Определение экспрессии в психологии
Экспрессия – это в психологии выражение своих чувств и эмоции, показ внутреннего состояния путем внешнего выражения:
- мимики;
- жестикуляции;
- речевой окраски.
Понятия экспрессивность и экспрессия применимы не только в психологии по отношению к характеру человека и особенностям его поведения, но также используются и в творческой сфере – искусстве, театре, кино.
Интерес к экспрессивному типу поведения нарастал по мере накопления знаний в психологии и конкретно в этой теме. Искусствоведы и философы давно усматривали зависимость экспрессии от душевного состояния индивида, его склонности активно выражать эмоции.
На сегодняшний день специалисты единодушно сходятся во мнении, что существует очень тесная взаимосвязь между внутренним миром человека и проявлением экспрессивности.
Понятием, противоположным экспрессивности, является импрессивность – предрасположенность к внутреннему накоплению эмоций (преимущественно негативных), а не к внешнему их выражению. Про таких людей принято говорить, что они склонны держать все в себе, подавляя все душевные порывы.
Положительные стороны
Положительными чертами экспрессивного типа характера являются качества:
- импульсивность;
- легкость;
- коммуникабельность;
- откровенность;
- эмоциональная яркость;
- притягательность;
- склонность к лидерству;
- жизнелюбие.
Экспрессивные люди любят быть в центре внимания, брать инициативу на себя. Данная черта помогает им в их профессиональной деятельности, особенно если она связана с творчеством. Такие люди проще переживают неприятности и жизненные потрясения.
Отрицательные качества
Вместе с тем экспрессивность имеет и ряд негативных сторон, которые могут мешать как самому человеку, так и его ближайшему окружению:
- безрассудность;
- отсутствие благоразумия;
- неосторожность;
- неумение чувствовать и понимать других людей;
- легкомысленность;
- безответственность.
Порой экспрессивные люди могут вести себя грубо, напористо заполоняя собой и своей энергетикой все вокруг и не давая при этом другим возможности высказаться и проявить себя. Они могут быть чрезмерно шумны, навязчивы, прямолинейны и нередко пренебрегают интересами других людей.
Другие значения термина
Помимо своего главного значения, описываемый термин имеет и два других значения, которые также довольно активно используются в речи. Так, в области искусства под экспрессией понимается сильное, как позитивное, так и негативное чувство, либо спектр чувств, возникающих у индивида при просмотре необычной картины или при прослушивании волнующей музыки, прямо действующей на его эмоции.
Кроме того, генные инженеры используют понятие «экспрессии генов», под которым понимается их активность. Любой ген нашего организма наделен собственными функциями, он выполняет их по максимуму, по минимуму, или же не выполняет совсем. Именно выполнение геном своей функции на 100% и называется экспрессией.
Формы экспрессии, примеры
Экспрессия – это в психологии внешне проявляющееся выражение эмоций и чувств индивида. Она может выражаться в различных формах и играет важную роль в людской коммуникации, так как важна для установления взаимопонимания. К закрытому, замкнутому человеку люди относятся настороженно и подозрительно.
Обмен эмоциями является неотъемлемой частью жизни общества. Не имея возможности делиться своими эмоциями и переживаниями, человек может впасть в угнетенное состояние, ощущать себя потерянным и одиноким.
Любой человек и сам нуждается в эмоциональной подпитке, восприятии эмоциональной информации от иных людей.
Это позволяет в полной мере ощутить всю гамму настроений, переживаний и чувств, без которых невозможно ощутить полноценность жизни. Поэтому человечеством были выработаны различные формы демонстрации эмоций.
Мимика
При помощи мимики, или по-другому, движений мышц лица, человек может максимально передать окружающим свое настроение и душевное состояние. На общее выражение лица особенно влияют глаза и улыбка.
Экспрессия в психологии может выражаться в мимике.
Глаза, как известно, максимально отражают текущий настрой человека и способны передавать собеседнику максимум информации. Взгляд может быть полон нежности или гнева, пылать страстью или леденить холодом, выражать почтение и презрение.
