Что такое социализация?
Социализация — это адаптация человека к социальной роли в обществе. Разберём подробно, что такое социализация личности, с точки зрения приспособления индивида, к условиям жизни.
Личностная социализация – это в психологии чрезвычайно популярная тема. Социальные психологи изучают взаимосвязь личности и социума. Они наблюдают, как адаптируется человек в условиях установленных правил, ценностей и ориентаций в обществе. Когда люди интегрируются в социальную структуру, они меняются сам и меняют саму структуру.
Термин «социализация» в близком к современному значению, в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) ввёл американский психолог Ф. Гиддингс. Согласно теории Гиддингса, под социализацией можно понимать процесс развития и подготовки «человеческого материала» к жизни в социуме. Активно проблемы социализации начали изучать в 30-е годы прошлого века. Ещё в середине двадцатого века социализацию считали лишь междисциплинарной областью науки. Сегодня социальная психология — это популярное направление в человекознании.
Термин «социализация» не всегда истолковывается однозначно. Например, Зигмунд Фрейд полагал, что человек движим своими желаниями и рефлексами. Последователи учения Фрейда склонны считать социализацию исключительно приспособлением врождённых поведенческих установок к условиям жизни в социуме.
Под социализацией понимается процесс, при котором человек по мере знакомства с общественными правилами и традициями интегрируется в общество. Социализация рассматривается как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает определённый социальный опыт и входит в среду. С другой, человек своей деятельностью влияет на социальную среду, в которую входит.
Процесс социализации зависит от множества факторов: окружающих людей (их возраст, интеллектуальный уровень и пр.), собственного опыта человека, особенностей «среды обитания», воспитания, культуры.
Процесс социализации проходит одновременно с формированием личности. Социализация индивида является важной составляющей его благополучия и нормальной жизни в социуме.
Какой бывает социализация человека: формы
Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные.
- Ненаправленная. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги.
- Направленная. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе.
Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека.
Виды социализации личности
Рассмотрим, какая бывает социализация на примерах самых распространённых видов.
1. Первичная социализация.
Первичная социализация начинается с первых минут жизни человека и длится до наступления зрелости. Первичная социализация – это основа для формирования взаимосвязи человека и общества.
Разновидности первичной социализации — воспитание, детские игры, учёба в школе и вузе, получение специальности. Начальная социализация во многом зависит от семьи, где ребёнок начинает получать свои первые знания про всё, что его окружает, и где этому «окружению» даются определённые оценки.
Зарубежные исследования выявили, что дети, родители которых относились к ним с теплотой и пониманием, при этом контролировали их поведение, во взрослой жизни становились любознательными, дружелюбными и отличались высоким уровнем уверенности в себе, зрелости и независимости.
Воспитание фактически отождествляется с социализацией. Ребёнок очень восприимчив к установкам, принятым в семье. В большинстве случаев родители являются образцами и учителями для детей в области взаимоотношений между людьми. Дети усваивают принятые родителями ценностные ориентации. У маленького члена семьи формируется «сигнальная наследственность» — стереотипы поведения через подражание взрослым. В большинстве случаев дети следуют принятым в семье нормам и правилам, принимают семейные ценности и выражают существующие «семейные» оценки различным событиям. Обычно такие «вложенные» стереотипы очень устойчивы.
Поведение родителей определяет отношение человека к окружающей действительности. Если в семье негативно относятся к какому-то общественному явлению или событию, ребёнок проецирует это мнение. Например, отец мальчика крайне негативно, с агрессией и осуждением относится к представителям сексуальных меньшинств. Отец старается привить сыну максимальную брутальность, воспитать его сильным и мужественным. Скорее всего, сын такого человека будет следовать вектору воспитания и будет иметь те же установки, что его отец. Однако, и в таких ситуациях случаются исключения. При определённых обстоятельствах в семьях с нетерпимостью к однополой любви дети становятся представителями сексуальных меньшинств.
Психологи считают, что интенсивнее всего социализация проходит в детстве и в юные годы. В этот период происходит усваивание базовых ценностных ориентаций. При первичной социализации дети обучаются тому, как себя вести, общаться, действовать, реагировать на разные ситуации. У ребёнка на этом этапе формируются стыд и чувство вины, связанные с реакцией других людей.
