Закономерности ощущений: синестезия, контраст ощущений, адаптация

Закономерности ощущений

Порог чувствительности

Наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.
Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, проявляющееся в снижении или повышении порогов.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные — снижают.

Сенсибилизация

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

Что такое ощущения

Сначала рассмотрим, что значит ощущение для человека. Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого действия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Именно с их помощью человек познает окружающий мир. Вот такое можно дать понятие ощущениям, закономерности которых раскрывают нам, как при помощи анализаторов человек познает и устанавливает связь с окружающей средой.

Анализатор — это анатомо-физиологический аппарат, который принимает воздействие каких-либо раздражителей из внешнего мира и преобразовывает их в ощущения. Он состоит он из следующих частей:

  • Периферический отдел — рецепторы.
  • Чувствительные нервные пути.
  • Центральный отдел нервной системы.

Далее рассмотрим виды и свойства ощущений.

Расстройство восприятия

.

  1. Иллюзии.
  2. Галлюцинации.

Иллюзии – ложное восприятие реально существующего объекта

Иллюзии бываю:

1-аффективные

2 -вербальные (слуховые)

3 — парэйдолические.

См.

1 — парэйдолические иллюзии– это фантастические зрительные образы, воспринимаются вместо реальных образов.

2 — аффективные иллюзии– возникают при состоянии тревожного аффекта, ожидания, напряжения, страха, лихорадочного состояния. Могут быть у здоровых лиц, у детей после странных рассказов, фильмов ужасов.

3 — вербальные иллюзии– искажение реальных слуховых образов. Например вместо нечетко произнесенного слова, слышится свое имя. Их значение, когда больной слышит в речи окружающих намеки, угрозы в с вой адрес, клинически очень серьезно – свидетельствуют о начале психического заболевания (алкогольный делирий, носпередический психоз).

Галлюцинации – это мнимое чувственное непроизвольно возникающее представление, для которого в данный момент нет реального разделения. Это восприятие без объекта.

Истинные – когда больной считает, что это реальность.

Виды ощущений

В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие виды ощущений:

  • Интероцептивные. Располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на изменения, происходящие в них.
  • Экстероцептивные. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешнее воздействие.
  • Проприоцептивные. Рецепторы находятся в мышцах и связках.

С объектами внешнего мира соотносятся органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, рождают желания и делятся на типы:

  • Обонятельные. Рецепторы обоняния возбуждаются газообразными веществами.
  • Зрительные. Задействованы зрительные рецепторы.
  • Вкусовые. Вкусовые рецепторы возбуждаются химическими веществами пищи.
  • Слуховые. Задействованы рецепторы слухового анализатора.
  • Осязательные. Осязательные рецепторы возбуждаются тактильным раздражением.

Функции и роль

В трактовке проприоцепции физиология и психофизиология могут определять закономерности ощущений. Эта афферентность движения была исследована А. Орбели и П. Анохиным.

Последователем стал Н. Бернштейн, который определил функциональную особенность рецепторов ощущений:

  • Периферические рецепторы имеются только на канальцах внутреннего уха. Их роль заключается в уравновешении ответных реакций, посылаемых мозгом к нервным импульсам. Если они работают правильно, закономерность реакции на ощущения будет считаться полукружной.
  • Экстероцептивные ощущения порождают ряд закономерностей, за которые отвечают контактные и дистантные группы. Здесь есть тесная связь с вибрационной чувствительностью. Например, ощущение звука приближающегося грузовика.
  • Х. Хэдом выделил отдельный класс функций, разделив их на генетический и гендерный подходы.

Основная роль всех групп ощущений связана с желанием организма обезопасить себя от внешних раздражителей. Закономерность их заключается в правильном реагировании отдельных частей тела на раздражители.

Свойства ощущений

Свойства, которые присущи ощущениям:

  • Качество. Определяется качествами того объекта, который вызывает ощущения. Это является одной из характеристик восприятия.
  • Интенсивность. Зависит от силы раздражителя и чувствительности рецепторов. Качество и интенсивность ощущений имеют тесную связь.

  • Длительность. Зависит от силы и интенсивности воздействия, состояния рецепторов и продолжительности.
  • Локализация. Любые ощущения имеют частички пространственного расположения стимулятора.