Экспрессия взгляда имеет очень мощную силу, недаром зрительное взаимодействие позволяет в буквальном смысле «читать» мысли другого человека. Прямой вызывающий взгляд глаза в глаза обычно демонстрирует доминирование и превосходство.
Потупленные, отведенные в сторону глаза, свидетельствует о том, что человек не уверен в себе или же что ему есть что скрывать. Еще одной формой проявления экспрессии является улыбка. С её помощью можно передать радость от общения с собеседником и расположить его к себе.
Улыбка может быть разной по своему посылу – заигрывающей, виноватой, надменной, искренней и тот, человек, который не подавляет в себе свои душевные порывы, активно использует в жизни этот экспрессивный инструмент для выражения эмоций.
Пантомимика
Пантомимика представляет собой сочетание мимики лица и телесных движений, поз, жестов. При такой комбинации экспрессия проявляется наиболее ярко. Характер жестов и движений человека на рефлекторном уровне меняется по настроению.
Положение тела, жестикуляция, походка способны выдавать чувства человека, даже если он того не желает.
Состояние | Пантомимимка |
Злость, ярость | Жесты грубы, резки, движения напряжены и плохо скоординированы. |
Счастье, радость | Свободная и широкая жестикуляция, кажется, что человек готов обнять весь мир. Походка пружинистая, уверенная, шаг широкий. |
Грусть, подавленность | Жестикуляция практически отсутствует, плечи опущены, походка грузная, шаркающая. |
Много о настроении в данный момент может рассказать положение рук. При отсутствии желания устанавливать контакт они могут быть скрещены на груди, при досаде – сжаты в кулаки. Если человек спокоен, всем удовлетворен, то движения его рук округлые и плавные.
Вербальная (речевая) экспрессия
Окраска произносимых речей способна передать настроение не меньше чем выражение лица и телесные движения. Речь экспрессивных людей буквально пропитана эмоциями.
Это может выражаться в:
- использовании различных форм слов – преувеличенных, уменьшительно-ласкательных;
- особом эмоциональном построении фраз и выражений – когда качественная характеристика может быть усилена междометиями (эх, ух, ох);
- эмоциональной окраске речи – изменении тембра голоса, громкости и интонации. Так чрезмерно возбужденный человек может говорить громко, хриплый и тихий голос выдаст тревожное состояние, а мягкий и бархатный свидетельствует о хорошем расположении духа;
- использовании физиологических проявлений эмоций – плача, смеха, рыданий, воплей, демонстративного молчания.
Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое
Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:
- зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
- слуховой анализатор.
Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).
Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).
Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).
Причины экспрессивности
Все люди в разной степени склонны проявлять экпрессивность. Кто-то может очень эмоционально реагировать на любую мелочь, а у кого-то даже при серьезных событиях не дрогнет ни один мускул на лице.
Причинами подобных отличий в поведении людей являются следующие факторы:
- наследственные (генетические) – связаны с определенным типом темперамента и особенностями устройства нервной системы, которые ребенок наследует от родителей. С большей долей вероятности у активных, экспрессивных родителей будут такими и дети;
- анатомические (биологические) – за эмоциональность отвечает особая зона головного мозга — лимбическая система. При её стимуляции возрастает двигательная активность и экспрессивность. В период депрессии эта область перестает быть доминирующей и снижается уровень серотонина, что и ведет к подавленности и угнетенному состоянию;
- социальные – оказывают самое большое влияние на формирование экспрессии и обусловлены: воспитанием; родом деятельности; кругом общения.
- исторические (национальные) – известно, что для определенных национальностей характерно более экспрессивное поведение (испанцы, итальянцы), тогда как другие славятся своей медлительностью и толерантностью (эстонцы). У представителей экспрессивных наций принято шумно выражать свои эмоции, жестикулировать, тогда как для более спокойных народов больше характерна сдержанность и невозмутимость.