Первичная социализация зависит от образовательного учреждения и организации в нём воспитательного процесса. Взаимоотношения, принятые в школе или дошкольном образовательном учреждении, становятся факторами социализации ребёнка.
Если воспитательная среда учитывает уровень активности ребёнка и способна удовлетворить эти потребности, то это способствует развитию и позитивной социализации. Если активного малыша воспитатели в детском саду заставляют «успокоиться и сидеть ровно», то гармоничного формирования личности не будет. Ребёнок, активность которого подавили, может сформироваться в социально неадаптированную тревожную личность.
При первичной социализации человек включается в социальные отношения, одновременно происходит развитие его психики. Если ребёнок лишён опыта социального взаимодействия с другими людьми, это негативно отражается на формировании личности.
Если у ребёнка не сформированы в нужном объёме социальные навыки и умения, то это называется социальная запущенность. Вспомним так называемых «детей — маугли», которые воспитывались животными. Такие дети не умели говорить, сидеть, есть за столом, одеваться, мыться. Когда их возвращают в человеческий социум, начинается долгий процесс адаптации, длительное время дети продолжают вести себя, как раньше. Чем раньше обнаружена социальная запущенность, тем легче всё изменить и вернуть человека в социум, в нормальную жизнь в обществе.
2. Вторичная социализация многим известна под другим названием — ресоциализация. Легко понять, что такое ресоциализация, если разобраться, как сформировалось слово. Первая часть «ре» — в переводе с латинского означает «повтор, заново», отсюда ресоциализация представляет собой процесс приспособления человека к новым условиям. На этом этапе происходят изменения, адаптирующие человека к новым условиям.
Ярким примером ресоциализации является эмиграция — переезд человека в другую страну, где обычаи, традиции, политические и экономические иные, чем в том месте, где человек жил ранее. Происходит ослабление связей или разрыв с прошлой жизнью. Меняются привычные условия жизни. Человек подвергается воздействию новых концепций, появляется необходимость изучить особенности нового уклада жизни и интегрироваться в новый социум. Бывает, что людям в эмиграции не удаётся завершить процесс социализации, и человек живёт с чувством, что он здесь «чужой».
Детские психологи выделяют ресоциализацию, когда ребёнок попадает в семью из детского дома. В семье все потребности и желания ребёнка удовлетворяются быстро, в то время как раньше приходилось ждать своей очереди. В подобных случаях ресоциализация проходит резко, и не всегда гладко и безболезненно. Именно поэтому так важна психологическая подготовка родителей, желающих взять ребёнка из детского дома.
Вторичная социализация, когда люди переходят в другую группу, социум, общество, является самой сложной. При вторичной социализации возникают многие психологические проблемы, их решением занимаются специалисты.
Ресоциализация осуждённых – это социальная адаптация человека после освобождения из мест заключения, основная цель — минимизировать негативные последствия изоляции.
Большой юридический словарь называет ресоциализацию процессом повторного «вживания» осуждённого в систему ценностей, существующую в обществе.
Ресоциализация осуждённых — это восстановление связи «человек — общество», налаживание контактов, облегчение вхождения в социум. Для ресоциализации осуждённого необходимо изменение его психологии и мировоззрения и согласие общества его принять. Считается, что главным источником ресоциализации для освободившегося осуждённого является его семья. Именно поэтому в группу риска попадают отбывшие срок заключённые, утратившие семью и родственные отношения.
Ресоциализация осуждённых по закону начинается задолго до освобождения. В местах заключения для исправления и предупреждения совершения ими повторных преступлений применяется «исправительное воздействие» — режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общественное воздействие, профессиональное обучение и получение образования. Как показывает статистика, преступники, которые во время пребывания в местах заключения получили высшее образование, в пять раз реже совершают повторные преступления после освобождения.
