Агностицизм — это… Агностицизм в философии. Известные представители агностицизма

Агностицизм – весьма оригинальная философская концепция, которая позволяет объяснить все, что угодно, не объясняя, по сути, ничего. Согласно этой концепции, окружающую действительность невозможно познать полностью в принципе, потому что на пути к объективности всегда будет стоять человеческий фактор – субъективное восприятие исследователя.

Субъективность – это данность, предопределенная физическими возможностями исследователя и доступными ему средствами ведения исследований, которые также не могут быть совершенны, потому что тоже сделаны человеком.

С этих позиций никакая концепция, касающаяся устройства внешнего мира, не может быть полностью достоверной, и ни одну из них нельзя проверить настолько, чтобы установить окончательную истину. В то же время, ни одну концепцию внешнего мироустройства нельзя опровергнуть, потому что установить истину невозможно, а значит, потенциально истинным может оказаться любое утверждение.

Данный концептуальный подход в теории познания существует давно, однако сам термин «агностицизм» был предложен только в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли. Различают философский, религиозный и научный агностицизм. Рассмотрим каждое из направлений.

Философское направление

Агностицизм в философии – это направление, возникшее в конце 19 века. Данное понятие применялось в рамках деятельности позитивистов. Однако мнения о невозможности установления первоначал мироздания придерживались еще древние греки, в частности Протагор.

Агностики постоянно находились в поисках научных фактов, подтверждающих те или иные «прописные истины». Утверждая невозможность доказательства существования божественных первопричин, философы не были атеистами. Они допускали существование высшего начала.

История термина

Термин «агностицизм» впервые был предложен для использования в научных кругах Т. Гексли. Английский зоолог, получив предложение присоединиться к «Метафизическому обществу», впервые всерьез задумался о своем отношении к богу и религии. Не найдя термина, который бы точно описывал его ощущения, ученый выбрал новое слово, которое, по его мнению, описывало его мироощущение.

Агностик в представлении Гексли — это человек, который не приемлет религиозных догм. Он не верит в существование ни одного из богов, поскольку оно не доказано научно. Но также допускает, что человечество сможет познать богов в будущем, или доказать, что богов не существует.

П. Кропоткин трактует историю термина по-своему. Он утверждает, что впервые его стали употреблять неверующие писатели, любившие собираться небольшой группой у Д. Ноульса, издателя журнала «Девятнадцатый век». Они предпочли отказаться от определения «атеист», предпочтя «агностик» — отрицающий гнозу.

Первые упоминания агностицизма встречаются в работах философов античного периода. О невозможности проверки и доказательства существования богов рассуждал софист Протагор и древнеиндийский философ Санджая. Он также сомневался в возможности доказать существование загробной жизни.

Позиция и мировоззрение

Агностицизм – это мировоззрение, представляющее собой нечто среднее между верой и научной объективностью. Очень важным для такой философии является признание возможности существования сверхъестественного. Сомнению подвергается только возможность объективного доказательства его присутствия на земле.

Агностицизм в философии – это не парадигма или школа. Это интеллектуальная позиция. Человек, признающий себя агностиком, препарирует идею веры с помощью логики. Он считает доказательства существования Бога недостаточными для однозначного понимания. Вместе с тем философы данного направления допускают возможность присутствия в природе высших сил.

Агностицизм – это тотальный скептицизм. Критичная позиция апологетов данного учения связана с научным взглядом на мир. Агностиками можно считать представителей каждой философской школы, в которой позиционируется невозможность абсолютного познания истины. В остальном учения могут быть совершенно различными. Автором термина является английский биолог Томас Хаксли.

Причина и следствие

Агностицизм – это тенденция, которая имеет ряд интересных последствий. Критическое отношение к собственным интеллектуальным усилиям ведет к тому, что человек вообще перестает что-либо категорически утверждать. Отсутствие абсолютной истины приводит к множеству разнообразных частных «правд». Это воспринимается как норма и служит основанием для популярной ныне постмодернистской доктрины.

Крайняя степень агностицизма связана с деятельностью древнегреческих философов-софистов. Представители этой школы, как свидетельствует история, могли одинаково убедительно доказывать и опровергать любое высказывание. Истина как таковая их не интересовала, все сводилось к умелому жонглированию словами и смыслами.

Что думал по этому поводу Кант

Агностицизм Канта связан с размышлениями о представлениях, приобретенных опытным путем, и так называемом априорном знании. По мнению философа, некоторую часть добытого человечеством интеллектуального багажа невозможно проверить экспериментально. Поэтому мы никогда не будем твердо уверены в истинности наших достижений.