Диагностика
Ребенка с любыми речевыми нарушениями важно показать педиатру: он осмотрит его, задаст вопросы родителю и направит к более узким специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, логопеду, психологу. Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения
Основная цель обследования — определить причины возникновения расстройства, отличить его от сходных нарушений и определить оптимальную тактику лечения.
Процесс диагностики состоит из:
- Общего обследования. Специалисты беседуют с родителями, изучают анамнез, выясняют, были ли нарушения в процессе вынашивания ребенка и во время родов. Также проводится проверка рефлексов. После этого ребенка направляют на дополнительные обследования, перечень которых зависит от выводов специалистов. Как правило, в этом списке есть электроэнцефалография, МРТ или КТ головного мозга.
- Осмотра логопедом. Логопед определяет, насколько глубоки речевые нарушения, используя тесты, беседует с ребенком, подмечает, насколько хорошо тот владеет собственным артикуляционным аппаратом, как использует слова и строит предложения.
- Диагностики психической сферы. Проверки осуществляются детским психологом в форме игры. Он отслеживает особенности поведения ребенка, общается с ним. Также ребенок проходит тесты, определяющие степень развитости его когнитивных способностей и коэффициент интеллекта.
После комплексного обследования выставляется диагноз. Чем раньше будет начата коррекция нарушения, тем более благоприятным будет прогноз.
Составляющие экспрессии человека
Экспрессия – это в психологии выразительное поведение, проявляющееся в активных жестах, мимике и движениях человека.
Составляющими компонентами экспрессивности являются:
- внешность человека – нередко яркие, активные личности стремятся самовыразиться и одеваются вызывающе, могут экспериментировать с внешностью, украшать свое тело татуировками;
- мимика лица – она очень активна и как зеркало отражает всю гамму чувств, испытываемых экспрессивными личностями, и не позволяет скрывать их;
- пантомимика – для экспрессивного человека является нормальным размахивать руками, обниматься с не слишком близкими людьми, быстро ходить. Они могут иметь привычку громко разговаривать, бурно реагировать на события, совершенно не стесняясь выражать эмоции;
- темперамент – чаще всего экспрессивные люди являются холериками или сангвиниками;
- речевая окраска – голос и тембр речи экспрессивных людей может меняться несколько раз в течение разговора, тогда как у людей не склонных чрезмерно проявлять свои эмоции тон разговора является малоэмоциональным и невыразительным.
Многозначные слова
Русский язык в принципе богат на экспрессивную лексику, но не останавливается на этом, захватывая, метафорически говоря, новые территории. Происходит это, к слову сказать, именно благодаря большой популярности метафорических выражений. Некоторые стилистически нейтральные слова так часто метафорически употребляли в несвойственных им смыслах, что метафора стала фактически еще одним значением слова. И, в результате, у некоторых слов есть как нейтральное значение, так и имеющее эмоционально-экспрессивную окраску. Нейтральным обычно бывает прямое значение слова, а оценочным – переносное. Как и в случае с изначально экспрессивно окрашенной лексикой, многозначные слова тоже могут нести как положительную оценку явлению, так и отрицательную.
Примеры существительных:
- слон (в значении большой или неуклюжий);
- свинья (в значении нечистоплотный или аморальный);
- змея (в значении хитрый либо коварный);
- лапоть (в значении простой, бесхитростный);
- солнце (в значении приятный) и т.д.
Примеры глаголов:
- моргать (медленно реагировать);
- шипеть (недовольно о чем-то говорить) и т.д
Экспрессия и эмоции
Эмоции дают возможность человеку выразить свое отношение к окружающей среде и себе самому. Эмоциональный центр находится в подкорковой зоне головного мозга и задачей его является обеспечивать связь эмоциональных состояний с их физиологическими проявлениями.
Когда человеку приходиться проживать сильные эмоции, изменения наблюдаются в ряде систем организма:
- пищеварительной;
- гормональной;
- сердечно-сосудистой.
Данные изменения могут быть заметны окружающим визуально и отражают то, какие чувства и настроения непосредственно в данный момент испытывает человек. Так, к примеру, при испуге некоторые люди могут бледнеть, при смущении – краснеть. От волнения могут дрожать пальцы рук, выступать пот на лбу.
