Доброго времени суток, дорогие читатели блога CREATOR. Недавно я заметил, что на сайте долгое время не выходили материалы, посвященные саморазвитию и личностному росту, поэтому давайте исправляться. В этой статье мы поговорим про 4 направления развития человека.
Читать также:
С чего начать саморазвитие | План, упражнения, книги и многое другое
Из всех направлений и сфер жизни я отобрал лишь 4 необходимых по моему мнению. Это физическая, духовная, интеллектуальная и социально-эмоциональная составляющие. Если ежедневно выделять на развитие перечисленных направлений по одному часу, в итоге это повысит качество и эффективность всех остальных часов нашей жизни.
№1. Физическое развитие
Что включает в себя физическое развитие?
Физическая сфера подразумевает под собой постоянную заботу о собственном здоровье. Здесь не обойтись без таких факторов, как:
- Здоровое питание;
- Достаточный отдых;
- Регулярные физические упражнения.
О последних давайте поговорим подробнее.
Физические упражнения
Что мешает людям регулярно следить за своим физическим состоянием?
Большинство людей находят повод не заниматься спортом в том, что у них нет на это времени. Серьезно? У всех нас в распоряжении 168 часов на неделе. Это означает, что как минимум 3,5 часа можно выделить на спорт – т. е. 30 минут в день.
Ключевой совет
А самое главное здесь то, что для всего этого не понадобятся специальные приспособления. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, не нужно отправляться в спортивный зал или на стадион. Не придется покупать гимнастические снаряды. Не обязательно играть в футбол или теннис.
Вы можете выполнять полноценную программу физических упражнений у себя дома.
Физические упражнения должны развивать следующие параметры:
Выносливость
Хорошей выносливости можно достигнуть с помощью занятий аэробикой. Данный вид спорта развивает сердечно-сосудистую систему, что в свою очередь повышает способность сердца перекачивать кровь по всему телу.
Список упражнений
Раз уж мы выяснили, что сердце является основным органом, который необходимо тренировать для выносливости, рассмотрим подходящие упражнения для этого.
Из всех групп мышц, которые связаны с сердцем я знаю только ножные. Поэтому упражнения следующие:
- Быстрый бег;
- Бег трусцой;
- Велосипедный спорт;
- Плавание;
- Лыжи;
- Прогулки по горам.
Когда можно сказать, что выносливость удовлетворительная?
Выносливость считается хорошо развитой, если вы способны в течение тридцати минут поддерживать пуль до ста ударов в минуту.
В совершенстве нужно стремиться к повышению сокращений сердечной мышцы до 60 % от вашего максимума.
Гибкость
Хорошей гибкости можно достигнуть растягиванием мышц.
Рекомендуется перед каждой тренировкой расслаблять и разогревать мышцы, готовя к интенсивным нагрузкам. После же занятий мышцы необходимо как следует растянуть, чтобы рассеялась молочная кислота.
Сила
Хорошей физической силы можно достичь благодаря простым гимнастическим упражнениям на развитие мышц. Из базовых можно выделить:
- Отжимания;
- Подтягивания;
- Приседания;
- Брусья;
- Различные упражнения с весом.
Помните, что вся польза любого упражнения проявляется в самом конце. Так что необходимо повторять упражнение до тех пор, пока вы не прочувствуете его мышцами. В этот момент мышечная ткань разрывается, и нервы регистрируют боль. За счет боли мышцы становятся крепче через 48 часов.
Когда вы приступите к занятиям, ваш организм будет против происходящего, особенно у новичков. По началу нагрузки не будут доставлять вам удовольствие. Возможно, вы их возненавидите. Однако, проявив должную самодисциплину, тело наградит вас впечатляющими результатами.
Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон)
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера.Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться.
Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи.
Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом.
А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.
№2. Духовное развитие
За что отвечает духовное измерение в жизни человека?
Духовная сфера – это центральная часть нашего существования, которое за счет его развития, ведет человека к достижению лидерства. Духовное измерение напрямую связано с приверженностью собственным ценностям.
Каждый развивает духовную сферу по-своему. Ниже мы рассмотрим наиболее популярные способы обновления и развития этого измерения.
Способы духовного развития и обновления
Кто-то черпает духовное самообновление в чтении Библии. Кто-то ощущает духовное развитие в повседневной медитации, или общении с природой. На кого-то производят впечатление великие литературные или музыкальные произведения.
Смысл всего духовного обновления заключается в том, чтобы находить время для размышлений о смысле жизни, о главной цели нашего существования, о служении окружающим и т. д. Перечисленные мысли обновляют, освежают и раскрывают нас над остальными сферами жизни.
Развитие личностного роста в голове и теле
Наступает время «Х» и мы начинаем заниматься личностным ростом и саморазвитием.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что все хотим поменять. Для этого начинаем заниматься собой, читаем много книжек, идем на тренинги. И совсем никак не понимаем, почему изменения в нашей жизни не спешат происходить.