Рассмотрев виды и свойства ощущений, перейдем к закономерности. В чем состоит взаимосвязь анализаторов, определяющая развитие процессов при познавании и ощущении мира?

По условиям возникновения:

  1. Функциональные галлюцинации– развиваются с восприятия реального раздрожителя в пределах того же анализатора (слышу сзади)
  2. Рефлекторные галлюцинации– локализуеться в одной из анализаторов. При действии раздражителя на другой.
  3. Гипногогические галлюцинации– возникают в колуске.
  4. Гипнопомпические галлюцинации- возникают в колуске.
  5. Психогенные галлюцинации– в результате психических травм, отражает содержание.
  6. Индуцированные галлюцинации– под влиянием видения.

Чувствительность

Порог чувствительности — это зависимость между интенсивностью ощущений и силой раздражающего фактора. Не каждый раздражитель может вызывать ощущения, поэтому их разделяют на несколько видов.

Пороги ощущений:

  • Нижний абсолютный. Характеризует, насколько чувствителен анализатор. Это едва заметные ощущения, которые вызваны наименьшей силой раздражителя.
  • Верхний абсолютный. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность. Верхний абсолютный порог — это сила раздражителя, при которой ощущения еще сохраняются.
  • Порог чувствительности различения. Это минимальное увеличение силы раздражителя, при которых становятся видны едва заметные различия. Например, увеличение или уменьшения звука.

В зависимости от того, какая задача стоит перед человеком, он использует те или иные пороги ощущений. Физический раздражитель может быть выше или ниже порога ощущений.

Психологические теории и школы

Вюрцбургская школа о мышлении считала, что закономерность может быть определена только систематическим наблюдением за человеком.

В результате многочисленных исследований было выявлено, что закономерность различных ощущений и чувств зависит от мыслительного процесса, активности и целенаправленных жестов. Безобразная (без образа) мысль может породить неконтролируемые особенности выражения чувств.

То же самое говорят опыты Майера из школы гештальтпсихологии. Как и О. Зельцем, были выдвинуты характеристики закономерностей: продуктивное мышление, проблемный комплекс мер и критика мыслительного процесса.

Если бы человек реагировал на одни и те же действия в равных условиях по-разному, следовало бы рассматривать концепцию закономерностей в условиях генетического подхода и социальной среде.

Ж. Пиаже, школа английского эмпиризма в лице Д. Узнадзе выделили особенности течения закономерностей: опыт порождает идеалистическую ветвь, а материалистическая особенность притупляет фактор закономерности в социальной среде.

Приспособление

Приспособление представляет изменение чувствительности в процессе воздействия одного раздражителя. При этом пороги чувствительности будут меняться. Закономерности ощущений не могут существовать без этого свойства.

Так, например, мы приспосабливаемся, входя постепенно в холодную воду. Или парим ноги, привыкая к повышению температуры воды.

Высокая степень адаптации у рецепторов органов обоняния и тактильных. Более низкая у рецепторов слухового анализатора.

Приспособление к разным ароматам наступает у каждого с разной скоростью. Может оказаться губительной для организма адаптация к болевым ощущениям, но в незначительной степени она свойственна организму.

За адаптацию к свету и темноте отвечают рецепторы зрительного анализатора. Световая адаптация не требует высокой чувствительности, чего не скажешь о приспособлении.

Для приспособления важны соотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, где и расположены главные центры всех анализаторов. Наблюдается такое явление, как последовательная взаимная индукция. Стоит отметить, что приспособление происходит условно-рефлекторным путем.

Определение

Ощущение считается процессом восприятия окружающего мира через органы чувств человека. Это определение было дано Гете, который считал, что целостность образа может быть сформирована только за счёт работы нескольких органов – они позволяют индивидууму закономерно выстроить цепь реакции, чтобы обработать потом невербальной информации.

Восприятие, как считал Р. Л. Грегори из школы нейролингвистики, является общей картиной того, что уже прочувствовал человек. Если, к примеру, он выпил кофе, то закономерно будет считать его восприятием тот сигнал, который он получил бы после того же действия в равно повторённых условиях.

Если человек выпивает кофе, сидя под дождём, на ветру, то восприятие будет нарушено. Закономерность, в этом случае, этого ощущения будет изменена из-за наличия второстепенных факторов. То же самое происходит с ощущением – при идеальных условиях человек получает удовольствие от напитка.

