Взаимодействие в психологии. Что это такое, виды, понятие социального, манипулятивного, межличностного, принципы, методы, типы, стили

В статье мы расскажем:

  1. Межличностные отношения во взаимодействии людей
  2. Особенности и примеры межличностных отношений
  3. 5 принципов взаимодействия людей
  4. 4 типа взаимодействия людей
  5. 13 советов по выстраиванию позитивных взаимоотношений

Взаимодействие людей – это отношения, завязанные на чувствах, общении, предполагающие совместную деятельность. Основываются они на социальных связях, уже существующих или вновь возникающих между членами общества. Вербальные и невербальные, спонтанные или постепенные – существует множество вариантов.

Как правило, межличностные отношения устанавливаются с определённой целью: получить какую-либо выгоду, поделиться эмоциями, ощутить поддержку, узнать или сообщить что-то. Важными составляющими таких отношений являются взаимное доверие и понимание.

Определение

Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или косвенного влияния людей друг на друга в результате общения, который порождает их взаимосвязь или обособленность. Такое определение понятия является самым распространенным в современной психологии, но не единственным.

Революция в способах изучения человеческой психики позволила науке об отношениях выйти на новый уровень и разграничить понятия души и тела, как отдельные области изучения. Проблема их соотношений приобрела особую остроту. Определение взаимодействия менялось в зависимости от влияния времени и трактовки различных психологических школ.

  • Рене Декарт, французский философ, описывал взаимодействие, как полную зависимость живого тела от влияния внешних сил.
  • Научный деятель и мыслитель из Нидерландов, Бенедикт Спиноза, определял психическое начало в человеке, как результат взаимодействия организма и природы, которое также является влиятельным фактором на это взаимодействие.
  • Согласно теории Парсона, американского социолога, взаимодействие между личностями лежит в основе построения индивидуальной человеческой деятельности. При таком подходе все многообразие социальной деятельности строится из психологии индивида.
  • Социальные психологи, американцы Тибо и Келли предъявили теорию взаимодействия в диаде. Такой подход подразумевает, что взаимодействием следует считать любые межличностные отношения, которые характеризуются реальным обменом поведенческими рефлексами в рамках конкретной ситуации. Взаимодействие будет продолжаться до той поры, пока оба участника получают взаимную выгоду от взаимодействия.
  • Польский социолог Я. Щепанский предложил иную модель определению взаимодействия, согласно которой взаимодействие характеризуется не отдельными актами, а делится на последовательные этапы.
  • Согласно концепции Г. Мида взаимодействие – исходный пункт каждого социально психологического исследования. В ситуации взаимодействия происходит становление личности. Индивидуум осознает себя, как личность в совместной деятельности с другими.
  • Отечественная психология также рассматривает различные схемы ситуаций взаимодействия. По определению Галины Андреевой, взаимодействие определяется, как форма организации конкретной человеческой деятельности.

Текст книги «Психология и педагогика»

Непродуктивный

стиль взаимодействия – неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия.

1. Характер активности в позиции партнеров

(в продуктивном стиле – «рядом с партнером», в непродуктивном – «над партнером»).

2. Характер выдвигаемых целей

(в продуктивном стиле – партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном – доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).

3. Характер ответственности

(в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном стиле вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).

4. Характер отношений, возникающих между партнерами

(в продуктивном стиле – доброжелательность и доверие; в непродуктивном стиле – агрессия, обида, раздражение).

5. Характер функционирования механизма идентификации—обособления между партнерами.

Вопрос 82. Какие существуют виды взаимодействия людей?

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность, в отличие от индивидуальной, имеет, вместе с тем, более жесткие ограничения любых проявлений активности—пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я—Он», «Мы—Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Взаимодействие бывает межличностным

и
межгрупповым.
Межличностное взаимодействие

– это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками

такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие

– процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Вопрос 83. Какие существуют типы взаимодействия людей?

Кроме видов, обычно выделяют несколько типов взаимодействия. Наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: на кооперацию

и
конкуренцию.
Кооперация

– это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

Конкуренция

– это взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренции).

2. Противодействие, предполагающее, ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей,

которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий:
дополнительное, пересекающееся
и
скрытное.
Дополнительным

называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.

Пересекающееся

– это такое взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой – ярко проявляют свои собственные намерения и действия.

Скрытое

взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения – тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Вопрос 84. Какова динамика взаимодействия людей?

В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов (уровней).

