Гармоничное развитие детей: методы и принципы воспитания, советы и рекомендации

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Как воспитать в себе гармоничную личность

Существуют определенные принципы, следование которым позволит со временем обрести гармонию.

  1. Важно всегда оставаться собой. Сегодня можно встретить людей, которые не хотят демонстрировать истинные чувства даже самим себе, они ограничивают себя надуманными нормами и правилами. В итоге получается так, что человек и сам не знает, что именно ему хочется. Ввиду этого он не достигает никакого успеха, ведь, не зная, чего ты хочешь, не можно добиться желаемого. Поэтому прекратите следовать навязанным стереотипам, поймите, что вы должны быть самим собой, не стесняйтесь своих желаний и добивайтесь того, чего вы действительно хотите.
  2. Не стоит бояться перемен. Безусловно, многие люди планируют свою жизнь наперед. Однако, никто не застрахован от возможных изменений, непредвиденных ситуаций. Гармонично развитый человек отличается от обычного тем, что он позволяет себе ошибаться, он не винит себя за то, что что-то пошло не так, как хотелось бы, он способен адаптироваться к изменениям, не принимает близко к сердцу возможные провалы.
  3. Не помнить плохого. Некоторые люди через годы несут какую-то негативную информацию, хранят в своей памяти то, что и сегодня доставляет неприятные эмоции. Правильным является желание отпустить прошлое, понять, что его уже не изменить, что оно не должно воздействовать на будущее.
  4. Видеть красоту окружающего мира. Важно научиться распознавать прекрасное вокруг себя. Многие из нас привыкли к однообразным будням, не замечая, что происходит вокруг. Мало кто обращает внимание на пение птиц, на росу на листочках деревьев, на первые почки или раскрывшиеся бутоны цветов. А иногда стоит не нестись с бешеной скоростью на работу или учебу, а на секунду остановиться и оглядеться вокруг, заметить красоту природы. Также нужно почаще выезжать в лес, ходить в парк, чтоб непосредственно контактировать с окружающим миром.
  5. Смех продлевает жизнь. Научно доказано, что люди, которые положительно относятся к жизни, значительно реже подвергаются стрессу. Положительные эмоции благоприятно воздействуют на общее состояние здоровья. У человека снижается уровень тревожности.

Индивиду, желаемому обрести гармонию, нужно научиться придерживаться следующих практик:

  • самоконтроль — важно научиться противостоять своим пристрастиям, их контролировать;
  • способность анализировать совершенные поступки, на основании их делать выводы — это позволяет понять истинное желание, делать свои поступки ответственными и осознанными;
  • способность проводить анализ своих мыслей.

Теперь вы знаете, что собой представляет формирование гармоничной личности. Как видите, человек должен стремиться к гармонии со своим внутренним, духовным миром и всем, что его окружает. Старайтесь изменить свою жизнь в лучшую сторону, стремитесь к гармонии.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Гармоническое развитие личности

Статья представлена «как есть».

Многие века передовые умы человечества мечтали о гармоническом развитии личности, т. е. о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. Однако мечты об идеальной личности оставались утопией. В обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, безработица, нищета, социальное неравенство приводят к тому, что дети неимущих классов растут физически ослабленными и не имеют широких возможностей для полноценного духовного развития.

К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что только «общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности». С возникновением марксизма вопросы воспитания были возведены в степень науки о гармоническом развитии физических и умственных способностей личности в период социализма и коммунизма.

l

С победой Октябрьской революции впервые в истории человечества открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоническом развитии личности. Идеал гармонического, всестороннего развития личности в социалистическом обществе впервые стал реальной целью воспитания. Открылись возможности для практического осуществления идеи о гармоничном, всестороннем развитии личности. Было осуществлено равенство граждан независимо от пола, религии, национальности, всем было предоставлено равное право на труд, на образование.

Задачу создания новой системы воспитания В. И. Ленин выдвигал в числе важнейших государственных задач, требующих самого серьезного внимания.

Говоря о содержании всестороннего воспитания, В. И. Ленин неоднократно указывал, что оно должно обязательно включать физическое воспитание. В физических упражнениях В. И. Ленин видел источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду, прекрасный отдых. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» — писал В. И. Ленин.

