Как руководителю завоевать авторитет у подчинённых: 14 ключевых факторов для самопроверки

Формирование коллектива – первый шаг на пути к успешной работе, однако руководитель не только должен подобрать опытный персонал, но и завоевать авторитет. Выстраивание внутренних коммуникативных связей, завоевание авторитета у подчиненных и проявление профессиональной гибкости – факторы, обуславливающие жизнеспособность управленческой стратегии. Рассказываем о методах, которые помогут руководителю завоевать авторитет в коллективе, и способах, помогающих избежать обострения внутренних взаимоотношений.

Во сколько обходится «дешёвый авторитет» руководителю?

Авторитет

— это возможность руководителя влиять на действия подчинённых, не прибегая к административной власти.

У начинающих малоопытных управленцев для повышения авторитета возникает желание (иногда под давлением старожилов коллектива) принимать быстрые решения в угоду подчинённым, но во вред компании и пользе дела. Это кажется более лёгким путём по сравнению с освоением базовых методов административного управления. Но то, что легко сейчас, нередко приводит к “тяжёлому потом”.

Люди в своих требованиях редко чувствуют меру

Приобретённый таким способом авторитет недаром называется дешёвым. Люди в своих требованиях редко чувствуют меру. Вскоре руководитель не сможет удовлетворить возрастающие аппетиты подчинённых.

Выхода будет два: дать заднюю и отобрать всё, что ранее давал, или стать управляемым придатком для своих подчинённых. В обоих случаях дешёвый авторитет разбивается вдребезги. Либо сотрудники обозлятся, либо будут ни во что не ставить. Оба варианта вызовут у топ-менеджеров гнев, а возможно и желание избавиться от такого горе-руководителя.

Перейти к оглавлению

Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т.д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.
Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние. Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег. Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

Итоги, системный подход к управлению

  • Вначале руководителю необходимо освоить базовые навыки администрирования (постановка задач, контроль, планирование, регламентация).
  • Авторитет руководителя — это обязательный ресурс, который дополняет управленческие навыки и позволяет выполнять управленческие функции. Руководитель без авторитета вынужден бороться с саботажем и итальянскими забастовками, вместо того чтобы совместно с подчинёнными достигать поставленных целей.
  • Завоевать авторитет у подчинённых поможет выделение конкретных факторов (действий руководителя) и осмысленная, постепенная работа с каждым из них.

Перейти к оглавлению

Методы для завоевания доверия сотрудников интернет-магазина и других компаний

Новшества – отложить на потом

Начиная работать с коллективом, который слаженно работал до прихода нового руководителя, не стоит проявлять чрезмерную активность, касающуюся внедрения нововведений. Наблюдательную позицию можно занимать от нескольких недель до 2-3 месяцев, чтобы определить внутренний микроклимат, социальные роли персонала (лидеры, исполнители, иные) и личностный потенциал каждого. На этом этапе не нужно давить на персонал: наблюдайте, подсказывайте и устанавливайте доверительные отношения, но с сохранением субординации.

На равных с подчиненными

Сотрудники ценят руководителей, которые не размахивают управленческой должностью, как флагом. Сочетание лидерских личностных качеств, эмпатии и административных правил дает положительные плоды: руководитель не только завоевывает авторитет, но и доверие, что стимулирует желание работать командой. Нужно показать сотрудникам, что руководитель находится с ними на одном корабле, успешность плавания которого зависит от вклада каждого человека, независимо от занимаемой должности.

Метод кнута и пряника в управлении человеческими ресурсами

Невозможно создать здоровый микроклимат в коллективе, используя только штрафы и другие агрессивные методы стимулирования положительных результатов трудовой деятельности. Распределение «кнута и пряника» осуществляется в пропорции 50/50: лучшие сотрудники месяца получают премии и надбавки за выработку, худшие – «голый» оклад и стимул работать более усердно.

Методы мотивации, выполняющие функцию пряника, дают коллективу возможность понять, что руководитель заботится не только о достижении бизнес-показателей, но и о своих подчиненных. Горячие обеды в офис, возможность прийти на работу с ребенком, кофемашина, комната отдыха – из этих мелочей формируется благоприятная среда, оказывающая косвенное влияние на отношение к руководителю и общую эффективность персонала.

Отсутствие строгих рамок

Отсутствие инициативы и возможности высказать свое мнение без угрозы увольнения – факторы, оказывающие на персонал деморализующее воздействие. Пытаясь завоевать авторитет, руководитель должен учитывать мнения всех участников команды, а также принимать во внимание рациональные предложения. Финишное решение остается за управленцем, но каждый специалист имеет право на свою точку зрения: нужно дать персоналу определенную долю свободы, что позволит раскрывать потенциалы и получать интересные идеи, способные стать точками роста. Либеральный руководитель, поддерживающий инициативу персонала, завоюет доверие быстрее, чем диктатор, чье мнение является истиной в последней инстанции и не подлежит обсуждению.