На своем начальном (низшем) уровне

взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием—сходством, подобием—контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Конгруэнция – подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта. Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

На своем среднем уровне

развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивающееся постепенно активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности:

1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия—несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера.

Высшим уровнем

взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность.

Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Вопрос 85. Что такое отношения?

В ходе взаимодействия людей возникают различные отношения. В частности, термин «общественные отношения» охватывает следующие явления:

1) по форме проявления общественные – это экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические

ит.д.;

2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам – это национальные (межнациональные), классовые, конфессиональные ит.п.

отношения;

3) исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали;

4) по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными

и
неофициальными.
Все виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей (синоним – взаимоотношения), т. е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов в них участвующих. Психологические отношения – живая человеческая ткань любых общественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят, в известном смысле, обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.

Психологические

же
отношения
– результат непосредственных контактов между конкретными людьми, наделенных определенными особенностями, способных выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т. е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами.

Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.

Отношения

(в целом) – это социализированная связь внутреннего и внешнего содержания психики человека, его связь с окружающей действительностью и сознанием.

Категория отношения может рассматривается и как готовность к определенному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект».

Отношения в рамках «субъект—объект» и «субъект—субъект» не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т. д.

Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъект-объектной и субъект-субъектной связи являются однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим.

Субъект-субъектные отношения

характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъект-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта. Субъект-субъектные отношения, кроме того, включают в себя не только отношения человека с другим человеком, но и отношение к самому себе, т. е. самоотношение.

В свою очередь, субъект-объектные отношения

– это все отношения личности к действительности, исключая отношения между людьми и самоотношение.

Вопрос 86. Каковы виды и динамика взаимоотношений?

Общим критерием разделения межличностных отношений (синоним: взаимоотношения) на виды выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности—непривлекательности относятся: симпатии—антипатии и притяжение—отталкивание.

Симпатия—антипатия

представляет собой переживаемое удовлетворение—неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим человеком.

Притяжение—отталкивание

есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение—отталкивание в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение—отталкивание часто, но не всегда, связано с переживанием симпатий—антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».

Можно также говорить и о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских, родственных, деструктивных отношениях.

Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.

Первый и главный критерий – мера, глубина вовлечения личности в отношения.

Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.

Второй критерий – степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений.

Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – отношения знакомства.

Третий критерий – различие функций отношений.

Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Существует определенная динамика развития взаимоотношений людей. Начав правильно формироваться и развиваться, они во многом зависят от целого ряда факторов: от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующего формирования контактов и результатов совместной деятельности.

Первоначально завязываются контакты

между людьми, представляющие собой начальную стадию реализации социальных связей между ними, первичный акт социального взаимодействия. От того, как они происходят, зависит восприятие и оценка людьми друг друга. На основе первичных контактов осуществляется
восприятие и оценка
людьми друг друга – непосредственная предпосылка возникновения общения и развития взаимоотношений между ними. В свою очередь,
общение
представляет собой обмен информацией и является основой развития взаимоотношений между людьми. Оно позволяет достигать взаимопонимания между индивидами или сводит последнее на нет.

Так происходит зарождение содержания отношений

между людьми, которое закрепляет социализированные связи между ними, способствует развитию их продуктивной совместной деятельности. От того, как происходит этот процесс, зависит эффективность совместной деятельности и взаимопонимание. В окончательном итоге на этой основе формируются
устойчивые отношения
между людьми – высшая форма их социального взаимодействия. Они придают стабильность социальной жизни в обществе, способствуют его развитию, облегчают совместную деятельность индивидов, придают ей стабильность и продуктивность.

Вопрос 87. Что представляет собой общение людей?

Общение

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т. д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона

общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона

общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информационная сторона

представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п.

Эмотивная сторона

общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона

общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет шесть основных функций.

1. Прагматическая функция общения

отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития

отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения

обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъединения людей,

с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений

служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция

общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога).

Вопрос 88. Какие бывают виды общения?

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

Различают межличностное

и
массовое
общение.

Межличностное общение

связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение

– это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное

и
ролевое общение.
В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также доверительным

и
конфликтным.
Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным

и
деловым.
Личное общение

– это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение

– процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое

и
опосредованное.
Прямое (непосредственное) общение

является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение

– это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио– и видеотехника).

Вопрос 89. Какие существуют средства общения?

