Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Психические состояния нужны человеку для успешного осуществления различных видов деятельности. В психологии они классифицируются по различным основаниям, самое популярное среди которых – это энергетические затраты личности. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на общую работу нервной системы, органично вписываясь в общий конструкт личности.

Иметь общее представление о функционировании психики и ее влиянии на результативность деятельности человека нужно для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать работоспособность нервной системы. Эти знания будут актуальными как для школьников и студентов, так и для взрослых людей, занятых интеллектуальным или физическим трудом на предприятии.

Определение понятия психического состояния

Чтобы понять, как сформулировать определение психического состояния, нужно обратиться к изучению биологических и психофизиологических принципов работы нервной системы.

В психологии особенности психической жизни считаются категорией общей методологии науки, которая определяет особенности деятельности конкретного индивидуума. Многообразие феноменов эмоциональной сферы как объект научного исследования впервые было обнаружено в работах Н.Д. Левитова.

В теоретических статьях состояние психической сферы человека автор определял как своеобразную особенность психики, отражающей работу нервной системы, подкрепляя свои суждения эмпирическими результатами. При этом исследователь обращает внимание читателя на то, что выводы об актуальном эмоциональном статусе индивидуума в момент его изучения нужно обязательно делать с опорой на события, случившиеся с ним недавно. В то же время ученый не отрицает того, что трагические события прошлого могут дать о себе знать через много лет, когда человек, казалось бы, уже не помнит о них. Из этого следует, что признаки психического состояния повышают или снижают эффективность работы организма.

Психологическое состояние – это основа усвоения норм и правил поведения индивида в социуме. Они занимают промежуточное положение между свойствами личности и такими процессами, как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, логическое мышление, воображение, речь. В психологии труда этот феномен учитывается при подготовке кадрового резерва представителей разных профессий.

Примерами психических состояний являются настроения, чувства и эмоции, а также состояние сна и бодрствования. Стадии развития психических состояний обусловлены преобладание процессов торможения или возбуждения в нервной системе.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Критерии категоризации

Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:

  • источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
  • степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
  • длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
  • степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
  • эмоциональный фон (позитивные или негативные);
  • область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).

Диагностика и оценка

Для диагностики исследователи задействуют:

  1. Наблюдение. Может производиться без предупреждения человека или в специально созданных условиях. Для наблюдения может применяться диктофон, видеокамера, фотоаппарат.
  2. Эксперименты. Могут проводиться в специально созданных условиях или естественной среде. При первом варианте может задействоваться оборудование для наблюдения за физическим состоянием, его изменениями под воздействием раздражителей.
  3. Самоотчет, самонаблюдение. Пациент самостоятельно делает записи об изменения настроения на протяжении определенного периода. Наблюдение можно доверить близким родственникам.
  4. Беседу, тестовый опрос, интервью. Вопросы могут подготавливаться заранее или быть спонтанными зависимо от настроения, физического самочувствия пациента.

Виды психических состояний

В зависимости от ведущих процессов в психике выделяют эмоциональные, гностические (познавательные) и волевые психологические состояния человека. Примерами эмоциональных разновидностей являются любовная страсть и половое влечение, непосредственная радость и бодрость духа, грусть и обреченность, подавленность и угнетенность, тоска и отчаяние, огорчение, возмущение и обида, панический страх, злость и аффект.

Сущность гностических переживаний передают такие кратковременные эмоции, как познавательный интерес, любопытство, сосредоточенность и погруженность в работу, озадаченность и недоумение, удивление, сомнение и скепсис, мечтательность и склонность к фантазированию. Все перечисленные здесь эмоции неразрывно связаны с процессом деятельности и не существуют в отрыве от нее.

К волевым разновидностям относятся: активность и инициативность, решительность и целеустремленность, уверенность, спокойствие и самообладание, сдержанность и парные к ним диаметрально противоположные характеристики. В отличие от предыдущей группы, эти характеристики личности не возникают сами по себе, они формируются в процессе воспитания в детском и подростковом возрасте.

Системно-векторное направление психологии опирается на похожую классификацию. В данном подходе эмоциональные феномены психики представлены такими группами, как напряжение и расслабленность в деятельности и в мотивации, ощущение удовольствия и неудовольствия в процессе познания или переживания, активность и пассивность как перманентные типы личности.