Следует не путать понятия реабилитация и ресоциализация осуждённых. Реабилитация — это восстановление человека в правах. Ресоциализация — это процесс приспособления личности к социальной среде. Нужно различать понятия — десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это отвыкание от старых норм, правил поведения, общественных ролей и ценностей. При ресоциализации происходит следующий этап принятия и усвоения новых норм и ценностей взамен старых.
Вторичная социализация – это непрекращающийся процесс, в ходе которого старые жизненные установки и модели поведения сменяются новыми. Например, вторичная профессиональная социализация происходит, когда человеку необходимо освоить новые навыки и умения для реализации профессиональной деятельности.
Социализация в зрелом возрасте формируется на основании жизненного опыта и на фоне меняющихся условий в обществе. При возникновении потребности в ресоциализации (овладении новыми знаниями и навыками вместо прежних) у человека в зрелом возрасте могут возникнуть глубокие личностные переживания по поводу своего профессионального несоответствия и непригодности. К тому же ресоциализация требует дополнительных энергозатрат.
3. Упреждающая социализация
Упреждающая социализация – это когда человек пытается изменить или скорректировать модель своего социального поведения, чтобы обеспечить себе новую роль в обществе или лёгкое присоединение к новой группе в социуме. В этом случае человек готовится к новому социальному положению. Или ему нужно быть принятым в социальной группе или обществе, которые отличаются от тех, где человек находится в данный момент. Это может быть так называемое «высшее общество» — среда, где для соответствия потребуется повысить свой статус и положение.
Концепт опережающей или упреждающей социализации впервые определил американский социолог, отец-основатель современной социологии Роберт Кинг Мертон. На основании исследования американских вооружённых сил (1949) учёный обнаружил, что рядовые солдаты, которые своим отношением и поведением моделировали поведение офицеров, с гораздо большей вероятностью продвигались по службе, чем те, кто своим поведением соответствовал поведению рядового.
Студенты медицинских вузов, которые стараются вести себя как квалифицированные врачи, люди в зрелом возрасте, в период подготовки к выходу на пенсию, рядовой сотрудник, «примеряющий» на себя кресло руководителя, готовящийся занять более высокую должность, — всё это примеры упреждающей социализации.
Желание родителей узнать пол ребёнка до его рождения, тоже можно считать проявлением упреждающей социализации. Знание того, кто родится — мальчик или девочка — готовит будущих маму и папу определённым образом взаимодействовать с ребёнком.
Одним из методов подбора сотрудников в организациях является упреждающая социализация. В этом случае при подборе и назначении на определённую должность учитывают план продвижения сотрудника по работе, его профессиональный и карьерный рост.
4. Организационная социализация
Многим людям приходится сталкиваться с организационной социализацией. Современная корпоративная культура предполагает максимальное погружение сотрудников в философию, имидж и миссию работы компании.
Организационная социализация предполагает комфортное «вхождение» человека в организацию: его обучение стандартам деятельности, формирование контактов, следование корпоративному «духу» компании. Кроме этого, в любой правила работы и поведенческие стандарты, которым нужно следовать при выполнении своих обязанностей.
Ознакомление со всеми составляющими помогает легче адаптировать работников в профессиональную среду, делает их работу более эффективной и результативной. Успех каждого сотрудника определяется не только содержанием работы, но и социальными условиями, в которых эта работа осуществляется. Организационная социализация также нацеливает работников на долгосрочное сотрудничество путём формирования основ определённого корпоративного поведения, обучения и выявления индивидуальных способностей.
Существует и обратный организационной социализации процесс. Его название — индивидуализация, когда активные действия определённых сотрудников направлены на изменение корпоративной культуры компании. Обычно это происходит, когда работник, занимая высокую должность, имеет возможность влиять на социальную систему, а его действия вступают в конфликт с принципами и основами работы компании.
Процесс организационной социализации направлен на взаимосвязь интересов человека и компании. Стабильность и эффективность работы организации зависит от того, насколько она способна социализировать новых и старых работников. От успешности социализации зависит, как будет работать человек, как будет строиться его взаимодействие с другими сотрудниками, насколько производительным будет его труд.
Идеальная социализация в организации приводит человека к успеху. А достижения в работе в этом случае будет ощущаться как жизненный успех.