Всегда на связи

Постоянная связь с персоналом – важный элемент установления доверительных взаимоотношений и стимулирования заинтересованности в успехе общего дела. Рассматриваемый метод не означает звонки после полуночи, хотя и они допустимы в экстренных случаях, но связь можно держать через мессенджеры и даже социальные сети. Если руководитель задает формат работы с 9:00 до 17:00 и ни минутой больше, то и сотрудники будут поступать точно так же, что снизит уровень вовлеченности.

Личные и рабочие вопросы одинаково важны

Руководитель должен одинаково оперативно решать как рабочие, так и личные вопросы сотрудников. Нужно ставить знак равенства между бизнес-процессами и потребностями людей, чтобы завоевать доверие. Например, план на месяц подписывается в течение 10 минут, график отпусков или заявление на материальную помощь – в последний момент после многократных напоминаний. Такой подход сотрудники расценят как пренебрежение, поэтому и отношение к руководителю будет соответствующим.


Отсутствие любимчиков

Руководителю не стоит выделять сотрудников, которые демонстрируют к нему лояльность или уже успели установить личное общение. Наличие любимчиков разобщает коллектив и становится причиной конфликтных ситуаций. Можно выделять и поощрять персонал, но только за достижения в рабочей и других сферах, прямо относящихся к области профессиональной деятельности. Руководителю в принципе стоит отказаться от дружеских отношений на работе, если они есть – не афишировать, чтобы сохранить субординацию и не подрывать свой авторитет.

Тренировка управленческой мышцы

Как говорил Абель Поссе, «Авторитет — штука хорошая, но он хрупок, как стекло, а презрение липнет к человеку, как стригущий лишай»

. От себя добавлю, что прежде чем разбиться, авторитет ещё необходимо заработать! Для этого предлагаю выполнить небольшой практикум:

  1. Составьте таблицу со списком факторов для регулярной (1 раз в месяц / квартал) оценки ваших действий по работе со своим авторитетом. Возьмите факторы из статьи и дополните теми, которые считаете важными для себя лично.
  2. Оцените каждый фактор (например, по пятибалльной шкале), насколько вы работаете с ним?
  3. Напишите к оценке краткий комментарий: какие действия увеличили / уменьшили ваш авторитет, что возможно сделать для улучшения ситуации?
  4. Сравните с предыдущим периодом. Опишите, что удалось сделать, что помешало. Что необходимо изменить в действиях, чтобы добиться большего.

Успехов в завоевании и преумножении авторитета! Делитесь своими историями, связанными с авторитетом, в комментариях.

Перейти к оглавлению

Первые 10 способов, как заставить себя уважать на работе

  1. Следить за внешним видом
  2. Провожают по уму, но встречают все-таки по одежке — с этим утверждением нет смысла спорить. Следите, чтобы ваш облик был безукоризненным и стильным. Соблюдайте дресс-код, но не теряйте индивидуальность, дабы не затеряться в толпе своих коллег.

  3. Запоминайте имена
  4. Людям нравится, когда им уделяют внимание. Услышать собственное имя из уст собеседника — музыка для ушей. Доставьте сослуживцам удовольствие — постарайтесь запомнить, как их зовут.

    ВАЖНО! Это поможет вам добиться уважения в коллективе: если вы демонстрируете заинтересованность, вам отплатят тем же.

  5. Соблюдайте этикет
  6. Очевидно, что вежливость помогает устанавливать прочные социальные связи. Здоровайтесь, желайте приятного аппетита, поздравляйте с праздниками, не позволяйте себе нецензурную брань и оскорбления.

  7. Предлагайте свою помощь
  8. Почему бы не подставить плечо коллеге, если он действительно в этом нуждается? Помощь может быть двух видов:

  • профессиональная — вы выступаете в роли старшего наставника и охотно делитесь секретами мастерства;
  • психологическая — вы поддерживаете человека, даете ему советы «за жизнь» (главное, не переборщить и не стать жилеткой для слез).

Такое поведение поможет поднять авторитет в глазах сослуживцев.

  • Работайте на совесть
  • В идеале работа должна приносить нам удовольствие. Реальность, конечно, разбивает розовые очки. Но если вы влюбитесь в свой вид деятельности, вокруг вас автоматически возникнет очень благоприятная «аура», к которой люди всегда идут, как мотыльки на свет.

    СОВЕТ! Заряжайте и заражайте всех вокруг своей энергией и заинтересованностью, стройте далеко идущие планы.

  • Постоянно совершенствуйтесь
  • По крайней мере, это поможет заслужить уважение начальника. Хороший специалист всегда заинтересован в дальнейшем развитии. Мир стремительно меняется, и почивать на лаврах — путь, который ведет в тупик. Ищите курсы повышения квалификации, работайте над своими недостатками, предлагайте свежие идеи.

