Как анализировать свои чувства, чтобы не повторять прошлых ошибок и разобраться в настоящем


Что такое рефлексия

Это размышлениеРефлексия / Новая философская энциклопедия о своих чувствах, анализ собственных действий и их причин через разговор с самим собой. Оценивать можно как прошлое, так и настоящее. Впервые о рефлексии и её важности заговорили ещё античные философы. Сегодня же термин применяется в психологии и педагогике.
Китайская придворная дама за созерцанием и размышлением. Авторство приписывают художнику Гу Кайчжи. Изображение: Wikimedia Commons

Способность к рефлексии проявляетсяРефлексия / Большой психологический словарь в младшем школьном возрасте, и у подростков самоанализ занимает центральное место в выборе поведения и саморазвитии. А вот взрослые далеко не всегда находят время для таких размышлений.

Рефлексия как умственная способность человека.

«Рефлексия» – обращение назад (от лат. reflexio – внутренняя сторона залива,

обращенная к морю и отражающая его волну). Это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (, ). Развитая рефлексия раскрывает человеку совершенно новые возможности в овладении собственным поведением, обретении свободы от собственных страстей и внешнего социального давления, становлении его авторской позиции в отношении свой жизни.

Выделяют несколько видов рефлексии в зависимости от того, какое место она занимает в ходе деятельности человека: ситуативную, ретроспективную и перспективную. Ситуативная рефлексия ( рефлексия – в — действии) обеспечивает непосредственную включенность в ситуацию, координацию и контроль за деятельностью в соответствии с целью и меняющимися условиями. Ретроспективная (рефлексия – после — действия) позволяет осуществить анализ выполненных действий и прошедших событий для выявления достижений и ошибок (с целью коррекции своего поведения в дальнейшем). Перспективная (рефлексия – до – действия) дает возможность осуществить мысленное планирование, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов и следствий своих поступков. В программе «Ладья» чаще всего используется ретроспективная рефлексия.

Предметом рефлексии могут самые разные области человеческого бытия: мышление, совершенное действие, общение, ценности, направленность, качества и особенности личности. В целом, информация о том, что может быть предметом рефлексии в каждом конкретном случае жизни или в конкретной развивающей ситуации занятия, представлена на рисунке № 8.

Рисунок № 8 . Направленность рефлексии.

Трудно представить себе упражнение, игру или даже целое занятие, которое потребует рефлексии во всех обозначенных выше направлениях. Чаще всего выделяется одно-два направления, принципиально важные для данной развивающей ситуации, интеграции полученного в упражнении (игре, занятии) опыта. Направленность рефлексии определяется задачами упражнения, его местом в общей структуре занятия, целью занятия в целом.

Рефлексия – процесс, который имеет не только направленность, но и глубину. Первый, поверхностный уровень – рефлексия чувств. На этом уровне целесообразно останавливать рефлексию только в том случае, если упражнение или все занятие было специально направлено на развитие способности осознавать свои эмоции и переживания. Во всех остальных случаях рефлексия чувств – запускающий механизм дальнейшей рефлексивной работы. Рефлексия результата важна для упражнений продуктивного, проектного или творческого характера, итогом которых должен стать продукт. Рефлексия процесса выводит на осознание примененных способов действия, помогает осознать сильные и слабые стороны выбранных поведенческих стратегий. Рефлексия ценностей – это предельный уровень рефлексии, позволяющий увидеть смысл произошедшего или происходящего, соотнести свои эмоции, действие, его результат и процесс со своими ценностями. В целом, общее представление о существующих уровнях рефлексии схематически представлено на рисунке № 9.

Рисунок № 9. Уровни (глубина) рефлексии

Почему рефлексировать полезно

Потому что так можно осознатьG. Di Stefano, G. P. Pisano, F. Gino, B. R. Staats. Making Experience Count: The Role of Reflection in Individual Learning / Harvard Business School Working Paper свои прошлые ошибки и больше не совершать их в будущем. А ещё рефлексия даёт шанс разобраться с реальными чувствами и желаниями. Размышляя о прошлом, мы способныS. Ayan. 10 Things You Don’t Know about Yourself / Scientific American понять бессознательные мотивы своего поведения и скорректировать их. Например, найти дело, которое действительно нравится, вместо навязанного кем‑то занятия.

