Наши психические познавательные процессы это то, что делает нас уникальными, отличными от животных. Они всегда работают сообща: наши ощущения позволяют составить впечатление о явлении, восприятие отражает действительность внутри нашего сознания, мышление привлекает к работе другие функции мозга и так далее. В этой статье я дам определение термину произвольное внимание и подробно объясню, что это такое в психологии, как оно влияет на наши представления об окружающем мире и как взаимодействует с психомоторными способностями человека.
Внимание как психологический термин
Конкретизация термина «внимание» вызывает у психологов ряд трудностей. Внимание невозможно изучать изолированно от других психических процессов. В гештальтпсихологии его вообще не рассматривают как самостоятельное явление, а используют для уточнения и более подробного описания общего состояния.
Внимание — это осознанная направленность на какой-либо предмет, явление или действие. Здесь может идти речь о чем угодно: кружке с чаем на рабочем столе, мысли о приближающемся выходном, ссоре с любимым человеком.
Фоном становится все остальное: оно размылось и потеряло ясность. Смотрим на кружку, а рядом стоящую тарелку не замечаем. Думаем о выходном и не можем сосредоточиться на работе.
Внимание выполняет следующие функции:
- контролирует ход и результативность деятельности;
- удерживает требуемую деятельность до тех пор, пока цель не будет достигнута;
- отбирает значимые раздражители и игнорирует несущественные.
Внешне- и внутренне-направленное внимание
Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.
Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.
Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.
Виды внимания: основная классификация
Виды внимания взаимосвязаны и не должны рассматриваться искусственно, как независимые друг от друга.
△ Природное внимание
Внимание дано от рождения и представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители или поступающую информацию. Оно обусловлено генетически.
Взгляд малыша останавливается на яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.
Основной механизм природного внимания называют ориентировочным рефлексом.
△ Социально обусловленное внимание
Формируется в течение всей жизни за счет воспитания, обучения, взаимодействия с социумом. Оно связано с волевой регуляцией и избирательным реагированием.
Например, это особое отношение человека к явлениям и предметам, относящимся к его культуре: книги, музыкальные инструменты, национальные блюда.
△ Непосредственное внимание
Такое внимание ничем не контролируется. Значение имеет только интересующий объект. Вызывается необычными явлениями (резким запахом, громким шумом, неожиданными изменениями).
Возникает при контакте со стимулом и удерживается самим объектом.
△ Опосредствованное внимание
Регулируется с помощью специальных средств: указательные знаки, жесты, маркеры, цветные закладки. Длительность и качество зависят не столько от стимула, сколько от воли и усилий человека.
△ Непроизвольное внимание
Наиболее простой вид внимания, возникающий под воздействием интенсивного раздражителя. Волевые действия в этом процессе участия не принимают. Его также называют вынужденным: не зависит от сознания.
Человек с непроизвольным вниманием недалеко уходит от собаки Павлова. Он живет с установкой «мне хочется», где внешнее владеет сознанием. Пример: думаем о выпечке из магазина и не можем сосредоточиться на делах.
△ Произвольное внимание
Внимание является результатом волевых усилий. Благодаря ему, мы не идем смотреть телевизор, а продолжаем заниматься составлением годового отчета своей фирмы.
Полный контроль за вниманием подразумевает активное сознание, рост и развитие.
△ Чувственное внимание
Связано с эмоциями и чувственными впечатлениями. Когда человек слушает музыку или смотрит фильм, он стремится пережить как можно более яркие сенсорные переживания. Вся его энергия мобилизуется именно в этом направлении.
△ Интеллектуальное внимание
Внимание сосредоточено на интенсивности мыслительных процессов. Ключевой объект — интересующая мысль. Внимание сейчас направлено не на действие, а на различные соображения в пользу того или иного из них.
Этот процесс может продолжаться довольно долго: до тех пор, пока субъект не остановится на одном из возможных вариантов дальнейшего развития событий.