Определяя пути формирования человека коммунистического общества, наша партия ставит своей целью необходимость «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Сочетание идейной убежденности, высокой образованности, воспитанности, нравственной чистоты и физического совершенства — необходимые качества гармонически развитой личности. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев о.

Физическое совершенство — это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений. Физическое совершенство следует рассматривать не как перспективу отдаленного будущего, а как повседневную практическую задачу каждого члена нашего общества и всей работы в области физической культуры. Всеми необходимыми качествами гармонически развитой личности обладал В. И. Ленин. Первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Ленин был физически крепкий, сильный человек. Его коренастая фигура, крепкие плечи, короткие, но сильные руки — все обличало в нем недюжинную силу. Ленин умел, поскольку он мог, заботиться о своем здоровье. Поскольку мог, то есть поскольку позволяла это его чрезмерно напряженная работа. Он не пил, не курил. Ленин был физкультурником в самом точном смысле слова: он любил и ценил свежий воздух, моцион, прекрасно плавал, катался на коньках, ездил на велосипеде. Будучи в Петербургской тюрьме, Ленин каждый день делал гимнастику, шагал из конца в конец камеры. В эмиграции каждый свободный день мы целой компанией уезжали за город на велосипедах». Гармонически развитыми личностями можно назвать и наших космонавтов, сочетающих в себе высокий патриотизм, профессиональное мастерство, физическое совершенство. В космическом полете закалка, выносливость необходимы так же, как и научно-техническая подготовка, широкий кругозор, готовность в любую минуту прийти на помощь товарищу.

Всестороннее развитие личности — процесс длительный, и было бы наивно полагать, что в таком‑то году все люди будут гармонически развиты. Конечно, такое время наступит, и наш долг — его приблизить.

Активное участие в общественной жизни школы, хорошая успеваемость, инициативность и самостоятельность, воспитание чувства коллективизма и укрепление своего здоровья — вот что в первую очередь требуется от молодежи.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Нормы роста ребенка и причины его снижения

Прежде чем говорить о патологии, необходимо определиться с нормальными физиологичными прибавками роста.

У детей до года и у деток постарше существуют разные критерии норм роста – помесячные прибавки и определении нормального темпа роста по центильным таблицам.

Помесячные прибавки роста у детей первого года жизни

Особенности прибавки в росте в первый год жизни для доношенных детей:

  • В среднем за месячный период кроха прибавляет 3 см.
  • Общая прибавка за первый год жизни должна составлять не менее 25 см. Таким образом, нормальный показатель для годовалого малыша – от 74 до 76 см.
  • Интенсивнее дети растут в первые месяцы после рождения, после чего этот процесс замедляется.

Месяцы жизни:

1-3 месяца – 3- 3,5 см ежемесячно;

4-6 месяцев – 2,5 – 3 см;

7-9 месяцев – 1,5 см;

10 – 12 месяцев – 1 см.

Рост ребенка, а также и его вес (для детей первых трех лет жизни + окружность головы) должны измеряться ежегодно.

За этим родители должны следить, ведь в случае появления каких-либо отклонений от нормы и/или появлении различных симптомов, указывающих на развитие заболеваний, в том числе и эндокринных, эти показатели будут иметь большое значение для своевременной диагностики заболевания, дальнейшего наблюдения и эффективности назначенного лечения.

Как эндокринолог в своей практике часто сталкиваюсь с отставанием роста и веса, и отсутствие ежегодных росто-весовых показателей существенно затрудняет предварительный диагноз – от конституционной задержки роста до снижения физиологических ежегодных приростов при соматической патологии и истинной эндокринной патологии.

Важно знать не только насколько ребенок отстает в росте, но и когда и по какой причине произошли эти изменения – с рождения или через определенный промежуток времени.

Центильные таблицы

После года правильно определяется рост по центильным таблицам, которые определяют уровни роста ребенка.

Для определения примерного соответствия роста и веса возрасту на разных сайтах встречаются различные формулы, они больше для родителей и носят ориентировочный характер. Следует знать, что они имеют значительные погрешности, не учитывают пол ребенка и указывают на средние значения роста и веса.

Центильные таблицы составлены на основании исследований ВОЗ, которые проводились в период 1997—2003 г.г. и в которых прочитаны нормы роста детей зависят, прежде всего, от пола ребенка, поэтому для девочек и мальчиков ВОЗ создала отдельные таблицы с усредненными показателями.

