Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Послесловие
Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.
Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Кризис одного года — упрямство и капризы?Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития» Узнайте, как легко его пережить |
- возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
Надежный.
securely attached infants
Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности.
Эксперимент
Вскоре после прихода в игровую комнату с матерью эти малыши начинали использовать ее в качестве отправной точки для своих исследований. Но когда мать покидала комнату, их познавательная игра шла на убыль и иногда они проявляли заметную обеспокоенность. Когда мать возвращалась, они активно ее приветствовали и некоторое время оставались рядом с ней. Как только к ним опять возвращалась уверенность, они с готовностью возобновляли свое исследование окружающей обстановки.
В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.
При исследованиях методом выборки по всем Соединенным Штатам было установлено, что этот паттерн характерен для 65-70 % годовалых малышей (Goldberg, 1955; van Ijzendoorn’& Sagi, 1999).
Три базовых навыка при безопасной привязанности:
1.Умение прислушиваться к себе и определять потребность, дефицит. 2.Гибкие границы. «Даю себе возможность быть впечатленным», могу смотреть вокруг. 3.Способность просить и получать поддержку от среды (если у семьи хорошо простроены отношения с социумом).
Вверх
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
- если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
- совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Влияние привязанности
Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.
Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.
По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.
Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.
Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- одевайте ребенка, если он просит этого;
- кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
- смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- одобряйте друзей ребенка;
- разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
Понятие и суть термина
Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.
Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.
Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.
При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенокСамые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей. Узнайте, от каких именно. |
- распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
- рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
- рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
- звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
- обнимайтесь всей семьей.
Последствия привязанности
Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.
Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.
Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:
- Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
- Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
- Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
- Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
- Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
- доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
- не забывайте обнимать при любом удобном случае;
- разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
- читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.
20 правил хорошего воспитания глазами ребенкаЧто сказали бы дети, если бы составили правила для родителей. Как научиться понимать своего ребенка? |
Могут ли в одном человеке пересекаться сразу несколько типов
Наталья Литвинова
сертифицированный эмоционально-фокусированный терапевт и супервизор, системный семейный терапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов
Тип привязанности в человеке один. Но человек может проявлять разные стратегии в отношениях с разными партнёрами.
Представим ситуацию, в которой человек с избегающим типом привязанности состоял в отношениях с тревожным партнёром. Потом по каким-то причинам эта пара рассталась. И партнёр с избегающим типом вступил в отношения с новым человеком, у которого ещё более избегающий тип (потому что существуют разные степени тревожности, избегания). И вот в этих отношениях он становится более тревожным. Поэтому начинает проявлять стратегию другого, несвойственного ему ранее типа. Например, он немного высказывает критику или предъявляет робкие претензии. Но несмотря на это, его тип не поменяется, а тревожные проявления всё равно будут мягче, чем у человека с тревожным типом привязанности.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
- применяйте на практике активное слушание;
- пишите сообщения без повода и почаще желайте «Доброе утро, отличного дня!»;
- будьте на стороне ребенка во время внешней угрозы;
- совещайтесь с ним и принимайте семейные решения с учетом его мнения;
- не забывайте про тактильный контакт и важность объятий, проявляйте неожиданную заботу, пусть это и не всегда вызовет восторг;
- интересуйтесь его жизнью, вкусами, задавайте вопросы и просите обосновать позицию;
- учите формировать свое мнение и конструктивно отстаивать свою точку зрения;
- запишитесь на кулинарные курсы и вместе пройдите обучение чему-то новому (гончарное искусство, живопись, киберспорт и т.п.).
За что критиковали теорию привязанностей
Сейчас теория привязанностей популярна. Психолог Сью Джонсон основывает свой подход к эмоционально-фокусированной психотерапии именно на этой теории.
Однако есть и критики теории привязанности. В конце ХХ века писали о негативном влиянии теории на представление о «хорошей матери». Феминистские исследовательницы считали, что подобный подход, во-первых, во многом оставляет всю ответственность за психологическое развитие ребёнка на матери. Во-вторых, негативно сказывается на самооценке женщин, чьи дети родились недоношенными и первые месяцы жизни провели в больницах, или женщин, которые были вынуждены рано выйти на работу.
В середине 60‑х годов даже появилось исследование, которое показало, что основной объект привязанности может не только быть множественным, но и не совпадать с основным лицом, ухаживающим за ребёнком. Так, дети, которые все время проводили с матерями, могли больше привязываться к отцам, сёстрам, братьям, дедушкам или бабушкам.
Также теорию критикуют за идею о том, тип привязанности приобретается раз и на всю жизнь. В таком случае получается, что ранний опыт важнее всего остального, что происходит с человеком в следующие годы жизни.
Одним из наиболее распространённых критических замечаний в адрес теории привязанности является то, что в незападных обществах идея о тесной связи ребёнка и одного опекуна в принципе отсутствует. Например, в Папуа — Новой Гвинее или Уганде обязанности по воспитанию детей равномерно распределены среди широкой группы людей.