Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.
Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.
Восприятие в психологии
Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.
Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.
В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.
Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.
Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.
Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.
Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.
Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.
Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность индивида.
Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.
Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер перцепции определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.
Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.
Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.
Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.
Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.
Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.
Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.
Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.
Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.
Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.
Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.
Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.
Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.
Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.
Содержание восприятия обусловливается поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью, в его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия есть необходимыми для ориентирования субъекта в окружающем мире.
Билет №1 Психология как наука. Предмет психологии. Психические явления и психологические факты
Психология – это наука, целью которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности поведения людей в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.
Как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний она существовала еще со времен древней истории. Обычно основоположником психологии принято считать Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Но «знание о душе» (а именно таков дословный перевод термина «психология» с греческого языка – «психе» и «логос», т. е. «душа» и «слово, знание») долгое время относили к области философии, религии или медицины.
В течение многих столетий предметом психологии так и считалась душа. Представления о ней во все века были неопределенны. Каждый исследователь предлагал свою концепцию. Так, например, в Древней Греции философ Гераклит считал душу и разум состоящими из мирового огня – первоначала всего сущего; Анаксимен – из воздуха; Эмпедокл – из слияния корней всего сущего, четырех вечных стихий: земли, воды, воздуха и огня. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считали, что душа «размещается» в сердце, в крови или вообще существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, однако так или иначе они способствовали накапливанию знаний о человеке.
Аристотель был тем, кто впервые сказал о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, у человека все эти три вида сосуществовали вместе. Это был большой прорыв в познании о психике. Ведь если перевести эти представления на язык современной психологии, то можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней – элементарного способа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система и сознания – продукта активной деятельности головного мозга. Таким образом, у Аристотеля душа есть активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него.
Помимо философов, свое представление о душе имели и теологи. Согласно теистическим воззрениям душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Пантеизм определял душу как индивидуальное проявление единой духовной субстанции (микрокосм как отражение макрокосма).
В Новое время Рене Декарт предложил дуалистическое воззрение, которое разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. В новоевропейской же философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
Таким образом, в настоящее время предметом психологии как науки является не размытое в своем толковании понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом же исследования психологической науки являются закономерности возникновения и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, к объекту исследования психологии относятся психические процессы и состояния человека, психические качества человека как биосоциальной системы, т. е. уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных свойств.
Под психикой в современной науке понимают свойство высокоорганизованной материи активно и адекватно отражать реалии окружающего мира.
Чтобы понять сущность психики, необходимо обратиться к рефлекторной теории отражения. Эта теория является естественно-научным фундаментом современной психологии. Согласно данной теории в основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, посредством которого осуществляются все жизненно важные акты.
Рефлекс имеет пятизвенную структуру. Первым звеном является преобразование внешнего или внутреннего раздражения в нервный импульс, который передается в мозг афферентным (центростремительным) потоком. Вторым и наиболее важным звеном является переработка переданного нервного импульса в ощущение, вызывающее соответствующий образ, мысль, эмоцию. Далее следует действие эфферентного (центробежного) потока нервных импульсов, которые передают команду от мозга в соответствующий орган. Четвертое звено – реакция этого органа на мозговой импульс. Завершающее звено – «отчет» о выполнении, поступающий от органа в мозг. Вот элементарный пример – кожный рецептор руки передает болевой импульс. Мозг расшифровывает его как жжение от горячего предмета, посылает команду мышцам руки, она отдергивается от предмета. Мозг получает ответный сигнал об исполнении команды. Как вы понимаете, в действительности это происходит в десятки раз быстрее, чем можно прочитать описание данного примера. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы врожденны. Отдергивание руки от обжигающего предмета как раз является рефлексом безусловным – он является непосредственной реакцией на болевое раздражение. Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни спонтанно или формируются искусственно при многократном повторении реакции на раздражитель. Например, условным рефлексом можно назвать реакцию матери, которая способна спокойно спать при любом шуме, но мгновенно просыпается, услышав хныканье своего малыша. Создание искусственных условных рефлексов применялось лишь в лабораторных условиях на животных. Подобные эксперименты описаны в трудах И. П. Павлова, который ввел в психологию понятие условного рефлекса.
Теория рефлекторного отражения позволила выделить одну из важнейших категорий психологии – сознание. Чтобы подойти к этому понятию, следует сказать несколько слов о филогенезе психики, который можно проследить именно на теории отражения.
476.06 Kb.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Виды восприятия
Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).
Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.
Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.
Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.
Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.
Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.
Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.
Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).
Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.
Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.
Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.
Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.
Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).
Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.
Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.
Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.
Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.
Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.
Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.
Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.
Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.
В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.
В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.
В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.
Очень важно настраивать себя на непосредственное восприятие мира, на остроту переживаний. С возрастом наши эмоции притупляются, и мы часто начинаем испытывать скуку. Скука несовместима с успехом. С удивлением мы открываем, что радость не тождественна переживанию комфорта. Если вас на фоне внешнего благополучия изредка навещают бациллы скуки, то самое время обратить на них внимание и начать учиться чистому детскому взгляду на мир, не отягощенному мнениями и концепциями, детской бескорыстной заинтересованности во всех вещах мира. Детям не бывает скучно — они полны энергией жизни. Часто обретение внешних благ рождает притупленность восприятия, чувство пресыщенности и идущее за ним ощущение бесцельности и бесперспективности жизни.
Очень хорошо подобный случай описан в романе Джека Лондона «Время не ждет». Главный герой этого произведения достиг вершин богатства, став миллионером во время золотой лихорадки, но его стало переполнять ощущение усталости от жизни. В итоге он совершает крайне нестандартный для миллионера поступок: бросает свое богатство и становится снова свободным искателем, бродягой, путешественником, в чем обретает утраченное счастье и полноту жизни.
Думается, мало кто последует этому примеру, да и не стоит воспринимать художественную литературу как учебник буквальных рецептов. Тем не менее, какой-то опыт мы можем отсюда извлечь: капитал действительно часто становится не подмогой для человека в реализации его планов, но грузом и тормозом. Для того чтобы комфорт не опротивел, не приелся, нужно уметь оставлять его на время — временная разлука сделает его преимущества более привлекательными. Радость — чувство, основанное на свободе, а не на зависимостях.
1. Учитесь отделяться от скуки, понимать, что это одно из возможных временных состояний.
2. Постарайтесь понять причины своей скуки. Может быть, вы потеряли из виду свою цель, или утратили связь со своей сверхзадачей. Может быть, ваша скука связана не с целеполаганием, но с вашим неумением отдаваться процессу. Скука — это всегда омертвление, мы же должны вернуть себя к живой жизни.
3. Займитесь исследованием скуки как состояния. Какие физические признаки ей сопутствуют? Как отличаются ваши «скучные» реакции от «радостных»? Пристально наблюдайте за собой, сделав скуку объектом своего интереса.
4. Умейте воспринимать мир как игру в широком смысле этого слова, имеющую смысл в самой бесцельности: игру природы, игру майи. Это свободное творчество, которое поднимается пузырями на поверхность океана и переливается всеми красками.
Если человек обучится науке радости: открытости всем событиям, всем влияниям, и в тоже время способности перерабатывать негативные стороны жизни в позитивные, возможности по желанию отключать свою голову и перемещать свое средоточие в эмоциональный центр, — то его успех будет гораздо более полнокровным.
Оглавление
Восприятие человека человеком
Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.
Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.
Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.
Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.
Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.
Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.
Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.
Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.
Восприятие цвета
На сегодняшний день психологи выделяют два основных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Но есть ещё один уровень – «чувство цвета» – и он важен и специфичен в художественном творчестве. Если ощущение цвета обусловлено физиологией зрения и считается простейшим психическим актом, то восприятие – процесс более сложный, связанный с определёнными психологическими закономерностями. А вот чувство цвета связано скорее с эстетической и эмоциональной сферами.
Существуют некоторые законы восприятия цвета человеком. Они обусловлены особенностями восприятия нашим органом зрения цвета при разных условиях. При восприятии цвета играет роль освещение и адаптация, яркость и индукция. Тонкости природы цвета, сочетания и характеристики цветов, законы восприятия цвета человеком – предмет изучения колористики. Но на некоторых моментах мы остановимся подробнее.
Интересно, что цвета, расположенные рядом, оказывают влияние друг на друга. Более того, цвета всегда воспринимаются в зависимости от окружения. Так, одинаковые по размеру, но разные по цвету квадраты воспринимаются по-разному: белый на чёрном фоне кажется большим, чем чёрный на белом фоне. Оранжевый квадрат в красном обрамлении приобретает желтизну, а на желтом фоне – краснеет. Серый квадрат на оранжевом фоне синеет, а на синем приобретает оранжевый оттенок.
