Основатели психогенетики и авторы IDEAL-метода — супруги Тойч


Введение

Психогенетика является обязательной дисциплиной в государственном стандарте подготовки психологов

Почему изучение этого предмета столь важно для базового образования современного психолога? На наш взгляд, тому есть две причины. Во-первых, психогенетические исследования ведутся в основном психологами

Профессиональные генетики часто почти не осведомлены о достижениях в этой области. Психогенетика за последние годы значительно обогатила психологию множеством фактов, касающихся, в частности, изучения различных аспектов влияния среды на ход развития. Поэтому общее образование психолога должно включать в себя и знания по психогенетике. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, знакомство с психогенетикой помогает в формировании мировоззрения будущего психолога. Психогенетика закладывает основы методологии изучения человека как существа биосоциального и позволяет не только обогатить теоретические основы психологии, но и заложить фундамент для применения знаний из области психогенетики в практической работе психолога. Практический психолог, работая с клиентом или с группой, манипулирует различными средствами среды, формируя или корректируя те или иные психологические качества человека, т.е., выражаясь языком генетики, его поведенческий фенотип. Фенотип же есть результат взаимодействия генотипа и среды. Таким образом, работая со средой, психолог должен учитывать и наследственность человека. Человек — это сложная, самоорганизующаяся, живая система, которая, в отличие от других живых организмов, включена, кроме биологического, еще и в социальный контекст. Это означает, что формирование индивидуальности человека происходит в контексте сложных многоуровневых взаимодействий. Чтобы лучше представлять себе, как на каждом этапе развития возникает тот или иной конечный результат этих взаимодействий, необходимо уметь оперировать основными понятиями и фактами психогенетики. Поэтому полноценное образование психолога обязательно должно включать и знания из этой области науки.

О психогенетике

Ранее была уже опубликована статья О науке Психология. Позже она была дополнена очень даже небезосновательными высказываниями проф. В.Кумарина Аксиомы Песталоцци и Y-логия
, с которых и хочется начать говорить о таком новообразовании как психогенетика. Почему «психология», несмотря на все разоблачения, продолжает «цвести и пахнуть»? А почему «цветёт и пахнет» (до сих пор!) «единственно верное учение»? Потому, что есть спрос! Потому, что способность верить в чудеса (прирождённого дурака «разовьём» в гения; из того, кому медведь на ухо наступил «сформируем» Моцарта, двоечника сделаем круглым отличником, «тюрьму народов» перепрофилируем в «светлое будущее», а рынок наладим, запустив во власть коммунистического «козла»), в самые дикие мифы,- тоже заданы нам генной программой, а единственное противоядие,- образованность и высокая культура,- предполагает вмешательство евгеники и генной инженерии. … Полистайте любой психологический или философский словарь и убедитесь: «личность», «задатки», «Я-концепция», «новообразования», «трансцедентальность», а «экстраверты», «интраверты», «коллективное бессознательное»-как будто вытащили из «расовой теории» Альфреда Розенберга… Высшим достижением хитромудрых изобретателей в «психологии» является, конечно, матрица, с помощью которой «понятийный аппарат» можно пополнять методом лысенковской гибридизации (классический пример-гибрид водопровода с канализацией). По-существу, это то же самое, что в случае с «творческостью», но вместо суффикса берётся приставка: либо «пси», либо «психо». Именно так появились «психопедагогика», «психофизиология», «психофизика», «психофармакология», «психосоматика», «психолингвистика», «психотерапия», «психоневрология», «психомоделирование», «психогенетика» и множество других гибридов. Расчёт простой, но очень действенный: если, скажем, генетика есть несомненно наука, то за науку можно впарить и «психогенетику». Да ещё создать впечатление: эвон, какая она важная, эта «психология»: куда ни плюнь, обязательно попадёшь в неё. … Что было предметом «психологии» в момент её сотворения Гербартом и Бенеке («мимоходные» философские суждения Декарта, Спинозы, Бэкона, Локка и др. можно оставить узким специалистам)? Правильно, душа. А что сегодня? Извините, но уже не душа. Душу под давлением фактов, добытых физиологами,- в первую очередь Сеченовым, Павловым и Бехтеревым, которые не к ночи будет сказано, «психологию» вообще не признавали,- «психологам» пришлось многократно обменивать то на «поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внешние раздражители», то на «энергию сексуальных влечений», то на личность (понятие столь же содержательное, как и сама «душа»), то на «функцию мозга» (непонятно какую), то на…, впрочем, всего не перечислишь, поэтому приведу последнее (пока!) определение, которое не только понять, прочитать невозможно: «П.-наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внешней деятельности и активным отношением к ней» (см.: Российская педагогическая энциклопедия.- Т.2.-М., 1999.-С. 228). О чём свидетельствует эта уникальная замена «объектов», когда речь идёт о науке?

Знакомясь с вузовскими курсами, с книгами по психогенетики, становится ясно, что она полностью унаследовала характерные эмпирические методы психологии. Самими психегенетиками основными методами психогенетики называются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Причем единственно достоверным и достаточно надежным признается (по их же оценке) — последний, а остальные используются для гипотетических сопоставлений и размышлений.

Вот как представляет психогенетику Валентина Кузьмина, психогенетик.

Психогенетика — это наука, основателем которой является Курт Чампион Тойч

, американский физик и психолог, доктор наук. По-другому психогенетику называют генофизикой. Она находится на стыке наук физики, генетики и психологии. Эта наука дает простые и доступные жизненные советы как чувствовать себя счастливым, благополучным и здоровым. Кстати, клиентами Тойча в Америке были Рейган, Клинтон и другие известные политики, актеры, бизнесмены. … наш мозг — это сверхкомпьютер, запрограммированный наследственностью и нашим индивидуальным сознанием. Имеется генетический код, определяющий внешность, психологические черты характера человека и его судьбу. … вложение денег могут быть неудачными. Причина проста: мы не научились (или нас не научили) отстаивать, принимая, свои решения и верить в них. Вот несколько рекомендаций. 1. Следует тщательно взвесить все «за» и «против». Обдумать последствия каждого решения. Не принимать его, пока внимательно не будут рассмотрены все спорные вопросы. 2. Не принимайте решений, расплывчатых и условных, решайте точно, определенно, окончательно. 3. Отстаивайте свое решение. После того, как оно будет принято, ваше подсознание будет выдвигать аргументы против него. Может быть, и окружающие попытаются убедить вас в несостоятельности вашей линии поведения. Если вы будете настойчивы, ваше решение приведет вас к успеху.

О методологии психогенетики, в частности об основах метода близнецовых исследований, можно судить по приводимому ниже психогенетическому тексту: Так как МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, то они генетически идентичны и все наблюдаемые различия в фенотипах должны быть связаны только с влиянием среды. Поэтому с первого взгляда кажется, что для того, чтобы определить в какой степени изменчивость признака определяется генетическими факторами, достаточно установить уровень сходства МЗ близнецов. Это предположение было бы справедливым в том случае, ессли бы с момента рождения МЗ близнецы были бы разлучены и воспитывались в разных средах. Но в большинстве случаев такого не происходит и близнецы воспитываются в одной среде. Поэтому для учета влияния общей среды в качестве контроля используют пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов фактор общей среды действует в той же мере, что и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов примерно в два раза меньше. Следовательно уровень генетически обусловленного сходства у ДЗ близнецов должен быть ниже, чем у МЗ близнецов. Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году. Семенс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме этого он предложил использовать в качестве объекта исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях. Во-первых, предполагается равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов. В этом случае если если изменчивость признака полностью определяется средой, то и МЗ и ДЗ близнецы должны иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции близкие к 1,0. Если же изменчивость признака целиком зависит от генотипа, то коэффициент корреляции в группе МЗ близнецов должен быть близок к 1,0, а в группе ДЗ близнецов приблизительно равен 0,5 (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести их генотипа). Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорожденными. В обратном случае результаты близнеццовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов. … Близнецовый метод и его разновидности является одним из немногих экспериментальных методов исследования влияния среды и генотипа на психологические характеристики. Как и все остальные экспериментальные методы психогенетики (семейный метод, метод приемных детей, анализ родословных), он не является методом, позволяющим с полной уверенностью разделить влияние генотипа и среды на исследуемые характеристики. Исключением является метод разлученных близнецов, но по вполне понятным причинам его использование на практике весьма ограничено. Поэтому, как и при использовании других экспериментальных схем, следует с определенной осторожностью подходить к интерпретации экспериментальных данных полученных близнецовым методом и проводить верификацию полученных данных всеми возможными способами, например путем сравнения с данными, полученными другими методами.