Нужно сказать, что сторонники этого подхода к классификации делают акцент на том, что не все можно корректировать. Некоторые переживания обусловлены типом нервной системы и ее подвижностью, изменить которые невозможно. Поэтому пассивность и медлительность некоторых людей, равно как и излишнюю активность отдельных личностей иногда нужно принять как должное и научить человека жить с этими индивидуально-типологическими особенностями.

По критерию связи со структурными компонентами личности в психологии принято выделять такие разновидности феноменов психики, как личностные переживания, которые имеют отношение к деятельности, эмоции индивидуальности.

Какие бывают психические состояния по влиянию на человека? Стенические разновидности – они стимулируют активность личности; астенические типы – они тормозят активность индивида.

Какова же будет упрощенная классификация психических состояний?

Морально-психологические

Этот вид рождается в результате личных (субъективных) переживаний индивида при созерцании окружающей действительности. Степень соответствия увиденного явления и появившееся эмоциональное переживание характеризуют уровень адекватности реагирования индивида. Структура и виды моральных переживаний определяются особенностями нервной системы человека и типом его темперамента, а также характерологическими особенностями.

Эмоционально-психологические

Определение этой группы базируется на психологических особенностях личности и эмоциях человека, возникающих в той или иной жизненной ситуации. Видами данной группы являются аффекты, страсть, настроение человека, переживание им стресса или дискомфорта от фрустрации. Настроение отражает состояние человека, занимающегося тем или иным видом научно-исследовательской, практической, трудовой, творческой деятельности. Преобладание положительной или отрицательной окраски эмоционально-психических состояний также определяется типом темперамента личности. Психическое состояние энергичного человека-холерика – это быстро сменяющие друг друга ярко окрашенные переживания (вспышки), в то время как основной характеристикой эмоционального фона медлительного флегматика будет спокойствие и отсутствие ярких всплесков и беспричинной перемены настроения. Негативные психические состояния преобладают у меланхоликов, склонных к депрессиям, а позитивные – у беззаботных жизнерадостных сангвиников.

Стресс и психическое состояние фрустрации – это те виды эмоциональных состояний, которые требует немедленного устранения. Иногда человек сам не может с ними справиться, ему требуется помощь квалифицированного психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для коррекции самочувствия индивида ему требуется медикаментозная терапия и наблюдение у психиатра.

Психологические состояния человека

Психологический блок личности включает все компоненты психики человека: особенности нервной системы, мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационно-потребностный блок. Понятие установок и убеждений индивида в формировании психических состояний имеет первостепенное значение.

Психологическое состояние ребенка

Структура и виды психических состояний ребенка объясняются возрастными особенностями его развития. Возможность объективной оценки психологического статуса детей появляется не раньше достижения ими 15–16 лет. До этого времени детям свойственны сиюминутные перемены в настроении и поверхностное восприятие происходящего.

Особенности психических процессов и эмоциональных состояний ребенка зависят от домашней обстановки и психологического климата в семье.

Социально-психологические

Что относится к социально-психическим состояниям личности? Прежде всего это все социальные контакты человека. Эмоциональная направленность личности определяется уровнем развития коммуникативных навыков человека, его самооценкой, имиджем.

Негативная оценка человеком своего психического состояния в моменты взаимодействия с окружающими может привести к возникновению у него психосоматических заболеваний.

Психическое здоровье

28.Окт.2019

Психическое здоровье

— важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

1. Отсутствием психических или психосоматических заболеваний. 2. Нормальным возрастным развитием психики.

3. Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Как сохранить свое психическое здоровье?

1. Питание.

Пища, влияет как на физическое, так и на психическое здоровье, не зря говорят «Ты есть то, что ты ешь». Избыточное потребление некоторых продуктов (соль, сахар, лук, чеснок, перец Чили, газированные напитки) может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

2. Физическая активность

. Физическое здоровье тесно связано с психическим здоровьем. Упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости». Прогулки на свежем воздухе с достаточным количеством солнечного света (от 10 до 15 минут в день).

3. Принимайте свои чувства

. Гнев, печаль, страх и чувство крушения идеалов или целей — все это очень неприятно, и многие пытаются избежать беспокойства, отвергая от себя эти чувства. Иногда в стремлении избежать беспокойства мы стараемся скрыть эмоции, что может приводить к деструктивному поведению — ложной отстраненности или хладнокровию. Пытаться подавить эмоции, мы теряем тем самым способность воспринимать нормальные радости и огорчения, являющиеся частью наших взаимоотношений с другими людьми.

