О методологии
О.Комте в середине 19 века предложил концепцию развития человеческих знаний. Он рассматривал три последовательные формы знаний: 1) религиозные — на основе традиций и индивидуальных убеждений; 2) философские — на основе интуиции автора той или иной идеи; 3) позитивные — научные знания, основанные на фиксации фактов в ходе направленного наблюдения. Старые формы человеческого знания (религиозные и философские) должны неизбежно затухать и стать предметом культурно-исторических исследований.
Различные формы знаний существуют и развиваются параллельно.
Термин «психология» может применяться к различным видам человеческой практики и знаний.
- существует психология как система повседневных знаний людей о психике» («повседневная психология»). Ежедневные знания записываются на естественном языке в значениях слов, описывающих особенности человеческой психики, а также ее поведение, мотивы, способности и т. д. Эти знания содержатся в пословицах и поговорках.
- Есть «философская психология». Большинство философов выдумывали понятия о психике, создавали собственные представления о личности, об особенностях ее развития, о связи между объективной и субъективной реальностью («теория рефлексии»), о детерминантах человеческого поведения и группах людей.
- под термином «психология» понимается наука, возникшая в 19 веке, — наука о психике как некой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, то есть является механизмом отражения и регулирования человеческого поведения, она может быть изучена объективными методами. Психология как наука, принявшая методологию естествознания, сформировалась в конце 19-го — начале 20-го века.
Немецкий философ В. Дильтей определил психологию как фундаментальную науку, из которой возникают все науки о разуме. Из этой науки вытекает фундаментальный метод «науки разума», метод понимания. Он считал, что природа эмпирических знаний в психологии отличается от естественных наук. Они противопоставляли метод понимания и метод объяснения. Человек понимает свой внутренний опыт через самоанализ. Опыт другого понимается путем помещения себя во внутренний мир другого и сопереживания с ним.
Психология относится к поведенческой науке, наблюдения и измерения и эксперименты называются методами поведенческих исследований в психологии. Поведение делится на вербальное (речь) и невербальное (объектное действие, невербальная коммуникация). Методы исследования — это методы, которые записывают вербальное и невербальное поведение.
Роль в системе наук
Определение «эмпирический» впервые использовал немецкий философ Х. Вольф. Эта отрасль, объединяя несколько структурных течений, изучает психические явления: комплексно и по отдельности. Она рассматривает:
- эмоции;
- ощущения;
- чувства;
- переживания;
- впечатления.
В официальной системе наук, это направление признается не всеми исследователями. Сторонники рационального подхода считают, что метод, результаты которого нельзя проверить, не могут считаться валидными.
Недостаток субъективного подхода — сомнительный способ структурирования данных исследований: глубина и сила субъективных ощущений одного человека значительно отличается от другого.
Классификация методов психологического исследования
Существуют различные взгляды на классификацию методов психологических исследований.
С.Л. Рубенштейн в работе «Основы общей психологии» в качестве основных методов разработал наблюдения и эксперименты. Наблюдение делилось на «внутреннее» и «внешнее», эксперимент на лабораторный, естественный и психоэксперимент — плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент (метод условных рефлексов). Интервью и анкета являлись методами изучения продуктов деятельности.
Болгарский психолог Г.Д. Пириев назвал независимыми методами: Наблюдение (объективное — прямое и опосредованное, субъективное — прямое и опосредованное), экспериментальное (лабораторное, природное и психолого-педагогическое), моделирование, психологическая характеристика, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методологические подходы (генетические, сравнительные и др.). Каждый из методов разделен на ряд других.
Б.Г. Ананьев разделил все методы: 1) организационный — продольный, сравнительный и комплексный; 2) эмпирический — методы наблюдения (наблюдения и самонаблюдения), экспериментальный (лабораторный, полевой, природный и т.д.). ), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), метод моделирования и биографический метод; 3) методы обработки данных — методы математического и статического анализа данных и качественного описания; 4) интерпретационные — генетические (фило- и онтогенетические) и структурные методы (классификация, типология и др.).
М.С. Роговин и Г.В. Залевский сократил количество основных психологических методов до шести: 1) герменевтическая — соответствует недифференцированному состоянию науки (субъект и объект не противопоставляются, психическая операция и метод науки идентичны); 2) биографическая — выделение интегрального объекта познания в психической науке; 3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания 4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предыдущей дифференциации; 5) клиническое — на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемых к внутренне наблюдаемым механизмам; 6) эксперимент как активный контраст субъекта познания с объектом, учитывающий роль субъекта в процессе познания.
Психологические методы
Эмпирические методы — это практические методы научных исследований, в рамках которых отдельно выделяются методы наблюдения — наблюдение, самонаблюдение, эксперимент.
Психология, как и любая другая наука, имеет собственные методы исследования, которые являются основными путями и методами научного познания психологических явлений и их закономерностей.
Методы психологии разделены на 4 группы:
- Организационные методы, включающие сравнительные, продольные, сложные;
- Эмпирические методы, включающие наблюдение и самонаблюдение, экспериментальный метод, психодиагностические методы — тесты, анкеты, опросы, интервью, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографические методы;
- Методы обработки данных, включающие количественные и качественные методы;
- Коррекционные методы — четвертая группа психологических методов — это групповая тренировка, аутотренинг, обучение, методы психотерапевтического воздействия.
Среди всех методов психологии эмпирические методы традиционно считаются фундаментальными.
Одним словом, методы психологии — это способы изучения реальных фактов окружающей действительности. и каждый метод характеризуется соответствующим типом приемов, отвечающих целям и задачам исследования.