Как для психологов, так и для психогенетиков характерно то, что, не имея конкретного понимания ни нейрофизиологических механизмов психики (во время становления психологии об этом вообще не было достоверных представлений) ни того, что именно и как передается с помощью генетического кода (это до сих пор пока только исследуется), они все же, делают предположения, проверяя их эмпирически и, во многом получая подтверждение своих догадок в каких-то определенных условиях. При этом оказывается другие условия, в которых их предположения совершенно не оправдываются. Понятно, что конкретные знания механизмов психики или механизмов наследственности, просто напросто сняли бы все вопросы, которые пытаются косвенно решить психологи и психогенетики. Получается, что психологические исследования просто преждевременны и некорректны с методологической точки зрения потому, что пытаются решить вопрос не на прямую выяснением механизмов, а методом алхимического угадывания, со всей абсурдностью, присущей этому методу. Хотя этот метод развился по сравнению с древними алхимиками столь изощренно, что найти несогласованность с научной методологией становится не просто. Однако, признаки ненаучности, по которым можно сориентироваться, формализованы в критериях Определение веса ненаучности. Так, стоит обратить внимание на конкретно следующие критерии: 1. Нигде конкретно не говорится и даже косвенно не подразумевается о границах применения закона, теории, метода, т.е. о том, где это применяться не должно. (именно то, что эмпирически найденные закономерности применимы строго лишь к условиям, для которых были получены и не могут быть распространены на на все условия вообще.) 2 Это авторская теория, объясняющая основы устройства всего мироздания с многочисленными выводами, вплоть до уровня описания способностей человека. (основоположником психогенетики большинством тех, кто называет себя психогенетиками, считается Чампион Курт Тойч, в своих книгах претендующий имено на такую вот универсальную всеохватность.) 3. Автор продает услугу (вещество, способ, компьютерную программу) или организует платные курсы или бесплатные курсы с обязательным приобретением пособий и вспомогательных материалов. (огромное количество организаций и частных лиц продают психогенетические рецепты доверчивым людям). 4. Использование в качестве доказательств только положительных (ожидаемых) эффектов эксперимента и умалчивание остальных (нет полной статистики результатов). (этим грешат большинство эмпирических результатов психогенетиков.) 5. Невозможно придумать эксперимент, который мог бы четко опровергнуть эту теорию, если она окажется неверна. (это — очень серьезный признак отсутствия научности.) 6. Теория выдается за истину, доказанную и несомненную, независимо от того, насколько она распространена и принята в мире (Теория — это то, что для человека или группы людей является достаточно убедительным и несомненным. То же самое для не разделяющих это мнение людей это является гипотезой, т.е. тем, что подлежит проверке реальностью и не годится пока для уверенного использования). (Практически все практикующие психогенетики именно так преподносят ее.)

Вот пример текстов академической лаборатории психогенетики (с интеренет-страницы https://www.psy.msu.ru/about/kaf/genetics.html) созданная в декабре 1972 года в Психологическом институте РАО и с тех пор так и не сворачивающей с психгенетических рельсов, на которые была ориентирована, хотя проводимые собственные исследования во многом сталкивались с противоречием в некорректности методологии исследования предмета методом алхимических проб и ошибок. …в последние годы в исследованиях генетических детерминант изменчивости психологических и психофизиологических признаков накапливались данные, которые заставляют выйти за рамки простой констатации наличия генетических влияний и требуют пересмотра самой концептуальной основы психогенетических исследований

. … Данные целого ряда исследований (Пантелеева Т.А.,1978; Марютина Т.М.,1983; Кочубей Б.И.,1982; Зырянова Н.М.,1992; Malykh S., Egorova M., P’ynkova S. 1992; Малых С.Б., Егорова М.С., Пьянкова С.Д., 1993; Малых С.Б., 1986,1988,2000;)
выявили определенные закономерности проявлений генетических и средовых влияний на индивидуальные различия психологических и психофизиологических признаков в зависимости от «контекста», в котором происходит реализация признака, его места, смысла, функциональной роли в целостной системе, в которую он включен.
Данные этих исследований свидетельствуют о том,что фенотипически один и тот же психологический признак, т.е. признак,имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно отличаться по своей психологической структуре и, соответственно,по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант в его вариативность. … Лонгитюдное исследование близнецов, проводимое коллективом лаборатории продолжается свыше десяти лет.

И т.п. Конечно же, просто так перебрать эмпирически все бесконечное разнообразие условий, в которых проявляется ожидаемая закономерность, невозможно и говорит о некорректном подходе, неверной методологии. Понятно, что проявление какой-то способности у близнецов (любимый и практически единственный объект психогенетиков) в одних условиях может оказаться реализованной, а в других нет. Если способности не передаются генетическим кодом, а лишь дают некое предопределение, то они могут реализоваться, а могут и не реализоваться (для чего нужно знать что именно заставляет реализоваться предопределенности) и никакие опыты с близнецами не могут показать, каков именно механизм имеет место. Подробнее об этом аспекте — в статье Блаженные (об обусловленности индивидуальных различий при формировании мистического мировоззрения). Большинство работ в психогенетике посвящено исследованию личностных различий высших психических функций, главным образом «интеллекта» — неопределенного понятия самого по себе, с помощью разнообразных тестов. Насколько подобные тестирования некорректны и не достоверны, уже не раз говорилось.

Вот как трактуется предметная область психогенетики в учебном курсе https://www.ido.edu.ru/psychology/psychogenetic/1.html : Почему изучение этого предмета столь важно для базового образования современного психолога? На наш взгляд, тому есть две причины. Во-первых, психогенетические исследования ведутся в основном психологами. Профессиональные генетики часто почти не осведомлены о достижениях в этой области. Т.е. дисциплина, занимающаяся исследованиями того, чьи механизмы изучаются генетиками, для последних не является сколько-то значимым: она даже не осведомлены об этом :) Но если бы генетики, наконец, смогли бы точно описать что именно и как формирует индивидуальные различия, имеющие происхождение из генетического кода, то и психогенетика стала бы не нужна именно из-за точности такого знания. И, если бы выяснилось, что на самом беле генетический код не способен передавать тот объем информации, что на него возлагают психогенетики, то приставка генетика перед пси стала бы вдруг лишней. Получается, что вместо науки мы имеем дело с некоторым ее суррогатом, вынужденном алхимически гадать в то время, пока настоящие науки еще не исследовали эту область точно своими методами. Это напоминает то положение с психологией, которая довольствуется множеством довольно противоречивых предположений вместо точного знания по нейрофизиологическим механизмам организации психики. Как следствие такого вот неопределенного положения, в этой дисциплине процветает множество спекуляций, использующих наукообразные трактовки других дисциплин и прямое мошенничество, направленное на получение доходов легковерных людей, завороженных аурой психологии и ее более нового и еще более впечатляющего ответвления. Как и психология, психогенетика склонна к различных классификациям людей. Так в этом самом курсе приводится в ведении в предмет Классификация людей по их природным дарованиям, Количество знаменитых и выдающихся людей всех разрядов (в %) среди родственников гениальных людей (как будто бы доказано, что знаменитость является непременным условием некоей одаренности). Отцами-основателями разные психогенетики называют совершенно разных людей. Так, в учебном курсе одиозный Чампион Курт Тойч не упоминается вообще. Это характерно и для психологии, расколовшейся со времен Фрейда и Юнга на явно мистичскую (трансперсональную) и более академическую, но не менее некорректную в методах и средствах исследования и их приложениях. Такой подход порождает соответствующее недоверие к любым полученным этими дисциплинами данным и теориям. И только спрос на их услуги у легковерных людей, организаций и правительств, поддерживает их существование.

Вот впечатления студентки, только что сдавшей курс психогенетики https://asena.livejournal.com/116264.html

…проверили — что мышь выбирает себе в половые партнеры такую мышь, у которой ГКГС (главный комплекс гистологической совместимости) максимально отличается от ее собственного. На практике это означает, что у потомства будет более широкий спектр имунных реакций (быть гетерозиготой вообще хорошо). К самцу специально подсаживали мышь, максимально близкую по ГКГС — не очень охотно, но вступил с ней в романтические отношения — а потом максимально от него отличающуюся. Сравнивали потомство — мышата, рожденные «по любви», были достоверно более здоровыми… Откуда мыши знают про ГКГС? — а по запаху… … После такого невозможно было не задуматься о людях :) С ними тоже были эксперименты: им давали нюхать футболки, которые сутки проносил другой человек, и просили оценить привлекательность (или отвратительность) запаха. Потом сравнили ГКГС и аж удивились. Истинная правда. Чем больше нравился человеку А запах футболки человека Б, тем больше у них было различий в генах ГКГС, и наоборот. Так что, получается, запаховая привлекательность человека — залог здоровых детей, вот как. А про безответную любовь нам объяснили, что это ошибка природы. Что кто-то из двоих имеет проблемы с системой обоняния, и ему либо по ошибке нравится, либо по ошибке не нравится. Либо — что это любовь сугубо от головы, а поспал бы несколько ночей с объектом страстной любви в одной спарке — сам бы понял, что нее, не то это. Только не понял бы, почему. .. И есть мнение, что с этим же связана проблема отцов и детей: вызывает бессознательное раздражение и желание уйти как можно дальше запах человека, близкого тебе по ГКГС.