5. Групповая социализация
Личности людей всегда формируются во взаимодействии. Это прослеживается в групповой социализации. Человек, живущий в обществе, включается в различные социальные группы. Это и есть групповая социализация, примеры — компания друзей, трудовой коллектив, группа студентов. В каждой группе человек имеет некоторое положение и статус. В каждом коллективе человек осваивает определённую роль, это важная составляющая социализации личности.
Таким образом, групповая социализация – это когда процесс адаптации происходит в определённой группе, в общности. В таких условиях люди активно принимают модели, нормы и стандарты поведения, принятые внутри этой группы. В процессе групповой социализации происходит адаптация человека к упорядоченности и особенностям взаимодействия людей в группе. У членов групп появляются общие (групповые) привычки, складываются определённые одинаковые манеры поведения и схожий этикет общения. В процессе социализации у каждого участника группы формируется его ролевая функция.
Примером групповой социализации является спортивная команда или любая общность, где участники объединены одной идеей, одинаковым образом жизни и интересами.
Сложность групповой социализации заключается в том, что каждый человек так или иначе — член различных общественных социальных групп. И каждая такая группа имеет свои устои и правила. Поэтому в каждом социуме человека ждёт дополнительная социализация.
Подросток в процессе социализации принадлежит нескольким группам. Ценности, которые прививаются в школе часто отличаются от установок, принятых в его компании сверстников. Иногда такие различия приводят к внутреннему конфликту и заставляют ребёнка переживать по поводу таких «разногласий». Но вместе с тем такие переживания и поиск правильных установок приводят к саморазвитию личности.
Примером, насколько важна роль группы в социализации личности, может служить служба в армии. Молодой человек, едва достигнув условной зрелости, длительное время следует строгим условиям армейского быта. Вместе с почётным делом получения навыков на службе Отечеству, молодые люди получают иногда бесценный опыт жизни в непростых условиях. Служба в армии помогает многим ребятам в социальной адаптации на «гражданке». Молодой человек возвращается из армии заметно окрепшим физически, дисциплинированным и самостоятельным.
Где производится первичная и вторичная социализация человека?
Формы социализации
Существует такое понятие, как первичная и вторичная социализация человека.
- Первичную социализацию, как правило, еще называют детской. Этот процесс происходит неосознанно. Просто на ребенка оказывают влияние различные факторы и он уже с их помощью усваивает определенные нормы поведения. При этом помощниками в этом деле выступают родители, воспитатели и родственники. Чем старше становится ребенок, тем осознаннее он становится. В итоге, после достижения определенного возраста он может отвергать какие-то нормы поведения и вести себя иначе, чем остальные. Так, он получает право выбора собственной линии поведения. При этом, самым первым местом, где формируются первые социальные качества, является семья.
- Что касается вторичной социализации, то это уже происходит при взрослении ребенка. Он в любом случае продолжает усваивать общественные нормы поведения. И вот тут уже начинается вторичная социализация, когда приходится привыкать к разным коллективам. К примеру, ребенок поступает в университет, где уже другое общество и новые нормы поведения. Им приходится соответствовать. Гораздо сложнее, когда человек переезжает в другую страну, потому что в данном случае приходится менять привычки и принимать новые традиции, а это довольно тяжело. Нередко люди не справляются без профессиональной помощи.
Этапы социализации личности
Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:
- Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
- Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
- Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.
Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.
Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.
Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.
В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.
Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.
Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.
В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.
Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.
Какие факторы социализации человека известны?
Факторы социализации
Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно.
- Макрофакторы
Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются.
Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы.
- Мезофакторы
В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации.
Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития.
Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества.
Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество.
- Микрофакторы
К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе.
Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации.
Примеры социализации личности
Мы разобрались, почему так важна и как складывается социализация личности, примеры выше иллюстрируют процесс на разных этапах.
Для того чтобы лучше понять суть социализации, продолжу приводить значимости этого процесса на разных этапах жизни.
Знание социальных норм не всегда является гарантией их соблюдения. Преступник ворует, берёт чужое не потому, что ему не известно, что это не противоречит закону. Просто норма «нельзя присваивать себе чужое» не адаптировалась и не стала нормой поведения этого человека.
