Житейская и научная — два направления психологии для лучшего понимания человека


Человеческая душа была предметом изучения с древнейших времен. Великие мыслители античности изучали поведение и реакции людей, но обыватели тоже делали свои выводы. Они трансформировались в поговорки и пословицы, сказки и предания с глубоким смыслом. Их изучение дает понимание, что такое житейская психология

.

Личный опыт, верования, мировосприятие — основа житейской философии. Она формируется в процессе наблюдения за поведением других людей, а также в попытке сделать вывод о его причинах и закономерностях. Житейская философия стала базой для формирования психологической науки, которая оформилась в отдельную отрасль только в конце 19 столетия.

Что такое житейская психология

Понятие “житейская психология” часто ставится в один ряд с мудростью и богатым опытом. Когда человек говорит о том, что он сам себе психолог, то он опирается на умозаключения и факты, полученные в результате собственных действий, а также на опыт, накопленный другими людьми на протяжении многих поколений. Этот опыт передается через:

  • традиции;
  • верования;
  • изречения, пословицы, поговорки;
  • притчи.

Знания

о жизни, о тех сложностях и победах, с которыми пришлось столкнуться другим людям, позволяет понять, как в большинстве случаев действовали и какие результаты они получали. Такое понимание может быть очень практичным в некоторых ситуациях.

При этом житейская психология дает иллюзию, что опираясь на накопленный другими опыт, можно правильно выстроить стратегию собственной жизни. На самом деле, чужой житейский

опыт не всегда применим к конкретной ситуации. Приемы, которые эффективны для одного человека, могут не подойти другому.

Знания житейской психологии помогает общаться с родными, друзьями, посторонними людьми в обыденной

жизни. Но, если человек не знаком с закономерностями функционирования психики, то он может испытывать дискомфорт и сталкиваться со сложными ситуациями в коммуникации.

В житейской психологии все выводы строятся на основе размышлений о конкретной ситуации. Обычно эти выводы очень поверхностные, поскольку кажется, что причина происходящего очень проста. Так, в “мудрых” пословицах утверждается, что:

  • сор из избы не выносят;
  • не зная броду — не лезут в воду;
  • молчание — золото;
  • скромность — украшение.

Критическое рассмотрение справедливости этих утверждений показывает, что для сегодняшней жизни они не актуальны. Подобные установки были сформированы еще в древние времена под влиянием ярких психических проявлений. На них повлияли:

  • эмоциональные состояния — аффекты, страх, фрустрация, тревога;
  • личностные характеристики — высокая или низкая степень стрессоустойчивости, трудолюбие, сопосбнсоть опираться на собственные силы, првдивость или лживость, эгоцентризм или альтруизм.

В житейской психологии нет системности, поскольку в ней отражаются и объясняются только отдельные грани жизни людей. Это объясняется тем, что формирование взглядов на жизнь происходило в условиях отсутствия адекватных методов изучения действительности.

Житейская психология может соответствовать узким запросам определенного сообщества, привязанного к месту или связанного родственными узами. Выработанная на основе личного опыта, она всегда практична и дает ответ на вопрос о том, как поступить в той или иной ситуации. Но для универсального применения большим количеством людей жизненная психология неэффективна.

Житейские психологические знания интуитивны. Научные — рациональны и осознанны

Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.

Ситуация

История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»

Житейская психология

Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.

Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.

Научная психология

Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной

психологии на передний план выходят:

  • общие закономерности;
  • факты, подтвержденные эмпирическим путем;
  • разработка методов исследования;
  • анализ результатов.

Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические

процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все
познания
и методы, применяемые в работе психолога:

  • четко структурированы;
  • рациональны;
  • основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.

Задача психолога в работе с клиентом или группой людей — придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.

Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.

Обыденное или житейское знание

Обыденное или житейское знание основывается на ежедневном опыте. Оно находится в полном согласии со здравым смыслом и по многим направлением с ним совпадает. Обыденное знание подразумевает утверждение и описание фактов. Сфера обыденного постоянно расширяется, это происходит волнообразно за счёт неравномерного развития науки, философии, искусства, посредством расширения круга известных фактов. Житейское знание имеет особый смысл на фоне того, что оно является основой для всех остальных знаний. Именно поэтому не стоит уменьшать его роль в обществе и бытие человека.

Различия житейской и научной психологии

Хотя житейская и научная психология тесно связаны, они имеют и различия. Оба направления нацелены на максимально глубокое понимание психики человека, процессов и явлений, вызванных разными психическими состояниями.

Очень четко выделила отличия

двух психологических направлений Юлия Гиппенрейтер.

  1. Житейская психология оперирует конкретными знаниями, научная — закономерностями.

Для решения конкретной проблемы в житейской психологии человек обращается за советам к другим людям, выслушивает разные мнения и принимает решение. К реальным положительным изменения такая стратегия приводит очень редко — каждый из советчиков, высказываясь по поводу запроса, опирается на свой собственный опыт, но он зачастую не подходит другому человеку.

Если же обратиться к психологу, работающему на научной основе, то поиском решения занимается сам человек, который нуждается в этом. Психолог не советует и не указывает, как поступить. Он выслушивает, выявляет причины затруднений, помогает увидеть проблемную ситуацию в новом ракурсе, опираясь на знания о закономерностях психических процессов задает вопросы, которые позволяют найти оптимальное решение.