Как грибы после дождя появилось множество институтов «психогенетики», провидящих семинары по совершенствованию человеческой сущности, способностей и привлечению удачи. Смотрим что пишут на инет-странце такого института https://www.psychogenetics.ru/pages.php?id=3 :

Формула успеха не может быть универсальной для всех, она очень индивидуальна. В зависимости от того, как Вы сами определяете успех, подсознание либо замедляет, либо ускоряет его достижение. Сегодня считается доказанным тот факт, что мы наследуем не только физическую внешность своих предков, но и определенные модели поведения. ДНК хранит сведения не только о цвете глаз или волос человека, но и о его желаниях, которые также передаются по наследству. Это открытие более 30 лет назад сделал американский доктор физики и психологии Курт Ч.Тойч. Для изменения своей жизни к лучшему важно научиться не сожалеть о прошлом, а проанализировать его и увидеть возможности, благодаря которым мы можем стать успешными, увидеть новые перспективы собственной жизни. Психогенетика позволяет взглянуть на жизнь человека в целом и понять, что у каждого события в жизни есть свое место. Наша жизненная энергия, как и энергия Вселенной, неограниченна. Единственный ограничивающий фактор — унаследованные заблуждения. Если Вы избавитесь от наследственной зависимости, то вся энергия Вселенной станет доступной для вас. На индивидуальной консультации Вы сможете: ….

Еще больше практикующих «индивидуалов», заряженных различного рода сертификатами и грамотами. Вот пример рекламы такого вершителя человеческих судеб на инет-странице https://www.gynecolog.su/psycho.phtml

Проходил обучение в Институте гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований РФ; Московском гуманитарном университете; Академии Идеал-метода Тойчей (США) — психология и психогенетика; Московском Авиационном институте (экономика и организация производства). Проводит обучающие семинары и оказывает существенную помощь в решении ряда жизненных проблем. Использование специальных методик позволяет скорректировать поведенческую установку человека, «запрограммированную» негативными составляющими опыта предшествующих поколений, открывая тем самым дорогу к реализации личностных устремлений в личной жизни, работе и карьере. До недавнего времени поведение человека считалось непредсказуемым исключением во вселенной, в которой по утверждению Галилея, Кеплера, Ньютона и Эйнштейна, царит порядок. Доктор физики и психологии Чампион К.Тойч и его супруга Джоэл Мари Тойч (США) более сорока лет назад выдвинули гениальную теорию о наследовании человеком поведенческих моделей его родственников. Они назвали эту теорию «психогенетика» или «генофизика». С появлением Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойча удалось объединить физику человека, генетику и духовный закон, чтобы доказать, что поведение и опыт человека предсказуемы. Их тщательные исследования позволили сказать, что поведение человека можно модифицировать для пользы каждого мужчины, женщины или ребенка, также как для организаций и фирм.

Сегодня доказано, что любая проблема в жизни людей объяснима, предсказуема и устранима, и каждый человек может воспользоваться уникальным шансом изменить свою жизнь к лучшему раз и навсегда! ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ ПРАЙС — ЛИСТ

Надо ли говорить насколько ложны и наглы в желании создать громкую рекламу подобные утверждения? Сегодня ни один физик, химик, нейрофизиолог, астроном или представитель любой другой науки, практикующей методологию научного познания, не устраивает семинаров, обещающих изменить судьбу, не берет деньги за консультатции в решении жизненных проблем. Этим занимаются психологи, психогенетики, гадалки, колдуны и экстрасенсы. Книги Чампиона Курта Тойча можно найти в разделах Эзотерика. Парапсихология. Тайны Йога и другие духовные практики. См. комментарии к книге От человеческой скованности и бремени страстей к свободе . Вот как еще привлекают легковерных психогенетики на свои семинары (https://www.cityclass.ru/course/detail/2860/ ): Психогенетика — путь к счастливому супружеству. Открытием для многих людей станет то, что наш опыт и поведение унаследованы, а значит предсказуемы. А то, что предсказуемо, можно изменить и человек может управлять своей судьбой. На семинаре Вы узнаете, как достичь Вашей заветной цели стать счастливым человеком, добиться взаимопонимания в семье, преодолеть одиночество, избавиться от страхов и почувствовать уверенность в завтрашнем дне. Семинар позволит слушателям ответить на вопросы: Как преодолеть одиночество и отвержение? Как построить радостные отношения в семье? Почему Вы до сегодняшнего дня не получили того, о чем мечтаете? Как из Вселенной несчастливых людей перейти во Вселенную счастливых? Каждый из нас запрограммирован на то, чтобы испытать определенный опыт. Генетический фактор действует в жизни каждого человека. Генокод свод законов и правил поведения на любые события в нашей жизни. Мы себя видим так, как видели себя наши предки. Генокод диктует нам конфликтовать, быть недовольными, страдать от одиночества и отвержения, искать любимого человека и не находить. Это происходит потому, что жизненный опыт предков записан в ДНК как код, а ДНК производит все как конкретную форму жизни. Наша задача освободиться от власти генокода. Мы способны не повторять заблуждения наших предков. IDEAL- метод позволяет самым точным образом определить генокод, анализируя опыт прабабушек и прадедушек и зная законы, по которым генокод передается.

Резюме.

Конечно, в условиях, когда наука пока еще не смогла найти и точно описать механизмы межличностных различий, предпринимаются попытки хоть как-то предположить их, выполняются исследования в надежде отгадать устройство черного ящика по внешним признакам чисто эмпирически, строятся гипотезы и предположения. Это то, что предваряет зарождение любой истинной науки (так химии предшествовала алхимия). Но, как это часто бывает в таких случаях, спрос немедленно рождает и предложение: нечистоплотные и далекие от науки формы заморачивания доверчивых людей, прикрывающиеся очень модными и впечатляющими названиями психологических «наук». И, надо признать, этот фактор в психогенетике оказывается наиболее преобладающим. Сегодня совсем не то состояние науки, какое было в средние века, когда спонтанно зарождающиеся эмпирические направления исследований возникали и исчезали или трансформировались (как это было с гомеопатией). Некий общий мировоззренческий потенциал ученого, хорошее понимание принципов научной методологии, способны сделать гораздо большее. И тогда, в ходе развития существующих предметных областей, возникают их междисциплинарные обобщения — системный подход, который сам по себе может стать вполне самостоятельной предметной областью. В случае развития генетики и нейрофизиологии это была бы системная генетика или системная нейрофизиология (не в названии суть), которая вполне обосновано обобщила бы уже исследованное исходными дисциплинами, формируя новое, междисциплинарное направление дальнейших исследований. В настоящее же время именно непонимание сути научной методологии плодит невероятное множество идей-фикс, так и развитие их апологетами в некие искусственно поддерживаемые образования, как это произошло с психогенетикой, идею которой, все же, авторски обозначил Курт Тойч (который был по специальности ни генетиком ни психологом), а не все те предшественники, занимавшиеся вопросами межличностных различий, на которые ссылается академическая ветка психогенетики. Именно его усилиями и началось повальное увлечение и мода на психогенетику. Но лучше бы его не было. Не было бы миллионов обманутых, которых авторитетно заставили поверить в то, что они счастливы и стали лучше, не было бы неизмеримых бюджетных затрат на несбывшиеся иллюзии в разных странах и некорректных исследования в огромном количестве лабораторий, а было бы нормальное развитие генетики и нейрофизиологии до возможности системных обобщений, которые мог бы при необходимости сделать грамотный ученый.

Дополнительно:

Наследование признаков

Определение видов исследований

Настало время поговорить на такую тему, как методы психогенетики. Психогенетика как развитая отрасль генетики и психологии разработала свои методы, с помощью которых выявляет различия между людьми:

1. Метод близнецов. Имеет большую популярность в психогенетике. Смысл его заключается в несовпадающей идентичности генотипа у однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Также ученые проводят исследования, анализируя и сравнивая наследственно одинаковых людей, но выросших в разной среде обитания. Однако использование одного вида исследования не дает полного анализа.

Рекомендуем: Одаренность — это

2. Генеалогический метод. Достанем генеалогическое древо семьи. Ради интереса вы и сами можете проследить отличительные черты среди членов своей семьи, сравнив по фотографиям внешность представителей разных поколений.

Однако он более широко применяется в медицинской генетике и антропологии, но в психогенетике как отдельный инструмент даст неполный ответ. Почему? Потому что перенимание психологических признаков может быть обусловлено социальной преемственностью, а не только генетикой.

