Аннотация к русскому изданию
В работе швейцарского психолога Жана Пиаже представлено изложение сути теоретической концепции развития интеллекта, являющегося основой, стержнем психического развития, построение которой он осуществил в 1930-1940-х годах. Автор считал принципы этой концепции ключевыми для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания; он разработал, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им в дальнейшем генетической эпистемологией. Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором ещё в первой половине XX века, остаётся актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в экспериментальном и практическом исследованиях.
Сущность метода
В молодом возрасте Жан Пиаже увлекался биологией, постоянно осуществлял наблюдения за животными. Полученные выводы будущий ученый в области психологии подробно излагал в статьях. Основой его научной жизни стало выявление особенностей детского и подросткового мышления.
Молодой исследователь стал преподавателем в школе для мальчиков в Париже. Директором учебного заведения был Бине, изобретатель тестирования IQ. Пиаже сотрудничал с руководителем, постоянно помогая ему в обработке результатов.
По наблюдениям психоаналитика дети одной возрастной категории допускали примерно одинаковые ошибки, которых никогда не делали взрослые люди. Это и стало основой будущей теории, заключающейся в том, что мышление человека претерпевает определенную трансформацию на каждом возрастном этапе.
Пиаже наблюдал не только за школьниками, но и за родными детьми. Основу научной работы ученого составляли опыты. Также психолог использовал метод беседы, который давал ему широкое представление о детской логике.
Согласно теории Пиаже, основным стержнем развития психической сферы является интеллект.
Постепенно у ребенка развивается более адекватная схема понимания определенной ситуации, прослеживается адаптация, которая происходит при взаимодействии с окружающей средой. Каждому этапу присущи типичные логические ошибки.
Предисловие автора к первому изданию
Книга под названием «Психология интеллекта» могла бы охватить добрую половину всего предмета психологии. Но на страницах этой книги автор ограничится тем, что очертит одну общую концепцию, а именно концепцию образования «операций», и покажет, возможно более объективно, её место в ряду других принятых в психологии концепций. Сначала речь пойдёт о том, чтобы охарактеризовать роль интеллекта в его отношении к адаптивный процессам в целом (глава I), затем — о том, чтобы, рассматривая «психологию мышления», показать, что деятельность интеллекта состоит, по существу, в «группировке» операций в соответствии с определёнными структурами (глава II). Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы, как взаимоотношение интеллекта и восприятия (глава III), интеллекта и навыка (глава IV), а также вопросы развития интеллекта (глава V) и его социализации (глава VI).
Несмотря на обилие ценных работ в этой области, психологическая теория интеллектуальных механизмов ещё только появляется па свет, и пока можно лишь смутно догадываться, какой степенью точности она будет обладать. Отсюда и то чувство поиска, которое я пытался здесь выразить.
Эта маленькая книга излагает наиболее существенное из курса лекций, который я имел честь прочитать в «Коллеж де Франс» в 1942 году, в то время, когда все преподаватели университета стремились перед лицом насилия выразить свою солидарность и свою верность непреходящим ценностям. Оформляя эту книгу, я не могу забыть приём, оказанный мне моей аудиторией тех лет, так же как и те контакты, которые я имел с моим учителем П. Жане и с моими друзьями А. Пьероном, А. Валлоном, П. Гиномом, Г. Башелнром, П. Массон-Урселем. М. Мауссом и многими другими, не говоря уже о моём дорогом И. Мейерсоне, который «сопротивлялся» совсем в другом месте 1.
Жан Пиаже.
Критика основных положений теории
К представлению Пиаже о природе интеллектуальных возможностей и факторах их развития многие ученые отнеслись критически. В своем научном труде исследователь не отрицал социальной роли, но решающим считал биологический фактор.
По мнению психолога, благоприятные условия могут лишь ускорять смену стадий, но не более. В этом вопросе с ученым не соглашались Л. Выготский, М. Коул, Алексей Леонтьев и многие другие. Часто разногласия в ученых кругах вызывало разграничение возрастных периодов и этапов мышления.
Психолог считал, что возрастные рамки определены с точностью, однако их вариативность находится в зависимости от конкретной выборки ребенка. По Пиаже, формальный пласт логики становится доступным уже подросткам.
