ВВЕДЕНИЕ
«Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». И.П. Павлов.
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.
Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Процесс мышления непрерывен и протекает на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь, в связи с влияниями таких факторов как возраст, социальное положение, стабильность среды обитания. Особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление различают по видам, протекающим процессам и операциям. С понятием мышления неразрывно связано понятие интеллект. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем без проб и ошибок т.е. «в уме». Интеллект рассматривается как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в устойчивости познавательных функций, а так же в степени усвоения умений и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова). Интеллект как неотъемлемая часть мышления, его составная часть и в своём роде обобщающее понятие.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение мышления как познавательного процесса.
Задачами для выполнения поставленной цели являются:
- Дать определение мышления.
- Описать виды мышления.
- Рассмотреть основные мыслительные операции и приемы мышления.
7-е место — Скорпион
Осторожно, опасный момент: Скорпионы обижаются редко, но зато с такой скоростью и настолько метко, что норвежская сборная по биатлону может тихо пойти в уголок и поплакать от зависти. И вот что особенно страшно: Скорпионы исповедуют принцип «Обижаются на близких, прочих же ставят на место»
Так вот, если гневом Скорпиона вас размазало тонким слоем по окружающей действительности, знайте: это вас поставили на место. А вот если обиженный Скорпион захлопнул перед вашим носом дверь в свою жизнь и вы в нее бессмысленно скребетесь, не удостаиваясь даже брезгливого «Пшел вон!», это вы близкий. Были.
Внимание и память
Процесс познания можно представить в виде лестницы, восхождение по которой начинается с ощущений, затем переходит к восприятию, мышлению, воображению и завершается на вершине, которую представляет творчество. Но два когнитивных процесса стоят особняком
Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и существуют только в связи с другими процессами познания
Но с другой стороны, никакая разумная деятельность человека без них невозможна.
Внимание
Это концентрация сознания на внешних объектах и явлениях или на внутренних процессах. Чтобы воспринимать что-то, мы должны на этом сосредоточиться, а объекты, не попадающие в сферу внимания, нами просто не замечаются, то есть и не включаются в процесс познания.
Выделяют два основных вида внимания: произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само по себе, под воздействием специфических раздражителей. Такое сосредоточение независимо от нашего желания вызывают какие-то сильные, яркие, необычные объекты и явления или те, что имеют для нас значение, связаны с нашими интересами и потребностями. Произвольное внимание – осознанная деятельность, направленная на поддержание сосредоточения на объектах, не вызывающих интереса
Значимость этих объектов обусловлена целями и задачами деятельности, а не их яркостью и необычностью. Например, чтобы сосредоточиться на сложном тексте учебника, надо приложить усилия. Произвольное внимание часто вызывает затруднение, поэтому необходимо развивать навыки осознанной концентрации.
В психологии внимание рассматривается и как динамическая сторона познания, и как его направляющая. Именно этот процесс определяет избирательность нашего сознания, причем не только в плане познания, но и в психической деятельности в целом
Внимание также связано с повышенной активностью различных центров головного мозга и делает любую нашу деятельность, в том числе познавательную, эффективной и продуктивной. А утрата способности к концентрации и сосредоточению, непроизвольная потеря внимания – это серьезное психическое заболевание.
Память
Вы уже знаете, что возникающие в процессе восприятия образы неустойчивы. Чтобы они сохранились и стали частью опыта и материалом для нашего мышления, необходима работа памяти
Так же как и внимание, она не является самостоятельным психическим процессом. Не существует памяти в чистом виде, вне, например, процессов восприятия, которое поставляет информацию, или мышления, которое работает с тем, что в памяти сохранено
Весь наш опыт, в том числе и профессиональный, и чувственно-эмоциональный – это заслуга памяти. Но она выполняет и другие важные функции, не только формируя опыт, но и устанавливая связь между настоящим и прошлым. А утратив память, человек вместе с воспоминаниями и накопленным опытом теряет и собственную личность.
В памяти выделяют 4 взаимосвязанных процесса:
- запоминание;
- сохранение информации;
- ее воспроизведение;
- забывание.
