Юрий Аршавский, доктор биологических наук, Калифорнийский университет (Сан-Диего, США)
«Природа» №9, 2020
Светлой памяти замечательного ученого и человека В. П. Эфроимсона
Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989)
Людей всегда интересовала природа человека. Среди прочего особое место занимает вопрос о происхождении у представителей биологического вида Homo sapiens
двух противоположных начал — альтруистического и эгоистического. Термины «альтруизм» и «эгоизм» очень многогранны. В данном случае я предлагаю условно трактовать их как заложенную в геноме человека склонность к проявлению добра и зла. Большинству людей свойственно совершать добрые поступки, т.е. в той или иной мере оказывать бескорыстную помощь своим собратьям по разуму. При этом я имею в виду не только материальную помощь, но и готовность рисковать своим здоровьем и даже жизнью для спасения другого, порой незнакомого человека, особенно когда речь идет о ребенке. В то же время людям присущ чрезмерный эгоизм, который проявляется в агрессивности, непомерной алчности, властолюбии и нередко толкает их на крайне жестокие поступки.
Подобно тому как люди различаются по характеру и по степени одаренности (способности к языкам, музыке, математике и т.д.), они различаются и по выраженности альтруистического и эгоистического начал. Людей с ярко выраженной склонностью к альтруизму в народе называют святыми или праведниками; некоторые из них навсегда вошли в историю человеческой цивилизации. Напротив, люди, наделенные безграничным эгоизмом, зачастую становятся преступниками и убийцами. Если такого рода человек облечен абсолютной властью, число его жертв может измеряться многими тысячами и даже миллионами. История знает немало примеров злодеяний тиранов от античности до наших дней.
Изучение одно- и двуяйцевых близнецов показало, что способности человека и его характерологические особенности в значительной степени определяются его геномом и в гораздо меньшей — воспитанием и образованием [1–3]. Говоря о роли генетических и средовых факторов в определении поведения человека, я должен сделать одну оговорку. Внешние факторы, с которыми организм в норме сталкивается на ранних стадиях развития, могут оказывать радикальное влияние на все дальнейшее поведение организма, поскольку они необходимы для активации соответствующих генов. Два примера для иллюстрации сказанного. В опытах на крысах показано, что материнская ласка (умывание, облизывание и т.д.) в течение определенного критического периода (первая неделя после рождения) необходима для формирования нормального поведения в стрессовых ситуациях. Эффект материнской ласки осуществляется благодаря активации генов, вовлеченных в формирование нейрогуморальных механизмов, участвующих в реакциях на стрессовые раздражители []. Другой пример — существование критического периода для усвоения языка. Дети, которые были изолированы от языковой среды до 9–10 лет (так называемые «дети-волки» или глухие дети, рожденные нормальными родителями), утрачивают способность к обучению языку — обычному или языку жестов. Можно предположить, что языковая среда играет двоякую роль. Она не только позволяет ребенку заучивать слова и словосочетания родного языка, но также ведет к активации генов, обуславливающих способность человека к языковому общению []. Однако эффекты внешней среды, связанные с активацией генетических программ, это не те эффекты, которые имеют в виду, когда говорят о роли генетических и средовых факторов в определении поведения человека.
Как объяснить тот факт, что в человеке (как биологическом виде в целом, так и в каждом индивидууме) уживаются такие противоположные начала, как альтруизм и эгоизм? На этот вопрос есть два основных ответа. Согласно религиозным воззрениям, источником альтруизма служит божественное происхождение человека. Трудности возникают с эгоизмом, для объяснения которого допускается существование не только Бога, но и дьявола. Наука, напротив, легко объясняет эгоизм человека его происхождением от животных, для которых эгоизм — важнейший фактор, способствующий выживанию в борьбе за существование. Гораздо труднее найти объяснение биологических источников альтруизма. Выдающийся российский генетик В. П. Эфроимсон в книге «Генетика этики и эстетики» предложил парадоксальную гипотезу: альтруизм — адаптивный фактор, сыгравший важную роль в процессе эволюции человека. Эфроимсон писал, что доброта и рыцарское отношение к женщинам, старикам, детям — это те свойства, которые неизбежно развивались под действием особой формы естественного отбора (группового естественного отбора) по мере эволюции прачеловека в современного человека. Между тем, другой крупный биолог Л. М. Чайлахян утверждал обратное: только один элемент человеческого социума не вытекает из естественного отбора — это морально-нравственные принципы поведения людей. (Замечу, что при всех научных различиях этих авторов их роднит ярко выраженный гуманистический подход к рассматриваемой проблеме.) Я думаю, что опубликованные недавно результаты палеоантропологических исследований не только поддерживают, но и углубляют точку зрения Эфроимсона. Прежде чем переходить к описанию этих результатов, напомню основные доводы, приводимые им для обоснования гипотезы об адаптивной роли альтруизма***.