В зависимости от возраста малыша соотношение длины и массы тела, а также прибавка тоже будут отличаться.Кроме этого по центильным таблицам можно определить уровни роста и их ежегодное изменение, можно построить кривую роста и определить ее степень ее отклонения от средних величин, а при низкорослости – динамику изменения до и после лечения.

Уровни роста по центильным таблицам:

  • меньше 3 % – очень низкий рост (низкорослость) – ребенка нужно обязательно обследовать у эндокринолога;
  • от 3% до 10% – низкий рост – требует наблюдения, при наличии дополнительных симптомов необходимо обследование;
  • от 10% до 25% – рост ниже среднего (вариант нормы, наблюдение педиатра);
  • от 25% до 75% –средний рост;
  • от 90% до 97% – высокий рост – наблюдение педиатра, вариант нормы; больше 97% – очень высокий (высокорослость) – наблюдение и обследование у эндокринолога.

Такие же показатели по парацентильным таблицам используют при оценке веса ребенка.

Гармоничность или дисгармоничность физического развития у детей оценивают по индексу массы тела (ИМТ) – масса/рост в квадрате. На сегодняшний день существует много удобных калькуляторов для расчета ИМТ.

  • Развитие гармоничное – при отнесении ребенка от 10 до 90 центильного коридора по ИМТ;
  • дисгармоничное – от 3-го до 10-го и от 90-го до 97-го центильного коридора по ИМТ

Также необходимо определять индекс пропорциональности:

Массо-ростовой коэффициент (у доношенных новорожденных при рождении)

Масса/Рост× 100%в норме

= 60 – 65%;

I степень задержки внутриутробного развития

– 59-55%;

IIстепень

– 54- 50%;

III степень

– менее 50%.

При этом нужно учитывать, что эти таблицы используют только для доношенных новорожденных.

Рост – нормы и патология у недоношенных детей

У недоношенных детей необходимо определять соответствие физического развития гестационному сроку. Развитие соответствует гестационному возрасту при отнесении массы, длины тела, окружности головы, массо-ростового коэффициента от 10 до 90 процентиль.

Задержка внутриутробного развития констатируется при стабильно низких показателях при двух и более измерениях ниже 3-й процентили – при росте меньше 48 см, весе – меньше 2200гр.

Все дети с задержкой внутриутробного развития должны обязательно наблюдаться детским эндокринологом.

После 43 недели оценку физического развития проводят по диаграммам для детей раннего возраста, но с учетом скорригированного возраста (разница между фактическим постнатальным возрастом в неделях и недостающими до доношенного срока неделями гестации).

Наиболее высокие темпы роста недоношенных детей – в первые 3 месяца жизни (3,5-5 см в месяц).

  • В первом полугодии ежемесячная прибавка роста составляет 2,5-5,5 см,
  • во втором полугодии – 0,5-3 см.

Суммарная прибавка роста за год – 27-38 см. Средний рост новорожденного ребенка к году – 70,2-77,5 см.

Масса тела недоношенных детей на 1-м году увеличивается в 6-7 раз; адекватна прибавка из расчета 20 г/кг массы тела при рождении. Антропометрические показатели выравниваются с данными у доношенных детей в возрасте примерно 2 лет, но при массе тела до 1500 гр. показатели отстают.

В любом случае при изменении темпов роста, родителям необходимо обратить на это внимание, а при устойчивом отклонении – проконсультироваться у детского эндокринолога.

Главные причины задержки роста

Чаще всего отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка.

Выделяют:

  • Конституционную задержку роста и полового созревания (синдром позднего пубертата).
  • Семейную низкорослость.
  • Врожденную соматотропную недостаточность – изолированную или с множественным дефицитом гормонов).
  • Приобретенную соматоропную недостаточность.
  • Синдром Ларона возникает при нарушении чувствительности рецепторов к гормону роста.
  • Гипотиреоз (дефицит гормонов щитовидной железы).
  • Низкорослость при генетических заболеваниях (синдром Шерешевского -Тернера, Нонне).
  • Псевдогипопаратиреоз (синдром Олбрайта).
  • Соматически обусловленные нарушения роста – врожденные и приобретенные хронические заболевания (сердца, почек, печени, крови, кишечника, обменные нарушения, патология костной системы).