Последний процесс тоже важен не только в сфере познания, но и для сохранения эмоционального равновесия человека.
Запоминание и сохранение данных тесно связано не только со всеми познавательными процессами, но и со сферой деятельности. Чтобы знания легче запомнились и дольше сохранялись, они должны быть включены в деятельность: повторение, осмысление, анализ, структурирование, использование в практике и т. д.
Память носит ассоциативный характер, то есть эффективное запоминание происходит через установление связи (ассоциации) с уже имеющейся у нас информацией. Из этого следует очень интересный и важный вывод: чем больше мы знаем, тем легче запоминаем новое.
Таким образом, познавательные процессы – это сложная система психических явлений, которые обеспечивают полноценное существование человека и его взаимосвязь с окружающим миром.
Как выращивать помидоры
Чтобы вырастить сорт Царское Искушение, рассаду необходимо закалить. Через неделю после всходов производится регулярное снижение температуры: днем до 18ºС, а ночью до 13ºС. Помимо этого, закаливание выполняют путем проветривания помещения.
Посадка
Высадка рассады в открытый грунт происходит при температуре почвы не менее 15 ºС и температуре воздуха не менее 20ºС.
В теплицу рассада высаживается с середины апреля, но окончательный срок определяется внешним видом растения: высота — не менее 20 см, количество листьев — не менее 7, толщина — не менее 5 см.
Уход
Забота об этой овощной культуре — гарантия качественного и количественного результата. Этот сорт, несмотря на королевское название, неприхотлив ни к погодным условиям, ни к уходу во время роста и развития. Но тем не менее, без посторонней помощи самостоятельно растение вырасти не сможет.
Полив
В первую очередь частота полива зависит от выпадения осадков. При отсутствии дождей растение поливают 1 раз в неделю, подкармливают каждые 2 недели смесью, состав которой такой: аммиачная селитра (15 г), суперфосфат (50 г), хлористый калий (40 г) на 10 л воды. Также 1 раз в 2 недели рекомендуется подкармливать магнием, а при появлении первых цветков добавлять еще и бор.
Пасынкование
Производится для увеличения урожайности куста. В южных регионах оставляются 2 побега — завязь успеет созреть за длительный теплый период. В северных оставляется только один, центральный, побег. Иначе первые заморозки наступят раньше созревания.
Процедура пасынкования проводится в утреннее время.
Кусты томатов нуждаются в регулярной прополке и рыхлении. Рыхлят почву после каждого полива. Чтобы влага дольше задерживалась в почве, она подвергается мульчированию. В качестве мульчи используется солома или опилки.
Также необходима подвязка, иначе под тяжестью собственных плодов он полностью ляжет на землю. Обычно рядом с кустом устанавливают опору (например, деревянный кол), к которому подвязывают верхушку растения.
Для профилактической обработки используются фунгициды системно-контактного действия: «Дитан М-45», «Квадрис 250». Опрыскивается овощная культура 1 раз в 20 дней.
1.2. Физиологические основы мышления
Как и все психические процессы, мышление представляет собой деятельность мозга.
Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).
И. П. Павлов писал, что «кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление…» .
То есть физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных психических процессов, например ощущения. Однако в настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности. Кроме этого, не вызывает сомнения значение тех зон коры головного мозга, которые обеспечивают гностические (познавательные) функции мышления. Не вызывает сомнения и то, что речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса .
В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.
В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» .
Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности. Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.
Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.
Таким образом, мышление это сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая совместной работой обеих сигнальных систем. При этом, поскольку мышление — это обобщенное при помощи слова отражение действительности, ведущую роль в этой деятельности играет вторая сигнальная система. Постоянное и тесное взаимодействие с первой сигнальной системой обусловливает неразрывную связь обобщенного отражения действительности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений .
Формы
Человека могут окружать разные предметы и явления. Процесс познания имеет две особенности: опосредственность и обобщенность. Первый термин означает, что индивид опирается на ощущения, восприятие и представления. Второй – способность объединять признаки и определять, для какого предмета они характерны. Процессы мышления выражаются в разных формах.