Социализация ребёнка начинается с первых дней жизни. Родители стараются привить малышу определённые навыки, учат его оценивать свои и чужие поступки, вести себя в обществе. У маленьких детей от рождения нет потребности чистить зубы, есть ложкой, убирать за собой и здороваться со взрослыми. Но постепенно такие действия входят привычку малыша, и он уже чувствует в них потребность.
Если представить уникальную ситуацию, что человек прожил жизнь в одном городе, работал в одном коллективе и жил в одной семье, то это совсем не значит, что он не столкнётся с социализацией. Общество постоянно меняется, и адаптация человека происходит постоянно. Однако, при постепенных, не резких преобразованиях и изменениях в обществе, социализация человека проходит медленно. В периоды глобальных и революционных изменений нормальный социальный ритм сбивается. В такие моменты люди с прочными «старыми» установками и негибкой психикой могут испытывать психологические проблемы, дискомфорт, растерянность.
Жизнь человека связана с его общественной позицией и местом, которое он занимает в обществе. Находясь в обществе, общаясь, люди ощущают себя более важными, нужными, легче проявляют свои эмоции и не страдают от одиночества.
Обратимся к литературе. На примере главного героя романа о потерпевшем кораблекрушение моряке, писатель Жуль Верн описывает человека, годами живущего в полной изоляции и одиночестве. Робинзон Крузо испытывает разные чувства: страх, радость от того, что спасся, свободу и тоску от недостатка общения. Чтобы не сойти с ума от одиночества на необитаемом острове, Робинзон Крузо разговаривает с животными, заполняет календарь, ведёт дневник. Но ничто не заменяет ему общения с людьми.
Робинзон Крузо
Доказано, что люди, живущие вне общества, часто испытывают чувство угнетённости и склонны к депрессии. Люди с выраженными качествами лидера хуже переносят изоляцию и жизнь вне общества.
Ярким примером социализации ребёнка является его нахождение в детском саду. Раньше родители просто «водили» ребёнка в детский сад. Потому что всем нужно было ходить на работу и потому что так было принято. Сегодня детский сад или другое дошкольное учреждение, где дети общаются в группах, оценивают, с точки зрения социализации детей.
В коллективе дошкольник знакомится с людьми, узнаёт о новых понятиях, играх, закономерностях, примеряет на себя определённые «роли», учится владеть своими эмоциями и корректно занимать место в группе. Многодетная семья и активное общение ребёнка в формате «со сверстниками во дворе» отчасти заменяют посещение дошкольных учреждений. Однако, при неполной семье, единственному ребёнку или детям из неблагополучных семей психологи рекомендуют обязательно посещать детский сад.
При непрофессиональном подходе, незаинтересованности или халатном отношении педагогов детского сада к воспитательному процессу, может возникнуть десоциализация: дети плачут и не хотят идти в детский сад, у ребёнка портится характер, появляются вредные привычки. Здесь родителям нужно проявить внимательность и не пускать всё на самотёк. Детский сад — это лишь один вариант из множества мест, где дети учатся общаться со сверстниками и получают необходимый социальный опыт. Известное выражение, что «среда формирует», в большой мере относится к выбору образовательного учреждения для ребёнка.
Бывает, что на социализацию и взрослых и детей на новом месте влияет незнание языка. Если ребёнок плохо понимает речь (язык), на котором разговаривают его сверстники, он испытывает проблемы в социализации, а в группе детей может стать изгоем. Как пример — дети мигрантов.
В качестве демонстрации упреждающей социализации приведу показательный пример. Часто подростки из экономически неблагополучных семей или районов стремятся стать не учёными или артистами, а торговцами наркотиками. Их обычно критикуют и обвиняют в отсутствии мотивации. Но социологи объясняют такой феномен тем, что у таких подростков фактически заблокирован доступ к артистической или научной среде. Поэтому молодые люди отвергают нормы этой группы и начинают процесс упреждающей социализации с более «восприимчивыми» сообществами — вовлекаются в процессы, рядом с которыми проходит их первичная социализация. Таким образом, трудные подростки прагматично корректируют те возможности, которые у них есть.