Другие причины задержки роста

Многие факторы могут оказывать отрицательное влияние на процессы роста и развития. Главные – это генетические и средовые изменения, которые могут влиять на плод еще во внутриутробном периоде.

Средовые факторы

Повреждающими экзогенными (внешними) факторами в период внутриутробного развития могут быть химические вещества, в том числе многие лекарственные средства, ионизирующее облучение (например, рентгеновское в диагностических дозах), гипоксия, голодание, наркотики, никотин, вирусы и др..

Химические вещества и лекарства, проникающие через плацентарный барьер, особенно опасны для зародыша в первые 3 месяца беременности, так как они накапливаются в повышенных концентрациях в тканях и органах зародыша.

Наркотики нарушают развитие головного мозга. Голодание, вирусы вызывают пороки развития и даже внутриутробную гибель.

Хронические заболевания, а также лекарственные препараты могут повлиять на процессы роста и созревание плода и, впоследствии, ребенка.

Поэтому крайне важно оградить будущего малыша от их вредоносного действия:

  • рационально питаться, при этом исключить все продукты, которые могут оказать отрицательное воздействие (аллергены, трасжиры, консерванты, пищевые добавки, много сахара);
  • минимализировать прием лекарственных препаратов;
  • следить за состоянием своего здоровья, что своевременно среагировать на развитие или обострение заболеваний;
  • уменьшить активные двигательные и эмоциональные нагрузки.

Генетические факторы

Распознать роль генетических факторов очень сложно и все же их можно предвидеть – генетическая основа дефицита гормона роста при наличии родственников первой степени родства с той же патологией в 5-30 % случаев.

Это связано с различными мутациями в генах PIT-1, PROP1 (prophet of Pit1), GH1, которые регулируют развитие гипофиза в периоде эмбрионального развития. На сегодняшний день, они имеют рецессивный характер наследования (т.

е должны присутствовать у обеих родителей важный фактор – близкородственные браки или люди, проживающие длительное время на одной территории – низкорослость считается этнической особенностью некоторых народов.

В данной ситуации при наличии у близких родственников дефицита гормона роста, изолированного или в сочетании с другими проявлениями нарушений гипоталамо-гипофизарной области, детей, страдающих нарушениями роста – возможно молекулярно-генетическое обследование родителей и определение рисков развития у ребенка секреции гормона роста и связанные с этим проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Проявления задержки роста и формирование врожденных форм низкорослости заметны уже в первые 3-6 месяцев жизни, если это сочетается с отягощенным семейным анамнезом (наличии родственников первой степени родства с той же патологией с низкорослостью) или близкородственный брак – малыша должен обязательно осмотреть детский эндокринолог.

Задержка роста ребенка в первые годы жизни может быть связана с воздействием на плод отрицательных внешних или внутренних агентов:

  • сложная беременность;
  • прием лекарственных средств;
  • прием алкоголя или наркотиков, курение;
  • частые стрессы в период вынашивания малыша.

Эти дети также должны наблюдаться детским эндокринологом.

Внешние факторы после рождения

Наиболее частой причиной соматотропной недостаточности являются опухоли центральной нервной системы различной этиологии, в первую очередь, затрагивающие гипоталамо-гипофизарную область. После проведенного лечения таких опухолей (операция, лучевая терапия, химиотерапия), как правило, проявления гипопитуитаризма (соматотропной недостаточности) нарастают.

Также возможны травмы, в том числе и родовые с асфиксией и фетальным дистрессом – сложные роды, применяемые пособия (акушерские шпицы, вакуум экстракция плода), стремительные роды.

Значительные снижения темпов роста наблюдаются после лечения опухолей, которые не затрагивают гипоталамо-гипофизарную область – облучение головы и шеи при лейкозе, медуллобластоме, ретинобластоме, лимфогранулематозе. Снижение продукции гормона роста наблюдается после химиотерапии.

Ряд объемных образований анатомически не связанных с гипофизом могут сопровождаться снижением выработки гормона роста – глиома зрительных нервов, астроцитома, локализующиеся в непосредственной близости к гипоталамо-гипофизарной области.

врач-педиатр, детский эндокринолог Сазонова Ольга Ивановна

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mirmam/normy-rosta-rebenka-i-prichiny-ego-snijeniia-5dbd2883e3062c00b16a00a3

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Как развиваться гармонично?

