КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Духовный мир личности. Мировоззрение.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.


На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Человеческие чувства и эмоции

Важной частью внутреннего мира человека являются его многообразные чувства и эмоции. Эмоция – это некоторое возбуждение, кратковременная взволнованность психики, которая возникает в результате соприкосновения индивида с внутренними или внешними раздражителями. Основными видами эмоций являются: радость, печаль, восторг, отвращение, интерес, гнев, удивление, стыд, страх.

Ежедневно люди испытывают десятки и даже сотни эмоций, в результате внешних или внутренних событий происходящих в их жизни. Внешним событием может быть встреча друга, длительное ожидание в очереди, просмотр кино и прочие. Внутренние события распознать сложнее, однако они также способны вызывать разнообразные виды эмоций у человека. К примеру, индивид вспомнил о смерти родственника и мгновенно испытал уныние, боль, страх, гнев. Затем он подумал о своей работе и ощутил отвращение, замечтался о предстоящем отпуске и испытал радость.

Чувства, в отличие от эмоций — это длительные переживания, устойчивые совокупности эмоциональных связей, привязанных к тому или иному объекту. Чаще всего чувства проявляются по отношению к отдельным людям, группам людей или даже всему обществу. Однако чувства могут проявляться и к неодушевленным предметам: привязанность к мобильному телефону, любовь к деньгам, ненависть к троллейбусам.

Чувства условно подразделяют на несколько отдельных категорий:

  1. Нравственные чувства – они направлены на принесение пользы обществу, на достижение взаимопонимания между людьми. К ним относят долг и совесть, доброжелательность, милосердие, чувство справедливости. Нравственные чувства человекаоцениваются социумом как положительные, одобряются большинством людей в обществе.
  2. Безнравственные чувства – совокупность негативных эмоций, направленных на отдельную личность, группу людей или общество. К ним обычно относят зависть, ненависть, жадность, недоброжелательность.
  3. Интеллектуальные чувства — проявляются в процессе познавательной деятельности людей: это удивление от неожиданно найденного решения, удовлетворение от проделанной работы, сомнение в достоверности данных.
  4. Эстетические чувства –переживаются человеком в процессе его соприкосновения с прекрасными или безобразными явлениями окружающего мира.

Все виды эмоций и чувств человека оказывают влияние на его поведение, привычки и характер.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Жизненная энергия

⠀⠀Чтобы Дух воплотился в тело, он должен иметь жизненную силу. Когда Дух идет на воплощение, ему дается жизненная энергия из божественного источника – от Бога. Жизненная энергия – это энергия Света и Любви. Объем или количество жизненной энергии определяют для него духовные консультанты Наставники. Дух соглашается на этот шаг по праву свободы воли или не соглашается. Нет согласия – нет воплощения на Земле в материальном мире.

⠀⠀Кто творит зло и разрушение – не осознает наличие Божественной энергии Света в нем. Потеряно осознание связи с Богом. Мы все – лучи Света Бога, его энергии. Бог, как энергия, непрерывно присутствует на Земле. Ограничивающие убеждения в разуме не дают осознать человеку, что он есть Луч Божественной Энергии.

⠀⠀Если человек осознает, что духовная энергия Духа, воплотившегося на Земле в материальном мире, получена им от Бога, то начинает ощущать это, как слияние с Богом. Когда ты входишь в энергию Света Бога, ты ощущаешь себя беЗсмертным существом. Тогда человек говорит: «Я есть Свет, я есть Бог».

⠀⠀Если человек полон Любви, он не нуждается ни в каких заповедях. Без воспитания в себе Любви, без внутреннего Света в душе, все религиозные ритуалы и молитвы, жертвы, пожертвования и даже сама смерть ради веры – не является ценностью.

⠀⠀Слова Иисуса Христа «Я есть Путь, Истина и Жизнь и никто не приходит к Отцу, кроме как через меня» сказаны им о себе самом, ибо он находился в состоянии слияния со Светом Бога. Не приходит к Отцу – значит не приходит к осознанию слияния с Отцом тот, кто не идет путем Света. Человек должен быть добродетельным, потому что добродетельность является истинной его природой.