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают следующие средства общения:

1) вербальные

(когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь). В
вербальном
общении обычно применяются два варианта речи:
устная
и
письменная;
2) невербальные,

которые нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Они делятся на следующие категории:

а) визуальные

средства общения, к которым относятся:

• кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;

• направление взгляда и визуальный контакт;

• выражение глаз;

• выражение лица;

• поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;

• кожные реакции (покраснение, появление пота);

• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

• вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

б) акустические

(звуковые) средства общения, в которые входят:

• паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

• экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.);

в) тактильно-кинестезические

(связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

• физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);

г) ольфакторные:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественный и искусственный запахи человека и др.

Вопрос 90. Какова психологическая структура общения?

Общение имеет свою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.

1. Мотивационно-целевой компонент общения.

Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть:

а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

2. Коммуникационный компонент общения.

В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, они обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

• если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами, в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

• характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».

3. Интерактивный компонент общения.

Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации. 4.
Перцептивный компонент общения.
Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что и проявляется в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

Вопрос 91. Что представляет собой коммуникация в межличностном общении?

Коммуникация


это связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между людьми в процессе межличностных отношений.
Ей присущ ряд специфических особенностей.

1. Наличные отношения двух индивидов,

каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное их информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости.

Виды, типы, стили

Взаимодействие в психологии – это интерактивное действие индивидуумов в социальной среде, которое определяется множеством форм, видов и стилей. Социальное взаимодействие получило название — интеракция.

Под этим понятием подразумевается такие действия отдельных личностей, которые тесно влияют на действия и поступки других. Интерактивное взаимодействие проявляется в различных формах.

В современной психологии чаще всего для классификации видов, типов и стилей социального сотрудничества используется классификация П.А. Сорокина, американского социального психолога русского происхождения.

Он рассматривал интеракцию, как обмен и классифицировал ее по следующим типам:


Тип взаимодействияФормаСферы использования
ИмперативноеАвторитарная. Устанавливает контроль над действиями партнера. Предусматривает принуждение к определенным действиям. Отношения: Начальник-подчиненный.Уставные военные отношения, работа в экстремальных условиях.
МанипулятивноеСкрытное использование партнера в достижении индивидуальных целей. Стремление достичь контроля над действиями другого человека.Бизнес, политика, реклама, пропаганда.
ДиалогическоеРавноправное воздействие с целью взаимопознания и самосовершенствования.Широкая сфера

Отечественный психолог С. Братченко добавил эту классификацию еще тремя стилями:

  • Альтруистический – действия для других в ущерб себе, развитие партнера за свой счет. Такое взаимодействие подразумевает игнорирование своих проблем одним из участников.
  • Комфортный – индивидуум полностью присоединяется к мнению других участников, соглашаясь со всеми действиями. При таком положении отсутствуют возможности для саморазвития.
  • Индефферентный – позиция прагматика, при которой игнорируются психологические проблемы общения. Отсутствует возможность развития партнера.

Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:

  • декларативный (словесный);
  • физический;
  • сенсомоторный (жестовый).

Взаимодействие внутреннего свойства – мысленное.

Все виды обладают общими свойствами – осмысленной ориентированностью на другого человека и мотивацией.

Распространенным в психологии является деление на два основных противоположных типа: кооперацию и конкуренцию.

  • Кооперация – взаимосотрудничество, основанное на достижении взаимного соглашения о средствах достижения цели, которое не нарушается до получения необходимого результата.
  • Конкуренция – взаимодействие личных или коллективных интересов в условиях противоборства между сторонами.

Характеристики и принципы

Осознание законов взаимоотношений помогает саморазвитию и успешному достижению целей.

Любое социальное действие обладает такими основным характеристиками:

  • Всегда имеет внешнюю причину или цель.
  • Выражено и доступно для наблюдения со стороны.
  • Привязано к определенной ситуации.
  • Выражает непосредственные намерения всех участников.

Взаимодействие в обществе, успех коллективного или индивидуального предприятия – эти темы во все времена являются актуальными для социологов. Над принципами продуктивного сотрудничества работают многие специалисты в области психологии и социологии. Психосоциальный теоретик Милтон Эриксон настаивал на тесной взаимосвязи физиологических, психических и социальных действий индивидуума.