3. Популяционный метод. В основу метода положено изучение преемственности отдельной группы генов. Метод психогенетики, который можно использовать для выявления каких-либо семейных патологий.

4. Анализ наследуемости нормальных психологических признаков. Этот метод неточен, и до конца никогда нельзя понять, существовали ли эти признаки с рождения или же были привиты со временем посредством влияния окружающего мира, традиций.

5. Метод приемных детей. Сравнение ребенка с двумя семьями. Берется интересующий нас признак и соотносится с настоящими родителями и приемными.

После проведения всех видов исследования результаты подвергаются тщательной обработке.

Далее рассмотрим проблемы психогенетики:

  • Изучение причин возникновения человеческой личности. Каким образом зарождаются те особенности, которые отличают нас друг от друга?
  • Точное определение структуры человеческой индивидуальности. Из чего она складывается и из каких механизмов состоит?
  • Измерение и определение местонахождения в характере и темпераменте личности отдельно взятых признаков.
  • Выделение определенных внешних факторов, оказывающих влияние на отдельную личность.
  • Закономерности индивидуального развития личности, а также состояние генотип-средовых взаимодействий.

Наследование, сцепленное с полом

Сцепленное с полом наследование — это наследование гена, расположенного на половых хромосомах. Наследование признаков, которые встречаются только у особей одного пола, но не определяются генами на половых хромосомах, называется сцепленным с полом наследованием.

Х-сцепленное наследование — это наследование генов, когда самцы гетерогамны и имеют одну хромосому Y (XY), а самки гомогамны и имеют две хромосомы X (XX). Все млекопитающие (включая человека), большинство насекомых и рептилий имеют такой тип наследования.

Z-сцепленное наследование — это когда женская линия гетерогамна и характеризуется наличием W-хромосомы (ZW), а мужская линия гомогамна и имеет две Z-хромосомы (ZZ). Все члены класса птиц имеют такой способ наследования.

Если аллель сцепленного с полом гена, расположенного на Х- или Z-хромосоме, рецессивен, то признак, определяемый этим геном, проявляется у всех особей гетерогамного пола, получивших этот аллель вместе с половой хромосомой, и у особей, гомозиготных по этому аллелю в гомогамном поле. Это происходит потому, что вторая половая хромосома (Y или W) у гетерогамного пола не несет аллелей большинства или всех генов парной хромосомы.

У особей гетерогамного пола вероятность наличия этого признака гораздо выше. Поэтому заболевания, вызванные рецессивными аллелями сцепленных с полом генов, гораздо чаще встречаются у мужчин, а женщины часто являются носителями таких аллелей.

Изменчивость — это способность организмов отличаться от других особей своего вида. Существует три типа — мутации, комбинации и модификации.

Мутационная изменчивость

Это изменения в ДНК клетки (изменения в структуре и количестве хромосом). Возникают под воздействием ультрафиолетового света, радиации (рентгеновские лучи) и т.д. Наследуемые, они являются материалом для естественного отбора (мутационный процесс — одна из движущих сил эволюции).

Возникает при рекомбинации (смешении) отцовских и материнских генов.

Источники:

  1. перекрест в мейозе (гомологичные хромосомы тесно перекрываются и обмениваются участками).
  2. независимое расхождение хромосом в мейозе.
  3. случайное слияние гамет во время оплодотворения.

Пример: цветок ночной красавицы имеет ген красных лепестков A, и ген белых лепестков a. Организм Aa имеет розовый цвет лепестков, этот признак возникает при комбинации (сцеплении) красных и белых генов.

Возникает под влиянием окружающей среды. Он не наследуется, поскольку модификации изменяют только фенотип (признак), но генотип не меняется. Отличия от мутаций.

Примеры:

Вы можете разрезать корень одуванчика на 2 части и посадить их в разных условиях; вырастут разные по виду растения, даже если они имеют одинаковый генотип;

Когда человек подвергает себя воздействию солнца, он становится коричневым; когда он занимается спортом, он наращивает мышцы;

Куры, если их хорошо содержать, увеличивают производство яиц; коровы дают больше молока.

Модифицируемая изменчивость не бесконечна; например, белый человек никогда не сможет приспособиться к состоянию негра. Пределы, в которых могут происходить модификационные изменения, называются «нормами реакции»; они заложены в генотипе и передаются по наследству.

В наше время

Сейчас психогенетика обрела свою независимость и продолжает самостоятельно развиваться наряду с другими науками. Созданы международные ассоциации, где собраны ученые со всех уголков мира для изучения и развития психогенетики. Издаются журналы, выходят научные статьи, пишутся книги, посвященные этой науке.

Популярным и гораздо более тщательно исследуемым вопросом являются генотип-средовые взаимосвязи в изменении уровня развития, то есть интеллекта человека. Большая часть работ связана с изучением влияния на формирование характера, темперамента за счет тех или иных факторов. Двигательная сфера человека отходит здесь на второй план.

Сейчас в психогенетике появились две новые ветви:

  • Генетическая психофизиология. Это направление занимается исследованием как внешнего, так и генетического определяющего фактора активности головного мозга.
  • Генетика индивидуального развития. Здесь проводятся исследования для определения роли среды и наследственности в преемственности стадий индивидуального развития человеческой личности.

Благодаря исследованиям в этом направлении можно сделать вывод, что изначально в геноме уже есть первичная индивидуальность, которая впоследствии получает развитие и проявляется в ребенке и во взрослом человеке. Но следует правильно понимать значение данного вывода.

Данные психогенетики показывают факторы, влияющие на различия между разными людьми, а не то, как влияет фактор на одного и того же человека. Также соотношение изменений любых признаков не является постоянным, оно может меняться в течение жизни у разных людей. Отсутствие ошибок по какому-либо признаку напрямую зависит от инструмента, которым он измеряется.

Рекомендуем: Что такое человеческий потенциал?

К тому же если в измерении психологического признака учитываются разные факторы, то «генетически заданное» не обязательно будет неизменным.

Благодаря активным исследованиям психогенетика может выделять все новые среды, в которых происходит развитие личности, – непосредственно в них и проводятся психогенетические исследования:

  • Общесемейная среда. Среда, которая является единой для всех членов семьи и чужой для остальных семей.
  • Индивидуальная среда. Все члены семьи имеют свою личную среду, и она не совпадает у них.

Основатели психогенетики и авторы IDEAL-метода — супруги Тойч

Джоэл Мари Тойч

Она навсегда изменила к лучшему мир религии, медицины, психиатрии, психологии и физики. Она поразила священников и лидеров различных вероисповеданий своими уникальными и практическими интерпретациями Библии. Её учебные занятия, демонстрации и исцеления в предполагаемо безнадёжных случаях потрясли врачей, психиатров и студентов-медиков в США и за её пределами. Даже известный Альберт Эйнштейн изумлялся её мудрости и вкладу в теорию единого поля.
Джоэл сама практиковала то, что проповедовала. Для неё каждый был — дитя Бога. Она не признавала ненормальностей. Прозванная «Леди Любовь» или «Леди Счастье», она несла надежду, помощь и одобрение людям подавленным — отверженным обществом, сиротам, матерям — одиночкам, людям старшего поколения, физически и ментально больным, а также людям известным, целому ряду магнатов бизнеса и кинозвёзд, обитателям Белого Дома и Королеве Англии.

Чампион Курт Тойч

Доктор физики и психологии, человек-легенда, Мастер-тренер и выдающийся консультант по ментальной генетике человека, имеющий более 140 тысяч успешно разрешённых случаев в течение 50 летней практики. Он, вместе со своей женой и наставником Джоэл Мари Тойч, — создатель науки жизни — идеал-метода Тойчей, которая позволяет любому желающему не только понять причины считающихся безнадёжными ситуаций и состояний, но и успешно разрешить их, кардинально улучшив здоровье, отношения в семье, финансовое положение, реализоваться в жизни, стать счастливым и любящим человеком. Доктор Тойч, открывший генетический код, управляющий поведением человека, первый в истории современности модифицировал его под руководством Джоэл Мари Тойч, став из жертвы — победителем! Он — автор многих книг, научных статей и семинаров, позволяющих заинтересованным в прогрессе людям, изучить науку — идеал-метод Тойчей. По оценкам независимых мировых экспертов он стал человеком 2003 года в номинации «Профессионал в здравоохранении». Приехав в Россию в возрасте 72 лет, он заложил основу распространения этой науки в нашей стране, ставшей центром международного распространения идеал-метода Тойча.

Ч.К. Тойч совместно с Дж. М. Тойч, авторы книг

  1. «Отсюда к великому счастью, или как улучшить вашу жизнь навсегда. Введение в генофизику. Из генетической неволи к свободе».
  2. «Ваше право на совершенное здоровье. Немедицинские ответы раку и другим болезням».
  3. «Откровения Джоэл. Библия как учебник радостной и эффективной жизни».
  4. «Шедевры Джоэл».
  5. «Духовный интеллект. Ключ к человеческой эффективности».
  6. «Сага о Джоэл. Чудо любви».
  7. «Из жертвы в победители. Виктимология».

