Методология и принципы психологии. Методы психологии.

Определение 1

Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояний и закономерностей психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.

Объектом изучения общей психологии является психика живых существ, то, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они реализуют свои желания и побуждения. С точки зрения современной науки, психика является посредником между субъективным и объективным, а также дает знание о том, что такое внутреннее и внешнее, телесное и душевное.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Задачей психологии является систематизация знаний и подача их в такой форме, чтобы каждый образованный человек мог самостоятельно изучать эту дисциплину.

С этой наукой сталкиваются представители разных профессий – не только психологи, но и социологи, юристы и так далее, так как многим необходимо знать закономерности развития психики человека, формирование внутренних процессов, свойства личности.

Общая психология обращает внимание на психическую активность человека, его характер, мышление, темперамент, испытываемые эмоции, восприятие, способности памяти. Эти данные рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как происходят взаимоотношения человека с людьми разных социальных групп.

Основные принципы общей психологии

Определение 2

Принципы психологии – это исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности ее развития и формирования, механизмы функционирования и формы проявлений, а также способы подхода к ее изучению и изменению.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Принципы общей психологии 420 ₽ Реферат Принципы общей психологии 280 ₽ Контрольная работа Принципы общей психологии 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Принципы психологии содержат в себе основные закономерности, присущие психике человека. Эти принципы выявились в результате длительных и кропотливых исследований.

Принципами общей психологии являются:

  1. Принцип отражения. Данный принцип раскрывает понимание того, чем является сущность психика человека, ее характеристики и особенности.
  2. Принцип детерминизма. Данный принцип раскрывает причины возникновения и развития психики. Психика человека – это не самостоятельный «предмет». Она формируется в результате взаимодействия различных факторов биологического, природного, социального происхождения.
  3. Принцип активности. Данный принцип подразумевает, что при изучении психических явлений необходимо учитывать, что внешние и внутренние факторы влияют на формирование психики человека.
  4. Принцип развития. Данный принцип отражает развитие психики. Он объясняет, что она динамична, а не статична. Необходимо рассматривать психику человека, как результат социального взаимодействия, а также взаимодействия окружающего мира, в том числе межличностного отношения, на сознание человека
  5. Принцип единства и взаимосвязи. Данный принцип основывается на знании о том, что только субъективное (как человек мыслит, во что верит) и объективное (как человек поступает, реагирует на определенные события) проявление психики может дать полный ответ на вопрос, что такое психика человека.
  6. Принцип системного подхода. Данный принцип утверждает, что только системный подход в изучении психики человека может считаться верным. Необходимо учитывать не только психологические факторы, но и физиологические.
  7. Принцип относительной самостоятельности. Данный принцип указывает, что любое психологическое и физиологическое явление имеет свое разнообразие, закономерности и принципы развития.
  8. Принцип личностного подхода, учета общественных интересов. Данный принцип утверждает, что правдивые знания могут выявляться только в результате исследования интересов, потребностей, жизненного опыта и особенностей группы людей.

Этика

Этические принципы работы в деятельности психолога были сформулированы на заре становления науки как отрасли медицинского знания. Сама этика занимается изучением моральных и нравственных аспектов той или иной отрасли.

В современной отечественной психологии этические принципы приобрели также и юридическое значение в связи с возросшей ролью к защите информации о личности, религиозных и культурных столкновениях и разногласиях.

А поскольку в психологии субъект и объект фактически являются одним лицом (человек и его психические особенности, которые он формирует, осознает и регулирует), то морально-нравственные нормы возросли в своем значении при работе психолога с пациентом.

Этические принципы в психологии складываются из следующих постулатов:

