Ассоциации. Мыслительные операции. Четыре этапа запоминания

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Алый вальс. Летит из лога Медь прощаний, трав финал. Глина серая, тревога, Церемонность, тишина. Аспидные глуби листопада Падают в гигантские аркады…»

Нет, это не шедевр поэзии Серебряного века, а мнемоническое правило для запоминания аминокислот. Слова в стихотворении начинаются с той же буквы, что и название аминокислоты: от аланина до гистидина и аргинина — да, названия у аминокислот вот такие. Становится понятно, зачем потребовались приемы запоминания и что «аспидные» — еще не самое страшное слово.

У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.

Введение

Вы решили позаниматься мнемотехникой? Для начала давайте попробуем разобраться что же это за наука такая. Если мы обратимся к энциклопедии, то получим вот такое определение : Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Говоря простым языком, это специальные приемы для запоминания новой информации, которая в свою очередь кодируется в образ и привязывается через ассоциации к уже имеющейся информации. Например, мы все с вами с самого детства знаем 7 цветов радуги и их последовательность. Помните известную запоминалку?

Каждый охотник желает знать где сидит фазан.Эта фраза запоминается практически с первого раза, поскольку это всего одно предложение. По первым буквам мы легко можем вспомнить основные цвета радуги: Красный, Оранжевый, Желтый, Зелёный, Голубой,Синий, Фиолетовый.

Вообще, приемы мнемотехники хороши для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Давайте посмотрим, какую последовательность чисел легко запомнить: 830948362 или 123456789 или 194119454? Наверное, ту, с которой у Вас есть ассоциации: счет по порядку (123…), памятная дата (1941-1945) или же любимое число, день рождения, номер Вашего автомобиля и т.д.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Таким образом, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу. Владение навыками мнемотехники позволяет мнемонистам (людям профессионально занимающимся мнемотехникой) запоминать огромные последовательности чисел. Например, 20 000 цифр после запятой числа Пи (3,141592653589793238…)

Приведем вам несколько реальных примеров проявления феноменальной памяти Так, 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о’Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах и допустил всего одну ошибку. Причем каждую карту ему показали всего один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором — 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации. Каждая цифра при запоминании имеет свой образ, определённый ими раз и навсегда, например: 1- ёж, 2 — яд, 3- ухо, 4 — чек, 5 — пятак и т.д. Когда надо запомнить последовательность цифр: 51342. Мнемонисты мгновенно переводят её в образы: пятак-ёж-ухо-чек-яд, Связывают в ассоциацию: на пятаке изображен ёж, у ежа большое ухо, из уха торчит чек, чек пропитан ядом и запоминают её. Дело в том, что сознанию гораздо удобней и проще работать с образами, чем с абстрактными символами и цифрами.

Попробуем поработать одним из методов мнемотехники — “цепочка”. Данный метод работает таким образом: образы связываются в ассоциации попарно. В каждой паре образы должны иметь примерно одинаковый размер. Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.

Разберем метод “цепочка” на примере: книга — стул — окно — лампочка, берётся 1-ый и 2-ой образ и связываются в ассоциацию (книга лежит на стуле). Затем связываются 2-ой и 3-ий образы (стул разбил окно) и 3-ий и 4-ый (в окне горит лампочка)

НАГЛЯДНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ МЕТОДА ЦЕПОЧКА

1) книга лежит на стуле; 2) стул разбил окно; 3) в окне горит лампочка.

Рисунок 1. Запоминаем методом Цепочка: книга-стул-окно-лампочка (горизонтальная ассоциация)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

— Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. — Всегда образуйте связи по определенной системе. Например, если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева (рисунок 1), если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте cверху (рисунок 2). При припоминании считывайте образы в том же порядке. — Образы представляйте ярко, красочно, объёмно. — Связи между образами могут быть фантастическими. Например, стул смотрит в окно. Это помогает запоминанию.