Время Чтения: 4 мин.

Седьмой навык высокоэффективных людей – это постоянное развитие. Стивен Кови

Без развития нет эффективности. Эффективность – это следствие постоянного, непрерывного развития. Так же происходит в природе. Сначала действуют механизмы, заложенные в человека. Б-г сделал так, что до 25 лет наше развитие происходит автоматически. Развивается тело, вырабатываются гормоны. Есть сила, идущая изнутри. Но после этого естественное развитие прекращается. И, чтобы развиваться, нужно создавать себе стрессовые ситуации. Выходить из зоны комфорта. Узнавать новые способы достижения целей. И – постоянно развиваться.

Развитие идет в четырех основных направлениях:

Физическое развитие

Нужно развивать тело. Спортзал, зарядка, новые виды движения…Физическая активность и деятельность. Обратный процесс этого – обездвиживание. Если физическое развитие прекращается – наступает полная деградация. Мышцы атрофируются, тело разрушается. Развитие тела идет через выход из зоны комфорта. Через небольшие стрессовые нагрузки. Тело адаптируется к ним и развивается.

Эмоциональное развитие

Ученые утверждают, что эмоциональный интеллект важнее, чем IQ. Чем уровень интеллекта. Что такое эмоциональный интеллект? Человек живет в определенном эмоциональном фоне. Этот фон меняется несколько раз в день. И качество жизни зависит от качества эмоций. Тех, которые человек испытывает постоянно. Человек, испытывающий позитивные эмоции проживает счастливую жизнь.

Развитие в эмоциональной сфере резко увеличивает качество жизни. Нужно научиться любить. Научиться видеть красивые, радостные вещи. Видеть их в себе и в людях. Научиться спокойно относиться к ситуациям. Даже когда что-то идет не по твоему плану.

Научись исследовать свои эмоции. Особенно – негативные. Тогда ты поймешь, что в твоей жизни идет не так. Это позволит тебе развиваться. Это улучшает жизнь. Ты выходишь в позитив, и жизнь становится радостной, счастливой и полной. Эмоциональное развитие – это путь к счастью.

Интеллектуальное развитие

Каждый живет в своей модели мира. В той, о которой он знает. Раньше, например, была одна модель. Что Земля плоская, стоит на трех китах. Представляешь, стоит на таком подносе. А поднос – на 3 китах. И Солнце вращается вокруг земли. Потом люди узнали, что Земля круглая. Кто-то поверил, кто-то нет. Потом поверили все. И теперь мы живем в другом мире, который круглый и летает вокруг Солнца.

Чем больше человек узнает – тем сильнее расширяется его мир. Он выходит все в новые миры. Интеллектуальное развитие позволяет человеку понять, как выстроить модель мира, в которой он будет наиболее эффективным, счастливым и продуктивным.

Что входит в интеллектуальное развитие? Приобретение необходимых знаний и навыков для достижения целей. Например, для достижения счастья. Что такое счастье? Ответ лежит в плоскости интеллектуального развития. Сейчас, читая эту статью, ты интеллектуально развиваешься.

Развивай свой интеллект! Загружай в него лучшие программы! И ты достигнешь максимальной эффективности!

Духовное развитие

Оно уходит в бесконечность. Оно начинается тогда, когда человек изменяет свою картину мира. Вводит в нее понятия «Б-О-Г», «творец», «создатель», «душа», «духовный мир»…Когда он думает на эту тему. Когда начинает действовать для усиления духовной составляющей. Тогда духовное развитие становится значительной частью жизни, и человек двигается в сторону вечности.

Все материальное подвержено разрушению. Материальный мир ограничен временем и пространством. А духовный мир – безграничен. В нем нет барьеров. Молитва, движение души к Б-О-Г-У – это путь в вечность. Развивайся духовно – и ты будешь двигаться в направлении вечности!

Как совмещать разные направления развития?

Стивен Кови советовал уделять внимание всем 4 направлениям. Всем – ежедневно. Кови каждый день полчаса изучал Библию. Я для духовного развития, например, ежедневно изучаю Тору. Святые книги. Уделяю этому около часа в день. Вторая составляющая – молитва: благодарность и просьбы к Б-О-Г-У. Тоже – около часа в течение дня.

