Тест в формате ЕГЭ по обществознанию на тему «Человек»


Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

  • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
  • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
  • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Сознательная деятельность человека

Лекция по психологии Читать далее: Восприятие

2. Сознательная деятельность человека

Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими поколениями.

3. Психологическая характеристика сознания

Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других психических явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек никогда не смог бы даже представить что у него есть психика. Таким образом, психологическая характеристика включает в себя ощущение человеком себя, познающим субъектом. Это означает, что человек осознает себя, как отделенное от мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Человек осознает эти знания, может сформулировать их, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку, хранить эти знания, воспроизводить, работать с ними, как с особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется. Вторая характеристика сознания – тесная взаимосвязь сознания с волей. Представить действительно отсутствие в данный момент или вовсе не существование в данный момент человек может только произвольно. Третья черта – способность сознания к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом информацией люди выделяют в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

4. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная деятельность людей. Она требует общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание продукта, который всеми участниками деятельности осознается как цель их сотрудничества. Эта цель должна быть определена и выражена в слове. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и его содержание должны получить общее значения для пользующихся ими людей. Это впервые происходит в совместной деятельности, получив всеобщее значение слово проникает в индивидуальное сознание, в начале своего развития сознание человека направлено на познание внешнего мира. Человек осознает, что находится в него его, с помощью данных ему природой органов чувств. Он видит, воспринимает, отражает этот мир как отделенный от него и существенно независимый от него. Такая последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

5. Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное. Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он относил к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности, в которых человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки, описки, ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений проявления бессознательности – представления связанные с восприятием, памятью и воображением.

Познавательная сфера личности

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Память

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

1. Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире, они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем. Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 – начала 20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств (рецепторы) пассивно отвечают на воздействующие раздражители и соответственно ощущения, с этой точки зрения ощущения являются пассивным процессом. Рефлекторная теория считает, что ощущение это активный процесс – основное положение этой теории заключается в следующем – в состав каждого ощущения входит движение. Сложные ощущения не возможны без активного движения, примером сложного ощущения может быть ощупывание предмета с закрытыми глазами.

Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность – определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4) Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха min порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение движения крыла мухи при падении с высоты 1 см).
Лекция по психологии Читать далее: Восприятие

Информация о работе «Лекция по психологии»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 29319 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

Похожие работы

Психологический анализ лекций по психологии

26130

0

0

… когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых. [1] 2.2 Психологический анализ лекций После проведения лекции, если это требуется, лектором может проводится психологический анализ лекции по следующей схеме: 1.Классификация лекций …

Методика подготовки и чтения лекций по психологии

28283

0

0

… начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами. Выработка индивидуальной манеры чтения лекции — исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать …

Преподавание истории психологии

63423

0

0

… обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли. Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции – через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии. …

Психология

484623

0

0

… жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 7) является наследуемым. В психологии продолжается разработка реализующих психодинамические особенности темперамента физиологических, биологических основ. Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует …

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

  • комбинировать уже существующие знаний;
  • создавать новые образы в сознании (воображение);
  • создавать яркие, сильные представления (фантазия);
  • получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Что такое сознательность?

Сознательность – это осознанная ответственность за все сферы своей жизни, как внешней, так и внутренней. Это очень просто понять, если представить себе образ сознательного и несознательного человека. Чем они отличаются? Сознательный человек понимает, что он делает и какие последствия несут его дела, тогда как несознательный человек не осознаёт ни последствий, ни того, чем он занимается.
Для сознательного человека жизнь представляет собой структурированный и понятный поток. Он понимает своё место в нём и свой путь, по которому ему предстоит идти. Сознательность позволяет человеку воспринимать реальность такой, какая она есть. Без иллюзий, без розовых очков и прочих искажающих реальное восприятие мира факторов. Сознательность даёт человеку понимать границы дозволенного и недозволенного.

Несознательный человек перекладывает всю ответственность на других. Для такого человека вина в его проблемах и проблемах общества лежит на ком-то другом: на соседе, друге, жене, правителе. Кто-то виноват в отличие от него самого. Однако бытует авторитетное мнение, что в подавляющем большинстве своих бед виноват сам человек. Конечно, мы киваем головой, когда слышим это, с этим сложно поспорить человеку, у которого есть хоть небольшая толика разума. И, всё же, даже понимание этого принципа не гарантирует нам полную сознательность.

Сознательность приобретается по мере зрелости человека, по мере роста и укрепления его внутреннего стержня и познания себя. Очевидно, что только ребёнок переносит всю ответственность на других, мол, это не он, просто весь мир так живёт. Рассматривая наше общество с точки зрения сознательности, мы живём в обществе детей, которые не несут ответственность за свои дела, поступки и образ жизни. Если у них что-то получается – они молодцы, а если не получается – всегда найдется виноватый.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]