Рассуждая о возможности научного познания мира, Кант пришел к выводу о двойственности предметов. Некоторые свойства вещей, например массу или цвет, возможно определить с помощью человеческих чувств. Другие характеристики, например молекулярное строение, выявить без специальных приборов нельзя. Потенциально всегда есть какие-то черты и признаки, которые невозможно познать до конца.

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

Расширение научного горизонта

Научные открытия подтверждают это. Изучив молекулы, а потом и атомы, ученые встали перед проблемой субатомных частиц и кварков. А исследование звездных систем и галактик закономерно приводит к вопросам, связанным с темной материей и энергией.

Постоянное расширение научных горизонтов не отрицает познаваемость мира. Агностицизм как условие непрерывного развития и совершенствования знаний лежит в основе всей современной цивилизации. Все явления и законы природы изучаются человеком. Поэтому особенности познающего субъекта находятся в центре внимания философов.

Сегодня агностицизм можно рассматривать с двух точек зрения. В предельно широком понимании данная тенденция является предпосылкой современного научного познания. В более узком толковании с этим учением связана совокупность всех философских тенденций, основанных на признании множественности равнозначных идей, мнений, оценок и позиций.

Список литературы

  1. Абдильдин Ж.М.: Диалектика Канта. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 160 с.
  2. Грядовский Д.И. История философии. Книга 3. Европейское просвещение. Иммануил Кант. — Издательство «Единство-Дана», 2011 г. — 472 с.
  3. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. — МОСКВА: ПЕР СЭ, 2011. — 480 с.
  4. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с.
  5. Кант И. Критика практического разума. — М.: Либроком, 2012. — 194 с.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо, 2012. — 736 с.
  7. Кант И. Наброски метафизики морали. — М.: Мысль, 2001. — 1472 с.
  8. Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.
  9. Нарский И.С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с.
  10. Никитина И.П. Эстетика. — М.: Юрайт, 2013 г. — 680 с.
  11. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. — М.: Книга по Требованию, 2013 г. — 253 с.
  12. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.
  13. Самылов В. Формирование принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.
  14. Семенов Е. В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.
  15. Сердечна В. В. Учения о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.
  16. Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.
  17. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 304 с.

Вопросы и ответы

Проблемы агностицизма обусловлены лежащими в его основе сомнением и недоверием. В философии, претендующей на звание материалистической, должны предоставляться аргументированные и убедительные ответы на острые жизненные вопросы. Агностики не могут их дать. Апологет данного учения не сомневается во всем подряд, как это делает скептик. Он не говорит «не знаю». Агностик уверен, что на неоднозначный вопрос можно ответить как «да», так и «нет». То есть возможны полярно противоположные утверждения.

Агностики считают, что продукт деятельности человеческого сознания, будь то научное открытие или философский трактат, не является подлинным отражением действительности. Это всего лишь ее зеркало, символическое замещение.

Похожие работы

  • Копр по философии: ответы на вопросы
  • Тестирование по философии с ответами
  • Lan-Testing по философии: вопросы и ответы
  • Ответы на итоговый тест по философии
  • Лан-тестинг по философии: Вопрос / Ответ
  • Копр для самоконтроля по философии
  • Ответы на лан-тестинг по Философии
  • Лан-тестинг по философии: вопросы и ответы
  • Вопросы и ответы для тренинга по философии
  • Ответы на тесты по философии
  • Тесты по философии с правильными ответами
  • Ответы на тест по истори философии (часть 1)
  • Ответы на LAN-Testing по философии
  • Тест по темам по философии с ответами
  • LAN-Testing по философии с ответами
  • Тесты по алфавиту по философии с ответами
  • Lan-Testing по философии: вопрос / ответ
  • Тесты по Философии для студентов с ответами

Знаменитые агностики: кем они были

Представители агностицизма – это упоминаемые ранее Протагор и Иммануил Кант, а также крупнейший шотландский философ 18 века Дэвид Юм. Он был юристом, дипломатом, коммерсантом и литератором. Юм опубликовал «Трактат о человеческой природе», изданный в трех книгах. Среди современников он был известен как политик, дипломат и историк. Дэвид Юм является автором многотомной «Истории Англии», нашедшей своих читателей во всех странах европейского континента. В качестве дипломата работал в британском посольстве при дворе короля Людовика во Франции. Известно, что Юм состоял в переписке с Вольтером, бывшим активным почитателем его трудов.

