Лонгитюдный метод в психологии означает систематическое изучение одного объекта длительное время. И, как правило, по заранее продуманной программе, что позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие его личности.
Обычно лонгитюдный метод являлся противопоставлением методу срезов. Если в случае с методом срезов обычно идет разовое сопоставление результатов у группы людей, то работа лонгитюдного метода в психологии представлена немного иначе. По нему исследования ведутся длительное время и затрагивают одного человека или небольшую выборку людей. В отдельных случаях исследования могут длиться десятилетиями. В качестве примера подобных экспериментов можно привести опыт Арнольда Геззела, где было задействовано 165 детей, а сами исследования велись 12 лет.
Статьи по теме
- Что такое профессиональный стресс, его главные признаки и виды 29.08.2021
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя как главные критерии его работы 13.08.2021
- Какова роль самооценки в выборе профессии 13.08.2021
- От чего зависит успех в бизнесе и как его не потерять 12.07.2021
Что такое лонгитюдное исследование
Если сказать простыми словами, лонгитюдное исследование в психологии — это систематическое изучение объекта или группы объектов на протяжении длительного периода времени и по заранее подготовленной системе. За указанный период времени объекты могут поменять какие-то признаки и характеристики.
Такое наблюдение относится к методам возрастной психологии, поскольку предполагает изучение особенностей индивидов, которые входят в разные возрастные категории. И это главный признак лонгитюдного исследования.
Для наглядности приведем пример. Представьте себе отдельную фотографию и фотоальбом. В каком случае вы получите полную информацию о человеке, его жизни или ее определенном этапе? Естественно, рассматривая фотоальбомы. Так и с лонгитюдным методом.
Этот метод изучения человека или группы людей позволяет увидеть не только развитие группы, но и каждого отдельного испытуемого. При этом эффективность и содержательность результатов напрямую зависит от промежутка времени, на протяжении которого проводится исследование. Его, конечно, можно сократить, но для этого нужны веские аргументы.
Ключевые понятия
Чтобы обозначить общность людей в выборке по году рождения, используется такой термин, как «когорта». В соответствии с демографической характеристикой, это понятие означает определенную группу лиц, обозначенную в пределах географической или иной популяции, пережившую аналогичные события в заданный временной период. Переменная возраста представляет собой хронологическое количество лет на момент наблюдения. При анализе следует также уточнить понятие «период». Он обозначает время измерения и этап, который охватывается жизнью когорты, включающий общие для ее членов исторические события. Формально общность определяется так:
Когорта = Период измерения (календ. год) – возраст (число лет от рождения).
Цель лонгитюдных исследований
Главная цель лонгитюдного метода исследования — проследить историю развития одного или нескольких объектов, а также оценить влияние на них определенных событий. Наблюдения проводятся в течение длительного промежутка времени. Психологи анализируют и оценивают, как наступление тех или иных событий влияет на состояние экспериментальной группы. Для этого достаточно рассмотреть поведение испытуемых до события и после него.
Стоит отметить, что одновременно с лонгитюдным исследованием применяются и другие методы изучения. Речь идет о тестировании, психографии, наблюдении и т.д.
Гипотезы
На примере «Пути поколения» мы видим работу над гипотезой К. Мангейма.
По его мнению, в периоды исторических катаклизмов появляется т.н. «историческое поколение», которое отличается от предыдущих своей психологией, социальным опытом и является катализатором для существенного «скачка» в развитии общества.
Исследования Микка Титмы дали понять, что эта гипотеза если не является единственно верной.
В истории, может быть, случались прецеденты, когда политико-экономическая ситуация порождала радикально иное поколение, которое подрывало устои старого общества и строило новое. Однако, в данном конкретном случае, гипотезу доказать не удалось.
Исследователь проводит эксперимент на основании собственных догадок и умозрительных заключений. Подобные гипотезы называются каузальными.
Каузальная гипотеза — это предположение, о существовании причинно-следственной связи между явлениями.