  1. База житейской психологии — обыденный опыт, научной — эксперименты.

Ежедневные события заставляют человека ограничиться наблюдениями и поиском ответа на вопрос: “Как действовать, чтобы добиться цели?”. В научном подходе применяется другая схема. Она включает экспериментальное исследование, теорию и практику. Для решения запросов клиентов научные психологи применяют методы с доказанной экспериментальным способом эффективностью.

Например, человеку доставляет большой дискомфорт то, что, разговаривая с более взрослыми коллегами, он краснеет, смущается, опускает глаза. Житейская психология в такой ситуации советует во время общения смотреть между бровей собеседника, а не прямо в глаза. Научная психология помогает найти причину такого поведения, выявляет истоки подобной реакции, учит, как справляться с собственными эмоциями, определять и грамотно использовать собственные ресурсы для эффективного взаимодействия.

  1. Основное
    отличие житейской психологии в том, что базой для нее является интуиция, для научной — осознанность и рационализм.

Интуиция — это способность обрабатывать информацию неосознанно, не прибегая к логическим размышлениям и доказательствам. Если в житейской психологии выводы строятся на интуиции, то в научной этот феномен тоже может использоваться. При этом психологи всегда проверяют интуитивные догадки экспериментальным методом, проводят анализ

полученных результатов, ищут логические связи.

  1. Знания в научной психологии передаются путем формирования базы терминов, использования их в специальной литературе. В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена.

Кратко

объяснить это отличие можно, если вспомнить, как передается “жизненный опыт”.
Соотношение
знаний, которыми представители старших поколений могут поделиться с младшими, намного меньше чем тот объем, которым младшие овладевают во время учебы. Научные знания накапливаются в виде четких терминов, определение, законов. Передаются они через научную литературу.

  1. Базой для научных знаний является большой объем фактического материала. Ни один человек не обладает таким большим объемом материала, как наука.

Все нюансы, которые отличают житейскую психологию от научно

й, не ставят эти два направления в оппозицию друг к другу. Житейская психология обладает большим потенциалом, но проблема заключается в том, что информация от других людей (в виде советов, рекомендаций) эффективна только для них и часто не подходит к ситуациям, в которых оказываются другие люди. Важность житейской психологии в том, что она, как и научная, может заставить задуматься, переосмыслить психические явления и события.

Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности

Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.

Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.

Ситуация

Молодая мать жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.

Житейская психология

«Ты этого так не оставляй, — дает соседка универсальный совет. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал — так отца боится».

Научная психология

Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения — теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)

Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.

Сходство научного и житейского направления психологии

Житейская и научная психология

схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих .

Основные характеристики,

отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:

  • используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
  • выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
  • психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности.

Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы.

Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, у

никальные характеристики личности.

Оба направления — житейская и научная психология, — дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей.

Ирина Шербул

Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная — на экспериментальные методы

В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.

Ситуация

Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»

Житейская психология

Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.

Научная психология

Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и стал подчиненный.

Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.

Особенности

Ученье о внутренней составляющей человека в качестве некой формы житейского знания зародилась давно, практически одновременно с зарождением человеческого социума. Накопление жизненного багажа знаний и повседневного опыта в последующем стало фундаментом для зарождения науки психология, опирающейся на научные факты.

Таким образом, житейская психология являет собой знания, накапливаемые в процессах бытия и используемые в жизнедеятельности. Она включает досужие рассуждения, людские наблюдения, личные умозаключения касательно определённой ситуации. Например, малыши прекрасно умеют манипулировать близкими взрослыми, но подобные действия не срабатывают с чужими людьми.

Ниже приведены особенности житейской психологии:

– иррациональность выводов (практически всегда заключения совершаются людьми интуитивно);

– ограниченность и ошибочность обобщения (часто люди ошибочно все подобные обстоятельства сводят к одной типичной ситуации, например, если человек одевается неформально, то его автоматически бабушки, отдыхающие под подъездами, относят к преступным элементам);

– убеждения основываются на субъективных переживаниях, страхах;

– суждения обусловлены слухами, настроениями, модой;

– знания основываются на случайности обстоятельств, размышлениях;

– недостаточность культурного уровня рассматриваемого варианта психологии, приземлённость суждений нередко с примесями суеверий.

Ещё одна характеристика житейской психологии заключается в подаче людьми своих «открытий» в качестве истины. Люди обычно убеждены в собственной правоте, считая себя лучшими психологами, грамотными учителями, сведущими наставниками. Ярчайшим примером этому служат блогеры либо известные ведущие популярных «мыльных» телепередач. Они подают информацию не в качестве личных измышлений, а в качестве единого и непреложного факта. Они убеждены в собственной правоте, хотя их знания поверхностны, а умозаключения базируются исключительно на собственном опыте, который всегда субъективен, поэтому информация, которую они несут в массы, не может служить ориентиром либо поведенческим паттерном для всех людей.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

1.1.житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с

другими людьми. Эти знания обычно называют
житейской психологией.
Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

1.2.психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина,

1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

1.3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

1.4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

1.5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин,

1995).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]