  1. Уважительное и ответственное отношение к правам личности и гражданина: психолог уважает свободу слова, выбора, вероисповедания, а также оценивает информацию без собственного субъективного предвзятого мнения. Также работа специалиста не должна нарушить социальное положение человека, его здоровье и личные отношения. При этом специалист создает равные условия для всех пациентов, не отдавая предпочтений.
  2. Сохранение информации о клиенте: в своей работе психолог руководствуется конфиденциальностью в отношении человека и всей информации о нем. Это обеспечивается сохранением данных в тайне, анонимностью, специалист также не стремится получить дополнительную информацию о пациенте из других источников кроме как своей работы.
    Также запрещено снимать на камеру или диктофон психологическое консультирование без предварительного согласия пациента.
  3. Информированность человека: психолог обязан в доступной форме и по желанию клиента разъяснять суть исследования, состояния человека и методов воздействия. Пациент имеет право на полную информацию о своем психологическом состоянии, а также на отказ от этой информации при желании.
  4. Добровольность: психологическая помощь оказывается человеку с его согласия, также не допускается насильное участие в психологических опытах и экспериментах в рабочем или учебном коллективе и дискриминация по этому признаку.
  5. Профессионализм: психолог обязан иметь соответствующий уровень подготовки, который должен быть подтвержден сертификатами или иными документами, если к консультированию привлекаются другие специалисты, то они также должны соответствовать установленным требованиям.
    Человек имеет право обратиться к другому специалисту параллельно с консультированием и использовать полученную ранее информацию.
  6. Достоверность и полнота изложения: психолог обязан предоставлять правдивую, точную и полную информацию клиенту о его правах, возможностях, состоянии, методах исследования и терапии.
  7. «Не навреди» — специалист должен руководствоваться прежде всего благом пациента, первоочередной задачей консультирования является помощь, нельзя воздействовать на психику пациента в целях личного самоутверждения. Это также означает избегание конфликтов между клиентом и специалистом на почве несогласия (мировоззрения, точек зрения и тому подобное).
  8. Объективность: психолог должен проводить анализ независимо от любых факторов и воздействий извне. К примеру, в психологии труда недопустимо так или иначе трактовать результаты исследований или терапии в пользу руководителя или работодателя.

Психолог в работе должен обладать следующими качествами:

  • высоким уровнем профессионализма;
  • прямотой;
  • честностью;
  • личной отстраненностью;
  • этической осведомленностью (знание о границах и способах воздействия, учитывая моральные, этические и нравственные нормы);
  • гуманностью.

Методы общей психологии

Для того, чтобы воплощать существующие принципы в реальности, используют некоторые практические методы исследований. К ним относится:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • эксперимент;
  • тестирование;
  • вспомогательные и промежуточные методы исследования.

Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:

  1. Постановка целей и задач.
  2. Определение ситуации, объекта и предмета.
  3. Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
  4. Определение способа учета данных.
  5. Обработка полученных данных.

Беседа включает в себя общение исследователя и исследуемого с обсуждением проблем и вопросов, ответы на которые нужны как исследователю, так и исследуемому.

Эксперимент подразумевает искусственное создание необходимых условий для испытуемого и фиксирование результатов.

Тестирование – это процесс, заключающийся в ответе на короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.

Различные подходы и теории

Целостность в психологии – это общее понятие, данное в словаре психологических терминов и подразумевающее под собой автономность, внутреннюю согласованность и одновременно независимость объекта или явления от воздействия других окружающих его явлений внешней среды («Словарь психологических терминов»).

В зависимости от объекта в психологии различаются:

Целостность личности

Целостность в психологии – это, по отношению к личности, соединение ее частей, создающее крепкую и гармоничную основу. Давая такое определение целостности личности, популярный психолог и автор множества научных трудов Н.И. Козлов говорит о внешней, или общей целостности личности, имея в виду гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

Целостность личности предполагает соответствие внутренней жизни человека с его внешней деятельностью. Например, истинно верующий христианин не сможет служить в армии, поскольку будет вынужден нарушать заповеди, касающиеся отказа в убийстве и причинению вреда здоровью человека. Осуществление подобных, противоречащих его внутренним убеждениям действий способно нарушить его целостность и привести к серьезным душевным мучениям.

В психологии под внутренней целостностью личности принято понимать способность человека в критических ситуациях оставаться верным своей жизненной позиции и целостной ориентации. Такой человек должен быть открыт людям и одновременно находиться в гармонии со своим внутренним миром, а при необходимости, и открыто заявить о своих убеждениях.

Целостная личность, в трактовке Н.И. Козлова – это индивид с устойчивой системой ценностей и мировоззрением, обладающий уверенностью в правильности выбранным им мыслей и действий, и готовый отвечать за все совершенные им действия. Ярким примером целостной личности, по мнению психологов, является Иисус Христос.

Психолог и руководитель Байкальской Инструкторской Школы ТЦТЧ, автор множества статей Чурсина Т.М. отмечает, что психологическая целостность личности по своей структуре напоминает «внутренний стержень», проявляющийся в высоком уровне удовлетворенности жизнью и радостью существования человека.