Иначе говоря, исследователь выдвигает гипотезу о том, что фактор Х влияет на индивида Y и превращает его в индивида с измененной психикой Y1.
Соответственно, фиксируется изначальное состояние индивида Y и конечное состояние индивида Y1… Или все того же индивида Y, если фактор Х не произвел на него никакого значимого эффекта.
Лонгитюдное наблюдение ищет взаимосвязи между внешней и внутренней средой.
Каузальные гипотезы бывают разные. Вот некоторые их виды:
- гипотеза о развитии;
- гипотеза о длительных и отложенных влияниях эксперимента на индивида;
Проверка предположений на респондентах, при грамотной организации эксперимента, даёт понимание истинности или ложности гипотезы.
История и особенности лонгитюдного исследования
Метод лонгитюдного исследования был применен впервые его основоположниками Уильямом Штерн и А. Н. Гвоздевым, которые посвятили время изучению развития ребенка в обычной семье.
Изначально лонгитюд применялся как альтернатива методу поперечных срезов в детской и возрастной психологии. Позже его стали использовать в таких направлениях, как социология, инженерная психология, психология труда.
Лонгитюдные исследования активно проводятся как в России, так и в зарубежных странах. В России самым известным из них считается «Пути поколения», проводившееся с 1983 по 1999 год (руководитель М. Х. Титма). За рубежом лонгитюдом часто пользуется Национальное детское бюро Великобритании, изучающее развитие детей разных возрастных категорий.
Примечания
- ↑ 12345
- О. В. Терещенко [voluntary.ru/dictionary/568/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко., 2003 г.
- * [voluntary.ru/dictionary/570/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование (глоссарий к книге)] // Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
- [voluntary.ru/dictionary/581/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%DB%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%DF Лонгитюдное исследование] // О.Филатова. Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
[slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5./ Лонгитюдное исследование](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2066 дней)) // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
- [vocabulary.ru/dictionary/16/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] (Краткий словарь психологических терминов) // Морозов А. В. Управленческая психология. — М.:Академический проект, 2006. — 288 с. ISBN 5-8291-0670-1
- ↑ 12345
[voluntary.ru/dictionary/567/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование]//Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999.- [vocabulary.ru/dictionary/793/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование] // Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. Реана А. А. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. ISBN 5-93878-029-2
- ↑ 12
В. И. Слободчиков [vocabulary.ru/dictionary/892/word/%CB%EE%ED%E3%E8%F2%FE%E4%ED%EE%E5+%E8%F1%F1%EB%E5%E4%EE%E2%E0%ED%E8%E5 Лонгитюдное исследование] // Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с. [slovari.yandex.ru/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ копия](недоступная ссылка с 14-06-2016 (2066 дней)) - ↑ 123
[vocabulary.ru/dictionary/25/word/%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5+%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5 Лонгитюдное исследование] // Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин., Минск, Харвест, 1998, ISBN 985-433-167-9 - ↑ 12
[vocabulary.ru/dictionary/896/word/%CB%CE%CD%C3%C8%D2%DE%C4%CD%CE%C5+%C8%D1%D1%CB%C5%C4%CE%C2%C0%CD%C8%C5 Лонгитюдное исследование] // Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. — М.:Академический проект, 2005. — 848 с. ISBN 5-8291-0297-8, ISBN 5-8291-0506-3, ISBN 5-902357-25-X.
Способы и виды лонгитюдных исследований
Лонгитюдный метод исследования делится на виды в зависимости от его продолжительности, способа проведения и особенностей.
Итак, по длительности выделяют такие виды лонгитюда:
- Кратковременный. Используется для изучения личности в период времени, когда предполагается наличие сразу нескольких скачков развития.
- Долговременный. Это исследование, предполагающее изучение динамики в наиболее выдающиеся периоды развития. Пример — младенчество.
- Ускоренный. Это изучение объемных периодов развития за небольшой промежуток времени. Здесь проходит наблюдение за людьми из нескольких возрастных групп.