Рисунок 2. Запоминаем методом Цепочка: книга-стул-окно-лампочка (вертикальная ассоциация)

Попробуем понять, зачем нам нужна мнемотехника?

1. Если Вам необходимо запоминать большой объем информации, то Вам пригодится мнемотехника. 2. Если Вы хотите быть уверены в правильности и точности запоминаемого материала, то Вам не обойтись без мнемотехники. 3. Если Вам уже за 25 и что-то с памятью моей стало, то и здесь поможет мнемотехника. 4. Наконец, мнемотехника является очень хорошей зарядкой для мозга.

Предупреждение!

Но, есть одно но. Чтобы освоить мнемотехнику надо будет тренироваться. Нужно освоить ряд приёмов и многократно тренироваться в их применении. По трудозатратам, освоение мнемотехники можно сравнить с освоением иностранного языка, до среднего или ниже среднего уровня. Если Вы хотите попробовать освоить мнемотехнику, то вперёд, мы в этом Вам поможем, а если нет, то мы просто пожелаем вам всего хорошего!

Эффективность [ править ]

Академические исследования использования мнемоники показали их эффективность. В одном из таких экспериментов испытуемые разного возраста, которые применяли мнемонические техники для изучения нового словарного запаса, превзошли контрольные группы, которые применяли контекстное обучение и стили свободного обучения. [25]

Мнемоника различается по эффективности для нескольких групп, от маленьких детей до пожилых людей. Стратегии мнемонического обучения требуют от преподавателей времени и ресурсов для разработки творческих и эффективных устройств. Самые простые и креативные мнемонические приемы обычно наиболее эффективны для обучения. В классе мнемонические устройства должны использоваться в соответствующее время в учебной последовательности для достижения их максимальной эффективности. [26]

Мнемоника оказалась более эффективной для групп людей, которые боролись или имели слабую долговременную память., как и пожилые люди. Спустя пять лет после обучения мнемоническому обучению группа исследователей наблюдала за 112 пожилыми людьми в возрасте 60 лет и старше, проживающими в общинах. Отсроченное вспоминание списка слов оценивалось до и сразу после мнемонического обучения, а также при 5-летнем наблюдении. В целом, не было существенной разницы между запоминанием слов до тренировки и последующим наблюдением. Тем не менее, результативность перед тренировкой увеличивает показатели эффективности сразу после тренировки и использования мнемонического прогнозируемого результата при последующем наблюдении. Лица, которые сами сообщили об использовании мнемоники, показали наивысшую производительность в целом, со значительно более высокими баллами, чем до тренировки. Полученные данные показывают, что обучение мнемонике имеет долгосрочные преимущества для некоторых пожилых людей, особенно для тех, кто продолжает использовать мнемонику.[27]

Это контрастирует с результатами опросов студентов-медиков, в которых примерно только 20% часто используют мнемонические сокращения. [28]

У людей процесс старения особенно влияет на медиальную височную долю и гиппокамп , в которых синтезируется эпизодическая память . Эпизодическая память хранит информацию об элементах, объектах или характеристиках с пространственно-временным контекстом. Поскольку мнемоника помогает лучше запоминать пространственную или физическую информацию, чем более абстрактные формы, ее эффект может варьироваться в зависимости от возраста человека и того, насколько хорошо функционируют медиальная височная доля и гиппокамп.

Это может быть дополнительно объяснено одним недавним исследованием, которое указывает на общий дефицит памяти для пространственного местоположения у пожилых людей (средний возраст 69,7 со стандартным отклонением 7,4 года) по сравнению с молодыми людьми (средний возраст 21,7 со стандартным отклонением 4,2 года). Поначалу разница в распознавании целей была незначительной.