Понятие альтруизма
Альтруизм – это поведение человека, предполагающее бескорыстную помощь другим, порой в ущерб своим интересам. Синонимом данного слова является «самоотверженность». Альтруист отказывается от возможных благ и выгод в пользу другого человека или общества в целом. При этом он не ждет от того, кому оказал помощь, благодарностей или вознаграждения.
Следует отличать истинный альтруизм от мнимого. К примеру, женщина живет с мужем-алкоголиком, заботится о нем и надеется, что он исправится. При этом она совершенно забывает о себе, закрывает глаза на то, что супруг уносит из дома последние деньги. Казалось бы, такое поведение женщины можно назвать альтруистическим. Однако на самом деле имеются причины, по которым она терпит выходки мужа. Возможно, женщина боится остаться одинокой и никому не нужной, опасается трудностей при расставании с супругом. Соответственно, выгода в ее поведении все-таки присутствует.
Истинный альтруизм подразумевает геройские поступки на войне, помощь утопающему, оказанную человеком, который сам едва умеет плавать, действия пожарных, вытаскивающих из огня детей. В этих случаях какую-либо выгоду в поведении людей проследить совершенно невозможно.
Причины альтруистического поведения
Существует несколько теорий, которыми объясняется альтруистическое поведение человека. В первую очередь к таковым можно отнести социальную ответственность людей и их потребность отдавать. Согласно этому, человек стремится помочь ближнему, если видит, что тот нуждается в нем и зависит от его действий.
Альтруистическое поведение можно объяснить нежеланием наблюдать страдания других. При этом в случае их прекращения исчезают и негативные эмоции человека, оказавшего помощь, либо они сменяются позитивными. С точки зрения этой теории тесно переплетаются альтруизм и эгоизм.
Еще одной причиной самоотверженности может являться чувство вины, имеющееся у человека. Совершая благородный поступок, он стремится искупить таким образом свои грехи.
Чем альтруист отличается от филантропа
Несмотря на схожесть понятий, есть разница между понятиями альтруист и филантроп.
Филантроп, в отличие от альтруиста, жертвует деньги на хорошие дела, но не обязательно выполняет их сам. К тому же его действия не обязательно бескорыстны и могут иметь какие-либо эгоистичные причины. Зачастую филантропы желают добиться чего-либо, отдавая деньги на благотворительные цели. Иногда это необходимо для того, чтобы добиться определенного статуса, чтобы видеть уважение от других людей, чтобы прикрыть благотворительностью свои истинные цели, которые могут быть не совсем честными и законными.
Филантропия как явление очень схоже с альтруизмом. Однако филантропия – это определенный вид деятельности. Примерами филантропов в России могут стать Константин Хабенский и Чулпан Хаматова, которые занимаются помощью больным детям путем создания специальных благотворительных фондов.
Моральный альтруизм
Моральный альтруизм – это помощь другим людям, в основе которой лежат совесть и нравственные установки человека. При этом индивид действует, исходя из своих внутренних убеждений и понятий о том, как правильно следует поступить в данной ситуации. Живя по совести, человек становится честным перед самим собой, не испытывает чувства вины и душевных мук.
Одной из форм морального альтруизма является нормативный. Он выражается в борьбе человека за справедливость, стремлении наказать виновных и отстоять правду. К примеру, судья выносит суровый приговор преступнику, несмотря на очень крупную сумму, предлагаемую ему в качестве взятки.
Как воспитать ребенка альтруиста
В любой ситуации дети берут пример со своих родителей, поэтому, если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок стал альтруистом, когда вырастет, следует подавать ему правильный пример. Каждое действие родителей будет расцениваться ребенком таким образом, что его нужно повторить. Поэтому следует показывать малышу, что вы помогаете людям. Учите, что нужно делать добро и не отказывать в помощи, если вас об этом попросили. Наблюдая перед собой родителей-альтруистов, дети обязательно захотят быть такими же.