Работа над ошибками помогает стать эффективнее. Исследование Гарвардской школы бизнеса показалоG. Di Stefano, G. P. Pisano, F. Gino, B. R. Staats. Making Experience Count: The Role of Reflection in Individual Learning / Harvard Business School Working Paper, что рефлексирующие сотрудники кол‑центров работают на 23% лучше тех, кто не размышляет о себе. Первые быстрее понимали, что от них требуется, и увереннее принимали решения.

Наконец, прислушиваясь к себе, мы учимся прислушиваться и к другим, что помогает лучше понимать собеседников и определять их чувства.

Интересные способы проведения рефлексииматериал на тему

Интересные способы проведения рефлексии в начальных классах. (из опыта работы Гопанович О.С.)

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский Понятие рефлексии. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.Слово рефлексия происходит от латин¬ского reflexior — обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самооблада¬ние, самопознание. Это форма теоретичес¬кой деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трак¬тует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогичес¬кой науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Классификация рефлексии. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефлексия. 2. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. 3. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия . 4. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 5.По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. 5. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная

Функции рефлексии в педагогическом процессе:

1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4. Коммуникативная 5. Смыслотворческая 6. Мотивационная 7. Коррекционная.

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли

Этапы обучения рефлексии

1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы

Рекомендации.

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Приёмы рефлексии. Рефлексия деятельности. • Что на вас произвело наибольшее впечатление? • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? • Что нового вы узнали на уроке? • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше? * что я делаю? * зачем я делаю? * как я делаю? * что нового я узнал? * каким способом я это узнал? * чему я научился?

«Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня» На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

«Мишень» Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся.

«Дерево предсказаний» Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» — обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

«Градусник» Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

«Яблоко и стрелы»

«Ступени» С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

«Пик взаимопонимания» Настроение изображено в виде ступеньки .Первая — настроение крайне скверное. Вторая — плохое. Третья — хорошее. Четвертая — уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

«Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Мордашки» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

«Солнышко» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.

«Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

«Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

“ Пятерочка — 1 “ Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.

“ Пятерочка — 2“ Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» — не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

”Слон” Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза — внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

«Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

«Дело в шляпе» Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

«Плюс – минус – интересно» Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.

“+” “–” “?”

В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

«Синквейн» Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

«Ключевые слова» На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

«Экспертная комиссия» В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

«10 баллов» Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10

«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

«Завтра контрольная» Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.

«Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. «Бортовой журнал» От (англ. Log) — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

«Двухчастный дневник» В одной графе – предмет рефлексии, в другой — комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

Работа Результат

«Письменное интервью» Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

«Комплимент» Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Кластеры» Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

«Букет настроения» В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — голубой».

Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

Эмоционально – художественная рефлексия. Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Эмоционально – музыкальная рефлексия. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

«Что ты чувствуешь сейчас?»

Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.

«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: — каша в голове — ни в зуб ногой — светлая голова «Острова» Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

А.М.О. «Ресторан» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: — Я съел бы еще этого… — Больше всего мне понравилось… — Я почти переварил… — Я переел… — Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам. Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

А.М.О. «Мухомор» На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …» • передачей содержания • возможностью задавать вопросы • психологической атмосферой в группе • раздаваемыми рабочими и информационными материалами • организацией отдыха До начало работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель) Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов. Примечание: этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной.