Затем исследователи разделили пожилых людей на две группы: здоровые пожилые люди и пожилые люди с ограниченными возможностями, согласно нейропсихологическому тестированию . При разделении возрастных групп наблюдался очевидный дефицит в распознавании целей у пожилых людей с ограниченными возможностями по сравнению как с молодыми людьми, так и с пожилыми здоровыми взрослыми. Это также подтверждает различную эффективность мнемоники в разных возрастных группах. [29]

Более того, ранее были проведены различные исследования с той же идеей, которые дали результаты, аналогичные результатам Reagh et al. в задании на распознавание словесной мнемоники. [30]

Исследования (в частности, « Магическое число семь, плюс или минус два ») показали, что кратковременная память взрослых людей может содержать только ограниченное количество элементов; группирование элементов в более крупные фрагменты, такие как мнемоника, может быть частью того, что позволяет сохранять больший общий объем информации в кратковременной памяти, что, в свою очередь, может помочь в создании долгосрочных воспоминаний. [ необходима цитата

] [31]

Ассоциации

Всякое запоминание или заучивание предполагает установление соответствующих нервных связей, или ассоциаций. Психологи понимают под ассоциацией закономерную связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями. А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечет появление в сознании явления В. Существует также закрепленное в языке устойчивое словосочетание «вспомнить по ассоциации». Под этим подразумевается, что стимул А вызывает в мозге реакцию В. Например, знакомая мелодия вызывает воспоминание кинофильма, слов песни. Фотография вызывает в памяти воспоминания о прошлых событиях. В мнемотехнике используется та же терминология, но толкование понятий отличается от общепринятых в психологии. «Вспомнить по ассоциации» — в мнемотехнике мы можем говорить так же, но понимать это нужно как «вспомнить ранее созданную в мозге связь». Причем связь могла быть создана естественным путем (непроизвольно) или связь могла быть создана специально, сознательно. Попробуем разобраться. Естественная ассоциация – это автоматическая фиксация связи между объектами окружающего мира. Например, если мы видим на окне вазу с цветами, то в голове сразу возникает естественная комбинация соединенных образов: ОКНО-ВАЗА-ЦВЕТЫ. Эта связь запоминается без мозгом без нашего сознательного участия. Например, при многократном восприятии автомобиля в мозге сохраняется естественная ассоциация «автомобиль». Это образ, состоящий из нескольких других образов: корпус автомобиля, колеса, капот, крыша, руль, багажник, номер… Или образ «входная дверь» состоит из нескольких подобразов: сама дверь, глазок, номерок, ручка, замок. Естественные ассоциации активно применяются в мнемотехнике (метод Цицерона, метод свободных ассоциаций, запоминание фотографий и иллюстраций). Искусственная ассоциация (или просто ассоциация) – это зрительный образ, на части которого сознательно (искусственно) привязаны другие образы. В ассоциации различают: основу ассоциации (целый образ, включающий в себя другие образы – части целого образа) и элементы ассоциации – образы, связанные с частями целого образа. Мозг запоминает эти образы как одну картинку. В искусственную ассоциацию можно связать от двух до пяти образов одновременно. Грубо говоря, искусственная ассоциация похожа на елку с елочными игрушками. Где елка – это главная часть информации (основа ассоциации), а елочные игрушки (другие части информации) – элементы ассоциации.

Мнемонические правила

Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации

Суть мнемотехники сводится к созданию и соединению визуальных образов. Есть ряд правил, по которым они образуются:

  1. Образы должны быть крупными. Если представить, что воображение – это экран, то представляемое изображение должно занимать всю его площадь.
  2. Образ должен быть детальным. Если представляется дерево, то нужно рассмотреть каждую его часть: крону, кору, корни, каждый листочек. Чем больше представляется деталей, тем большее количество нейронов задействуется в головном мозге, и больше вероятность, что картинка сохранится в голове.
  3. Образ должен быть цветным, в идеале – разноцветным.

Чтобы закрепить навыки создания образов, соответствующих этим правилам, есть специальные приложения. Можно отрабатывать эти умения и самостоятельно. На этих правилах строятся все мнемотехнические приемы запоминания в психологии.