Неприятные эмоции — нормальная реакция на многие (не нормальные) ситуации. Нет причины стыдиться тоски по дому или страха, когда учишься кататься на лыжах, или злости, когда тебя кто-то обманул. Эти эмоции естественны, и лучше признать их, чем отрицать. Когда эмоции нельзя выразить непосредственно (например, глупо делать выговор своему начальнику), можно найти иной выход для снятия напряжения. Долгая прогулка, игра с теннисным мячом или обсуждение ситуации с другом, возможно, помогут гневу рассеяться.

4. Управление своими эмоциями.

Умение управлять гневом и негативными эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель вашего эмоционального интеллекта. Есть определенные приемы (счет от 20 до 0, дыхательные упражнения) методы релаксации, которые можно использовать для борьбы с гневом и раздражительностью, такие как йога и медитация. Подберите для себя адекватный способ выражения негативных эмоций (проговорить, продышать, нарисовать…). Проговорить можно, назвав свои чувства: «Я чувствую себя…, когда…». Вместо: “Вы меня обманываете”, лучше: “Я чувствую себя обманутым”, Вместо: “Вы грубый человек”, лучше скажите: “Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”, «Я чувствую себя расстроенным, когда со мной так разговаривают».

5. Знайте свои слабые места

. Если вы знаете, какие ситуации вызывают у вас расстройство или чрезмерную реакцию, это поможет оградить себя от стресса. Вы можете избежать их или попытаться понять, что в них такого, что вас беспокоит. Если вы постараетесь точно указать причину своего дискомфорта, возможно, вы увидите ситуацию в новом свете.

6. Меняйте мышление с негативного на позитивное

. Для начала нужно прекратить ежедневно накачивать себя отрицательной информацией, перестаем критиковать существующие порядки, неугодных соседей, сослуживцев и т.д. Учимся замечать и радоваться самым простым вещам: первому весеннему цветку, долгожданному отпуску, который проведете всей семьей, новому магазину, который построили рядом с вашим домом…

7. Тщательное планирование

и перерывы в работе помогут вам избежать чувства подавленности в последнюю минуту. Многие люди особенно беспокоятся, когда находятся под давлением. Стратегия, целенаправленно оставляющая вам больше времени, чем нужно по вашим представлениям, чтобы успеть на деловую встречу, поможет устранить этот источник стресса.

8. Развивайте свои таланты и интересы

. У скучающих и несчастных людей редко бывает много интересов в жизни. Современные программы образовательных учреждений дают почти неограниченные возможности людям всех возрастов изучить свои таланты во многих областях, включая спорт, науку, музыку, искусство, театр и ремесла. Зачастую чем больше вы знаете, умеете, тем интереснее и жизнь для вас становится. Чувство компетентности, приходящее при развитии навыков, может многое сделать для поддержки самоуважения.

9. Научитесь улыбаться

. Не так уж сложно «повесить» на свое лицо «дежурную улыбку вежливости», улыбнуться прохожему, обратившемуся к вам с вопросом. Одним из способов укрепления психического здоровья может стать посещение отделения психотерапии и неврозов, где комплексный подход, направленный на восстановление душевного равновесия, уход за телом, восстанавливающие процедуры и консультации ведущих специалистов позволят сохранить высокий тонус организма и набраться сил даже за небольшое время.

Свойства

Все психические состояния имеют особые свойства:

  1. Целостность – взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов психики. Это свойство оказывает влияние на эффективность деятельности человека.
  2. Устойчивость. Все виды психических состояний человека более постоянны, чем сиюминутные эмоции.
  3. Подвижность – свойство психических состояний менять свои функции вслед за изменением ситуации.
  4. Полярность – это свойство выражает парность эмоциональных переживаний. К каждому положительному переживанию можно подобрать диаметрально противоположное (негативное) эмоциональное переживание.

Уровни

Сущность и классификация психических состояний в психологии проявляются на разных уровнях:

  • физиологический уровень раскрывает нейрофизиологические, биологические и морфологические особенности реагирования человека на происходящее;
  • психофизиологический уровень, определяющий сенсорику и вегетативные реакции организма;
  • социально-психологический уровень, учитывающий статус человека в межличностных отношениях, его отношение к труду;
  • психологический уровень, задающий общий эмоциональный настрой личности.