«Звёздные» клиенты Ч.К. Тойча и его супруги

  • Джим Керри,
  • Луиза Хэй,
  • Мартин Шин,
  • Клорис Личман,
  • Энтони Пэркинс,
  • Энтони Куин,
  • Элизабет Тэйлор,
  • Джек Пэланс,
  • Луи Госсет,
  • Стивен Спилберг,
  • Роз Мари МакМилан (ведущая глобальных проектов строительных компаний),
  • Элвис Пресли,
  • Марк Хьюз,
  • Патрик Макни,
  • Дж. Буш — старший,
  • Р. Рейган,
  • Л. Джонсон,
  • Королева Елизавета II
  • и многие другие!

Краткая биография

Чампион Курт Тойч родился 10 февраля 1921 года в Лейпцихе, Германия. Эмигрировал из фашистской Германии в США в 1939 году, получил учёную степень в области физики, служил в ВВС США, работал в космической промышленности, затем в сфере психологии. Он постоянно искал ответы на вопросы об устройстве и смысле жизни. К счастью, Тойч встретился с Джоэл Мари Ноэль, которая стала его женой 4 апреля 1954 года. Именно она помогла найти мужу ответы на все его вопросы и показала, как из хаоса создаётся порядок, выводя смысл из того, что многие люди называли бессмысленным. В течение 7 лет Тойчами на стыке генетики, физики и духовного закона была выведена методология-IDEAL-метод Тойча, — ставшая основой их практической деятельности. Результаты получались быстрыми, точными, приносящими радость и, более того, — эффективными. Более ста двадцати тысяч человек в России, Америке и других странах нашей планеты вспоминают супругов Тойчей с благодарностью, потому что они помогли им изменить качество жизни, найти себя, состояться, исцелиться от тяжелейших недугов. Среди них Рональд Рейган, Джордж Буш, Энтони Перкинс, Стивен Спилберг, Элизабет Тейлор и другие. Благодаря методу Тойча, многие люди, начав «с нуля», стали преуспевающими бизнесменами, создали счастливые семьи, нашли взаимопонимание со своими близкими, с окружающим миром.

Так же Чампион Курт Тойч в 1942 году получил диплом бакалавра инженера-строителя Университета Флориды с отличием; в 1948–1949 и 1957 гг. обучался в Университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес) и получил учёную степень; аспирант Гарвардского Университета 1947–1948 гг.; с 1975 г. имеет звание Мастера в психологии Университета Калифорнийского побережья (Санта Анна), с 1976 г. доктор психологии.

С 1946 по 1960 гг. — старший инженер, технический писатель, редактор различных аэрокосмических фирм в Колумбусе, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. С1960 г. консультант психогенетик, генофизик (Лос-Анджелес); с 1981 г. Президент Академии ИДЕАЛ-метода Тойча (Лос-Анджелес); с 1993 г. почётный председатель международного исследовательского Московского Государственного Университета.

С 1964 г. консультант медицинских клиник, юридических фирм, фирм по недвижимости, компьютерам, электронике, страховых и автомобильных компаний, рекламных агентств в Южной и Северной Калифорнии, Луизиане, Канзасе, Неваде. С 1968 г. гость национальных и местных телевизионных программ; в 1988 г. консультант президентской компании Президента Буша-старшего (Лос-Анджелес).

Совместно с Джоэл Мари Ноэль Тойч является разработчиком генограммы и B.I.D. (базового внутреннего направления или желания). Был в звании 1-ого лейтенанта ВВС США (1942–1952 гг.). Член клубов «Фраер», «Викинги», «Международный оптимист» (президент, 1982 г.)

Награды

Сертификат от независимого престижного издательства Marquis Who’s Who, которое с 1898 г. находит по независимым источникам и публикует биографии людей, внёсших выдающийся вклад в прогресс человечества и продемонстрировавших значительные достижения в жизни. В своём 13 издании (1996 г.) энциклопедии Who’s Who издательство засвидетельствовало, что биография Чампиона Курта Тойча является «объектом биографической записи».

По оценкам независимых мировых экспертов, Ч.К. Тойч стал человеком 2003 года в номинации «Профессионал в здравоохранении».

Идеал-метод Тойча: то, что происходит в нашей жизни, не случайно, а предсказуемо и определено генетическим кодом, унаследованным нами от предков. Молекула ДНК (в ядре каждой клетки тела) содержит информацию о строении тела человека и его внешности. Но, главное — это записи о жизненном опыте предков в 3–4 поколениях, их восприятии и интерпретации жизни и себя, передаваемые по наследству.

Кроме того, в ДНК записана информация о нереализованных желаниях родителей, бабушек и дедушек, их чаяния, что и определяет направление жизни потомка. Супруги Тойчи обнаружили, что каждый отдельный человек подобен верхней ступени многоступенчатой ракеты, запущенной на определённую орбиту ещё до его рождения. Эта орбита может быть изменена к лучшему благодаря пониманию и использованию скрытых движущих сил.

Идеал-метод Тойча позволяет точно определить генетические законы, которые «мешают» с радостью жить, препятствуют достижению желаемого и разработать индивидуальную пошаговую программу действий для решения любой проблемы, задачи и достижения успеха, здоровья, счастья, гармоничных отношений и процветания для каждого желающего, для фирм, организаций и стран. Частные консультации, семинары, образовательные циклы позволяют получать успешные результаты в течение последних 50 лет в Америке, России, странах СНГ, Японии, Азии и других регионах. Клиенты метода, а их сотни тысяч человек, — лидеры бизнеса, управления, торговли, медицины, шоу-бизнеса и просто домохозяйки. Метод позволяет получить быстрые и устойчивые результаты в сложных случаях, которые обычно не поддавались изменению традиционными методами.

Здоровье

Наши многочисленные файлы содержат убедительные свидетельства того, что такие предположительно органические состояния, как рак, инфаркт миокарда, высокое кровяное давление, болезнь Паркинсона, псориаз и многие другие, которые не реагировали на лечение, включая операции, радиацию, химиотерапию, лекарственные методы, в сущности — логический результат соответствующего генетического кода.<�…> Перспектива, которую обеспечивает наша психогенетика, позволяет нам производить быстрые и длительные улучшения или ремиссию. (Джоэл Мари Тойч, Чампион Курт Тойч. Статья «Виктимология: генетический фактор» из книги «Из жертвы — в победители. Виктимология».)

Работа

Выбор работы, движение по карьерной лестнице, финансовое положение индивидуума закодированы в его ДНК. Этот факт диктует повторение последующими поколениями соответствующего опыта. <�…> Экономическая виктимизация может и должна быть преодолена благодаря применению нашей методологии. (Чампион Курт Тойч. Семинар «Бизнес, политика, карьера — менталитет успеха» 08–10.02.2000, Москва.)

Дети

У каждого человека есть свои, особенные и уникальные таланты, в дополнении к этому каждый является гением в своём собственном направлении. Ребёнок, который согласно одному тесту считается отсталым, может быть назван гением согласно другому тесту. (Джоэл Мари Тойч, Чампион Курт Тойч. «Отсюда к великому счастью, или как улучшить Вашу жизнь навсегда!»)

Успех

Мы пришли к пониманию, как решить ещё одну важную проблему человечества: как неудачников превратить в победителей. <�…>Ключевой момент заключается в следующем: мы научили людей процветать, получить работу и быть здоровыми, несмотря на отсутствие шансов или экономические трудности. (Джоэл Мари Тойч, Чампион Курт Тойч. «Отсюда к великому счастью, или как улучшить Вашу жизнь навсегда!»)

Семья

Члены одной семьи могут различаться по внешности, темпераменту и интересам. Хотя неизбежно, что базовые характеристики их сознания — общие. Если это паттерн гармонии и любви, то всё в порядке. Если же доминирует вера в раздоры или страх раздоров, то неизбежны ссоры и разочарования. <�…> Базовый паттерн разума группы производит для всех её членов одинаковые результаты.

(Джоэл Мари Тойч, Чампион Курт Тойч. «Отсюда к великому счастью, или как улучшить вашу жизнь навсегда!»)

Впервые появившись в России в 1993 году по приглашению своих коллег, Чампион Курт Тойч сразу же попал в поле зрения людей, желающих изменить свою жизнь.

Его уникальные работы в области генофизики и психогенетики тут же нашли своё практическое применение, их результаты поразили многих людей.

Поэтому Чампиона Курта Тойча называют «инструктором успеха».

Мне посчастливилось учиться у доктора Ч.К. Тойча в 1996–1998 гг.

С удовольствием делюсь знаниями и практикой!