А.М.О. «Химс»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 15 мин. Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры. Проведение: Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

• Хорошо… • Интересно… • Мешало… • Возьму с собой…

Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

А.М.О. «Все у меня в руках» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки Численность: Все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры. Проведение: Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев: • Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать; • Указательный – здесь мне были даны конкретные указания; • Средний – мне здесь совсем не понравилось; • Безымянный – психологическая атмосфера; • Мизинец – мне здесь не хватало. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

А.М.О. «Уборка в доме» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. Время: 15 мин. Численность: Все ученики Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

Литература 1. Абрамов А., Бим-Бад, Б., Громыко, Ю. Что такое базовый компонент [Текст] / А.Абрамов, Б. Бим-Бад, Ю. Громыко // Учительская газета.– 1988. – 17 дек. (№149) .– C. 2. 2. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102. 3. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999.– № 1-2. –C. 35-54. 4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория — практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1993.. 5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10. 6. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26. 7. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1983. – С. 352. 8. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114. 9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. [Текст] / Г.П. Щедровицкий – М.: Школа культурной политики, 1995.– С. 133-138. 10. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г 11. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8 12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81. 13. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2000.-№4. 14Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/ 2. Фестиваль педагогических идей https://festival.1september.ru/ 3. Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru/ 4. Сайт «Мой университет»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
  • Дать представление о классификации рефлексии.
  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мероприятия

Подготовка к мастер-классу.

  1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
  2. Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
  3. Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Моя цель: Слайд 2

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

А Ваша цель? (ответы)

Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым Слайд 4

нужным Слайд 5

а главное, успешным. Слайд 6

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Слайд 7. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это«разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 8.

  1. физическую (успел – не успел);
  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает: Слайд 9

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень); б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Слайд 10 Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
  • Слайд 11. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
  • Слайд 12. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Слайд 13. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

  1. Слайд 14 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
  2. Слайд 14 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  3. Слайд 15 «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Рефлексия деятельности.Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  1. Слайд 16 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
  2. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  3. Слайд 17 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  4. Слайд 18 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
  5. Слайд 19 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 20

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Слайд 21«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 22 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Слайд 23 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие Знал Узнал Хочу узнать

Слайд 24 Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 25. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

У вас две две карточки: зелёная и жёлтая.Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса. Слайд 22.

Зачитывают синквейны.

Всем большое спасибо!

Таблица для слушателей.

Понятие Знаю Узнал Хочу узнать
Рефлексия

Источники:

  1. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки
  2. it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334
  3. А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
  4. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  5. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93

Поделиться… Мне необходимо поработать над собой

У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.

Я могу находить решения с помощью учителя

Когда рефлексия становится чрезмерной

Иногда рефлексия может занимать слишком много места в жизни и превращаться в самокопание. В таком случае человек всё время посвящает размышлениям о себе, своём прошлом, нынешнем положении и будущем. Например, постоянно прокручивает в голове ситуации двухлетней давности, придумывая идеальный порядок действий.

Такая рефлексия приводит1. S. Nolen‑Hoeksema, A. McBride, Larson, J. Rumination and psychological distress among bereaved partners / Journal of Personality and Social Psychology 2. J. J. Park, M. L. Millora. The Relevance of Reflection: An Empirical Examination of the Role of Reflection in Ethic of Caring, Leadership, and Psychological Well‑Being / Journal of College Student Development к ухудшению психического состояния. Возможная причина — неправильный подход к самоанализу. Например, если человек постоянно задаётся вопросом «почему?», то, скорее всего, будетE. Watkins. Adaptive and maladaptive ruminative self‑focus during emotional processing / Behaviour Research and Therapy концентрироваться на всех проблемах сразу. От такой рефлексии вряд ли станет лучше.

Результатом длительного самокопания могут бытьK. Toros, M. C. LaSala. Child protection workers’ understanding of the meaning and value of self‑reflection in Estonia / Reflective Practice циклические негативные мысли. Они раз за разом заставляют человека переживать боль, страх, отчаяние и другие неприятные эмоции. Подобное состояние может привести к длительной и тяжёлой депрессии.