Записывайте отвлекающие вас мысли и действия
Составьте список «not to do». Каждый раз, когда вы хотите проверить социальные сети, новостные ресурсы или же не можете избавиться от какой-то идеи, запишите это. Перенося эти мысли на бумагу, вы таким образом избавитесь от них. Однако если некоторые из них появляются снова, этот сигнал не стоит игнорировать — подумайте, почему вас тревожит тот или иной вопрос и как его нужно разрешить.
Основные характеристики внимания
У внимания есть определенные параметры и особенности. Во многом они характеризуют человеческие способности.
Характеристика №1. Переключаемость
Внимание может осознанно переключаться с одного объекта на другой. Эта особенность позволяет моментально ориентироваться в меняющихся ситуациях. Скорость переключения зависит от целого ряда условий: у всех она разная.
Если психика не может адаптироваться к разным видам деятельности, усталость накапливается моментально.
Ученые доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Характеристика №2. Объем
Объем внимания измеряется количеством объектов, способных быть охваченными вниманием. Для измерения применяют тахистоскоп. Он позволяет проецировать изображения в строго определенное время (в том числе и очень короткие промежутки).
Это характеристика индивидуальная, но средний ее показатель равен 5+2 (7 объектов). Увеличить объем возможно: для этого учатся группировать информацию по содержанию и смыслу.
Характеристика №3. Рассеянность
Человек переключает внимание с одного предмета на другие: невозможно длительное время концентрироваться на одном и том же. Такая способность называется рассеянностью. Она может быть подлинной и мнимой.
При мнимой переключаемость на другое происходит тяжело. Связано это со слишком большой «зацикленностью» на одном событии или объекте. Остальные предметы просто не замечаются. Итог: субъект замыкается и создает себе массу проблем.
Подлинное распределение выражено слабой интенсивностью внимания.
Характеристика №4. Распределение
В сознании может удерживаться несколько объектов сразу. Хоть человек и способен одновременно выполнять только один вид осознанной психической деятельности, субъективно это ощущается как несколько.
Все дело в молниеносном переключении с одного на другое.
В некоторых ситуациях индивид все же выполняет сразу 2 вида деятельности (например, вяжет и смотрит фильм). Здесь одно из действий доведено до автоматизма и не требует от него пристального внимания.
Характеристика №5. Колебания
Колебания чаще происходят у людей с устойчивым вниманием. Это кратковременные усиления или ослабления способностей. Измеряются во временном промежутке от 6 до 12 секунд.
Характеристика №6. Устойчивость
Способность в течение продолжительного отрезка времени удерживать внимание на одном объекте. Устойчивость тесно связана с особенностями нервной системы и зависит от состояния организма в целом.
Характеристика №7. Концентрация
Сосредоточенность на одном объекте при отвлечении от других называется концентрацией. При умении сосредоточиться на определенном виде деятельности можно достичь высокой продуктивности.
Максимальный уровень концентрации проявляется в критические моменты (при возникновении возможной опасности).
Характеристика №8. Отвлекаемость
Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны действовать внешние раздражители.
По статистике отвлекаться субъект начинает через 20 минут производительного труда.
Что такое произвольное внимание у детей
Несмотря на то что длительный интерес не доступен для малышей до их поступления в школу, где начинается серьезная подготовка, уже в младенчестве можно увидеть зачатки познавательного процесса. Например, в тот момент, когда взрослые показывают ребенку яркую игрушку, он внимательно следит за ней взглядом. Этот показатель является одним из ключевых в определении степени психического развития в первые месяцы жизни.
Через пару лет формирование навыка становится более активным, а к 4-5 годам малыш может выполнять инструкции воспитателя или родителя во время обучения. На этом этапе важным остается поддержание интереса ребенка и вовлечение этого процесса в игровую деятельность. К моменту поступления в школу волевые навыки развиваются достаточно для того, чтобы школьник мог самостоятельно определять для себя цель, давать инструкцию к ее достижению и составлять некую программу.
Временной промежуток, на протяжении которого дети способны удерживать сосредоточенность на конкретном деле, гораздо меньше, чем у взрослых. Поэтому крайне важно учитывать возрастные особенности и не предъявлять слишком высокие требования. Даже самая увлекающая игра не заинтересует трехлетку больше, чем на 20 минут, как и занимательный урок не удержит ребенка за партой дольше, чем на 45 минут.