Важно показывать ребенку ваш собственный пример
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм – это попытка человека найти правильный баланс между своими интересами и потребностями и нуждами окружающих. Он предполагает осмысленное совершение человеком бескорыстных поступков, их предварительное обдумывание.
Рациональная теория альтруизма позволяет индивиду защититься от тех, кто мог бы использовать его честность и доброту. Именно поэтому в его основе лежит взаимность стараний. Без этого отношения могут превратиться в эксплуататорские. Человеку необходимо понять, где и когда стоит предлагать свою помощь, постараться не действовать в ущерб себе и своим интересам.
Самые распространенные теории
Среди наиболее распространённых научных теорий, пытающихся объяснить причины, побуждающие человека совершать бескорыстные поступки, можно выделить следующие:
- эволюционная;
- общественного обмена;
- социальных норм.
Рассмотрим кратко каждое из этих направлений.
Эволюционная или биологическая теория
Живые существа часто совершают поступки, в результате которых подвергают себя опасности, но именно это способствует выживанию рода в целом. Таким образом, альтруизм можно рассматривать как один из механизмов сохранения генотипа.
Закономерно встаёт следующий вопрос: как одновременно в природе могут существовать бескорыстная жертвенность и естественный отбор, который является крайне эгоистическим процессом?
В разгадке этого ребуса огромную роль сыграли учёные Р. Фишер, Д. Холдейн и У. Гамильтон, которые создали теорию родственного отбора. Для того чтобы понять её суть, необходимо уяснить, что на уровне генов ни о каком альтруизме речи не идёт. Любое появление «доброго» или «жертвенного» гена, в процессе эволюции приведёт к тому, что он будет вытеснен менее «жалостливыми» коллегами и просто исчезнет.
В то же время вариации одного и того же гена (аллели) присутствуют во многих организмах. С точки зрения естественного отбора, совершенно безразлично, какие именно из них продолжат размножаться, а какие погибнут, важен лишь итог, то есть общее увеличение численности популяции. Поэтому иногда гену выгодно принести в жертву некоторые свои копии, чтобы другие, заключённые в иных организмах, получили определённые преимущества. Другими словами, ради сохранения генофонда в целом приходится жертвовать отдельными организмами.
Естественный отбор позволит «доброму» гену распространиться в популяции только в том случае, если репродуктивное преимущество, полученное в результате совершённого альтруистического акта, превысит ущерб, нанесённый «жертвователю». Эта закономерность в биологии называется правилом Гамильтона.
Нужно отметить, что обозначенные выше тезисы эволюционной теории представлены в очень упрощённом виде. Для лучшего понимания сути вопроса приведём пример, взятый из книги российского биолога А. Маркова «Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа».
Итак, представим море, рыбака, парящую чайку. Разделав часть улова, человек бросил потроха селёдки в море. Заметив это, чайка издаёт несколько призывных криков, подлетает и набрасывается на пищу. На её зов прилетают другие птицы, которые тоже не прочь отобедать. Они начинают отнимать еду, буквально выхватывая из клюва любезно пригласившего их сородича куски рыбы. Чайка начинает активно сопротивляться. Разыгрывается настоящая баталия! Спрашивается, зачем чайка позвала других птиц, ведь в этом поступке нет никакой выгоды для неё? А если уж позвала, то почему добровольно не делится, а всячески пытается оставить еду себе?
Всё дело в причудливом сочетании альтруистического и эгоистического поведения. Поскольку в природе чайки питаются стайными рыбами, то рядом с одной селёдкой, замеченной птицей, в большинстве случаев, есть и другие. А значит, еды должно хватить на всех. Таким образом, ущерб, понесённый самой чайкой в результате альтруистического акта, будет минимальный, а выгода для других птиц будет весьма ощутима. Все останутся сытыми, довольными и оставят многочисленное потомство. Именно поэтому, в соответствии с правилом Гамильтона, в результате естественного отбора у чаек закрепился «призывный крик».
Но в рассматриваемом случае человек бросил в море потроха только одной рыбы. Отдав добычу, чайка останется голодной. Да и на всех прилетевших птиц такого количества пищи явно не хватит. Получается, что сама чайка останется в проигрыше, а преимущества, которые получат другие, будут несущественны. Значит, случайно появившийся «добрый» ген, заставляющий птицу делиться добычей в ущерб себе, в процессе эволюции не закрепится и исчезнет.
Для того чтобы разобраться, в каких ситуациях стоит кричать и звать других на трапезу, а когда лучше съесть всё в одиночестве, нужно развитое сознание, которым, в силу определённых причин, чайка не обладает.
