и внутренним мирами.

Само бытие представляет нескончаемый и непрерывный поток сменяющих друг друга эмоциональных откликов. Но в определенных условиях они могут наносить вред

Поэтому очень важно научиться понимать и управлять эмоциональным состоянием.

Переживания: основные группы

Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:

  • Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
  • Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
  • Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.

Определение понятий

Эмоции и чувства составляют основу внутреннего мира человека. Это психические процессы, которые представляют собой отражение действительности в форме переживаний. А еще они демонстрируют степень удовлетворенности человеческих потребностей.

Чувства — это состояние, которые отражают наше отношение как к самому себе, так и к окружающим. Это субъективный показатель удовлетворенности личности внешними обстоятельствами. Специалисты утверждают, что чувства присущи только человеку. Причем по характеру протекания чувства разных людей не одинаковы.

Эмоции — это проявления, посредством которых обнаруживается чувство. Например, если человек любит музыку — это чувство. Когда он слышит красивую мелодию, то испытывает положительную эмоцию «наслаждение», а если исполнение фальшивое, слушатель испытывает негативную эмоцию «возмущение».

Стимулирующие развитие

  1. Интерес.
    Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение.
  2. Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.

Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее

Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.

Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.

— Психотипы людей

— Что такое пирамида потребностей Маслоу

— Что такое психологическая защита

18 февраля 2020

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.

Эффекты психологической саморегуляции:

  1. Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
  2. Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
  3. Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.

Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:

  1. Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
  2. Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.

Естественные:

  • сон, еда;
  • взаимодействие с животными, природой;
  • массаж, танцы;
  • музыка, развлечения.

Доступные методы психологической саморегуляции:

  1. Смех, улыбка, юмор.
  2. Созерцание панорам, пейзажей.
  3. Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
  4. Вдыхание свежего воздуха.
  5. Размышление о хорошем.
  6. Мышечное расслабление.
  7. Выражение похвал, комплиментов.

От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа

Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.

Основные чувства

Как можно видеть, достаточно обширным является список эмоций и чувств человека

Среди последних стоит уделить наиболее пристальное внимание следующим (см. таблицу)

ЧувствоОкрасОписание
СимпатияПоложительныйУстойчивое положительное отношение к субъекту или группе субъектов, проявляющееся в доброжелательности, восхищении, желании общаться
ПривязанностьПоложительныйЧувство близости, основанное на устойчивой симпатии
ДружбаПоложительныйИзбирательная привязанность, связанная с потребностью в общении с конкретным субъектом
ВлюбленностьПоложительныйУстойчивое эмоциональное отношение, вызванное страстным влечением к субъекту
ВраждебностьОтрицательныйНеприязненное отношение, обусловленное конфликтом или эмоциональной несовместимостью
ЗавистьОтрицательныйВраждебность по отношению к материальному и моральному превосходству субъекта
РевностьОтрицательныйПодозрительное отношение к субъекту, вызванное сомнениями в его приверженности чувствам и взятым обязательствам
СчастьеПоложительныйСостояние внутренней удовлетворенности условиями жизни и осуществлением человеческого предназначения
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]