Но многие эксперименты других исследователей показали, что юноши и девушки зачастую не справляются с поставленными перед ними задачами.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М. Коула, Дж. Верча не противоречат научным воззрениям Пиаже в том, что формальная логическая стадия развития считается высшим звеном, однако психологи, в частности Даниил Эльконин, сомневались в том, что после 15 лет интеллект престает претерпевать изменения.
Ведь сложный навык или деятельность требуют постоянного совершенствования, а мышление молодого человека в корне отличается от логики опытного руководителя.
Предисловие автора ко второму изданию
Прием, оказанный этому маленькому сочинению, был в общем вполне благосклонным, что побудило нас переиздать его без изменений. Вместе с тем по поводу нашей концепции интеллекта было высказано много критических замечаний в связи с тем, что она связана с высшей нервной деятельностью и с процессом её формирования в онтогенезе. Нам кажется, что этот упрёк основан на простом недоразумении. Как понятие, «ассимиляции», так и переход от ритмических действий к регуляциям, а от них к обратимым вариациям требуют и нейрофизиологической, а вместе с тем и психологической (и логической) интерпретаций. Отнюдь не являясь противоречащими друг другу, эти две интерпретация, в конце концов, могут быть согласованы. В другом месте мы остановимся на этом существенном моменте, но ни в коем случае не считаем себя вправе приступать к решению этого вопроса, пока не будут завершены детальные психогенетические исследования, обобщением которых является эта маленькая книга.
Жан Пиаже. Октябрь 1948 года.
Стадии развития детского интеллекта
Стадии развития интеллекта (по Пиаже предполагается 4 уровня) описаны в когнитивной теории ученого. Изначально происходит формирование сенсомоторных структур, предполагающих обратимость действия.
Затем зарождаются дооперациональные представления, являющиеся основой для развития конкретных мыслительных операций, предполагающих системность действий. Зачастую они осуществляются при опоре на наглядные данные. И завершающим этапом выступает формальный пласт интеллекта.
Это период основан на гипотетико-дедуктивных рассуждениях. Согласно учению Пиаже, развитие является переходом от низшей ступени к высшей. Предыдущая стадия выступает основой для последующего уровня. В развитии происходит не замещение одного пласта другим, а их интеграция.
Каждый этап трансформируется в более совершенный уровень, который характеризуется уникальной структурой. Но у всех стадий имеются общие функциональные индикаторы. Для характеристики уровней ученым использовалась логическая модель.
Пиаже отмечал, что при анализе структур не используются какие-либо количественные измерения. Основой выступает качественная характеристика умственных способностей. Логическая модель являлась инструментом анализа психологической реальности.
Сенсомоторный период (0-2 года)
Посредством органов чувств и двигательной способности ребенок познает окружающий его мир, начинает устанавливать простейшие связи между своими действиями и последствиями.
Он осознает, что является отдельным субъектом. Но внутренний план детскому мышлению не доступен. Он может манипулировать только конкретными предметами.
Определяющий тест
В первую очередь ребенок понимает, что объекты остаются сохранными и изменяются во времени и пространстве. Если спрятать игрушку под покрывалом, к которой тянется 6-месячный малыш, то он остановится и утратит к предмету интерес, как будто игрушка престала существовать.
На основе опыта Пиаже умозаключил, что ребенок не обладает врожденным пониманием постоянства объекта и приобретает его в течение первого года жизни. Осознание постоянства, по мнению ученого, является медленным процессом.
И действие малыша — крупное достижение интеллекта на уровне сенсомоторного восприятия мира.
Период дооперациональных представлений (2-7 лет)
Стадии развития интеллекта по Пиаже включают дооперациональный уровень. С него начинается формирование детского внутреннего плана. Ребенок учится символизировать предметы. К примеру, карандаш представляется термометром, а крышка от коробки — лодкой.
Но некоторые явления детским сознанием не осмысливаются. К примеру, по мнению ребенка, предметов в одном ряду становится больше, если они расставляются с большими промежутками, а веревка становится короче, когда изгибается.
Определяющий тест
Пиаже показывал ребенку макет из трех гор. На каждом возвышении находился отличительный знак: дом, река и вершина, покрытая снегом. Детям раздавались фотоснимки, на которых возвышенности были сняты в разном ракурсе. Участник опыта должен был выбрать ту фотографию, на которой они изображены так, как он их видит.
Выбор был безошибочным. После этого на противоположную сторону сажалась кукла, и Пиаже просил выбрать изображение, исходя из того как его видит игрушка. И дети опять-таки выбирали прежнюю фотографию. Они не могли визуализировать картину со стороны другого предмета.