Гносеологический агностицизм этого прославленного шотландского философа оказал влияние на интеллектуалов последующих поколений: Адама Смита, Огюста Конта, Чарльза Дарвина, Бертрана Рассела. Дэвид Юм утверждал, что основой познания являются опыт и ощущения. Не отрицал он и существование так называемого внеопытного знания, образцом которого считал математику. Человеческое восприятие объективно. А вот деятельность сознания, согласно мнению философа, таковой не является. Существование внешнего мира ничем не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.

Агностик обычно занимает позицию отстраненного наблюдателя. При этом он может полемизировать с обеими сторонами спора. Агностицизм как критическая установка и полемическая позиция является важной частью современного научного подхода к изучению мира. Это не философская теория или целостная концепция. Агностицизм – это, скорее, путь к познанию истины, который никогда не будет пройден до конца, потому что Вселенная безгранична, как и микромир.

Иммануил Кант — основатель немецкой классической философии

Любопытный факт: выдающийся философ Иммануил Кант родился в российском городе Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Это знаменательное событие произошло 22 апреля 1724 года. Но в тот день никто не мог предположить будущей славы сына простого ремесленника и домохозяйки. Четвертый ребенок среди одиннадцати братьев и сестер, маленький Кант рос в слабом здоровье, но с быстрым умом. Когда его родители заметили это, они отправили юного Иммануила учиться в гимназию в возрасте 9 лет. Почти сразу же мальчик проявил живой интерес к истории и латыни. Хотя основной предмет — теология — не казался ему таким уж интересным. Но что больше всего удивило биографов мыслителя, так это то, что в средней школе Кант не проявлял ни малейшего интереса к философии. Его учеба была посредственной, но он всегда учился строгой дисциплине. После окончания гимназии Кант в 1740 году поступил на теологический факультет Кенигсбергского университета, который был основан еще в 1544 году и имел давние академические традиции. Однако вскоре он понял, что совершил ошибку, поскольку у него появился неожиданный интерес к философии, математике, физике, антропологии, филологии, медицине и многим другим наукам. Возможно, это было связано с духом, царившим в этом древнем центре науки. Молодой ученый планировал защитить магистерскую диссертацию по философии, но смерть отца помешала этому. Чтобы содержать младших братьев и сестер и себя, Кант устроился частным репетитором и проработал там 10 лет. Именно в этот период он вел активную научную деятельность, переосмысливая научное мировоззрение эпохи. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 448 с. Ряд выдающихся ученых эпохи Просвещения, таких как Коперник (1473-1533), Спиноза (1632-1677), Гоббс (1588-1679), Локк (1632-1704), Лейбниц (1646-1716), Ньютон (1642-1727), поколебали средневековые научные представления, долгое время господствовавшие в Европе. В обществе происходили постепенные, но важные изменения: Абсолютизму и феодализму начал противостоять зарождающийся капитализм. Производство становилось более эффективным и требовало развития прикладных наук. Прикладные науки, особенно механика, также повлияли на развитие абстрактных научных дисциплин. Открытия Коперника, Лейбница, Ньютона, Кеплера (1571-1630) и других создали настоящую научную революцию. Гелиоцентрическая теория пришла на смену геоцентризму, материалистическая метафизика заменила религиозную схоластику, философия перестала служить только теологии, а начала развиваться как самостоятельная дисциплина. В то же время мировоззрение людей освобождалось: На первый план вышли ценности разума и прагматизма, а романтические идеалы рыцарства и монашества были отодвинуты на задний план. В людях пробудилась жажда знаний об изучении общества, потребность объяснить окружающий мир с научной и философской точки зрения, отделенной от теологических представлений. Следует отметить, что эти тенденции еще не были чисто атеистическими. Термин «Бог» использовался как в философии, так и в теологии. Но философия трактовала его как совершенно новую категорию, отождествляя с «высшим разумом» и «природой». Мыслители эпохи Просвещения (конец 17-18 века) пытались сквозь нагромождение догм и элементов культа «истинного Бога» увидеть природу гармоничных отношений в треугольнике «Бог-Природа-Человек». В то же время общество еще не было готово принять эту «гармонию», слишком полную свободы мысли и равенства. Религиозные конфликты сменились войнами за политическую власть. Возникла острая необходимость в формировании новой рационалистической, но в то же время гуманистической философии, с новым взглядом на общество, государство и право, этику, науку, культуру, религию и т.д. Грядовский Д. И. История философии. Книга 3.