Формирование
Чтобы научиться сосредотачиваться на чем-либо, недостаточно одних желаний или талантов – если речь идет о маленьком ребенке. Гораздо более важной оказывается подготовительная работа, проводимая взрослыми. Помочь быстрее освоить новый навык могут несколько ключевых факторов:
- Умение группировать по виду, цвету, форме, другим показателям (они зависят от возраста).
- Четкое обозначение правил игр, а также ее начала и завершения.
- Последовательные инструкции, даваемые воспитателем или родителем.
- Дозирование нагрузок с учетом возрастных особенностей психики.
Важно также правильно организовать тренировочный процесс, особенно если он строится одновременно с группой детей, как происходит в детском саду. Педагог должен быть не только настойчивым в своем стремлении обучить, но и последовательным, логичным, гибким. Индивидуальный подход – вот залог успешного усвоения предлагаемого материала.
Развитию волевых качеств способствует также физическое воспитание. Именно спортивные занятия и игры впервые учат детей целеустремленности, следованию правилам, воспитывают самостоятельность и активность. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право совершать ошибки, отвлекаться. Процесс должен быть постепенным и аккуратным, а не жестким и агрессивным. Ощутимые плоды приносят регулярные занятия и совместная работа воспитателей и родителей.
Проблематика внимания
Внимание все время собирается и дробится: его переключение каждую минуту — нормальное свойство нервной системы. В моменты переключения организм выделяет гормоны удовольствия, как бы поощряя нас за такие действия.
СДВГ у взрослых – что это? Большая статья + практические выдержки из книги “Почему я отвлекаюсь” Джона Рэйти и Эдварда Хэлловэлл
О кризисе управления вниманием говорит синдром дефицита и гиперактивности (СДВГ). Люди с такой особенностью не могут доводить дела до их логического завершения. Когда интенсивность переживаний спадает, они забывают о намеченных целях.
Условия современного мира заставляют человека стремиться к многозадачности: в надежде все успеть, мы делим свое внимание на несколько процессов.
Так диплома о высшем образовании становится уже недостаточно: информация настолько быстро обновляется, что приходится учиться постоянно (иначе рискуешь утратить свою квалификацию).
Инструмент для развития внимания|Пример из личного опыта
Лично для меня инструментом по развитию внимания и тренировке своих ментальных навыков с одновременным поддержанием физической активности стали занятия по вольному письму или фрирайтингу, который представляет собой процесс написания текста на листе бумаги или печать на компьютере, в течение некоторого промежутка времени.
Конечно, польза для физического тела совсем невелика, но все равно, даже простой процесс нажатия кнопок на клавиатуре и сидения на стуле перед монитором компьютера требует расходования некоторого количество физической энергии.
Главная же польза для развития моего внимания находится в области ментальных навыков, которые получают развитие в ходе каждого сеанса фрирайтинга. Получается так, что нужно одновременно держать в поле своего зрения как сам процесс поиска необходимых букв на “клаве”, так и процесс возникновения мыслей в голове и воспроизводства их в виде текста.
В ходе тренировки мое внимание становится одновременно распорядителем и регулятором всех происходящих процессов. Кроме того, оно играет роль движущей силы, обеспечивающей данные процессы необходимыми энергетическими ресурсами.
К сожалению, я не владею слепым методом набора текста, поэтому приходится печатать уткнувшись взглядом в кнопки на клавиатуре. Поэтому, когда через некоторое время мое внимание концентрируется только на этом моменте и упускает из виду то, что происходит на экране монитора, постепенно теряется мысль повествования.
Когда же стараюсь сосредоточиться на своих мыслях, которые необходимо облечь в читаемый и понятный текст, то сразу падает скорость печати. Так что приходится учиться навыку одновременной концентрации внимания и его распределения между объектами наблюдения, что постепенно приводит к некоторому увеличению объема моего внимания.
Данная практика, которая мне очень нравится, приведена мной только для того, чтобы более наглядно показать процесс взаимодействия между наблюдателем и объектом его интереса посредством силы собственного внимания. Подобных инструментов существует огромное множество, подробное рассмотрение которых займет достаточно много времени.