Вебинары6

23 марта Понедельник, 14:00 Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения»

Скидка 30%

2 часа

Консультативно-практический
Крымский центр ментальной генетики (Крым)
Андрей Виннер
23 марта Понедельник, 19:00 Онлайн-курс клеточной трансформации Living your Design. Проживая свой Дизайн. Система Дизайн Человека

Скидка 500Р

7 дней

Экологический
Татьяна Вольф
24 марта Вторник, 14:00 Семинар «Наука Побеждать. Психогенетика поведения»

Скидка 30%

2 часа

Консультативно-практический
Крымский центр ментальной генетики (Крым)
Андрей Виннер
28 марта Суббота, 16:00 Вебинар «Трансплантация сознания совершенного здоровья и процветания. Метальная защита от эпидемий»

Бесплатное

2 часа

Консультативно-практический
Крымский центр ментальной генетики (Крым)
Андрей Виннер
11 апреля Суббота, 16:00 Вебинар «Стратегии и принципы по управлению жизнью». Актуальные решения с научным подходом

Бесплатное

2 часа

Консультативно-практический
Крымский центр ментальной генетики (Крым)
Андрей Виннер

Методы психогенетики

Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.

Метод близнецов является одним из наиболее информативных.

Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.

Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях.

Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.

Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.

  • Анализ наследуемости нормальных психологических признаков —
    данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
  • Метод приёмных детей
    — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.

Лекция 1. Введение в психогенетику

Предмет и задачи психогенетики. Место психогенетики в исследованиях индивидуальности человека. Проблема наследственности. Развитие психогенетики в мировой и отечественной науке (Ф.Гальтон, К.Штерн, К.Д.Ушинский, А.Ф.Лазурский, Н.П.Дубинин, В.П.Эфронмсон). Методы психогенетики (популяционный, генеалогический, метод приемных детей, метод близнецов).

  1. понятие, предмет, задачи и место ПГ в системе других наук.
  2. История ПГ:

А) ПГ мировая и отечественная.

Б) история генетики.

Психогенетика — наука, находящаяся на пересечении генетики и психологии (точнее – дифференциальной психологии), предметом исследования которой является соотношение наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков.

Психогенетика – это отрасль психологии, изучающая соотношение и взаимовлияние наследственности и среды в формировании психических свойств человека (по Равич-Щербо).

Термин «психогенетика» используется в России и Германии.

Фогель и Мотульский считали, что к психогенетики применительно определение генетики человека – наука, изучающая наследственность и изменчивость у самых интересных живых организмов – человеческих существ.

Генетика – это наука о двух механизмах: изменчивости и наследственности.

Наследственность – это способность живых организмов передавать в ряду поколений совокупность признаков и свойств (консервативных и без изменений).

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки.

Предмет психогенетики – это относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

Двойственность целей определяется целями генетики и психологии.

Цели генетического исследования.

Конечной целью генетического исследования является идентификация гена или генов, нахождения гена на хромосомной карте, описание гена, описание продукта гена.

Цель психологического исследования.

Конечной целью психологического исследования является понимание этиологии и структуры анализируемого признака, выяснение факторов, влияющих на этот признак, выяснение тех характеристик среды, которые оказывают влияние на макро- и микрофункционирование этого признака.

Задачи психогенетики:

1. выяснение роли наследственности и среды в формировании различий между людьми по психологическим признакам.

2. определение набора сред, которые приводят к появлению одного и того же генотипа в разных фенотипах (найти маму, у которой родились 10-20 близняшек и поместить их в разные среды – в генетики, не выполнимо).

3. определение параметров среды, существенных для развития того или иного признака (что влияет на развитие IQ ребенка – например, чтение книг, компьютер, наличие книг).

Проблемы, которые решает психогенетика.

1. Этиология человеческой индивидуальности.

2. Уточнение структуры человеческой индивидуальности.

3. Уточнение структуры отдельных психических функций.

4. Выделение разных типов средовых воздействий.

5. Закономерности онтогенеза, выяснение динамики генотип-средовых соотношений.

Место среди других наук.

1. Антропогенез.

2. Дифференциальная психология.

2. Мировая психогенетика.

1 этап – до 1900г.

Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин.

Гальтон – тест, анкета, опрос; вклад в дактилоскопию; открыл антициклон. Две гипотезы:

— все мужчины умнее женщин (но оказалось, что по некоторым характеристикам женщины умнее).

— выдающиеся люди имеют одаренных детей, т.е. передают свои способности (но и низшие сословия имеют свои дарования).

Он первым исследовал роль наследственности и среды в интеллектуальных особенностях человека.

1865 – статья, книга «Наследственный талант и характер». Утверждал, что талант, психические свойства человека и физические признаки наследственны. Выдвинул идею о том, что можно изменить физический и духовный облик человека биологическими методами. Заложены основы новой науки евгеники (призванной улучшить качество популяции).

1876 – «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». Представил данные о наследовании таланта в семьях выдающихся людей (военное дело, медицина, художники). Следовательно вероятность проявления одаренности в семьях выдающихся людей выше, чем в обществе в целом (415 семей – 1000 одаренных людей). Выделил три степени даровитости: высшая, средняя и низшая.

1876 – «История близнецов как критерий относительной силы, природы и воспитания» — близнецовый и генеалогический методы были введены для выяснения вопросов наследования таланта. Уже тогда понял, что есть монозиготные и дизиготные. Существует неизменная часть наследственности, а есть изменяемая.

«Очерк по евгенике» — дает определение этой науке (занимается всеми влияниями улучшающими качество расы). Необходимо проводить просвещение народа.

Этап качественных признаков.

2 этап. – 1900 -1930 (этап количественных признаков).

Работы Фишера, Райта и Пирсона совместно с Гальтоном дали начало этому этапу – генетики количественного признака.

Появляются статистические методы. Активно развивается психодиагностика. Появляются надежные способы диагностики зиготности близнецов. Появляется метод сравнения раздельно выросших монозиготных близнецов.

Начинают проводить исследования по генетики поведения животных.

3 этап – 1930 – 1960.

Психогенетика интеллекта.

Измерение психогенетического исследования умственных дефектов, психиатрических заболеваний.

Фаллер, Томпсон «Генетика поведения».

4 этап – 1960 – 90-е гг.

Смещение акцента с психогенетических исследований на исследования темперамента, особенностей личности, моторики и психофизиологических функций.

Обнаружились ограничения некоторых методов (особенно, в близнецовом методе).

Отечественная психогенетика.

1 этап – до 1917г.

Вольф – его заинтересовала коллекция уродов. Считал, что уроды красивые создания и созданы природой.

Уроды – крайние отклонения от нормы и понимая которые можно установить общие принципы всякого развития.

Два основных вопроса.

  1. Что может передаваться при рождении потомству?
  2. Могут ли передаваться внутренние и внешние усовершенствования, приобретаемые путем упражнения?

Может передаваться темперамент, почти все болезни, предрасположенность к болезням, человеческие добродетели, шестипалость.

У Вольфа было очень много ошибок. Не понимал, где хранится наследственная информация.

«+» он предвидел, что очень многое передается по наследству.

Что приобретается тоже передается по наследству.

2 этап – 1917 – 1930гг.

Филипченко Ю.А.

Первым получил докторскую степень по генетике.

Пытается ответить на вопросы (у Вольфа).

1916 – «Наследственность», какие признаки передаются по наследству, но ответ не дан. Уходит к евгенике (-то наука об улучшении человеческого рода), родоначальником которой считается Ф.Гальтон. «Евгеника наука хорошая и нужно поощрять рождение детей не только одаренных, но и всех». Каждый родитель должен решать сам, рождать им ребенка с дефектами. Они просвещали семьи, если у них есть отклонения и аномалии в прошлом.

3 этап – 1930 – 60-е гг.

Был разгром генетики и была запрещена наука педология. На несколько десятилетий отеч. Генетика прекратила существование.

Канаев «Близнецы»

Юдович, Лурия «Речь и развитие психических процессов у ребенка».

4 этап – с 1970г.

Начало систематических исследований по психогенетике.

Создается первая лаборатория – Равич – Щербо (заведовала до 1993). На базе лаборатории Теплова и Небылицына.

Популяционные исследования проводились на изоляторах Дагестана и в аулах Туркмении.

Эфроимсон «Этика этики и эстетики».

История генетики.

1 этап – 1900 – 1930

2 этап – 1930 – 1953

1-2 этапы – этапы классической генетики, неоклассицизм.

3 этап – 1953 – по наши дни – эпоха молекулярной (синтетической) генетики.

До 1900.

Г.И. Мендель (1865) – помогал родителям в огородстве, садоводстве.

С 10 лет отдали учиться в гимназию (уходил и приходил снова из-за нехватки денег). Начал давать уроки и зарабатывать.

Университет не закончил (из-за денег). Сестра отдала свои деньги (на замужество).