Как только человек понимает свою половую принадлежность, начинается гендерная социализация. Правильные ориентиры помогут девочке стать женщиной, а мальчику — мужчиной. Простой пример — девочки носят платья и играют в куклы, в то время как мальчиков интересуют машинки и прочие «брутальные» игрушки.
Как фобии мешают социализации человека?
Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия. Это ничто иное, как боязнь общества. Соответственно, когда человек попадает в любой коллектив, то ему становится дискомфортно. Есть и другие фобии. К примеру, демофобия является боязнью толпы, а антрофобия является общим понятием боязни людей. В последнем случае человеку плохо даже не то что в обществе нескольких людей, но даже один человек уже вызывает не лучшие эмоции.
Каждая из этих фобий может привести к тому, что социализация человека будет проходить с проблемами. Он закроется и постепенно растеряет все навыки общения. Для него любой выход в общественное место будет считаться большой проблемой, но вот только без общения полноценно жить не получается.
Так, каждый человек не должен бояться выражать собственное мнение и негатив, который может быть в итоге на него оказан. Кроме того, важно не бояться приходить на встречи и не избегать общения по телефону. Возможно, поначалу будет очень сложно, но важно не отказываться и стараться с этим бороться. Когда люди долгое время ни с кем не общаются, то у них не просто теряются навыки общения, но и меняется дикция. Людям сложно грамотно выстраивать речь. Чтобы это не было проблемой, требуется постоянное общение.
Различия в социализации растущего и взрослого человека: особенности
Социализация человека взрослого и растущего отличается. Это проявляется в нескольких факторах:
- У взрослых социализация заключается в изменении внешнего поведения. При этом у детей корректируются базовые ценностные ориентации
- У детей нередко существует только два понятия — хорошо и плохо. Что касается взрослых, то они всегда понимают, что между этими двумя понятиями существует немало «оттенков серого»
- Социализация взрослого состоит в том, чтобы он овладел определенными навыками. При этом, у детей социализация формирует по большей части мотивацию их поведения
Именно этим и отличается социализация взрослого от ребенка.
Социализация пожилых людей: особенности
Социализация пожилых
Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.
Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.
Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения. Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу. Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.
Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.
Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга.
При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.
Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами.
Функции семьи в социализации человека: особенности
Семья и социализация
Социализация человека начинается с семьи. Она сильно влияет на физические и психические качества личности. Семья является одним из основных институтов воспитания. В частности, она закладывает будущие качества личности.
Семья представляет собой группу людей, которая объединена родственными узами. В ней всегда есть какие-то свои традиции и устои. Она является основным институтом, который формирует у ребенка жизненные принципы и нравственные начала.
Так, семья способствует развитию личности, укреплению психического здоровья, развивает у детей надежность и уверенность, а также помогает в самореализации и безопасности. Кроме того, в семье дети учатся проявлять свою индивидуальность.
Успех социализации ребенка зависит от структуры его семьи, то есть, полная она или нет, а также воспитанием ребенка могут заниматься родственники. Когда семья неполная, то наблюдается снижение воспитательных способностей. В частности, ребенок начинает испытывать нехватку эмоций, либо к нему проявляется слишком много чувств. При этом в неблагополучных семьях социализация затруднена и даже нарушена. В данном случае происходит игнорирование основных семейных функций, есть недостатки в воспитании. Отсюда и появляются «трудные» дети.
Социализация людей с инвалидностью: особенности
Социализация ребенка инвалида
Социализация человека с инвалидностью является сложным процессом, при котором ему приходится осваивать принятые нормы поведения и стереотипы. Сложность заключается именно в положении человека, потому что инвалидом является человек, имеющий определенные отклонения в физическом или психологическом плане. Соответственно, ему требуется особый уход. Кроме того, ему требуется поддержка от государства и общества в целом.