Есть такое выражение у психологов, что «внутреннее подтягивает внешнее». С этим можно согласиться только в том случае, если мы действительно что-то делаем для этих изменений.
Саморазвитие всегда происходит на всех уровнях: в голове и в теле. Другими словами внутреннее всегда вытягивает внешнее, и никак не наоборот. Саморазвитие идет по всем сферам жизни:
- Физической
- Духовной
- Интеллектуальной
- Эмоциональной
- Творческой
Что нас толкает изменить все, что нам привычно. Да, именно, стрессовые ситуации, которые плавно переходят от одного к другому и иногда не заканчиваются совсем или заканчиваются неврозом. Поэтому это лишний повод задуматься об изменениях.
А кто-то никогда не приходит к изменениям. Задумали, к примеру, снизить вес на 20 кг, а делать совсем ничего не делают, только хотят. И так «переваливаются» от праздника к празднику, только имея желание похудеть. Даже болезни, которые являются следствием лишнего веса, не останавливают человека. И он не стремится что-то начать делать даже во имя своего «здоровья».
Саморазвитие — это все же комплексная работа над собой. И необходимо иметь силу воли начать ее делать.
№3. Интеллектуальное развитие
Что мешает людям развиваться в интеллектуальном плане и какая польза от этого могла бы быть?
По моему мнению, глобальная проблема человечества заключается в том, что большинство из нас после окончания традиционного образования перестают заботиться о развитии собственного интеллекта. Доходит до того, что наши мозги атрофируются.
Посмотрите на себя и свое окружение. Читаете ли вы книги по саморазвитию? Может быть, вы изучаете что-то новое для себя, выходящее за рамки профессиональных интересов? Ставите ли цели, излагаете ли свои мысли на бумаге? Я буду искренне рад, если из моих читателей найдутся те, кто все это делает. А остальным же я советую прочесть и обдумать следующую мысль.
Исследования показали, что в среднем на просмотр телевизора россияне тратят 4,5 часа в будние и до 7-8 часов в выходные дни. Ролики с Ютуба входят сюда же. Это почти столько же, сколько они тратят на работу или учебу.
Это было бы хорошим показателем, жаль, что телевидение оказывает на людей мощное социальное воздействие и не всегда в положительное русло.
Будьте дисциплинированными и проактивными, чтобы подходить к просмотру телевизионных программ или роликов на Ютубе с умом. Выбирайте каналы, нацеленные на передачу полезной информации, самообразование и развлечение. Следите за тем, чтобы они отвечали вашим целям и ценностям.
Можно пойти дальше и найти множество других способов для интеллектуального развития. Вот несколько из них.
Чтение
Почему так важно читать развивающую литературу?
Нет лучшего способа для постоянного развития собственного интеллекта, чем чтение хорошей литературы. Таким способом вы можете поддерживать заочный контакт с великими мыслителями, общаться с лучшими умами прошлого и настоящего.
Поставьте себе цель – прочитывать одну книгу в месяц.
«Тот, кто не читает, ничем не лучше того, кто не умеет читать».
При чтении соблюдайте самый важный совет – сначала стремитесь понять.
Письмо
Способы интеллектуального развития с помощью письма
- Ведение дневника для записей мыслей и идей;
- Написание писем, неважно бумажных или электронных;
Эти два варианта способствуют развитию ясности, точности и содержательности ваших мыслей.
Планирование и Воображение
Планирование, комбинированное с воображением способно мысленно организовать процесс достижения целей. Это тренировка, которая способствует развитию видения конечной цели и всего пути к ней, находясь на начальном этапе.
«Победа в любой войне одерживается в генеральской походной палатке».
Что же такое личностный рост и саморазвитие?
Американский психолог Карл Роджерс в 1959 году ответил на вопрос о том, что такое личностный рост человека. Он выделил общий «закон личностного роста» на основе формулы «если – то». Звучит он так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, то есть изменения, направленные к его личностной зрелости.
- Это постоянный и никогда не прекращающийся процесс обучения чему-то
- Благодаря этому человек растет и развивается как качественно, так и количественно происходят заметные изменения
- Лучше узнает себя и улучшает свои личностные качества
- Получает новые навыки и находит свое предназначение
- Повышает качество жизни и живет более осознанно и интересно
- Жизнь становится более гармоничная, и от этого радостная и счастливая
Это, по сути, самая выгодная инвестиция — вложение в свое саморазвитие, личностный рост.
Рост – это всегда количественные изменения, которые человек может отследить сам, а развитие – это изменения качественные, как правило, здесь принимает участие окружение.