Как развивать внимание?
Основная цель внимания — выцепить конкретные фигуры на общем фоне. Но существует и противоположная ситуация: фигуры отсутствуют, все внимание необходимо сосредоточить на фоне.
Когнитивные тренажеры
Сегодня существуют специальные разработки для развития когнитивных способностей. Компьютерная программа предлагает пользователю выполнять различные упражнения для концентрации внимания и развития логического мышления. Чаще всего они составлены в игровой форме, поэтому привлекают внимание как взрослых, так и детей.
Тренажеры для мозга. Удивило, но это работает!
Мозг человека обладает нейропластичностью: он способен изменяться на протяжении всей жизни. Однако важно понимать, что когнитивные тренажеры развивают только тот навык, на который направлены. Гения из человека они не сделают.
Тренажеры дают хорошие результаты в начале: стимулируют спящие зоны коры головного мозга. Однако как только мозг «разгадал загадку», наступает привыкание. Процесс игры продолжается, но никак не переносится в реальную жизнь.
Формальные практики
Формальная практика — это медитация, для которой отводится специальное место и время. В такие моменты человек занят просто «бытием» здесь и сейчас.
Психологи называют медитацию действенным инструментом в работе с вниманием. Однако занятия йогой или цигуном накладывают определенные рамки: не все люди готовы к процессу трансформации.
Неформальные практики
В неформальных практиках применяются разнообразные метафорические тренинги. Реальные жизненные ситуации преподносятся в игровой форме, что обеспечивает хорошую эмоциональную встряску. Но без системной работы методики не имеют смысла.
Объектом для такой практики может стать любая ваша активность в течение всего дня. Приведем примеры самых простых манипуляций, которые при желании превращаются в объект психологической терапии:
- чашка чая или кофе (прислушайтесь к ощущениям от глотания);
- контрастный душ (почувствуйте прикосновение воды);
- дорога на работу (обратите внимание на погоду и все, что происходит вокруг);
- обед или перекус (отложите в сторону гаджеты).
Волевые методики
Психонетика направлена на результат и творчество. Ключевую роль играет регулярность проводимых сеансов. Основная задача психонетики — использование ресурсов сознания. В ее рамках развивается подход по целенаправленному использованию рафинированных форм мышления и других психических функций.
На генетическом уровне человек наследует не только черты характера или болезни, но и определенные модели поведения. То есть чтобы избавиться от клейма неудачника, важно разобраться не с самим конфликтом, а с наследственными причинами такого поведения.
Что получает внимательный человек?
Освоив навык управления вниманием, мы получаем ключ к достижению совершенства в любой сфере.
Особенно ярко это проявляется в следующих областях:
- живопись;
- музыка;
- экстремальный спорт;
- скорочтение;
- архитектура;
- предпринимательство;
- реклама;
- менеджмент;
- программирование.
Внимательные люди умеют замечать любые изменения и фиксировать их в своей голове. Творческие натуры способны составить подробное описание человека после мимолетной встречи с ним.
Внимательность идет рука об руку с наблюдательностью. Очевидцы одного происшествия описывают его совершенно по-разному. Профессиональная точка зрения сильно разнится с мнением дилетанта, который не способен выделить целый ряд мелочей.
Теории внимания
Существующие теории внимания объединяют в несколько групп — в зависимости от того, что конкретные ученые ставят в центр этого понятия.
На основании проведенных исследований внимание рассматривали как:
- результат ограниченности объма сознания;
- эмоциональную составляющую;
- особую способность духа;
- усиление нервной раздражительности;
- результат двигательного приспособления.
Теория Вильгельма Вундта
В основе теории лежит метафора зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимается та информация, которая находится в зафиксированной точке. Менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения или на его периферии.
Вундт задумывался о том, как разграничить внимание и сознание. Внимание, по мнению ученого, это психический процесс, происходящий при более ясном восприятии.
Вундт измерил объем сознания: он равен шести сложным элементам. Для этого использовались мелодические ряды, включающий разное количество тактов. При прослушивании испытуемые определяли — одинаковые они или нет.