Кроме всего прочего, социализация предполагает получение определенных навыков и знаний, а также ценностей, которые инвалидам достаточно сложно усваивать. Так, у инвалидов одной из форм социализации является постоянное обучение. С его помощью инвалид может участвовать в таких процессах как:
- Компенсация психологических дефектов. К примеру, человек имеет какие-то проблемы с психикой, которые заставляют его в некотором плане отличаться от остальных
- Формирование положительных установок
- Развитие других способностей, которые были утрачены, к примеру, человек потерял способность ходить из-за аварии. Тогда надо ему помочь научиться ходить заново, если это возможно
Обучение всегда касается освоения поведения и окружающей обстановки. Нередко, когда к инвалидам относятся не так, как к другим, то им становится не очень комфортно. В таком случае требуется помощь психолога, и обучение человека таким образом, чтобы он мог взаимодействовать с другими и не было заметно, что он не такой. Кроме того, инвалидам важна адаптация и участие в общественной или социальной деятельности.
Конечно, социализация человека-инвалида имеет определенные особенности. В данном случае все зависит от самой патологии, к примеру, отставания в развитии или утраты каких-то функций. Кроме того, важен пол и возраст, а также начальное положение в обществе, семья, государство. Есть такие люди, которых просто не замечают и никому не важна их социализация. Им намного сложнее, потому что они кроме своей особенности изолированы от общества.
К примеру, инвалидам, имеющим умственную отсталость, можно достичь самостоятельности, но для этого надо постоянно работать и заучивать каждое действие. Сегодня даже есть специальные тренинги.
Инвалиды в возрасте 16-25 лет, кроме того, что они имеют ограничения жизнедеятельности, могут испытывать сложности в общении со сверстниками. Это усугубляет ситуацию. Однако в некоторых случаях инвалидность является главным препятствием и даже не для самого человека, а для окружающих. Это может привести к тому, что человек закроется или начнет вести себя асоциально. Так что программы обучения должны обязательно учесть все ограничения инвалида.
Как государство влияет на социализацию человека: примеры
Государство и социализация
Государство является агентом, который помогает в социализации человека. Оно обладает большими возможностями и оказывает влияние на приобщение личности к требованиям общества. Более того, государство регулирует данный процесс.
Способами регулирования являются:
- Идеология. В рамках этого метода человек переосмысливает историю своей нации, ее место в современном обществе, а также проблемы и перспективы. Кроме того, у человека формируются такие ценности, которые важны для консолидации нации и одобряются на определенных этапах развития. При этом, для каждого члена социума является обязательной система ценностей. Их ориентируют базовые институты, такие как СМИ, семья, образование. Так что, человек, чтобы стать частью общества, должен все это принять как свое.
- Институциональные. В данном случае государством регулируется деятельность базовых институтов. То есть, системы образования, партий, СМИ. Особенно это важно при переходе от традиционного общества к современному. Если интенсивность процессов слишком высокая, то человек просто не успевает адаптироваться.
Таким образом государство имеет приоритетную роль в процессе управления социализацией. Это проявляется на двух этих уровнях. Государство формирует общественные ценности и развивает базовые институты, которые позволяют людям усваивать эти самые ценности.
В каких случаях человека называют жертвой социализации?
Жертвы социализации
Бывает, что социализация человека заходит достаточно далеко и он становится ее жертвой. Конечно, каждый способен творить свою жизнь сам и ставить перед собой определенные цели, а потому человека можно рассматривать в качестве субъекта социализации.
Когда человек становится жертвой социализации, то он имеет внутренние противоречия. То есть, успешной социализация является, когда человек эффективно адаптировался в обществе, а также способен ему в какой-то степени противостоять. Точнее, бороться с теми коллизиями, которые не позволяют нормально развиваться и самоутверждаться. Однако этот конфликт должен быть сбалансированным. Тогда адаптация считается успешной.
Если же человек полностью принимает общество как есть и у него нет никакого конфликта, то есть он является конформистом, то он вполне может считаться жертвой. Таковым можно назвать и диссидента или инакомыслящего, который никак не адаптирован к обществу. То есть, он постоянно уклоняется от принятых в обществе норм.
В каждом обществе встречаются такие жертвы. К примеру, демократическое общество вопреки своим установкам чаще всего продуцирует жертв. В то же время тоталитарное общество заставляет появляться конформистов.