Его основные принципы сводятся к следующему:

  • Все люди уникальны и имеют право быть самим собой. Для создания атмосферы доверия необходимо принимать человека со всеми его взглядами и убеждениями. Осознание того, что каждый в своей природе индивидуален, приводит к осознанию своей индивидуальности и внутреннему комфорту.
  • Каждый имеет свои внутренние ресурсы для достижения личной цели. Их реализация зависит от силы желания. Начиная сотрудничество с человеком с подобными целями не нужно судить первоначально о его возможностях, главное найти правильную общую стратегию.
  • Каждый выбор человека в данной ситуации является единственно правильным и необходимым под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому не стоит переживать за прошлые неудачи, лучше сконцентрироваться на текущем моменте.
  • На любое негативное действие следует посмотреть со стороны человека, совершившего его. За всеми совершаемыми поступками, даже плохими, стоит первоначальное намерение позитивного действия по отношению к себе лично или другому лицу. Это говорит о том, что нет полностью негативных людей. Есть те, кто свои позитивные намерения пытается достичь способом, негативно влияющим на окружающих. Если посмотреть на ситуацию с его стороны, возможно, удастся направить партнера или конкурента в нужное русло.
  • Ничто не остается неизменным. Новые опыт, новые технологии, новое окружение приводят к постоянным изменениям. Меняется и система ценностей внутри самого человека с возрастом и под действием новых знаний. Смена целей и путей их достижения не является трагедией, а только новой ступеней на пути.

Понятие общения


Ни один человек в своей жизни не может избежать взаимодействия с другими членами общества, так как в одиночку добиться каких-либо высот, совершенствования – сложно.
Статьи по теме

  • Экономическое воспитание как реальность нашего времени 20.01.2022
  • Как распознать лжеца и манипулятора во время общения 26.10.2021
  • Актуальная техника работы с подсознанием 20.09.2021
  • Самые главные направления воспитания 28.08.2021

С младенчества ребенок учится общаться, глядя на своих родителей, получает навыки посредством ролевых игр, чтения, рисования, лепки и других развивающих материалов. Его возможность беспрепятственно входить в круг людей напрямую зависит от того, насколько его этому учили в детстве.

Под общением в психологии понимается сложный процесс, в результате которого, люди обмениваются информацией, получают эмоции и делятся ими, воспринимают друг друга и делают выводы о поступках и поведении.

На его основе складываются или разрываются отношения, налаживаются контакты.

Функции и роль

Взаимодействие в психологии – это многофункциональный процесс, который определяют различные критерии. Чаще всего роль взаимодействия рассматривают в модели: индивидуум – деятельность – социум.

Наиболее важными является такие функции межличностного общения:

  • Прагматическая – проявляется, как самое важное условие в объединении личностей для совместного выполнения общей работы.
  • Формирующая – реализуется в процессе формирования личности человека.
  • Функция подтверждения осуществляется в процессе познания и утверждения личностных установок во время взаимодействия с другими людьми.
  • Межличностная – имеет различные уровни, от сферы дружбы и любви до деловых отношений.
  • Внутриличностная – проявляется в общении индивидуума со своим внутренним «я», в построении диалогов внутренней и внешней речи.

Межличностные отношения во взаимодействии людей

Люди взаимодействуют друг с другом чаще всего посредством трех основных способов общения:

  • вербальный – обмен информацией происходит с помощью слов, устной речи;
  • невербальный – неречевое взаимодействие: мимика, жесты, взгляд, поза;
  • аффективный – общение при помощи звуковых выражений эмоций: смеха, плача, взвизгивания и прочих.

Человек начинает взаимодействовать с другими людьми уже сразу после рождения. Ребенок общается с родителями при помощи гримас, смеха, плача, выражая свои эмоции и потребности. Со временем он начинает осознавать, какая реакция родителя поступает на то или иное проявление. Конечно, на начальном этапе жизни личность еще не сформирована, поэтому об истинном межличностном общении можно будет говорить только тогда, когда ребенок пройдет этапы начальной социализации.

Формы проявлений и физиология

Каждый человек является существом социальным, то есть направленным на какой-либо вид взаимодействия. Люди имеют сильную потребность в присоединении, в формировании устойчивых отношений с другими индивидуумами. Потребность в позитивном взаимодействии обусловлена рядом социально-биологических аспектов и способствует приспособленности и выживанию человека.

Взаимодействие – процесс, который проявляется в самых различных сферах человеческого общения:

  • В экономической сфере каждый человек выступает в роли наемного работника, собственника или руководителя.
  • Политическая — порождает сотрудничество или противостояние индивидуумов, как представителей различных течений, политических партий.
  • Профессиональная — создает взаимодействие представителей различных профессий.
  • Демографическая — включает общение между различными возрастными, расовыми, половыми группами.
  • Семейная – взаимодействие в кругу родственных связей.
  • Религиозная – взаимодействие или конфликты на почве религиозных убеждений и верований.
  • На почве территориально-поселенческой сферы происходит взаимодействие пришлых и постоянных жителей.

