Лонгитюдный метод в психологии — исследования, длящиеся до нескольких лет


Лонгитюдный метод в психологии означает систематическое изучение одного объекта длительное время. И, как правило, по заранее продуманной программе, что позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие его личности.

Обычно лонгитюдный метод являлся противопоставлением методу срезов. Если в случае с методом срезов обычно идет разовое сопоставление результатов у группы людей, то работа лонгитюдного метода в психологии представлена немного иначе. По нему исследования ведутся длительное время и затрагивают одного человека или небольшую выборку людей. В отдельных случаях исследования могут длиться десятилетиями. В качестве примера подобных экспериментов можно привести опыт Арнольда Геззела, где было задействовано 165 детей, а сами исследования велись 12 лет.

Статьи по теме

  • Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
  • Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
  • Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
  • От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021

Что такое лонгитюдное исследование

Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.

Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.

Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.

Этот метод изучения человека или группы людей позволяет увидеть не только развитие группы, но и каждого отдельного испытуемого. При этом эффективность и содержательность результатов напрямую зависит от промежутка времени, на протяжении которого проводится исследование. Его, конечно, можно сократить, но для этого нужны веские аргументы.

Ключевые понятия

Чтобы обозначить общность людей в выборке по году рождения, используется такой термин, как «когорта». В соответствии с демографической характеристикой, это понятие означает определенную группу лиц, обозначенную в пределах географической или иной популяции, пережившую аналогичные события в заданный временной период. Переменная возраста представляет собой хронологическое количество лет на момент наблюдения. При анализе следует также уточнить понятие «период». Он обозначает время измерения и этап, который охватывается жизнью когорты, включающий общие для ее членов исторические события. Формально общность определяется так:

Когорта = Период измерения (календ. год) – возраст (число лет от рождения).

Цель лонгитюдных исследований

Главная цель лонгитюдного метода исследования — проследить историю развития одного или нескольких объектов, а также оценить влияние на них определенных событий. Наблюдения проводятся в течение длительного промежутка времени. Психологи анализируют и оценивают, как наступление тех или иных событий влияет на состояние экспериментальной группы. Для этого достаточно рассмотреть поведение испытуемых до события и после него.

Стоит отметить, что одновременно с лонгитюдным исследованием применяются и другие методы изучения. Речь идет о тестировании, психографии, наблюдении и т.д.

Гипотезы

На примере «Пути поколения» мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.

По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. «историческое поколение», которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного «скачка» в развитии общества.

Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.

В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.

Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.

Каузальная гипотеза — это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.

Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.

Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1… Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.

Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.

Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:

  • гипотеза о развитии;
  • гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида;

Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.

История и особенности лонгитюдного исследования

Метод лонгитюдного исследования был применен впервые его основоположниками Уильямом Штерн и А. Н. Гвоздевым, которые посвятили время изучению развития ребенка в обычной семье.

Изначально лонгитюд применялся как альтернатива методу поперечных срезов в детской и возрастной психологии. Позже его стали использовать в таких направлениях, как социология, инженерная психология, психология труда.

Лонгитюдные исследования активно проводятся как в России, так и в зарубежных странах. В России самым известным из них считается «Пути поколения», проводившееся с 1983 по 1999 год (руководитель М. Х. Титма). За рубежом лонгитюдом часто пользуется Национальное детское бюро Великобритании, изучающее развитие детей разных возрастных категорий.

Примечания

  1. 12345
    • О. В. Терещенко [voluntary.ru/dictionary/568/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.
  2. * [voluntary.ru/dictionary/570/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге)] // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
    • [voluntary.ru/dictionary/581/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%DB%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%DF Лонгитюдное исследование] // О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
    • [slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5./ Лонгитюдное исследование](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2066 дней)) // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

  3. [vocabulary.ru/dictionary/16/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.:Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
  4. 12345
    [voluntary.ru/dictionary/567/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование]//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.
    • [vocabulary.ru/dictionary/793/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование] // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. Реана А. А. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. ISBN 5-93878-029-2
  5. 12
    В. И. Слободчиков [vocabulary.ru/dictionary/892/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование] // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. [slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ копия](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2066 дней))
  6. 123
    [vocabulary.ru/dictionary/25/word/%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5+%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5 Лонгитюдное исследование] // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9
  7. 12
    [vocabulary.ru/dictionary/896/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.