Цвет всегда оказывал сильное влияние на человека, воздействуя на его психологическое состояние и физиологические процессы. На нас влияет насыщенность или бледность цвета, его оттенки, его сочетание с другими цветами. Яркие цвета обладают властью привлечь к себе внимание гораздо быстрее, чем бледные. Светлые цвета больше «радуют глаз», чем тёмные. Зная особенности, законы восприятия цвета человеком, можно использовать эти знания в повседневной жизни, в рекламных целях, можно вызывать те или иные эмоции, создавать определённый настрой, формировать ассоциации и образы.
Психологи на основании цветовых предпочтений человека могут проанализировать его психофизиологическое состояние (тест Люшера).
Каждый цвет по-своему воздействует на психику человека, вызывает разные ассоциации. Рассмотрим некоторые закономерности – общие, важные как в дизайне, так и в жизни, законы восприятия цвета, выявленные психологами.
Красный – это цвет страсти, энергии, напора, интенсивности, огня, силы. Он возбуждает нервную систему, улучшает настроение, стимулирует работу мозга. При длительном воздействии может раздражать, даже повышать давление, усиливать стресс.
Оранжевый – солнечный, радостный цвет, весёлый и динамичный, он ассоциируется с дружбой, открытостью, стимулирует, бодрит, обостряет восприятие, благоприятствует решению проблем. Он даёт ощущение счастья и благополучия, ускоряет серцебиение, не повышая давление. Этот цвет жизнерадостности и импровизации. Но от него нужно отдыхать: он может утомить. Это цвет энергии, баланса, энтузиазма. Но иногда он может восприниматься как цвет невежества и лжи.
Жёлтый – это цвет радости, веселья, он притягивает внимание, улучшает умственную деятельность. Жёлтый цвет помогает решить проблемы и задачи, стимулирует мозг, благоприятствует обучению, способствует ясности и точности мысли. Тех, кто предпочитает этот цвет, отличает стремление к независимости, расширение горизонтов восприятия. Но может вызывать лень и даже зависть. Этот цвет лета, золота, солнечного света, идеализма, радости, но и риска, обмана, жадности, болезни.
Зелёный – цвет спокойствия, свежести, расслабляет и успокаивает нервную систему. Это цвет уравновешенности. Считается, что зелёный цвет успокаивает боль, снижает усталость. Это «тихий» цвет. Он, как правило, нравится уравновешенным и спокойным людям, склонным к самоутверждению. Это цвет весны, природы, бодрости, молодости, восстановления, а также неопытности, зависти, неудачи. У некоторых людей он вызывает ассоциацию с деньгами (доллары), даже с жадностью.
Голубой и синий – эти цвета отражают мир, покой, доверие, консерватизм, создают «прохладный» фон. Считается, что эти цвета помогают снять неврологические боли, снижают уровень тревожности, понижают давление. Но при длительном воздействии они вызывают усталость и утомление. Синий считается цветом доверия, уверенности в себе, спокойствия, надёжности, но может восприниматься как холодный.
Фиолетовый – цвет тайны, он мистичен, в нём есть некая магия. Это цвет знаний и богатства, но может вызывать грусть. Этот цвет предпочитают люди с неустойчивым характером, его называют «цветом женского одиночества». Фиолетовый цвет влияет на сердце, кровеносные сосуды, психику.
Чёрный – цвет тайны и глубины, власти и достоинства. Ну в то же время он может провоцировать страх и тревожность.
Белый – цвет света и совершенства, чистоты, простоты, но в тоже время – это цвет холода, а иногда – и пустоты.
Коротко можно так охарактеризовать основные цвета: к возбуждающим относятся красный, оранжевый и жёлтый, к угнетающим– фиолетовый цвет, тёмно-серый фон и чёрный фон, а к успокаивающим – зелёный и голубой цвета.
Исследователь цвета, швейцарский художник И. Иттен, создал модель 12-частотного круга, и на его основе описал семь типов цветовых контрастов, иллюстрируя, как с помощью других контрастных цветов можно усилить или ослабить впечатление от того или иного цвета.
На основании социологических исследований можно расположить цвета, следуя от наиболее к наименее предпочтительным, таким образом: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зелёный – жёлтый – оранжевый – коричневый – чёрный.
Восприятие человека развивается постоянно, под влиянием условий его жизни.
Внимание, память, мышление и восприятие можно развивать ежедневно, в увлекательной игровой форме, с помощью упражнений для тренировки мозга и памяти онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!