К наиболее ярким экспрессивным эмоциям относятся смех и плач.
Подобные проявления экспрессивных эмоций наблюдаются не только у человека, но также характерны и животным. Например, кошки в случае приближения опасности выгибаются дугой, шерсть на их теле подымается, собаки – могут рычать, скалится.
Однако у человека, несомненно, экспрессия выражена более ярко и одними лишь проявлениями рефлекторных реакций не ограничивается.
Функции
Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):
- Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
- Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
- Озвучивание сформулированного высказывания.
К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:
- возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
- упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
- формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).
Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:
- Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
- Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
- Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).
Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:
- возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);
Экспрессивная и импрессивная речь может быть плохо развита у детей, что приводит к отделению в компании сверстников. - способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
- использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).
Экспрессивность как качество личности
Отдельные индивиды столь ярко и бурно демонстрируют свои эмоции, что экспрессивность является одной из главных черт их характера.
Степень экспрессивности зависит не от ситуации или ощущений человека в конкретный момент, а непосредственно от его личностных индивидуально-психологических характеристик. Они связаны с особенностями темперамента и психотипа человека и являются устойчивыми в изменяющихся условиях.
К свойствам личности, определяющим высокий уровень экспрессивности, относят:
- доминирование процессов возбуждения нервно-вегетативной системы над торможением;
- динамичность нервных реакций, которая ведет к частой смене настроений;
- активность личности;
- большую реактивность;
- чувствительность, что обуславливает возникновение бурных эмоциональных ответов даже на незначительные раздражители.
Считается, что женщины экспрессивнее мужчин, так как у них эмоциональная сфера преобладает над интеллектуальной. Практически все дети проявляют экспрессивность, так как еще не умеют скрывать эмоции.
Как выявляют нарушения речевого развития
Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:
- Произношение звуков.
- Слоговую структуру слов.
- Уровень фонетического восприятия.
Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.
С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.
Экспрессивное поведение
Экспрессия — это в психологии выразительный стиль поведения, которому присуща демонстрация и раскрытие внутреннего «Я» через внешние проявления.
Экспрессивное поведение редко остается незамеченным и имеет ряд фундаментальных особенностей:
- является частью целостного поведения личности;
- носит неповторимый характер;
- имеет биосоциальное происхождение, так как развивается на стыке физиологических форм проявления эмоций и социокультурных способов их выражения;
- является инструментом познания внутреннего мира личности.
Типы наследования признаков, их характеристика. Экспрессивность и пенетрантность.
Поэтому в данном случае пенетрантность ринита составляет 66,6%.
Пример заболевания с полной пенетрантностью — аутосомнодоминантная хорея Гентингтона
(4р16). 0на манифестирует преимущественно у лиц в возрасте 31-55 лет (77% случаев), у остальных же больных — в другом возрасте: как в первые годы жизни, так и в 65, 75 лет и более. Важно подчеркнуть: если ген этой болезни передан потомку от одного из родителей, то болезнь проявится обязательно, в чем заключается полная пенетрантность.
Правда, пациент не всегда доживает до манифестации хореи Гентингтона, умирая от другой причины.
Генокопирование и его причины
Генокопии (лат. genocopia
) — это сходные фенотипы, сформировавшиеся под влиянием разных неаллельных генов. Ряд сходных по внешнему проявлению признаков, в том числе и наследственных болезней, может вызываться различными неаллельными генами. Такое явление называется генокопией.
Биологическая природа генокопий заключается в том, что синтез одинаковых веществ в клетке в ряде случаев достигается различными путями.
В наследственной патологии человека большую роль играют также фенокопии — модификационные изменения.
Они обусловлены тем, что в процессе развития под влиянием внешних факторов признак, зависящий от определенного генотипа, может измениться; при этом копируются признаки, характерные для другого генотипа.
То есть это одинаковые изменения фенотипа, обусловленные аллелями разных генов, а также имеющие место в результате различных генных взаимодействий или нарушений различных этапов одного биохимического процесса с прекращением синтеза.
