Мотивация поведения личности
Мотивация поведения личности – потребность в возбуждении конкретных нервных структур для активной защиты организма от негативных ситуаций и обстоятельств. Уровень функционирования чувственных возбуждений в структуре головного мозга влияет на мотивацию в поведении личности. Например, насыщенный организм не будет реагировать на вкусную пищу и привлекательные блюда. Внешние раздражители провоцируют возникновение стимулов после конкретной мотивации организма и составляют четкую модель объектов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей.
Мотивация деятельности человека заключается в личных интересах, желаниях, стремлениях, увлечениях, убеждениях, духовных и материальных ценностях.
- Интересы характеризуются ярко выраженными направлениями на предметы и объекты, которые приводят к стабильности личных потребностей человека. Проявление интересов заключается в чрезмерном внимании к объектам, имеющим устойчивую значимость. Интересы представляют собой мотивационные механизмы, влияющие на поведение человека и сформированные личностными потребностями. Оказывают значительное влияние на формирование психических процессов. По характеру потребностей подразделяются на духовные и материальные интересы. В зависимости от их устойчивости бывают разносторонними и ограниченными, кратковременными и стабильными.
- Желания – непреодолимая потребность в достижении поставленной цели с составленным планом конкретных действий. Желания сопровождаются мотивацией личности, потребности которых являются предметом собственного удовлетворения человека. Наблюдается прямая связь с эмоциональным стремлением достичь желаемого результата.
- Страсть характеризуется аффективным стойким стремлением к определенному объекту, оказывающая чрезмерное влияние на жизнедеятельность человека. Страсть в зависимости от желаний и стремлений личности бывает позитивной или негативной. Негативные страсти провоцируют возникновение деградации личности и агрессивное поведение. Основным направлением позитивных страстей является достижение поставленных целей.
- Влечение – навязчивая тяга к определенным действиям, предметам и объектам, сформированная в социальных условиях и не поддающаяся естественному пониманию человека. Социальная среда личности дисциплинирует его собственные влечения. Нарушение психических процессов приводит к усилению инстинктивных побуждений. Например, непреодолимое половое влечение к противоположному полу возникает неосознанно и не поддается контролю человека.
- Намерение – преднамеренный умысел или сознательно принятое решение для достижения конкретной цели с четко составленным планом действий. Намерения приводят к развитию побуждений, которые направляют человека к определенным действиям и поступкам.
Основные мотивы человека
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.
Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:
- потребности и инстинкты как источники активности;
- мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.
Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.
Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.
Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.
Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.
Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.
В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.
Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.
Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.
Мотивация деятельности личности
Мотив – преднамеренное побуждение, направленное на достижение определенной цели или задачи, вызывающее у личности удовлетворение собственных потребностей. Мотивация деятельности личности развивается на основании нескольких мотивов, сопровождающихся определенной значимостью и являющихся смыслом деятельности человека. Мотивы способны спровоцировать конфликт при реализации намеченных целей.
Мотивацию деятельности личности определяют установки, характеризующиеся готовностью к совершению определенного поведения. Установки заложены в стереотипах поведения. Таким образом, мотивация деятельности личности является комплексом взаимосвязанных факторов. Мотивы часто путают с целями, задачами и потребностями. Потребность – неосознанное желание устранить дискомфорт, а цель – результат осознанного желания.
Мотивация и личность Маслоу
В своих работах Абрахам Маслоу о взаимосвязи мотивации ссылается на то, что человек вечно желающее существо. У него редко возникает ощущение полного удовлетворения, а если же и возникает, то ненадолго. Удовлетворив одно желание, сразу возникает другое, третье и так бесконечно. Непрекращающиеся желания выступают характерной особенностью человека, а также выступают, в качестве мотивации на протяжении всей жизни. Внешнее проявление одного частного мотива зачастую зависит от общей удовлетворенности, а также неудовлетворенности потребностей организма. Например, если человек голоден или изнывает от жажды, если ему каждодневно угрожают землетрясения или наводнения, если он все время ощущает ненависть окружающих, то у него не возникнет желание написать картину, красиво одеться, украсить свой дом.
