Деструкция в психологии это: определение профессиональная, личности

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

Определение деструкции в психологии

Деструкция – это в психологии стремление человека вести себя разрушительно по отношению к самому себе и окружающему миру. Для деструктивного человека становится нормой поступать неуважительно и пренебрежительно по отношению к устоям, укладам и законам общества.

Такой человек всеми силами старается выразить протест действиями или словами. По мнению психологов, деструктивное поведение в той или иной мере свойственно основной массе людей, но особо остро оно проявляется в тяжелые и переломные жизненные периоды.

Именно по этой причине деструкция характерна для многих подростков, когда в пубертатный период картина их мира полностью меняется и, как никогда, обостряется желание бунтовать и протестовать.

Психологи выделяют 2 типа поведения человека — конструктивное и деструктивное, или, проще говоря, созидательное и недопустимое. Аномальная деструктивная линия поведения вызывает порицание общества, не одобряется им.

Порой деструктивно ведущий себя человек может шокировать общественность своими неадекватными поступками. Деструкция, проявляющаяся в крайних формах, может рассматриваться как патологическое отклонение.

Деструктивная поведенческая модель характеризуется рядом особенностей:

  • отрицательно оценивается большей частью людей;
  • причиняет ущерб, как самому человеку, так и окружению;
  • не удовлетворяет социально-общественные ожидания;
  • сопряжена с разрушительной направленностью индивида, его личными негативными жизненными установками;
  • часто проявляется как реакция на нетипичную ситуацию;
  • развивается вследствие социальной дезадаптации.

Деструктивное поведение может быть направлено как на некий внешний объект (конфликты, драки, порча имущества), так и на самого себя (употребление алкоголя, наркотиков, суицидальное поведение).

Причины возникновения

Проблематика различных вариаций деструктивности была актуальна во все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивном стандарте поведения и его генезисе.

Деструктивность человека приводит к множеству проблем в ежедневном бытие. Подобным поведением люди лишают себя здоровья, успешности, любви. Зарождается оно, как правило, из-за стремления ощущать комфорт. Считается своеобразным механизмом защиты, истоки которого коренятся глубоко в детстве.

Одной и значимых опасностей психического характера считается неудовлетворение важной потребности в доверительно-личностной коммуникации. Установлено, что именно неудовлетворённость описанной потребности приводит к несбалансированности реакций детей на взаимодействие с ними окружения, проявлениям агрессивности и девиаций.

Чаще к деструктивности склонны:

– подростки, страдающие повышенной тревожностью, сосредоточенные на негативных переживаниях, склонные к депрессивным настроям, либо имеющие серьёзные недуги психического характера или соматического;

– тинэйджеры, считающие себя виноватыми в возникших нелегких ситуациях у близких лиц;

– девочки-тинэйджеры, имеющие любовные конфликты.

Среди причин деструктивного поведенческого реагирования можно выделить притеснение – попытку вынудить человека совершить что-либо помимо его желания, что порождает сопротивление, которое бывает внешним, когда преступаются общепризнанные нормы (нарушение дисциплины, непослушание), и внутренним, когда наблюдается уход от взаимодействия, самобичевание, аутоагрессия.

Помимо приведённых выше факторов деструктивность личности может возникать вследствие нижеприведённых причин:

– психических отклонений, а также нарушений соматического здоровья, возникающих внезапно и бесповоротно, по причине которого у индивидов исчезает смысл в дальнейшем следовании установленным правилам;

– материальных трудностей;

– проблем в межличностном взаимодействии (конфликтность, неприятие коллективом, отвержение социумом, непопулярность, отчуждённость);

– дискомфортного ощущения при нахождении в социуме (сложности в коммуникациях с близкими, неудачи, мелкие ссоры);

– необходимости принимать значимые решения на этапе детскости;

– педагогических ошибок (превышение учительских полномочий, лишение детей персональных стимулов, наказания, унижающие личность ученика, проблемные отношения между родителями школьника и учительским составом, между школьником и педагогом);

– недостатки семейного воспитания (гиперопека, чрезмерное проявление родительской любви либо наоборот полное её отсутствие, равнодушие родителей, перекладывание ответственности за воспитание чада на школу, семейные конфликты);

– психотравмирующие ситуации (кончина близких, развод, переезд);

– неудавшаяся социализация.

Также к факторам, провоцирующим девиантную модель поведения, относят такие:

– профессиональные неудачи, когда человек ощущает собственную неполноценность, неспособность соответствовать поставленным требованиям, когда разрушается самооценка индивида и его репутация, когда в отношении его наблюдается предвзятое отношение;

– рост числа событий, обладающих большой значимостью для человека и отражающихся на его безопасности;

– нетрезвость либо наркотическое опьянение;

– рост количества противоречий информации.