Способы и виды лонгитюдных исследований

Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.

Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:

  1. Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
  2. Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
  3. Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.

Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:

  1. Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
  2. Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
  3. Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.

Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:

  1. Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
  2. Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
  3. Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
  4. Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
  5. Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи. Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
  6. Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.

Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.

Взаимосвязь с эмпирическими наблюдениями

Проверка гипотез – ключевая задача, которую выполняет метод лонгитюдный. Однако, несмотря на это, выводы о развитии зачастую делаются в соответствии с результатами эмпирических наблюдений. Они осуществляются в рамках разнообразных психологических концепций с помощью срезового метода. Он позволяет обнаруживать связи нескольких статичных переменных, взятых в отдельный временной промежуток. Использование полученных выводов обуславливается наличием негласного предположения об эквивалентности выборок, через которые осуществляется сопоставление, а также исторических периодов для различных категорий испытуемых. Это зачастую приводит к игнорированию важного источника смешения, которому необходимо уделять особое внимание.

Лонгитюдные исследования в социологии

Помогают ответить на ряд социальных вопросов, а также провести анализ и оценку тех тем, в которых классические методы оказались неэффективными. Сюда относятся:

  • изменения в обществе;
  • уровень бедности;
  • изменения на рынке труда;
  • скачки социального настроения;
  • влияние безработицы на психическое здоровье человека;
  • влияние бедности на дальнейшую жизнь ребенка.

Также специалисты изучают реакцию общества на какие-то внедряемые государством политические и экономические меры. Они рассматривают его состояние до и после внедрения.

Лонгитюдные исследования в психологии

В психологии лонгитюдное исследование позволяет проанализировать такие моменты:

  • влияние семьи на ребенка;
  • роль школьного образования в воспитании;
  • эффективность образовательных мероприятий;
  • влияние на будущее детей развода родителей и жизнь в неполной семье.

Также в процессе изучения рассматриваются характеристики и состояние людей, которые часто теряют работу. Задача психолога в этом случае — понять, что осложняет процесс поиска работы.

Следствия

Линейная зависимость приводит к тому, что в ходе контроля любых двух показателей осуществляется управление и третьей переменной. Если при исследовании используется метод срезов, выборка людей имеет также общую «историю», но она отличается для участников лонгитюда срезов и секций. Это приводит к смешению фактора социальных обстоятельств и возраста. В этой связи, при выполнении срезовых сопоставлений параметров людей различного возраста, выявленные отличия между более зрелыми и молодыми испытуемыми могут выражать не линию развития основного процесса, а эффекты когорты. Использование лонгитюдного метода с множественными последовательными измерениями может способствовать обнаружению результатов, не заданных в качестве предмета исследования, а следствий воздействия социальных обстоятельств, как исторического этапа, специфичного для данной выборки.

Преимущества и недостатки лонгитюдного метода

Как и любое другое исследование, лонгитюд имеет плюсы и минусы. К преимуществам относится возможность продолжительное время наблюдать за развитием одних и тех же людей, видеть изменения, происходящие в жизни. Причем эти изменения касаются не только физического состояния, но и взглядов, ценностей и приоритетов.

Другое преимущество — возможность изучения влияния на человека того или иного события. Данные собираются до и после него. Пример — образовательные мероприятия или изменения в экономике.

А что можно сказать о недостатках?