⠀⠀Христиане, не имеющие Света в Душе, не имеющие собственного опыта Света, понимают и трактуют это выражение так: все должны верить в Иисуса Христа, как в Бога, чтобы быть с Богом. Уже ранние христиане создали превратный образ Христа, не просто исказив его учение и величие, но трансформировав внутреннее во внешнее — Бог, присутствующий в глубине Духа человеческого, был объявлен Богом во плоти, которому надо поклонятся. Генетический отец Иисуса был с планеты Бурхад.

⠀⠀Таким образом, происходит разделение на уровне эгрегоров: с одной стороны возносятся молитвы к Иисусу Христу, с другой стороны, христиане отказывают в Любви всем, не идущим путем Христа.

⠀⠀Его слова относятся к последователям любой религиозной системы. Чтение религиозной литературы, обряды и молитвы, без вкладывания туда своих чувств, эмоций и светлых мыслей Любви к людям, не приводят к духовному опыту. Это уводит в сторону от Света Бога и реального духовного соприкосновения с Богом не принесет. Любовь – жизненная энергия развития человека.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Что такое духовность для человека

Что же такое духовность и как это объяснить простыми словами? Рассматривая каждую религию, где речь идет о духовном состоянии человека, то мы можем заметить, что многие понимания могут отличаться друг от друга, а в некоторых случаях даже противоречат своим «конкурентным сообществам». Здесь могут отличаться моральные принципы или другие качества, которые принято считать за правило в определенной стране или вероисповедании.


Необходимо провести большую работу над собой, чтобы духовный мир человека был сильным и крепким на протяжении всей сознательной жизни

Но, как уже было сказано выше, необходимо отобрать самое лучшее из всех учений и толкований. Нужно учитывать, что наш мир настолько разнообразен, что понимание добра и зла относительно.

Все вероисповедания настроены на то, чтобы сдерживать отрицательные чувства человечества. Везде говорится о смирении и покорности. Но это никак не сделает человека сильнее или умнее. Фундаментальные каноны и заповеди всех религий, направлены также на то, чтобы каждый мог выбирать для себя те основные принципы и закономерности, которые смогут привести нас к пониманию высшего разума.

Это не связано с материальными ценностями или благами народов, а простейшие инстинктивные побуждения, что приводят каждого живущего на земле человека, к состоянию умиротворенности и блаженства.

Их основная задача сделать этот мир как можно добрее и справедливее, чтобы все живые существа жили в гармонии друг с другом и взаимодействовали со всеми природными процессами.

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Для чего нужно духовное развитие

Люди должны чаще радоваться и испытывать чувства восторга, чтобы получить максимальную отдачу за все совершенные действия, чувствовать превосходство, и быть открытым к новым возможностям. Не стоит пренебрегать окружающими вас людьми.

Если часто поступать плохо, постоянно злиться и жаловаться на жизнь вероятность получить удовольствие снижается к нулевой отметке. Такие люди не чувствуют гармонии с окружающим миром, они все чаще замыкаются в себе, а потом становятся заложниками собственных чувств с негативным окрасом. (Смотрите таблицу чувств и эмоций ). Скорее всего, такой человек не сможет испытывать настоящего счастья.


Духовное развитие очень важный этап жизненного пути. Человек, у которого нет желания совершенствоваться обречен на постоянные муки и страдания. Обычно такие люди не могут добиться никакого успеха, и начинают сеять ненависть в окружающий мир

Духовное развитие дает превосходный шанс, чтобы ощутить большее количество положительных эмоций и просто радоваться жизни каждый день. Начиная путь просветления, каждый человек должен очистить себя от всех негативных затей и дурных помыслов. Внутренний мир позитивного человека позволяет получать вдохновение от всего, что происходит вокруг него. Благодаря духовному развитию, каждый из нас может создавать невероятные условия для собственной жизни, а так же для всех окружающих.

Духовность – это не просто слово, а настоящий образ жизни. Все действия должны быть направлены на благие цели. Побуждать человека к поступкам, которые приносят, положительный и полезный результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]