Основная операция с ассоциациями — это соединение образов.

Мы имитируем естественный процесс восприятия с последующим запоминанием и в своем воображении можем соединить несколько образов. Затем мозг запоминает взаимосвязь между ними. И потом по одному из этих образов он может воссоздать картинку целиком. Операция «соединение образов» — своеобразный выключатель механизма запоминания.


В данном случае необходимо образовать ТРИ ОТДЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ. Для этого необходимые образы соединяются в воображении и удерживаются соединенными примерно 3-6 секунды.

Образы абстрактных понятий

Обычно не составляет проблем представить образы вещей и предметов. Говоря «чашка», вы видите свою любимую чашку, у которой есть форма, цвет и вес. «Дорога» вызовет в воображении знакомый вам участок дороги. Но что делать с абстрактными понятиями, не имеющими предметного воплощения, вроде «согласия», «обязательства» или «суггестии»? Существует два приема перекодирования таких понятий в образы. Первый основан на созвучии. Вы подбираете слово или слова, которые звучат похоже на то, которое вы хотите запомнить. Затем вы кодируете в образ именно это созвучное слово.

Второй прием использует символическое воображение: вы подбираете конкретный образ-символ интуитивно, так чтобы он выражал абстрактное понятие. Этот символ может быть общепринятым, а может быть понятным только для вас. «Со-гласие» напоминает о голосах, звучащих в унисон. Образ хора легко представить себе визуально. «Обязательство» созвучно обозу, который нужно тащить за собой как груз обязательств. «Суггестию» можно вообразить в виде высокого снежного сугроба — первых трех первых букв часто достаточно, чтобы построить ассоциацию.

Если вы хотите использовать символы, «согласие» можно вообразить как крепкое рукопожатие. Или как египетский обелиск на площади Согласия в Париже. «Обязательство» можно представить в виде официального документа с печатью. «Суггестию» может символизировать эстрадный гипнотизер в тюрбане и плаще с красной подкладкой. Ассоциации и символы очень индивидуальны. У знатока Средневековья слово «суггестия» ассоциируется с именем аббата Сугерия, жившего в XI–XII веках и известного как заказчик готического храма Сен-Дени в пригороде Парижа. Чем шире кругозор человека, тем легче ему подбирать ассоциации и запоминать новое.

Упражнение

Возьмите словарь терминов малознакомой вам области знания: техники, философии или психологии. Открывайте его наугад и подбирайте образы для встречающихся вам слов, используя фонетические и символические ассоциации.

Правила образования ассоциаций

Для точного образования ассоциаций существует несколько основных правил. Давайте их разберем: 1. Представляйте зрительные образы четкими и конкретными в пространстве на расстоянии около одного метра от себя. При этом не имеет значение то открыты или закрыты у вас глаза. Но большинство опытных мнемонистов предпочитают образовывать ассоциации с открытыми глазами, сфокусировав взгляд на однотонной гладкой поверхности. 2. Зрительные образы представляйте довольно крупного размера, чтобы вы могли их уменьшать (удалять) и увеличивать (приближать). 3. Соединяйте зрительные образы так, чтобы их можно было обвести сплошной непрерывной линией по кругу. То есть все образы в ассоциации должны соприкасаться друг с другом. 4. Образовывайте ассоциацию так, чтобы все зрительные образы были вам четко видны. Нельзя прятать образы друг в друга или один за другой. 5. Когда вы создаете ассоциацию, ваши зрительные образы могут находиться в движении. Но после того как вы их соединили, остановите (зафиксируйте) картинку и сфокусируйте на ней свое внимание. 6. Созданные вами зрительные образы могут иметь различный характер (быть грустными или веселыми, добрыми или злыми). На самом деле это не влияет на процесс запоминания, но чем «ярче» характер образа, тем лучше. 7. Для облегчения процесса соединения образов, вы можете подгонять их друг к другу разными способами (вращать, крутить, приближать, удалять).