По словам специалиста, такая личность очень приятна в общении, склонна к оптимизму, созиданию и поддержке положительных стремлений других людей. Целостная личность рациональна в своих решениях и действует исходя из лучших побуждений, но при этом способна упорно противостоять разрушительным действиям со стороны окружающих.

Антиподом целостной личности в психологии служит понятие «фрагментарной личности», внутренние элементы которой находятся в постоянном конфликте друг с другом и не стремятся к общему взаимодействию.

По мнению психолога Н. И. Козлова, психологическая целостность не заложена в человеке генетически, а формируется под влиянием ближайшего окружения и внешнего воздействия.

Способы формирования целостности личности:

Способ формированияХарактеристика целостной личности
Силовая модельПо мнению Н.И. Козлова, основана на жесткости убеждений и способности эти убеждения отстаивать в прямом и открытом конфликте. Такая модель целостности, по мнению психологов, в большей степени характерна для мужчин и присуща людям с определенным уровнем развития, в убеждениях которых присутствует высокая мораль и понятие духовности. Ярким примером такой личности является погибший на эшафоте английский утопист Томас Мор.
Модель внутренней гармонии личностиОснована на внутренней гибкости и гармонии и заключается во внутреннем и внешнем взаимодействии человека с окружающей его средой. Для такой личности, по мнению психологов, свойственно:
  • союз сознания и подсознания;
  • отсутствие конфликтов между внутренними частями личности;
  • усвоение социально приемлемых убеждений;
  • позитивное мировосприятие.

Такая модель формирования целостности личности в большой степени присуща женщинам, проявляясь, по словам Н.И. Козлова, мягкими голосовыми интонациями, внешней добротой и способностью быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни (пример такой личности — мать Тереза Калькутская).

Целостность восприятия

Целостность в психологии – это способность человека к восприятию, основанная на способности личности воспринимать всякий объект или предметную ситуацию как целостную систему даже в том случае, если какие-либо ее части невозможно увидеть в определенный момент (например, внутренняя часть какого-либо предмета).

Впервые отраженная в гештальт-психологии немецкими учеными М. Вертгеймером и В. Кёлером проблема понимала под целостностью восприятия – начальное свойство мозга, регулируемое законами подсознания.

Советские психологи понимали под целостностью восприятия — часть психологической целостности, присущей воспринимающему объект человеку. При этом образ, возникающий в его сознании и отражающий имеющуюся действительность, является совокупностью всех его компонентов, независимо от их наличия в определенный момент.

Степень формирования отчетливости образа в момент восприятия предмета основана на предвосхищении актуально невоспринимаемых его частей. Примером целостности восприятия может являться человек, наблюдавший только голову и плечи прохожего, но благодаря целостности своего сознания прекрасно представляющий положение рук, туловища и тело, а также походку прохожего.

Целостность-эго

Целостность-эго – это в психологии общность представлений человека о самом себе, позволяющая ему почувствовать собственную уникальность.

Э. Эриксон в своей «Теории развития личности» охватывающей все жизненное пространство индивидуума (от младенчества до старости) отмечает, что эго («Я») ребенка постепенно формируется под влиянием исторических условий, меняющихся социальных предписаний, культурных аспектов и системы ценностей.

«Я» (эго) в теории Эриксона – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Так взаимодействующий с окружением в процессе своего развития человек постепенно становится более компетентным в представлениях о собственной сущности.

Целостность-эго – характеристика, дающая возможность человеку почувствовать свою уникальность, помогающая бороться с отчаянием, появляющимся при старении и описанная им, как возможность обретения мудрости («целостности-эго перед отчаяньем»). В соответствии с «Теорией развития» на финальном этапе, пройдя сквозь кризисы идентичности, личность проводит «обзор своей жизни», испытывая при этом либо удовлетворения от достигнутого, либо отчаяние и боль за ранее совершенные ошибки.

Советский и российский психолог и публицист Н.И. Козлов под «целостностью эго» (эго-идентичностью) понимал чувство-ощущение, возникающее у личности при осознании непрерывности своего «Я» на разных жизненных этапах. Эго-идентичность, также, по мнению ученого, и есть основной фактор, отвечающий за формирование личностной зрелости.