Факторы формирования

Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? Принято считать, что к факторам психических состояний личности относятся: общий тонус личности, мотивация, настроение, ожидание успеха, субъективное отношение к деятельности. На основе этих компонентов факторы получили такие названия, как:

  1. Мотивационно-побудительный – самый мощный фактор, стимулирующий активность личности. Ведущими компонентами здесь являются удовлетворенность человека отношениями с любимым человеком, финансовая обеспеченность.
  2. Эмоционально-оценочный – фактор, указывающий на отношение человека к тому или иному виду деятельности и результату своего труда.
  3. Активационно-энергетический – фактор, характеризующий физиологическую активность человека и проявляющийся в закономерной смене сна и бодрствования. Также к активно-энергетическому фактору относят здоровье человека. Сильные переживания обычно связаны с возбуждением, а слабые – с торможением в нервной системе.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Функции психических состояний

Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:

  • формирование самооценки личности;
  • обсуждение человека к совершению тех или иных действий;
  • прогнозирование успешности тех или иных начинаний;
  • принуждение человека довести начатое дело до конца;
  • формирование отношения человека к деятельности;
  • оценивание результата своего труда;

Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.

Диагностика

Некоторые люди обладают уникальной способностью точно оценивать свое психическое состояние. Физическое самочувствие при этом является для них главным «барометром». Другим же людям требуется помощь психолога в этом деле.

В психологии определение психического состояния человека – это анализ его психофизиологического и психологического уровней. Исследование психофизиологического уровня позволяет изучить природу появившегося чувства и определить (при необходимости) способы его коррекции.

Самым популярным диагностическим инструментарием являются психологические тесты. С их помощью диагностируют настроение, самочувствие и уровень активности личности. Наиболее показательные результаты дают такие методики, как цветовой тест Люшера, САН, РАТ, «Опросник нервно-психического напряжения», «Рельеф эмоций», тесты личностной тревожности.

В медицине к методам диагностики психических состояний относят результаты ЭКГ и КГР, частоту сердечных сокращений, энцефалограмму мозга.

Негативные и позитивные состояния

К негативным состояниям относятся: • страдание; • гнев; • отвращение; • презрение; • стыд.

Это астенические эмоции, которые отрицательно воздействуют на организм, ухудшают самочувствие и снижают запас жизненной энергии. Появляется чувство озноба, одышка, замедляется кровообращение, снижается мышечный тонус.

Позитивные эмоциональные состояния – положительные эмоции, воспринимаемые субъектом как хорошее самочувствие и настроение: радость, интерес, удовлетворенность. Сопровождаются благотворным расширением мелких кровеносных сосудов, притоком крови к органам, увеличением двигательной активности.

Проблемы психологических состояний

Какие бывают проблемы в изучении психологических состояний? Прежде всего это сложность разделения субъективных и объективных факторов, порождающих то или иное эмоциональное переживание.

Преобладание негативных психологических переживаний приводит к возникновению чувства неудовлетворенности своей жизнью. Осознавание проблем в психологическом плане и способность к анализу собственного состояния – это не те методы, с помощью которых человек может справиться с психосоматикой. Чтобы восстановить работоспособность, нормализовать сон и избавиться от беспричинных головных болей, человеку нужно обратиться к психологу. Только квалифицированный специалист сможет правильно определить причину проблем и выбрать эффективные методы ее устранения.

Мои рекомендации

Ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на хроническую усталость, снижение аппетита, отсутствие желания заниматься каким-либо делом. Они не понимают, что с ними происходит, сообщают о том, что были у многих врачей, сдали кучу анализов, а причину снижения работоспособности и апатии установить так и не удалось. «Что со мной?» — спрашивают они меня. Мой ответ о том, что эти симптомы относятся к аномалиям в психическом состоянии личности их обычно удивляет. Однако первоначальные мои предположения подтверждаются результатам психологических тестов. На следующем этапе работы с клиентом я рассказываю ему о том, какие виды психических состояний выделяют в современной психологии, так как часто, ознакомившись с результатами диагностики, они говорят: «Укажите, что относится к психическим состояниям личности».

В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]