Ссылки [ править ]

  1. Соунс, Кэтрин; Стивенсон, Ангус; Хоукер, Сара, ред. (29 марта 2006 г.). Краткий Оксфордский словарь английского языка (компьютерная программа):
    статья «мнемоника»(11-е изд.). Издательство Оксфордского университета.
  2. μνημονικός . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон
    в проекте Perseus
  3. μνήμη . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон
    в проекте Perseus
  4. Карлсон, Нил; и другие. (Март 2010 г.). Психология наука о поведении
    . Пирсон Канада, Соединенные Штаты Америки. п. 245 . ISBN 978-0-205-64524-4 .
  5. ^ abcd
    Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Мнемоника ».
    Encyclopdia Britannica
    .
    18
    (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 629–630.
  6. Используемый метод описан автором Rhet ad Heren.
    iii. 16-24; см. также Quintilian (
    Inst. Or.
    xi. 2), счет которого, однако, неясен. В его время искусство практически перестало практиковаться.
  7. Английская версия Леонарда Соуэрсби, 1661; выдержки « Нового искусства памяти»
    Грегора фон Фейнегля , 3-е изд., 1813 г.
  8. Упрощенная форма метода Фейнегля была опубликована Эме Пэрис ( Principes et applications diverses de la mnémonique
    , 7-е изд., Париж, 1834). Использование символических изображений было возрождено в связи с последним Антонием Язвинским из Польши. Его система была опубликована польским генералом Я. Бемом под названием
    Exposé général de la méthode mnémonique polonaise, perfectionnée à Paris
    (Париж, 1839). Различные другие модификации систем пропагандировались последующими мнемонистами на протяжении всего XIX века. В 20 веке были предложены более сложные системы, такие как
    система памяти Keesing
    ,
    система памяти и умственной тренировки
    и система памяти Пельмана.
  9. «Типы мнемоники» (PDF) .
  10. Ежеквартальный музыкальный обзор
    .
    1
    . Дж. Хейвуд. 1885. с. 107.
  11. «Мнемоника Великих озер — часть серии ускоренного обучения» . www.happychild.org.uk
    .
  12. Gambhir, RS (1993). Основы физики
    .
    2
    . New Age International. п. 49. ISBN 81-224-0523-1 .
  13. Глинн, Шон; и другие. (2003). Мнемонические методы
    . Учитель естествознания. С. 52–55. ProQuest 214619949 .
  14. «Вопросы и ответы о планетах» . Архивировано 8 февраля 2014 года . Проверено 6 июля 2008 .CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  15. «Мнемоника О, будь хорошей девушкой, поцелуй меня! В астрономии» . Инструменты памяти мнемонических устройств
    .
  16. «BrINClHOF (произносится Brinklehoff)» . Инструменты памяти мнемонических устройств
    .
  17. «Двухатомные молекулы» . ICT4US
    .
  18. https://mathworld.wolfram.com/PiWordplay.html