Как научиться рефлексировать

Чтобы рефлексия не превратилась в самокопание, нужно размышлять о себе правильно. Вот что можно сделать:

  1. Начните с малого: не обязательно проводить за самоанализом часы. ПопробуйтеG. Di Stefano, G. P. Pisano, F. Gino, B. R. Staats. Making Experience Count: The Role of Reflection in Individual Learning / Harvard Business School Working Paper начать с 10–15 минут. В целом этого уже вполне достаточно, чтобы ощутить положительные эффекты рефлексии. Можно постепенно увеличивать время, главное — не слишком увлекаться.
  2. Подумайте о чём‑то полезном или хорошем. Например, распланируйте завтрашний день или вспомните сегодняшние успехи. Если вы столкнулись с неудачей, порассуждайте, чему вас научила эта ситуация.
  3. Определите, как вам удобнее рефлексировать. Например, у вас лучше всего получается думать, когда вы гуляете по парку или лежите с закрытыми глазами в тишине. А может, вам проще вести дневник или общаться с психологом. На самом деле, неважно, где вы будете размышлять. Рефлексия в вагоне метро по дороге на работу ничем не хуже самоанализа в спокойной обстановке.
  4. Не расстраивайтесь и не торопитесь всё бросить, если не получается усидеть на месте или разобраться в происходящем. Это нормально, когда вы чего‑то не знаете или не понимаете. Главное — не зацикливайтесь на том, правильно ли вы рефлексируете.
  5. Помните, что ваше восприятие не может быть полностью объективным. Люди склонныS. Ayan. 10 Things You Don’t Know about Yourself / Scientific American видеть себя лучше, чем есть на самом деле. Учитывайте это, когда будете думать о своих поступках, и постарайтесь быть честными с самими собой. Только тогда рефлексия принесёт пользу.
  6. Задавайте себе правильные вопросы. Вместо «почему?» и «кто виноват?» лучше спросите «что происходит?» и «какие варианты у меня есть?» Это поможет реально разобраться в проблеме и сделать выводы, а не бесконечно переваривать последствия.
  7. Попробуйте думать о себе со стороны, как будто размышляете о другом человеке. Выход за пределы своего «я» (мысленно, без всякой мистики) может помочьE. N. Carlson. Overcoming the Barriers to Self‑Knowledge: Mindfulness as a Path to Seeing Yourself as You Really Are / Perspectives on Psychological Science лучше понять себя. Например, это позволитJ. S. Moser, A. Dougherty, W. I. Mattson et al. Third‑person self‑talk facilitates emotion regulation without engaging cognitive control: Converging evidence from ERP and fMRI / Scientific Reports вам менее эмоционально относиться как к своим положительным, так и отрицательным качествам.

Приемы развития рефлексии

Рефлексия – формируемая способность. И его развитие происходит только в том случае, если в процессе деятельности человека создаются ситуации, требующие остановки, возращения назад, анализа совершенного. В процессе занятий необходимо систематически создавать ситуации, запускающие рефлексивные размышления, а в конце каждого занятия выделять время на специально организуемую рефлексию. В качестве приемов, способствующих развитию рефлексивной способности, по ходу занятий могут быть использованы:

Проблемные ситуации при введении нового понятия, новой задачи работы группы на определения границ «знаю — не знаю», «умею – не умею», акцент на то, что необходимо узнать, осмыслить для того, чтобы незнание превратилось в знание. Например:«Оказывается, что я что-то не знаю и чего — то не умею!» « Я смогу разобраться в этом, если…». Задания и игры на рассмотрение явления, поступка с разных позиций или ролей. Например, сомневающийся, критик, знаток, ученик, экспериментатор, управляющий, смотрящий со стороны; « тот, который хочет …». Упражнения с рефлексивными остановками «Остановись и подумай!» (ответы на вопросы: «Что ты делаешь?», «Каким образом делаешь?», «Зачем?» и «Какой пункт плана мы сейчас реализуем?» и т. п.). Поощрение спонтанных рефлексивных высказываний, обращение на них внимания («Я потерял нить доказательства…», « А я делал так — то и так — то…», «Здесь мне все ясно, а здесь – нет…») Побуждение к самооценке результатов деятельности («Получил ли ты именно те результаты, которые ожидал? Почему получилось иначе?») Задания на воображение «Слушая текст, постарайся представить события, которые в нем описываются». Задания на прогнозирование : «Что будет дальше?», «О чем этот текст (определение темы только по названию текста)?» Использование магнитофона или видео камеры для записи деятельности участников с последующим анализом происходящего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]