Таким образом, в биологии альтруизм рассматривается как поведение, способствующее сохранению генотипа и репродуктивному успеху других организмов, даже в ущерб себе.
Общественный (социальный) обмен
Эта теория базируется на убеждении, что альтруизм представляет собой глубинное (скрытое) проявление эгоизма. Прежде чем вступить во взаимодействие с другим человеком, оказать ему помощь или поддержку каждый индивид мысленно просчитывает собственную выгоду от подобных поступков. При этом каждый хочет получить максимальное вознаграждение при затрачивании минимальных усилий.
Известный социолог Д. Майерс привёл пример размышлений, предшествующих совершению человеком альтруистического акта. Перед тем как откликнуться на призыв сдать кровь для своего сокурсника, студенты оценивали негативные и позитивные последствия своего решения.
Их рассуждения строились примерно по следующей схеме: «Если соглашусь, то придётся тратить своё свободное время. Возможно, мне будет больно. Но зато я совершу хорошее дело, получу бесплатный завтрак и буду хорошо выглядеть в глазах знакомых. А если откажусь, то буду чувствовать себя виноватым, да и другие не поймут и будут осуждать. Но тогда мне не нужно отказываться от приятных планов на вечер».
Итак, с позиций рассматриваемой теории человек совершает альтруистический поступок тогда, когда рассчитывает получить взамен какой-нибудь бонус. Вознаграждение за бескорыстие может быть:
- внешним (уважение, улучшение имиджа);
- внутренним (уверенность в себе, повышение самооценки).
Идея эгоистической составляющей альтруизма нашла своё развитие в трудах М. Шаллера и Р. Чалдини. Эти социологи причину помощи малознакомым людям, попавшим в беду, видят в желании человека избавиться от дискомфорта, причиняемого вынужденным наблюдением за чужими страданиями.
Учёные признают, что по отношению к своим родным и близким людям человек чаще склонен проявлять истинный альтруизм. Примеры из жизни это подтверждают. Так, парень с большей готовностью придёт на помощь любимой девушке, а не случайной прохожей. Но именно альтруизм, в основе которого лежит эмпатия, по мнению многих исследователей, представляет опасность для общественной морали, поскольку побуждает заботиться о друге и оставляет равнодушным к страданиям других людей.
Теория социальных норм
Часто люди поддерживают друг другу не потому, что рассчитывают получить выгоду или поощрение, а из-за чувства долга и ответственности. Увидев на улице первоклассника, который никак не решается перейти проезжую часть рядом со школой, большинство взрослых людей поможет ему просто потому, что так нужно и должно поступать в сложившейся ситуации. Именно в теории социальных норм значение слова «альтруист» приобретает оттенок нравственности и морали.
Выделяют две социальные нормы, которые определяют причины бескорыстного поведения:
- Норма взаимности. Э. Гоулднер считал, что человек должен помогать тем, кто поддерживает его. Другими словами, на добро нужно отвечать только добром. Это правило социолог называл настоящим кодексом чести, единственным и универсальным. Именно поэтому людям трудно просить о помощи, если им нечего предложить взамен.
- Норма ответственности. Распространяет своё действие на тех, кто в силу объективных причин не может быть равноценным участником социальных отношений (дети, пожилые, люди с ограниченными возможностями). Обязывает членов общества помогать нуждающимся без ожидания какого-либо вознаграждения за свои действия.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруистические поступки очень часто совершаются человеком, которым движут некие переживания и чувства. Это может быть милосердие, сострадание или сочувствие. Как правило, доброжелательность и самоотверженность альтруистов распространяются только на близких людей – родственников, друзей, любимых. Если же альтруизм выходит за рамки подобных отношений, он носит название «филантропия». Чаще всего она проявляется в благотворительности и помощи нуждающимся.
Характеристика альтруиста
Среди основных личных качеств человека-альтруиста можно выделить:
- Искреннюю доброжелательность к людям;
- Милосердие;
- Готовность пожертвовать собой ради других;
- Открытость по отношению к другим людям;
- Гуманизм;
- Мужество перед любой опасностью.
Альтруизм проявляется ко всему, в том числе по отношению к животным
Понятие эгоизма
Понятием, противоположным альтруизму, является эгоизм. Он представляет собой поведение индивида, направленное исключительно на удовлетворение своих интересов и потребностей, получение выгоды и пользы для себя. Последствия, к которым могут привести подобные действия для остальных людей, эгоистом в расчет не принимаются.