  19. Balbuena, Шервин; Буаян, Морена (январь 2015 г.). «Мнемоника и игры: основы обучения целым числам» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский журнал образования, искусства и науки
    .
    2
    (1): 14–18. ISSN 2362-8022 .
  20. «Professorzuckermann — Англо-иудейская лексическая мнемоника» . Профессор Гилад Цукерманн — פרופ ‘גלעד צוקרמן
    .
  21. ^ ab
    Цукерманн, Ghil’ad (2011). «Мнемоника в усвоении второго языка» .
    Word Ways: журнал развлекательной лингвистики
    .
    44
    (4): 302–309.
  22. «Как освоить иностранный язык» . buildyourmemory.com
    . Архивировано из оригинала на 2015-03-25.
  23. «Нерегулярные испанские императивы, облегченные Вин Дизелем» . AlwaysSpanish.com
    . Дата обращения 5 марта 2015 .
  24. Наир, RD; Линкольн, Северная Каролина (18 июля 2007 г.). Линкольн, Надина (ред.). «Когнитивная реабилитация при нарушениях памяти после инсульта» (PDF) . Кокрановская база данных систематических обзоров
    (3): CD002293. DOI : 10.1002 / 14651858.CD002293.pub2 . PMID 17636703 .
  25. Левин, Джоэл Р .; Левин, Мэри Э .; Glasman, Lynette D .; Нордвалл, Маргарет Б. (апрель 1992 г.). «Обучение мнемонической лексике: дополнительные доказательства эффективности». Современная педагогическая психология
    .
    17
    (2): 156–174. DOI : 10.1016 / 0361-476x (92) 90056-5 .
  26. Seay, Sharon S .; Макалум, Гарри Г. (май 2010 г.). «Использование мнемоники в качестве педагогического инструмента в аудите» (PDF) . Журнал Академии лидерства в образовании
    .
    14
    (22): 33–47.
  27. О’Хара, Рут; Брукс, Джон О.; Фридман, Лия; Schröder, Carmen M .; Морган, Кевин С .; Кремер, Хелена К. (октябрь 2007 г.). «Долгосрочные эффекты мнемонической тренировки у пожилых людей, проживающих в сообществе». Журнал психиатрических исследований
    .
    41
    (7): 585–590. DOI : 10.1016 / j.jpsychires.2006.04.010 . PMID 16780878 . ProQuest 621661024 .
  28. Brotle, Чарльз Д. (2011). Роль мнемонических сокращений в клинической неотложной медицине: исследование обоснованной теории
    (тезис EdD) — через ProQuest.
  29. Reagh, Захария М .; Робертс, Джаред М .; Ли, Мария; ДиПросперо, Натали; Мюррей, Элизабет; Ясса, Майкл А. (март 2014 г.). «Дефицит пространственной дискриминации как функция мнемонического вмешательства у пожилых людей с нарушениями памяти и без них» . Гиппокамп
    .
    24
    (3): 303–314. DOI : 10.1002 / hipo.22224 . PMC 3968903 . PMID 24167060 .
  30. Ли, Мария; Мюррей, Элизабет; Ясса, Майкл А. (июнь 2013 г.). «Перцептивное и концептуальное вмешательство и разделение моделей вербальных стимулов у молодых и пожилых людей» . Гиппокамп
    .
    23
    (6): 425–430. DOI : 10.1002 / hipo.22110 . PMC 3968906 . PMID 23505005 .
  31. Миллер, Джордж А. (1956). «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию». Психологический обзор
    .
    63
    (2): 81–97. DOI : 10.1037 / h0043158 . ISSN 1939-1471 . PMID 13310704 .

Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.

С выделением основы ассоциации. Один образ в ассоциации выбирается центральным и мысленно представляется более крупным; другие образы ассоциации соединяются с разными частями этого центрального образа (запоминание на разные части образа). С сохранением последовательности образов в ассоциации. Входящие в ассоциацию образы соединяются последовательно парами по определенной системе. Например, слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем. При этом все образы группируются вблизи первого образа так, чтобы была видна вся ассоциация целиком и одновременно. Произвольно. Все образы ассоциации примерно равны между собой и соединяются произвольно, без определенной системы. Главное при образовании ассоциативной связи представлять мысленно все образы ассоциации одновременно.

Примеры образования ассоциативной связи Представьте свечку. Проткните ее карандашом. В карандаш вставьте спицу. К спице привяжите веревочку. На веревочку привяжите гирьку. На гирьку посадите бабочку. Следите, чтобы все образы располагались кучно вокруг первого образа (свеча). После создания парных взаимосвязей постарайтесь увидеть всю ассоциацию целиком.

Упражнения и приемы

Как влюбить в себя девушку — психологические приемы и советы

Существует большое количество приемов, предназначенных для запоминания разного вида информации. Условно мнемотехника, в частности методы этой дисциплины, делятся на инструменты создания образов и запоминания последовательности. Вот некоторые приемы мнемотехники для развития памяти взрослым (упражнения из них можно сделать легковзять набор слов и отработать эти методы на них):

  1. Цифро-буквенный код. Прием позволяет запоминать большие числа или их комбинации. Каждой цифре присваивается определенная буква, на основе которой создаются образы, которые соединяются любым приемом запоминания последовательности. Например, число 7345 можно разделить на буквы с, т, ч и п, создать с ними по слову: собака, тапок, чрезвычайный и позор. Далее сделать с ними предложение или соединить их методом «цепочка».
  2. Метод вешалок. К каждой цифре придумывается ассоциация, которая соединяется любым приемом запоминания последовательности. Например, числа 5432 можно разложить на слова: «школа», «хорошо», «гусь», «плохо». Ассоциации желательно придумывать самостоятельно, так выше эффективность запоминания.
  3. Привязка к хорошо знакомой информации. Если новую информацию связать с уже знакомой, запоминается она значительно лучше. При запоминании числа 39 можно вспомнить Вторую мировую войну.
  4. Символизация. Прием для запоминания абстрактных слов и незнакомых терминов. Например, общепринято обозначать слово «любовь» сердцем. Желательно придумывать свои символы.
  5. Созвучие. Хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Всегда к незнакомой языковой единице можно подобрать созвучный аналог на русском языке и представить его в виде визуального образа.

Приемы запоминания последовательности:

  1. Цепочка. Один образ представляется на другом или прицепленным к нему. Потом так же связывается третий со вторым, четвертый с третьим и так далее. Прием не подходит для запоминания больших последовательностей, поскольку через некоторое время в голове остаётся только несколько первых и последних образов.
  2. Матрёшка. Берется образ 1, выделяется какая-то его часть, с которой связывается образ 2. Дальше принцип аналогичен предыдущему приему. Позволяет запоминать не только последовательность, но и структуру (например, сложный план выступления).
  3. Метод Цицерона. Представляется хорошо знакомая улица, к объектам которой (на ларьках, домах, остановках) привязываются образы. Чертоги разума из фильма «Шерлок» – немного модифицированный вариант этого приема. Представляется дворец или сад, к объектам которого привязываются запоминаемые образы.


Метод Цицерона

Чтобы отрабатывать мнемотехника методы и приемы, существует программа Mnemocon на iOS и Android.

Важно! Для тренировки лучше подойдут реальные жизненные ситуации. Начать можно с программы, потом переходить к учебе, работе или к любой другой сфере применения навыка.

Мыслительные операции с образами

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета и по толщине. В этом уроке мы потренируем различные мыслительные операции. Ваша задача будет состоять в запоминании образов парами, используя эти самые операции. Во время этого занятия вам придется не только представлять себе то что нужно запомнить, но и видоизменять эти образы. Одной из мыслительных операций мы уже овладели на предыдущем занятии – это соединение образов. Это процесс, во время которого в своем воображении мы мысленно соединяем несколько образов, а наш мозг запоминает взаимосвязи между ними. А затем по одному из запомненных образов мы выстраиваем всю ассоциацию целиком.

Следующая мыслительная операция, которую мы разберем это увеличение — уменьшение размеров образов. Представим себе образ маленького размера и мысленно удалим его. Теперь, если этот образ начать увеличивать, то с него можно считать ранее образованные взаимосвязи. Такую мыслительную операцию легко применять при формировании ассоциаций с разными частями одного образа. Мы концентрируем свое внимание на каком-либо подобразе, затем этот подобраз увеличивается и занимает все внутреннее пространство сознания. Другие части образа и ассоциации тем самым вытесняются. Говоря простым языком, необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбик и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Еще одна мыслительная операция – это выделение подобраза. Для начала из основного образа вы должны выбрать наиболее типичный для него подобраз и уже всю остальную работу проводить с ним. Так, например, проще запомнить образ гаечного ключа, чем образ автослесаря. Упрощенные образы можно связывать вместе, тем самым, образуя простые, компактные и информативные взаимосвязи. Трансформация образов – еще одна мыслительная операция. Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно. Но главное условие — образы следует преобразовывать так, чтобы предмет не изменял своего значения. Например, если мы трансформируем образ карандаша, то он всегда должен оставаться карандашом: тонким или толстым, длинным или коротким, изогнутым или прямым, цветным или простым, но все же карандашом.