В монастыре проводил свои опыты (сначала скрещивал кроликов, но пришлось отказаться и стал заниматься горохом – в течение 8 лет, искусственно опылял цветки, считал в ручную – в результате открыл законы наследственности. Его никто не понял.

На пшенице ничего не получилось.

1 этап

1901 – 1903 – теория мутации Фриза.

1902 – 1907 – Вильсон, Боверн – обосновали хромосомную теорию наследственности.

1906 – Бетсон – ввел название генетики.

1909 – Иогансен – ввел понятие; ген, генотип, фенотип.

1910 – 1925 – создана хромосомная теория наследственности. Вавилов предлагает и создает банк генов.

2 этап

— развитие отечественной генетики приостановлено.

1941 – несовместимость матери и плода по резус-фактору.

1940 – 1953 – решение проблем генетики человека.

1953 – открытие пространственной модели структуры ДНК (Уотсон, Криг, Уилкинс).

3 этап

1954 – доказательство роли инфекционных заболеваний в формировании генофонда человека.

1956 – установлено, что хромосом – 46 (Тио, Леван)

1959 – установлена причина синдрома Дауна, а также роль у-хромосомы в определении пола.

1970 – появились все методы дифференциального окрашивания хромосом.

1972 – развитие получает новая отрасль – генная инженерия.

В западной литературе в большинстве работ используется термин «генетика поведения», а в русской терминологии термин «психогенетика» более адекватен, т.к., во-первых, единицей анализа поведения является поступок (С.Л. Рубинштейн, 1956 и др.), что не является признаком в генетическом понимании этого слова, и, во-вторых, исследуемые в психогенетике признаки (баллы IQ, характеристики темперамента и т.д.) не являются собственно «поведением».

Кафедра психогенетики

Телефон: 629-58-72

Заведующая кафедрой — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО М.С. Егорова

Кафедра психогенетики создана в сентябре 2003 года, является новым подразделением на факультет психологии, но ее коллектив имеет многолетний опыт работы в этой области знания и прочно связан с традициями отечественной психогенетики.

Направления научной работы

  1. Дифференциальная психология – изучение структуры психологических функций, а также различий между группами людей (по полу, возрасту и т.д.).
  2. Психогенетика – изучение роли генотипа и среды в формировании различий между людьми по психологическим признакам.
  3. Психология уникальности – описание конкретного человека и анализ многообразия его психологических проявлений.

Основной вопрос при исследовании индивидуальных различий – это их происхождение. Почему люди отличаются друг от друга? Почему человек меняется с возрастом? Почему в каких-то ситуациях человек не похож «на самого себя»? Как на психологические особенности человека влияют разные источники индивидуальных различий – обусловленные эволюцией нашего вида, определяемые генотипом человека, формируемые в социально-культурных условиях? С тем, как современная наука отвечает на эти вопросы, и знакомит студентов кафедра психогенетики.

Наши проекты

  • Московское лонгитюдное исследование близнецов
  • Дети нового века: социально-педагогические аспекты формирования образа мира у детей старшего дошкольного возраста
  • Генотипические и средовые детерминанты агрессивного поведения у подростков
  • Социально-педагогические аспекты воспитания подростков в изменяющемся обществе
  • Отличники: условия формирования ориентации на образование
  • Молекулярно-генетическое исследование компонентов психологической адаптации
  • Ассортативность как фактор формирования индивидуальных различий
  • Близнецы и одиночнорожденные: сравнительный анализ когнитивного развития
  • Формирование индивидуальных различий в школьной успеваемости: влияние общей среды, индивидуальной среды и пренатальных гормонов
  • Роль общей и индивидуальной среды в формировании психологических характеристик (сиблинговый анализ)
  • Природа вариативности показателей Темной триады и личностных свойств

Курсы лекций

Преподавателями кафедры разработаны курсы лекций, знакомящие с современным состоянием дифференциальной психологии, психогенетики и смежных с ними дисциплин.

Основные из них:

  • Психогенетика
  • Основы дифференциальной психологии
  • Психология уникальности: теория и методы идиографического анализа
  • Генетика развития (онтогенетика)
  • Генетика психических нарушений и основы генетического консультирования
  • Воспитание и развитие детей из нетрадиционных семей (близнецы, дети из многодетных семей, из семей мигрантов, ЭКО-дети)
  • Динамические системы в психологии
  • Эмоциональный интеллект: теория, диагностика, формирование

Сотрудники кафедры

  • Егорова Марина Сергеевна – зав. кафедрой, профессор, доктор психол. наук, чл.-корр. РАО
  • Зырянова Надежда Михайловна – доцент, кандидат психол. наук
  • Пьянкова Светлана Дмитриевна – доцент, кандидат психол. наук
  • Черткова Юлия Давидовна – доцент, кандидат психол. наук
  • Паршикова Оксана Викторовна – старший преподаватель, кандидат психол. наук
  • Панкратова Алина Александровна – старший научный сотрудник, кандидат психол. наук

История психогенетики

Историю развития психогенетики можно условно разделить на пять этапов:

  1. Развитие основных вариационных и статистических подходов.
  2. разработка основных методов психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, path analysis и др.
  3. Изучение роли наследственности и среды в индивидуальных различиях интеллекта и психических заболеваний.
  4. Совершенствовать методологию психогенетики и находить новые пути исследования.
  5. разработать проект «Геном человека».

Основой для возникновения психогенетики как науки послужила теория эволюции Ч. Дарвина.

Фрэнсис Гальтон считается автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственная гениальность», 1869) и основателем психогенетики.

1. На первом этапе (1865-1900-е годы) Гальтон и его ученик К. Пирсон разработали основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (включая психологические).

2. На втором этапе (до конца 1930-х годов) основные методы психогенетики — близнецы, приемные дети, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализ пути и т.д. — окончательно сформировалась благодаря совместным усилиям генетиков, психологов, математиков. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.

3.Третий этап (до конца 60-х годов) характеризуется экстенсивным развитием. Происходит накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной изменчивости интеллекта и психических заболеваний.

4.На четвертом этапе (к концу 1980-х годов) психогенетика вновь уделяет значительное внимание совершенствованию методологии науки и поиску новых путей проведения исследований. Совершенствование информационных технологий способствовало использованию методов компьютерного моделирования. Изучение роли наследственности и среды в развитии, включая различные виды нарушений развития, становится все более доминирующим. Лонгитюдные исследования становятся все более популярными, и различные аспекты влияния окружающей среды анализируются более детально.

5. Пятая фаза (с 1990-х годов по настоящее время) совпадает с интенсивным развитием проекта генома человека.

Геном — это совокупность генетического материала, содержащегося в клетке любого живого организма. Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (за исключением вирусов, которые часто относят к неклеточным формам жизни), обладающая собственным обменом веществ и способная к самостоятельному существованию, самовоспроизводству и развитию. Все ткани живых организмов либо состоят из множества клеток, как у многоклеточных животных, растений и грибов, либо являются одноклеточными организмами, как у многих простейших и бактерий.

Геном содержит биологическую информацию, необходимую для создания и поддержания организма. Большинство геномов, включая геном человека и геномы всех других клеточных форм жизни, состоят из ДНК, но у некоторых вирусов геномы состоят из РНК.

Существует также другое определение термина «геном», в котором под геномом понимается совокупность генетического материала гаплоидного набора хромосом данного вида.

Гаплоидный набор (греч. gaploos — один, eidos — вид) — это нормальное число хромосом в каждой гамете (у человека оно равно 23, до недавнего времени считалось, что 24).

Гаметы — это репродуктивные клетки, которые имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвуют в гаметическом, особенно половом, размножении.

Эукариоты , или нуклеусы, — это область (сверхмножество) живых организмов, клетки которых содержат ядро.

Все организмы, за исключением прокариот (бактерий и архей), являются нуклеированными.

Возникновение новой отрасли науки

История психогенетики началась в Англии. Основоположником психогенетики является английский ученый Френсис Гальтон. Как основоположник психогенетики Гальтон первым начал проводить исследования в области изучения индивидуальности. Ему удалось собрать огромный материал, он создал измерительные процедуры и анализы.

Гальтон стал первым, кто поставил вопрос для всего ученого сообщества: «Каким образом, посредством чего появляются индивидуальные особенности?» Первым же и попытался его решить.

Его мысли заинтересовали и других ученых, которые тоже стали проводить исследования и анализировать окружающих их людей. Какими были их результаты и выводы?

Генетический код, заложенный в нас, еще до нашего с вами рождения определяет наш жизненный путь! Все предопределено: и модели поведения в тех или иных ситуациях, и наши перспективы развития – все это уже есть в нас изначально! Весь многовековой опыт предков, их признаки и характерные черты хранит молекула ДНК.