  1. Изучение требует больших затрат, как финансовых, так и в плане ресурсов (время, силы). Сложнее всего провести повторное исследование.
  2. Технические трудности. На каждом этапе собирают новую информацию, касающуюся испытуемых. При этом рассматриваются все события, которые произошли в жизни, берутся во внимание переезды и другие факторы. А после эти данные обрабатываются, анализируются и систематизируются.
  3. Результаты исследования могут проявиться через несколько лет. Но бывали случаи, когда они не проявлялись вовсе.
  4. Есть риск упустить из внимания некоторые события или перемены в жизни человека.

И еще один серьезный недостаток — испытуемые к концу исследования становятся недоступными. Они могут отказаться от участия, уехать, умереть. В этом случае база для сравнений сильно уменьшается, что ставит под сомнение точность лонгитюда в целом.

Эффект Хоторна

Эффект получил свое название благодаря компании Hawthorn Works, где в ходе исследований и был выявлен. В 1927-1932 годах приглашенный ученый Э. Мейо со своей командой изучал причины спада производительности в одном из цехов. Они учитывали несколько переменных, способных оказать подобное влияние, и пришли к неожиданному выводу о необходимости введения еще одной переменной — само участие в эксперименте.

Мысли о важности происходящего, ощущение сопричастности, повышенное внимание со стороны посторонних людей приводили к значительному улучшению производительности у сотрудниц компании даже тогда, когда не было иных объективных благоприятных обстоятельств.

Эффект Хоторна говорит о некоторых качественных изменениях изучаемого явления, обусловленных лишь самим фактом наблюдения, в частности, о положительных переменах в поведении людей при повышенном внимании к ним самим и их работе. Зная, что за ними наблюдают, они стремятся оправдать ожидания, стараются выглядеть лучше. Данный феномен символизирует существенное искажение результатов исследования по причине повышенного внимания к объекту изучения.

Беря во внимание перечисленные достоинства и недостатки, можно смело утверждать, что лонгитюдное исследование — это замечательный метод глубокого изучения динамики процессов психического развития, позволяющий в дальнейшем составлять прогнозы и разрабатывать программы психологической поддержки в кризисные периоды в жизни человека.

Примеры лонгитюдных исследований

Университет Мэдисона проводит самое длительное лонгитюдное исследование. Оно началось в 1957 году. Главная цель — изучить планы выпускников относительно карьерного роста, здоровья, взросления и т.д. Сейчас специалисты наблюдают и за участниками, и за их детьми.

Исследование в Новой Зеландии, по праву считается самым крупным из проведенных в пределах одной страны. В нем приняли участие более 8 500 студентов, которым оставалось учиться 1 год. Цель — понять, что определяет дальнейший успех выпускников. Опросы были 3 раза: в 2011, 2013 и 2016 году. Следующий предстоит в 2022.

Студенты стали участниками лонгитюдного исследования, посвященного образованию и будущей карьере, и в Великобритании (начало в 2008 году). Всего испытуемых около 130 000.

Литература

  • Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study.
    Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das [www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?cmd=Retrieve&db=PubMed&list_uids=248266&dopt=Abstract engl. Abstract dazu]. [www.channing.harvard.edu/nhs/publications/allpubs.shtml Liste der Einzel-Publikationen] aus der Studie (1978—2005)
  • Diekmann, Andreas (2006): Empirische Sozialforschung — Grundlagen, Methoden, Anwendungen.
    Rowohlt, Hamburg
  • Schneider, W.: Entwicklung von der Kindheit bis zum Erwachsenenalter: Befunde der Münchner Längsschnittstudie LOGIK
    . Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X
  • Schnell, R., Hill, P. B., Esser, E. (2005): Methoden der empirischen Sozialforschung. Oldenbourg, München
  • Schumann, Karl F. (2004): Diskussion — Sind Arbeitsbiographie und Straffälligkeit miteinander verknüpft? — Aufklärungen durch die Lebenslaufforschung in: MschrKrim 87. Jahrgang — Heft 3/4 — 2004, 222—243.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]