Основой разнообразных отклонений в поведенческом паттерне и противоправных деяний часто является влечение к самоутверждению, ситуационно обусловленные побуждения, мотивы, связанные с имитированием, внушением, импульсивностью.

Почему возникает деструктивная модель поведения?

Большинство психологов сходятся во мнении, что деструктивную модель поведения ребенок перенимает из своего семейного опыта. Уже к 4-5 годам у маленького человека получено достаточно опыта и знаний, которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.

Исходя из того, каким был этот опыт, и будет зависеть проявление деструкции в большей или меньшей степени.

Если малыш с детства видел дома конструктивную (созидательную) модель поведения, где все члены семьи проявляют заботу друг о друге и совместно решают проблемы, то он будет иметь более устойчивую психику, и риски проявления деструктивного поведения при этом минимальны.

При неблагоприятной семейной обстановке, когда дома ребенок видит насилие, потребление алкоголя, наркотиков, агрессию, риски возникновения данного отклонения в поведении высоки.

Некоторые специалисты отмечают, что деструкция может быть следствием не только пребывания в опасной социальной ситуации в ранние годы, но и проявляться у детей из внешне благополучных семей, где их возможно недолюбили, были с ними слишком строги и требовательны.

Такие дети всю жизнь ощущают беспомощность и отчужденность, и эти эмоции находят выход в деструктивном поведении.

При этом состояние, как в первом, так и во втором случае может усугубляться при наличии некоторых дополнительных провоцирующих факторов:

  • пагубных привычек индивида;
  • его общественного безразличия;
  • отсутствия адекватного наказания за содеянные проступки;
  • социальной и личной жизненной неустроенности.

Деструктивная модель поведения имеет 2 основных векторов направленности:

  • на внешний мир – вандализм, терроризм, насилие, агрессия по отношению к людям и животным;
  • на внутренний мир – потребление психотропов, ведение аморального образа жизни, попытки нанесения себе травм, ведущих к летальному исходу.

Крайней формой проявления внешней деструкции является убийство, а внутренней – суицид.

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.

Характерные признаки и симптомы деструкции

Деструкция – это в психологии особое разрушительное поведение, которое демонстрирует индивид, желая привлечь внимание и транслируя окружению, что для него общепринятая мораль ничего не значит.

Отличительными признаками подобного поведения являются:

  • нанесение материального вреда, намеренная порча имущества и чужих вещей;
  • эмоциональная холодность, отчужденность;


    Деструкция в психологии определяется эмоциональной холодностью и отчужденностью.

  • создание реальной опасности для жизни и здоровья своего собственного или других людей;
  • враждебность, неумение и нежелание сглаживать конфликты, намеренное их провоцирование;
  • целенаправленное разрушение привычного уклада отношений в семье, на работе;
  • агрессия и жестокость по отношению к другим людям, животным, природе.

Симптомами, указывающими на риски развития и проявления деструктивного поведения, являются:

  • аутичность, отстраненность;
  • дезадаптация (сложности с выстраиванием коммуникативных связей);
  • неадекватность;
  • низкая либо полностью отсутствующая мотивация, заинтересованность в чем-либо;
  • отсутствие результативности.

Виды разрушительного поведения

Согласно одной из классификации деструктивное поведение делится на 2 вида:

  • девиантное – отличающееся от общепринятых этических и морально-нравственных стандартов, закрепленных в обществе;
  • делинквентное – выходящее за рамки не только общепринятых ценностей на бытовом уровне, но и нарушающее существующие законы. В этом случае помимо общественного порицания индивида с деструктивным поведенческим расстройством могут наказывать процессуально по административным либо уголовным статьям.

По иной классификации деструкцию разделяют по типу направленности:

АнтисоциальнаяПротив общественности
СуициднаяПротив самого себя
АддиктивнаяВозникающая вследствие зависимости
ФанатическаяИмеет место быть у некоторых представителей религиозных общин
НарцистическаяКогда человек, уверенный в своем превосходстве, считает себя вправе пренебрегать иными людьми

Формы поведения и их описание

Деструкция находит разное выражение в формах поведения. Это зависит от сложившихся коммуникаций с социумом и степени социализированности личности.

В психологии выделяют следующие формы деструктивного поведения:

  • социально-психологическая дезадаптация – человек считает себя вправе пренебрегать общепринятыми нормами морали;
  • радикальная адаптация – выражается в попытках изменить мир, бросить ему вызов;
  • гиперадаптация — развивается при недостижимости поставленных целей и задач;
  • конформистская адаптация – характеризуется подчинением любым предлагаемым обществом нормам, даже если они разрушительны;
  • девиантная адаптация – мотивационное поведение, выходящее за границы дозволенного.