Понятие
При изучении нового предмета человек формирует представления о нем. Выражается это в словесной форме. Понятия могут быть конкретными (квартира, дом, корова и т.п.), так и абстрактными: добро, зло, совесть и другие.
С помощью этой формы мышления человек может разделять предметы по признакам.
Суждение
Мыслительные процессы направлены на формирование положительной или отрицательной оценки о предмете или явлении. Суждение может быть общим, частным или единичным. К первой группе относятся выводы касательно некой группы, например, «все птицы летают». Ко второй – оценка выносится только части группы: птицы семейства Воробьиные могут летать. Третья группа объясняют оценку одного объекта: колибри быстрее всех летает.
Умозаключение
Мышление в психологии не представляется в виде постоянной структуры. Оно развивается, и чем выше его уровень, тем легче человеку рассуждать. Под умозаключением понимают способность делать выводы на основе существующих суждений.
Простой пример – собаки обладают охранными навыками. Среднеазиатская овчарка – это порода собак. На основе этих суждений можно сделать умозаключение: среднеазиатские овчарки – отличные охранники.
Не все выводы могут быть правильными, и не всегда рассуждения человека правдивы
Процесс таких рассуждений всегда выглядит в виде кратких цепочек. Чем выше уровень мышления человека, тем быстрее у него проходят познавательные процессы.
Интеллект
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности
, т.е. те способности, которые обеспечивают «включение» человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций. Эти интеллектуальные способности человека, прежде всего, связаны с такими его характеристиками как:
«умственное развитие» и;
«интеллект».
Под умственным развитием
понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного
социально-психологического норматива
(СПН). То есть уровень умственного развития должен отражать наиболее типичные, общие, характерные для данного социума особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий. Достигнутый человеком уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Интеллект (или общая умственная способность) — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Если интеллект — это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.
Интеллект
— относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее.
Интеллектуальные качества
— качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта. Практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины ХХ века. Стало даже довольно привычным употреблять показатель по тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве «обобщенного» символа интеллекта и уровня умственного развития.
Коэффициент интеллектуальности (IQ)
— количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
Список литературы
- Большой толковый психологический словарь / перевод с английского Р. Артура. — М.: АСТ, Вече, 2006 г. — 560с.
- Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Взаимосвязь обучения, психологического развития и функциональных характеристик созревающего мозга / Л.А. Венгер, А.А. Ибатулина // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С.5 — 9.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов / П.Я. Гальперин. Гальперин. — 2-е изд. испр. и доп. М.: КДУ, 2005 г. — 400 с., илл.
- Джеме, У. Психология / под ред. Л.А. Петровского. — М.: Педагогика, 2003 г. — 368с. (Классики мировой психологии).
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. — Санкт-Петербург:, 2007 г. — 368с.
- Дубровина И.В. Психология : учебник для студентов средних учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2008. С.122 — 138, 170 — 180.
- Исследовательское мышление в психологии / под ред. Е.В. Шороховой. — М.:, 2005 г. — 214с.
- Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко Л.А. под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г. — 431с.
- Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2004 г. — 592 с.: илл.
- Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — 2-е издание, стереотипное. — М.: Academia, 2007 г. — 512 с.
- Тихомиров, O.K.. Психология мышления / O.K. Тихомирова. — МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2005 г. — 131с.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
1
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
Свойства чувств:
2
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
3
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
4
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Понятие и сущность мышления
Определение 1
Мышление – это интеллектуальная фаза, в которой мозгом осуществляется обработка информации с целью формирования последующего суждения о предмете, явлении или ситуации.
В психологии мышление рассматривается как последовательная цепочка элементов по обработке человеком определенной информации.
Одной из основных особенностей мышления является его опосредованный характер и обобщающая сущность.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что индивид не способен мыслить вне понятий и образов. Предмет или явление познается как бы косвенно, через те свойства, которые известны и понятны. Осмысление неизвестного осуществляется через известное.
Мышление опирается на имеющийся у индивида чувственный опыт, который заключается в ощущениях, восприятии и представлении. Кроме того, в мышление используются имеющиеся у человека теоретические знания.