Способ проведения исследования делит лонгитюд на такие виды:
- Ретроспективный. Психолог или социолог рассматривает личность и ее отдельные характеристики в прошлом.
- Перспективный. Изучение индивида до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста.
- Сочетаемый. Предполагает соединение элементов ретроспективного изучения с перспективным.
Существуют и другие виды лонгитюдного исследования:
- Истинное. Это классический вариант. Цель наблюдения за человеком — узнать перспективы психического и психологического здоровья.
- Смешанное. Пересекается со срезовым методом, благодаря которому можно получить данные об объектах, схожих с изучаемым. Чаще всего применяется для исследования тающих групп, количество участников которых уменьшается с каждым этапом.
- Псевдолонгитюд. Предполагает определение нормы для всех возрастных групп. Для ее вычисления берут средние показатели каждого отдельного члена группы.
- Индивидуальное панельное исследование. Специалисты изучают испытуемых на протяжении определенного времени. Участники дают интервью.
- Панельные исследования домохозяйств. Это наблюдение за человеком, который является частью семьи. Рассматривается информация, касающаяся семьи в целом.
- Когорное. Цель изучения — проследить развитие когорты или людей определенной возрастной группы.
Также существуют исследования, объединяющие данные. Наглядный пример — перепись населения.
Взаимосвязь с эмпирическими наблюдениями
Проверка гипотез – ключевая задача, которую выполняет метод лонгитюдный. Однако, несмотря на это, выводы о развитии зачастую делаются в соответствии с результатами эмпирических наблюдений. Они осуществляются в рамках разнообразных психологических концепций с помощью срезового метода. Он позволяет обнаруживать связи нескольких статичных переменных, взятых в отдельный временной промежуток. Использование полученных выводов обуславливается наличием негласного предположения об эквивалентности выборок, через которые осуществляется сопоставление, а также исторических периодов для различных категорий испытуемых. Это зачастую приводит к игнорированию важного источника смешения, которому необходимо уделять особое внимание.
Лонгитюдные исследования в социологии
Помогают ответить на ряд социальных вопросов, а также провести анализ и оценку тех тем, в которых классические методы оказались неэффективными. Сюда относятся:
- изменения в обществе;
- уровень бедности;
- изменения на рынке труда;
- скачки социального настроения;
- влияние безработицы на психическое здоровье человека;
- влияние бедности на дальнейшую жизнь ребенка.
Также специалисты изучают реакцию общества на какие-то внедряемые государством политические и экономические меры. Они рассматривают его состояние до и после внедрения.
Лонгитюдные исследования в психологии
В психологии лонгитюдное исследование позволяет проанализировать такие моменты:
- влияние семьи на ребенка;
- роль школьного образования в воспитании;
- эффективность образовательных мероприятий;
- влияние на будущее детей развода родителей и жизнь в неполной семье.
Также в процессе изучения рассматриваются характеристики и состояние людей, которые часто теряют работу. Задача психолога в этом случае — понять, что осложняет процесс поиска работы.
Следствия
Линейная зависимость приводит к тому, что в ходе контроля любых двух показателей осуществляется управление и третьей переменной. Если при исследовании используется метод срезов, выборка людей имеет также общую «историю», но она отличается для участников лонгитюда срезов и секций. Это приводит к смешению фактора социальных обстоятельств и возраста. В этой связи, при выполнении срезовых сопоставлений параметров людей различного возраста, выявленные отличия между более зрелыми и молодыми испытуемыми могут выражать не линию развития основного процесса, а эффекты когорты. Использование лонгитюдного метода с множественными последовательными измерениями может способствовать обнаружению результатов, не заданных в качестве предмета исследования, а следствий воздействия социальных обстоятельств, как исторического этапа, специфичного для данной выборки.
Преимущества и недостатки лонгитюдного метода
Как и любое другое исследование, лонгитюд имеет плюсы и минусы. К преимуществам относится возможность продолжительное время наблюдать за развитием одних и тех же людей, видеть изменения, происходящие в жизни. Причем эти изменения касаются не только физического состояния, но и взглядов, ценностей и приоритетов.