З.Фрейд рассматривал целостность-эго как промежуточную часть между ид и супер-эго, отвечающую за связь и баланс человека с окружающим его внешним миром. В задачу эго, по мнению З. Фрейда входит необходимость достижения баланса и поиск компромисса между примитивными побуждениями личности, моралью и существующей реальностью.

Его последовали, определяли целостность-эго как необходимую часть, для формирования структуры личности.

Гейл Шихи определял целостность-эго этап развития «второй взрослой жизни», наступающий в возрасте (65-85+).

В трансперсональном подходе

Трансперсональный подход в психологии определяет целостность — как гармоничное слияние физических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов благополучия, а также социальную ответственность. Характерным отличием методики от других психологических подходов является включение в себя помимо остальных, и духовного компонента.

Основа содержания трансперсональной психологии – это жизненный опыт, позволяющий справляться с духовными проблемами личности посредством мифических, архетипических, личностных или трансперсональных компонентов.

К. Юнг был одним из первых, оценивших ценность трансперсонального психологического подхода, как способа освобождения человека от патологических душевных страданий.

В дальнейшем представители трансперсональной психологии (С. Гроф, К. Уилбер, Т. Маккена) подвергли теорию К. Юнга критике, полагая, что само понятие самости вредно, поскольку вводит человека в заблуждение относительно своей природы.

Основатели трансперсонального подхода представляют окружающий мир как целостную структуру, с одновременным нахождением в ней множества параллельно и одновременно существующих реальностей, обладающих равным онтологическим статусом и не имеющих между собой четких, придуманных ранее психологами, границ.

Введенные З. Фрейдом, К. Юнгом и Э. Эриксоном «понятие Я» и «теории личности» по трансперсонального психологическому подходу признавались вредоносными, как вводящими человека в заблуждение в отношении его истинной природы.

Мир здесь трактуется как целостная арена действия «над мировых» сил, направленная на самопознание, а человек понимается не как субъект активности, а как временная форма, принимающая некий «дух». Опыт и переживания отдельного человека понимаются лишь как фрагменты опыта этого «духа».

В гештальт-теории

Основанная Ф. Перлзом гештальт-терапия за свою основу берет целостный подход к изучению человека, со всеми его психическими, телесными, духовными и социальными аспектами. Специалисты, работающие в этом направлении, помогают людям осознать происходящие с ними в этот самый момент процессы, тем самым обучая их принятию ответственности за все происходящие в жизни события, а также возможные перемены.

Сам Перлз «гештальт» определял как единое целое, при разрушении проявляющееся множеством осколков. Созданная им форма неизменно стремиться к единству, а при отсутствии его приводит человека к незавершенной, давящей на него ситуации.

По словам Перлза в самых людях могут скрываться многочисленные незавершенные гештальты, преодолеть которые достаточно легко, после их тщательного изучения и проработки. Огромным преимуществом гештальт-терапии является возможность не пытаться проникнуть в бессознательную часть, а рассматривать проблемы, находящиеся на поверхности.

Целостность в гештальт-терапии напрямую связана с человеком, рассматривающимся исключительно как целостное существо, без искусственного расчленения на телесное и душевное, нарушающее понимание человеком своего внутреннего мира. Целостность здесь основана на взаимодействии личности с окружающим её пространством, находясь с ним контакте и оказывая на него определенное влияние.

Понятие «целостности» в психологии тесно связано с изучением личности, ее психологических, социальных и духовных аспектов. Ведущий свое начало от введенного К. Юнгом термина «самость» принцип целостности призван отразить структуру человеческой личности, целостности ее восприятия, является одной из основ Эриксоновской «Теории развития человека», а также применяется как основа разработок гештальт-психологии и трансперсональном подходе к изучению человеческого сознания.

Школы общей психологии

Также существует множество школ, которые придерживаются вышеперечисленных принципов и используют методы исследования в своей практике. К таким школам может относиться:

  • психоанализ;
  • структурализм;
  • фрейдизм
  • трансперсональная психология;
  • бихевиоризм;
  • гештальтпсихология;
  • индивидуальная психология;
  • когнитивная психология;
  • функционализм;
  • гуманистическая психология;
  • аналитическая психология;
  • отечественная психология.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Принципы психологии восприятия визуальной информации

В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]