А. Маслоу утверждает, что множественная мотивация поведения руководит человеком. В подтверждение этому выступают физиологические исследования пищевого или полового поведения. Психологи знают, что зачастую один и тот же поведенческий акт выражает самые разные импульсы. Например, человек ест, чтобы исчезло чувство голода, но существуют и другие причины. Иногда человек ест для удовлетворения и других потребностей. Занимаясь интимом, человек удовлетворяет не только половое влечение. Одни самоутверждаются; другие чувствуют власть, ощущают себя сильными; третьи ищут сочувствия и тепла.
Мотивация формирования поведения личности
Мотивация формирования поведения личности заключается в социальной среде человека, его личных интересах, потребностях, мотивов поведения, установок, убеждений, поступков, предпринятых действий. К социальной среде относится производство, природа, уровень развития общества, взаимоотношения с людьми, мнение общественности. Среда оказывает колоссальное влияние на возникновение потребностей человека, которые формируются с рождения. Новорожденные обладают врожденными физиологическими и физическими потребностями. Осознание личных потребностей приводит к определению собственных целей, интересов и желаний.
Развивающие упражнения для мотивации детей и взрослых
Развивающие упражнения для мотивации
Собственные комплексы служат главной мотивацией для создания определенных целей и выполнение поставленных задач:
Ассоциации с животными. Ассоциируя себя с воображаемым персонажем или реальным объектом, человек сможет достичь личностного роста в короткие сроки. Положительные черты характера любимого персонажа вызывают у личности позитивные убеждения и установки, которые приводят к появлению новых целей и задач. Животные – мощные и мудрые создания, являющиеся главной основой природы и окружающего мира. Идентифицируя свою личность с животным, человек мотивирует себя на проявление осторожности, настойчивости, целеустремленности.
Для выполнения упражнения потребуется выбрать животного, охарактеризовать его положительные и отрицательные качества, представить себя на месте воображаемого персонажа и стремиться достичь поставленной цели. Рекомендуется выбрать образ сильного льва или милого кролика. Находиться в таком образе следует не менее 5 минут и попытаться за короткий промежуток преодолеть трудности, с которыми животное сталкивается в реальности. После выполненных действий следует проанализировать собственные чувства и эмоции, определить задачи, которые получилось реализовать.
Осознание собственной ошибки. Каждый человек совершает в жизни ошибки, но не у всех получается их признать. В детских дошкольных учреждениях воспитатели часто делают замечания ребятам по поводу выполнения различных поступков и действий. Преподаватели указывают на существенные ошибки учеников при выполнении контрольной работы, и разбирают поэтапно сложные задачи. Именно такие действия взрослых людей мотивируют детей на выполнение сложных заданий.
Развивающие упражнения для мотивации следует проводить несколько раз в неделю. Для этого стоит представить трудную ситуацию, определить позитивные и негативные моменты существующего положения, исправить собственные ошибки.
О спонтанности
Спонтанность — внутренние побуждения человека. Тяга, влечение, интерес, даже мотивация как таковая — явления спонтанные.
Ну, начну о главном, пожалуй. О спонтанности.
Спонтанность — внутренние побуждения человека. Тяга, влечение, интерес, даже мотивация как таковая — явления спонтанные.
Спонтанности противоположно насилие. Требования извне, давление, чужая воля, внешние приказы снижают спонтанность.
Именно поэтому любые пыточные инструменты, даже самые изящные щипцы, снижают спонтанное внимание, убивают влечение.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Мы говорим «от щипцов и скалок плюс растет» — вот это оно самое. Причем касается это не только отношений, любого ресурса. Чем больше давление, тем сильней нежелание, а потом отвращение. Это так. Но если бы все было так просто, это бы означало бы, что никакие ограничения, правила и законы не нужны, что все это противоречит развитию, мешает прогрессу. Однако это совсем не так.
Здравый смысл и наблюдательность убеждают нас в том, что нужно сочетание правил и свободы, что свобода без правил превращается в прожорливый хаос Харибды, а правила без свободы превращаются в зубастые челюсти Сциллы.
То и другое одинаково разрушительно, а живой поток проходит между тем и другим. Как в инициации Одиссея. И найти эту золотую середину — задача человека.