Проявляется как эффект определенных мутаций, копирующих действие генов или их взаимодействие.
Один и тот же признак (группа признаков) бывает обусловлен разными генетическими причинами (или гетерогенностью). Такой эффект, по предложению немецкого генетика Х. Нахтхайма, получил в середине 40-х годов XX в. название генокопирования.
Известны три группы причин генокопирования.
Причины первой группы
объединяет гетерогенность за счет полилокусности, или действия разных генов, расположенных в разных локусах на разных хромосомах. Например, среди наследственных болезней обмена сложных сахаров — глюкозоаминогликанов выделены 19 типов (подтипов) мукополисахаридозов. Все типы харак-
теризуются дефектами разных ферментов, но проявляются одной и той же (либо сходной) симптоматикой гаргоилического дисморфизма
или фенотипа звонаря Квазимодо — главного героя романа «Собор Парижской Богоматери» классика французской литературы Виктора Гюго.
Схожий фенотип нередко наблюдается и при муколипидозах (нарушениях обмена липидов).
Другой пример полилокусности — фенилкетонурия. Сейчас выделены не только ее классический тип, обусловленный дефицитом фенилаланин-4-гидроксилазы (12q24.2), но и три атипичные формы: одна вызвана дефицитом дигидроптеридинредуктазы (4р15.1), а еще две — дефицитом ферментов пирувоилтетрагидроптерин-синтетазы и тетрагидробиоптерина (соответствующие гены пока не определены).
Дополнительные примеры полилокусности: гликогенозы (10 генокопий), синдром Эллерса-Данлоса (8), нейрофибраматоз Реклингаузена (6), врожденный гипотиреоз (5), гемолитическая анемия (5), болезнь Альцгеймера (5), синдром Барде-Бидля (3), рак грудной железы (2).
Причины второй группы
объединяет внутрилокусная гетерогенность.
Она обусловлена либо множественным аллелизмом (см. главу 2), либо наличием генетических компаундов,или двойных гетерозигот, имеющих два одинаковых патологических аллеля в идентичных локусах гомологичных хромосом. Пример последнего — гетерозиготная бета-талассемия (11р15.5), формирующаяся в результате делеций двух генов, кодирующих бета-цепи глобинов, что ведет к повышенному содержанию гемоглобина HbA2 и повышенному (или нормальному) уровню гемоглобина HbF.
Причины третьей группы
объединяет гетерогенность за счет мутаций в разных точках одного и того же гена.
Пример — муковисцидоз (7q31-q32), развивающийся из-за наличия почти 1000 точковых мутаций в гене, отвечающем за болезнь.
При общей длине гена муковисцидоза (250 тыс. н.п.) в нем предполагается обнаружить до 5000 таких мутаций. Данный ген кодирует белок, ответственный за трансмембранный перенос ионов хлора, что ведет к увеличению вязкости секрета экзокринных желез (потовых, слюнных, подъязычных и др.) и закупорке их протоков.
Другой пример — классическая фенилкетонурия, обусловленная наличием 50 точковых мутаций в гене, кодирующем фенилаланин-4- гидроксилазу (12q24.2); всего при этой болезни предполагается обнаружить более 500 точковых мутаций гена.
Большинство их возникает из-за полиморфизма по длине рестрикционных фрагментов (RFLP) или по числу тандемных повторов (VNTP). Установлено: главная мутация гена фенилкетонурии в славянских популяциях — R408 W/
Эффект плейотропии
Вышеупомянутая неоднозначность характера связей между генами и признаками выражается также в эффекте плейотропииили плейотропного действия, когда один ген вызывает формирование целого ряда признаков.
Например, ген аутосомно-рецессивной атаксии-телеангиэктазии, или синдрома Луи-Бар
(11q23.2) ответственен за одновременное поражение не менее шести систем организма (нервная и иммунная системы, кожные покровы, слизистые оболочки органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, а также конъюнктива глаз).