При дополнительных критериях он может изменить интерпретацию своего восприятия, и ощущения будут иными.

Школа бихевиоризма, как и И. Мюллер, считает, что люди измеряют абсолютные пороги с помощью метода, называемого обнаружением сигнала. Этот процесс включает в себя представление стимулов различной интенсивности исследования. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие в своей школе психологии, когда заявил о существовании абсолютного порога.

Способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера этого же различия в отношении к абсолютному размеру стимула. Закон Вебера утверждает, что только заметная разница стимула является постоянной пропорцией первоначальной интенсивности стимула.

В пример приводятся самые простые «истины»: если человек выпьет чашку чая с 1 ложкой сахара, а потом добавит вторую, то разница будет колоссальной. Человеку понравится чай после добавления второй ложки. Если в ней окажется 4 порции сахара, то добавление 5-ой ничего не изменит. Для получения новых ощущений нужно выполнить закономерность «удвоения», добавив ещё 4-5 ложек.

О подобном явлении говорил Маркс, когда упоминал, что человеку достаточно ощущать хорошее отношение к себе. При этом условия работы могут меняться, но человеку важно получить признание, а не критику. Несмотря на повышение оплаты труда при изменении отношения к рабочему классу, многие выберут «здоровые психологические» отношения на работе вместо высокой зарплаты.

Это также связано с чувством насыщения – достаточно получить стакан воды, удовлетворив жажду, чем выпить 5 бутылок, не получая с каждой новой тех же ощущений. Закономерность в данном случае сводится к интерпретации обратного насыщения.

Контраст ощущений и синестезия

Если ощущения, их интенсивность и качество меняются под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя, то это можно назвать контрастом ощущений.

После холодного напитка теплый нам покажется горячим. А после кислого еле сладкий очень сладким. Так же и на черном фоне светлое кажется светлее, а на белом темнее.

Это объясняется тем, что резкое прекращение влияния раздражающего фактора не вызывает сиюминутного прекращения процессов раздражения в рецепторах. Если вспомнить закон индукции, то процесс торможения в возбужденных нейронах возникает со временем, постепенно. Для того чтобы восстановить первоначальный порог чувствительности, должно пройти несколько фаз возбуждения и торможения индукционной смены.

Синестезия – это, когда в результате влияния одного раздражителя, возникают ощущения, характерные для другого. Так, слыша один звук, мы представляем определенный образ. Художники создают картины, переводя музыку в цвета. Но не все люди обладают такими способностями. Синестезия нам показывает, что все анализаторские системы человеческого организма связаны между собой.

Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и значимость анализаторских систем от их функционирования под действием раздражителей.

Мир психологии

Ощущение — элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

Суть ощущений состоит в отражении отдельных свойств предмета (каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств, например, мы можем слышать звук полёта комара или ощущать его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус , никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов. Ощущение имеет рефлекторный характер, характеризуемый как активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение (в виде вегетативной реакции — сужение сосудов; мышечной реакции -поворот глаз, напряжение мышц).

Все виды ощущений имеют общие свойства:

  1. качество — это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т.д.)
  2. интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;
  3. длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;
  4. пространственная локализация — ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Основания по которым выделяются виды ощущений:

  1. в связи с органами чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;
  2. по расположению рецепторов выделяют: интероцептивные ощущения — сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
  3. экстероцептивные ощущения — рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды.
  4. пропреоцитивные ощущения — рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения.
  • по контакту с раздражителем выделяют:
      дистантные ощущения — слуховые, зрительные и т.д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом.
  • контактные ощущения — кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом.
  • по основанию генетической классификации выделяют:
      протопатические ощущения — описаны английским неврологом Хэдом в 1918г. Под ними принято понимать более примитивные, аффективные, менее дифференцированные и локализованные, к которым относятся органические чувства голода, жажды и т.д.
  • эпикритические ощущения — наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.
  • выделяется особая группа неспецифических ощущений — у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).
  • Пороги чувствительности:

    1. нижний абсолютный порог чувствительности — это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.
    2. верхний абсолютный порог чувствительности- это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);
    3. разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

    Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

    Выделяют 3 разновидности адаптации:

    1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя
    2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);
    3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

    Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

    Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

    Синестезия — возникновение под влиянием одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора (под воздействием звуков возникают зрительные образы).

    Сенсибилизация — повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]