Поиском золотого пути с древности занимались лучшие умы.
Человек незрелый, инфантильный, несформированный как личность, устроен так, что его саморегуляция повторяет родительские запреты. По большому счету у инфантила нет никакой саморегуляции, его регуляция — это свод каких-то «надо», «должен», против которых его спонтанность бунтует, поскольку ограничения мешают ей.
Инфантилы потому и воюют всегда против родителей и родительских фигур, что именно с этой стороны они чувствуют подавление, они ощущают угрозу своему удовольствию и наслаждению жизнью.
Саморегуляция инфантила — это Сцилла щелкающая пастью, точнее шестью. Это семья — семь Я, одно из которых — сам человек, остальные шесть — пасти Сциллы.
Многие психотерапевты заботливо помогают человеку избавиться от родительского давления, не помогая стать ответственным (а этому особо и не помочь со стороны).
То есть вместо того, чтобы править локус и выращивать саморегуляцию, инфантилы избавляются от внешних ограничений и утекают прямо в пасть Харибды.
Это очень вредное современное веяние, и чем раньше вы осознаете, насколько война против родительских фигур разрушительна, насколько она ломает ваш локус контроля и превращает вас в кисель, тем будет лучше.
Ни с родителями, ни с родительскими фигурами воевать не нужно, нужно освобождаться от зависимости посредством взросления.
Снизится ваша зависимость, снизится и власть родительских фигур, но снизить зависимость можно только выращивая силу и самостоятельность
Другого способа нет.
Когда слабый воюет с опекуном, он не становится сильней, он погибает.
Это касается и зависимости жен от мужей, и зависимости любых минусов от плюсов. Не воюйте против власти, будучи слабым, воюйте с собственной зависимостью и слабостью, стройте личные опоры.
Так вот инфантил находится на той стадии личностного развития, что его саморегуляция противоречит спонтанности. У них война.
Это война «надо» и «хочу», это ум с сердцем не в ладах, это конфликт Короля и Королевы, это то, о чем мы много раз говорили. И все равно многим совсем не понятно, как же совмещается саморегуляция и спонтанность.
Точно так же многим совсем непонятно, как можно влиять, не используя щипцов, как можно чего-то хотеть, не выращивая фигуру, как можно любить без слияния границ. Это настолько иной уровень бытия — зрелое существование, что незрелым он кажется парадоксальным или даже невозможным.
Для понимания приведу пример:
Все знают, что фальшивое поведение не обладает спонтанностью. Фальшь подобна мертвечине, она искусственна, вымучена, в ней нет энергии, она отталкивает всех.
Многие потому и не понимают, зачем учиться чему-то в любви, что любые осознанные действия автоматически относят к фальшивым.
Искренним они считают лишь то, что совсем бесконтрольно, что не осмысляется и не направляется совсем никак.
Заметно, насколько у таких людей незрелая саморегуляция?
Насколько велик конфликт их спонтанности и саморегуляции?
Как личности такие люди инфантильны, они не способны владеть собой.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Едва они пытаются управлять собой, как теряют спонтанность, то есть жизненную энергию. Ими должны управлять другие, чтобы их собственный контроль не мешал спонтанности.
Причем другие должны управлять ими, обходя их рассудок, чтобы они подчинялись бессмысленно, как стадо. Как это и происходит из века в век с толпой.
По большому счету такой незрелый человек (с конфликтом спонтанности и саморегуляции) биоробот. Он не владеет собой, им владеют хозяева.
Сильные мира сего учатся (не всегда экологично) управлять массами.
Но сначала необходимо научиться управлять собой.
И как повторял Аристотель Александру: «Хочешь силы, сделай дух твердым». В твердости духа легко узнать философский камень — кристаллизованную, отвердевшую, сформированную волю («философский» поскольку этот камень — плод разума, рассудка).
Аристотель учил, что лучший способ кристаллизовать дух, это направить потос (поток, спонтанность) к аретэ (добродетели, доблести).
С точки зрения алхимии (в которой отражено учение Аристотеля) Королева (спонтанность, сила, поток, потос) может полюбить Короля (саморегуляцию, волю, дух) и перестать конфликтовать с ним, если Король станет того достоин.