Что дает личностный рост человеку
- Выйти из стресса
- Финансовую стабильность
- Выход из депрессии и нервозного состояния (из болезни)
- Нормализуются отношения, бывает так, что люди рядом с вами начинают расти или уходят
- Избавление от зависимости
- Замужество
- Хорошее самочувствие
Развитие личностного роста прежде всего меняет сознание человека. Если, например, он хотел похудеть и никак не мог, то прежде всего он поменял очень много действующих установок в голове на другие (психологические способы воздействия на свой организм). Физически изменил свои привычки, начал правильное питание и скорректировал образ жизни. Должно пройти время. И только тогда можно рассчитывать на результат.
Как психология воздействует на физиологию
Отправная точка всегда находится в вашей голове. Анализ событий можно проводить самостоятельно или лучше с психологом. Каждый раз копаясь в «неблагоприятных событиях» можно полностью в них погрязнуть. И не только не вытащить себя из стресса, а, наоборот, еще больше увязнуть.
Поэтому лучше все это делать с психологом, который грамотно проведет вас по всем лабиринтам вашей памяти и поможет правильно скорректировать эти установки.
№4. Социально-эмоциональное развитие
В чем проявляется социально-эмоциональное развитие?
Социально-эмоциональное измерение проявляется в повседневном общении с другими людьми. Отсюда следует вывод, что социально-эмоциональное развитие не требует специальных затрат времени. Его можно осуществлять в ходе обычной беседы с друзьями, коллегами, родственниками, детьми и т. д.
Но и для этого требуются усилия и специальные навыки. Главная особенность – это то, что действовать нужно не интеллектом, а эмоциями.
Способы, которые могут в развитии социально-эмоционального измерения
- Первый способ – это слушать, не с целью ответить, а с целью понять и ощутить себя на месте другого человека. Слушайте так, чтобы вы смогли выразить точку зрения другого человека своими словами.
- Второй способ – при обсуждении какого-либо решения старайтесь прийти к третьей альтернативе. Третья альтернатива – это решение, которое будет удовлетворять вас обоих.
- Третий способ – жить в соответствии «Выиграл/Выиграл». Это означает, что успех одного не исключает успех других. Стремитесь к этому.
Вывод
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста закладывает базу для дальнейшего успешного и гармоничного обучения. Понятно, что при нынешнем ритме жизни не всегда хватает времени полноценно заниматься с ребенком. И если приходиться делегировать заботу о нем, пусть лучше это будет современный центр, ненавязчиво и в игровой форме дающий ребенку необходимые навыки.
Программы детских клубов и садов «Бэби-клуб» учитывают все вышеприведенные аспекты, а наши педагоги делают все возможное, чтобы вырастить ориентирующихся в жизни, умных и разносторонне развитых детей.
Всесторонне развитый ребенок имеет все шансы на успешную учебу и карьеру в будущем.
Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию.
Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.
Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности
Периодизация развития организма человека, введенная К Бером еще в прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах) развития организма
В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа психофизического развития
в детском возрасте — от рождения до 14 лет Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), третий — школьный (от 7 до 10 лет), четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет). Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.
Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так называемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к другому Принято выделять 3 критических периода
I — от 2 до 4 лет, II — с 7 до 8 лет и III — пубертатный — 12—14 лет. Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Для клинической медицины они представляют большой интерес, так как эти изменения обусловливают повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.
К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной медицине повысился интерес к психологии, неврологии и психиатрии раннего детского возраста [Бадалян Л. О., Журба Л. Т., 1980; Лисина М. Н., 1980; Мастюкова Е. М., 1980; Шевченко Б. С., 1993; Козловская В. Г., 1996; Горюнова А. В., 1997; Anthony E., 1982; Greenspan S., 1992; Stern D., 1994].
В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие этапы: период новорожденное/ли
(возраст 1—1,5 мес);
младенчество
(infancy) — период до 1 года;
ползунковый период
(toddlery) — 2-й и 3-й годы жизни. Были определены и критические периоды — пренатальные и раннего детства: 15—25-я и 28-я недели беременности, III триместр беременности (30—40 нед), предродовой период (3—5 дней перед родами) и роды, этап новорожденность (1—1,5 мес), возраст 6—8 мес, возраст 15—17 мес и возраст 2,5-3,5 лет.
Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических исследованиях [Боровова А. И., Галкина Н. С., 1992; Строганова Т. А., 1995; Hersckowitz N., 1990].
С точки зрения нейроморфологии, критические периоды раннего детства представляют собой как бы пик происходящих на соответствующем этапе структурных преобразований. Так, критический период 15—28 нед внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 нед — закладке структур коры головного мозга. Психологически- III триместр беременности характеризуют как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.
Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.
Первый месяц жизни, или период новорожденность, соотносится с началом недифференцированного восприятия своего Я. В нем особое значение имеют первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга Конрада Лоренца, или феноменом «запечатления». Речь идет о первом контакте новорожденного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в первую очередь с матерью. Считается, что этот контакт является фактором, во многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка.