Для интеллектуального развития. Постоянное, ежедневное чтение обучающей и вдохновляющей литературы. Хочешь жить эффективной жизнью? Создай у себя новую привычку. Хотя бы полчаса в день читать статьи, развивающие книги. Они будут давать тебе новые схемы и модели мышления.

Эмоциональное развитие связано с духовным. Это работа по улучшению качеств характера. Она происходит постоянно в течение дня. Она встроена во всю остальную деятельность. И главный элемент эмоционального развития – умение радоваться. Желание радоваться. Найди то, чему ты можешь радоваться! И исправлять свои негативные установки, которые приводят к негативным эмоциям.

Физическое развитие. Пьер Дюкан, крупнейший мировой диетолог, говорит: «Человек, который активно не двигается хотя бы 20 минут в день, – человеком не называется». Я часто повторяю эту фразу. Тело создано, чтобы двигаться. 20 минут в день – это минимум. Зарядка, упражнения…И 3 раза в неделю – серьезный спорт. Развивающий, обучающий тело новым движениям и навыкам.

Упражнение

Каждый час делай зарядку для тела. 5 минут упражнений на гибкость или на силу каждый час – сделают следующие 55 минут ЖИВЫМИ. Каждый час закрывай глаза, хотя бы на 1 минуту и говори себе: ПОЛНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ. С каждым выдохом мышцы расслабляются. Прочитай книгу Тони Бьюзена “Супер-Мышление”. Найди религиозный сайт по своей конфессии и читай хотя бы по одной статье в день. В конце проси Б-га тебе помочь в твоих делах.

Еще больше о развитии и мышлении, коучинге и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге “Новый Код Коучинга“. Регистрируйся прямо сейчас!

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Описание гармоничной личности

В каждом человеке заложено стремление к достижению внутреннего равновесия, баланса физической, социальной и духовной областей жизни. Гармоничное сосуществование всех этих аспектов является прямым путем к счастью.

Умение обеспечить согласие души и разума, жить, исключая внутренние и внешние конфликты, определяет качество человека, которые мы называем гармоничность.

Гармонично развитой личности свойственна бесхитростность, прямота и спокойствие. Поведение напрямую соответствует переживаемым чувствам, чистосердечным и искренним. Гармоничная личность не носит маски и всегда говорит что думает. Она никогда не будет вступать в открытое противостояние, вместо этого станет пытаться понять причины происходящего.

Для гармоничной личности характерна проницательность. Искать источники человеческих поступков она предпочитает не на поверхности, а в глубине души. Поэтому у людей она вызывает чувство уверенности, защищенности и покоя, ей хочется открыться и доверять.

Гармонично развитая личность опирается на свои знания, умозаключения, жизненный опыт и чувства. Ее отличает вера в то, что используя свои внутренние ресурсы, человек способен прийти к положительным изменениям, в первую очередь, в себе. И считает это наиболее важным, чем внешние перемены. Она уверена в этом, потому что сама сделала это возможным, обрела внутреннюю ценность, свободу, любовь к себе.

Гармонично развитый человек всегда имеет выбор: как реагировать, что делать, в чем участвовать. Приоритеты сосредоточены на здоровье и предоставленных возможностях, осуждение и конфликты исключаются. Гармоничная личность никогда не будет против своей воли втянута в какую-либо ситуацию.

Она всегда эмоционально уравновешена, спокойна и отличается хорошим самочувствием. Заинтересована в здоровом образе жизни, и своем развитии в различных направлениях. Она не гонится за признанием и властью, проявляет себя лишь там, где интересно ей и добивается целей, которые важны исключительно для нее. Гармоничная личность не живет мечтами и фантазиями, а твердо стоит на ногах в реальности.

Ей не свойственно ждать и надеяться, поэтому ее не могут выбить из колеи неожиданные результаты или непредсказуемые последствия. Все потому, что гармоничная личность не ищет смысла жизни, а просто живет и делает то, что считает нужным. Несмотря на свою коммуникабельность, никогда не станет продолжать общение, которое ей неинтересно и никогда не останется в компании, если испытывает дискомфорт. Одиночество не служит причиной страданий гармоничной личности, скорее наоборот, она умеет получать от него удовольствие.

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Аспекты всестороннего развития ребёнка

  • Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
  • Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
  • Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
  • Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
  • Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
  • Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]