Деструктивный культ

В качестве синонимов к деструктивному культу часто используют понятия деструктивная секта, и секта-убийца. Часто деструктивный культ применяется в качестве основы во многих сектах тоталитарного характера. В зарубежной юриспруденции к деструктивным относят крайние формы тоталитарных сект, своими действиями вынуждающие своих адептов совершать убийства и самоубийства, принуждающие к членовредительству.

На Западе подобное определение появилось достаточно давно – ещё в конце 19 века. В России же того времени данный термин не употреблялся ни официально, ни в публицистике, несмотря на наличие явно деструктивных сект.

Ещё с 18 века были известны такие деструктивные культы, спорадически распространённые среди крестьянства, как скопцы, хлысты и т.д. В российском обществе понятие «деструктивная секта» появилось в 1990-х годах, когда на просторы постсоветского пространства хлынули многочисленные «пророки» и «святые», создававшие различные религиозные объединения.

Основными признаками деструктивного культа является осуществление мощного психологического давления на личность человека, полное подчинение его воли. В качестве элементов воздействия на психоэмоциональное состояние адепта могут использоваться самые различные способы и факторы – групповые эмоциональные богослужения; наркотики; секс; ограничение контактов с внешним миром. В Российской Федерации деятельность деструктивных сект преследуется законом.

Деструктивный конфликт — какой он?

Деструктивный конфликт – это крайняя степень напряженности в отношениях, в которых одна из сторон или обе не стремятся найти какие-либо точки соприкосновения и урегулировать возникшие разногласия.

Деструктивные конфликты разрушительны и не ведут к эффективному взаимодействию, нахождению компромисса или принятию решений более-менее устраивающих обе стороны.

Противоположным понятием является конструктивный конфликт, в котором оппоненты разумно полагают, что компромисс будет выгоднее продолжительных споров, пререканий и уж тем более физического воздействия и стремятся прийти к общему знаменателю как можно скорее.

Существует также еще одна форма поведения в конфликтных ситуациях – конформизм.

При таком поведении человек безоговорочно подчиняется воле оппонента, даже если он с ним не согласен. В случае возникновения противоречий и разногласий люди, для которых не характерно деструктивное поведение, всячески стремятся как можно быстрее прийти к консенсусу.

Даже если конфликт приобретает не совсем приятное очертание, они, как правило, сохраняют лицо и не опускаются до грубостей, нецензурных выражений и применения физической силы.

Деструктивная же личность обычно вообще не способна воспринимать чужое мнение и, конфликтуя, намеренно идет на обострение ситуации, переходит на личности, оскорбляет оппонентов, ведет себя вызывающе и провокационно.

Деструктивные конфликты ни к чему не ведут. В подобных спорах не появляется какое-либо решение, а стороны расходятся только затем, чтобы встретившись вновь вспоминать былые обиды и продолжать дальше обострять ситуацию.

Психологи призывают учиться управлять конфликтами и можно с уверенностью утверждать, что данное умение пригодится абсолютно каждому человеку.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи. Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности. Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности. Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека. Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Чем деструктивность опасна для общества?

Деструкция – это в психологии тяга индивида к совершению разрушительных действий, провоцированию конфликтов, противопоставлению себя всем принятым нормам общественной жизни. Деструктивная личность создает ряд проблем, как себе, так и своему окружению.

При менее выраженных формах деструктивного поведения такие люди угнетают окружение морально, являясь токсичными друзьями, родственниками, коллегами, родителями.

Их стараются избегать, так как общение с ними не приносит никакого удовольствия, и оппонент всегда после беседы с деструктивным человеком чувствует себя униженным и подавленным.

При более ярко выраженном деструктивном поведении помимо словесного давления такие личности могут представлять реальную угрозу не только для психологического состояния своего окружения, но и их физического здоровья.

В порыве ярости и агрессии эти люди могут нанести другим увечья, покалечить и избить их, особенно если страдают зависимостями и плохо контролируют свое поведение.

Особо вольно деструктивный человек чувствует себя в домашней обстановке, где он может зачастую безнаказанно издеваться над близкими, которые слабее его.

С этим поведенческим расстройством как раз и связана проблема домашнего насилия и тирании, когда над женами и детьми издеваются их мужья и отцы, а правоохранительная система слабо реагирует на жалобы и часто ситуация доходит до трагической.

Особую тревогу также вызывает деструктивное поведение подростков, так как нередко оно может проявляться не явно и родители даже могут и не подозревать, что их ребенок склонен к разрушительному поведению. Внешняя деструкция в таком возрасте обычно выражается в вандализме, драках.

В некоторых случаях подростки могут увлекаться экстремальными видами спорта, наносить на тело чрезмерно много татуировок. Все это является проявлением внутреннего негативизма. Иногда дети в этом возрасте не проявляют свой протест открыто, а полностью уходят в себя, имея при этом суицидальные мысли.