Видоизменение образов. Давайте представим разные образы с одинаковым названием: «машина» «Жигули», «Мерседес «Запорожец», игрушечная машинка, машинка для счета денег, снегоуборочная машина и т.д. Видоизменение образов, как и трансформация применяется для создания разнообразия зрительных представлений. Отличаются они лишь тем, что в здесь при запоминании приоритет имеет мыслительная операция «Видоизменение образов». Когда в процессе запоминания использованы все возможные виды образов, их можно трансформировать. Очень интересной мыслительной операцией является вращение образов. Мысленно вращая представляемый образ, мы можем увидеть его с разных сторон и считать с него различные ассоциации. Таким образом, при мысленном вращении на один образ можно записать много других образов. Например, мысленно вращая образ радиоприемника, можно образовать различные ассоциации с частями этого приемника. Простое вращение образов в воображении является хорошим упражнением. Наложение образов. Образы мысленно накладываются друг на друга без их соединения (один образ как бы дальше, другой — ближе). Позволяет вспомнить слабые взаимосвязи, которые вспоминаются с трудом. Эта же мыслительная операция применяется для образования взаимосвязей между представлениями разных анализаторных систем, например, при закреплении в памяти новых иностранных слов. В данном случае на зрительный образ накладывается не другой зрительный образ, а звучание запоминаемого слова. Наложение образов позволяет установить прямую взаимосвязь между образом и произвольным знаком или числом (заучивание образных кодов, знаков и символов).

Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Четыре этапа запоминания

Для того, чтобы проще запоминать информацию, попробуем разложить этот процесс на этапы. Первый этап – это кодирование в образы. Чтобы информация запомнилась в зрительной системе, любые запоминаемые сведения должны быть преобразованы в простые зрительные представления. Следующий этап – это соединение образов. То есть после того, как мы преобразовали элементы информации в зрительные образы, нам необходимо соединить их в искусственную ассоциацию. В своем воображении мы можем соединить вместе несколько зрительных образов, а мозг запомнит взаимосвязь между ними. В дальнейшем, любой из этих образов вызовет в памяти всю ассоциацию в целом.

На третьем этапе нам нужно запомнить последовательность ассоциации и представить ее целиком. Так, на нашем примере после последовательного создания трех связей, необходимо представить всю ассоциацию целиком. В ней НАПРЯМУЮ связаны образы, обозначающие части информационного сообщения. Обратите внимание на то, что образование ассоциации — это прямая запись информации (связей) в мозг. И заключительный, четвертый этап запоминания ассоциации это закрепление в памяти. Оно осуществляется многократным мысленным повторением. Природа памяти такова, что созданные ассоциации (взаимосвязи) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут при условии однократного восприятия. Длительность сохранения информации в памяти зависит от частоты ее активизации

*При подготовке статьи использовались материалы сайта mnemonikon В. Козаренко

Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

Мнемотехника в жизни взрослых

Мнемотехника для начинающих взрослых применяется в абсолютно разных сферах жизни. Нередко людям приходят гениальные идеи, которые если не записать, сразу улетучатся. Нередко это происходит в ситуациях, когда нет возможности их зафиксировать. Тогда мнемотехника поможет их запомнить.

Этот навык может использоваться и для планирования задач. Тогда точно ничего взрослый человек не забудет. Мнемотехника окажется полезной для представителей некоторых профессий, а также студентов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]