Психолог предположил, что в фокусе внимания находится только такт, воспринимаемый в данный момент. Все остальные удерживаются ассоциативными связями.
Теория Эдварда Титченера
Э. Титченер разделял мнение Вундта, но дополнил его схематическим изображением метафоры волны. У внимания прерывистый характер: в один момент лишь один факт способен достичь «гребня волны».
Ученый разделил виды внимания по степени их произвольности. Первичное внимание непроизвольно, вторичное — является активным и включает в себя конфликт между волевым усилием и деятельностью первичного внимания, пытающегося завладеть ситуацией.
Теория Уотсона Джеймса
Джеймс интересовался проблемой колебания внимания. Он полагал, что уже через несколько секунд внимание переключается на иные грани конкретного объекта либо вообще переходит на другой. Если индивид успешно справляется с задачей развития объекта своего внимания, можно говорить о гениальности.
В работах ученого часто встречается термин «преперцепция». Под ним понимается мысленное ожидание наступающего явления.
Моторно — эмоциональная теория Теодюля Рибо
Т. Рибо называл внимание «господством одной идеи в сознании», которая сопровождается естественным или искусственным приспособлением индивида. Внимание стремится к единству сознания, а значит, противоречит обыденному течению жизненных процессов.
Француский психолог выделил 3 вида физиологических элементов внимания — сосудистые, дыхательные и мимические. Психологическая составляющая внимания тесно связана с физиологической.
Моторная теория Ланге
Николай Николаевич Ланге — основоположник концепции волевого внимания. Внимание он понимал как реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия.
Для ученого было важно разграничить внимание с другими приспособительными реакциями.
Внимание Ланге классифицировал на рефлексивное, инстинктивное и волевое.
- Рефлексивное внимание лишено эмоциональной составляющей и происходит автоматически (зажмуривание при ярком свете, зевание).
- Инстинктивное — представляет собой приспособление. Определяется эмоциональным состоянием (удивление, восхищение).
- При помощи волевого внимания мы воспринимаем все, что тесно связано с памятью (рисование без опоры на готовый образец).
Доминанта сознания А. А. Ухтомского
Доминанта сознания, положенная в основу теории внимания, — это фокус возбуждения в нервной системе, который определяет поведение человека в конкретный период времени. Так оно становится осознанным и направленным.
Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Различные виды деятельности могут как активизировать, так и тормозить нервные возбудители.
Теория внимания Павлова
В коре головного мозга имеется очаг возбуждения, являющийся безусловным ориентировочным рефлексом. Он тормозит соединение областей коры, и за счет этого вся психическая деятельность направляется на один объект.
Иван Петрович Павлов впервые ввел понятие ориентировочного рефлекса. Любое изменение обстановки у человека проявляется рядом избирательных реакций. Это наблюдается в поворотах головы (в сторону нового объекта), изменении дыхания, сосудистых реакциях.
Модель ранней селекции Джима Бродбента
Английский психолог Д. Бродбент первым разработал целостную теорию внимания. Он основывался на тезисе о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью нервной системы, выступающей для нее каналом. Внимание связано со смыслом сообщения.
Модель ранней селекции Энн Трейсман
На ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но никак не обрабатывается. Позже она подвергнется еще одной селекции по смысловым признакам. Прежде чем анализировать сигнал, мозг принимает решение о том, что ему необходимо.
Модель внимания Энн Трейсман
Теория гибкой селекции придерживается тезиса о том, что система обработки информации обладает не одним, а несколькими фильтрами. Если сейчас нечего обрабатывать, фильтры находятся в состоянии покоя.
Задача решается путем последовательной переработки на разных стадиях:
- с помощью органов чувств (сенсорное восприятие);
- перцептивные признаки;
- через ассоциации;
- сквозь призму личного смысла.
Модель поздней селекции Д. и Э. Дойч
Супруги Дойч усомнились в существовании механизма ранней селекции. Они выдвинули гипотезу о том, что поток информации для переработки ограничивается не на входе, а на выходе — на стадии осознания и принятия решения.
На сознательном уровне перерабатывается минимальный процент получаемой информации. Ее большая часть минует уровень сознания.