Другие примеры: ген синдрома Барде-Бидля
(16q21) обусловливает слабоумие, полидактилию, ожирение, пигментную дегенерацию сетчатки; ген анемии Фанкони (20q13.2-13.3), контролирующий активность топоизомеразы I, вызывает анемию, тромбоцитопению, лейкопению, микроцефалию, аплазию лучевой кости, гипоплазию пястной кости I пальца, пороки развития сердца и почек, гипоспадию, пигментные пятна кожи, повышенную ломкость хромосом.
Выделяют первичную и вторичную плейотропию.
Первичная плейотропия
обусловлена биохимическими механизмами действия мутантного белка-фермента (например, недостаточностью фенилаланин-4-гидроксилазы при фенилкетонурии).
Вторичная плейотропия
обусловлена осложнениями патологического процесса, развившегося в результате первичной плейотропии.
Например, за счет усиленного кроветворения и гемосидероза паренхиматозных органов у больного с талассемией возникают утолщение костей черепа и гепатолиенальный синдром.
Экспрессия человека в общении
В общении экспрессивные личности весьма притягательны и с легкостью собирают вокруг себя компании собеседников и единомышленников.
Основными характерными чертами такого индивида при этом являются:
- быстрая речь, обилие слов;
- громкий голос и смех;
- искренняя живая мимика;
- манерность поведения, деланность, вычурность;
- стремление к лидерству, доминированию;
- размашистая, быстрая жестикуляция, резкие движения.
При этом экспрессивный человек вовсе не всегда бывает уверенной в себе личностью. Зачастую у таких людей отсутствует сила воли, самоконтроль и они не готовы брать ответственность за совершаемые действия и раздаваемые пустые обещания.
Эмоциональная и оценочная лексика — одно и то же?
Вообще, это синонимы. Потому что экспрессивная лексика всегда высказывает определенное отношение говорящего к чему-то. Но в некоторых случаях эмоциональные слова не содержат оценки по причине их контекстуальности. Например, «ах» люди говорят как когда в их жизни произошло что-то хорошее, так и плохое.
Также к ней не относятся слова, лексическое значение которых уже содержит в себе оценку. Употребление экспрессивной лексики — это использование слов, имеющих эмоциональную составляющую, а не содержащую только эмоцию. Значит, нужно сделать один вывод. Слово становится оценочным в том случае, когда на него накладывается эмоциональная составляющая путем создания определенного контекста. При этом самостоятельное лексическое значение слова сохраняется.
Средства экспрессивности
Экспрессия находит свое выражение во вполне конкретных средствах, которые придают эмоциональный окрас речи, движениям, мимике и образу в целом.
Эти средства в психологии делятся на:
- морфологические – заключаются в особенностях словообразования, когда при помощи суффиксов создаются новые словесные формы с различной окраской – уменьшительной, увеличительной, пренебрежительной;
- фонетические – проявляются они в преднамеренном, нехарактерном для обычной речи растягивании звуков, акцентировании и выделении особой интонацией отдельных фраз и слов;
- синтаксические – когда человек специально переставляет слова в предложениях, так чтобы они звучали по-особому, использует неуместные повторы;
- паралингвистические – к ним относятся мимика, жесты, тембр и громкость речи;
- лексические – употребление междометий, оценочных словосочетаний, частиц усиления, саркастических и колких речевых конструкций, междометий.
Многозначные слова, обретающие эмоциональный окрас при использовании в качестве метафоры
Бывает, что только при использовании слова в качестве метафоры образуется экспрессивная лексика. Примеры — пилить мужа (отсылка к предыдущему слову), напеть начальству, проморгать автобус. Вообще, слово «пилить» означает деление древесины на несколько частей с помощью специального инструмента. Но если использовать его в качестве метафоры, то дословно получится что-то типа «делить мужа на несколько частей». То есть даже при буквальной трактовке этой метафоры вряд ли что-то положительное находится. Так что вот пример четко экспрессивного выражения.