Социальное взаимодействие проявляется, как связь индивидуума с другим единичным, так и связанность каждого с общим миром.

Существуют различные формы взаимодействия.

По структуре П. Сорокина они разграничиваются следующим образом:

  • По длительности: долговременные и краткосрочные.
  • По количеству участников: единичные, между двумя сторонами и многосторонние.
  • Организованные и стихийные.
  • Сознательные и неосознанные.
  • Интеллектуальные, эмоциональные и волевые.
  • Действительные и возможные.

В каждой сфере возможно проявление всех основных типов и видов взаимодействия. Становление человеческой личности проявляется в гармоничном соотношении психических и физиологических возможностей организма.

Реализация индивидуума в социуме возможна при достаточном уровне психологической энергии, которая определяет его работоспособность. В это же время гибкость и устойчивость психики позволяет адекватно оценивать окружение и находить пути к взаимовыгодному сотрудничеству.

Особенности и примеры межличностных отношений

Социальному взаимодействию людей присущ ряд особенностей:

  • На межличностные отношения оказывают сильное влияние оценочные эмоции, в том числе и бессознательные. Это касается не только близких связей, но и формальных, деловых.
  • Каждая из сторон, входящих во взаимодействие, выступает в них в качестве уникального индивида, которому присущи свои черты характера и социальный статус.
  • Отношениям свойственно постепенное развитие при разного рода общении – они не являются спонтанными.
  • Характер межличностной коммуникации изменчив. Она не находится в статике и может трансформироваться в прямо противоположную сторону, улучшиться или ухудшиться.

Психологические теории и школы

Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.

Основными, принятыми в распространенной практике, являются:

ТеорияОснователи Основные принципы
Теория действияМ.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс.Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа.
Социального обменаДж. ХомансСоциальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений.
Социальной связиЯ.ЩепанскийОсновным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
  • пространственного контакта;
  • взаимной заинтересованности;
  • совместной деятельности;
  • постоянного взаимоотношения.
ПсихоаналитическаяЗ.Фрейд, К.Хорни, Г. СалливанТеория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
  • к людям;
  • от людей;
  • против людей.
Трансактного анализаЭ. БернТрансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания.

Широкое распространение имеют также теории:

  • символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);

  • теория мотивации (А.Маслоу);
  • теория управления впечатлением (Э. Гофман);
  • схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).

Цели общения


Взаимодействие между людьми не бывает бесцельным. Оно в любом случае основывается на мотивах, которые каждый из собеседников преследует лично для себя.

Углубляясь в разговор, один человек может вести беседу с оппонентом, руководствуясь своим мотивом. У другого одновременно будет собственный интерес, ради которого, он посвятил время этому разговору.

В качестве целей общения выделяют:

  • желание познакомиться или наладить отношения;
  • оказать помощь или попросить ее от собеседника;
  • найти партнера для дальнейшего взаимодействия или ведения деятельности, а также получить сочувствие, эмоциональный отклик;
  • возможность самореализоваться или утвердиться, выразить свои чувства, показать умения и навыки;
  • приобщить другого человека к убеждениям, мнению, воспитать, обучить;
  • изменить личные намерения, взгляды на привычные события.

Индивид выбирает себе партнера для общения, опираясь на схожесть интересов к хобби и занятиям, близость к определенным моральным качествам, физическим данным, внешности, уровня интеллекта.

Какие мотивы преследует личность, зависит от характера, темперамента, воспитания в семье, возраста, жизненного опыта.

Диагностика

Взаимодействие в психологии – это широкая область исследований в области межличностных отношений в различных сферах человеческой деятельности. С помощью тестовой диагностики психологи помогают определить личностные характеристики индивида, его наиболее сильные стороны и сформировать пути достижения целей.

Исследования в области межличностных отношений и коммуникаций позволяют оптимально построить выгодное взаимодействие в любой из сфер деятельности.