Ранняя селекция производит отбор на основе физических признаков, а поздняя — на основе значимости и уместности.
Модель поздней селекции Дональда Нормана
Мнение читы Дойч поддерживал Д. Норман при помощи блока уместности. Он определял уровень ожиданий и совпадений субъекта и таким образом из общего потока выделял то, что будет им воспринято.
Норман дал объяснение проблемы иллюзорного восприятия. Из-за недостаточной сенсорной информации система может выдать неверное решение. Пример: мы долго стоим на остановке и ждем автобус. В какой-то момент мы принимаем за желаемый транспорт подъезжающий грузовик.
Модель внимания Ричарда Шиффрина
Шиффрин рассматривал психику как совокупность автоматических процессов переработки информации.
Психика берет в учет огромное количество стимулов, перерабатывает их автоматически, не успев довести до сознания. Например, человек «на автомате» принимает различные позы или демонстрирует жесты.
Ресурсная модель внимания Даниэля Канемана
Ученый рассматривал внимание как умственное усилие. Любая задача требует от субъекта определенного внимания. Эффективное выполнение гарантировано только с его помощью.
Чем сложнее сложнее задача, тем больше ресурсов внимания затрачивается. Если при выполнении работы ресурс израсходован не полностью, он послужит «дополнительной мощностью системы».
Если ресурса внимания сейчас не хватает, объект с заданием не справляется.
Модель внимания Ульриха Найссера
Найссер указывал на значение активности в акте внимания. Акт внимания — это результат выбора. Мы выбираем, что хотим увидеть, съесть или сделать. Акт внимания определяется познавательными схемами. Они позволяют понять степень готовности к восприятию определенной информации.
Вся информация перераспределяется в рамках перцептивного цикла. На первом этапе запускается процесс восприятия и определяется конкретный фрагмент реальности. Найссер внимание связывает с цикличной организацией деятельности.
В научном эксперименте задействовали два фильма. По сюжету они были одинаковыми: игроки двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч.
В этой же ленте неожиданно появлялась девушка с раскрытым зонтом. Зрители без опыта распределения внимания никак не могли на нее отреагировать: они были поглащены процессом игры.
Теория Л. С. Выготского
Лев Семенович Выготский вплотную занялся проблемой перехода непроизвольного внимания к произвольному. Развитие внимания он связывал со способностью совладеть с собственным поведением.
Внимание ученый рассматривал в двух плоскостях — как природное и продукт культурного развития.
Чтобы решить задачу, необходимо обратить внимание на существенный признак, а затем установить связь между ним и ключевым объектом.
Теория П. Я. Гальперина
Петр Яковлевич Гальперин считал внимание внутренним контролем за поведением и рассматривал его как действие, доведенное до автоматизма. Любое действие состоит из собственно психической и исполнительной частей. Последняя и является вниманием.
Контроль в процессе внимания осуществляется при помощи критерия меры или образца. Это дает возможность для сравнения: что хотели получить и что получили в итоге.
Концепция установки Дмитрия Николаевича Узнадзе
Концепция установки — попытка объяснить активность живого организма и его взаимоотношения с окружающей средой.
Чтобы установка сработала, требуется одновременное выполнение сразу двух условий — потребность и объективная ситуация.
Установка лежит в основе поведения и предшествует нашим действиям. Она развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.
Модель внимания в когнитивной психологии
Дональд Бродбент сравнивает функционирование внимания с работой фильтра, отбирающего информацию. Так наша психика защищается от перегрузки.
Блок переработки одновременно пропускает не более шести единиц информации. Этап обработки можно разделить на две стадии:
- сенсорная (все сообщения проходят одномоментно и без приград);
- повторная (без потерь проходит одно сообщение).
Две стадии разделены фильтром, работающим по принципу «всё или ничего». Если сейчас идет обработка определенной информации, в это время другая уже не пропускается.
На внимание влияет ряд факторов, каждый из которых может сказаться на результате деятельности как в положительную, так и в отрицательную сторону. Внимательному человеку проще продвигаться по карьерной лестнице и налаживать контакты с другими людьми.