Начиная с любого одного метода, можно создать несколько методов. Классификации методов интерпретируются по-разному, дополняются новой информацией, меняются и развиваются в условиях новых школ психологии.
В зависимости от того, кто и с какой целью использует методы психологии, необходимо различать методы научного исследования в строгом смысле и методы, которые непосредственно применяются на практике.
Методы психологии могут быть как общими, так и специфическими, но во всех случаях они имплицитно или явно отражают общие философские позиции, с которых проводится исследование.
Целью методов психологии является фиксация фактов, их объяснение и раскрытие их сущности, что вполне естественно, так как формы явлений и объектов и их содержание не совпадают.
Это требование не всегда реализуемо с помощью одного метода, поэтому при изучении психологических явлений используются различные дополняющие друг друга методы.
Любое исследование требует наличия исследовательской программы, научная обоснованность которой определит эффективность этого исследования и значимость теоретических и практических результатов.
Программа представляет собой теоретическую и методологическую основу процедур психологических исследований, таких как сбор, обработка и анализ данных.
Благодаря программе устанавливается определенная последовательность этапов исследования — постановка задачи, определение объекта исследования, теоретический анализ объекта, цели и задачи исследования, интерпретация и операционализация руководящих понятий, формулирование рабочей гипотезы, подготовка плана исследования, подготовка плана выборки, описание методов обработки и сбора данных, анализа и интерпретации.
Программу можно разделить на методологический и процедурный разделы.
Отрасли науки
Развитие отрасли происходило параллельно в нескольких видах, отличавшихся, но не противоречащих друг другу. К этим направлениям относятся:
- Ассоциативное — раздел, рассматривающий психику как совокупность духовных явлений. Сложный психический процесс состоит из элементов, которые можно отделить: ощущения и представления и ассоциации. Личность представляет собой комплекс, соединяющий духовное и телесное, основанный на индивидуальных ассоциациях.
- Волюнтаристское — отрасль, рассматривающая волю как результат энергетического импульса, объединенного в комплексы эмоциональных переживаний.
- Функциональное — раздел, изучающее мышление. Исследователи анализировали функции сознания, их участие в мыслительном акте. Мышление рассматривалось как автономный процесс, не зависящий от окружающей действительности.
- Гештальт-психология — отрасль, основанная на идее о целостности психических процессов. Она сложная и многогранная, но изъять из нее отдельный элемент нельзя.
- Структурное — раздел, рассматривающий психические структуры через идеалистические представления. Идеалисты, придерживающиеся структурного состава психики, обуславливали поведенческие особенности не влиянием внешней среды, а внутренними процессами.
В современной эмпирике это направление занимает особую нишу из-за своей дуалистической природы.
Опытный подход к описанию природы психики накопил достаточную базу результатов исследований, но научного объяснения им дать не может.
Их применение в практике не запрещено, но исследователи могут отказать учитывать результаты подобных экспериментов.
Методы наблюдения
Одним из эмпирических методов является метод наблюдения. Этот метод требует тщательной подготовки и профессионализма исследователя, так как наблюдение осуществляется по психическим проявлениям человека.
Этот старейший метод познания психологии возникает в двух формах — первая как самонаблюдение или самоанализ и вторая как внешнее или объективное наблюдение.
Процедура наблюдения обычно состоит из определенных процессов:
- Установление целей и задач наблюдения;
- Выбор объекта, предмета и ситуации;
- Выбор метода наблюдения, который будет фиксировать нужную информацию;
- Выбор метода регистрации наблюдаемых явлений;
- Обработка полученной информации и ее интерпретация.
Наблюдение становится методом научного познания в том смысле, что оно не ограничивается фиксацией фактов, а формулирует гипотезы для проверки на соответствие новым наблюдениям.
Типы наблюдения могут быть разными — краткосрочное наблюдение (моментальный снимок), долгосрочное наблюдение, которое может продолжаться несколько лет (продольное наблюдение).
Это может происходить как в лаборатории, в искусственных условиях, так и в природе, в знакомых человеку условиях.
Имеются включенные и не включенные наблюдения. При включенном наблюдении и наблюдатель, и наблюдаемый участвуют в деятельности, но наблюдаемый не знает, что наблюдение происходит.
При неактивном наблюдении происходит разворот ролей, когда одни становятся наблюдателями и знают о деятельности, в то время как другие — наблюдателями.
Метод наблюдения может быть структурированным, когда структура наблюдаемых фактов строго структурирована, и неструктурированным, в этом случае наблюдение происходит по всему комплексу фактов.
Твердое и селективное наблюдение. При полном наблюдении регистрируются все поведенческие реакции, в то время как при селективном наблюдении объем наблюдения ограничен.
Наблюдение также может быть прямым или косвенным. Прямое наблюдение проводится человеком, который делает выводы из полученных результатов.
Косвенное наблюдение проводится другим лицом.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Еще одним недостатком метода наблюдения является следующее:
- На результаты наблюдения довольно сильно влияют взгляды, интересы, черты личности, психологическое состояние наблюдателя;
- Ориентация наблюдателя на подтверждение своей гипотезы приводит к большим искажениям в восприятии событий;
- Сложность в интерпретации полученных данных;
- Наблюдение отнимает много времени.
Что касается самонаблюдения (интроспекции), то это первый метод психологии, позволяющий изучать душу и психику человека.
Введение — это внутреннее наблюдение человека за его собственными психическими проявлениями. В психологии профессиональный самоанализ не только полезен, но даже необходим, и для того, чтобы человек мог представлять себя сам, этому необходимо учиться.