Рекомендуем: Персонализация: определение понятия

То есть у каждого из нас есть свой жизненный путь, который уже проложен и вымощен наследственностью, независимо от наших сознательных реакций. Вектор нашего направления оказывает влияние на:

  • Успех.
  • Поведение.
  • Здоровье.

Кратко о психогенетике

Психогенетика — очень точная наука, которая находится на стыке генетики, физики, филологии, медицины и психологии, подтверждённая сотнями тысяч практических исследований и примеров во многих странах мира.

По словам Тимофеева-Рессовского, «наследоваться может всё…». Следовательно, изучая историю рода, т.е., составляя генеалогическое древо, можно вычислить и показать клиенту, какие есть наследственные предрасположенности и закономерности во всех сферах жизнедеятельности: здоровье, личная жизнь, взаимоотношения с партнёром, в работе, с деньгами, с властными структурами и т.д. Генетический код ещё до рождения человека определяет наследуемые биологические и физиологические особенности организма, предрасположенности к некоторым болезням, а самое интересное, что и большую часть перспектив его жизни и основные модели мышления, характера и поведения. Анализируя историю рода человека, можно увидеть повторяющиеся из поколения в поколения закономерности — законы рода. Т.о. вычисляем алгоритм, которому неосознанно следует человек, и разрабатываем стратегию по модификации и преобразованию нежелательной модели поведения в эффективную.

Например, у девушки прадед погиб во время гражданской войны, один дед погиб во время Великой Отечественной войны, другой пропал без вести, отец попивает и погуливает. Фиксируем константу — уход мужчин (в смерть, в алкоголь, к другой женщине и т.д.). Получается, что девушка в силу истории рода предрасположена к потере мужчины (партнёра, супруга, друга) на подсознательном (генетическом) уровне. Она будет выходить замуж хоть триста раз, но мужчины будут уходить, исчезать или пропадать, пока она не осознает, что причина её «неудач» скрыта в ней самой. Ей надо понять наследственную модель потери мужчин и модифицировать (трансформировать, преобразовать) в противоположную. Тогда решается задача этой клиентки в сфере семейной жизни.

Другой пример: если в роду были репрессированные или раскулаченные предки, то через поколения передаются модели потери нажитого имущества (дефолты, крах банков, обманы, воровство, невыплата долгов или зарплат, невыполнения договоров и т.д.). Алгоритм остаётся прежним, а декорации меняются, но суть всё та же — «отбирается» собственность.

В моей практике было несколько уникальных случаев, когда у потомков репрессированных несколько раз «прогорал» бизнес: женщина с гражданским мужем имели несколько магазинов и точек продаж на рынке. И оставались в убытке. Они не раз попадали в автокатастрофы, и кто-то подсказал обратиться к специалисту по пихогенетике. Оказалось, что прадед женщины был белогвардейским генералом, которому в один прекрасный момент надоело сражаться со своим народом, он ушёл из армии и вернулся в своё поместье к семье. Но, когда в поместье пришли красные, они разрубили генерала шашкой на глазах жены и детей. И при создании генеалогического древа выявилось, что в последующих трёх поколениях женщины рожали детей от одних мужчин, а замуж выходили за других. Закон рода был суров: родного отца могли уничтожить при жене и детях. То, что нам кажется плохим, на самом деле нас спасает. Т.о. жизнь оберегала жизнь мужчин, «не давая жить с родными детьми и женой». Самое интересное, что эта женщина притянула себе гражданского мужа, у которого в роду тоже в нескольких поколениях у детей были не отцы, а отчимы. Пришлось работать в двух направлениях: по возможности жить в целости и сохранности вместе с любимым мужем и родным детьми, и, т.к. отобрали у генерала поместье, богатства, лошадей, все награды и другое имущество, то понятно, почему не развивался бизнес у его правнучки. После пошаговой программы переобучения сознания женщина зарегистрировалась со своим гражданским мужем и наладила своё собственное дело, которое стало приносить хороший доход.

Обращаются и мужчины с вопросом решения личной жизни. Удивительно, но у мужчин желательные результаты получаются быстрее и эффективнее.

Итак, осознание генетических закономерностей, нежелательных семейных моделей поведения (например, повторяющиеся из поколения в поколение алкоголизм, несчастливый брак, безденежье) в сочетании с выработкой и реализацией чёткого плана практических действии по преодолению этих моделей, позволяет человеку изменить свою жизнь к лучшему.

Специалист по психогенетике, прежде всего, помогает людям обрести уверенность в себе, преодолеть нежелательные модели поведения, избавиться от генетического кода, содержащегося в молекулах ДНК, а также показать пути решения задач любой сложности. Поэтому наша работа сродни работе детектива: сбор данных, их сопоставление и — глубокий, скрупулёзный, деликатный анализ.

Человек, зная свою генограмму, получает «ключ» к решению любых задач. Далее начинается индивидуальная работа по изменению, требующая теперь уже от клиента понимания и систематической сознательно направляемой деятельности.

Прикладная польза и методы исследования

Конечно, точного процента или гарантии гениальности психогенетика не дает. Более того, наука не позволяет манипулировать генами, чтобы «улучшить породу». Зато помогает решать задачи в разных сферах жизни:

  • Трудности в обучении, чтении, письме.
  • Проблемы психоэмоциональной сферы (возможность проявления психических расстройств).
  • Толерантность к алкоголизму, ожирению и другим зависимостям.
  • Предрасположенность к психосоматическим заболеваниям.
  • Наследуемость успехов в образовании.
  • Возможности изменения учебной среды для того, чтобы ребенок мог выбирать и развивать свои таланты.

Методы для изучения уникальной взаимосвязи, взаимовлияния, корреляции биологического и социального в конкретной личности:

  • Генеалогический. Метод исследования семей основан на простой логике: чем ближе родство, тем больше признаков наследуется. Применяется в основном в медицине и антропологии.
  • Популяционный. Изучает распространение хромосомных аномалий в человеческих популяциях с учетом миграции, мировых катаклизмов, финансовых кризисов.
  • Приемных детей. Этот социальный эксперимент изучает развитие детей, принятых на воспитание в чужие семьи. Исследуется генетическое сходство с биологическими родителями и с приемными – как показатель влияния среды.
  • Близнецовый. Этот своеобразный биологический эксперимент оценивает соотношение роли среды и наследственности в формировании нормальных и патологических признаков. Помогает выявить наследственность таланта, черт характера, привычек, а также отследить влияние внешних факторов (воспитание, обучение, лечение).

Кроме перечисленных используют статистические, математические, молекулярно-генетические, цитогенетические методы.

Психогенетика доказывает: генетика и среда играют огромную роль, но сами по себе не бывают приговором. Все, что с нами происходит – учеба, смена работы, ссоры, расставания, – не пассивные события. Это все наша среда, которая взаимодействует с генетическим кодом. Знания о конкретном коде ДНК, отвечающем за вредные привычки, не позволяет его скорректировать. Зато возможно спрогнозировать проблемы, изменить среду так, чтобы предотвратить появление вредной привычки. И в этом сила знаний науки психогенетики.

Постановка задач

Какие задачи стоят перед учеными? Что в себе таит психогенетика? Основной и главной задачей психогенетики является отслеживание и выявление причин как генетических, так и тех, которые возникли из-за воздействия окружающего мира, в результате чего формируются отличия людей.

Современные психогенетические исследования в большей степени акцентируют свое внимание на зависимости итогов тестирования интеллекта детей от качества уровня среды, где обитает ребенок, и того, насколько качественное образование он получает. Какой фактор все-таки оказывает большее влияние на развитие ребенка? Психогенетика изучает, каким образом книги, компьютерные игры, музыка оказывают влияние на формирование темперамента и уровень развития интеллекта

Рекомендуем: Выбор жизненного пути

Таким образом, предметом исследования психогенетики является не что иное, как характер человека, который формируется посредством влияния внешней среды и наследственности. Это и есть главный предмет психогенетики.

Индивидуальные различия являются также предметом психогенетики. Ученых особенно интересуют различия людей в отдельно взятой семье, они сравнивают не разные расы, а именно людей, в чьих жилах течет одна и та же кровь.

Литература

  • Близнецы: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Генотип. Среда. Развитие: монография. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. — М.:ОГИ, 2004.
  • Методы психогенетики: учеб. пособие для вузов. Панкратова А. А. — М.: Солитон, 2006.
  • Особенности учебной деятельности близнецов: учеб. пособие для вузов. Зырянова Н. М. — М.: Солитон, 2006.
  • Психогенетика. Учебник для вузов. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. — Спб.: Питер, 2008, т.1. 406 с., т.2. 336 с.
  • Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1
  • Психогенетика. Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000. — 447 с.
  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент. Малых С. Б. — М.:Эпидавр, 2004. — 414 с.
  • Психологические очерки о близнецах. Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М.: Вопросы психологии, 2003.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]