Педагогическая деятельность Канта

В период своей педагогической деятельности с 1747 по 1755 гг. Кант активно занимался самообразованием и наблюдением за человеческими характерами, особенностями общественных отношений Пруссии того времени. Основываясь на космогоническом учении Ньютона, И. Кант выдвинул революционную теорию возникновения Солнечной системы из космической туманности, а также теорию динамической эволюции Вселенной, которая не потеряла своей актуальности и по сей день. Кант понимал образование звезд и планет как результат трения притягивающих и отталкивающих частиц. Изучая строение Вселенной только с точки зрения механики, Канту во многом удалось опередить астрономическую науку своего времени, что указывало на несомненную гениальность ученого. Безусловно, в его теории были недостатки, но их нельзя оценивать строго с точки зрения неразвитых научных идей того времени. В 1755 году Кант представил в Кенигсбергский университет две диссертации, одну из которых он защитил и успешно сдал экзамен для поступления на философский факультет. Позже он получил звание приватдоцента — внештатного лектора, который мог брать со студентов деньги за свои лекции. Чтобы зарабатывать деньги на такой должности, требовался немалый талант, ведь нужно было удерживать внимание студентов именно на его лекциях. И Кант с успехом справился с этой задачей. После этого в течение 41 года он преподавал, вызывая неизменный интерес и репутацию среди молодежи. Лекции по логике, метафизике, математике, естественным наукам чередовались с лекциями по географии, механике и этике. Позже были добавлены такие экзотические дисциплины, как фортификация и пиротехника, которые свободно подчинялись энциклопедическому уму Канта. Нарский И. С. Кант. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 208 с. После Семилетней войны Кант некоторое время был подданным России, что вновь связало его судьбу с Россией. С 1770 года он получил официальную должность на кафедре университета. Постепенно ему удалось заработать состояние, но преподавание отнимало много сил, оставляя Канту мало времени для философской деятельности. Однако Кант использовал даже эти «крохи» удивительно эффективно. Каждый день мыслитель четко планировал, выделяя расчетные часы для интеллектуальной работы и размышлений. Больше всего Канта интересовали проблемы метафизики, морали, религии и антропологии. Докритический период его творчества (1744 — 1770), был отмечен повышенным интересом к предфилософским вопросам. В частности, как мы отмечали выше, Кант создал собственную космогоническую систему, занимался вопросами классификации животных, проблемами происхождения человеческих рас, некоторых природных явлений. В непосредственный философский, так называемый критический период своего творчества Иммануил Кант посвятил себя разработке своего гносеологического и метафизического учения. Его ум был занят вопросами познания и существования, морали, эстетики и права. В 1781 году была опубликована его знаменитая работа «Критика чистого разума», затем появились «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790) и ряд других работ. В них мыслитель поднял важнейшие вопросы гносеологии, этики и эстетики и дал миру свой оригинальный взгляд на эти проблемы, повлиявший на дальнейшее развитие философии. Появились и прочно вошли в терминологию философии такие основные понятия философии Канта, как «вещь в себе», «Anschauung», «apriori», «трансцендентализм», «антиномия», «целесообразность», «ценность» и др. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15.С. 12-18. Так родилась классическая немецкая философия — дитя немецкого Просвещения, подарившая миру две новые идеи: активную природу человека и непрерывное развитие.

Основа современной цивилизации

Именно критическое отношение к добытому знанию двигает науку вперед. Представим, что было бы, если каждую теорию принимать на веру и считать незыблемой. Это уже будет не наука. Тщательная экспериментальная проверка и периодический пересмотр общепринятой парадигмы лежат в основе развития цивилизации. Такой подход никто не называет агностицизмом, но он является фундаментом, глубоко скрытым в самом начале становления общества.

Агностицизм является своеобразным противоядием от многих вещей. Например, от безграничной веры в научно-технический прогресс. Людям свойственно искать панацею – спасение от всех несчастий. При этом поиски направлены на внешний мир, а не на самого человека. Агностицизм предостерегает от этого.

Средство выживания

Только постоянный контроль и ответственность за свои действия позволят людям медленно и осторожно продвигаться по пути совершенствования. Каждый силовой конфликт, приводящий к гибели, должен восприниматься как ошибка. А шаги, приведшие к нему, необходимо тщательно анализировать, дабы впредь такого не допустить.

В 20 веке целостность человека распадается. Прежде единое ощущение разума, добра и красоты сегодня утратило смысл. Часто в этом обвиняют модный в начале прошлого столетия рационализм. Именно агностицизм стал своеобразной прививкой от тотального механицизма, в который превратились многие направления позитивистской философии. Будущее – за критикой и скепсисом. Но не следует забывать, что есть в мире такие незыблемые понятия, как любовь, добро и красота.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]