Употребление экспрессивной лексики создает возможность выражения своего отношения к определенным явлениям или событиям. Правда, для распознавания экспрессивной составляющей таких метафор требуются малейшие интеллектуальные усилия, если человек не сталкивался с такими выражениями ранее.
Понятие экспрессивной толпы
Экспрессивная толпа – это скопление людей, которые одновременно находятся в примерно одинаковом возбужденном состоянии. Яркий пример такой толпы – фанаты на футболе или хоккее, поклонники на концентрах.
Толпа может представлять опасность общественному порядку, даже если люди в её составе находятся в хорошем расположении духа. Обладая огромной энергетикой, большое скопление людей легко поддается хаотичному влиянию отдельных элементов.
Именно по этой причине фанаты победивших команд, нередко увлекаясь празднованием победы, начинают вести себя агрессивно, случаются драки и беспорядки.
Употребление экспрессивной лексики в жизни
В жизни человек использует очень много оценочных суждений, основными звеньями которых являются эмоциональные выражения. Во всех сферах жизни, даже в деловой сфере, используется экспрессивная лексика. Примеры – высказывание дипломатов России касаемо других стран. Даже президент недавно использовал экспрессивное выражение, которое, помимо всего, еще является просторечным, на недавней конференции.
Экспрессивным можно сделать любое слово, если подобрать ему подходящий контекст. Например, взять предложение: “эти граждане, если их можно так назвать, выбрали не самый лучший способ демонстрации силы”. Если вырвать слово “граждане” из контекста, то это самое обычное выражение принадлежности человека к определенной стране. Но вот экспрессивной окраски данному понятию в приведенном предложении прибавляет часть” если их можно так назвать”. Сразу высказывается оценка автора касаемо действий живущих в определенной стране людей. Теперь следует привести небольшую классификацию эмоционально окрашенных выражений.
Как общаться с экспрессивной личностью?
Выстраивая диалог с экспрессивным человеком важно помнить, что для него любой разговор является мини-выступлением, от которого он ожидает одобрения и поощрения, поэтому если собеседник желает конструктивно пообщаться с личностью такого типа ему следует.
Перечень:
- не вступать в открытое противостояние, даже если отдельные манеры сильно раздражают;
- с осторожностью относиться к обещаниям такого индивида, не вспоминать ему предыдущие невыполненные данные и обязательства;
- давать ответную эмоциональную реакцию;
- приободрять собеседника словами и ответными жестами (похлопывание по плечу);
- стараться разговаривать на одном языке и употреблять эмоционально окрашенные выражения. Делать это следует умеренно и уместно, так, чтобы у собеседника не возникало ощущения, что его дразнят;
- свою позицию по принципиальным вопросам отстаивать сдержанно, но твердо;
- не пытаться «украсть» у экспрессивного человека общественное внимание.
В психологии экспрессия является способом выражения внутреннего мира человека. У разных людей она может быть выражена в большей или меньшей степени. Это зависит от типа темперамента, степени раскрепощения человека, национальности, рода деятельности и характера.
Экспрессивных личностей много среди людей творческих профессии, где выражение эмоций напрямую связано с профессиональной деятельностью. В экспрессивности нет ничего плохого, если она не переходит в вульгарность и эпатаж.
Однозначные слова с ярким оценочным значением
В некоторых терминах эмоциональная окраска настолько ярко выражена, что каким бы ни был контекст, все равно будет понятно, какую оценку хочет дать тот, кто пишет или говорит. В другом значении такие слова употребить невероятно сложно. Например, как можно сказать слово «подкаблучник» в положительном или нейтральном контексте. Как правило, такие выражения используются, только если человек хочет высказать негативное отношение. В ином случае будут применяться более мягкие слова и словосочетания типа «хороший муж» и другие.
«Подкаблучник» — это слово-характеристика. Есть еще и термины, содержащие оценку действия. Такими являются, например, слова «осрамить», «надуть». Первое означает человека, который заставил другого почувствовать стыд, а второе подразумевает обман. Это слово, между прочим, также имеет преимущественно негативную окраску.