  • Радуйтесь чужим успехам
  • Зависть на работе — весьма разрушительное чувство, оно не приведет вас к успеху. Умение порадоваться за окружающих — важный признак состоявшейся личности. Похвалите коллегу за удачно реализованный проект, поздравьте с хорошим выступлением на конференции. Это поможет вам заставить себя уважать в коллективе.

  • Воспринимайте критику адекватно
  • Очень неприятно признавать свои ошибки, но без них полноценное развитие невозможно. Если вам указывают на промахи, обратите на них внимание, чтобы избежать ляпов в будущем.

    КСТАТИ! Не начинайте спорить без причины — просто поблагодарите за подробный разбор вашей работы.

  • Не показывайте свое волнение
  • Не торопитесь демонстрировать эту эмоцию. Она показывает, что вы на какое-то время потеряли контроль над ситуацией. Попробуйте справиться с переживанием, не вынося его на всеобщее обсуждение. Уверенность в собственных силах поможет заслужить уважение в коллективе.

  • Не считайте себя умнее остальных
  • Даже если это действительно так. Никто не любит поучения.

  • Избегайте морализаторства. Если коллега жалуется на жизнь, говорит о проблемах в семье, не давайте категоричных оценок, будьте мягче.
  • Не учите сослуживцев работать, они разберутся в своем ремесле без ваших ценных рекомендаций. Помогайте корректно, чтобы не понизить самооценку того, кому требуется помощь.

Рекомендую посмотреть полезное видео про доверие и уважение в коллективе:

Факторы формирования

Немецкий социолог Макс Вебер назвал три источника (предпосылки) для формирования общественного признания и уважения:

  1. Традиции и привычки. Чем дольше какая-то личность руководит, тем больше другие привыкают к этому.
  2. Высокий официальный статус. Если человек имеет статус руководителя, директора, то нам проще признать в нем лидера. Вебер назвал это рационально обоснованной законностью.
  3. Аффективная законность. Лидерские качества и харизма – вот что создает неформальных предводителей. Эти люди уверены в себе, трезво и четко мыслят, умеют руководить, красиво говорят, могут объединить людей и повести за собой.

На основе этих критериев можно выделить три вида авторитета: более формальный, менее формальный и личный. В первом случае речь идет об уважении должности, во втором – статуса, в третьем – личности.

Как развить лидерские навыки

Для начального развития лидерского потенциала рекомендуется выполнять несколько упражнений. Возможно, для кого-то они покажутся недейственными, но только не для будущего лидера. Но вы ничем не рискуете и, вполне вероятно, что вы почувствуете небывалый прилив сил, характер станет более твердым, и в глазах окружающих появится заинтересованность.

Откройте диалог со своим внутренним критиком

Внутренний голос человека часто заставляет делать в адрес других людей не совсем корректные критические замечания. Нужно всем учиться противостоять ему, в том числе и лидеру. Прислушайтесь к тому, что он вам говорит, почувствуйте раздражение от его высказываний, постарайтесь понять, кто вы есть на самом деле, когда он молчит.

Отличным решением для анализа сложившейся ситуации станет ведение дневника. Нужно постоянно записывать в него мысли своего второго «Я», ничего не утаивая. При этом следует соблюдать одно условие: говорить внутренний голос должен от второго лица. Если задуматься, у каждого из нас были мысли о том, что я не смогу этого сделать, поскольку слабак, нет силы воли, лень. Нужно обязательно ответить своему внутреннему критику. Ну а как, каждый решает самостоятельно.

Отмечайте свои успехи каждый день

Перед сном будущему лидеру коллектива рекомендуется составить список дел, которые удалось достойно выполнить за прошедший день. Даже если были не совсем удачные моменты, не стоит о них упоминать. Писать следует только о положительных результатах. Это труд и не легкий. Но делая это регулярно, появится привычка ежедневно вести дневник. Нужно обязательно проявить настойчивость, потом будет легче.

Запишите и слушайте признания близких людей о ваших достоинствах и недостатках

Это сложное упражнение, требующее от человека смелости. Выполнить его нужно обязательно. Обратитесь за помощью к людям, которым вы доверяете, и попросите их наговорить на диктофон о ваших положительных и отрицательных сторонах характера. Лидер должен знать свои сильные и слабые стороны «в лицо». Достоинств и недостатков должно быть приблизительно одинаковое количество. После этого внимательно прослушайте запись. Это достойный для лидера шаг вперед. Он поможет избавиться от внутренней зажатости. Можно вместо диктофона использовать записную книжку. Кому как больше нравится.

Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т.д.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

4.2. Влияние через участие

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.
Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций. Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях. Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

Что это такое

В социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.

Определение в психологии

В социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.

Важно! Поклонники некритично воспринимают информацию от кумира и безусловно верят ему.

Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.

Понятие личного авторитета

Под данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.

У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.

Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.

Инструмент власти

Многие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.


Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.

В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.

В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]