Замечание 1
Таким образом, косвенное познание предмета или явления, и есть опосредованное познание. Соответственно мышление не несет в себе приобретение новых знаний, оно заключается в обработке и переработке уже имеющихся.
Обобщающая сущность мышления выходит из первого свойства и заключается в постижении через взаимосвязь с известным.
Обобщение как познание существенного и общего в объектах окружающей действительность является возможным в связи с тем, что свойства практически всех объектов находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, общее имеется в конкретном и отдельном, а проявляется в частном.
Обобщения, которые индивид получает посредством мышления, он выражает речью (языком, словом). Словесное выражение осмысленного, имеет отношение не только к определенному предмету, но и к группе предметов. Кроме того, обобщению могут быть подвергнуты образы, представления и восприятия. Единственным ограничением, которое может препятствовать мысленному обобщению, является отсутствие наглядности. В тоже время словесное обобщение безгранично.
Мыслительные операции
Мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью мыслительных операций: Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления — опосредования, т.е. выявления все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходства и различия между ними. Когда мы сравниваем предметы или явления, мы всегда можем обнаружить, что в чем-то они похожи, в чем-то — различны.
Сравнение вещей, явлений, их свойств, сравнение выявляет тождество и различие. Сравнение выявляет тождество одних вещей и различие других, что приводит к их классификации. Классификация основана на определенной характеристике, которая, как выясняется, присуща каждому объекту определенной группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, содержанию, жанру, переплету, формату и т.д. Признак, на основании которого производится классификация, называется основой классификации.
Анализ и синтез — важнейшие операции мышления, которые неразделимы. Как единое целое, они дают полное и всестороннее знание о реальности.
Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления с целью составления его частей или мысленного выделения отдельных его свойств, характеристик, качеств. Когда мы воспринимаем объект, мы можем различать в нем одну часть за другой и таким образом определять, из каких частей он состоит. Например, в растении мы различаем стебель, корень, цветы, листья и т.д. Анализ в данном случае — это мысленное расчленение целого на составные части.
Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание их отдельных свойств. Если анализ дает знания об отдельных элементах, то синтез, основываясь на результатах анализа, объединяющего эти элементы, дает знания об объекте в целом. Таким образом, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, предложения, но при этом они постоянно связаны друг с другом: Буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения — в отдельные части текста.
Абстракция. Часто при изучении какого-либо явления необходимо выделить одну черту, одну характеристику, одну его часть для более глубокого познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных и не принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное исключение существенных свойств и признаков предметов или явлений при абстрагировании от несущественных свойств и признаков. С помощью абстракции мы можем получить абстрактные понятия — смелость, красота, расстояние, тяжесть, длина, широта, равенство, стоимость и т.д.
Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстрагированием. Человек не может обобщать, не абстрагируясь от различий в том, что он обобщает. Нельзя мысленно объединить все деревья, не абстрагируясь от различий между ними. Обобщение предполагает объединение предметов и явлений на основе их общих и существенных характеристик. Обобщение, как и абстрагирование, осуществляется с помощью слов. Каждое слово относится не к одному предмету или явлению, а к совокупности похожих отдельных предметов. Например, понятие, которое мы выражаем словом «фрукт», объединяет похожие (существенные) признаки, встречающиеся в яблоках, грушах, сливах и т.д.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях, умозаключениях, правилах….. Детям часто бывает трудно обобщать, потому что они не всегда могут выделить не только общие, но и существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретность — это мысленное представление чего-то единичного, соответствующего тому или иному понятию или общей цели. Мы уже не отвлекаемся на различные признаки или характеристики предметов и явлений, а, наоборот, стараемся представить эти предметы или явления в значительной полноте их свойств. В принципе, частное всегда является ссылкой на пример, иллюстрацией общего. Конкретность играет важную роль в объяснении, которое мы даем другим. Это особенно важно в объяснениях, которые учитель дает детям.
Функции мышления
Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:
- понимание
- решение задач
- целеобразование
- рефлексия
Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.
В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.
Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.
Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.