В такой ситуации очень сложно распознать внутреннюю деструкцию, так как внешне жизнь ребенка может выглядеть обычно – учеба, друзья.

В этом случае важно знать, чем интересуется подросток, что он смотрит и в каких социальных группах состоит, так как нередко информация, полученная из этих источников, может подталкивать ребенка совершить непоправимый шаг.

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. естественный рефлекс человека;
  2. реакция на психический или физический дискомфорт;
  3. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  4. результат фрустрация (что это такое?) – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону?

Когда человек осознает свою проблему, связанную с деструкцией и начинает с ней бороться, он не всегда может знать, что именно необходимо делать, чтобы снизить градус внутренней напряженности и агрессии.

В некоторых случаях при сильном проявлении ярости человек не может справиться с этим самостоятельно, и ему необходима помощь психолога, а также прием седативных препаратов, которые будут успокаивающе воздействовать на психику и тормозить процессы перевозбуждения.

Важную роль играет профилактика развития деструктивности, которую наиболее эффективно проводить в детском и подростковом возрасте.

Для предотвращения развития деструкции учителя совместно с родителями должны на ранних стадиях проявления агрессии принимать меры, направленные на коррекцию подобного поведения.

Для профилактики деструктивного поведения необходимо:

  • направлять мысли ребенка в позитивное русло;
  • отслеживать социальные контакты детей и подростков, а также информацию, которую они черпают из интернета (игры, группы, сообщества, фильмы и видео);
  • прививать любовь к спорту, культурному досугу;
  • поощрять созидательные инициативы.

Для корректировки состояния у взрослых важно комплексно прорабатывать проблему самостоятельно и со специалистом.

Развитие эмпатии и способности к состраданию

Оказываясь под влиянием деструктивных порывов, человек может утратить способность сопереживать и сочувствовать. В этом случае необходимо заново этому учиться. Когда человек начинает проявлять сострадание и сопереживает другим, он ощущает меньше агрессии к окружающему миру и другим людям.

Для развития эмпатии можно привлекать деструктивно настроенных личностей к волонтерской деятельности, помощи немощным, старикам и животным.

Ощущая как с другой, созидательной и позитивной, стороны раскрывается и проявляется его энергия, деструктивный человек начинает осознавать весь ужас своих разрушительных действий и понимает, куда можно направить свои усилия не для разрушения, а во благо.

Избегание страха

Людям, у которых деструкция направлена на самих себя, следует бороться, прежде всего, со своими страхами, из-за которых и возникают саморазрушительные идеи. Важно учиться воспринимать самого себя и отличать истинные страхи и ложные.

Истинные страхи могут подталкивать человека к совершению реально опасных деяний, направленных на причинение вреда своему здоровью. При возникновении навязчивых мыслей, фобий следует обращаться за помощью к специалисту – психотерапевту, психологу.

Высвобождение агрессии

При наличии деструктивных наклонностей следует учиться выплескивать негативную энергию, не ломая что-то или избивая кого-то, а несколько иным способом. Мужчинам можно порекомендовать посещать тренажерный зал, занятия боксом или экстремальные виды спорта.

Кому-то эмоциональную разрядку помогают получить более спокойные увлечения – рисование, музыка, вышивание, лепка, рыбалка. Для высвобождения лишней агрессивной энергии полезно чаще бывать на природе, медитировать, уменьшить потребление красного мяса и алкоголя.

Повышение самооценки

Нередко за деструктивным поведением скрывается попытка выглядеть более уверенным и самодостаточным человеком, однако следует понимать, что в этом случае разрушительные действия не помогут ощущать себя полноценным членом общества.

В этом случае важно найти занятие по душе, свое призвание, раскрыться и проявиться в чем-либо, чтобы в первую очередь обрести гармонию в душе. Это не значит, что необходимо сделать головокружительную карьеру или добиться небывалых высот в спорте, искусстве или другой сфере.

Не каждый человек способен поражать талантами, но каждый может проживать жизнь достойно, занимаясь любимым делом и принося пользу людям. Это может быть деятельность, направленная на созидание, от которой человек действительно получает удовольствие и которая поднимает его уровень самооценки.

В этом случае деструктивное поведение постепенно уходит на дальний план и заменяется трудом, созиданием и чувством удовлетворения от достигнутых результатов.

Деструкция – это особый тип разрушительного и агрессивного поведения в психологии, из-за которого индивид может причинять страдания окружению или самому себе.

Деструкция может проявляться незначительно, а может приобретать крайние формы и приводить к печальным последствиям – вражде, насилию, убийствам.

Подобное поведение не должно оставаться без внимания, ведь на ранних этапах проявления ярости и агрессии человеку можно помочь избежать совершения ошибок и вернуть его к нормальной жизни.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]