Второй опыт состоял в том, что ребенку показывалось два стакана, которые были наполнены водой до одинаковой отметки. Затем испытуемого спрашивали, считает ли он, что объем жидкости в двух емкостях одинаков, так как было важно осознание этого факта. Затем вода переливалась из узкого высокого стакана в широкий и низкий.
Обычно экспериментатор акцентировал внимание на своем действии. После этого участника спрашивали, одинаково ли количество жидкости в обоих стаканах. Обычно ребенок возрастом до 7 лет с подобной задачей на сохранение не справлялся.
Ребенок был уверен, что в одном из сосудов жидкости больше, так как отсутствует осознание сохранности предметов при его изменении на перцептивном уровне.
Дошкольник мыслит эгоцентрически, опираясь исключительно на личное восприятие. Он сосредоточен на настоящем моменте, фокусирует внимание только на показателях высоты жидкости, не учитывая форму стакана. Пиаже расценивает отсутствие сохранения как индикатор неспособности детского мышления к децентрации и построению логической цепочки.
Ученый подчеркивал, что ребенок начинает избавляться от эгоцентризма с расширением опыта и осознанием того, что его точка зрения является возможной, но не единственной. Это переход к децентрации психолог считал механизмом развития.
Период конкретных операций (7-11 лет)
На этом этапе ребенок не только используется символы, но и применяет их при решении логических задач. К примеру, проявляет способность к классификации предметов. Начинает осознавать сохранение вещества и обратимость операций.
Логические операции являются мыслительным действием, которое характеризуется обратимостью. К примеру, данное понятие применимо к вычитанию и сложению в математике. К обобщению детское мышление еще не готово.
Решив задачу про мальчика и яблоки, ребенок допускает ошибку при исчислении аналогичной задачи про девочку и груши, так как воспринимает условия как различные. Учащийся второго класса уже осознает, почему квадрат является разновидностью четырехугольника, а курица — птицы.
Но для взаимосвязи отношений между частью и целым требуется развитая логика, которая формируется позже.
Дети, достигшие конкретного мышления способны рассуждать о мире, в котором живут. Они в состоянии рассуждать о будущих событиях, строить догадки и проверять свои доводы.
Однако они могут судить только о конкретных объектах и социальных явлениях, которые наблюдают и проверяют. Абстрактное мышление отсутствует. Оно развивается на стадии формальных операций в возрасте 11—12 лет.
Определяющий тест
Дети, достигшие уровня конкретных операций, приходят к осознанию, что различия между схожими предметами можно подвергнуть измерению. В известном опыте Пиаже показывал две кривые линии: одна из них была выложена из 6 спичек, а другая — из 5. Ребенок мог понять, что первая фигура длиннее второй.
Переход от дооперациональной стадии к конкретно-операциональному мышлению происходит не сразу. Эта цель развития достигается путем накапливаемого годами опыта, манипулирования различными предметами и материалами в окружении ребенка, а также познанием их свойств.
Согласно Пиаже, дети приобретают более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.
Период формальных операций (после 12 лет)
На этом этапе подростку под силу мыслить конкретно и абстрактно.
Он в состоянии рисовать в воображении несуществующие объекты или мыслить по аналогии, осознавать суть метафорических значений, принимать точку зрения другого человека. Операции переходят во внутренний план.
Определяющий тест
Пиаже был проведен знаменитый опыт с маятником. Группе подростков был показан предмет, который висел на нитке. Надо было решить, что влияет на скорость колебания маятника.
Исследованию подвергалось изменение:
- уровня подвеса;
- массы мятника;
- высоты;
- силы, приложенной к маятнику.
Проблема могла быть решенной любым способом. Это гипотетико-дедуктивный пласт мышления, при котором применяется научный способ. При этом варьируется один показатель, остальные остаются неизменными.
Формальная стадия является завершающей. Она предполагает развитие абстрагирования, не зависящего от конкретики.
В поведении испытуемых ученым были отмечены следующие особенности:
- был составлен систематический план (решался вопрос, какова длина нитки и вес груза);
- велись точные и объективные записи полученных результатов;
- приведены логические доводы.
Подростки на интуитивном уровне понимали, что следует изменять один показатель маятника в определенный момент, так как при смене нескольких характеристик одновременно, они не смогут решить, какая из них вызвала изменения в скорости.