Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности и их диагностика.Виды ощущений и методики их измерения.

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Закон Бугера-Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.

Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

ОщущенияЗначение константы
Изменение высоты звука0,003
Изменение яркости света0,017
Изменение давления на поверхности кожи0,140
Изменение веса предмета0,020
Изменение громкости звука0,100

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений — величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности — гиперестезии, повышение — гипостезии, полную утрату — анестезии и извращение — сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).

Гипостезия — понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

Гипералгезия — повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных («алгическая меланхолия» (Петрилович, 1970)).

Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

Внимание. Патология внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания.

Свойства внимания:

1. Устойчивость – длительность сохранения интенсивного внимания.

2. Переключение внимания – намеренный переход от одного объекта к другому.

3. Распределение внимания – одновременно успешное выполнение двух и более видов деятельности.

4. Объем внимания – количество одновременно удерживаемых в сознании объектов внимания.

Виды внимания:

— произвольное (высший тип внимания – активное внимание)

— непроизвольное (определяется психофизиологическими особенностями человека и качественной характеристикой раздражителя).

Теории внимания:

— Моторная теория (Р. Декарт). Поскольку состояние внимания может быть вызвано волевым усилием, Декарт предположил, что такое усилие должно быть исключительно мускульным

— Внимание, как результат ограниченности сознания. (Герберт и Гамильтон). Ими было замечено, что если одно из представлений наиболее интенсивно, то все другие вытесняются из сознания. Человек, сосредоточенный на определенной мысли или восприятии, не слышит и не замечает чего-то постороннего по отношению к объекту внимания и оказывается как бы «слеп» и «глух» ко всему окружающему миру.

— Теория активации (Линдсли). Поведение человека обусловлено колебаниями возбуждения. Нижняя граница – сон, верхняя – сверхвозбуждение. Между сном и состоянием крайнего возбуждения существует ряд уровней, составляющих диапазон интенсивности поведения. Определенный отрезок этого диапазона соответствует наивысшей результативности деятельности, который и представляет собой внимание.

— Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Возбудительный процесс может создать временный очаг возбуждения, суммирующий и накапливающий импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров.

Внимание — способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности. Внимание способствует устойчивому повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающих продуктивность психической деятельности. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой психической деятельности, к которой оно подключается.

Выделяют активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное), послепроизвольное внимание. Среди свойств внимания — устойчивость, объем, переключаемость, направленность.

К расстройствам внимания относят:

  • рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его целенаправленность;
  • истощаемость — ослабление интенсивности внимания, быстрый переход активного внимания в пассивное;
  • отвлекаемость — повышенная подвижность, быстрое изменение направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания;
  • тугоподвижность — инертность, фиксированность внимания, при затруднении переключения с одного объекта на другой;
  • сужение объема внимания — патологическая сосредоточенность, вызванная слабостью его распределения между объектами.

Нарушения внимания входят в состав всех позитивных и негативных синдромов.

Физиологические механизмы и закономерности ощущений

В процессе возникновения ощущений задействованы две стороны: раздражитель, воздействующий на организм, и анализаторы, которые воспринимают это раздражение. Ощущение является не пассивным отражением, а активным процессом, в ходе которого происходит совместная работа всех частей анализатора.

Анализатор – это часть нервной системы, которая обладает способностью различать воздействие внешних раздражителей. Он состоит из трех частей:

  • Рецепторы – нервные окончания, расположенные в органах чувств, которые характеризуются пониженным порогом раздражительности при повышенной чувствительности к самим раздражителям. Это позволяет рецепторам реагировать на даже самые незначительные воздействия и отражать чрезмерное воздействие раздражителя на организм. Есть два вида рецепторов: экстерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от внешнего мира) и интерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от самого организма).
  • Центральная часть – участки головного мозга, способные различить соответствующий им раздражитель (например, зрительный) и преобразовать его воздействие в само ощущение.
  • Проводящие пути – передают возбуждение органов чувств и рецепторов к центральной части анализатора.

Кратко этапы работы анализаторных систем можно продемонстрировать следующим образом:

  1. Воздействие внешнего раздражителя на рецептор анализаторной системы.
  2. Передача стимула по рефлекторной дуге.
  3. Попадание стимула в зону в коре головного мозга, соответствующую определенному рецептору.
  4. Реакция психики (или анализаторной системы) на стимул.

Ощущения также подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся пороги ощущений, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Пороги ощущений

Ощущение может возникнуть только в том случае, если раздражитель имеет определенную величину. Если эта величина будет меньше или больше нормы, то человек ничего не почувствует (например, мы не способны ощутить пылинки на нашей одежде или услышать сверхвысокие частоты). Для обозначения этой величины в психофизике используется понятие «пороги чувствительности».

Нижний абсолютный порог – это то, какой минимально должна быть величина раздражителя для того, чтобы вызвать хотя бы самое слабое ощущение. Способность реагировать на самые слабые раздражители называется абсолютной чувствительностью.