Следующий сенситивный этап периода новорожденность — возраст 3—4 нед. Он называется также периодом первичного социального поведения в виде зрительного контакта с окружающим миром (early-eye-contact baby). Этот период характеризуется выработкой первичных положительных и отрицательных ощущений и представлений об окружающем мире.
Критический период, относимый к возрасту 6—8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.
Критический период в возрасте 15—17 мес определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15—17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.
Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось, относится к возрасту 2,5—3,5 лет. Он определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом» [Бадалян Л. О., 1975; Манова-Томова В., Пирвов Г., 1981; Wolff S., 1989].
Дизонтогенез
(disontogenesis)— это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза.
Психический дизонтогенез —
патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Разработка содержания этого понятия в отечественной детской психиатрии связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Ш. Вроно, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, А. Е. Личко.
В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.
Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.
В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).
Фактор темперамента
начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу .
К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию,
структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.
Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности
и
депривации
по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.
Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.
Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.
В. В. Ковалев (1981) выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.
Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям [Ануфриев А К Козловская Г В 1985; Циркин С. Ю., 1995].
В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении [Козловская Г В Горюнова А. В., Римашевская Н. В., 1986]. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам [Циркин С. Ю., 1995].
Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям [Ковалев В. В., 1982].
Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.
Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:
- Умственная отсталость
- Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
- Искажения и другие нарушения психического развития
- Аутистические расстройства
- Акселерация
- Инфантилизм
- Соматопатии
- Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии
Данная систематика несколько отличается от приводимой во многих учебниках по детской психиатрии, в том числе от систематики М. Ш. Вроно в руководстве под редакцией А. В. Снежневского (1983). Введение в нее в качестве отдельной группы расстройств, отражающих искажения психического развития, обосновано результатами многолетних исследований, начатых О. П. Юрьевой (1970) и продолженных Г. В. Козловской и др. (1986, 1995), которые позволили проследить динамику развития детей от момента рождения до подросткового и более старшего возраста и показали своеобразие отдельных форм нарушений психического развития (особенно у детей из групп высокого риска по психической патологии).
Приведенные клинические формы патологии психического развития в МКБ-10 входят в 3 раздела: «Умственная отсталость» (рубрики F70—79), «Нарушения психологического развития»(Р80—89), «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (F90-98).
Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний. В этом возрастном периоде получает подтверждение гипотеза о трехосевой, или трехуровневой, структуре этиологии психических заболеваний, когда взаимодействуют три вида равных по каузальной значимости факторов — генетические, экзогенно-церебральные и психосоциальные, что находит отражение в полиморфизме клинической картины и делает необходимым реализацию индивидуального подхода к построению лечебно-профилактических мероприятий [Козловская Г. В., Баженова О. В., 1995].
Нейронные связи и разговоры с собой
Новые нейронные связи не возникают сразу. Нужно потрудиться над ними. Поэтому должны быть и новые навыки, и новые знания, чтобы знать, как все изменить. Физиологически тело и голова должна привыкнуть к этим изменениям.
А чтобы понять, что они полезны для вас, вы должны быть спокойны и счастливы. И здесь тоже можно использовать прием «разговоров с самим собой». О том, что «сейчас пока вот так, но все идет к тому, что будет лучше, денежнее и веселее жить».
Любая привычка приживается у нас за три недели или месяц. Поэтому не саботируйте, а просто потихоньку эту привычку вводите в действие. Скоро она станет вашей надежной поддержкой на пути к изменениям. Например многократное повторение новой привычки закрепит ее в вашем мозге.
Разговор самим с собой
Качественные и структурные изменения в экономике
Ранее мы выяснили, что такое развитие в целом, а теперь остановимся на такой его разновидности, как экономический прогресс. Это очень важная совокупность различных процессов, оказывающая влияние на уровень и качество жизни, на прогресс в науке, образовании и культуре, а также на производительность труда населения. Что такое экономическое развитие, определил еще Й. Шумпетер в 1911 году. Он издал книгу под названием «Теория экономического развития». В ней были указаны различия между развитием и ростом экономики, а также была определена и классифицирована сущность инноваций в различных видах.
Внутренние стимулы развития личности
Непременное условие и движущие силы развития индивида — это рост его психических возможностей и потребностей, их противоречия со старыми. Недостаточность внутренних и внешних средств толкают человека на поиск новых, адекватных путей удовлетворения возросших запросов — происходит вынужденное или сознательное усвоение новых знаний, умений и навыков, развивается чувственное, эмоциональное восприятие мира.
Далее процесс повторяется: приобретенный опыт устаревает и возникает надобность в разрешении запросов нового, более высокого, уровня. В результате связи с окружающим становятся более осознанными и избирательными, разнообразными.
Понятие о личности
Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.
Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.
Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.
Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.