  • Опросник Тимоти Лири — диагностика межличностных отношений, позволяющая определить представление человека о самом себе, так и для оценки его со стороны окружающих. Тест состоит их 128 суждений. Из них нужно в первом круге выбрать те, которые соответствуют представлению человека о самом себе, во втором – его представлениям об идеальном образе. Результат предоставляется в графическом виде.
  • Тест поведения в конфликтных ситуациях Томаса – Килмана предназначен для стиля взаимодействия личности и также выявления предрасположенности к созданию или разрешению конфликтов. В тесте 30 пар ситуаций, из которых нужно выбрать наиболее свойственную для индивидуума.
  • Тесты Виктора Бойко определяют наличие и степень негативных коммуникативных установок, которые формируются в результате негативного опыта взаимодействий или ярко выраженной негативной эмоциональности. 25 вопросов теста предполагают искренние ответы «да» или «нет».

  • Тест Р. Гиршфильда диагностирует зависимость в межличностном взаимодействии в различных сферах: партнерской, любовной, семейной. Тест состоит из 48 вопросов, на которые даны 4 варианта возможных ответов.
  • Шкала Берри и Дженей Уайнхолд разработана для оценки взаимозависимости в отношениях. Тест состоит из 20 вопросов.
  • Шкала манипулятивного отношения Т. Банта позволяет выявить отношение к партнеру по взаимодействию, как к средству достижения личных целей, без учета его воли и желания. Тест состоит из 20 вопросов на суждения об окружающих людях.

Эти и другие тесты используются практикующими психологами. Многие предоставлены на сайтах, пройти их можно индивидуально бесплатно. В этом случае предоставляется упрощенная трактовка результата. При серьезном подходе к ситуации стоит получить консультации и более подробные разъяснения у практикующих специалистов.

Пройти психологическую диагностику можно в центрах психологической помощи. Услуги оказываются как по индивидуальному запросу, так и для коллективных исследований в рамках компании. Цены на услуги разные, в зависимости от запросов. Приблизительно минимальная стоимость консультации – в пределах 1200-1500 р.

Методы управления

Управление взаимодействием возможно с помощью разнообразных тренингов и психологических упражнений. Их цель – снять внутренние барьеры и развить навыки коммуникативного общения.

Над созданием специальных упражнений работают многие команды тренеров. Упражнения учат управлять ходом беседы, уметь представлять себя. Далее приведены несколько примеров упражнений, которые используют на тренингах управления взаимодействием.

Упражнения от тренингового :

«Расскажи о…»

Это упражнение используют для более глубоко личностного раскрытия и для знакомства.

Проводится в группе. Каждый из участников тренинга выбирает любой личный предмет и характеризует себя от лица этого предмета. Другие предметы могут задавать ему вопросы о его обладателе.

«Другими словами»

Во время этого занятия тренируется речевая гибкость, умение передавать своими словами одну и ту же мысль.

Все участники игры разделяются на команды по 4 человека. Цель игры: передать по цепочки несложную фразу выданную ведущим, не меняя ее смысла, но не употребляя ни одного слова в точном виде. В конечном итоге должны образоваться 4 новые фразы, точные по смыслу, но из разных слов. Побеждает та команда, которая выполнила это задание быстрее.

Упражнения от Клауса Фопеля:

«Кто кого напоминает»

Часто бывает так, что общение новой группе затруднено с кем-либо по причине того, что личность по каким-то признакам напоминает уже знакомого человека из близкого окружения. Подсознательно отношение к нему складывается по вызванной ассоциации. Упражнение проводят в начале знакомства членом группы.

Каждому участнику дается 3 минуты для выявления человека, похожего на кого-то из значимых для него людей. Этому человеку нужно передать карточку, на которой указать, кого он напоминает и основные черты значимой личности. Во время обсуждения происходит более тесное знакомство, выявляются совпадения и несовпадения реального с представляемым.

«Самораскрытие»

Взаимодействие в группе зависит еще и от того, как отдельный из ее членов способен раскрыть себя в коллективе. Во время тренинга каждый самостоятельно оценивает свою способность к раскрытию. Проводится обсуждение полученных результатов, их сравнение с мнением других членов группы о данной личности.

В психологии и социологии науке взаимодействия уделена большая роль. Эффективное общение – это основа различных сфер человеческой жизни, от личных отношений до взаимодействия в целях карьерного роста.

Формы социального взаимодействия

Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.

Существуют следующие формы общения:

  • Дружба. Подразумевает достаточно плотное взаимодействие психологически близких людей. Оба при этом испытывают радость, удовольствие.
  • Любовь. Очень близкое взаимодействие интимного характера. Дает толчок к обоюдному личностному росту.
  • Общение студентов группе либо в каких-то кружках.
  • Взаимодействие между сотрудниками рабочего коллектива.
  • Пересечение и общение в группах психологической помощи.

Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.

Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.

В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]