Верхний абсолютный порог – это та величина воздействия раздражителя, при которой ощущение превращается в боль или вовсе исчезает.

Абсолютный порог и чувствительность анализатора характеризуются обратно пропорциональной зависимостью друг от друга: чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку с развитым обонянием потребуется гораздо менее насыщенный аромат кофе либо меньшая дистанция для того, чтобы почувствовать его запах, чем тому, у кого этот рецептор не развит).

Анализаторы людей обладают разной степенью чувствительности из-за того, что органы чувств непрерывно развиваются в процессе индивидуального развития человека. На них влияет множество факторов, главные из которых – это профессиональная принадлежность индивида и его интересы. Так, сомелье может различить самые тонкие нотки вина, в то время как другие люди их даже не почувствуют. Кроме того, возраст и здоровье человека также влияют на степень чувствительности анализаторов и величину индивидуальных порогов: при наличии заболеваний и с возрастом степень чувствительности анализаторов снижается.

Адаптация

Органы чувств могут приспосабливаться к раздражителю, изменяя чувствительность своих анализаторов путем ее повышения или понижения в разной степени.

Такая способность называется адаптацией и имеет три степени:

  • Изменение чувствительности (если раздражитель слабый). Так, когда мы входим в темную комнату, сначала нам сложно что-то увидеть, но постепенно чувствительность анализатора повышается, и мы начинаем различать предметы. А если мы потом заходим в другую – более светлую – чувствительность анализатора снова понижается.
  • Притупление ощущения (если раздражитель слишком сильный). Это можно увидеть, например, при погружении руки в холодную воду.
  • Полное исчезновение ощущения (если раздражитель действует слишком долго).

Наибольший диапазон адаптации характерен для зрительного анализатора, затем – для кожного, слуховой же анализатор практически не обладает способностью к адаптации (к шуму можно привыкнуть, но не перестать его слышать). Что касается скорости, то быстрее остальных адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.

Синестезия

Иногда у человека могут возникнуть «фантомные» ощущения, не характерные для анализатора, под влиянием которого они появляются. Так, например, вид лимона способен заставить почувствовать кислый вкус во рту, а под воздействием звуков могут возникнуть зрительные образы.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Ряд причин, по которым может возникнуть сенсибилизация:

  • Значимость того или иного воздействия. Например, наш слух становится острее, если мы действительно хотим услышать какой-либо звук и «прислушиваемся» к тексту песни или чьему-то разговору.
  • Физиологические факторы. Состояние организма и наличие в нем определенных веществ также могут привести к изменению чувствительности того или иного анализатора. Например, введение в организм витамина А способно увеличить зрительную чувствительность.
  • Взаимосвязь анализаторов. Работа анализаторов системна, поэтому, например, на зрительную чувствительность влияют изменения температуры, вкусовые ощущения и звуки.
  • Тренировка. Повторяющиеся упражнения также способствуют повышению чувствительности анализаторов. Например, занятия музыкой могут привести к развитию острого слуха. О данном методе сенсибилизации мы подробнее поговорим в конце нашей статьи, чтобы показать вам, как можно развивать свои ощущения.

Интересен также феномен, получивший название «компенсаторная сенсибилизация», в рамках которого чувствительность анализатора повышается по причине недостаточной чувствительности в другом анализаторе. Например, у слепых людей зачастую наблюдается повышение слуховой чувствительности, что позволяет им достигать небывалых успехов, например, в музыкальной деятельности.

Уверены, что эти знания помогли вам в общих чертах понять природу ощущений. И теперь мы расскажем о том, зачем вообще человеку нужны ощущения.

Воображение и представление.

Воображение и представление — инструменты отражения и проектирования окружающего мира.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением — это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

— зрительные (образ человека, места, пейзажа);

— слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

— обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

— вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

— тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

— температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигатель­ный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникаю­щие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Методы изучения

Методы исследования:

  1. Метод границ. Исследователь воздействует на подопытных разными раздражителями, постепенно снижая интенсивность. Подопытный должен ответить, когда он перестанет чувствовать воздействие извне. Так определяются границы восприятия.
  2. Метод постоянных раздражителей. На подопытного оказывается воздействие различными стимулами в широком диапазоне. Подопытный должен отвечать, что он чувствует, в какие моменты.
  3. Метод средний ошибки. Это процедура для уравнивания стимулов. Интенсивность воздействия на организм медленно возводится до ощутимого уровня.

Методики чаще применяются комплексно, чтобы получить больше точной информации.

Мышление. Интеллект. Патология мышления

Мышление – способность человека получать новые знания, минуя органы чувств.

2 стороны мышления (феномен человеческой психики):

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

— Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

— Суждение (отражение связи между понятиями)

— Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

— Синтез (объединение информации в целое)

— Сравнение (установление сходства)

— Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

— Наглядно-действенное (прагматики)

— Образное (поэты)

— Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает «скачка идей», речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

«Шизофазия» — форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном «нанизывании» отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих «грамматической согласованности и ло­гической последовательности.

Сенсоры организма

Что такое ощущение
</p>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]