Существует мнение, что каждый человек генетически предрасположен к эгоизму. Это объясняется длительной борьбой за выживание и естественным отбором в условиях, в которых людям пришлось существовать длительное время. Некоторые ученые считают, что всеми поступками человека движет эгоизм. Даже самые благие намерения и бескорыстные действия на самом деле имеют скрытую цель удовлетворить потребности самого человека, а не окружающих.
Различают рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В итоге он поступает так, как ему кажется правильным и целесообразным. Иррациональный эгоизм предполагает необдуманные и импульсивные действия, которые могут повлечь за собой неприятные последствия для окружающих.
Альтруизм и эгоизм
Казалось бы, что такие противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли считать эгоизм отрицательным качеством личности. Люди, обладающие им, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм подразумевает, напротив, положительную оценку. Люди всегда почитали самоотверженность и геройские поступки.
На самом деле, нельзя разделять такие понятия, как альтруизм и эгоизм. 4 класс в школе — время узнать о значении этих слов и то, что они прекрасно сочетаются в одном человеке и дополняют друг друга. В основе как альтруизма, так и разумного эгоизма лежат мораль и нравственность. Ценность человеческой жизни безмерно велика, причем и чужой, и своей собственной. Поэтому, если индивид стремится к личной выгоде и реализации своих потребностей, это нельзя считать злом, конечно, при условии, что от этого не страдают другие люди.
Нужно помнить и о том, что человек может меняться в зависимости от того, какой он получает жизненный урок. Эгоизм и альтруизм могут чередоваться в людях. К примеру, если человек, совершивший благородный поступок, вместо благодарности получает осуждение либо если его физические и моральные возможности совершать добрые поступки иссякли, то он может превратиться в эгоиста. Забота о собственной персоне также может смениться альтруизмом, если для этого создались подходящие условия.
Проблемой современного общества является осуждение как самоотверженного поведения, так и эгоизма. В первом случае людей часто считают ненормальными либо не верят им и ищут скрытую выгоду в их поступках. Эгоизм же ассоциируется с жадностью и наплевательским отношением к окружающим.
Плюсы и минусы альтруизма
Положительные стороны самоотверженности очевидны каждому человеку. Альтруизм – это прежде всего помощь людям. Если вам удалось спасти ближнего или оказать ему поддержку в нужный момент, это, безусловно, заслуживает похвалы и одобрения. Совершая бескорыстные поступки, помогая окружающим, каждый человек делает наш мир немного добрее и гуманнее.
Есть ли у альтруизма минусы? В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек совершенно забывает о себе и своих интересах, это может нанести существенный вред ему самому. Очень часто окружающие начинают пользоваться добротой и мягкосердечностью человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно просят у него взаймы денег и не отдают их. Они знают, что им никогда не откажут и всегда помогут, даже если это не так уж и необходимо. В результате альтруист может остаться ни с чем, не получив никакой благодарности за свои добрые деяния.
Как стать альтруистом
Некоторые люди, поняв, что эгоистические нормы им не подходят или же больше не приносят радости, желают изменить свою жизнь и стать альтруистами. У данного типа мировоззрения есть масса положительных сторон, поэтому может быть полезным начать помогать людям. Для того, чтобы стать альтруистом, можно сделать следующее:
- Принять участие в благотворительности различного масштаба и направлений. Например, помочь деньгами какому-то определенному нуждающемуся человеку или стать донором. Возможно начать регулярно жертвовать средства в благотворительные фонды.
- Начать помогать своим близким людям и родственникам. Достаточно просто начать помогать и вести себя доброжелательно со своей семьей. К примеру, отложить свои дела, чтобы провести вечер помогая своим родителям, — это первый шаг к альтруизму.
- Начать помогать тем людям, которые нуждаются в поддержке. Например, помочь советом своему знакомому или сделать отчет вместе со своим коллегой.
- Дарить без повода подарки своим близким.
- Постараться вести себя тактично и вежливо со своим окружением. К примеру, начать уступать место в транспорте или уступить очередь пожилому. Эти мелочи складываются в альтруизм.
Однако такое желание «стать альтруистом» нельзя назвать полноценным альтруизмом. Ставя перед собой задачу – перестать быть эгоистам, вы закрываете свой гештальт путем альтруистичных поступков. Но они не вызваны у вас сердечным желанием помочь кому-либо, вы делаете это для достижение или проработки своих проблем и вопросов.