Другое преимущество — возможность изучения влияния на человека того или иного события. Данные собираются до и после него. Пример — образовательные мероприятия или изменения в экономике.
А что можно сказать о недостатках?
- Изучение требует больших затрат, как финансовых, так и в плане ресурсов (время, силы). Сложнее всего провести повторное исследование.
- Технические трудности. На каждом этапе собирают новую информацию, касающуюся испытуемых. При этом рассматриваются все события, которые произошли в жизни, берутся во внимание переезды и другие факторы. А после эти данные обрабатываются, анализируются и систематизируются.
- Результаты исследования могут проявиться через несколько лет. Но бывали случаи, когда они не проявлялись вовсе.
- Есть риск упустить из внимания некоторые события или перемены в жизни человека.
И еще один серьезный недостаток — испытуемые к концу исследования становятся недоступными. Они могут отказаться от участия, уехать, умереть. В этом случае база для сравнений сильно уменьшается, что ставит под сомнение точность лонгитюда в целом.
Эффект Хоторна
Эффект получил свое название благодаря компании Hawthorn Works, где в ходе исследований и был выявлен. В 1927-1932 годах приглашенный ученый Э. Мейо со своей командой изучал причины спада производительности в одном из цехов. Они учитывали несколько переменных, способных оказать подобное влияние, и пришли к неожиданному выводу о необходимости введения еще одной переменной — само участие в эксперименте.
Мысли о важности происходящего, ощущение сопричастности, повышенное внимание со стороны посторонних людей приводили к значительному улучшению производительности у сотрудниц компании даже тогда, когда не было иных объективных благоприятных обстоятельств.
Эффект Хоторна говорит о некоторых качественных изменениях изучаемого явления, обусловленных лишь самим фактом наблюдения, в частности, о положительных переменах в поведении людей при повышенном внимании к ним самим и их работе. Зная, что за ними наблюдают, они стремятся оправдать ожидания, стараются выглядеть лучше. Данный феномен символизирует существенное искажение результатов исследования по причине повышенного внимания к объекту изучения.
Беря во внимание перечисленные достоинства и недостатки, можно смело утверждать, что лонгитюдное исследование — это замечательный метод глубокого изучения динамики процессов психического развития, позволяющий в дальнейшем составлять прогнозы и разрабатывать программы психологической поддержки в кризисные периоды в жизни человека.
Примеры лонгитюдных исследований
Университет Мэдисона проводит самое длительное лонгитюдное исследование. Оно началось в 1957 году. Главная цель — изучить планы выпускников относительно карьерного роста, здоровья, взросления и т.д. Сейчас специалисты наблюдают и за участниками, и за их детьми.
Исследование в Новой Зеландии, по праву считается самым крупным из проведенных в пределах одной страны. В нем приняли участие более 8 500 студентов, которым оставалось учиться 1 год. Цель — понять, что определяет дальнейший успех выпускников. Опросы были 3 раза: в 2011, 2013 и 2016 году. Следующий предстоит в 2022.
Студенты стали участниками лонгитюдного исследования, посвященного образованию и будущей карьере, и в Великобритании (начало в 2008 году). Всего испытуемых около 130 000.
Литература
- Belanger CF, Hennekens CH, Rosner B, Speizer FE (1978): The Nurses’ Health Study.
Am J Nurs 1978;78:1039-40. (Die erste Publikation zur Studie. Das [www.ncbi.nlm.nih.gov/entrez/query.fcgi?cmd=Retrieve&db=PubMed&list_uids=248266&dopt=Abstract engl. Abstract dazu]. [www.channing.harvard.edu/nhs/publications/allpubs.shtml Liste der Einzel-Publikationen] aus der Studie (1978—2005)
Rowohlt, Hamburg
. Beltz Psychologie Verlags Union 2008. ISBN 3-621-27605-X