Во-первых, он должен быть как таковой, у многих его вообще нет (поэтому уничтожать родительские фигуры и устраивать праздник непослушания — лишать себя всякой воли).
Во-вторых, устремления его должны быть благородны, красивы, добродетельны (Королева это ценит).
В-третьих, он должен уважать Королеву и уважать себя. Он должен быть смел и свободен от зависимостей. Можно сказать, что Король должен быть отличным рыбаком, чтобы влюбить Королеву.
Возвращаясь к примеру о фальши и искренности, предлагаю осознать, что рыбак совершенно искренне действует в границах, совершенно искренне уважает партнершу, совершенно искренне уважает себя, совершенно искренне щедр и искренне независим.
А у рыбы другая искренность. Она искренне хочет лезть в голову и напрашиваться в жизнь, она носит корону и искренне верит в то, что волчонок недолюблен и нуждается в ней, она искренне зависима, она искренне нуждается в опоре на другого. Все это у рыбы очень искренне.
Если заставить рыбу действовать как рыбак, получится фальшиво, потому что вся искренность рыбы — это ее баги, короны, колпачки и пыточные инструменты. Вот такая у рыбы искренность. Это ее реальное содержание и если она попытается притвориться сильной, это будет выглядеть фальшиво. Часто даже комично.
Понимаете, почему критерий «искренность» не определяет правильное поведение? Быть искренним мало. Искренность — это откровенность, а если открывая себя вы показываете свою слабость, ничтожность, глупость, то кто же наградит вас за это? Если вы искренне скармливаете себя, то ничего хорошего для вас эта искренность не даст. Впрочем как и притворство.
Однако осознание того, насколько вы слабы, зависимы, насколько плох ваш локус и дурны границы, может помочь вам начать работать над собой. А до этого момента вам лучше не выражать искренне все свои баги, не быть фальшивым, но быть сдержанным, удерживать себя от слива, не пользоваться слишком искренне щипцами, ограничивать свою спонтанность тогда, когда она стремится вас скормить, спустить вниз.
Надо осознать, что спонтанность изначально безразлична к вашей личности. Она коллективна! Для спонтанности (потока, потоса, Королевы, энергии) нет разницы, вы или другой. Это безличный поток, он готов скормить вас любому, кто окажется вас сильней духом (именно духом).
Для спонтанности есть лишь процесс эволюции, великая пищевая цепь, для нее нет границ личности, она течет туда, где сильней притяжение.
И единственный способ удержать свою спонтанность внутри себя, обернуть ее на пользу себе, сделать ее силу благоприятной для себя, а не разрушительной, не дать ей покинуть свое тело и обесточить его — это развивать зрелую саморегуляцию. Короля, которого сможет полюбить Королева. Только так можно доказать свое право на владение потоком.
Вот саморегуляция — да, это ВЫ в полном смысле этого слова, это ваша личная часть, ваша индивидуальная часть.
Но у инфантила ее почти нет.
Ему кажется, что он есть, есть его Я, но он подменяет локус контроля фокусом внимания. Куда течет его внимание, туда и локус смещается, там и есть его Я, он не может удерживать локус внутри себя, поэтому себя в полном смысле слова он не имеет. Этому нужно специально учиться, это на первых порах обучения нужно отслеживать и контролировать.
И границы нужно проверять и поправлять, если они съезжают.
Вся работа правой части внутреннего круга Эго — это сознательная работа.
Проще всего править локус контроля, чуть сложней управлять саморегуляцией (особенно когда влечение к чему-то очень сильно и сложно отлепить внимание, то есть аддикция, или когда сил очень мало, то есть фрустрация), а вот самооценкой своей человек управлять напрямую не может, он может только снять корону, но сделать самооценку выше напрямую не может. И спонтанностью человек управлять напрямую не может.
Не может напрямую — не значит не может вообще. Вообще может, но опосредованно, через правку локуса и направления своего внимания из сфер, разрушающих его, на сферы, делающие его сильней.
Но это длинная тема. Мы пока — в самом ее начале. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Автор: Марина Комиссарова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet